|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философская мысль"
> Содержание № 06, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 1-6-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 06, 2013
Онтология: бытие и небытие |
Кутырев В.А. - Когнитизация реальности как у-ничто(жение) жизненного мира человека |
|
c. 1-39
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.522
Аннотация: Продолжение статьи «Когнитизация мира и ее философско-исторические основания», опубликованной в журнале: Notabene Философские исследования 2012. № 01. Когнитология – теория информационно-коммуникационного мышления без сознания, образов и психики. Лишённое рефлексии оно превращается в искусственный интеллект. В онтологическом плане это будет постчеловеческий мир Иного. Задачей философии науки является формирование в среде духовной элиты навигаторов по процессам взаимодействия качественной и когнитивной форм бытия, а также трансмиссия этих способностей в общество. Ради выживания в высокотехнологичном мире мы должны культивировать геоцентрически и антропологически вменяемое сознание. После постмодерна – «гомодерн».
Алейник Р.М. - Познание и мировоззрения: натуралистская позиция |
|
c. 40-67
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.181
Аннотация: Предмет статьи – эпистемология с позиции нового натурализма в сопоставлении с понятием мировоззрения. Рассматриваются основные подходы к эпистемологии сложившиеся в классической и неклассической философской традиции, их достоинства и недостатки. Обсуждаются идеи натурализации эпистемологии (в особенности концепция Жан-Мари Шеффера) и то, как разворачивается исследование натуралистической концепции в философской антропологии и социально-гуманитарных науках. Натуралистический подход открывает новый взгляд на мировоззрение, дающий возможность гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Цель статьи - оценить достоинства этого подхода к эпистемологии. Методология работы - сравнительный метод, исторический подход, опирающийся на концепцию глобального эволюционизма. Этот подход позволяет устранить дихотомию природы и культуры. Работа может быть использована в общем курсе философии, в разделах “Предмет философии”, "Проблема человека в философии" и в курсе философии науки, в исследовании новейших научных парадигм.
Розин В.М. - Метаморфозы и структура понятия «пространство» |
|
c. 68-95
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.411
Аннотация: В статье анализируется становление понятия пространства. Выявляются предпосылки этого понятия в работах Аристотеля, показывается, что понятие пространства, сложившееся в философии и естествознании Нового времени, включило в себя три разных смысла и плана ‒ осознание условий возможности непротиворечиво помыслить движение, представление его в пространственных схемах и математических построениях (тоже пространственных), возможность видеть пространство, что выступает одним из условий познавательных или практических действий. Успехи естествознания способствовали тому, что понятие пространство вместе с понятием времени, начиная с XVIII- XIX вв., переносятся в другие дисциплины ‒ биологию, психологию, историю, социологию и т.д. В одном случае такой перенос совершается без изменения природы самого понятия (как естественнонаучного), в другом ‒ с принципиальной трансформацией этого понятия. В последнем случае пространство понимается процессуально, структурно и событийно и трактуется как имманентное феноменам, изучаемым в этих дисциплинах, приобретая характеристики, несвойственные для пространства в естествознании.
Урсул А.Д. - Формы темной материи и глобальная эволюция |
|
c. 96-170
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.583
Аннотация: В статье рассматриваются трансформации в естественнонаучной картине мира в связи с открытием темных сторон Вселенной (темной энергии и темной массы). Считается, что проблема темной энергии является одной из наиболее таинственных загадок мироздания и кардинальных проблем современной науки. Эта необычная форма бытия космической материи пока что слабо вписывается в созданную в последнее время «вещественно-эволюционную» научную картину мироздания и еще мало исследована в связи с весьма актуальной сейчас проблемой глобальной эволюции во Вселенной. Предлагается темную энергию и темную массу считать двумя видами, или формами материи в дополнение к веществу, которые имеют разную природу и характеристики. В темной энергии, интерпретируемой как космический вакуум, составляющей почти три четверти Вселенной, по предположению космологов, материя существует без каких-либо изменений и движения. Это противоречит положению философии о связи материи и движения и автор обсуждает проблему, как можно разрешить это противоречие, если принять точку зрения космологов. Показано, что однозначного ответа на поставленный вопрос о связи материи и движения получить пока не удалось и на него сможет ответить лишь наука и основанная на ней философия будущего. Также рассматривается воздействие форм темной материи на глобальную (универсальную) эволюцию, наличие или отсутствие информации в формах темной материи и особенности исследования этих форм.
Борисенков А.А. - Особенности политического развития |
|
c. 171-198
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.445
Аннотация: в статье рассматривается понятие политического развития, раскрывается сущность, этапы, способы, основы и формы этого развития. Показана неразрывная связь политического развития и политической жизни. Обосновывается положение о том, что политическая жизнь составляет один из способов политического развития, который выступает как политическая эволюция. На основе изучения структуры политического развития формируются представления об основах и формах политической жизни, а также факторах её разрушения.
Западники и славянофилы сегодня |
Гранин Р.С. - Символика "Семирамиды" А.С. Хомякова |
|
c. 199-228
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.420
Аннотация: Труд «Семирамида» задумывался славянофилом А.С. Хомяковым как исследование всемирной истории с антиевропоцентристских позиций. Его первая часть, собственно называемая «Семирамида», посвящена доисторической древности, призвана служить объемным прологом ко второй части, описывающей историю славянства. Мифическая история из-за недостатка эмпирических данных всегда являлась благодатным полем для историко-философских спекуляций и выдвижения конспирологических концепций. Так, все человечество Хомяков разделяет на две «расы», являющиеся агентами действующих через них изначальных духовных принципов иранства-арийства и кушитства. Делением на кушитство и иранство Хомяков продолжает традицию немецкого романтизма, одним из выражений которого явилось ницшеанское выделение в греческой культуре дионисийского и аполлоновского начал. До этого Ф. Шлегель разделил человечество на две расы: каинитов – выразителей плотской воли – и сефитов – представителей божественной воли; Гегель ввел антиномию «иранского» «принципа света» и «египетского» – «тайны». Позже появились оккультно-эзотерические концепции Е.П. Блаватской о семи коренных расах Земли; Сент-Ив Д'Альвейдера – о синархии и анархии, деление Грасе Д'Орсе на кварту и квинту. Данные типологии можно считать не только оккультными теориями, но также прообразом деления на человеческие психологические типы. И если для ученого-историка (политика, журналиста) желание проникнуть в глубинную суть процессов чревато крайностями конспирологии, которая вместо объясняющей и прогностической функции обретает собственную ценность нового мифотворчества, то для философа истории и культуры последнее оказывается творческим преимуществом. Так, введенные Хомяковым принципы иранства и кушитства выступают осью всемирной истории, позволяющей ярче высветить локальные культуры в мировом контексте, что упрощает восприятие объемного материала «Семирамиды».
Щупленков О.В. - Русский человек |
|
c. 229-292
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.526
Аннотация: В статье показана необходимость в рациональных формах исследования целостности русского человека, его бытие среди других в общении и коммуникации, осознание способов введения в эпистемологию социально-гуманитарных наук пространственных и темпоральных, исторических и социокультурных параметров. Русский человек в пространстве истории и хронотопе выступает как развивающаяся система систем, он многомерен. Сущность его проявляется также в многообразных связях его деятельности. Тема о феномене русского человека в его эволюции и исторической динамике, в проявлении его сущностных качеств, одновременно широка, глубока и практически неисчерпаема, особенно с учетом огромной территории исторического процесса, особенностей географии, климата и их влияния на русского человека, личностных черт лидеров, ведущих этнических черт, этнического сознания, этнической психологии и многих других факторов. Русский человек может быть рассмотрен исходя из различных философских подходов: собственно философской антропологии, синергийной антропологии, сравнительной философии, религиозной философии и других. Важное значение будет иметь новое соотношение философской антропологии и социальной философии, конструирование их новой конфигурации в современном гуманитарном знании. Особый интерес будут вызывать способы выражения сущности человека в культурологической антропологии, экологии человека, в контексте осуществляющегося антропологического поворота современности, социально-исторической проблематики, социологии истории.
Прохоров М.М. - Истина и действительность |
|
c. 293-387
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.333
Аннотация: Статья является пятой в цикле, начатом статьей «Бытие и история: взаимосвязь и определение». Во Введении раскрывается сущность и предыстория вопроса об истине. Первая глава посвящена исследованию истины и концепции модальности И. Канта, подвергнутой критике Гегелем, связи понимания истины с классической, неклассической и постнеклассической наукой, а также анализируется проблема границ применимости истины. Во второй главе познание и истина исследуются в условиях современной постнеклассической эпохи и идеала постнеклассической науки. В третьей главе раскрываются два главных предрассудка по поводу истины в современной литературе, предлагается метод их преодоления путем установления границ действия категорий истины, лжи и заблуждения. В четвертой главе статьи анализируется «сущее относительно бытия» и истина, что вводит истину в контекст коррелята «бытие и сущее», которому соответствует союз философии и науки. В пятой главе статьи истина исследуется как свойство знания, над которым надстраиваются концепции истины и ее критериев; раскрывается их единство и многообразие. Статья завершается общими выводами.
Национальный характер и менталитет |
Сиземская И.Н. - Идеи национального мессианизма: ловушки и позитивные основания историософской рефлексии |
|
c. 388-421
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.642
Аннотация: В статье рассматривается история и философское содержание мессианской мифологемы «Москва – третий Рим» в связи с процессом формирования национального самосознания, анализируются ситуации, при которых идеи мессианизма, религиозного провиденциализма рождают феномен ложного национального самосознания, становятся аргументом имперской идеологии, провоцируют противостояние власти и общества. Исследование проблемы включается в контекст истории отечественной общественной мысли. Обращаясь к анализу метафизики национального мессианизма, автор выявляет векторы влияния идеи Москвы как третьего Рима на проблемное поле отечественной философии, на те пересечения мифологемы с историософскими проблемами, которые становились точками роста или, напротив, «ловушками» на пути развития русской философии истории и философии в целом. Отдельное внимание уделяется процессу трансформации русского мессианизма в миссианство, что произошло с мифологемой «Москва – третий Рим» в середине XIX века, когда ведущими мотивами философских изысканий стали поиски культурных отношений России и Европы под знаком идеи «XIX век принадлежит России!».
Рациональное и иррациональное |
Балагушкин Е.Г. - Научно-аналитическое рассмотрение мистики |
|
c. 422-474
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.589
Аннотация: Оставляя в стороне семантический анализ мистических представлений и связей, автор анализирует структурно-функциональную сторону мистики, полагая её критерием непосредственную связь субъекта с сакральными приоритетами. Опровергаются десять распространенных заблуждений относительно природы мистики: отождествление её с экстазом, с иррациональным и др. Показана ограниченность дескриптивного религиоведения и преимущества аналитического подхода в понимании мистики. Он позволяет установить принадлежность мистики к особому модусу (разновидности) сакральной веры наряду с магией, мантикой, религией и целым рядом других феноменов духовно-практической деятельности, которые являются культурными механизмами регулирования человеческой жизнедеятельностью. Тезис о единообразии мистики игнорирует её проявления, характерные для язычества, и её полиморфизм в развитых религиях. Единая по своей природе, мистика многообразна по формам своего проявления и структурным разновидностям. Две важнейшие составляющие феномена мистики морфология и дискурс соотносятся между собой как базис и надстройка, а именно, как несущая конструкция духовно-практической деятельности и её концептуальная трактовка. Прослежено трехуровневое строение морфологии сакральных феноменов: материальный ресурс, смысловое содержание сформированного на его основе феномена веры и ролевое значение всей этой системы в целом. Любой объект может стать ресурсом веры, но он должен иметь знаковый характер, т.е. обладать особыми свойствами, которые можно было бы осмыслить с позиций магизма, мистицизма или религиозных представлений. Если приобщение к религии равнозначно смене идентичности человека, то мистика означает радикальное её изменение, т.е. подлинное перерождение личности. Мистический путь предполагает формирование новой личности, новой духовности, новой жизни чувств и сознания. Сегодня не без основания многие считают, что какие-то тенденции мистицизма оправданы существующей социокультурной ситуацией, поисками духовного обновления.
Беляев В.А. - Интеркультура по–преимуществу |
|
c. 475-513
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.588
Аннотация: Статья представляет собой очередной шаг введения в теорию интеркультуры, разработан-ную автором. В этой части ведения акцентируется понятие «интеркультура по–преимуществу». Интеркультурой по–преимуществу автор называет Соединенные Штаты Америки. Такое выделение США как центральной части интеркультуры имеет свои осно-вания. США к прошли своеобразный и по–своему уникальный путь. Отцы–основатели Америки своим первоначальным положением и проектом уже задали интеркультурное ядро «очищенной от старого» новой новоевропейской культуры. Выполняя задачу представить США как интеркультуру по–преимуществу, автор старался при этом вводить и часть основных понятий теории интеркультуры, необходимых для понимания смысла статьи. Понятие «интеркультура по–преимуществу» можно восприни-мать и как проект идеальной интеркультуры и как реальный проект, реализующий иде-альные формы насколько это возможно. Автор старается раскрыть обе стороны этого по-нятия и показать, насколько реальное воплощение проекта может быть далеким от идеала. В качестве точки отталкивания при разговоре о интеркультурной Америке автор берет книгу Н.В.Злобина «Америка… Живут же люди!». Статья предназначена для всех, кто интересуется философской антропологией.
Философия науки и образования |
Грязнова Е.В. - Предмет философии науки |
|
c. 514-529
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.440
Аннотация: В статье представлен материал для чтения лекции "Предмет философии науки" в рамках курса "История и философия науки" для аспирантов. Начинать лекцию предлагается с постановки проблемы о состоянии науки в современной России. Для этого подобран статистический материал и построены диаграммы, дающие возможность провести дискуссию со слушателями. Такой подход поможет аспирантам и соискателям понять для чего необходимо изучение курса и что этот курс может дать будущему молодому ученому для ориентации в сложных условиях современного общества. Данная лекция входит в тематический блок: 1. Философия науки и ее статус 1.1. Предмет философии науки 1.2. Методы познания философии науки 1.3 Категории философии науки 1.4. Законы философии науки 1.5. Основные современные концепции философии науки Материал содержит ключевые моменты и может быть адаптирован к любым специальностям. Предполагается продолжение публикаций данного цикла.
Смирнова Г.Е. - Социокультурное регионоведение: к проблеме метода |
|
c. 530-544
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.645
Аннотация: Характерной тенденцией развития науки ХХ в. является интеграция научного знания, что нашло конкретное отражение во взаимодействии наук, обмене методами, в развитии междисциплинарного подхода в научных исследованиях. Следствием этого процесса стала кристаллизация в рамках одной научной дисциплины различных направлений и специализаций. В качестве примера можно использовать социокультурное регионоведение, формирование которого стало закономерным результатом развития регионоведения как научной дисциплины. Одной из важных задач, связанных с внедрением социокультурного регионоведения в систему научных знаний, является разработка теоретических основ этого научного направления, в том числе, методологических и методических приемов работы. В статье рассматриваются проблемы разработки и применения метода сравнительного анализа в социокультурном регионоведении. На конкретном примере - анализе понятия «отечество» в России и Британии, понятия, занимающего одно из основных мест в ментальности любой нации, входящего в число важнейших инструментов самоидентификации, интегрирующего личность и социум, показаны возможности и перспективы использования компаративистики как метода научного исследования
Алёхина Е.В. - Космологический аспект смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX – первая половина ХХ века) |
|
c. 545-589
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.624
Аннотация: В статье исследуется религиозный подход к проблеме смысла бытия мира и земной жизни человека, утверждающий духовное основы вселенной, уникальность, абсолютную ценность жизни, её божественный источник и высшее предназначение человека. Смысл человеческой жизни во многом связывается с ответом на вопрос о происхождении мира, с проблемой первоначала, с осмыслением основных принципов мироздания, иерархии видимого мира. Мировоззренческой основой осмысления мироздания для русских философов был креационизм, противостоящий эволюционизму, другими словами, трансцендентый, а не имманентный принцип (подход) осмысления мироздания. Тот или иной сценарий происхождения мира и человека содержит (или не содержит) цель, смысл мира и земной жизни человека. Столкнувшись с открывшейся возможностью конечности человеческой цивилизации, «постклассическая» философия ХХ века характеризуется поворотом к «новой онтологии», к понятию жизни как духовного явления, к «жизненному миру». В этом же контексте рассматривается отечественная философская мысль первой половины ХХ в., которая, на основе принципов антропокосмизма и христоцентризма показывает единство бытия мира и смысла жизни человека, «натурфилософии» и философской антропологии, единство философии и науки.
Самарская Е.А. - Технократическая власть и судьбы демократии |
|
c. 590-624
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.605
Аннотация: Статья написана как отклик на вышедшую в Париже в 1996 году книгу Маркоса Гарсиа де ля Гуерта "Критика технократического разума". Автор проводит мысль о том, что демократия необходима для борьбы с технократической практикой, но при этом он допускает некоторое упрощение проблемы. Он полагает, что для борьбы с технократическими тенденциями достаточно понять, что техника представляетсобой политику и идеологию. В результате он не показывает всей глубины воздействия техники на демократию и общественную жизнь в целом. Отчасти с опорой на текст Гуерта, но и в полемике с ним автор аннотируемой статьи выделяет формы технократического разума (подход к технике как к нетральному средству, как к политическому и идеологическому феномену, как к выражению строения государственности). В статье проводится мысль о том, что распространение технократического способа мышления составляет угрозу для функционирования демократии, так как ведет к подмене политических требований, продиктованных человеческими интересами, задачами, сформулированными от имени научного знания. В заключение разбирается вопрос о возможности противостояния технократическому разуму и технократической власти при использовании решений, предложенных в этом плане Г.Маркузе, Ж.Элюлем, К.Касториадисом, Ю.Хабермасом.
Мифы и современные мифологии |
Першин Ю.Ю. - Труд и рациональность в генезисе архаического сознания |
|
c. 625-633
|
DOI: 10.7256/2306-0174.2013.6.611
Аннотация: В статье утверждается, что исследователи уделяют мало внимания роли труда при изучении генезиса архаического сознания. Именно он и формирует рациональность первобытного мышления / сознания, которое исследователи называют мифологическим. Таким образом создается противоречие: с одной стороны, мифологическое сознание не способствует адекватному восприятию первобытным человеком окружающего мира, и следовательно косвенно говорит о неадекватности поведения архаического человека. С другой стороны, очевидно, что неадекватность поведения архаического человека не способствовала бы его выживанию. Таким образом, архаическое сознание как основа человеческого сознания является парадоксально рациональным, и в то же время мифологическим и религиозным. Такое противоречие в становлении архаического сознания рассматривается с помощью методологического аппарата психоаналитического учения, традиционно изучающего глубинные/архаические слои психики человека. В результате исследования автор утверждает, что в условиях выживания и минимального присутствия правополушарного символьно-образного мышления, необходимого для создания мистических религиозных спекуляций, древние люди в процессе деятельности производственного характера помимо орудий труда и речи «произвели» средства, необходимые для вживания в мир, для более плотного и адекватного с ним взаимодействия, для выживания – магию и религию.
|
|