Электронный журнал Философская мысль - №9 за 2013 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 09, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 1-9-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2013
Циклы и волны глобального мира
Урсул А.Д. - Мыслитель глобальной эпохи (К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского) c. 1-63

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.805

Аннотация: Автор считает, что В.И. Вернадский стоял у истоков не только глобального мировоззрения и мышления, но и был основоположником глобальных исследований и многие его идеи были ориентированы в общепланетарном направлении. Можно говорить о предвидении им принципиально нового – глобального этапа и тенденции развития науки в целом, века глобализации эволюции человечества. Идея В.И. Вернадского о «планетном» характере научной мысли уже обрела свои конкретные очертания как в ныне происходящих глобальных процессах в мире и их осмыслении, так и в предвидении будущих социальных и социоприродных эволюционных процессов. Развитие современной глобалистики и глобальных исследований, в том числе и в эволюционном ракурсе, развертывается в свете идей ученого, причем в его трудах учение о ноосфере с самого начала формировалось в общепланетарном ракурсе как глобальное мировидение и в связи с этим в статье обсуждаются современные трансформации этого учения в связи с концепцией и стратегией устойчивого развития. Подчеркивается необходимость в будущем ноосферогенезе соблюдения одного из принципов устойчивого развития – принципа сохранения биосферы. Предполагается, что наступает новый этап учения о сфере разума, отражающий рост значения процессов экологизации, футуризации, информатизации и глобализации и их дальнейшее развертывание через глобальный процесс устойчивого развития. Рассматривается проблема созидания нового типа интеллекта – ноосферного интеллекта – на базе индивидуальных сознаний каждого мыслящего человека, средств информатики, глобальных коммуникаций, включая системы искусственного интеллекта, причем предполагается, что в созидании этой системной целостности глобально-интегрального интеллекта цивилизации заключается одна из основных проблем ноосферогенеза.
Самосознание и идентификация
Першин Ю.Ю. - Архаическое сознание и архаическое время c. 64-85

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.811

Аннотация: Время всегда представляло собой объект исследования, получивший серьезную теоретическую разработку в различных подходах и аспектах от античности до нашего времени. Время также является одной из основных составляющих как языческой (архаической), так и современной картины мира. Рассматривая черты архаического сознания, нам необходимо помнить, что, с одной стороны, само архаическое сознание разворачивается и осуществляется во времени. С другой стороны, понятие времени имеет источником своего происхождения разум человека. Архаическое понимание времени не просто циклично, но также линейно, синхронистично. Это понимание того, что прошлое настоящее и будущее происходит сейчас, одновременно. В этом архаическое понимание времени парадоксально едино и дискретно. Архаическое время может существовать до времени, быть развернуто в другом времени, мгновения бесконечно вмещаются одно в другое. Такое понимание времени фактически повторяет такое же понимание вмещения пространств.
Философия языка и общения
Кутырев В.А. - Язык (с) человеком: после триумфа, по дороге смерти… c. 86-133

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.5104

Аннотация: В теоретической сфере учащаются диверсии против парадигмальной роли языка в объяснении реальности. Почему и куда они ведут? Ответ требует обновления взглядов на историю языка. Феноменологически люди отличались от прочих существ по внешнему облику, а для слуха по владению словом. При встречах с дикарями первым определителем их челове-ческого статуса была речь как звучащее слово. Выявляются-конструируются этапы его раз-вития: от речи и рукопись/ма, через печать-текст к ситуации смерти языка (и) человека в письме-исчислении. Последнее – структурно-лингвистическая катастрофа. Это отказ от языка как носителя смысла и переход к дигитальной онтологии. Грамматология, скрипторика, числовая риторика – предтечи поворота от человеческого сознания к искусственному интеллекту. Мир вступает в эпоху трансмодерна. Его прогрессистской перспективой стано-вится состояние матрицы или коммутирования при «слипании в точку». Для сохранения человеческой реальности нужны экология языка и консервативный поворот к философии сопротивления.
Муки коммуникации
Корень Р.В. - Гримасы медиафилософии: Бравый рассудок, "медиаиблисы " и живая клетка c. 134-211

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.658

Аннотация: Автор в качестве свободного наблюдателя дает свое восприятие явлений медиа, медиадискурсивности, медиафилософии и других медиапроизводных с позиций системологии, самых широких обобщений и аналогий, которое представляет в порядке обсуждения. Автор представляет перевод с русского на русский основополагающих определений в работах медиа-философов, давая определениям системные аналогии и самые широкие обобщения, на основе которых и проводит системный анализ. Из этого анализа следует, что медиафилософия по своей семантике соответствует «энтропийной философии», «похоронному маршу в мажорном ключе», которые могут быть обобщены при позитивном развитии в «философию негативных явлений», которая архи актуальна. Приводится и обосновывается развенчание философской категории «трансцендентное» в процессе которого демонстрируются преимущества русского языка, показано практическое использование системо-логии Единой теории мира, теории триединых систем как методологической основы и функционального инструментария фундаментальных исследований. На основе энергоинформационных позиций изложено воспоминание о будущем человечества, которое может быть позитивно скорректировано усилиями философии негативных явлений. Живая клетка представлена как фрактал, функциональная модель и естественная медиа, исключающая уклонение бравого рассудка в дурную бесконечность.
Философия науки и образования
Борисов С.В. - Скерцо или Наука и разум c. 212-332

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.5105

Аннотация: Статья «Скерцо или Наука и разум» представляет собой четвертое произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Социальная динамика
Розин В.М. - Проблемы типологических исследований и разработок как направление социального проектирования c. 333-404

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.2305

Аннотация: В статьи обсуждаются три основные темы: история и особенности социального проектирования, пример интересного социального проекта «Донор» и методология типологических исследований и разработок. Автор показывает, что так и не удалось преодолеть два основных недостатка, присущих социальным проектам. Один – низкая проектосообразность: социальные проекты или утопичны или подменяются социальными манифестами, концепциями, программами, другой – искажение или выпадение социальных параметров, предъявляемых к проектируемому объекту. Однако вероятность успешной реализации социального проекта возрастает, если удается: обеспечить социальный проект административной поддержкой; получить средства на его реализацию; создать команду, задача которой реализация проекта, причем в неё должны входить методологи; провести исследования, необходимые для разработки и реализации социального проекта. Последнее иллюстрируется на примере социального проекта «Донор». Во второй части статьи анализируется современная ситуация, сделавшая необходимым разработку новой концепции типологии архитектурно-строительных объектов. Обсуждается понятие типа и его трансформация в наше время, а также стратегия построения новой типологии. Формулируется дилемма – построение типологии архитектурных объектов или типологии форм поведения человека в городе, причем автор склоняется ко второму варианту.
Тайны человека
Беляев В.А. - Интеркультурный проект О.Конта c. 405-435

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.659

Аннотация: Статья представляет собой очередной шаг введения в теорию интеркультуры, разработан-ную автором. В этой части введения анализируется позитивистский проект Огюста Конта. Исследуется вызов, ответом на который можно считать философию Конт, его «дух позитивной философии». Этот вызов рассматривается в контексте вызовов для новоевропейской философии в целом. В этом контексте философия Конта показывается в виде предельной попытки осуществить «справедливое и законное принижение человеческого духа», осуществить интеркультурную революцию. Контовский позитивизм представлен как своеобразный предел материалистической устремленности интеркультуры. Знаменитая контовская теория трех фаз развития человечества рассматривается как стра-тегия преодоления огромного социального кризиса человечества – того, что и стало ос-новным вызовом для Конта. Автор предлагает интерпретировать новоевропейский проект покорения природы как проекцию на природу более глубокого и изначального проекта покорения человека, введение его в конструктивное русло совместного существования. Статья предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.