Статья 'Этико-психологическая теория Эриха Фромма как инструмент социальной трансформации' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Этико-психологическая теория Эриха Фромма как инструмент социальной трансформации

Захаров Александр Дмитриевич

ORCID: 0000-0003-4422-4797

аспирант, Факультет социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

125167, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Пр-Кт ленинградский, 49/2

Zakharov Aleksandr Dmitrievich

Postgraduate Student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation

125167, Russia, Moscow region, Moscow, 49/2 Leningradsky Ave.

zaharofff1997@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8728.2022.11.39215

EDN:

JESNHK

Дата направления статьи в редакцию:

18-11-2022


Дата публикации:

25-11-2022


Аннотация: Социальная трансформация – актуальная в текущих философских и общественных реалиях концепция, которая получила проблематизацию и начала рассматриваться вместе с появлением и развитием социальной философии несколько веков назад. Особенный вклад в этот вопрос был внесен в рамках улучшения качества знаний о человеке с развитием психологии как науки и методологии, в частности – психоанализа и неофрейдизма. Данная статья посвящена вопросу этической трансформации общества на примере радикального гуманистического психоанализа Эриха Фромма – неофрейдистской концепции, которая требует уточнения и пояснения несмотря на обилие материала по теме. В качестве методов исследования были использованы качественный анализ первичных эмпирических данных, обработка вторичных эмпирических данных, анализ различных взглядов по выбранной теме. В настоящей статье проводится рассмотрение основных понятий гуманистического психоанализа Фромма в рамках изучаемого вопроса, а также оценка концептуальной применимости его теории к вопросу социальной трансформации. В процессе исследования автор приходит к выводу, что теоретические построения Эриха Фромма изучаются недостаточно скрупулезно, содержат уникальную идиографическую точку зрения на процесс социальной трансформации, обладают практической применимостью для широкого круга пользователей предлагаемой информации – философов, психологов, социологов, историков, религиоведов.


Ключевые слова:

гуманистическая этика, жизненная ориентация, витализм, Эрих Фромм, психоанализ, неофрейдизм, х-переживание, нравственность, социальная трансформация, экзистенциализм

Abstract: Social transformation is an up-to-date concept in current philosophical and social circumstances being considered with problematization and the creation and development of social philosophy several centuries ago. A specific contribution to this problem was made within the framework of improving the quality of human knowledge with the development of psychology as a science and methodology, psychoanalysis and neo–Freudianism in particular. This article is devoted to the problem of society’s ethical transformation using the example of Erich Fromm's radical humanistic psychoanalysis – a neo-Freudian concept that requires clarification and explanation despite the abundance of content covering the topic. Qualitative analysis of primary empirical data, processing of secondary empirical data, analysis of various views on the chosen topic were used as research methods. This article examines the basic concepts of Fromm's humanistic psychoanalysis within the framework of the issue under study, as well as an assessment of the conceptual applicability of his theory to the problem of social transformation. In the course of the research, the author comes to the conclusion that the theoretical constructions by Erich Fromm are not studied scrupulously enough, contain a unique idiographic point of view and have practical applicability for a wide range of users of the provided information – philosophers, psychologists, sociologists, historians, religious scholars.


Keywords:

humanistic ethics, life orientation, vitalism, Erich Fromm, psychoanalysis, neo-Freudianism, x-experience, morality, social transformation, existentialism

Вступление

Эрих Зелигманн Фромм – выдающийся мыслитель XX века, работы и вклад которого либо остаются недооцененными, либо превратно интерпретируются, либо поспешно отметаются и получают негативную оценку от исследователей и ученых из различных гуманитарных дисциплин. Действительно, как отмечает финский исследователь Ярно Хиеталахти, при жизни Фромм считался недостаточно философским для философов, недостаточно социологичным для социологов и недостаточно психоаналитичным для психоаналитиков. В наше время ситуация изменилась, и различные дисциплины с радостью приклеивают свои ярлыки при классификации работ Фромма. И они совершенно правы в этом – Фромм, помимо всего прочего, философ, социолог и психоаналитик, мыслитель широкого профиля и междисциплинарный в лучшем смысле этого слова [1, с. 101].

И. О. Шафаревич делает акцент на обоснованной междисциплинарности концепций и работ Фромма, в особенности на связи философской этической системы с психолого-социологической практикой ученого. Белорусский исследователь утверждает, что и гуманистическая объективная этика, и психология, по мнению Э. Фромма, развиваются взаимосвязанно. Он (Э. Фромм) считал, что переход от аристотелевской этики к этике Б. Спинозы обусловлен превосходством динамической психологии Б. Спинозы над статической психологией Аристотеля. Именно так Э. Фромм объясняет, что психология и психоанализ имеют связь с этикой и наоборот: это предпосылка возникновения более обширных и глубинных возможностей, позволяющих построить гуманистическую этику, опорой для которой могут стать не только философские основания, но и установки психологической науки [2, с. 52]. Т. Д. Скуднова и Е. В. Бех уделяют внимание современности и актуальности взглядов Фромма в рамках вопроса междисциплинарности и считают, что объединение экзистенциальной антропологии, психоанализа и социальной философии под единым знаменем по-новому определяет духовную жизнь: переживания, выбор, экзистенция, субъектность, смысл жизни, предназначение [3, с. 122].

Индийский ученый Наушаба Анджум, разбираясь в вопросах ментального здоровья современного общества, подчеркнул очевидные отличия концепции Фромма от чисто бихевиористских и психоаналитических, к которым был близок сам австрийско-американский ученый. В то время как бихевиористы рассматривают индивидов как пассивно реагирующих на внешние раздражители, а психоаналитики видят в людях жертв биологических сил и детских конфликтов, психологи-гуманисты могут приложить все усилия для изучения развития от нормальности к здоровой личности [4, с. 48]. Именно таким ученым, который видел развитие общества в формировании кластера здоровых личностей, был Эрих Фромм.

Анализируя разрушительные антигуманистические настроения современного общества, кажется, что в XXI веке как никогда актуально сохранить, развить и приумножить наследие Фромма, снова и снова рассматривая его этико-психологическую систему трансформации общества через каждого отдельного здорового во всех смыслах человека.

Основная часть

Предварительно стоит объяснить, почему Фромм так много времени и сил уделял вопросам этики – он искренне и обоснованно считал, что психоанализ проделал большую работу в части увеличения и улучшения качества знания о человеке и его глубинных мотивациях, но кроме разоблачения внутренней жизни, не предложил каких-то действенных вариантов, как человек должен жить и что делать в условиях всевозможных иррациональных субъективных побуждающих мотивов [5, с. 19]. Именно разъяснением этого вопроса и был занят мыслитель, он настаивал на том, что проблема психического здоровья и невроза неразрывно связана с проблемами этики. Фромм полагал, что каждый невроз представляет собой моральную проблему, в которой можно усмотреть неудачу на пути самореализации человека [5, с. 283-284]. Мыслитель также был сторонником моральной индифферентности и считал мораль объективной, не считаясь с вероятностью реализации человеком своих возможностей и особых сдерживающих его условий, оценка остается непредвзятой несмотря на всевозможные поблажки [5, с. 299].

В рамках своей теории Фромм выделил пять основных потребностей человека: потребность в установлении связей с людьми, потребность в преодолении своей ограниченности, в системе ориентаций и поклонении, идентичности и потребность в единстве [6, с. 314]. При всем этом человек обязательно имеет потребность в системе ориентации – она является источником энергии, которая непременно реализуется деструктивно или продуктивно, в поклонении силе и разрушению или разуму и любви [7, с. 72].

Эрих Фромм утверждал, что добродетели и пороки традиционной этики, вследствие их неоднозначности и вариативности контекстного использования, могут подразумевать различные и даже противоречащие друг другу человеческие установки. Так он приводит в пример смирение, вызванное страхом или чрезвычайным высокомерием, а сами страх и высокомерие могут быть признаком самоуничижения или неуверенности в себе. Мыслитель делает вывод, что отдельные этические черты нельзя рассматривать в отрыве от характера человека как целого [5, с. 52-53], который и является предметом фроммовской гуманистической этики, т.е. он вслед за Адлером постулирует холизм психики человека и называет этот холизм первоочередно ценным.

Далее стоит обратить внимание на вопрос разделения этики на авторитарную (гетерономную) и гуманистическую (автономную), в каждой выделял формальный и материальный критерии. По формальному критерию авторитарная этика отрицает способность человека различать нравственные аспекты жизни на базе слабости, потребности в зависимости и отказе от собственного разума и знания, эта способность перекладывается на авторитет-идол с его магически обретаемой властью; по материальному критерию она является эксплуататорской (в т.ч. в духовном плане), хотя эксплуатируемый индивид может получать или пользоваться разнообразными благами, которые предоставляет авторитет [5, с. 23-24]. По формальному критерию гуманистическая этика постулирует самого человека создателем и пользователем нравственных ценностей; по материальному критерию единственным критерием этической ценности служит благополучие человека, при этом благополучие понимается в общем виде как нечто непротиворечащее созидательной установке [5, с. 27]. Такие представления о продуктивности выходят за рамки возможностей классического психоанализа, что подчеркивает и сам Фромм [6, с. 314].

Так добро в этике Фромма означает все, что способствует развертыванию внутренних сил человека, а зло – все, что их ослабляет [5, с. 36]. Добро означает быть живым и ценить жизнь и живое, развиваться, вовлекаться в жизненный процесс (здесь можно отследить влияние на мыслителя философии жизни), а зло – духовное омертвение, вещизм [8, с. 200-201]. При этом философ не считает, что люди, с рождения или в их актуальном существовании, делятся на неизбежно добрых или злых – они становятся таковыми в процессе индивидуального роста и развития, а зло является скорее неудачей на пути к доброму и благоприятному развитию внутренних процессов и стремлений человека, чем природно заданной ориентацией. Как можно понять из текста выше, краеугольным камнем теории Эриха Фромма является обязательный процесс индивидуации, раскрытия внутренних потенциальных продуктивных сил человека, которые не наличествуют без особого отношения к жизни и без определенного уровня духовного развития и здоровья человека.

Релятивизм оппонирующих этических позиций Эрих Фромм преодолевает за счет того факта, что всякое знание о другом основано на разделяемом опыте, на вживании и переживании сходных событий, мыслей и чувств. Также во многих работах Фромм отмечает, что в каждом человеке есть бессознательные задатки полярного поведения в психоэмоциональном, экономическом, социальном, политическом, этическом и многих других планах, а реализация всегда лежит в поле потенциального и становящегося [8, с. 203-204]. И все же позиция философа не стала всемирно принятой, его этическая система оставалась размытой и наполненной лозунгами вместо конструктивных позитивных предложений.

Х-переживание как основа этики будущего

Одной из самых необычных и достойных внимания концепций Эриха Фромма является то, что в ранних работах он называл «системами ориентации и приверженности», а именно х-переживание – т.е. некая метафизическо-телеологическая конструкция (этически, эстетически, аксиологически нейтрально окрашенная), основа глубокого экзистенциального переживания, лежащего за любым религиозным, духовным, нравственным опытом. Фромм задается вопросом, что может занять место религии в мире, где вместо концепции Бога все равно осталась позитивная наличная реальность, являющаяся основой этой концепции? Автору было важно не вызвать пренебрежение и отторжение к собственной терминологии как у религиозных людей, так и у светских, что ему вполне удалось. По мнению философа, употреблять слова вроде «религиозность» или «духовность» сложно вследствие их двусмысленности и сложности определения и различения. Следуя примеру нетеистических концепций буддистов, Спинозы, он выбрал использование нейтрального словосочетания [8, с. 68]. К этому термину Фромм шел десятилетиями и смог сформулировать только в книге «Вы будете как боги», вышедшей в 1966 году, когда автору было 66 лет. В этой книге не дается прямого определения комплексному и трудноуловимому концепту, но приводятся некоторые характерные черты, которыми обладает человек с такого рода переживанием:

1) любовь к жизни (отсутствие деструктивных и «некрофильских» тенденций);

2) восприятие жизни как проблемы, как вопроса, который требует ответа;

3) существование продуктивной гуманистичной системы идеалов и высших ценностей (оптимальное развитие собственных сил разума, любви, сочувствия, мужества);

4) целью жизни является «человек», никогда не оказывающийся средством (постулирование категорического императива Канта);

5) условие психологической трансцендентности (выход за пределы эго, вовлеченность в мир/отсутствие отстраненности, избавление от нарциссизма, жадности и страхов).

6) проницательность, чтобы различать ложное x-переживание, коренящееся в истерии и других формах психического заболевания, и непатологические переживания любви и единения.

7) наличие осознаваемой концепции истинной независимости («…нужно уметь отличать рациональный авторитет от иррационального, идею от идеологии, готовность страдать за собственные убеждения от мазохизма» [8, с. 68-72]).

Далее Эрих Фромм называет еще два качества, необходимых для формирования аутентичного х-переживания, которые возможны только благодаря психоанализу и использованию его специфической терминологии:

1) необходимость различать осознанные мысли и аффективные переживания, которые могут выражать или не выражать адекватную концептуализацию;

2) понимание и соотнесение бессознательных переживаний, которые лежат в основе x-переживания с противостоящими или блокирующими их (без понимания бессознательных процессов трудно оценить относительный и часто случайный характер наших осознанных мыслей [8, с. 72]).

Наверное, это самый большой и самый недооцененный вклад Фромма в философию и социальные науки. Рудиментарность этой концепции в рамках общей философско-социально-психологической системы Эриха Фромма может быть объяснена отсутствием мыслителей, которые бы могли и хотели развивать ее, а также специфичностью взглядов и идеалистичной этической позиции автора на вопрос, который все меньше ученых и исследователей ставят в рамках своих исследований, который все меньше людей считают достойным внимания и духовных сил.

Эрих Фромм, скептически настроенный относительно своих современников в целом, отмечает расхожую тенденцию к пренебрежению высшими ценностями у современного человека. Живя в атмосфере скуки, тревоги и пустоты человек прикрывает нарастающую депрессию неконтролируемым потреблением. Целью стало приобретение технических новинок, а не непосредственная жизнь, иметь больше, а не становиться больше [8, с. 246]. Тем не менее концепция х-переживания могла бы объединить религиозных и светских людей и дать нужный толчок в их стремлении познать действительность во всех возможных измерениях, аккумулировать силы человечества в борьбе с разобщенностью, все возрастающей психологической отчужденностью и дезориентацией.

Критика идей социальной трансформации Э. Фромма

Как было написано ранее в работе, концепции Фромма неоднократно подвергались жесткой критике, особенно от коллег по неомарксистской Франкфуртской школе. А.В. Гнедько приводит в пример Г. Маркузе. Российский исследователь пишет: «Возникает резонный вопрос: возможна ли подобная продуктивная психологическая ориентация в рамках всего общества?.. По мнению Маркузе, невозможно оставаться «здоровым», продолжая существовать в отчужденном деструктивном обществе. Кроме того, он утверждает, что те ценности, которые несет в себе продуктивная ориентация (любовь, солидарность, уважение и т. д.), также являются ценностями репрессивной цивилизации. Продуктивная ориентация на самом деле лишь способствует конформному поведению и адаптации. Причиной таких оптимистичных и неправильных, по мнению Маркузе, взглядов являются недооценка Фроммом биологических факторов, а также его излишний идеализм, вызванный смешением психоанализа и религиозной философии.» [6, с.321-322]

Как ни странно, наиболее жесткой критике работы Эриха Фромма подвергаются со стороны марксистов, в том числе и в российских научных статьях. Основным предметом несогласия является психологическая и индивидуальная опосредованность предлагаемых социальных изменений вместо привычной марксистам массовой «базисной» экономической или финансово-социальной. Так А. Ф. Поломошнов, В. Д. Бакулов и Е. А. Котлярова пишут, что теория Фромма является утопической абстракцией вследствие невнимания к вопросу собственности на средства производства. Перечисленные выше ученые утверждают, что вся его программа – реформистская утопия, где испорченный капитализмом человек должен проводить качественные изменения общества, а «наивная и ничем не подкрепленная» вера в трансформирующую силу европоцентристских гуманистических идеалов принимается за наиболее рациональную форму организации общества, которую он стремится распространить повсеместно. Ученые приходят к выводу о бесплодности, бессилии, абстрактности гуманизма Фромма, который вследствие всего вышенаписанного становится антигуманизмом и способствует его развитию [9, с. 250].

На эти нападки замечательно отвечает как сам Эрих Фромм в разных своих рабриах, так и особенно внимательные исследователи, его изучающие на протяжении десятилетий. Мыслитель, как будто заранее учитывая нападки критиков, считал так: «Только при наличии этих двух условий – субъективной неудовлетворенности культурно заданной целью и социоэкономического базиса для изменений – может начать действовать третий необходимый фактор – рациональное понимание. Таков принцип социальных и психологических изменений в целом и изменения значения своекорыстия в частности.» [5, с. 181-182]

Г. М. Тихонов отмечает и вторит Фромму, что социализм подвержен риску инфицирования избыточным потреблением, следовательно, может отклониться от истинных целей в виде всестороннего освобождения человека. Оппонирующие исследователи начали отмечать нацеленность социализма именно на экономическую судьбу рабочего класса, при этом духовная сторона отметается как незначительная, вместо преодоления социализма, люди в нем утопают, именно поэтому Фромм выбрал целевой аудиторией своей трансформации отчужденный средний класс, а не рабочий, и упрекает социалистические страны за сведение социализма к строю с повально одинаковым равным потреблением, который в критикуемом капитализме гарантирован только избранному меньшинству [10, с. 20]. Идеи К. Маркса, – как с горечью замечает Э. Фромм, – с обеих сторон железного занавеса были извращены.

Заключение

К. А. Высоцкая и С. М. Кравцов лаконично выражают оценку Фроммом современного ему общества, они пишут, что рационализация и машинизация жизни порождает у индивида чувство одиночества, бессилия, беспомощности, разочарования и тревоги – все это определяет его самотравмирующий опыт [11, с. 20]. Сам Эрих Фромм пишет по этому поводу: «Множество фактов свидетельствуют о том, что человек, по-видимому, выбирает роботизм (автоматизация и отчуждение), а это означает в конечном итоге безумие и разрушение» [7, с. 410]. Не раз затрагивающий религиозные вопросы параллельно с этическими, Фромм вопрошает не то сам к себе, не то к читателям и духовным потомкам: «…если мы имеем в виду, не мертво ли ощущение, то вместо того чтобы спрашивать, мертв ли Бог, лучше задать вопрос, а не мертв ли человек?.. Человеку грозит опасность превратиться в вещь, во все более и более отчужденное существо, потерять из вида настоящие проблемы человеческого существования и больше не интересоваться ответами на эти вопросы.» [8, с. 247]

Как можно заметить, при этом последовательный австрийско-американский философ допускает в своих работах и некоторые неосторожности (называет человека и концепцию человека мертвой, постулирует побеждающие пораженческие настроения в обществе), оправдывающие существующие и зарождающиеся антигуманистические мысли и концепции: «…человек полностью родится, т. е. станет полностью человечным, если перережет пуповину, соединяющую его с матерью, а также с семьей и с почвой. Однако рассечения кровосмесительных уз недостаточно. Человек не может стать полностью человечным, если не освободится от человека.» [8, с. 206] Отмечу, что под кровосмесительными узами Эрих Фромм имеет в виду не ортодоксальный эдипов комплекс Фрейда, а повышенное внимание и усиление для человека значимости эмоциональной привязанности к матери/кровным или названным родственникам, принадлежности к народу/нации, которые могут и непосредственно становятся препятствием в процессе индивидуации и сепарации человека. Мыслитель утверждает, что «…полная независимость — это одно из самых трудных обретений, даже если человек преодолеет свою фиксацию на крови и земле, на матери и клане, он опирается на другие силы, дающие ему безопасность и уверенность: на свой народ, свою социальную группу, свою семью, свои достижения, свою силу, свои деньги. Или он погружается настолько глубоко в нарциссизм, что не чувствует себя чужим в мире, потому что он и есть мир, ничего, кроме него и вне его, не существует [8, с. 91].

Сквозь текст автора периодически проглядывают отчаяние и предельно пессимистичные замечания по поводу современного человека, хотя Фромма принято считать оптимистом в вопросе развития человечества. Гуманизм Эриха Фромма находится на границе между поражением в борьбе с вещизмом и верой в духовное преобразование уставшего от своей беспомощности человека. Представляется, что именно этот факт и эта дихотомия внутри самого психоаналитика повлияла не только на его особый интерес именно к внутренним процессам и мотивам человека, но также и его довлеющий аффирмационный оптимизм в письменных работах и устных выступлениях. Фромм является ярким олицетворением своих противоречивых взглядов, а его концепция осталась на грани между реализацией и возможностью, она сама по себе отражает миражную неуловимую потенциальность человеческой жизни и трансформаций общества в целом.

Отсюда следует, что наследие Эриха Фромма можно скорее считать поэтичным памятником противоречивой природы человека, чем четким руководством к деятельности, и именно в этом его абсурдистская, по-настоящему экзистенциальная мотивирующая глубокая трансформирующая природа, в этом содержится вызов каждому человеку, человечеству в его лице и человечеству в целом. Переводчица книги «Анатомия человеческой деструктивности» отметила в предисловии, что психоанализ Фромма является скорее указателем для человека, дает возможность выбора, а не является «суррогатом религии», за что порицался классический фрейдизм [12, с. 10]. При этом сам мыслитель делает акцент на том, чтобы потомки обращали больше внимания на реальность воспринимаемых ими лично ценностей, которые реплицируются через года и века, а не на слова и концепции, обладающие скорее шармом актуальности и настоящего момента [8, с. 247-248], ведь, по мнению Фромма, «задача этического мыслителя – поддерживать и укреплять голос человеческой совести, показывать, что хорошо и что плохо для человека, независимо от того, хорошо или плохо это для общества в определенный период его эволюции.» [5, с. 308]

Библиография
1. Hietalahti J. Erich Fromm's Hopeful Humanism // Radical Philosophy Review. 2021. Vol. 24. N. 1. P. 101-104.
2. Шафаревич, И. О. Нравственные аспекты философской антропологии Э. Фромма и М. Шелера // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2020. № 1. С. 49-54.
3. Скуднова Т. Д., Бех Е. В. Актуальность идей Эриха Фромма в современных условиях трансформации общества и образования // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. № 1. С. 117-123.
4. Anjum N. Erich Fromm’s Approach of Mental Health in Modern Society // Journal Of Contemporary Trends In Business And Information Technology. 2017. Vol. 3. P. 45-54.
5. Фромм Э. Человек для себя / Эрих Фромм ; [перевод с английского А. Александровой]. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 320 с. — (Философия – Neoclassic) ISBN 978-5-17-098765-8
6. Гнедько А.В. Идеал «здорового общества» в концепции Эриха Фромма // Вестник ТвГУ. Серия: Философия. 2020. № 2. С. 313-324.
7. Фромм Э. Здоровое общество. Москва : Издательство АСТ, 2006. — 528 с. — (Философия – Neoclassic)
8. Фромм Э. Вы будете как боги / Эрих Фромм ; [перевод с английского А. Александровой]. — Москва : Издательство АСТ, 2021. — 256 с. — (Философия – Neoclassic) ISBN 978-5-17-109110-1
9. Поломошнов А. Ф., Бакулов В. Д., Котлярова Е. А. Эрих Фромм: критика и апология гуманизма // KANT. 2021. № 2 (39). С. 246-252.
10. Тихонов Г. М. Гуманистический социализм Эриха Фромма: философские заметки // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2022. Т. 32. № 1. С. 16-20.
11. Высоцкая К.А., Кравцов С.М. Радикально-гуманистический психоанализ Эриха Фромма // Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук : материалы X международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной 30-летию Частного учреждения образования «БИП-Институт правоведения», Минск, 24 апреля 2020 г.. Минск, 2020. Т. 4. С. 19-21.
12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм ; [перевод с нем. Э. Телятниковой]. — Москва : Издательство АСТ, 2017. — 736 с. — (Эксклюзивная классика) ISBN 978-5-17-103239-5
References
1. Hietalahti, J. (2021). Erich Fromm's Hopeful Humanity In Radical Philosophy Review. Vol. 24. N. 1. P. 101-104.
2. Shafarevich, I. O. (2020). Moral aspects of philosophical anthropology by E. Fromm and M. Sheler In Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology. No. 1. pp. 49-54.
3. Skudnova, T. D., Bekh, E. V. (2022). Relevance of Erich Fromm's ideas in modern conditions of transformation of society and education In Bulletin of the Taganrog Institute named after A. P. Chekhov. No. 1. pp. 117-123.
4. Anjum, N. (2017). Erich Fromm’s Approach of Mental Health in Modern Society In Journal Of Contemporary Trends In Business And Information Technology. Vol. 3. P. 45-54.
5. Fromm, E. (2016). A man for himself / Erich Fromm ; [translated from English by A. Alexandrova]. — Moscow : AST Publishing House, — 320 p. — (Philosophy – Neoclassic) ISBN 978-5-17-098765-8
6. Gnedko, A.V. (2020). The ideal of a "healthy society" in the concept of Erich Fromm In TvSU Bulletin. Series: Philosophy. No. 2. pp. 313-324.
7. Fromm, E. (2006). Healthy society / Erich Fromm ; Moscow: AST Publishing House, — 528 p. — (Philosophy – Neoclassic)
8. Fromm, E. (2021). You will be like gods / Erich Fromm ; [translated from English by A. Alexandrova]. — Moscow : AST Publishing House, — 256 p. — (Philosophy – Neoclassic) ISBN 978-5-17-109110-1
9. Polomoshnov, A. F., Bakulov, V. D., Kotlyarova, E. A. (2021) Erich Fromm: criticism and apology of humanism In KANT. No. 2 (39). pp. 246-252.
10. Tikhonov, G. M. (2022). Erich Fromm's humanistic Socialism: philosophical notes In Bulletin of the Udmurt University. The series "Philosophy. Psychology. Pedagogy". Vol. 32. No. 1. pp. 16-20.
11. Vysotskaya, K.A., Kravtsov S.M. (2020). Radical humanistic psychoanalysis of Erich Fromm In Actual problems of legal, economic and humanitarian sciences: materials of the X International scientific and practical conference of teaching staff, graduate students, undergraduates and students dedicated to the 30th anniversary of the Private Educational Institution "BIP-Institute of Jurisprudence", Minsk, April 24 , 2020.Vol. 4. pp. 19-21.
12. Fromm, E. (2017). Anatomy of human destructiveness / Erich Fromm ; [translated from German by E. Telyatnikova]. — Moscow : AST Publishing House, — 736 p. — (Exclusive classics) ISBN 978-5-17-103239-5

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Настоящая статья посвящена актуальной и интересной теме, приобретающей новое значение и звучание в современном социально- политическом контексте. Данный контекст, к сожалению, не утрачивает свою актуальность, несмотря на годы, прошедшие с момента написания ключевых работ Э. Фромма. Фромм испытал серьезное влияние работ Карла Маркса, в особенности его ранней работы "Экономическо-философские рукописи 1844 г.". Важнейшая тема произведений Фромма – тема человеческого одиночества и изоляции в силу отчуждения от природы и других людей. Это состояние изоляции не обнаруживается ни у одного другого вида животных; это – исключительно человеческая ситуация. Например, ребенок, освободившись от первоначальных связей с родителями, чувствует себя изолированным и беспомощным. Раб, быть может, обретает свободу лишь для того, чтобы почувствовать себя брошенным в чужой, по большей части, мир. Будучи рабом, он принадлежал кому-то и чувствовал связь с миром и другими людьми, даже не будучи свободным. В книге "Бегство от свободы" (1941) Фромм развивает тезис о том, что на протяжении веков люди, обретая все большую свободу, чувствовали себя все более одиноко. Свобода, следовательно, оказывается негативным состоянием, от которого люди стараются спастись.
Каков же выход? Человек может либо объединиться с другими в духе любви и сотрудничества, или же искать безопасности в подчинении авторитету либо в конформной позиции по отношению к обществу, В одном случае люди используют свободу для создания лучшего общества; в другом – обретают новые оковы. "Бегство от свободы" написано во времена нацизма, и в ней показано, что эта форма тоталитаризма была привлекательна для людей в силу того, что предлагала безопасность. Но, как показывает Фромм в последующих произведениях (1947, 1955, 1964), любая созданная человечеством форма общества, будь то феодализм, капитализм, фашизм, социализм или коммунизм, представляет попытку разрешения базового человеческого противоречия. Это противоречие состоит в том, что человек одновременно является и частью природы, и отдельным от нее, в том, что он одновременно и животное, и человеческое существо. Как животное, человек обладает определенными биологическими потребностями, которые должны быть удовлетворены. Как человеческое существо, он обладает самосознанием, разумом, воображением. Исключительно человеческими переживаниями являются чувства нежности, любви и сопереживания, отношения, интереса, ответственности, самобытности, честности, ранимости, трансцендирования и свободы, ценности и нормы.
Эта двуаспектность – бытие животным и человеком – составляет базовое противоречие человеческого существования. "Понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей, вырастающих из условий его существования".
Что же это за потребности, вырастающие из условий человеческого существования? Их пять: потребность в связи с другими; потребность в трансцендировании; потребность в укорененности; потребность быть собой; потребность в системе ориентации. Потребность в связи проистекает из того факта, что люди, становясь людьми, оказываются вырванными из исходного животного единства с природой. Человек же с его возможностями размышления и воображения утерял эту интимную связь с природой. Вместо этих инстинктивных связей, которыми располагают животные, люди вынуждены создавать собственные отношения, из которых наиболее удовлетворительными оказываются те, что основаны на продуктивной любви. Продуктивная любовь всегда подразумевает взаимную заботу, ответственность, уважение и понимание.
Стремление к трансцендированию соответствует человеческой потребности подняться над своей животной природой, не оставаться тварью, а стать творцом. Если на пути творческих стремлений возникают неодолимые препятствия, человек становится разрушителем. Фромм подчеркивает, что любовь и ненависть – не взаимоисключающие чувства; то и другое – ответ на потребность человека преодолеть свою животную природу. Животные не могут ни любить, ни ненавидеть – это доступно лишь человеку.
Люди хотят чувствовать свои природные корни; они хотят быть частью мира, чувствовать, что они "принадлежат" ему. Дети имеют коренную связь с матерью, но если это отношение сохраняется за пределами детства, оно расценивается как нездоровая фиксация. Наиболее удовлетворяющие его здоровые корни человек обнаруживает в чувстве родства с другими мужчинами и женщинами.
Но у человека есть и стремление к самобытности, неповторимости своей индивидуальности.Если эта цель не достигается индивидуальными творческими усилиями, он может обрести некоторый отличительный признак, отождествляясь с другим человеком или группой. Раб отождествляется с хозяином, гражданин – с государством, рабочий – с компанией. В этом случае чувство самобытности вырастает не из бытия кем-то, а из принадлежности кому-то.
Наконец, людям нужна определенная система ориентиров, стабильный и последовательный способ восприятия и понимания мира. Возникающая система ориентиров изначально может быть рациональной или иррациональной либо содержать элементы того и другого.
Работа написана хорошим стилем, присутствует обращение не только к взглядам сторонников, но и присутствует апелляция к иным контекстуальным трактовкам, присутствуют ссылки как на отечественную литературу, так и на оригинальные зарубежные работы. Представляется, что статья будет интересна определенной части аудитории журнала.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.