Статья 'Из опыта патриотического воспитания студентов в техническом вузе ' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Из опыта патриотического воспитания студентов в техническом вузе

Мухина Зинара Зиевна

доктор исторических наук

профессор, кафедра гуманитарных наук, Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) НИТУ "МИСиС"

309516, Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол, микр. Макаренко, 42

Mukhina Zinara Zievna

Doctor of History

professor of the Department of Humanities at Stary Oskol Technological Institute Named After A. Ugarov, branch of National University of Science and Technology 'MISIS'

309516, Russia, Belgorod Region, Stary Oskol, micro district Makarenko, 42

mukhiny@mail.ru
Канныкин Станислав Владимирович

кандидат философских наук

доцент, кафедра гуманитарных наук, Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) НИТУ "МИСиС"

309516, Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол, микр. Макаренко, 42

Kannykin Stanislav Vladimirovich

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of Humanities at Stary Oskol Technological Institute named after A. Ugarov, branch of National University of Science and Technology "MISIS"

309516, Russia, Belgorod Region, Stary Oskol, micro district Makarenko, 42

stvk2007@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Пивоварова Лидия Николаевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра гуманитарных наук, Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) НИТУ "МИСиС"

309516, Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол, микр. Макаренко, 42

Pivovarova Lidiya Nikolaevna

PhD in History

associate professor of the Department of Humanities at Stary Oskol Technological Institute named after A. Ugarov, branch of National University of Science and Technology 'MISIS'

309516, Russia, Belgorod Region, Stary Oskol, micro district Makarenko, 42

lidia.pivovarova@yandex.ru

DOI:

10.7256/2454-0676.2017.1.21959

Дата направления статьи в редакцию:

08-02-2017


Дата публикации:

06-04-2017


Аннотация: В статье обосновываются основные принципы и представляются базовые формы патриотического воспитания студенческой молодежи в техническом вузе на примере деятельности кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» им. А.А. Угарова (г. Старый Оскол, Белгородская область). Объект исследования - патриотическое воспитание в техническом вузе; предмет исследования - формы патриотического воспитания и их конкретное наполнение с учетом особенностей обучающихся (год обучения, место обучения, национальная принадлежность и пр.) на примере работы кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ "МИСиС". Методы исследования - наблюдение, обобщение педагогического опыта, интервьюирование, анализ процесса и результатов деятельности обучающихся, восхождение от абстрактного к конкретному. По нашему глубокому убеждению, во-первых, патриотическое воспитание должно пронизывать учебный процесс на протяжении всего периода институциональной социализации подрастающего поколения (от детского сада до вуза), являясь своего рода воспитательной доминантой; во-вторых, основу патриотического воспитания должна составлять местная тематика, формирующая в первую очередь любовь к малой родине, своему краю, что явится надежным фундаментом любви к Отечеству в целом; в-третьих, патриотическое воспитание должно быть основано в значительной степени на деятельности самих воспитуемых, связанной с изучением своей родословной, заботой о могилах и памятниках павшим в боях за Родину, изучением вклада выдающихся земляков в различные сферы жизни общества и т.п.; в-четвертых, патриотизм должен быть «зрячим», что означает учет негативного опыта истории своего Отечества и понимания важности и ценности других народов и культур, желание перенять у них все то, что привьется к национальной почве и будет способствовать прогрессу своего общества.


Ключевые слова: патриотизм, образование, национальная идея, студенты, технический университет, педагогические принципы, формы работы, гуманитарные науки, родина, Белгородская область

Abstract: The authors of the present research substantiate the main principles and present the basic forms of patriotic education of young people at technical universities based on the example of the Department of Humanities at National University of Science and Technology "MISIS" (the city of Stary Oskol, Belgorod Region). The object of the research is patriotic education at a technical university. The subject of the research is the forms of patriotic education and their particular contents taking into account particular features of technical students (the year of study, place of education, national attribution, etc.) based on the example of the Department of Humanities at MISIS. The research methods include observation, summary of pedagogical experience, interview, analysis of academic processes and results, and the method of ascention from the abstract to the concrete. According to the authors, first of all, patriotic education should interweave with the educational process throughout the process of institutional socialization of the growing generation (from kindergardens to universities) being some kind of a teaching dominant. Secondly, the basis of patriotic education should include local themes that develop the love for 'small motherland' which is a solid foundation of love for Motherland in general. Thirdly, patriotic education should be considerably based on activities of students aimed at studying their genealogy and caring for graves and memorials of soliders who died fighting for their Motherland as well as learning the great contribution of their famous countrymen into different social spheres. Fourthly, patriotism should be 'sighted' which means taking into account the negative experience of Motherland and understanding the importance and value of other nations and cultures as well as the desire to learn from them. According to the authors, this would develop the feeling of national patriotism and contribute to the progress of the society in general. 



Keywords:

Belgorod region, homeland, liberal arts, forms of work, pedagogical principles, technical University, the students, national idea, education, patriotism

В последнее время все более очевидной становится неразрывная связь патриотического воспитания молодежи и проектирования будущего нашей страны. Если у подрастающего поколения не будет чувства Родины, глубокого понимания ценностей и своеобразия ее истории и культуры, то у России, как суверенного государства и культуросозидающей матрицы «Русского мира», не будет будущего. В феврале 2016 года президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. <…> и чиновники, и бизнес, да и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее. Потому что если так будет, каждый из нас, каждый гражданин будет жить лучше – и достаток будет больше, и комфортнее будет, и так далее. Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, это не связано с деятельностью какой‑то партии или какой‑то страты в обществе. Это связано с общим объединяющим началом» [6].

Нет сомнений в том, что формирование патриотизма не может быть какой-то разовой акцией, осуществляемой обычно в преддверии государственных праздников по инициативе властных структур. В этом случае патриотическое воспитание зачастую вырождается в печально известный и набивший оскомину ура-патриотизм, который не столько приобщает молодежь к традиционным национальным ценностям, сколько отвращает от них своей навязчивостью, идеологизированностью и сусальностью. В этой связи Н.М. Карамзин более двухсот лет назад писал: «Не везде ли начальства желают способствовать успехам воспитания и просвещения, которое есть не только источник многих удовольствий в жизни, но и самой благородной нравственности; которое образует мудрых министров, достойных орудий правосудия, сынов отечества в семействах, рождая чувства патриотизма, чести, народной гордости; и без которого люди служат только одному идолу подлой корысти. Но патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть; и, жалея о тех людях, которые смотрят на вещи только с дурной стороны, не видят никогда хорошего и вечно жалуются, мы не хотим впасть и в другую крайность; не хотим уверять себя, что Россия находится уже на высочайшей степени блага и совершенства» [4].

По нашему глубокому убеждению, во-первых, патриотическое воспитание должно пронизывать учебный процесс на протяжении всего периода институциональной социализации подрастающего поколения (от детского сада до вуза), являясь своего рода воспитательной доминантой; во-вторых, основу патриотического воспитания должна составлять местная тематика, формирующая в первую очередь любовь к малой родине, своему краю, что явится надежным фундаментом любви к Отечеству в целом; в-третьих, патриотическое воспитание должно быть основано в значительной степени на деятельности самих воспитуемых, связанной с изучением своей родословной, заботой о могилах и памятниках павшим в боях за Родину, изучением вклада выдающихся земляков в различные сферы жизни общества и т.п.; в-четвертых, патриотизм должен быть «зрячим», что означает учет негативного опыта истории своего Отечества и понимания важности и ценности других народов и культур, желание перенять у них все то, что привьется к национальной почве и будет способствовать прогрессу своего общества.

Специфика патриотического воспитания в техническом вузе была глубоко осмыслена А.Г. Горельцевым в диссертации «Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе». Автор этой работы определяет патриотическое воспитание как «целенаправленный процесс воздействия специально созданных условий на развитие у студентов с технической профессиональной направленностью личностной позиции гражданина и патриота, позволяющей им реализовывать полученные в техническом вузе знания, навыки и умения на благо своего государства» [2].

По мнению А.Г. Горельцева, на младших курсах технического вуза на первый план должна выйти адаптация студентов к требованиям учебного заведения в сочетании с формированием у них гражданско-патриотического самосознания; освоение студентами профессиональных знаний, навыков и умений с постижением правовой культуры, формирование у них на основе знаний и первичного практического опыта такого интегративного качества, как гражданственность. На старших курсах − становление выпускника технического вуза как профессионала, гражданина и патриота России; стажировочная практическая профессиональная деятельность, в процессе которой проявляются и совершенствуются гражданско-патриотические качества специалиста инженерного профиля: ответственность, долг перед народом и государством, любовь к Родине и готовность к ее защите [2].

В научной литературе обозначена система задач и принципов патриотического воспитания учащихся. Так, по мнению Н. Е. Семеновой, к основным задачам относятся: развитие патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности; формирование умения ориентироваться в геополитическом пространстве современного мира, понимания роли и миссии России в этом мире и стремления к соучастию в реализации этой миссии; формирование готовности служить Родине на избранном профессиональном поприще (независимо от конкретного рода деятельности); развитие способности быть примером патриота в своём непосредственном окружении [8]. К принципам патриотического воспитания Н.В. Григорьева и О.В. Петунин относят принцип сбалансированности абстрактных и конкретных идеалов и целей воспитания патриотизма, который может быть назван принципом сбалансированности индивидуально-личностного и социального начал патриотического воспитания; принцип уважения личности в сочетании с требовательностью к ней в разумных пределах; принцип комплексности, согласованности и преемственности воспитательных воздействий в процессе патриотического воспитания; принцип коллективизма в патриотическом воспитании [3, с. 278].

Путями реализации патриотического воспитания А.К. Быков полагает:

- качественное обновление содержания и методики преподавания учебных дисциплин, особенно гуманитарных и социально-экономических;

- повышение количества и качества проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию во внеучебное время, осуществление более тесной связи внеучебной воспитательной работы с содержанием изучаемых дисциплин в вузах;

- обеспечение комплексного подхода к содержанию и организации патриотического воспитания (единство системного, процессуального и деятельностного теоретических подходов);

- обеспечение воспитательного примера личности преподавателя, демонстрирующего образцы высокоразвитого гуманитарного мышления, патриота и гражданина России, умеющего строить педагогически целесообразные отношения со студентами [1, с. 8-13].

Именно на этих основаниях базируется формирование гражданско-патриотической позиции будущих специалистов в Старооскольском технологическом институте имени А.А. Угарова, филиале НИТУ «МИСиС». Кафедра гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» использует разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию. Частью такой работы является изучение славного военно-исторического прошлого России, бессмертного подвига советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Не секрет, что значительная часть молодых людей сегодня довольно пренебрежительно или, в лучшем случае, снисходительно относится к традиционно духовным ценностям общества и старших поколений. Как показывают социологические опросы и исследования, славные героические и трагические страницы отечественной истории малоизвестны и малоинтересны значительной части современной молодежи.

С первых дней обучения в институте первокурсники СТИ НИТУ «МИСиС» не только пишут рефераты и собирают материалы о героическом прошлом Белгородчины в рамках курса «История России», но и участвуют в викторинах, смотрах-конкурсах, выставках и прочих мероприятиях патриотической направленности.

Особое внимание преподавателями социально-гуманитарных дисциплин кафедры уделяется примерам невиданной стойкости и мужества советских воинов, роли великих полководцев в победе на фронтах самой кровопролитной в истории человечества войны. В ряду прославленных полководцев достойное место занимает и наш земляк-белгородец – Герой Советского Союза, генерал армии Николай Федорович Ватутин, который навсегда вошел в славную историю Отечества и Белгородчины. Его жизнь − яркий пример любви и служения Родине. Изучение личности Н.Ф. Ватутина, безусловно, способствует формированию у молодого поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному историческому наследию Отечества.

К 100-летию со дня рождения Н.Ф. Ватутина силами студентов, преподавателей и сотрудников кафедры гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» были собраны материалы, публиковавшиеся в разные годы в периодической печати Белгорода, Воронежа, Курска, Старого Оскола. Студенты побывали на его родине, в с. Ватутино, во многих музеях нашего региона, в «Музее Российской Армии» и «Музее Победы» на Поклонной горе в Москве, беседовали с людьми, знавшими генерала Ватутина, неоднократно в с. Ватутино встречались с директором дома-музея на родине генерала А.В. Говоровым. Собранные материалы о генерале Н.Ф. Ватутине используются студентами СТИ НИТУ «МИСиС» при написании рефератов, на занятиях по курсу «История России». Научные рефераты студентов «Н.Ф. Ватутин в оценках современников» и «Образ генерала Н.Ф. Ватутина в художественной культуре» на областном конкурсе студенческих научных работ были отмечены дипломом и почетной грамотой губернатора Белгородской области. Преподавателями и сотрудниками кафедры подготовлен и издан сборник материалов о великом полководце «Потомству в пример», создан фильм «Генерал «Молния!», которые используются не только на занятиях, но и во внеаудиторной работе.

Книга и фильм имели значительный отклик в Старом Осколе и в целом на Белгородчине. Книгу «Потомству в пример» и копию фильма «Генерал «Молния!» имеют многие учебные заведения города и области, по экземпляру книги и фильма институт передал в дар музеям региона, а также музею Победы на Поклонной горе в Москве. В 2012 году коллектив кафедры гуманитарных наук был выдвинут на соискание ежегодной областной премии имени Героя Советского Союза Н.Ф. Ватутина за достижения в военно-патриотическом воспитании детей и молодежи.

Кафедра гуманитарных наук тесно сотрудничает с городским краеведческим музеем. Студенты посещают выставки, организованные музеем к знаменательным датам Великой Отечественной войны. Именно здесь, в зале «Великая Отечественная война 1941-1945 годов», проходят конференции, «круглые столы», встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.

Кафедра много лет сотрудничает со Старооскольским театром для детей и молодежи. Сложилась традиция: каждый год студенты первого курса посещают спектакли и пишут на них рецензии. Сотни студентов-первокурсников посмотрели спектакли на военную тему: «У войны не детское лицо», «Но музы не молчат…», «Варшавская мелодия».

Кафедра постоянно организовывает поездки студентов и преподавателей по местам военной славы родного края. Студенты неоднократно были на экскурсии в Государственном военно-историческом музее-заповеднике «Прохоровское поле», который играет огромную роль в увековечении памяти воинов, погибших в танковом сражении – одной из крупнейших в истории человечества битв.

Особым направление работы вуза является приобщение студентов из среднеазиатских республик СНГ, обучающихся в СТИ НИТУ «МИСиС», к традициям россиян, а также большой образовательный проект, связанный с совершенствованием у иностранцев знания русского языка и истории России. В рамках этой работы для студентов-иностранцев проводятся дополнительные занятия по русскому языку и культуре речи, воспитательные беседы с целью ознакомления с нормами и правилами поведения, принятыми в российском обществе, а также организуются совместные с российскими студентами культурные, спортивные и общественные (например, волонтерство) мероприятия, направленные на сплочение студенческой молодежи, развитие интернационализма и религиозно-культурной толерантности. Одной из форм воспитательной работы со студентами-иностранцами являются экскурсии по памятным местам Великой Отечественной войны, в том числе на Прохоровское поле. Не секрет, что после распада СССР во многих его бывших республиках была конъюнктурно, в угоду местным националистически настроенным элитам, переписана история совместной жизни нескольких поколений советских людей. Кафедра гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» в этой связи делает все возможное для того, чтобы студенты-иностранцы знали подлинную историю военных событий 1941-1945 гг., понимали и ценили вклад русского народа и каждого народа СССР в достижение нашей общей Великой Победы.

Более года (с 3 февраля 1942 по 5 февраля 1943 года) территория Старого Оскола и района находилась в зоне оккупации. За эти месяцы краю был нанесен огромный урон, разрушена промышленная инфраструктура, более 2 тысяч парней и девушек от 15 до 18 лет угнаны в Германию. Тысячи военнопленных отправлены в немецкие лагеря. Около 200 человек получили увечья, более 300 жителей повешены и расстреляны. Настоящими патриотами становятся студенты, хоть однажды принявшие участие в традиционных Неделях Славы, посвященных Дню освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков, митингах, Вахтах Памяти. Венок от СТИ НИТУ «МИСиС» всегда возлагают студенты во время митингов у мемориалов.

Студенты СТИ НИТУ «МИСиС» возродили шефство над ветеранами войны, встречаются с бывшими преподавателями вуза – ветеранами Великой Отечественной войны, пишут о них статьи, готовят видео- и фоторепортажи. По инициативе кафедры в институтской газете «Технолог» открыта рубрика «Дню Великой Победы – посвящается!», где публикуются стихи, проза и другие материалы, подготовленные студентами, преподавателями и сотрудниками института ко Дню Победы. Особенно интересны рассказы студентов и преподавателей о близких им людях – участниках и очевидцах событий тех лет.

Кафедра поддерживает тесную связь с Белгородской региональной общественной организацией «Поиск», которая более сорока лет ведет поиск останков погибших защитников Отечества, оставшихся на полях сражений непогребенными. Значимость работы поисковиков подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 г., где он высказал «особые слова благодарности бойцам поисковых отрядов, которые восстанавливают для страны и для родных имена героев, с почетом предают земле останки павших солдат Великой Отечественной, ухаживают за воинскими мемориалами» [7]. За свою историю белгородские поисковики нашли и перезахоронили более 8000 воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. За эти годы поисковиками совместно с саперами обнаружено и обезврежено более 100 тысяч единиц стрелкового оружия и боеприпасов [5].

В работе группы «Поиск» принимают участие и студенты института. К 40-летию группы «Поиск» заведующей кафедрой гуманитарных наук СТИ НИТУ «МИСиС» З.З. Мухиной была подготовлена книга «Это нужно живым…» [5], в которой систематизирована и проанализирована история поискового движения в Старом Осколе. В рамках «Исследовательской лаборатории проблем культуры Оскольского края», организованной на кафедре гуманитарных наук, преподаватели подготовили сборник материалов и статей об оккупации и освобождении Старого Оскола, ветеранах войны, увековечивании памяти погибших в годы войны, об истории Белгородской региональной общественной организации «Поиск». Был создан фильм «Это нужно живым…». Ежегодно в начале учебного года преподаватели кафедры гуманитарных наук показывают его во всех группах первого курса СТИ НИТУ «МИСиС». Фильм не оставляет наших студентов равнодушными, об этом свидетельствуют их восторженно-трогательные отзывы.

Вместе с Белгородским областным историко-патриотическим объединением «Поиск» студенты СТИ НИТУ «МИСиС» разыскивают необозначенные воинские захоронения, участвуют в церемониях погребения останков защитников Отечества 1941-1945 годов.

Огромный потенциал патриотического воспитания имела проведенная в СТИ НИТУ «МИСиС» 8-11 октября 2015 года совместно с Российской ассоциацией исследователей женской истории, Российским национальным комитетом Международной федерации исследователей женской истории, сектором этногендерных исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва) VIII-ая Международная научная конференция «Женщины и женское движение за мир без войн и военных конфликтов» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне). В работе конференции приняли участие ученые из России, стран СНГ, Европы и США.

Гуманистический и воспитательный посыл конференции проявился в том, что это мероприятие было нацелено на обсуждение актуальных проблем современности, связанных с темой миротворчества в ее гендерном осмыслении, с изучением роли и вклада женщин в разрешение и избегание силовых и военных конфликтов в прошлом и настоящем; конференция способствовала консолидации научных и общественных организаций "русского мира", стала площадкой диалога, привлекшего внимание к многообразным связям, объединяющим представителей русской культуры, живущих в разных странах.

Конечно, перечислить все, что проводится в институте для воспитания патриотизма у студентов, невозможно. Да и не нужно. Сама патриотическая работа, безусловно, гораздо многограннее. Главный результат – это то святое, что остается в душе у студентов, приобщившихся в стенах института к свидетельствам славного прошлого своей Родины, чувство сопричастности к славному подвигу великого народа России.

Библиография
1.
Быков, А.К. Пути совершенствования патриотического воспитания студентов педагогических вузов. [Текст] / А.К. Быков // Педагогическое образование и наука.-№ 5. – 2010. – С. 8-13.
2.
Горельцев, А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе: диссертация... канд. пед. Наук [Электронный ресурc] / А. Г. Горельцев. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-studentov-v-gosudarstvennom-tekhnicheskom-vuze.
3.
Григорьева, Н.В, Петунин, О.В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза [Текст] / Н.В. Григорьева, О.В. Петунин. − Сибирский педагогический журнал. − № 2. – 2008. − С. 274-279.
4.
Карамзин, Н.М. Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени [Электронный ресурc] / Н.М. Карамзин. – Режим доступа: http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0710.shtml.
5.
Мухина, З.З. Это нужно живым… [Текст] / З.З. Мухина. – Старый Оскол: РОСА, 2008. – 168 с.
6.
Путин, В.В. Встреча с активом Клуба лидеров [Электронный ресурc] / Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/51263.
7.
Путин, В.В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурc] / Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118.
8.
Семенова, Н.Е. Воспитание патриотизма учащихся средней общеобразовательной школы средствами дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурc] / Н.Е. Семенова. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vospitanie-patriotizma-uchawihsja-srednej-obweobrazovatelnoj-shkoly-sredstvami.html.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"