Электронный журнал Философская мысль - №10 за 2017 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 10, 2017
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 25-10-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2017
Социальная философия
Тюгашев Е.А. - Философия как социокультурный феномен c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.24144

Аннотация: Объектом исследования выступает феномен философии, который в социальной философии традиционно описывается как форма общественного сознания, а в последнее время - как самосознание культуры. Эти описания предложено соотносить как социоцентризм и культуроцентризм в интерпретации феномена философии. Культуроцентристская интерпретация философии представляется проблемной ввиду того, что, во-первых, часто усматривает возникновение философии только в отдельных культурных центрах, во-вторых, используя понятие культуры как системы программ, не раскрывает механизма формирования самосознания у этой системы программ. Поэтому актуальны критическая рефлексия культуроцентризма и его совмещение с позицией социоцентризма в описании философии как социокультурного феномена. Дилемма социоцентризма и культуроцентризма разрешается на основе использования социокультурного подхода в его рефлексивной интерпретации. Данная интерпретация опирается на общественно-историческую трактовку культуры как конкретно-исторического варианта развития общества и предлагает представление общества как ансамбля взаимодействующих культур, а социокультурного — как социального в культурном разнообразии. Проведенный анализ концепции философии как самосознания культуры позволил сделать вывод о том, что формирование самосознания такого субъекта с необходимостью осуществляется в рамках внешней рефлексии культур, т. е. в комплексе взаимодействующих этносоциальных организмов. В практической деятельности по социокультурной медиации возникает практическая, повседневная философия. Для комплекса социальных организмов, составляющих цивилизацию, профессиональные философы фиксируют в абстрактно-всеобщей форме основания мироустройства в том виде, как они освоены в цивилизационном опыте. Профессиональная философия является самосознанием и рефлексией не просто локальных культур, а культур, притязающих на достижение масштаба мировых цивилизаций. Это обстоятельство объясняет существование центров возникновения философии, а точнее, институционализированной профессиональной философской деятельности в контактных зонах крупнейших цивилизаций.
Связь времен
Иванова М.Г. - Социально-философский анализ национальных архетипов России c. 9-17

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.24185

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы методологии исследования архетипов политической культуры России. Автор исходит из предпосылки о том, что скрытые паттерны и установки коллективного бессознательного оказывают значительное влияние на политическую культуру стран мира, в том числе и России. Показано, что для анализ содержания коллективного бессознательного эвристически оправдано осуществлять на основе исследования глубинного содержания традиций национальной культуры, что актуализирует проблему выработки валидного междисциплинарного методологического аппарата, адекватного рассматриваемой проблеме. На примере проанализированных в статье философских подходов К. Г. Юнга, С. А. Нижникова и А. Е. Лукьянова автор предлагает выделить базовые архетипы русской культуры, через которые становится возможным проводить анализ также политических явлений и социальных феноменов. Автором сделаны выводы о высоком эвристическом потенциале теории архетипов и необходимости ее дальнейшего развития на основе междисциплинарного и межпарадигмального научного синтеза. В частности, в статье выделяются архетипы Правды, Пути, Веры и Смерти/Возрождения. Предложенный автором подход может быть использован как универсальный метод исследования архетипов национальных культур.
Пространство и время
Спектор Д.М. - Время и трансцендентальный субъект. Кант и Гегель c. 18-33

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20747

Аннотация: Предметом исследования выступает уточнение понятия трансцендентального субъекта в его интерпретации Кантом и Гегелем, а также связь данного понятия с категорией времени. Исходным прообразом их конституирования выступает, как показано в исследовании, «процесс» в двойственности его интерпретации, с одной стороны, обусловленной технологическими инвективами, с другой, судебными аллюзиями, предопределившими имплицитные априори трансцендентальной временности, в частности, принципиальную дистанцированность от произошедшего, исключение референции из состава непосредственно-достоверного, роль процедуры (кодификации) в его реконструкции и пр. Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «время», «процедура» и «судопроизводство» (обоснованных в своем единстве в том числе этимологической близостью понятий «история», «истина» и «истец»). Научная новизна исследования заключается в раскрытии отношений «времени» и «истории» как формы и содержания бытия в рамках немецкой классической философии. Показано, что продуктивность подобного разведения потребовало от философии достаточно высокой оплаты: понятие трансцендентального субъекта и категориальность понятийного аппарата диалектической логики были куплены ценой утраты понятием времени связи с существом человека, закреплением за «трансцендентальностью» натурных аллюзий, не преодоленных доныне.
Рубежи и теории познания
Петросов Т.А. - Логика истины: о необходимости и невозможности c. 34-40

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20690

Аннотация: Автор рассматривает возможные подходы к определению истины, сложившиеся в западноевропейской философской и логической традициях, с целью выявления возможности непротиворечивого и достаточного понятия истины. В частности, в статье рассмотрены корреспондентная концепция истины, полагание отрицания истины, рассмотрены понятия априорного знания применительно к определению истины, а также понятия когерентной и Абсолютной истины. Названные концепции подвергаются анализу как с известных позиций их конкретной проблематики, так и с оригинальных позиций автора. Автор, опираясь на логические способы аргументации, находит сложившиеся в западной традиции подходы к определению истины самопротиворечивыми или недостаточными. В результате автор приходит к выводу, что каждый из перечисленных подходов имеет строгие противоречия или затруднения, что в конечном итоге приводит нас к необходимости двойного полагания относительно понятия истины: невозможности ее небытия и невозможности ее определения, то есть отсутствия ее наличия.
Натурфилософия
Болдин П.Н. - Семиотическая аналогия в онтологии точного научного знания c. 41-64

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20666

Аннотация: В последние десятилетия в философских основаниях наук наблюдается пристальный интерес к проблеме соотношения теоретического знания и реальности. Прежде всего такая проблема характерна для философии точного научного знания. Для решения этой проблемы необходимо построение онтологической модели точных наук, которая позволила бы в рамках единых понятий раскрыть метафизическую природу изучаемых объектов. Исторический и метафизический анализ показывает, что естественной основой для построения такой модели является семиотическая аналогия, нашедшая выражение в метафоре Книги Природы. Построение такой семиотической онтологической модели точного научного знания является предметом настоящей работы. В следствии междисциплинарности нашего исследования в основе применяемой методологии лежат методы сравнения и аналогии с использованием анализа фактического материала точных наук. В результате нашего исследования мы раскрыли структуру точного научного знания, которая является выражением единства точных наук. Обосновали необходимость привлечения семиотической аналогии для решения поставленной в исследовании задачи. Построили семиотическую онтологическую модель точного научного знания, которая основана на аналогии между положением каждой из наук в структуре научного знания и соотношением между семиотическими аспектами языка, как знаковой системы. Данная модель позволяет не только решить проблему соотношения теоретического знания и реальности, но и открывает возможность решения целого ряда проблем в отношениях между точными науками.
Философия истории
Дёмин И.В. - Философия истории Генриха Риккерта: между метафизикой и постметафизикой c. 65-82

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.22766

Аннотация: Анализируется философско-историческая концепция Генриха Риккерта. Выявляются трудности и противоречия, с которыми сталкивается эта концепция. Особое внимание уделяется вопросу о месте концепции Риккерта в контексте классических и неклассических историософских учений. Показано, что философия истории Риккерта стала одной из первых попыток преодолеть классическую (спекулятивную) историософию гегелевского типа. Дистанцируясь от гегелевской метафизики, Риккерт стремился избежать двух крайностей в понимании истории: натурализма и историзма (релятивизма). Однако, если натурализм в историописании действительно преодолевается постулированием двух несводимых друг к другу способов понимания действительности (генерализирующего и индивидуализирующего), то избежать исторического релятивизма Риккерту удаётся только через возвращения к онтологической модели спекулятивного типа. В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. Опыт философского осмысления истории в рамках неокантианской концепции Риккерта показывает, что логический анализ структуры исторического познания, даже дополненный философской теорией ценностей, не позволяет решить наиболее важные вопросы неклассической философии истории. Методология «отнесения к ценностям» не может обойтись без онтологии, то есть без представлений о природе и специфике исторического бытия.
Диалог культур
Нагдалиева Ш.А. - Азербайджанская модель мультикультурализма в межкультурной коммуникации: проблемы и решения c. 83-98

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.24318

Аннотация: В статье анализируется азербайджанская модель мультикультурализма с точки зрения ее цели, цивилизационных, идеолого-ценностных, историко-культурных, бытовых, основ и политических перспектив. Выявление характерных черт азербайджанской модели мультикультурализма как «азербайджанства» - культурного кода азербайджанской идентичности – является актуальной задачей не только в узко локальном, но и в общетеоретическом ключе, поскольку ставит вопрос о дополнительном импульсе стратегии мультикультурализма, по мнению автора статьи не исчерпавшим свой потенциал и в наши дни. Методологической основой исследования выступил культурологический анализ, опирающийся на комплексное междисциплинарное изучение этнических, религиозных, социально-бытовых, национального-культурных и политико-правовых и идеологических традиций Азербайджана. Такой подход позволяет проследить истоки и перспективы «азербайджанства» в современных условиях. Модернизация вносит в процесс трансляции традиционных ценностей определенные аспекты. Однако в целом установка на гибкое сочетание исторически проверенных способов социальной адаптации населения полиэтничной и полирелигиозной страны к практике максимально бесконфликтного межкультурного взаимодействия показывает свою релевантность новым вызовам глобального мира. На основании анализа правовых актов и практики реализации мультикультурализма в Азербайджане автор статьи приходит к выводу, что при проведении государственной культурной политики здесь поощряются и развиваются только те культурные направления и «локальные культурные среды», которые соответствуют «азербайджанству» как принятой в стране системе ценностей. Рассмотрение возрастания роли религиозного фактора, а также специфики негативной пропаганды политических оппонентов Азербайджана, позволило проследить «проблемные точки», составляющие поле потенциальных идейных конфликтов в рамках стратегии мультикультурализма и описать пути их возможной профилактики.
Философская антропология
Нилогов А.С., Кутырёв В.А. - Философия медицины антропологических катастроф (беседа А. С. Нилогова с В. А. Кутырёвым) c. 99-113

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20649

Аннотация: В беседе А. С. Нилогова с В. А. Кутырёвым с точки зрения философской антропологии рассматривается проблематика современной медицины, всё больше развивающейся в русле доктрины трансгуманизма (постчеловечества). Нижегородский профессор В. А. Кутырёв исходит из консервативного представления о человеке как о родовом существе, чья телесная природа входит в противоречие с научно-техническим прогрессом. В беседе поднимаются острые вопросы антропологии, биополитики, биоэтики, здоровья и медицины (в частности, проблема эвтаназии). В беседе используются такие методы, как: аналитический, антропологический, герменевтический, интервью, критический, синтетический, сравнительный, философский, эвристический. В. А. Кутырёв настаивает на том, что техногенная эпоха, которая позволяет манипулировать природой и человеческой телесностью почти как угодно, приводит к размыванию смысла подлинной биополитики, перестающей играть роль охранителя жизни. Такая трансформация именуется «танатополитикой» - политикой допущения и защиты смерти, вплоть, как ни парадоксально, до бессмертия, но уже искусственного, а именно - постчеловеческого.
Тайны человека
Кулешов А.В. - Метафизические основания концепции личного бессмертия Джона Мактаггарта c. 114-125

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20793

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является концепция личного бессмертия, разработанная британским философом конца XIX – начала XX века Джоном Мактаггартом. Анализу подвергаются основные метафизические работы философа: «Некоторые догмы религии», «Исследования по гегелевской космологии», «Природа существования». Выявляется связь концепции с положениями идеалистической метафизики, основанной на переосмысленной философии Гегеля. В этом контексте анализируются понятие Абсолютной реальности, идеи личностей как фундаментальной дифференциации реальности, целостности и совершенства мира. Особо рассматривается связь концепции бессмертия с пониманием Мактаггартом времени и вечности. Основным методом исследования является концептуальный анализ текстов философа с привлечением для их оценки материала современной науки и философии. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о сохранения концепцией Мактаггарта определённого эвристического потенциала. В статье выделены четыре основных аргумента Мактаггарта, подтверждающих бессмертие личностей. Это аргументы от независимости сознания от материи, от субстанциальности личностей, от иллюзорности времени, от ценностной асимметрии мира. Все аргументы сочетают в себе как содержание, отброшенное современной наукой и философией, так и перспективные с точки зрения той же науки и философии идеи.
Человеческие экзистенциалы
Богданова В.О. - Философская практика одиночества: экзистенциальное расширение границ сознания c. 126-138

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.22289

Аннотация: Предметом исследования является философская практика одиночества, суть которой заключается в преодоление страха перед ним, принятии своего одиночества как базисного состояния бытия. Оно является основным состоянием, поскольку в каждом выборе человек одинок, и его одиночество усугубляется чувством незащищенности и страхом. Несмотря на жесткое давление жизненных обстоятельств и окружающих людей, человек должен следовать зову своей самости. Одиночество для него становиться продуктивным, творческим состоянием, раскрывающим подлинность существования, дарующим радость обретение смысла жизни. Принятие одиночества не означает полной социальной изоляции. Межличностные отношения в состоянии одиночества могут проявлять себя через любовь или сострадание к другому человеку. Любовь рождается из понимания общего удела для всех людей, обреченных на экзистенциальное одиночество. Исследование строиться на конструктивистском, феноменологическом походах. Использование данных подходов обусловлено внутренней изолированностью сознания, которая приводит к тому, что универсальным принципом человеческого существования является одиночество. Субъект не в состоянии понять другого человека, так как для него исходной реальностью является его «Я», все остальное предстает в виде проекции субъекта вовне. Научная новизна и выводы: в статье дается развернутое объяснение того, что при кажущейся невозможности достижения духовного единства и понимания между людьми, которому препятствует экзистенциальное одиночество, именно оно является тем «чистилищем», через которое проходит человек на пути к психологической зрелости и духовному росту. Философская практика дает возможность работы с одиночеством, оно перестает восприниматься как трагедия, поскольку принимая одиночество, человек углубляет себя и посредством этого углубляется и укрепляется его связь с миром и другими людьми.
Переводы философской классики
Титлин Л.И. - Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты c. 139-163

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20948

Аннотация: Предметом исследования статьи является философская полемика между буддизмом и индийской школой ньяя-вайшешика по вопросу о существовании и свойствах субъекта как она дана в главе "Атмапарикша" (букв. "Исследование атмана") «Таттва-санграхи» Шантаракшиты). Шантаракшита – буддийский философ VIII в., один из важнейших буддистских мыслителей Индии и Тибета, представитель махаянской школы сватантрика-мадхъямака. Самое знаменитое произведение Шантаракшиты – «Таттва-санграха» («Собрание сущностных [проблем]», или «Компендиум категорий») – масштабное полемическое сочинение, в двадцати шести главах которого автор подвергает критике двадцать шесть основных понятий главных философских школ Индии (санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги, веданты, а также джайнизма и буддизма других школ). В статье используется сравнительно-исторический метод, метод компаративного анализа, применяется распространенная методология философского перевода с санскрита на русский язык. Основные выводы. Главным постулатом ньяя-вайшешики относительно субъекта является то, что для ментальных феноменов (таких как желание и т.п.), которые считаются в их системе качествами, необходим некий субстрат, который и есть атман. Шантаракшита же критикует положение ньяя-вайшешиков о том, что многочисленные восприятия постигаются «мной» и, следовательно, относятся к одному субъекту. Новизна исследования заключается в выполнении первого перевода на русский язык с санскрита значительного отрывка из "Таттвасанграхи" Шантаракшиты с комм. Камалашилы, посвященного вопросу о существовании субъекта, а также философского анализа приводимого отрывка текста.
Онтология: бытие и небытие
Ветушинский А.С. - "Мы живем в компьютерной игре": видеоигровая метафора и ее метафизический потенциал c. 164-172

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.24327

Аннотация: Статья посвящена критическому осмыслению видеоигровой метафоры, все чаще используемой в трудах и выступлениях современных интеллектуалов. И хотя видеоигровая метафора – это частный случай уже давно привычной для естественных и гуманитарных наук компьютерной метафоры, именно видеоигры, будучи центральным продуктом цифровой культуры, становятся сегодня той средой, из которой осмысляется мир и место человека в мире. Учитывая же, что со временем значение видеоигровой метафоры будет только расти, мы предлагаем уже сейчас задуматься, насколько эта метафора может быть полезна. Для того, чтобы оценить потенциал видеоигровой метафоры, мы обращаемся к аргументу симуляции Ника Бострома, который как раз и пытается нас убедить: уже мы живем в компьютерной игре. Проанализировав аргумент Бострома, мы обращаемся к теории цифровых медиа Льва Мановича, которая, как это ни парадоксально, оказывается абсолютна идентична теории объекта в рамках современных реалистических плоских онтологий. Метафизическое значение аргумента симуляции, а также полная идентичность теории цифровых объектов и современного метафизического реализма позволяют заявить о следующем: наш мир действительно может быть рассмотрен как цифровой. Противопоставление реального и виртуального в таком случае теряет всякий смысл, а видеоигры становятся спекулятивным инструментом для оттачивания навыков онтологического анализа и поисков языка, на котором можно описывать устройство цифровых миров (одним из которых может быть признан и наш собственный).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.