Статья 'Медиавирус страха: особенности репрезентации российскими СМИ пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в период первой волны (январь-июнь 2020 года) ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Медиавирус страха: особенности репрезентации российскими СМИ пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в период первой волны (январь-июнь 2020 года)

Баринов Дмитрий Николаевич

доктор философских наук

доцент, профессор кафедры, Смоленский государственный университет

214000, Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Barinov Dmitrii Nikolaevich

Doctor of Philosophy

professor of the Department of Social Studies at Smolensk State University

214000, Russia, Smolenskaya oblast', g. Smolensk, ul. Przheval'skogo, 4, kab. Sotsiologii

novalenso@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2021.2.35066

Дата направления статьи в редакцию:

18-02-2021


Дата публикации:

07-03-2021


Аннотация: В статье рассматриваются особенности репрезентации пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) российскими СМИ. Теоретико-методологической основой исследования являются философские и социологические концепции страха, социальных настроений, социального самочувствия, теории информации и массовой коммуникации. В качестве эмпирической базы исследования использовался медиаконтент интернет-ресурсов, медиадискурс новостных телевизионных выпусков, результаты общероссийских социологических опросов. Показана динамика информационных материалов о коронавирусной инфекции за период с января по июнь 2020 года, демонстрирующая нарастание страхогенности медиаконтента. Данная динамика сопоставляется с изменениями социальных настроений россиян, отражающих рост массовых страхов и опасений, в том числе страха заражения коронавирусом. Отмечается, что ведущую роль в формировании страха перед коронавирусом играют традиционные СМИ, в частности, телевидение. Дается характеристика информационной энтропии в СМИ, возникающей как следствие отсутствия точных научных данных сведений о новой коронавирусной инфекции. Выделены основные противоречивые тезисы медиаконтента российских СМИ о коронавирусе периода первой волны пандемии. Отмечается, что информационная энтропия выступает психотравмирующим фактором, способствующим усилению массовых страхов и тревог и одновременно порождающим недоверие к официальной информации в СМИ. Проблема своеобразия репрезентации российскими медиа пандемии COVID-19 также рассматривается в контексте взаимодействия традиционных СМИ и интернет-ресурсов. Показано, что материалы о коронавирусе, размещенные в социальных сетях и в интернете используются традиционными СМИ как фактор повышения достоверности медиаконтента, посвященного коронавирусной инфекции, и как доказательство реальности угрозы массового распространения заболевания.


Ключевые слова:

Массовые коммуникации, социальные страхи, социология новостей, информационная энтропия, страх коронавируса, пандемия, COVID-19, коронавирус, социальные медиа, российские СМИ

Abstract: This article reviews the peculiarities of representation of COVID-19 pandemic by the Russian media. The theoretical-methodological framework is comprised of the philosophical and sociological concepts of fear, social emotions, social feeling, as well as information and mass communication theory. The empirical basis employs media content of the Internet resources, media discourse of news broadcast, and the nationwide sociological surveys. The article traces the dynamics of information materials related to coronavirus infection for the period from January to June 2020, which indicates the escalation of fearfulness of the media content. Such dynamics is compared to changes in in social emotions of the Russians, which reflect increase of anxiety and concerns, including the fear of getting infected with coronavirus. It is noted that the leading role in development of the fear of coronavirus is played by the traditional media, such as television. Characteristic is given to the information entropy in mass media, emerging as a result of the absence of accurate scientific records on the novel coronavirus infection. The author highlights the key contradictory theses of the Russian mass media related to coronavirus during the first wave of the pandemic. It is underlined that information entropy is a psychotraumatic factor that promotes mass fears and anxieties, and simultaneously, distrust in the official information provided by media. The peculiarity of representation of COVID-19 pandemic in the Russian media is also viewed in the context of interaction between the traditional media and Internet resources. It is demonstrated  that the materials on coronavirus posted on the social media are used by the traditional media as a factor of increasing the validity of media content dedicated to coronavirus infection, and as proof of actual threat of the outbreak of coronavirus disease.


Keywords:

Mass communication, social fears, news sociology, information entropy, coronavirus fear, pandemic, COVID-19, coronavirus, social media, Russian media

Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) привлекла внимание ученых, представляющих различные отрасли научного знания – философов, социологов, культурологов, футурологов, психологов, экономистов и т.д. Это, безусловно, связано с высокой социальной значимостью данного события и попытками научного сообщества осмыслить влияние пандемии на общественную жизнь и ее отдельные сферы. Актуальным представляется и изучение взаимосвязи между функционированием системы СМИ и общественными настроениями, в частности, страхами и тревогами населения, поскольку, во-первых, распространение инфекции угрожает жизни и здоровью большого числа людей и провоцирует возникновение страха, а во-вторых, именно через СМИ, в том числе через новые медиа, осуществлялось информирование населения об особенностях новой коронавирусной инфекции, путях ее распространения, симптомах, профилактике, терапии и т.д.

В целях характеристики динамики информационных материалов, посвященных коронавирусу, был проанализирован массив сообщений, опубликованных на сайте телеканала «Вести 24» (https://vesti.ru), который, по данным мониторингового агентства «Медиалогия» [26], в 2020 году являлся лидером в рейтинге федеральных СМИ по критерию «индекс цитирования в СМИ». Несмотря на то, что интернет-сайт данного телеканала является самостоятельной медиаплощадкой, он тем не менее отражает общую информационную направленность телевизионного ресурса. Возможность автоматического поиска и подсчета исследуемого признака позволила провести сплошное исследование (34081 публикаций за период с января по июнь 2020 года).

Анализ информационных материалов, размещенных на сайте телеканала «Вести 24», показал, что с января по июнь 2020 года наблюдается заметный рост числа материалов, в которых упоминается коронавирус. При этом число публикаций начинает заметно возрастать после 11 марта, то есть после даты, когда ВОЗ объявила о пандемии коронавируса (COVID-19). Так, если в январе 2020 года была размещено 193 таких материалов, то в марте уже 2802, а в апреле – 3365 (табл. 1). Возросла и доля данных материалов в общем количестве публикаций в месяц (рис. 1).

Таблица 1. Количество информационных материалов, в которых упоминается коронавирус (сайт телеканала «Вести 24» https://www.vesti.ru/ (январь-июнь 2020 года)).

Все информационные материалы

Публикации, в которых упоминается коронавирус

Среднее количество публикаций о коронавирусе в день

Январь

4349

193

6,2

Февраль

5473

791

27,2

Март

6317

2802

90,3

Апрель

6410

3365

112,1

Май

5920

2395

77,2

Июнь

5612

1429

47,6

Рис. 1. Динамика количества информационных материалов о коронавирусе, размещенных на сайте телеканала «Вести 24» (январь-июнь 2020 года), % от общего числа материалов в месяц.

Максимальной частоты упоминаемость коронавируса в материалах сайта Первого канала достигает в апреле 2020 года. С января по март 2020 года ежемесячно наблюдается фактически трехкратный рост сообщений, связанных с коронавирусом. В апреле заметно выросла и месячная доля публикаций о коронавиурсе. На сайте телеканала «Вести 24» число таких медиатекстов по отношению к общему количеству информационных сообщений в месяц достигло половины (52,5%). Снижение количества материалов о коронавирусе отмечается в мае, а в июне начинает приближаться к показателям февраля (40,5% и 25,5% соответственно). Выросла и ежедневная информационно-пандемическая нагрузка на аудиторию – количество материалов о коронавирусе в день. В январе 2020 года в среднем на один день приходилось 6,2 медиатекста, в которых упоминался коронавирус, в феврале – 27,2, в марте – 90,3, в апреле уже – 112,1, в мае – 77,2, в июне – 47,6.

Такую же динамику демонстрируют и сообщения, содержащие связанные с тематикой COVID-19 страхогенные термины («пандемия», «эпидемия»), которые являются маркерами опасности, то есть потенциальной возможности причинения вреда здоровью людей. Месячная доля подобных материалов в общем потоке сообщений невелика, однако их динамика свидетельствует о заметном росте. Если доля материалов с упоминанием пандемии от общего числа сообщений в месяц в феврале 2020 года составляла 4,5%, то в апреле уже четверть – 25,4%, с упоминанием эпидемии – 0,4% и 8,7% соответственно.

Рис. 2. Динамика количества размещенных на сайте телеканала «Вести 24» информационных материалов (январь-июнь 2020 года), % от общего числа материалов в месяц.

Рост материалов о коронавирусе и высокий уровень вовлеченности в эти материалы наблюдался и в социальных сетях. Так, по данным мониторингового агентства «Медиалогия», с января по март 15 января 2020 года о коронавирусной инфекции было написано всего 1,2 тыс. сообщений, а уже к 11 марта число таких сообщений выросло до 733,2 тыс. [13].

О серьезности и глобальном масштабе опасности новой коронавирусной инфекции свидетельствует тот факт, что в период первой волны этой проблеме уделяли внимание первые лица различных государств. Руководители ряда европейских государств делали заявления в СМИ о том, что от вируса фактически никто не защищен. 11 марта 2020 года канцлер ФРГ А. Меркель высказала мнение, что порядка 60-70% населения окажутся заражены коронавирусом. Эту же цифру повторил глава научно-исследовательского института имени Роберта Коха Лотар Вилер [16]. Несколькими днями позже премьер-министр Великобритании Б. Джонсон на пресс-конференции заявил, что из-за коронавируса «многие потеряют близких раньше времени» [9]. 8 апреля 2020 года президент РФ В.В. Путин выступил с обращением к россиянам, в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Постепенно медиапространство стало наполняться сообщениями о выявленном коронавирусе у обычных людей, звезд шоу-бизнеса, политиков, чиновников, священнослужителей и т.д. Все это в совокупности демонстрировало вездесущность инфекции, которая способна поразить любого человека независимо от его статуса, профессиональной деятельности, этнокультурной или конфессиональной принадлежности. Подобные сообщения формируют осознание беззащитности, беспомощности, тотальной уязвимости и незащищенности. Такое состояние, в котором исчезают социально-классовые различия, У. Бек именовал «обществом страха» [2].

На этом информационном фоне в марте-апреле 2020 года социологические опросы фиксировали рост общей тревожности населения России (рис. 3), а также с февраля по март 2020 года рост числа людей, которые испытывали страх заражения коронавирусом (табл. 4) страха перед заражением коронавирусом (табл. 2).

Рис 3. Источник: ФОМ. Всероссийский телефонный опрос 8-10 мая. 2000 респондентов. До 22 марта 2020 года включительно – опрос «ФОМнибус» (по месту жительства). 3000 респондентов. (Доминанты. Поле мнений. Социологический бюллетень. Опрос: неделя №19. Выпуск: 14 мая 2020 года. С. 12).

Таблица 2. Опасаетесь ли вы заразиться коронавирусом? (один ответ)

фев.20

мар.20

апр.20

Определенно да

11

20

26

Скорее да

19

24

31

Скорее нет

35

29

21

Определенно нет

33

25

20

Впервые слышу об этом

<1

Затрудняюсь ответить

1

2

2

Источник: Левада-центр. Коронавирус. URL: https://www.levada.ru/2020/04/30/22969/ Опрос проведен 24-27 апреля 2020 года по репрезентативной выборке населения России объемом 1608 человек в возрасте от 18 лет и старше. Исследование проводилось методом телефонных интервью (CATI) по случайной двухосновной выборке (RDD) номеров мобильных и стационарных телефонов. Статистическая погрешность не превышает 2,4%. В феврале и марте 2020 г. опросы проводились методом личного интервью (face-to-face).

Следует отметить, что рост количества медиаматериалов, так или иначе связанных с коронавирусом, и как следствие, увеличение интенсивности информационного воздействия на население через СМИ, привели к росту интереса россиян к коронавирусной тематике. Этот интерес фиксируется аналитическими системами поисковых сервисов. Для анализа динамики поисковых запросов периода первой волны мы обратились к сервису Google Trends. Данный сервис является инструментом аналитики, который позволяет оценить популярность поисковых запросов, актуальность поисковых трендов. Сервис не показывает абсолютных значений, но с его помощью можно отследить динамику и интенсивность различных поисковых запросов в интернете. Согласно сервису Google Trends (рис. 4), пик так называемых сверхпопулярных и находящихся в лидерах поисковых запросов по теме коронавируса приходится на март-апрель 2020 года. Причем в этот период максимальное число поисковых запросов приходится на запрос «коронавирус рекомендации». При вводе данной фразы в системе Google выпадают страницы, которые содержат, прежде всего, сведения о способах предупреждения распространения коронавирусной инфекции и мерах профилактики. Таким образом, мы можем говорить о том, что высокая интенсивность поисковых запросов по теме коронавируса в марте и апреле 2020 года свидетельствует о тревожных настроениях, опасениях населения и стремлении обезопасить себя от заболевания и его последствий.

Рис 4. Источник данных: Google Trends (www.google.com/trends).

Итак, мы видим, что динамика информационных материалов, в которых упоминается коронавирус, эпидемия, пандемия сопоставима с динамикой социальных настроений, в частности, с ростом тревожности населения, а также с ростом страха заражения коронавиурсом. В данном случае следует отметить непосредственную роль, прежде всего, телевидения, под влиянием которого возрастает страх в обществе. Как показывают результаты исследований ФОМ (проект «коронаФОМ», Коронавирус: опасения и игнорирование болезни – 8 июня 2020 г.), среди тех, кто опасался заболеть коронавирусом 56% получали новости из традиционных СМИ (телевидение, газеты, радио) и 35% – из интернета, а среди тех, кто не опасался, большинство (48%) было потребителями новостей из интернета [19].

В условиях пандемии COVID-19 специалисты столкнулись с отсутствием точных сведений о новой коронавирусной инфекции на начальном этапе распространения заболевания, появлением по мере роста числа заражений результатов лишь первых предварительных научных исследований, которые вносили корректировки в рекомендации медиков и органов власти.

На фоне отсутствия точных научных сведений о «поведении» коронавируса СМИ тиражировали противоречивые сообщения относительно причин возникновения новой инфекции, путей ее распространения, способов защиты, особенностей профилактики и терапии и т.д. Выделим некоторые противоречивые тезисы медиаконтента российских СМИ о коронавирусе в период первой волны пандемии.

1. Сроки окончания пандемии. В СМИ назвались разные сроки завершения пандемии в России – 20 мая, 1 августа, 7 августа и т.д. [28-30]. При этом подчеркивалось, что данные не являются точными. Исследователи сингапурского университета технологий и дизайна (SUTD) в конце апреля сообщили, что пандемия закончится 20 июля [27].

2. Необходимость использовать медицинские маски и их эффективность. Противоречивые мнения циркулировали в СМИ относительно масок как средства, снижающего риск заражения коронавирусной инфекцией. В феврале 2020 года Роспотребнадзор сообщает о том, что медицинские маски являются эффективным средством защиты от коронавируса. В апреле в СМИ появляется информация от представителя ВОЗ, заявившего, что медицинские маски не спасают от коронавируса [5; 7]. Но уже в начале июня ВОЗ пересмотрела отношение к маскам и дала рекомендации носить маски всем [8].

3. Курение и коронавирусная инфекция. В феврале 2020 года в СМИ появилась информация о том, что более 80% заболевших коронавирусом в Китае (данные опроса инфицированных) были некурящими. 4 апреля 2020 года на телеканале «Вести 24» в одном из сюжетов высокую заболеваемость коронавирусом среди молодежи объяснили тем, что молодежь много курит, «а это облегчает проникновение инфекции в легкие» [32]. В апреле со ссылкой на результаты научных исследований также появилось заявление, в котором курение связали с риском тяжелых форм коронавирусной инфекции [14]. В начале мая 2020 года на сайте МК.RU («Московский комсомолец») сообщалось, что теперь не только зарубежные, но и российские врачи обратили внимание на «странность» коронавируса, который реже затрагивает курильщиков [15]. В начале июня вновь появляются сообщения о том, что, по данным израильских врачей, курение снижает риск заражения коронавирусной инфекцией [10].

4. Температура воздуха, влияющая на активность коронавирусной инфекции. В СМИ высказывались мнения о том, что летом пандемия пойдет на спад и даже, возможно, распространение инфекции прекратится. Но в марте 2020 г. научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд выступил с критикой теории о том, что летняя жара остановит распространение коронавируса. В качестве доказательства упоминалась ситуация с заболеваемостью в теплых странах – Турции, Таиланде и т.д. («Комсомольская правда», 31 марта 2020 г.) [4]. Однако, в начале мая 2020 года Роспотребнадзор распространил информацию о том, что при температуре плюс 30 градусов коронавирус теряет свою инфекционную активность [23].

Независимо от тех или иных причин появления в СМИ противоречивых сведений о коронавирусной инфекции подобного рода информация является источником возникновения панических настроений, не способствует преодолению тревоги, замешательства, растерянности, дезорганизации сознания и поведения. Теоретики массовой коммуникации (Березин В.М., Шерковин Ю.А.), опираясь на концепцию К. Шеннона, связывали понятие массовой информации с устранением неопределенности [3; 31]. В коммуникационном процессе неопределенность существует как возможность выбора из различных равноценных сообщений. Она снижается в результате редукции информационного многообразия, когда человек осуществляет выбор сообщения, позволяющего ему ориентироваться в окружающей среде. Информация дает возможность структурировать реальность, упорядочивать происходящее, объяснять и интерпретировать действительность и тем самым способствует уменьшению интенсивности переживания страха и тревоги. Предполагается, что нормальное функционирование СМИ должно снижать неопределенность, существовавшую до получения информации [31]. Именно таким образом многие россияне зачастую и относятся к СМИ. Например, согласно данным ФОМ, в 2018 году почти половина россиян (44%) смотрела телевидение для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях, 23% – чтобы понимать актуальные проблемы страны и общества [12].

Это объясняет, почему население воспринимает СМИ как инструмент объяснения происходящего, а в периоды кризисных или чрезвычайных ситуаций возрастает интерес к информации о текущем положении дел. Переданная СМИ информация о тех или иных социальных явлениях, процессах может способствовать устранению неопределенности, а следовательно, снижению тревожности общества. Как показывают исследования, полное и правдивое информирование населения о стихийном бедствии или чрезвычайной ситуации служит предотвращению паники, страха, способствует формированию правильного представления об угрозе и выбору соответствующей стратегии поведения, избавляющей от ошибочных действий [1, С. 447; 22].

Напротив, если снижения информационной энтропии не происходит, возрастают тревожные ожидания и хаотические действия, направленные на предотвращение неясной, но угрожающей ситуации и перспектив ее развития. Противоречивая информация, дающая равноценные варианты развития событий (напр., «медицинская маска защищает от коронавируса» и «медицинская маска не защищает от коронавируса») и потому не позволяющая принять правильное решение, дезориентирует человека, внушает ему страх, тревогу, провоцирует растерянность и замешательство. Поэтому подобная информация о причинах возникновения, путях распространения коронавирусной инфекции, мерах ее профилактики, способах терапии на фоне систематической трансляции телевизионных передач, нагнетающих страх перед смертельно опасным заболеванием, с одной стороны, усиливает массовые тревоги и опасения, а с другой, порождает недоверие к источникам противоречивой информации. Последнее могло быть причиной несколько легкомысленного отношения некоторой части населения к инфекции, недоверия к официальной информации и даже отрицания факта существования COVID-19. В частности, согласно данным Левада-центра, в марте 2020 года 59% россиян не доверяли официальной информации о коронавирусе, распространяемой в СМИ (табл. 3).

Таблица 3. Доверяете ли вы официальной информации о ситуации с коронавирусом в России, которая распространяется в СМИ? (один ответ)[21].

мар.20

В полной мере

16

В значительной мере

22

Доверяю лишь отчасти

35

Совершенно не доверяю

24

Затрудняюсь ответить

3

Источник: Левада-центр. Опрос проведен 19-25 марта 2020 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1624 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных. (Пандемия коронавируса. URL: https://www.levada.ru/2020/03/26/pandemiya-koronavirusa/)

В таких условиях противоречивые заявления в СМИ медиков, экспертов, политиков выступали в качестве психотравмирующего фактора, а дефицит однозначной информации на фоне недоверия традиционным СМИ и противоречивости заявлений политиков, экспертов, медиков создал предпосылки для распространения в интернете фейковых новостей и конспирологических теорий о коронавирусе, которые традиционные СМИ были вынуждены разоблачать. Так, например, в начале мая на канале «Вести 24» разоблачались фейки о том, что средством профилактики коронавирусной инфекции является водка [20].

В связи с этим выделим еще одну особенность репрезентации проблемы коронавирусной инфекции в российских СМИ, связанную с взаимодействием различных типов СМИ, в частности, традиционных медиа и интернет-ресурсов. Социологические исследования последних лет фиксируют устойчивую тенденцию роста популярности интернет-ресурсов и социальных сетей как источников, прежде всего, новостной информации. Еще в 2014 году исследования зафиксировали, что интернет-ресурсы потеснили такие традиционные СМИ, как газеты и радио. На вопрос об источниках новостей в стране и в мире 90% россиян назвали телевидение, 25% – друзей, знакомых, родственников, 24% – интернет-издания, 19% – газеты и 18% – радио. В 2020 году телевидение оставалось наиболее популярным источником информации для россиян (74%). При этом по сравнению с 2014 годом выросло число тех, кто использовал интернет-источники (38%) и социальные сети (39%) [24; 25].

Рост популярности соцсетей как источника информации и превращение их в реальную силу медиапространства привел к тому, что традиционные СМИ, в частности, телевидение все чаще использует материалы из интернета, особенно такие, которые получают широкий общественный резонанс, как информационный повод для создания собственного материала либо как неотъемлемую его часть. По сути, на сегодняшний день это устоявшаяся практика. Не случайно многие телевизионные сюжеты начинаются словами «В соцсетях появилось видео…», «В соцсетях обсуждают…» и т.п.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции эта тенденция производства и распространения медиаконтента приобрела специфическую особенность, которая связана со следующим фактом. В современном российском обществе наблюдается не только рост использования социальных сетей и интернет-изданий как новостных источников, но и рост доверия к ним, параллельно которому наблюдается снижение уровня доверия к телевидению. Так, ФОМ в 2019 году зафиксировал, что телевидению доверяют 36%, что почти в два раза меньше, чем в 2015 году (63%). При этом заметно выросло число россиян, доверяющих новостным сайтам в интернете и социальным сетям (20% и 11% соответственно) [11]. Кроме того, интернет нередко рассматривается как источник альтернативной информации, удовлетворяющий информационные запросы людей, критически настроенных по отношению к действующей власти и инициированному ею дискурсу. В такой ситуации отмеченная выше высокая вовлеченность пользователей соцсетей в тематику коронавируса может рассматриваться не только как обыденная практика получения информации, но и как попытка получить более полную, а возможно, и более достоверную информацию о новой коронавирусной инфекции. Об этом свидетельствует, например, видео захоронений умерших от коронавируса на острове Харт (США), фрагмент которого был показан по телевидению. В соцсетях же, где можно было увидеть полную версию, данное видео («Братское захоронение жертв коронавируса в Нью-Йорке, остров Харт») получило комментарии, которые демонстрировали критическое отношение к телевизионным новостным сюжетам и сомнение в самом факте эпидемии коронавирусной инфекции. Вот лишь некоторые примеры скептического восприятия данного видео, которые размещены под версией, получившей максимальное число просмотров в соцсети «Вконтакте» (77198): «а чего там пустой ящик, странно лежит он как то, их же надо сжигать?»; «Очень недавнюю историю с эболой напоминает, половина рабочих вообще без защитного снаряжения ходит.... Они что бессмертные?»; «Вот фейк … сняли видно денег не хватило на аренду экскаватора на целый день экскаватором закапывать быстрее и легче и грунт был вывезен которым укрывать нужно поэтому они лопатами кроя срывают даже фейк снять не могут по нормальному»; «Да ну не ведитесь вы так на лажу. На видео, скорее всего, просто захоронение невостребованных трупов из моргов…» [33].

На фоне снижения числа россиян, доверяющих телевидению, а также появления групп, сомневающихся либо не верящих в существование коронавирусной инфекции COVID-19 (так называемых ковид-диссидентов) использование телевидением материалов, которые до теленовостей появились в интернете, социальных сетях, должно способствовать повышению доверия к телевизионным репортажам. Поэтому появление материала сначала в соцсетях, а затем в телеэфире либо распространение в соцсетях полного видео, которое в усеченном формате используется в теленовостях, является своего рода дополнительным аргументом в пользу достоверности представленных в пространстве традиционных медиа событий. Таково, например, видео, снятое из кареты скорой помощи через лобовое стекло при выезде с территории медцентр ФМБА в г. Химки и выложенное в сеть 11 апреля 2020 года, а затем использовавшееся в телевизионных выпусках новостей.

На видео зритель видит очередь из более чем 70-ти машин скорой помощи, которая демонстрируется в течение 2 минут. Видео сопровождается эмоциональными пояснениями, которые делает голос за кадром: «Выезжаем из 19-ой больнички… Только что сдали больную. Девять часов стояли. Сдавали. Здесь вот теперь заезд. Да-а-а! Жуть! Так вот стоим по кругу. Ну и началось. Кого тут только нету! Одиннадцатая, двадцать шестая, пятьдесят седьмая, двадцать четвертая… Обалдеть!» [6]. Фрагмент этого видео на телеканале «Москва 24» транслировался с характерным комментарием ведущего: «Вернемся в Москву и окрестности, где наблюдали огромную очередь из скорых возле 199-ой больницы Федерального медико-биологического агентства. Видео публикуют в соцсетях. И вот эти, поистине впечатляющие кадры» [18]. Здесь следует обратить внимание на комментарий ведущего, который подчеркивает, что источником новости являются не профессиональные журналисты, а обычные люди, которые «наблюдали» очередь и «публикуют» видео в интернете. Такое упоминание происхождения видео должно служить фактором повышения достоверности происходящего и, как следствие, доказательством реальности угрозы заболевания и его массового распространения.

* * *

Динамика и интенсивность медиаматериалов, в которых упоминается коронавирус, а также маркеры угрозы здоровью людей («эпидемия», «пандемия»), оказывает влияние на общественные умонастроения населения, провоцирует возникновение страхов и тревог, стремление обезопасить себя в условиях вероятного заражения новой коронавирусной инфекцией. Ведущую роль в возбуждении массовых опасений играют традиционные СМИ, в частности, телевидение. В период первой волны пандемии телевизионные сюжеты были нацелены на формирование страха перед коронавирусной инфекцией. При этом страх должен рассматриваться как средство обеспечения безопасности населения, которое с учетом особенностей менталитета на фоне недоверия к официальным СМИ проявляло легкомысленное отношение к эпидемиологической обстановке (например, время внеплановых каникул, объявленных президентом В.В. Путиным с 28 марта по 5 апреля на фоне пандемии коронавируса, ознаменовался массовым выходом в зеленые зоны «на шашлыки» [17]).

Информационная энтропия, обусловленная противоречивыми сведениями о причинах возникновения, путях распространения, мерах предосторожности и т.д. новой коронавирусной инфекции служит, с одной стороны, психотравмирующим фактором, провоцирующим возбуждение страхов и тревог, а с другой, источником недоверия к официальной информации, транслируемой через СМИ. Латентным фактором, усиливающим эффект информационной энтропии и подогревающим недоверие к информации о коронавирусе традиционных СМИ, вероятно, является определенная мера отчужденности власти и общества, индикатором которой как раз выступает недоверие к официальной позиции СМИ. Следствием роста тревожных настроений и недоверия становится поиск более достоверной информации в интернете. Однако, именно рост тревожности общества создает условия для возникновение и распространения большого числа конспирологических сюжетов и фейков о коронавирусе в интернете, что связано в том числе со стремлением пользователей соцсетей коммерциализировать свои онлайн-ресурсы посредством обращения к актуальной теме коронавируса. При этом следует подчеркнуть, что фейки и конспирология скорее усиливают массовые страхи и тревоги, создают своеобразную «ловушку страха», следствием которой может быть ошибочное поведение в условиях пандемии.

В этой связи использование традиционными СМИ материалов, получивших распространение в интернете, можно считать стремлением повысить степень достоверности транслируемых сообщений и уровень доверия к ним на фоне роста доверия к сетевым информационным ресурсам. При этом период первой волны пандемии коронавирусной инфекции демонстрирует, что такое стремление подчиняется основной задаче – показать опасность заболевания и внушить сомневающимся гражданам страх перед коронавирусом, выступающий средством, обеспечивающим соблюдение необходимых мер безопасности и предупреждения массового распространения заболевания.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Тема рецензируемой статьи, выбранная для анализа, безусловно, является актуальной в связи с неблагоприятными событиями 2020 года. Автор ориентирован на дешифровку природы страха в медийной сфере относительно распространения информации о COVID-19. В частности отмечается, что «в целях характеристики динамики информационных материалов, посвященных коронавирусу, был проанализирован массив сообщений, опубликованных на сайте телеканала «Вести 24» (https://vesti.ru), который, по данным мониторингового агентства «Медиалогия», в 2020 году являлся лидером в рейтинге федеральных СМИ по критерию «индекс цитирования в СМИ». Объективность данных не вызывает сомнений, они действительно могут быть систематизированы, а на их основе выявлена динамика / вариация оценки / ретрансляции информационной составляющей о коронавирусе. Таким образом, исследователь достаточно концептуально подходит к проблеме, стремится целостно объективировать проблему для читателя. Работа информативна, продумана, большая часть суждений не вызывает сомнений, таблицы / графики высвечивают статистику. Особый интерес в статье вызывает системная составляющая – собственно этот факт и придает тексту научную новизну, актуальность. Верификации информационных данных сделана с аналитических позиций, данный тип магистрален для исследования: например, «такую же динамику демонстрируют и сообщения, содержащие связанные с тематикой COVID-19 страхогенные термины («пандемия», «эпидемия»), которые являются маркерами опасности, то есть потенциальной возможности причинения вреда здоровью людей. Месячная доля подобных материалов в общем потоке сообщений невелика, однако их динамика свидетельствует о заметном росте. Если доля материалов с упоминанием пандемии от общего числа сообщений в месяц в феврале 2020 года составляла 4,5%, то в апреле уже четверть – 25,4%, с упоминанием эпидемии – 0,4% и 8,7% соответственно», или «о серьезности и глобальном масштабе опасности новой коронавирусной инфекции свидетельствует тот факт, что в период первой волны этой проблеме уделяли внимание первые лица различных государств. Руководители ряда европейских государств делали заявления в СМИ о том, что от вируса фактически никто не защищен. 11 марта 2020 года канцлер ФРГ А. Меркель высказала мнение, что порядка 60-70% населения окажутся заражены коронавирусом», или «следует отметить, что рост количества медиаматериалов, так или иначе связанных с коронавирусом, и как следствие, увеличение интенсивности информационного воздействия на население через СМИ, привели к росту интереса россиян к коронавирусной тематике. Этот интерес фиксируется аналитическими системами поисковых сервисов. Для анализа динамики поисковых запросов периода первой волны мы обратились к сервису Google Trends», или «рост популярности соцсетей как источника информации и превращение их в реальную силу медиапространства привел к тому, что традиционные СМИ, в частности, телевидение все чаще использует материалы из интернета, особенно такие, которые получают широкий общественный резонанс, как информационный повод для создания собственного материала либо как неотъемлемую его часть. По сути, на сегодняшний день это устоявшаяся практика. Не случайно многие телевизионные сюжеты начинаются словами «В соцсетях появилось видео… », «В соцсетях обсуждают… » и т.п.» и т.д. Тема статьи как таковая раскрыта, автор, проанализировав ситуацию распрстранения информации относительно «коронавируса» в СМИ определил, что «динамика и интенсивность медиаматериалов, в которых упоминается коронавирус, а также маркеры угрозы здоровью людей («эпидемия», «пандемия»), оказывает влияние на общественные умонастроения населения, провоцирует возникновение страхов и тревог, стремление обезопасить себя в условиях вероятного заражения новой коронавирусной инфекцией», «информационная энтропия, обусловленная противоречивыми сведениями о причинах возникновения, путях распространения, мерах предосторожности и т.д. новой коронавирусной инфекции служит, с одной стороны, психотравмирующим фактором, провоцирующим возбуждение страхов и тревог, а с другой, источником недоверия к официальной информации…», «использование традиционными СМИ материалов, получивших распространение в интернете, можно считать стремлением повысить степень достоверности транслируемых сообщений и уровень доверия к ним на фоне роста доверия к сетевым информационным ресурсам. При этом период первой волны пандемии коронавирусной инфекции демонстрирует, что такое стремление подчиняется основной задаче – показать опасность заболевания и внушить сомневающимся гражданам страх перед коронавирусом, выступающий средством, обеспечивающим соблюдение необходимых мер безопасности и предупреждения массового распространения заболевания». Собственно заключительная часть максимально органично созвучна с основной. Библиография к тексту объемна, формальные требования учтены. Материал может стать неким подспорьем / импульсом для дальнейшего изучения «ситуации связанной с информационной составляющей относительно коронавируса / пандемии COVID-19». Стиль работы собственно научный, языковой уровень терминологически точен. Исследование должно быть интересно широкой читательской аудитории, ибо оно сформировано на стыке разных дисциплин, что, несомненно, говорит о профессионализме автора. Рекомендую статью «Медиавирус страха: особенности репрезентации российскими СМИ пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в период первой волны (январь-июнь 2020 года)» к открытой публикации в журнале «Социодинамика».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.