Статья 'Идея справедливости в культурном контексте философии Возрождения' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Идея справедливости в культурном контексте философии Возрождения

Эрдниева Баина Дорджиевна

Инженер-исследователь научной лаборатории «Комплексные буддологические исследования», Аспирант Кафедры философии и культурологии, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

358001, Россия, республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11

Erdnieva Baina Dordzhievna

Research engineer of the Scientific Laboratory "Complex Buddhist Studies", Post-graduate student of the Department of Philosophy and Cultural Studies, FSBEE HPE Kalmyk State University

358001, Russia, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11

baina.erdnieva@icloud.com

DOI:

10.25136/2409-8728.2022.12.39237

EDN:

SHQXGA

Дата направления статьи в редакцию:

24-11-2022


Дата публикации:

30-12-2022


Аннотация: В статье проводится философско-культурологический анализ феномена справедливости на примере взглядов представителей философской мысли Возрождения. Выбор периода не случаен: Средневековье, столкнувшись с экзистенциальным кризисом в результате разрушений, принесенных варварами, выработало концепцию справедливости, обратившей человека к поискам внутренней опоры, которая позволила справиться с этим вызовом и полную силу которой он смог реализовать в обновленной идее справедливости Возрождения. Цель работы состоит в том, чтобы по результатам анализа определить: 1) возможны ли сегодня практики справедливости, предложенные Возрождением; 2) если да, то в каких формах? Для ответа на поставленные вопросы используется метод сравнительного культурного анализа. В ходе анализа показано, что способы понимания справедливости явились отражением главенствовавшей в эпоху Возрождения культурной парадигмы. Трактовки концепта справедливости, предложенные способы достижения реализации справедливости, несмотря на критику, остаются действующими практиками современности. Для исследования проблематики феномена справедливости в контексте культуры Возрождения предлагается структура, состоящая из разделов: определение и метод, культурный фон, современная практика, - упорядоченных в виде ответов на 3 вопроса о справедливости. В отношении концептов справедливости, предложенных философами Возрождения, сделаны следующие выводы: 1) несмотря на историческую завершенность условий, породивших рассмотренные концепты справедливости, последние продолжают существовать и сегодня; 2) форма справедливости, предложенная Возрождением, стала предтечей концептов о фундаментальной свободе человека и её ценности. Свобода человека к самоопределению как «самосозданию» и акту творчества проявляется сегодня не только в форме искусства, но и выступает исходной предпосылкой для совершения ряда жизненных выборов современным человеком. Результаты работы могут способствовать прояснению позиций в отношении идеи справедливости как её понимают представители разных социальных групп, а потому могут быть использованы для построения диалога между ними.


Ключевые слова:

справедливость, идея справедливости, культура, свобода, кризис, творчество, Возрождение, природа, познание, разум

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№075-03-2022-119/1 «Буддизм и глобальные вызовы современного мира»).

Abstract: The article provides a philosophical and cultural analysis of the phenomenon of justice on the example of the views of some representatives of the philosophical thought of the Renaissance. The choice of this period is not accidental: the Middle Ages, faced with an existential crisis as a result of the destruction brought by the barbarians, developed a concept of justice that turned a person to the search for an internal support that allowed him to cope with the challenge and the full power of which he was able to realize in the renewed idea of justice during the Renaissance. The purpose of the work is to determine, based on the results of the analysis: 1) whether the practices of justice proposed by the Renaissance are possible today; 2) if so, in what form? To answer the questions posed, the author uses the method of comparative cultural analysis. With regard to the concepts of justice proposed by the philosophers of the Renaissance, the following conclusions were drawn: 1) despite the historical completeness of the conditions that gave rise to the considered concepts of justice, the latter continue to exist today; 2) the form of justice proposed by the Renaissance became the forerunner of the concepts of fundamental human freedom and its value. The results of the work can help clarify positions regarding the idea of justice as understood by representatives of different social groups, and therefore can be used to build a dialogue between them.


Keywords:

justice, idea of justice, culture, freedom, crisis, creation, Renaissance, nature, cognition, mind

Настоящее исследование не претендует на полноту историко-философского изложения, но ставит дополнительной целью возыметь поддерживающий эффект, который автор предполагает достичь напоминанием, что исторически за периодом кризиса как правило следуют подъем и развитие.

Причиной, по которым предлагается рассмотреть культурный контекст периода Возрождения, стало некоторое сходство обстоятельств, под влиянием которых идея справедливости получила новые толкования, с обстоятельствами поиска справедливости современным человеком, обнаруживающим себя в дестабилизированных условиях. Предшествующая Возрождению парадигма средневековой философской мысли явилась ответом на кризисное состояние европейской культуры, вызванное разрушительными вторжениями варваров и переселением народов. В условиях социально-экономического и политического упадка философия Средних веков на стыке с религией стала поиском ответов и обнаружением решений человеком внутри себя, а также своего рода попыткой справиться с внешней угрозой в индивидуальном ключе. Объяснение философией Средневековья угнетающей реальности в формате теодицеи, предполагающей ответ на вопрос: почему Бог допустил это? – ставило человека в позицию пассивного наблюдателя внешних событий, право которого на поиск справедливости неизменно ограничивался духовным диалогом с Богом. В противовес этому подходу философия Возрождения стала результатом поворота человека, неудовлетворенного поисками справедливости в сфере внутренних переживаний и изменившего курс на создание условий справедливой жизни вокруг себя, к формату вопрошания: как исправить несправедливое положение дел? Как реализовать справедливость?

В период раннего европейского Средневековья человек искал справедливость как укрытие от невзгод, вызванных вторжениями варваров, а также волнами голода, и нашёл его в христианской концепции. Человек стал ценен своей духовной (внутренней, сокрытой) жизнью, совершенствование которой наиболее полно возможно в аскетичном затворничестве, способном оградить человека от социальных потрясений внешнего мира. Однако уже в период высокого Средневековья, характеризовавшимся относительной стабилизацией социально-экономических процессов, перед нами предстает уже несколько измененный культурно-философский концепт человека, «расправившего плечи»: он по-прежнему христианин, но уже не столь категорически отрицающий свою связь с материальным внешним миром, а в период позднего Средневековья – готовый найти своё место в нём.

Эпоха Возрождения (к. XIV – XVI век), пришедшая на смену Средневековью, предельно контрастировала с предшествующим периодом своим антропоцентрическим подходом, получившим название «гуманизм». Главенствовавшая в культурно-философской мысли христианская модель человека, стремящегося найти Бога, чтобы обрести целостность в нём, преодолев свою греховность, беспомощность и телесную обусловленность, сменяется новой парадигмой, вернувшей к жизни античные ценности (ярчайшим примером обращения к платоновскому наследию стала Флорентийская академия), а также привнесшей, по выражению Э. Кассирера, «принципы свободы в мир религиозных идей Возрождения, в результате чего теологическая догматика теряла под ногами почву» [1, с. 108]. Свобода человека перестает быть корнем проблем греховного существования, но приобретает статус основополагающего принципа достойного бытия в мире.

Как отмечает Майоров Г. Г., в Средние века в философии главенствовал «иконографический» метод рассуждения, отрицавший любое новаторство и индивидуальность религиозно окрашенного способа мышления, ставивший своей целью – передать мысль автора (как правило, монаха) в максимально приближенном к первоисточнику (Библии) виде и таким образом предопределявший автора предметом мышления [2, c. 10]. В то время как Возрождение «сознательно предпринималось ради того, чтобы выразить свою modernitas, себя самих» [3, c. 376]. Человек Возрождения – творец культурной формы бытия, он гармонично сосуществует с миром и стремится познать себя и его, чтобы постичь Бога. Эта установка отразилось в появлении новых направлений в философской мысли: натурфилософия (познание бесконечности становится возможно и применяется в отношении природы вместо Бога) и социально-политической философии (в виде проектов-утопий по устройству идеального общества).

Концепт человека эпохи Возрождения возвращает достоинство жизни и придает решающее значение в ее реализации - деятельному началу по организации внешнего мира. Усиление позиций человека в мире в понимании в то же время привело к появлению в философии Возрождения определенных «кренов» в пользу оправдания морально-нравственной вседозволенности, отрицанию необходимости подчинения монарху и поискам справедливости в новых формах государственного устройства, способных обеспечить социально-экономическое равенство.

Что такое справедливость и как ее достичь? Определение и метод.

В работах представителей философской мысли эпохи Возрождения, высказывавшихся о предназначении человека (П. Мирандолы [4, с. 249], М. Фичино [5, с. 511-512]), мы находим повторяющийся мотив об уникальной способности человека создавать и тем самым определять самого себя, который «фундируется свободой воли человека, позволяющей ему быть тем, кем он пожелает. Причем человек способен конструировать не только себя, но и менять мир вокруг… Мир не есть нечто предданое, он результат человеческой деятельности» [6, с. 13]. Убежденность в том, что человека должен не только знать, но и уметь проявить себя во внешнем мире стала причиной критики Петраркой «Никомаховой этики» Аристотеля, в отношении которой Петрарка заключил, что она не выполняет данных обещаний: «дает ответ о том, что такое благо, но не учит, как стать хорошим человеком, и не обладает достаточной силой, чтобы сподвигнуть своих читателей на поиски истины» [7, c. 222-223].

Мыслителями Возрождения деятельное начало в человеке ценилось превыше всего: активное творчество, действия с осознанием достоинства своей природы, сопротивление условиям, детерминирующих благородство такими условиями как знатность происхождения и финансовая состоятельность. Совокупность этих приоритетов, фундированных пониманием человека как вместилища единого природного (божественного) компонента, легла в основу воззрения, согласно которому каждый человек заключает в себе способности творить и созидать, а потому обладает правом на реализацию этих достоинств, независимо от степени одаренности, социального положения и физических качеств. Подобное этическое обоснование статуса человека Кристеллер определил как результат сомнения гуманистов в философии предыдущей традиции и смещение области своих интересов в стороне учения о морали. [8, c. 127].

Таким образом, идея справедливости в период Возрождения выстраивается на двух уровнях:

- Индивидуальный: справедливость достигается процессом творчества как реализации божественного замысла, поскольку человек достигает своего целевого состояния со своей собственной природой как частью Природы.

- Социальный: справедливость заключается в равенстве возможностей для всех индивидов к творчеству.

На индивидуальном уровне справедливость достигается активной творческой деятельностью индивида.

В социальном плане при отсутствии в обществе равных возможностей для самореализации индивидов в сфере, наиболее соответствующей их способностям, каждый индивид, поскольку он по умолчанию способен к действию, должен направить свои деятельные устремления на реорганизацию общества, а в более радикальном прочтении – создать новое общество. Обратим внимание на то, как изменился взгляд на статус рядовых членов социума: если Средневековье отводило позицию активного направляющего действия только правителю государства (что явилось прямым следствием хода исторического процесса, в котором укрепление единоличной королевской власти позволило преодолеть междоусобные феодальные конфликты и стало ассоциироваться со стабилизацией экономической и культурной жизни), а подданным было достаточно «жить вместе», быть «объединенным множеством» [9, с. 243], то Возрождение наделяет рядового члена общества правом решать, в каких условиях будет протекать его жизнь. Уже в «Утопии» Т. Мора предложен концепт гражданской справедливости, которая устанавливается уничтожением частной собственности как главным условием установления справедливости в общественных отношениях. «Понимание Мором справедливости как авторитета, основанного на совести, сделало справедливость нравственным проектом, который продолжает столетиями беспокоить умы людей» [10, с. 72]. В «Городе Солнца» Т. Кампанеллы идея справедливости через отказ от частной собственности возымела настолько радикальный размах, что приобрела черты упразднения частной жизни в целом, и тотального подчинения всего общества установленному закону: «Так в мечте о справедливом и разумном общественном устройстве явственно проступают казарменно-монастырские черты» [11, c.328]. Несмотря на веру в благую природу человека, которую предлагалось развить в условиях всеобщего социального равенства, Кампанелла не избежал крена в сторону селекционного террора, предлагая построить справедливое общество без оглядки на морально-этическую сторону вопроса: «Кампанелла открыто заявляет, что без природных задатков нет нравственной добродетели. По этой причине правители делают все возможное, чтобы вывести нужную породу (людей)» [12, с. 27].

Идеи справедливости в трактовке Мора и Кампанеллы подготовили почву для идеи создания общественных институций, которые обеспечили бы должный баланс в обществе и способствовали установлению справедливого устройства, избежав тех крайних негативных последствий, описанных Кампанеллой. Несмотря на то, что взгляды обоих мыслителей оцениваются в контексте современности как достаточно крайние, оба произведения явились для своего времени заявлениями о том, что философы могут быть эффективными в сфере публично-правовых отношений.

В чем отличие от предшествующей традиции? Критика и культурный фон.

Справедливость возможна только в условиях свободы – этот вывод стал ключевым в общем пуле философской мысли Возрождения. Переосмысление средневековой концепции свободы человека как недетерминированной воли, у которой есть только один модус проявления – выбор между грехом и благом [13, p.619], чувствами и разумом, земным и божественным, в концепцию свободы человека не только выбирающего, но и создающего варианты для выбора стало главной отличительной чертой философских воззрений эпохи Возрождения.

Вспомним, как Августин строго декларировал невозможность обретения справедливого существования без веры: «истинная справедливость существует только в том граде, о котором Писание говорит: «Славное возвещается о тебе, град Божий» (Пс.86,3)» [14, с. 81]. Под «Градом Божиим» Августин понимал общность людей, устремленных к познанию истинного бытия (Бога), инструментами познания при этом выступали вера и разум (с приоритетом первой). В граде земном (то есть без веры) никакой справедливости ждать не приходится. Будучи неспособен познать божественный замысел, допускающий существование явной несправедливости в виде нападений вандалов, человек может оказаться в мире справедливости в ее истинном виде, если совершит акт веры, тем самым преодолев собственный онтологический разлом на доброе и злое начала (§22, «О различных вопросах): «Станем просто верить, если не можем постичь». В этом придании решающей силы акту веры проявилась «особенность средневекового сознания. Человек Средневековья воспринимает мир как книгу, а жизнь – как продолжение освоения этой книги. Поэтому он больше доверяет знакам и символам, мистическому видению, чем независимому критическому мышлению» [15, с.207]. Наделение Бога статусом гаранта справедливого устройства мира в экспликациях Фомы Аквинского объединилось с аристотелевской концепцией распределительной справедливости и оформилось в тезис: «Бог осуществляет справедливость, когда дает каждой вещи то, что относится к ее природе и условиям [бытия]» [16, c. 286]. Таким образом, задача человека – обладать знанием о природе вещей, а справедливым поведением станет разумное познание истинного бытия (Бога). Замыкая на божественном бытии идею справедливого существования человека, философская традиция Средневековья сотни лет отказывала человеку в самостоятельном проявлении себя в мире, ограничивая любые возможные поиски интроспективными наставлениями, пока человек, доселе обращенный к своему внутреннему миру, не обнаружил себя в центре Вселенной.

Концепт достижимой справедливости без мистификации окружающей действительности и недоверия эмпирическому познанию этой действительности стал главным отличием идеи справедливости Возрождения от предыдущей традиции. Человек в культуре Возрождения не пренебрегает внешним миром и своими проявлениями в нем. Познавательное начало в человеке теперь получило обоснование не только в модусе веры и разума, но и в виде чувственного опыта. Признание целостности человека и равноправности его способов познания явилось следствием отрицания религиозных крайностей средневекового богословия и возвращения к античным ценностям, идеалам гармоничного развития разумного и телесного начала в человеке как творце мира. «Для человека ценностью теперь является не потусторонний̆, а реальный̆ мир» [17, с. 148].

Ярчайший пример нового способа понимания статуса человека мы находим в трактате «О предположениях» Н. Кузанского, в котором человек является одновременно «человеческим богом» и «человеческим миром» [18, с. 259], в силу того, что своими познавательными способностями может достичь всего в мире.

Таким образом, в концепте Возрождения человек во всей полноте своих способностей начинает осознавать себя как ценность, а свои поступки как продолжение своей сущности – благими и справедливыми. Это позволило реконструировать понятие человека как самоценного индивида и вывести его за рамки детерминации благородного происхождения (один из таких примеров находим у Поджо Б. «О благородстве»), тем самым добиться большей справедливости в том, что человека можно измерить только масштабом совершенных им поступков. В этом отношении Возрождение явилось переходом от элитарной концепции справедливости Средневековья (с его иерархичной моделью миропорядка, воплощенной в том числе в феодальных отношениях подчинения слуги его господину) к эгалитарной концепции социально-политического равенства Просвещения [19, с. 87].

Несмотря на свою прогрессивность, идея о ценности человеческой индивидуальности и её творческой потенции, главенствовавшей в культуре Возрождения на протяжении почти всего XV века, не смогла избежать своего кризиса в результате её осмысления и оформления в виде абсолютно крайних форм. Индивидуальность, доведенная до крайности, превращалась в «звериный эгоизм», который требовал «полицейского укрощения» в «Государе» Макиавелли [20, с. 556]. Концепция справедливости приобрела парадоксальный и устрашающий характер: признавая природное равенство всех людей, независимо от происхождения, Макиавелли исходит из того, что природа эта отнюдь не блага, но наоборот – являет собой концентрацию самых низменных качеств (лицемерие, трусость, жадность и пр.), именно поэтому справедливым отношением к такой природе людей будет беспощадное проявление жестокости и обмана со стороны государства.

Позднее Возрождение пришло к тому, что стало трактовать поступки, выходящие за пределы общественной морали, как реализацию человеком своей индивидуальности и истинной природы, то есть оправданными и справедливыми в отношении того, кто их совершает, без соотнесения с их последствиями, что породило определенные негативные последствия понимания такого концепта человека: разгул безнравственности как преодоление сковывающей природу и право человека морали, и новую форму понимания справедливости – итальянскую вендетту. Преступления мести, получившие свое оправдание в отсутствие правовой нормы, наряду с распространившейся коррупцией, взращенные тем, что Я. Буркхардт описывал как «смена идеала святости» смесью эгоизма, самовлюбленности и «верой в благость человеческой природы» [21, с. 285 ­– 287], повлекли последующие политические потрясения и явились свидетельствами наступившего кризиса концепций Возрождения.

Возможна ли справедливость в таком прочтении сегодня? Современная практика.

Проект человека-творца (периода расцвета эпохи Возрождения) ожидаемо стал одним из наиболее перспективных концептов для развития последующей философской традицией, причем настолько, что и сегодня мы можем увидеть в его идеалах описание ценностей современного общества, среди которых – свобода на самоопределение личности (во всех сферах ее проявления, начиная от профессиональной и заканчивая гендерной).

В мире человека Возрождения феномен справедливости проявляется в нескольких проекциях: 1) это путь самореализации в творческой деятельности; 2) это среда возможностей (благоприятных социально-экономических условий), в которых этот путь может состояться. Однако трансформация идеи свободы творца в произвол, способный обернуть справедливость для одного в несправедливость для многих (или всех остальных) не только ознаменовала переход от справедливости как внутренней духовной самоорганизации к ее поискам в общественной жизни, но и дала толчок современной идее о необходимости внедрения общественных институтов, способных регулировать и соизмерять справедливость внутри общества.

Примечательно, что подходы к объяснению справедливости в период Ренессанса, оформились в обстоятельствах выхода из-под гнёта догматического мышления Средних веков. При этом стоит обратить внимание, что в поиске справедливости, ставшем практически невозможным в период раннего Средневековья в результате варварских вторжений и их разрушительных последствий, а в периоды высокого и позднего Средневековья обретшем инерционный характер в виде «иконографических» трактовок, усматриваются параллели с современной действительностью, что дает возможность более осмысленно сформировать собственное отношение к вызовам современности. В конечном счете антропологическая концепция средневековой философии, сформировавшая представление об ограниченности и в определенной мере беспомощности человека перед лицом масштабных катаклизмов под влиянием внешнеполитического и культурного кризисов, была преодолена концептом новой справедливости, в котором проявилась самое ценное начало в человеке – сила созидания.

Библиография
1. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос / пер. с нем. А.Г. Гаджикурбанова. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.
2. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979.
3. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. гос. гумат. ун-т, 2000.
4. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1 / сост. и авт. предисл. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1981.
5. Фичино М. Платоновская теология о бессмертии души в XVIII книгах / пер. с лат. А.Я. Тыжова. СПб.: Владимир Даль, 2020.
6. Menčik, D. Perspectivism of the Renaissance Thought // Epistēmēs Metron Logos, 2020. No.3. Pp. 8–24.
7. Sellars, J. Renaissance Humanism and Philosophy as a Way of Life // Metaphilosophy, 2020. Vol.51 Is. 2-3. Pp. 226–243.
8. Kristeller P. O. Renaissance Concepts of Man and Other Essays. Harper & Row, Publishers New York, Evanston, San Francisco, London, 1972.
9. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI –XVII вв.) / Под ред. В.И. Рутенбурга, И.П. Медведева. Л.: Наука, 1990.
10. Herian, Robert. The Conscience of Thomas More: An Introduction to Equity in Modernity // The Heythrop Journal, 2022, No. 63(1). Pp. 64–75.
11. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.
12. Mordacci R. Reproductive Utopias and Dystopias: More, Campanella, Bacon and Huxley // Phenomenology and Mind, 2020. No. 19(2). Pp. 24–35.
13. Rakhimdjanova D. S. The Concept of the Idea of Freedom in Ancient and Medieval Philosophy // Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 2021. No. 25(2). Pp. 608–622.
14. Блаженный Августин. Творения. Т. 3: О граде Божием / сост. и подг. к печати С.И. Еремеева. СПб.: Алетейя, 1998.
15. Ortynskyi, V., Slyvka, S., Scotna, N., Levytska, O., & Shcherbai, I. Features of the socio-political and theoretical foundations of the philosophical understanding of law from the Middle Ages to the present // Wisdom. 2021. No.19(3), Pp. 204–216.
16. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43 / пер. с лат. С. Еремеева и А. Юдина. М.: Элькор-МК, 2002.
17. Федоркина, А. П. Развитие философии, науки и техники в эпоху Возрождения // Вестник НИЦ Строительство. 2019. № 2(21). С. 147-156.
18. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. Т.1 / Пер. / Общ. ред. и вступит. статья 3.А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1979.
19. Канарш Г. Ю. Элитаристский дискурс справедливости: теоретические истоки // Знание. Понимание. Умение. № 1. 2019. C. 83-98.
20. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.
21. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ, 1996.
References
1. Cassirer, E. (2000). Selected: The Individual and the Cosmos. Moscow. St. Petersburg: University book.
2. Maiorov, G. (1979). Formation of medieval philosophy. Latin patristics. Moscow: Thought.
3. Batkin, L. (2000). European man on his own. Essays on the cultural and historical foundations and limits of personal self-consciousness. Moscow: Russian Humanitarian University.
4. Pico della Mirandola J. (1981). Oration on the Dignity of Man. In V. Shestakov (Eds.), Aesthetics of the Renaissance: Anthology. In 2 vols. Vol. 1 (pp. 248-302). Moscow: Art.
5. Ficino, M. (2020). Plato's Theology of the Immortality of the Soul in XVIII Books. St. Petersburg: Vladimir Dal.
6. Menčik, D. (2020). Perspectivism of the Renaissance Thought. Epistēmēs Metron Logos. 3, 8–24. doi: 10.12681/eml.22101
7. Sellars, J. (2020). Renaissance Humanism and Philosophy as a Way of Life. Metaphilosophy, 51, Is. 2-3, 226–243. doi: 10.1111/meta.12409
8. Kristeller P. (1972). Renaissance Concepts of Man and Other Essays. New York. Evanston, San Francisco, London: Harper & Row, Publishers.
9. Thomas Aquinas. (1990). On the Rule of Sovereigns. In: I. Rutenburg, L. Medvedev (Eds.), Political structures of the era of feudalism in Western Europe (VI-XVII centuries (pp.217-244). Leningrad: Nauka.
10. Herian, R. (2022). The Conscience of Thomas More: An Introduction to Equity in Modernity. The Heythrop Journal, 63(1), 64–75. doi: 10.1111/heyj.13507
11. Gorfunkel, A. (1980). Philosophy of the Renaissance. Moscow: Higher school.
12. Mordacci R. (2020). Reproductive Utopias and Dystopias: More, Campanella, Bacon and Huxley. Phenomenology and Mind, 19(2), 24–35. Retrieved from https://journals.openedition.org/phenomenology/523
13. Rakhimdjanova D. (2021). The Concept of the Idea of Freedom in Ancient and Medieval Philosophy. Annals of the Romanian Society for Cell Biology, 25(2), 608–622. Retrieved from https://www.annalsofrscb.ro/index.php/journal/article/view/988
14. Saint Augustine. (1998). Opera. St. Petersburg: Aletheya.
15. Ortynskyi, V., Slyvka, S., Scotna, N., Levytska, O., Shcherbai, I. (2021). Features of the socio-political and theoretical foundations of the philosophical understanding of law from the Middle Ages to the present. Wisdom. 19(3), 204–216. doi: 10.24234/wisdom.v19i3.488
16. Thomas Aquinas (2002). The Sum of Theology. Part I. Questions 1-43. Moscow: Elkor-MK.
17. Fedorkina, A. (2019). The development of philosophy, science and technology in the Renaissance, Bulletin of the Research Center for Construction. 2(21), 147-156. Retrieved from https://vestnik.cstroy.ru/jour/article/view/30
18. Kuzansky, N. (1979). Essays in 2 volumes. Vol.1. Moscow: Thought.
19. Kanarsh G. (2019). Elite discourse of justice: theoretical origins. Knowledge. Understanding. Skill, 1, 83-98. doi: 10.17805/zpu.2019.2.5
20. Losev, A. (1978). Aesthetics of the Renaissance. Moscow: Thought.
21. Burkhardt, J. (1996). Renaissance Culture in Italy. Moscow: Jurist.

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.