Статья 'Феномен военно-мемориального наследия в отечественной культуре: основные этапы эволюции понятийно-терминологического аппарата. ' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Феномен военно-мемориального наследия в отечественной культуре: основные этапы эволюции понятийно-терминологического аппарата

Рубин Владимир Александрович

кандидат исторических наук

доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет"

460014, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18, УНИиПК

Rubin Vladimir Aleksandrovich

PhD in History

 Docent, the department of History and Philosophy, Orenburg State Agricultural Academy

460014, Russia, Orenburgskaya oblast', g. Orenburg, ul. Chelyuskintsev, 18, UNIiPK

seba_alex@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Спиридонова Екатерина Владимировна

кандидат физико-математических наук

доцент, кафедра прикладной математики, Оренбургский государственный университет

460018, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, пр. Победы, 13

Spiridonova Ekaterina Vladimirovna

PhD in Physics and Mathematics

Docent, the department of Applied Mathematics, Orenburg State University

460018, Russia, Orenburgskaya oblast', g. Orenburg, pr. Pobedy, 13

ekvls@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8728.2018.3.22451

Дата направления статьи в редакцию:

27-03-2017


Дата публикации:

21-03-2018


Аннотация: Объектом исследования является феномен военно-мемориального наследия в отечественной культуре. Предмет исследования – генезис феномена военно-мемориального наследия в отечественной культуре в сер. XIX – XXI вв. В данной статье поставлена цель проанализировать эволюцию в отечественной культуре представлений о военно-мемориальном наследии как комплексе объектов, хранящих память о событиях военной истории и их участниках, на основе справочно-энциклопедической литературы, выходившей в свет в разные эпохи отечественной истории, и современного отечественного законодательства. Такое исследование позволит выявить общие и отличительные характеристики в понятийном аппарате досоветского, советского и постсоветского периодов. Рассматривая период после 1991 г., мы также обращаемся к федеральному законодательству, поскольку в нем выявлены определения, «родственные» военно-мемориальному наследию, позволяющие более глубоко проанализировать рассматриваемую проблему. Под военно-мемориальным наследием авторы статьи понимают архитектурные и скульптурные сооружения с прахом или без праха военнослужащих, установленные в целях сохранения памяти о событиях и участниках военной истории. Методология исследования строится на основе конструктивистского системно-структурного подхода. В статье конструируется концепт военно-мемориального наследия путем анализа выбранных источников (справочной литературы, современного российского законодательства). Под военно-мемориальным наследием авторы статьи понимают архитектурные и скульптурные сооружения с прахом или без праха военнослужащих, установленные в целях сохранения памяти о событиях и участниках военной истории. В качестве вспомогательных используются проблемно-хронологический, сравнительно-исторический и описательный методы. Авторы руководствовались принципами объективности и историзма, критически подходя к анализу заявленных источников. Выводы по указанной тематике получены впервые и отличаются высокой степенью актуальности и новизны в связи с формируемой в России особой культурной политики, связанной с сохранением и популяризацией военно-мемориального наследия. Результаты исследования могут применяться в сферах управления культурным, военно-мемориальным наследием, внутренней политики, образования, культуры и патриотического воспитания. Анализ дореволюционных энциклопедий позволил сделать выводы о том, что изложение материала описательное, соблюдалось стремление к доступности. Термины имели крайне широкое толкование, подчас являясь синонимами друг друга. Советский период характеризуется обновлением понятийного аппарата в связи с распространением «классового подхода». Постсоветская терминология формируется под влиянием, в первую очередь, законодателей, а не ученых, что сказывается на качестве определений и приводит к размытости их границ. На современном этапе в России формируется особая культурная политика, связанная с сохранением и популяризацией военно-мемориального наследия. Однако, исходя из анализа, она является продолжением традиции, существовавшей еще в дореволюционное время, связанной с почитанием погибших защитников Отечества. Особое отношение государства к военно-мемориальному наследию накладывает отпечаток и на развитие специальной терминологии. Ее формирование находится в руках не ученых (военных, пропагандистов, законодателей, чиновников, общественных деятелей и пр.), что не позволяет качественно проанализировать и раскрыть все видовое разнообразие военно-мемориального наследия России. Кроме того, необходимо отметить, что проведение научных исследований в отношении отечественного военно-мемориального наследия позволит сделать государственную культурную политику более эффективной, сформировать единое правовое пространство, избавившись от наличия многочисленных нормативных правовых актов, подчас дублирующих и противоречащих друг другу.


Ключевые слова:

терминология, военно-мемориальное наследие, теория культуры, мемориальное сооружение, памятник, памятные знаки, надгробие, воинское захоронение, Вечный огонь, Аллея славы

Abstract: The object of this research is the phenomenon of war memorial heritage in national culture. The subject is the genesis of the phenomenon of war memorial heritage in national culture over the period of mid XIX – XXI century. The article sets a goal to analyze the evolution of representations on the war memorial heritage as a complex of objects that preserve memory about the events of military history and their participants based on the reference and encyclopedic literature published during the different epochs of national history, as well as current national legislation. The research allows determining the common and distinctive characteristics within the conceptual apparatus of pre-Soviet, Soviet, and post-Soviet periods. In the course of examination of the period after 1991, the author refer to the federal legislation, because it reveals the definitions related to war memorial heritage, allowing carrying out a more in-depth analysis of the problem at hand. The war memorial heritage implies the architectural and sculptural constructs with or without the ashes of the military personnel that were established for retaining the memory about the events and participants of military history. The analysis of pre-revolutionary encyclopedias allowed concluding about the descriptive interpretation of the material, with maintenance of its accessibility. The terms had extremely broad definitions, at times being synonymous to each other. Soviet period is characterized with the renewal of conceptual apparatus dues to dissemination of the “class approach”. The post-Soviet terminology forms primarily under the influence of legislators rather than the scholars, affecting the quality of definitions that leads to their vagueness. At the present stage, Russia marks the formation of a special cultural policy associated with preservation and popularization of the war memorial heritage. Based on the analysis however, it manifests as a continuation of the tradition that existed in pre-revolutionary time, attributed to honoring of the fallen defenders of the Motherland. A particular attitude of the government to the war memorial heritage impacts the development of special terminology; its formation is not in the hands of the scholars (military personnel, propagandists, legislators, officials, public figures, etc.), which does not allow to fundamentally analyze and reveal the specific variety of the war memorial heritage in Russia. In addition, it is worth noting that the scientific research with regards to the national war memorial heritage is capable of making the government policy more efficient, form an integrated legal platform, recovering from the presence of multiple normative legal acts that at times duplicate and contradict each other.


Keywords:

Walk of fame, Eternal fire, War cemetery, Memorial headstone, Memorial sign, Monument, Memorial construct, Theory of culture, War memorial heritage, Terminology

Начиная свое исследование, необходимо расставить акценты, связанные с объектом, предметом, целью и задачами исследования, методологической основой и представленностью военно-мемориального наследия в работах современных ученых.

Объектом исследования является феномен военно-мемориального наследия в отечественной культуре. Предмет исследования – генезис феномена военно-мемориального наследия в отечественной культуре в сер. XIX – XXI вв. В данной статье поставлена цель проанализировать эволюцию в отечественной культуре представлений о военно-мемориальном наследии как комплексе объектов, хранящих память о событиях военной истории и их участниках, на основе справочно-энциклопедической литературы, выходившей в свет в разные эпохи отечественной истории, и современного отечественного законодательства. Такое исследование позволит выявить общие и отличительные характеристики в понятийном аппарате досоветского, советского и постсоветского периодов. Рассматривая период после 1991 г., мы также обращаемся к федеральному законодательству, поскольку в нем выявлены определения, «родственные» военно-мемориальному наследию, позволяющие более глубоко проанализировать рассматриваемую проблему.

Методология исследования строится на основе конструктивистского системно-структурного подхода. В статье конструируется концепт военно-мемориального наследия путем анализа выбранных источников (справочной литературы, современного российского законодательства). Под военно-мемориальным наследием авторы статьи понимают архитектурные и скульптурные сооружения с прахом или без праха военнослужащих, установленные в целях сохранения памяти о событиях и участниках военной истории. В качестве вспомогательных используются проблемно-хронологический, сравнительно-исторический и описательный методы. Авторы руководствовались принципами объективности и историзма, критически подходя к анализу заявленных источников. Степень разработанности поднятой проблемы в научных исследованиях предшественников подробно представлена авторами в научных статьях, вышедших в 2016 году в журналах «Политика и Общество» (г. Москва) [1] и «Документ. Архив. История. Современность» (г. Екатеринбург) [2], в связи с чем не затрагивается в данной научной статье.

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре русского языка», написанном в середине XIX в., приводит следующие толкования понятий «бюст» и «памятник». В частности, бюст – это человек или изваяние, каменное наличие, верхняя половина тела человека, особенность женщины, грудь и плечи. Под памятником В. И. Даль понимал все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить или поминать дело, не забыть чего-либо; надгробный, надмогильный памятник, остатки прошлого; устроенное, созданное кем-либо или напоминающее его [3].

В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [4] в ходе исследования выявлено определение термина «памятник» (лат. monumentum), под которым понимается сооружение, возводимое с целью увековечить память известных лиц или событий. Наиболее многочисленны надгробные памятники, сооружение которых восходит к глубокой древности. Памятники в честь героев и выдающихся лиц на поприще государственной и общественной жизни, воздвигавшиеся сначала с идеальными фигурами, а впоследствии – с точным воспроизведением чествуемого лица, были в большом ходу у древних греков и римлян. С течением времени обычай сооружения памятников получил у народов античного мира столь обширное распространение, что перешел в злоупотребление. Вместе с тем, к памятникам относили как мемориальные доски, так и объекты архитектуры.

В «Большой Энциклопедии», вышедшей в 1907–1909 гг. в 22 томах под редакцией­ С. Н. Южакова,­ представлены следующие объяснения терминов, касающихся нашего исследования. В стилистике эпохи конца XIX – начала XX в. употреблялось понятие «надгробница» – в старинных могилах сооружение наверху помоста над склепом, с надписями, вырезанными на камне или металле, оружием и доспехами [5, Т.22, с. 82]. Понятие «мемориал» трактовалось в совершенно ином ключе, под мемориалом понималась докладная записка [5, Т.13, с. 30], но определению «надгробный памятник» давалось расширенное толкование, более того, на развороте издания представлены образцы надгробных памятников начиная с древнеегипетских, заканчивая средневековыми [5, Т.13, с. 606-607]. Анализируя термин «надгробный памятник», необходимо отметить, что авторы приводят его образцы и демонстрируют его трансформацию от кургана до высокохудожественного памятника.

Авторы «Большой Энциклопедии» конкретно под памятником понимали «портретные статуи», вслед за этим утверждением приводится перечисление в алфавитном порядке наиболее выдающихся портретных статуй, запечатлевших наиболее значимых исторических деятелей [5, Т. 22, с. 217-218].

Понятию «скульптура» уделено место в двух томах энциклопедии – в томе 17-м и 22-м (дополнительном). Определение звучит следующим образом: «Скульптура (ваяние) – искусство изображать людей, животных и разные предметы из более или менее твердого материала: из глины, гипса, камня, бронзы и т.д.» [5, Т.17, c. 501]. Выделяют виды скульптур исходя из объемного изображения. Так, например, бюст понимается как круглое скульптурное изображение, которое можно рассматривать со всех сторон. Чрезвычайно детально рассмотрена история греческой и римской скульптуры [5, Т.17, c. 503]. В России долгое время господствовало подражательство. Царил западный псевдо-классицизм: фигуры на монументах изображались не иначе, как в латах и тогах (памятники «Минину и Пожарскому» скульптора И. П. Мартоса, «Суворову» скульптора М. И. Козловского). Позднее возобладало реальное направление [5, Т. 17, c. 508]. О России начала XX в. сказано, что при определенном застое «…некоторое движение дает только сооружение памятников» [5, Т. 22(доп.), с. 510].

В 14 томе указанного издания находим определения терминов «стела», «обелиск» и «памятник». Под стелой понимается надгробный четырех-гранный столб, с украшением из лепных цветов и листьев на вершине, на котором писалось имя умершего. Иногда на стелах встречаются рельефные изображения, относящиеся к жизни умершего [5, Т.14, c. 24-25]. Обелиск – это высокая, тонкая колонна из одного цельного камня пирамидальной формы, служащая памятником [5, Т.14, c. 231]. Памятник определен как всякий знак, начиная от простого кургана и камня до совершеннейшего предмета искусства, увековечивающий память о каком-либо лице или событии [5, Т.14, c. 644].

В Русской энциклопедии, выходившей под редакцией С. А. Андрианова, Э. Д. Гримма, А. В. Клоссовского, Г. Б. Хлопина в 1912 г., находим определение термина «бюст» (итал. busto). Данное понятие трактовалось как скульптурное изображение человеческой фигуры по грудь. Бюст впервые появляется в эпоху Александра Великого, получает полноценное развитие в эпоху стилей барокко и рококо. Сохранились портреты-бюсты эпохи римской древности [6].

В коллективном энциклопедическом словаре, вышедшем в свет в 1915 г., дано определение понятию «обелиск». Под обелиском понимается круглая и четырехгранная колонна на низком основании, кверху немного суживающаяся и заканчивающаяся заострением в виде пирамиды [7].

Анализ дореволюционных энциклопедий позволил нам сделать следующие выводы. Изложение материала довольно специфичное – соблюдалось стремление к доступности, при этом давались очень подробные исторические экскурсы. Для нас ценным явилось, например, то, что только в Большой Энциклопедии, выходившей под редакцией С. Н. Южакова в 1907 –1909 гг., показаны исторические корни таких явлений, как «национальные памятники», а также «аллеи славы» (Аллея Победы в Берлине), о «памятных досках» говорится как о разновидности памятников. У Брокгауза и Ефрона дано упоминание о «прибитии досок к домам, в которых родились и жили выдающиеся деятели» в новейшее время. Энциклопедические справки носят описательный характер, в них нет абсолютно «классового подхода», присутствует определенный налет критики.

Понятия «мемориал», «мемориальный комплекс» не были в ходу, однако в определении «памятник» исследуется его связь с «памятью», например при описании традиций древних школ подчеркивалось, что скульптурные группы водружались в память победы над врагом.

Советский период ознаменовал собой новое время, в которое пересматривались многие термины и понятия. Формировалось иное отноше-ние к военно-мемориальному наследию. Начиная с 1926 г. в Советском Союзе началось издание первой Советской энциклопедии. В ней нет определений интересующих нас, кроме очень пространной справки о скульптуре. Согласно ей, «скульптура» (ваяние, пластика) – это один из видов пространственных искусств, охватывающий весьма различные как по материалу, так и по технике исполнения разделы, но всегда предполагающий трехмерное (объемное) оформление материальной вещи [8].

Второе издание Большой Советской энциклопедии уделило гораздо больше внимания рассматриваемым нами определениям. Так, в шестом томе находим следующее объяснение понятию «бюст». «Бюст» – погрудное изображение человека в скульптуре. Бюст как вид скульптуры впервые получил широкое распространение в античном искусстве (древнеримский скульптурный портрет). Портретные бюсты занимали значительное место в искусстве прошлого; блестящие образцы созданы русскими скульпторами: Ф.И. Шубиным (XVIII в.), С. И. Гальбергом, М. М. Антрокомским (XIX в.) и другими. В издании утверждается, что «на новую, высшую ступень подняли искусство портретного бюста советские скульпторы» [9, Т.6, с. 474]. В 27 и 29 томах Большой Советской энциклопедии даны определения терминам «мемориальная доска» и «мемориальное сооружение». Под «мемориальной доской» понимается памятная доска с надписью, увековечивающая знаменательные события в истории страны, города или в жизни выдающихся людей. В древности эти надписи высекались на скалах, стенах зданий, памятниках; позднее стали заноситься на мемориальные доски. Большое распространение мемориальные доски получили уже в Древнем Риме.

В России первая известная мемориальная доска установлена на Фроловской стрельнице (ныне Спасской башне) Московского Кремля [9, Т.27, с. 133]. Надпись отмечала, что стрельница сооружена в 1491 г. повелением Ивана III. В СССР установка мемориальных досок проводилась систематически в соответствии с Ленинским планом монументальной пропаганды.

Мемориальные сооружения – архитектурные сооружения, воздвигае-мые с целью увековечения памяти отдельных лиц (главным образом, надгробия – мавзолеи, гробницы, пирамиды) и прославления исторических событий – триумфальные арки и колонны, обелиски. К древнейшим мемориальным сооружениям относятся пирамиды Древнего Египта – грандиозные гробницы фараонов [9, Т.27, с. 133]

В томе 29 энциклопедии выявлено определение термина «надгробие». Надгробие – произведение скульптуры или архитектурное сооружение, устанавливаемое на могиле для увековечения памяти умершего. В издании указывалось, что советскими архитекторами и скульпторами созданы надгробия, увековечивающие память выдающихся деятелей страны, павших советских воинов [9, Т.29, с. 41]. В томе 30 обнаруживаем понятие обелиск. Обелиск – это каменный монолитный столб, суживающийся кверху, с пирамидально заостренной верхушкой [9, Т. 30, с. 467].

Также во втором издании энциклопедии выявлен термин «памятник». Памятник – скульптурное или архитектурное произведение, сооружаемое для увековечения лиц или событий. В определении мы встречаем идеологический подтекст. В частности, говорится, что «являясь произведениями изобразительного искусства и архитектуры, памятники отражают изменение господствующих художественных взглядов, смену стилей. В классово антагонистическом обществе памятники служат обычно для прославления господствующих классов» [9, Т.31, c. 626-627].

Впервые во втором издании Большой Советской энциклопедии дается определение «памятники воинам Советской Армии» [9, Т.31, c. 627]. Это емкое понятие включает в себя архитектурные и скульптурные сооружения, воздвигнутые советским народом и народами других стран в память воинов Советской Армии и Флота и партизан, павших на полях сражений за свободу и независимость СССР и других стран. Сооружение памятников погибшим воинам и уважение к ним всегда было традицией русского народа. Анализируя содержание термина «памятники воинам Советской Армии» отмечаем его схожесть с определением «мемориальное сооружение».

В ходе исследования указанного издания выявлен термин «скульптура» (лат. sculptura, от sculpo – высекаю, вырезаю), под которым понимаются вид изобразительного искусства; произведения скульптуры (полные или частичные изображения человека) имеют объемную, физически трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. К монументальной скульптуре относятся произведения мемориального характера: крупнофигурные памятники, монументы-бюсты. Особый вид мемориальной скульптуры составляют скульптурные надгробия [9, Т.39, с. 278-284].

Обновление понятийного аппарата военно-мемориального наследия наблюдается в третьем издании Большой Советской энциклопедии. Терминология становится более конкретной и проработанной, однако содержательно многие определения повторяют аналогичные термины, приведенные во втором издании. В 16 томе находим понятие «мемориальная доска». Мемориальная доска – памятная металлическая, мраморная, гранитная плита с надписью (иногда с изображением), увековечивающая значительные события и даты в истории страны, города, в жизни известных людей. Мемориальные доски устанавливаются на стенах зданий.

Также в указанном томе выявлен термин «мемориальное сооружение» [10, Т.16, с. 63-64]. Мемориальное сооружение, в широком смысле – любые произведения изобразительного искусстваи архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, мазар, триумфальная арка, колонна, обелиск, храм; в современной практике – архитектурно-скульптурные комплексы (иногда включающие произведения иных видов искусства) или произведения архитектуры, предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа (мемориальные музеи). Особенно многотипны сооружения, воздвигнутые после Второй мировой войны, строительство которых всё чаще принимало характер общегосударственного дела. Возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему мемориальных сооружений.

В третьем издании дано определение понятию «надгробие». Так, надгробие – это произведение скульптуры или малая архитектурная форма; предназначено для увековечения умершего, устанавливается на его могиле. Многие определения содержат исторические справки, позволяющие проследить появление и развитие мемориального объекта. В неолитических культурах надгробиями являлись деревянные столбы, менгиры, в Древней Греции – статуи, стелы с изображением умершего. В раннесредневековой Европе с распространением христианства приходят кресты. Основным типом надгробия в Западной Европе с XI в. становится тумба [10, Т.17, с. 204].

Классическое определение понятию «обелиск» обнаруживаем в 18 томе рассматриваемого издания советского периода. Обелиск (греч. obeliskos, буквально – небольшой вертел) – граненный суживающийся кверху камен-ный столб с заострённой пирамидальной верхушкой [10, Т.18, с. 180]. В 19 томе 3-го издания энциклопедии встречаем определение «памятник», которое не лишено идеологического оттенка. Для памятников, обычно являющихся средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия. Мемориальная функция в памятниках отчётливо преобладает над погребальной или культовой [10, Т.19, с. 130-131].

Указанное издание содержит уже знакомые определения «скульптура» и «стела». Так, скульптура – это ваяние, пластика, вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные, ещё реже – природа и вещи. В издании говорится об исторически неизбежной в условиях развитого капитализма утрате скульптурой возможности выражать общезначимые идеалы. Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма [10, Т.23, с. 534-535]. Стела (греч. stele – столб), вертикально стоящая каменная плита с надписью или рельефным изображением. В древнем мире, в частности в античной Греции, стелы служили надгробными памятниками, нередко играли роль межевых камней, ставились для увековечения какого-либо важного события (например, нового закона); в современном искусстве форма стелы часто используется не только для надгробий, но и для памятников иного назначения [10, Т.24, Кн.1, с. 478].

Итак, в советский период вышло три издания Большой советской энциклопедии. Уже в первом издании четко обозначился классовый подход в изложении материала. Если в первом издании нашлось место только для справки о «скульптуре», то во втором издании присутствует несколько определений военно-мемориального наследия. В частности, выявлено определение «мемориальная доска», история которого прослеживается со времен Древнего Рима. В термине «мемориальные сооружения» показана история развития традиции водружать данные объекты памяти (Древний Египет, Малая Азия, Китай, Средняя Азия и Азербайджан, Россия, Советский Союз). Отметим, что даже в справке о казалось бы нейтральном предмете – надгробии есть ссылка на классовость и сословность. Это касается и «памятника», о котором говорится, что «в классово антагонистическом обществе памятники служат обычно для прославления господствующих классов». Доказывалось, что монументальное искусство при капитализме переживает упадок. В третьем издании энциклопедии даны определения мемориальным доскам и сооружениям. Подчеркивается важная роль мемориальных сооружений в патриотическом воспитании советских людей.

Еще одним интересным для нашего исследования изданием является Популярная художественная энциклопедия, вышедшая в 1986 году. Многие определения повторяют понятия, приводимые в Большой советской энциклопедии [11, Т.1, с. 447]. Популярная художественная энциклопедия издавалась и в постсоветский период [12, Т.2, c. 45]. В издании выявлены термины «надгробие», «бюст» и некоторые другие. В частности, бюст (место кремации, надгробный памятник – фр. buste, от лат. bustum) – погрудное, более часто портретное (первоначально надгробное) изображение человека в круглой скульптуре. Появился в Древнем Египте и Древней Греции. Окончательно сложился в портретном искусстве Древнего Рима (где в его композицию была включена подставка). Получил широкое распространение в искусстве эпохи Возрождения и нового времени. В России бюсты создавали Ф. И. Шубин, Н. А. Андреев, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева и другие [12, Т.2. c. 109].

Особый интерес для нашего исследования вызывает Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства, изданный в постсоветский период. На его страницах мы обнаруживаем различные понятия, связанные с военно-мемориальным наследием. В частности, развернутые определения даются терминам «мемориал» и «монумент». Мемориал (франц. мemorial, от лат. memorialis – памятник) – произведение искусства, чаще архитектурное сооружение, созданное в память какого-либо события, либо жизни и смерти выдающегося человека [13, с. 464]. Монумент, монументальность (лат. monumentum – воспоминание, память, памятник от monere – напоминать, вдохновлять, предостерегать, ободрять, поучать, наставлять, предсказывать) – произведение искусства, созданное для увековечивания памяти о важном событии и поэтому рассчитанное на длительное время. Отсюда второе значение слова – особенно прочный, долговечный. Многообразие значений латинского слова «monere» указывает на емкость этого понятия в античности. «Монументами» древние римляне называли исторические документы, воспоминания, эпиграфику, надгробия, стелы, колонны [13, с. 626–627]. На уровне эстетического восприятия монументальность связана с категорией возвышенного. В «Энциклопедии» Дидро и Даламбера подчеркивается, что монументальность определяется удивлением, подобно тому как, «наблюдая Пиренеи, нам кажется сначала, что мы измерили их взглядом, но потом наши глаза обнаруживают за одними горами другие» [14].

При изучении энциклопедического издания В.Г. Власова находим определения понятиям «монументально-декоративное искусство» и «надгробия». Монументально-декоративное искусство – это род и способ художественной деятельности, рождаемой стремлением человека преодолеть с помощью художественного мышления границы пространства и времени [13, с. 629–631]. Содержательное определение дано понятию «надгробие», под которым понимается композиция на месте захоронения [13, с. 768-769].

В Новой российской энциклопедии 2007 года издания обнаруживаем определение термина «бюст», согласно которому данный объект памяти представляет собой «погрудное скульптурное изображение человека; наиболее распространенный, известный с древности вид скульптурного портрета. Часто устанавливается в виде памятника [15].

Ряд терминов выявлен в Большой российской энциклопедии. Так, дано определение мемориальному сооружению. Мемориальные сооружения – произведения архитектуры и изобразительного искусства, создаваемые в память о значительных событиях и лицах. Потребность в мемориальных сооружениях, свойственная многим народам мира, связана со стремлением противопоставить кратковременному человеческому бытию долговечные формы, запечатлевающие отдельного человека или выдающиеся события [16, Т.19, с. 709-710]. Интересное определение дано понятию «монумент». Под монументом понимается памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т.п. Часто монумент служит содержательной и объёмно-пространственной доминантой архитектурного ансамбля или входит (как одна из основных частей) в состав скульптурно-архитектурного комплекса. В роли монументов могут выступать не только произведения монументального искусства, но и любые объекты, свидетельствующие о памятных событиях (маяк, мост, корабль) [16, Т.21, с. 76].

В энциклопедии находим понятие «надгробие». Надгробие, один из видов мемориальных сооружений, наземный знак над погребением [16, Т.21, с. 675–677]. Обелиск – монумент в виде четырехгранного суживающегося кверху столба с пирамидальным завершением. Обелиски появились в Древнем Египте в эпоху Древнего царства. Обозначали связь царя с солнечным богом [16, Т.23, с. 464]. Под памятником понимается объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества [16, Т.25, с.184].

Современные издания интересны тем, что в тематических энциклопедиях (Власов В.Г.) даны не просто описательные характеристики с историческим контекстом, но и философские обоснования. Для нас интерес представляет описание древних обычаев, которые лежат в основе современных (римский обычай выносить надгробия вдоль дороги (Аппиева дорога), возможно, стал прородителем «Аллей славы»). В Новой Большой Российской энциклопедии убран «классовый подход», прослеживается стремление к краткости, лаконичности.

Однако, помимо энциклопедической литературы в постсоветский период был принят ряд федеральных нормативных правовых актов, в которых давались новые определения объектам памяти, посвященным отечественной военной истории. Без их анализа данный раздел исследования будет неполным.

Так, в статье 3 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» [17] находим определение термина «воинские захоронения», под которыми понимаются захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами. В статье 13 рассматриваемого Закона говорится о том, что «все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества» охраняются государством. В статье 5 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» введено такое понятие как «памятники Великой Отечественной войны» [18]. К данным памятникам отнесли скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации [19]. Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли и достопримечательные места (статья 3 Закона). Необходимо отметить, что «военно-мемориальное наследие» формирует содержание всех указанных определений видов памятников. Так, к памятникам относятся «мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные»; к ансамблям – «некрополи»; к достопримечательным местам – «памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей».

И еще один интересующий нас термин, употребляемый на современном этапе – «военно-историческое наследие». Изучая Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» и Устав общества мы получаем следующий ответ [20]. К военно-историческому наследию относят объекты культурного наследия, архивные, музейные и библиотечные фонды, относящиеся к военно-исторической тематике. Следовательно, понятие «военно-историческое наследие» имеет широкое трактование и включает в себя «военно-мемориальное наследие».

В постсоветский период появляются новые определения, которые содержательно связаны с военно-мемориальным наследием: «воинские захоронения», «объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества», «памятники Великой Отечественной войны», «объекты культурного наследия монументального искусства», «военно-историческое наследие». Необходимо отметить, что в энциклопедической литературе в конце XX – начале XXI столетий выявлены ранее употреблявшиеся термины, но без классового оттенка. Новые понятия были выявлены в других источниках – федеральных нормативных правовых актах. Деятельность законотворцев в этом направлении явно опережает работу составителей словарей и энциклопедий.

Таким образом, в научной статье проанализированы изменения основных понятий и определений военно-мемориального наследия в разные эпохи отечественной истории (досоветский, советский, постсоветский).

Анализ дореволюционных энциклопедий позволил нам сделать следующие выводы. Изложение материала довольно специфичное – соблюдалось стремление к доступности. Приводятся развернутые исторические справки, позволяющие проследить основные этапы появления и развития того или иного мемориального сооружения с древних времен до начала XX века. К особенностям исторических экскурсов целесообразно отнести описательность и отсутствие классового подхода. В энциклопедичес-ких изданиях досоветского периода выявлены следующие термины: бюст, памятник, мемориальная доска, стела, обелиск, надгробница, надгробный памятник, мавзолей, скульптура, монумент, тумба, крест. Понятия «мемориал», «мемориальный комплекс» не были в ходу.

Даль В. И. обращал внимание на то, что основной функцией военно-мемориальных сооружений является сохранение памяти или облегчение памяти. Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. уточняют данное утверждение сохранением памяти известных лиц и событий, говорят о том, что памятники известны с глубокой древности. В античном мире имела место массовая установка памятных сооружений, доходившая порой до злоупотребления. Вместе с тем, к памятникам относили как мемориальные доски, так и объекты архитектуры. В словаре под редакцией Гамбарова Ю. С., Железнова В. Я., Ковалевского М. М., Муромцева С. А., Тимирязева К. А. утверждается, что обелиски и некоторые другие мемориальные объекты в древности имели религиозное значение.

В издании Южакова С. Н. под мемориалом понимается «докладная записка». Необходимо отметить, что корни такого толкования лежат в многообразии значений некоторых латинских терминов. В частности, многообразие значений термина «monere» приводило к тому, что в Древнем Риме под «монументом» понимали исторические документы, воспоминания, эпиграфику, а не только стелы, пилоны или колонны, поставленные в память события. Памятники сооружались для поднятия патриотического духа, развития эстетического вкуса народа. Установка памятников происходила независимо от экономического кризиса или застойных явлений в обществе.

В Русской энциклопедии под редакцией Андрианова С. А., Гримма Э.Д., Клоссовского А. В., Хлопина Г. Б. говорится о том, что «бюст» возник и является частью понятия «скульптура». В XI веке в Западной Европе распространение получила мемориальная «тумба». С развитием христианства на смену надгробиям приходят кресты (разновидность надгробий).

Советский период характеризуется обновлением понятийного аппарата в связи с формированием иного отношения к военно-мемориальному наследию. В первом издании Большой Советской энциклопедии выявлено только определение термина «скульптура». Второе издание изобилует терминами, связанными с военными монументами (мемориальное сооружение, бюст, мемориальная доска, надгробие, памятник, скульптура). Третье издание, по сути, повторяет тот ряд определений, который был сформирован во втором издании Большой Советской энциклопедии, однако терминология становится более конкретной и проработанной. Необходимо отметить, что Большая Советская энциклопедия оказала влияние и на другие энциклопедические издания советской эпохи (например, Популярную художественную энциклопедию).

В советское время по отношению к военно-мемориальному наследию существовал «классовый подход». В основе культурной политики лежал Ленинский план монументальной пропаганды. Энциклопедическая литература данного периода пестрела подчеркиванием превосходства советской скульптуры над буржуазной. Например, о памятниках говорилось, что они в классовом обществе служат обычно для прославления господствующих классов. В энциклопедиях безапелляционно утверждается «упадок монументального искусства при капитализме». Практически во всех определениях присутствует идеологический подтекст. Установка памятных сооружений происходит на основе метода социалистического реализма.

Однако, анализ определений советского периода без учета «классового подхода» позволяет прийти к следующим выводам. Термин «мемориальные сооружения» обозначает архитектурные сооружения (нежилые) для сохранения памяти о событиях и выдающихся гражданах. Советская власть активно заимствовала исторически известные мемориальные сооружения (например, мавзолей на Красной площади). Термин «надгробие» синонимично понятию «мемориальное сооружение». В определении говорится, что надгробиями часто служат такие мемориальные сооружения, как обелиски, часовни, мавзолеи. Монументальная скульптура предназначена для пропаганды значительных общественных идей. Важная роль отводится организации окружающего пространства «памятника». В памятнике мемориальная функция преобладает над погребальной и культовой.

Для понимания развития понятийного аппарата военно-мемориального наследия советского времени, на наш взгляд, важное значение представляют две даты: 1955 и 1974 годы. В 1955 г. появляется новый термин «памятники воинам Советской армии». Под данными памятниками понимались памятные сооружения, увековечивающие память участников Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Их установка объявлялась традицией русского народа, которая получила свое развитие после победы революции 1917 г.

В 1974 г. в третьем издании Большой Советской энциклопедии определение термина «мемориальное сооружение» звучит отлично от всех предыдущих определений данного понятия. В частности, говорится о том, что «в современной практике мемориальное сооружение представляет собой архитектурно-скульптурные комплексы», то есть авторы подводят нас к определению «мемориальный комплекс» (мемориальный музей). После Великой Отечественной войны строительство мемориальных сооружений становится общегосударственным делом. Также отмечено, что наряду с «ансамблями» (мемориальными комплексами) появляются «мемориальные знаки».

В постсоветский период помимо изученных понятий «бюст», «мемориал», «монумент», «мемориальное сооружение», «мемориально-декоративное искусство», «надгробия» появляются новые термины, которые содержательно связаны с военно-мемориальным наследием: «воинские захоронения», «объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества», «памятники Великой Отечественной войны», «объекты культурного наследия», «военно-историческое наследие».

Необходимо отметить, что в энциклопедической литературе в конце XX – начале XXI столетий выявлены ранее употреблявшиеся термины, но без классового оттенка. Новые понятия были выявлены в других источниках – федеральных нормативных правовых актах. Появление данной терминологии, на наш взгляд, связано с формированием особого отношения (или особой культурной политики) со стороны государства и общества к объектам, посвященным отечественной военной истории, направленного на их государственную охрану и сохранение. Вместе с тем, необходимо отметить размытость границ новых определений.

В ходе анализа была выявлена существенная особенность. Термины делятся на две группы: имеющие четкие и понятные определения (бюст, обелиск, стела, мемориальная доска, крест) и понятия широкого толкования (мемориальное сооружение, надгробие, памятники Великой Отечественной войны). Например, под термином «мемориальное сооружение» можно понимать мавзолей, часовню, памятник, обелиск и прочие объекты.

Анализ дореволюционных энциклопедий позволил сделать выводы о том, что изложение материала описательное, соблюдалось стремление к доступности. Термины имели крайне широкое толкование, подчас являясь синонимами друг друга. Советский период характеризуется обновлением понятийного аппарата в связи с распространением «классового подхода». Постсоветская терминология формируется под влиянием, в первую очередь, законодателей, а не ученых, что сказывается на качестве определений и приводит к размытости их границ.

На современном этапе в России формируется особая культурная политика, связанная с сохранением и популяризацией военно-мемориального наследия. Однако, исходя из анализа, она является продолжением традиции, существовавшей еще в дореволюционное время, связанной с почитанием погибших защитников Отечества. Особое отношение государства к военно-мемориальному наследию накладывает отпечаток и на развитие специальной терминологии. Ее формирование находится в руках не ученых (военных, пропагандистов, законодателей, чиновников, общественных деятелей и пр.), что не позволяет качественно проанализировать и раскрыть все видовое разнообразие военно-мемориального наследия России. Кроме того, необходимо отметить, что проведение научных исследований в отношении отечественного военно-мемориального наследия позволит сделать государственную культурную политику более эффективной, сформировать единое правовое пространство, избавившись от наличия многочисленных нормативных правовых актов, подчас дублирующих и противоречащих друг другу.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.