Статья 'Буддологические исследования и современная цивилизация [Рец. на:] Буддологические исследования. Религиоведческий альманах / Отв. ред. Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2020. Вып. 3. 280 с.' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Буддологические исследования и современная цивилизация [Рец. на:] Буддологические исследования. Религиоведческий альманах / Отв. ред. Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2020. Вып. 3. 280 с

Чебунин Александр Васильевич

доктор философских наук

доцент, кафедра культурологии и искусствоведения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Восточно-Сибирский государственный институт культуры».

670031, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, ауд. 221

Chebunin Alexander

Doctor of Philosophy

Docent, Professor, the department of Culturology and Art History , East Siberian State Institute of Culture

670031, Russia, respublika Buryatiya, g. Ulan-Ude, ul. Tereshkovoi, 1, aud. 221

chebunin1@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Мазур Татьяна Геннадьевна

кандидат философских наук

старший научный сотрудник; отдел философии, культурологии и религиоведения ФГБУН Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

670047, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8, оф. 325

Mazur Tat'yana

PhD in Philosophy

Senior Scientific Associate, the department of Philosophy, Culturolog and Religious Studies, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

670047, Russia, respublika Buryatiya, g. Ulan-Ude, ul. Sakh'yanovoi, 8, of. 325

mtbi@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8728.2021.10.36660

Дата направления статьи в редакцию:

18-10-2021


Дата публикации:

06-11-2021


Аннотация: В декабре 2020 г. вышел 3-й выпуск религиоведческого альманаха «Буддологические исследования» под грифом Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. В выпуске сохраняется традиционная структура ежегодника, охватывающая проблемы философии и сотериологии, истории буддизма, его источниковедения и переводов буддийских текстов, а также другие аспекты буддийского учения, освещаются значимые события в жизни Института и буддологии в целом. Рецензия представляет основные научные проблемы, выступающие в альманахе предметом исследований, показывает их широкий диапазон и значимость для современной буддологии. Дается краткий анализ содержания журнала и основные теоретические проблемы, рассматриваемые в нем. Особо выделено, что буддизм, как мировая религия и философия, ориентирован на формирование духовной личности, ориентирующей на традиционные духовные ценности морально-нравственного содержания, такие как сострадание, милосердие, терпимость, умиротворенность и так далее. Данная модель личности резко контрастирует с личностью эгоистичного потребителя, ориентированной на материальное благополучие и чувственное наслаждение и формируемой современной либерально-капиталистической системой. Вследствие усиления морально-нравственного кризиса современного общества и поиска путей выхода из него внимание исследователей обращается к традиционным духовным учениям, поэтому буддология играет важную роль в продвижении традиционных духовных ценностей и в борьбе с современным всесторонним кризисом либеральной модели.


Ключевые слова:

Буддизм, религия, философия, традиция, духовные ценности, буддология, научные исследования, праджняпарамита, сотериология, рецензия

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект «Развитие философской мысли Китая в контексте его современной политической стратегии (конфуцианство, даосизм, буддизм, марксизм)», № 19-011-00455) (А.В. Чебунин) и в рамках государственного задания (проект «Трансформация направлений и школ буддизма: история и опыт взаимодействия с религиями и верованиями России, Центральной и Восточной Азии (с периода распространения буддизма до современности: Россия – ХVIII–XXI вв.; Китай – II–XXI вв.; Тибет – VII–XXI вв.; Монголия – ХVI–XXI вв.)») (Т.Г. Мазур).

Abstract: The third issue of the theological almanac “Buddhist Studies” was published in December 2020 under the Institute of Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. The issue retains the traditional structure of the annual book, which covers the problems of philosophy and soteriology, history of Buddhism, its historiography, translations of Buddhist texts, and other aspects of Buddhist teaching, as well as noteworthy events in life of the Institute and Buddhology overall. The peer review covers the central scientific problems, which manifest as the subject of research in the almanac and their importance for modern Buddhology. Brief analysis is conducted on the content of the journal and the fundamental theoretical problems brought up therein. It is indicated that Buddhism, as the world religion and philosophy, is oriented towards the formation of spiritual personality, traditional moral-ethical values, such as compassion, mercy, tolerance, peacefulness, etc. Such personality model deeply contrasts with the selfish consumer personality that is oriented towards wealth and sensual pleasure formed by the modern liberal-capitalist system. As a result of escalating moral-ethical crisis that takes place in modern society, and search for the ways to overcome it, attention of the researchers is drawn to the traditional spiritual teachings; therefore, Buddhology plays an important role in promoting the traditional spiritual values and countering the modern all-round crisis of the liberal model.


Keywords:

Buddhism, religion, philosophy, tradition, spiritual values, Buddhology, scientific research, prajnaparamita, soteriology, review

Более четверти века назад в своих работах американский философ и политолог Ф. Фукуяма провозгласил всемирный «конец истории», имея под этим в виду завершение социокультурной эволюции человечества и повсеместное утверждение либеральной демократии и западных либерально-демократических ценностей [9]. Однако «конец истории» так и не наступил, более того реалии современного мира говорят нам скорее об обратном: о кризисе самой либеральной модели.

Кризис современной либеральной модели проявляется во всех сферах жизни общества, но особенно остро он проявляется в духовной сфере, где нарастает сопротивление внедрению западных ценностей, трактуемых как универсальные, их открытое отторжение и поиск новых ориентиров. Одновременно идет процесс актуализации ценностей традиционных: национальных и религиозных, их переосмысление и адаптация в новых условиях.

Буддизм, как древнейшая мировая религия, объединяет представителей различных рас, национальностей, стран, и на начало XXI в. около 7 % населения Земли являются последователями этого вероучения [12]. Это означает, что почти для 500 000 000 жителей нашей планеты буддийские религиозные нормы и ценности в той или иной степени является внутренним и внешним регулятором поведения. По абсолютным показателям эти цифры, безусловно, ниже, чем у других мировых религий. Например, численность христиан в мире превосходит численность буддистов в несколько раз. В то же время буддизм – это четвертая по числу последователей религия мира, и формировавшийся веками буддийский взгляд на мир – важнейшая составляющая мировоззрения всего мирового сообщества.

В Российской Федерации сразу несколько субъектов являются традиционными регионами буддизма. Это, прежде всего, ряд республик: Бурятия, Тыва, Калмыкия, Алтай, а также Забайкальский край. На 2005 г. численность «этнических буддистов» в России составляла около 900 000 человек [8, с. 36]. Помимо этого, буддизм исповедуется и в других регионах страны, населяемых русскими и иными народами. И хотя число буддистов в России невелико (примерно 1 %) [8, с. 38], буддийская культура прочно вплетена в ткань общероссийской культуры. Неотъемлемой частью городской и сельской архитектуры традиционных районов буддизма в России являются буддийские храмы и монастыри – очаги буддийского искусства, скульптуры, музыки, литературы, а также носители и трансляторы буддийского мировоззрения, буддийской бытовой и празднично-обрядовой культурной традиции. Буддийские храмы и монастыри есть также в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Многовековая история буддизма в нашей стране делает просто немыслимой общероссийскую национальную идею без элементов буддийского мировоззрения и его духовных ценностей.

В современных обществах либеральной модели отдельная личность оказывается «брошенной», встает перед выбором собственного пути в условиях безграничной свободы самоопределения, свободы совести и вероисповедания. Особенно это касается молодых людей подросткового периода – одного из ключевых этапов первичной социализации. Не ошибиться с выбором смысла и цели жизни в таких условиях может помочь знакомство с разными культурными и духовными традициями человечества, и буддийский взгляд на мир может стать достойной альтернативой в решении индивидуальных и даже глобальных проблем. Буддийская этика с ее законом кармы, чувством родства со всеми живыми существами, принципом ненасилия призывает человека к воспитанию в себе любви, сострадания, милосердия, бережного отношения к природе. Личность, формируемая духовной традицией и придерживающаяся ее принципов или хотя бы знакомая с ними, – гарант сохранения целостности нашего мира, сохранения планеты от разрушения и уничтожения эгоистичными потребителями, формируемыми либеральной системой.

Значимость буддизма как элемента современной культуры и цивилизации на всех уровнях бытия человека – общемировом, национально-государственном, индивидуальном – обуславливает, в свою очередь, значимость его исследований и значимость развития самой буддологической науки. Как известно, в России, государстве, включающим в свой состав народы, традиционно исповедующие буддизм, сформировалась одна из сильнейших буддологических школ в мире. И хотя на протяжении нескольких десятилетий в XX в. буддологические исследования были практически приостановлены по причине гонений на буддизм со стороны государственной власти и сопутствующих этому репрессий, начиная с 80–90-х годов XX в., после ослабления идеологического гнета, в Советском Союзе, а впоследствии – в постсоветской России, возродились классические традиции российской буддологии, заложенные В. П. Васильевым, Ф. И. Щербатским, Е. Е. Обермиллером, возрос интерес к буддизму и произошел всплеск его исследований. Можно сказать, что на сегодняшний день к изучению буддизма обращаются во всех уголках России [1]. Тем не менее, выделяется несколько крупных центров буддологической науки, одним из которых является Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, преемник и продолжатель научных традиций легендарного Бурятского ученого комитета (Буручкома) (1922 г.).

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН объединил профессиональных востоковедов, буддологи среди которых занимают ведущие позиции. В ряду их научных достижений необходимо выделить ежегодный альманах «Буддологические исследования» [2]. В декабре 2020 г. вышел третий выпуск данного альманаха, что можно рассматривать как значимое событие в российской буддологии. Высокий научный уровень журнала обеспечивает редакционный совет, в состав которого входят религиоведы и востоковеды ведущих научных центров России и мира: Института востоковедения РАН, Института философии РАН, Калмыцкого государственного университета, Института религиоведения Бернского университета (Швейцария), Мемфисского университета (США), Центра исследований философии и религиозной культуры Востока при Нанкинском университете (КНР), Монгольского государственного университета (МНР). Редакционную коллегию, представленную специалистами в области истории и философии буддизма, возглавляет доктор философских наук, профессор Леонид Евграфович Янгутов, специалист в области буддизма, философии китайского буддизма, философской и общественно-политической мысли народов Центральной и Восточной Азии.

Рецензируемый выпуск альманаха, как уже упоминалось, является третьим по счету, и уже представляется возможным вывить некоторые закономерности в его структуре. Так, можно сделать вывод, что основными рубриками журнала стали следующие: «Философия и сотериология», «История», «Источниковедение и переводы».

В текущем выпуске журнала спектр вопросов, раскрывающие философско-сотериологические аспекты буддизма, чрезвычайно широк: от становления базовых концепций буддизма до форм его бытования в современном мире. Так, в работах С. П. Нестеркина, М. Гантуяа и Л. Е. Янгутова подробно рассмотрена история формирования традиции Праджняпарамиты в Индии с ее дальнейшим распространением в Тибете, а также в Монголии и Китае. В статье А. М. Донца раскрыты особенности срединного философствования Буддхапалиты, буддийского монаха и философа школы мадхьямиков, жившего в V–VI вв. Статья А. П. Лугавцовой посвящена влиянию китайского буддизма на становление буддийской традиции в Японии, в ней рассмотрены особенности религиозной практики школы О:баку, представляющей собой сочетание практик дзэн-буддизма и буддизма Чистой Земли. Компаративистский подход еще более выражен в работе А. В. Степанова, где он рассматривает и анализирует феномен страдания в буддизме (Дхаммапада) и христианстве (Екклесиаст). Стоит отметить, что сравнительный анализ буддизма и христианства является весьма перспективный направлением гуманитарной науки, поскольку духовные ценности, лежащие в основе этих учений, во многом совпадают. Большое внимание уделяется в альманахе буддийским теориям и практикам в современном мире. Показано, что на Западе благодаря существованию нерелигиозных форм буддизма, таких как секулярный буддизм и социально-ангажированный буддизм, отдельные аспекты буддийского учения используются для решения индивидуальных и социальных проблем (Ж. А. Аякова). В то же время затворничество, необходимое для достижения духовной реализации и просветления, в большинстве своих видов сложно реализуемо для современного человека, поэтому эта духовная практика подстраивается сегодня под нужды и возможности современных людей (Д. В. Аюшеева).

Исторический аспект буддизма представлен в выпуске статьями следующих авторов: Е. Ю. Харьковой, И. Г. Васильевой, Д. С. Терехиной, К. Г. Будажаповой, А. С. Шагжеевой, Ху Юнхуэй. В текущем выпуске история буддизма представлена по большей части в лицах, и большинство статей журнала можно объединить одной проблематикой – роль личности в истории. Так, в выпуске исследуется биография Муге Самтэна Гьяцо (ХХ в.), буддийского ученого, религиозного деятеля и просветителя, оставившего своими сочинениями заметный след в тибетской культуре (Е. Ю. Харькова), описывается вклад одного из первых лидеров «российских» буддистов Чойджи Нгаванг Пунцога в формирование института хамбо-лам в Бурятии начала XVIII в. (И. Г. Васильева), повествуется о просветителях села Санага (Закаменский район Бурятии) начала ХХ в. – Дымбу лхарамбе и Нимбу лхарамбе (К. Г. Будажапова, А. С. Шагжеева). В статье И. Г. Васильевой и Д. С. Терехиной дается описание жизни декабристов братьев Николая и Михаила Бестужевых во время их ссылки в Забайкалье. На основе архивных записей и писем показан их интерес к буддийской духовной культуре, прослежены их родственные связи с местным населением, в частности с братьями Гомбоевыми, которые благодаря влиянию братьев Бестужевых внесли большой вклад в культурное развитие региона, в том числе буддизма. В статье Ху Юнхуэя делается упор не столько на роль личности, сколько на роль социальных групп в истории и анализируется характер и формы участия буддийских организаций в антияпонской войне в Китае.

В текущем номере журнала опубликован перевод с тибетского языка сутры «Наставление о четырех факторах-дхармах», выполненный С. П. Нестеркиным. Сутра, являющаяся важным каноническим источником учения буддизма о нравственной дисциплине, занимает важное место в традиции Махаяны. Представленный перевод снабжен введением и комментариями, публикуется впервые.

Под рубрикой «Публикации» в альманахе представлена статья литовского исследователя Далюса Йонкуса, которая посвящена эстетическим идеям русско-литовского философа Василия Сеземана и содержит в себе текст рукописи В. Сеземана «Историческое развитие искусства и его закономерности», написанной им во время отбывания наказания в лагере в Тайшете. Пребывая в тюремном лагере, В. Сеземан читал для заключенных лекции по западной философии и эстетике, и в числе его слушателей был также отбывавший в это время срок Бидия Дандарон, бурятский буддолог, философ и буддийский духовный наставник, который впоследствии в своих письмах давал очень высокую оценку его лекциям.

Под данной рубрикой опубликована в переводе с тибетского языка статья Ямпил-ламы, доктора буддийской философии и тибетской медицины, практикующего врача-тибетолога, «Применение сутр и тантр в медицине в свете единства природы болезней и их противоядий». Публикацию Ямпил-ламы предваряет небольшая заметка О. Б. Ильиновой «О плодотворной деятельности народного целителя Аевам Ямпил-ламы в Бурятии».

В альманахе содержатся также статьи, посвященные иным аспектам буддизма. Так, в статье С. Р. Батомункуевой рассмотрена ранняя история культа Махакалы, одного из наиболее популярных божеств в тибетском буддизме, в мире монгольского буддизма. В статье другого автора, С. Д. Батомункуева, представлено пилотное исследование религиозности мирян-буддистов в современной Бурятии (г. Улан-Удэ). На основе результатов социологического опроса показано, как отношение респондентов к доктринальному аспекту культа влияет на их религиозное поведение и религиозное сознание, а также на их отношение к шаманизму – добуддийской религии бурят.

В текущем выпуске альманаха продолжается серия статей к 100-летнему юбилею, который Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, как преемник Буручкома, будет отмечать в 2022 г. В рамках этого предстоящего события руководителем отдела философии, культурологии и религиоведения, профессором Л. Е. Янгутовым дана общая характеристика буддологическим исследованиям в институте за прошедшие десять лет, показаны основные достижения и намечены пути развития. Отдельно посвящены статьи и отдана дань памяти выдающимся представителям буддологической науки и буддийской духовной традиции – Бидию Дандаровичу Дандарону (авторы – Д. В. Аюшеева и Д. Л. Доржиева) и Борису Владимировичу Семичову (автор – С. Ю. Лепехов), одно время являвшимся сотрудниками института-предшественника ИМБТ СО РАН – Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры (БМНИИК), позже ставшего Бурятским комплексным научно-исследовательским институтом СО АН СССР. Помимо этого, в традиционной рубрике «Юбилеи» чествуют юбиляра Леонида Евграфовича Янгутова – ответственного редактора альманаха, которому посвящена статья доктора философских наук И. С. Урбанаевой. Подобного рода публикации очень важны для читателя, так как позволяют быть в курсе тех событий, которые происходят в современной буддологии, напоминают и рассказывают о тех, кто заложил ее основы, и тех, кто создает ее сегодня.

Содержащиеся в альманахе статьи имеют огромную ценность для науки прежде всего тем, что написаны с привлечением большого количества источников, зачастую переведенных с восточных языков – китайского, тибетского, монгольского. Благодаря наличию рубрики «Источниковедение и переводы» имеется возможность ввода в научный оборот полных текстов совершенно новых источников, что также является несомненным достоинством журнала.

Вместе с тем, было бы неплохо сделать традиционной для журнала рубрику «Буддизм в современном мире», встречающуюся в его предыдущих выпусках, где бы публиковались работы, отражающие не только религиозно-философские основы буддизма в их вариативности, историческом и современном ракурсе, но и показывающие то, как буддизм представлен сегодня в социальном и политическом мировом пространстве. Это не только бы усилило научную значимость журнала, но и придало бы ему актуальность и злободневность в свете проблем, стоящих сегодня перед отдельной личностью и всем мировым сообществом.

В целом, следует подчеркнуть академичность и высокий научный уровень альманаха. Тематическое содержание журнала затрагивает весьма широкий диапазон проблем, поэтому он может быть рекомендован широкому кругу читателей, как специалистам, так и неспециалистам, далеким от буддологической науки, но интересующимся либо историей Бурятии и центрально-восточноазиатского региона, либо вопросами религии в целом. Основная – буддологическая – направленность делает альманах ценным источником для дальнейших исследований буддизма и развития буддологической науки, а также инструментом продвижения в обществе традиционных духовных ценностей. Будем надеяться, что последующие выпуски журнала продолжат уже сложившуюся традицию высокого научного и методологического уровня исследований и порадуют читателей новыми достижениями.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В рецензии на очередной выпуск религиоведческого альманаха, посвящённого буддологическим исследованиям, даётся общий обзор его содержания, а также выделяются те аспекты публикуемых материалов, которые, по мнению автора, представляют наибольшую значимость для читателей. Можно не сомневаться, что знакомство с представленной рецензией поможет каждому читателю в зависимости от индивидуальных интересов сориентироваться в содержании выпуска и определить перечень значимых материалов и порядок знакомства с ними. Поэтому следует констатировать, что рецензия имеет практическую ценность, она может оказаться полезной для всех, кто в той или иной мере интересуется буддизмом. Однако значение данного материала не исчерпывается указанным обстоятельством. В начале рецензии автор справедливо указывает на значение буддизма в мировой и отечественной культуре, приводит факты, которые позволяют читателю самостоятельно судить о влиянии буддизма в современном мире. Оценки автора в этой части рецензии точны, они сформулированы ясно и убедительно. В частности, автор справедливо указывает, что ценность религиозного мировоззрения в современном мире связана в значительной степени с тем, что в «либеральном» обществе человек оказывается лишённым традиционных культурных ориентиров, он не может справиться с той «абстрактной свободой», которую возлагает на его плечи западный мир, претендующий на общезначимость своих идеологических клише. Далее автор останавливается кратко на истории буддологических исследований в нашей стране, даёт оценку тому процессу восстановления интереса к буддизму со стороны научного сообщества, который развернулся с 80-х гг. прошлого века, представляет место российских буддологических исследований в гуманитарном знании. Описывая содержание основных разделов выпуска, автор рекомендует сделать традиционной рубрику «Буддизм в современном мире», которая может быть интересна широкому кругу читателей. Говоря о высоком уровне представленных работ, автор указывает на то, что они «написаны с привлечением большого количества источников, зачастую переведенных с восточных языков – китайского, тибетского, монгольского», а в рубрике «Источниковедение и переводы» читатели имеют возможность познакомиться с полными текстами новых источников. Представленная рецензия является предметной, она привлекает внимание к значимой научной публикации и расширяет круг возможных читателей буддологических работ. Не вызывает сомнения, что она заслуживает публикации в научном журнале. При этом хотелось бы порекомендовать автору до публикации ещё раз основательно проверить текст и исправить имеющиеся в нём ошибки и стилистические погрешности. Приведём здесь примеры лишь нескольких фрагментов такого рода: «всемирный «конец истории»» (предпочтительнее – «конец всемирной истории»); «процесс актуализации ценностей традиционных: национальных и религиозных, их переосмысление и адаптация в новых условиях» (предлагаю следующий вариант: «процесс актуализации традиционных национальных и религиозных ценностей, а также их переосмысление и адаптация в новых условиях»); «более того реалии современного мира…» (пропущена запятая); «буддизм, как древнейшая мировая религия, объединяет…» (лишние запятые) и т.п. Думается, не имеет смысла отправлять статью на доработку, подобные ошибки могут быть исправлены очень быстро. Рекомендую статью к публикации в научном журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.