Статья 'Мен де Биран – инициатор французской философии XIX века' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Мен де Биран – инициатор французской философии XIX века

Луценко Виктория Евгеньевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра специальных дисциплин, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Владивостокский Филиал "Дальневосточный юридический институт МВД России"

692524, Россия, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, 233

Lutsenko Viktoriya Evgen'evna

PhD in Philosophy

Assistant professor, the department of Special Disciplines, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

692524, Russia, Primorskii krai, g. Ussuriisk, ul. Nekrasova, 233, kv. 24

vika_04@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Климова Оксана Михайловна

кандидат философских наук

старший преподаватель, кафедра специальных дисциплин, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Владивостокский Филиал "Дальневосточный юридический институт МВД России"

692536, Россия, Приморский Край область, г. Уссурийск, ул. Теодора Тихого, 10

Klimova Oksana Mikhailovna

PhD in Philosophy

Senior Educator, the department of Social Disciplines, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

692536, Russia, Primorskii Krai oblast', g. Ussuriisk, ul. Teodora Tikhogo, 10

klimova.oksana.1973@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8728.2018.7.26820

Дата направления статьи в редакцию:

10-07-2018


Дата публикации:

13-08-2018


Аннотация: Объектом исследования является философское учение французского мыслителя начала XIX в. Мен де Бирана. Предметом исследования служат взгляды французского философа на происхождение и природу человеческого познания. В статье автор раскрывает философские идеи французского мыслителя XIX века Мари Франсуа Пьер Гонтье де Бирана. Биран прошел в развитии своих идей большой путь и положил начало развития новой фазы развития французской философии и со своими приверженцами заложил основы спиритуалистического направления философии. Методологической основой исследования являются общенаучные методы анализа и синтеза, а также феноменологический, библиографический и сравнительно-исторический методы исследования. Анализируя учение Мен де Бирана, автор доказывает, что оно строилось путем самостоятельных размышлений над фактами, а также показывает какое существенное воздействие оно оказало на взгляды не только крупных представителей спиритуалистической традиции Франции: Виктор Кузен, Поль Жане, Феликс Равессон, но и на русских теистов, представителей казанской теистической школы:В.А. Снегирев и В.И. Несмелов.


Ключевые слова:

французская философия, теизм, принцип веры, богопознание, спиритуализм, психологический опыт, метафизические исследования, познавательные процессы, спекулятивные основания, мировоззрение

Abstract: The object of this research is the philosophical doctrine of the French thinker of the early XIX century Maine de Biran. The subject is the views of the French philosopher upon the origin and nature of human cognition. The authors reveal the philosophical ideas of François-Pierre-Gontier Maine de Biran, who has traveled a long path in evolution of his ideas, and laid the foundation for the development of a new phase in French philosophy, turning it in a spiritualistic direction. Analyzing the doctrine of Maine de Biran, the authors prove that is was structured by means of independent considerations over the facts, as well as demonstrate its substantial impact upon the views of the prominent representatives of spiritualistic tradition in France –  Victor Cousin, Paul Janet, Felix Ravaisson, and the Russian theists, representatives of the Kazan Theistic School – V. A. Snegirev and V. I, Nesmelov


Keywords:

french philosophy, theism, principle of faith, knowledge of God, spiritualism, psychological experience, metaphysical research, cognitive processes, speculative grounds, world outlook

Во Франции на протяжении XIX века было много философов, выдвигавших различные идеалистические мысли, которые были основаны на многовековой традиции старой католической схоластики, но в тоже время, появлялось много и теоретических инноваций [1].

Одно из направлений, которое выделяется во французской философии XIX века - «спиритуалистическое направление». Оно было представлено такими авторитетными в европейской философии XIX века именами, как Ф.П. Мен де Биран, Виктор Кузен, а также А. Фуллье, Тиссо, Ш. Секретан, Г. Мартен, А. Шенье, А. Франк, Поль Жанэ и др.

30-40 гг. XIX века во Франции было временем не только политических движений, но и временем всплеска философской мысли. И это пробуждение мысли совершилось после открытия и обнародования сочинений Мен де Бирана. Под влиянием этого факта во французскую философию хлынул поток новых и свежих идей. Идеи Бирана не только в глазах его приверженцев, но и в глазах его противников являлись столь солидной и серьезной силой, что с нею приходилось считаться.

Таким образом, Мен де Биран положил начало развития новой фазы развития французской философии и со своими приверженцами заложил основы спиритуалистического направления философии, которые характеризуют это направление и по сей день. Равесон в своем известном сочинении «Философия во Франции в XIX веке» говорит: «Мен де Биран, в некотором смысле, открыл волю, как Ампер открыл разум…» [6,c.16]. И даже знаменитый его литературный противник Тен отдал дань силе его ума и глубине мысли. Он писал: «Это ум сильный, очень сильный. Он копал глубоко, находил идею и сжимал ее в своих цепких руках, выжимая из нее самый сок и этой своеобразной жидкостью хотел разложить все – психологию, логику, метафизику, чтобы добытые таким образом материалы сочетать по новому… Есть люди, которые фабрикуют философию, чтобы получить место или стяжать славу, Мен де Биран не из их числа. Но есть люди, которые создают философию. Они мыслят и делают открытия для самих себя. Они не извлекают выгоды из мыслей или методов до них созданных, они идут своей дорогой. Мен де Биран – из их числа. Биран, как и все ему подобные мыслители, пишет тяжело и нужно сильно морщить лоб, чтобы уследить за его мыслью. Но зато он употребил все свое старание, всю свою энергию, чтобы вас убедить и вы убеждаетесь» [10, c.60]. После публикации одной из последней серии сочинений Мен де Бирана (1859 г.), известный французский мыслитель и историк Адольф Франк писал: «Очевидно, что философия Мен де Бирана содержит в себе какой то великий источник истины, так как вот уже пол столетия, как она основана и, не смотря на это, она еще нисколько не устарела. Совершенно напротив, кажется, она никогда не была так юна, как теперь, так как она отвечает на те вопросы и потребности, которые так волнуют наше время…» [5, c.277].

Действительно, изучая философию Бирана, можно увидеть, что всякий вопрос, которого он касался, всякое положение, по которому он высказывался, носит очень оригинальный характер мышления. Не без основания его иногда называют французским Кантом. Кант искал середину между скептицизмом и догматизмом, между старой метафизикой и английской и французской философией XVIII века, и Мен де Биран стремился к тому же. Оба философа считали, что должен существовать средний термин между «вещью в себе», недоступной опыту, и «феноменом», существующим в пространстве и времени. Оба они сходились даже в том, что этот средний термин надо искать в мыслящем субъекте. В этом и был основной корень новой метафизики [7, c.292]. Хотя, между ними существует и весьма глубокое различие. Кант – априорист и формалист, Биран – реалист и эмпирик. Для Канта непосредственно достоверны только формы нашего знания, а все остальное: само знание, познаваемый мир, наше сознание – есть, в сущности, лишь продукт этих форм. Для Мен де Бирана познавательные процессы уже сами являются продуктом деятельности нашего «Я», выражением его природы и свойств [1].

Мен де Биран прошел в развитии своих идей три последовательных периода:

1) Философия ощущения (1794-1804)

2) Философия воли (1804-1818)

3) Философия духа и религии (1818-1824)

Конечно же, эти периоды не резко обособлены друг от друга, а переходят один в другой постепенно.

Мен де Биран ни у кого не заимствовал своих идей. Его философия слагалась не эклектически и даже не путем переработки чужих философских теорий, а добывалась путем самостоятельных размышлений над фактами. В этом Биран сходится с представителями той философской школы, из среды которой вышел, т.е. из школы идеологов и эмпириков.

Как натура цельная, последовательная и искренняя, Мен де Биран занялся религиозно-философскими вопросами не по каким-нибудь внешним причинам, например, разработать свою философскую систему (к этому Биран не стремился), а просто потому, что к этому привели его собственные размышления, а также опыт и наблюдения над собственной жизнью.

Философия Мен де Бирана опирается на два основания:

1) Основания спекулятивные (теоретические)

2) Основания практические или этико-психологические

Но особое место в творчестве Мен де Бирана занимает переход к религиозной метафизике. К религиозно-философским вопросам Бирана привели его собственные размышления, опыт и наблюдения над собственной жизнью.

Связь философии религии Бирана с его спекулятивными идеями исследовал Эрнес Навиль. Биран признавал в «природе человеческого духа» кроме познавательных способностей, еще высшую способность – способность абсолютную, которую философ называл «принципом веры» [1]. Этот принцип вносит в жизнь человека систему идей, противоположную экспериментальным знаниям человека. По мнению Бирана единственный способ удостовериться в том, что наше познание отвечает реальности - это верить в это.

Основное положение его философии: «Чтобы познать – необходимо действовать [3, c.308]. С точки зрения философа, существует два порядка в составе наших идей: порядок познания (опыт) и порядок веры. И каждое имеет свои собственные законы. Чтобы познавать, необходимо действовать – это есть первично с точки зрения познания, т.е. воля является фактом основным и первичным. Но, чтобы действовать необходимо просто быть, существовать – это необходимое требование веры. «Итак, если акт является первоначальным фактом в отношении к знанию, то бытие является основным фактом с точки зрения веры (ибо существо должно сначала быть, а потом уже действовать). Таким образом, абсолютное познание не может состояться иначе, как при содействии веры, которая присутствует в знании непосредственно и нераздельно» [3, c.3098].

Мен де Биран пришел к вере прежде всего по спекулятивным мотивам. Но это вера, вера метафизическая или спекулятивная открыла философу лишь метафизические предикаты Божества. Но вместе с тем, в его душе шел процесс выяснения нравственных предикатов Божества. Идея Божества росла и крепла в мыслях философа, становясь конкретнее и жизненнее под влиянием его личных нравственно-психологических опытов. Он понимал, что среди непостоянного бурлящего жизненного потока, душа должна утверждаться в чем-нибудь вечном и неизменном, чтобы не потерять себя и не утратить своей сути. А чтение Библии и другой религиозной литературы довершило переворот в его душе, показав несоответствие земных идеалов с идеалом, начертанном в Слове Божьем [8, c.42].

Мен де Бирана привели к философии религии и мотивы спекулятивные и мотивы жизненно-практические. «Он находил Бога не только на вершинах нашего ума, – в тех универсальных и необходимых идеях, которые открывают мысли существо абсолютное, – но и в неисследованных глубинах души, – в том утаенном и уединенном месте, в котором Он один может вселиться и обитать» [3, c.311]. Глубоко прочувствовав жизненно-практическую потребность в Боге и осознав спекулятивную необходимость идеи Божества, как необходимого основания всего знания, Биран создал свое учение о методе исследования религиозных вопросов, раскрыл свои взгляды на постановку вопроса о доказательствах бытия Божьего, тем самым оказал влияние на последующую философскую мысль Франции.

Для знакомства с философией религии Мен де Бирана хочется отметить лишь два наиболее важных пункта:

ü его учение о методе исследования религиозных вопросов;

ü его взгляд на вопрос о доказательствах бытия Божьего.

Мен де Биран отвергал изучение религии с помощью тех приемов, которыми руководствовались при изучении естественных и абстрактных наук. «Логический анализ подходит только к идеям и теоретическим положениям, религия же состоит не из одних доктрин» [3, c.312]. «Чувственное наблюдение простирается только на внешние проявления религиозного чувства, на религиозные акты, опираясь только на него, человек может входить в заблуждение. Но даже и в тех случаях, когда внешние проявления служат верным выражением действительных внутренних религиозных процессов, последних нельзя узнать путем умозаключения, – они могут быть познаны только внутренне, субъективно, посредством внутреннего переживания, путем непосредственного приобщения к религиозной жизни» [3, c.313].

«Религиозные акты», по мнению Мен де Бирана, имеют цель реализовать содержание религиозных идей; а это есть перевод на язык мысли религиозного чувства. Таким образом, религиозное чувство «есть ключ к истолкованию значения религиозных актов и ценности религиозных идей» [3, c.313]. «Бог может открыться в нашем духе не иначе, как через сердце и чувство, которое есть посредник между человеческой мыслью и бесконечным абсолютным, служащим его объектом. Чувство же ощущает Бога, познает его, прежде всего в тех атрибутах, которые стоят в отношении к нашему личному счастью» [9, c.52].Чувство Божества Мен де Биран представляет как чувство радости и внутренней удовлетворенности, «что производит в человеке «поляризацию желаний и мыслей» и, отделяя духовно-сверхчувственный элемент от чувственного, выводит человека из оболочки тела и возвышает в другую, более чистую сферу» [9, c.56]. Чтобы постигать религиозные истины, нужно быть благочестивым.

По мнению Мен де Бирана, нет и не может быть психологического и логического процесса, который приводил бы человека к нравственной и религиозной истине. «Кто находился бы в абсолютном духовном мраке, тот не мог бы выйти из него актом одной своей воли или одного логического размышления. Но такого состояния абсолютного мрака не бывает: у человека всегда остается проблеск света, которым является для него традиция (среда) и особенно – свидетельство о себе в нашей душе самого Бога. В этой изначальной известности нам Бога, заключается условие возможности рационального богопознания» [3, c.314]. Мен де Биран полагал, что религиозная мысль, степень ее силы и глубины стоит в прямом отношении к высоте религиозной жизни. Между процессом мысли и процессом жизни проходит полная параллель.

Еще одним важным моментом в религиозно-философских воззрениях Мен де Бирана являются его взгляды на вопрос о доказательствах бытия Божьего: «Бог представляется как существо чисто идеальное, а как же доказать что его существование безусловно реально..» [3]. Биран разъясняет эту возможность простым сравнением: астроном, как любой человек, видит солнце своими глазами, как некий светлый круг с фут в диаметре на голубом небе, но от этого восприятия, посредством логической мысли, он переходит к солнцу астрономическому, т.е. к истинно и действительно существующему солнцу. Таким образом, если бы у нас не было чувственного восприятия солнца, то и гипотеза о солнце астрономическом была бы совершенно произвольной (переход от идеи к действительному существованию был бы метафизическим, а не научным). При наличии же чувственного восприятия указанный переход является совершенно научным. Совершенно подобным образом, считает, Мен де Биран, может быть построено и доказательство бытия Божьего. Мен де Биран предлагает своеобразный подход к изучению религии, базирующийся на рассмотрении данных психологического опыта. А психологию философ представляет «мостом, переброшенным через пропасть и отделяющим нас от Бога» [3, c.316].

Свои идеи религиозной философии Биран свел к единству в своем сочинении «Новые опыты антропологии» (1823). В нем он группирует все факты нашей жизни по трем системам, различая с религиозной точки зрения «три жизни»: «жизнь животную», «жизнь человеческую» (жизнь воли и интеллекта) и «духовную». Философ сравнивает это деление жизней с библейским взглядом на человека (человек телесный, душевный, духовный), с одной стороны, и с данными эмпирической психологии, которая различает в жизни человека систему фактов: бессознательно-психических, сознательно-психических и духовных, с другой. Мен де Биран излагает свои взгляды совершенно ясно и достаточно аргументирует их.

Философская концепция французского философа строилась исключительно на данных человеческого опыта, оставляя в стороне догматы различных конфессий. Вследствие этого, некоторые стороны христианства выпали из поля зрения философа. Главный акцент уделялся психологическому опыту, а не на зафиксированном в библейских текстах.

Кроме того, следует подчеркнуть, что для мировоззрения Мен де Бирана характерны отказ от попытки построения всеобъемлющей философской системы, стремление сделать человека главным объектом метафизических исследований, убежденность в ограниченности познавательных возможностей человеческого разума.

Философское учение Мен де Бирана оказало существенное воздействие на взгляды таких крупных представителей спиритуалистической традиции во Франции, как Виктор Кузен, Поль Жане, Феликс Равессон. Главную заслугу «учителя» они видели в обосновании тезиса об автономности духовного начала в человеке [4].

Выступив основателем спиритуалистической школы, Биран оказал значительное воздействие и на другие направления французской философской мысли, в особенности на персонализм, экзистенциализм, «философию жизни» Анри Бергсона, неоавгустинизм (в терминологии Б.Л. Губмана), «философию духа» Л. Лавелля и Р. Ле Сена [4].

Кроме того, его философские взгляды повлияли и на русских теистов, особенно на В.А. Снегирева и В.И. Несмелова – представителей казанской теистической школы, воспринявших у Мен де Бирана его психологизм, считая психологию основой философии, единственной наукой, поскольку объекты всех наук являются лишь ощущениями, познанными определенным способом.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.