Статья 'Знание и ценности в структуре гуманитарных дисциплин' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Знание и ценности в структуре гуманитарных дисциплин

Максимов Леонид Владимирович

доктор философских наук

профессор ведущий научный сотрудник Институт философии, Российская академия наук Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

109240, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Гончарная, 12 стр. 1, оф. 421

Maximov Leonid Vladimirovich

Doctor of Philosophy

Leading Scientific Associate, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences

109240, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Goncharnaya, 12 str. 1, of. 421

lemax14@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.11.21062

Дата направления статьи в редакцию:

13-11-2016


Дата публикации:

20-11-2016


Аннотация: Предметом исследования в данной статье является двойственный – одновременно ценностный и когнитивный – статус гуманитарных дисциплин. Несмотря на очевидное присутствие ценностного элемента в составе этих дисциплин (причём присутствие не только как объекта познания, но и в качестве собственной ценностной позиции учёного), они обычно квалифицируются в философско-методологической литературе только как отрасли знания, как особые науки (сопоставляемые с другими науками). В статье даётся иная трактовка структуры и функций гуманитарных дисциплин. Показано, что в этой сфере фактически сложились два взаимосвязанных и формально нераздельных, но по существу не совпадающих вида интеллектуальной деятельности: наряду с гуманитарными науками, которые описывают и объясняют реалии человеческого бытия, это еще и ценностно-нормативные учения, выдвигающие и рационально обосновывающие те или иные жизненные установки людей. Методологической основой данного исследования является нонкогнитивистский подход, отстаивающий внепознавательную специфику ценностно-нормативных феноменов сознания, их принципиальную несводимость к знанию. Этот подход сформировался в последние несколько десятилетий как альтернатива традиционной когнитивистской парадигме, трактующей человеческую ментальность в целом как сферу исключительно знания и познания. Важным практическим следствием дискредитации когнитивистской парадигмы является радикальная переориентация методологии нравственного воспитания: отказ от традиционной «просветительской» установки (согласно которой ценности ретранслируются посредством передачи «знаний» о добре, долге и пр., т.е. посредством моральных прописей и назиданий), в пользу более эффективных методов психологического и социально-детерминистического воздействия на души воспитуемых.


Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, гуманитарные науки, humanities, humaniora, знание, ценности, когнитивизм, нонкогнитивизм, редукционизм, метаэтика

Abstract: The subject of this research is the equivocal – simultaneously value and cognitive – status of humanitarian disciplines. Despite the obvious presence of the value component in composition of these disciplines (notably, presence not only as the object of cognition, but also as the scholar’s own value position), the are usually qualified in the philosophical-methodological literature as the branches of knowledge, specific sciences (compared with other sciences). The article gives a different interpretation of the structure and functions of humanitarian disciplines. It is demonstrated that in this field have practically established the two interrelated and formally inseparable, but in essence, discordant types of intellectual activity: alongside the humanitarian sciences, which describe and explain the realities of human existence, it is also the value-normative doctrines, which suggest and rationally substantiate certain life orientations of the people. The methodological foundation lies in the non-cognitivist approach that stands for the beyond cognition specificity of the value-normative phenomena of consciousness, as well as their profound irreducibility to knowledge. This approach formed in the last several decades as the alternative to the traditional cognitivist paradigm that interprets human mentality in general as the area exclusively of the knowledge and cognition. The important practical result of discrediting of the cognitivist paradigm consists in the radical retargeting of the methodology of ethical upbringing: rejection of the traditional “educational” orientation (according to which, the values are retransmitting through the transfer of “knowledge” of good, duty, etc.; in other words, by means of moral edifications) in favor of the more efficient methods of psychological and socio-deterministic impact upon the souls of the educates.



Keywords:

Metaethics, Reductionism, Non-cognitivism , Cognitivism , Values, Knowledge, humaniora, humanities, Humanitarian sciences, Humanitarian disciplines

Библиография
1.
Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.: Московский философский фонд, 1998. 344 с.
2.
Калиниченко В.В. Науки о духе // Современная западная философия. Словарь. М.: ТОН – Остожье, 1998. 544 с.
3.
Касавин И.Т. Знание // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2001. 692 с.
4.
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 160 с.
5.
Микешина JI.A. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 622 с.
6.
Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 439 с.
7.
Михайлов И.А. Риккерт // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2001. 634 с.
8.
Патнэм Х. Разум, истина и история / Пер. с англ. М.: Праксис, 2002. 296 с.
9.
Степин В.С. Наука // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2001. 634 с.
10.
Филатов В.П. Обсуждаем статью «Знание» // Эпистемология и философия науки. Научно-теоретический журнал по общей методологии науки, теории познания и когнитивным наукам. 2004. Т. 1. № 1. 256 с.
11.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
12.
Хэар Р. Как же решать моральные вопросы рационально? // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995. 197 с.
13.
Coulter J. Twenty-Five Theses against Cognitivism // Theory, Culture and Society. 2008. Vol. 25(2). P. 19-32.
14.
Humanities // Wikipedia. (Autumn 2016 Edition). URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Humanities.
15.
Svensson F. Does Non-Cognitivism Rest on a Mistake? // Utilitas. 2007. Vol. 19 (2). P. 184-200.
16.
van Roojen M. Moral Cognitivism vs. Non-Cognitivism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. (Winter 2012 Edition). URL: http://plato.stanford.edu/archives/win2012/entries/moral-cognitivism.
17.
Watson R., Coulter J. The Debate over Cognitivism // Theory, Culture and Society. 2008. Vol. 25 (2). P. 1-17
References (transliterated)
1.
Agatstsi E. Moral'noe izmerenie nauki i tekhniki. M.: Moskovskii filosofskii fond, 1998. 344 s.
2.
Kalinichenko V.V. Nauki o dukhe // Sovremennaya zapadnaya filosofiya. Slovar'. M.: TON – Ostozh'e, 1998. 544 s.
3.
Kasavin I.T. Znanie // Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. T. 2. M.: Mysl', 2001. 692 s.
4.
Maksimov L.V. Kognitivizm kak paradigma gumanitarno-filosofskoi mysli. M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2003. 160 s.
5.
Mikeshina JI.A. Filosofiya poznaniya: Polemicheskie glavy. M.: Progress-Traditsiya, 2002. 622 s.
6.
Mikeshina L.A. Epistemologiya tsennostei. M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2007. 439 s.
7.
Mikhailov I.A. Rikkert // Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. T. 3. M.: Mysl', 2001. 634 s.
8.
Patnem Kh. Razum, istina i istoriya / Per. s angl. M.: Praksis, 2002. 296 s.
9.
Stepin V.S. Nauka // Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. T. 3. M.: Mysl', 2001. 634 s.
10.
Filatov V.P. Obsuzhdaem stat'yu «Znanie» // Epistemologiya i filosofiya nauki. Nauchno-teoreticheskii zhurnal po obshchei metodologii nauki, teorii poznaniya i kognitivnym naukam. 2004. T. 1. № 1. 256 s.
11.
Khabermas Yu. Moral'noe soznanie i kommunikativnoe deistvie / Per. s nem. SPb.: Nauka, 2001. 380 s.
12.
Khear R. Kak zhe reshat' moral'nye voprosy ratsional'no? // Moral' i ratsional'nost'. M.: IFRAN, 1995. 197 s.
13.
Coulter J. Twenty-Five Theses against Cognitivism // Theory, Culture and Society. 2008. Vol. 25(2). P. 19-32.
14.
Humanities // Wikipedia. (Autumn 2016 Edition). URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Humanities.
15.
Svensson F. Does Non-Cognitivism Rest on a Mistake? // Utilitas. 2007. Vol. 19 (2). P. 184-200.
16.
van Roojen M. Moral Cognitivism vs. Non-Cognitivism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. (Winter 2012 Edition). URL: http://plato.stanford.edu/archives/win2012/entries/moral-cognitivism.
17.
Watson R., Coulter J. The Debate over Cognitivism // Theory, Culture and Society. 2008. Vol. 25 (2). P. 1-17
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"