Статья 'Проституция как форма социальной девиации' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Проституция как форма социальной девиации

Болтаевский Андрей Андреевич

кандидат исторических наук

доцент, Международный славянский институт

129085, Россия, г. Москва, ул. Годовикова, 9, строение 25

Boltaevskii Andrei Andreevich

PhD in History

associate professor of the Department of Philosophical and Socio-Humanitarian Disciplines at Moscow State University of Food Production

129085, Russia, g. Moscow, ul. Godovikova, 9, stroenie 25

boltaev83@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0158.2014.6.12269

Дата направления статьи в редакцию:

30-06-2014


Дата публикации:

14-07-2014


Аннотация: В переходные периоды в обществе наблюдается аномия, увеличиваются социальные девиации и, следовательно, интерес к ним. Достаточно вспомнить перестроечную эпоху конца 1980-х гг. с резко возросшим вниманием к ранее почти закрытым темам наркомании, пьянства и алкоголизма, сексуальных отклонений, в том числе проституции. Последняя представляет особый интерес в виду не только достаточно большого распространения в современной России, но и вследствие продолжающихся дискуссий по вопросу ее возможной легализации. В данной статье предпринята попытка проследить эволюцию взглядов на проституцию и «дам полусвета», чтобы выяснить, как развивалось и в какую сторону будет эволюционировать данное явление. Автор рассматривает развитие проституции на основе многочисленных источников и исследований как отечественных, так и зарубежных публицистов и ученых. Современное общество, в том числе посредством массовой культуры, ставит ложные цели перед человеком, пожиная в дальнейшее плоды этого в виде различных социальных аномалий. Наличие национальной идеи, которая заполнит духовные пустоты, возродит нравственность и в результате вновь перечеркнет выгоды от данной деятельности ее недостатками, является, наряду с улучшением социально-экономических условий жизни населения, важнейшим средством сокращения числа проституток.


Ключевые слова:

Общественная безопасность, социальная аномия, социальные девиации, нравственность, проституция, власть, женщина, массовая культура, регламентация, запретительство

Abstract: During the periods of transitio the society demonstrates anomia, social deviations and, therefore, growing interest towards these issues. It suffices to recall the Perestroika era of the late 1980th with its sharply increased attention to previously forbidden topics such as drug addiction, alcoholism and sexual deviations including prostitution. The latter is of special interest not only because prostitution is a widely spread phenomenon in modern Russia but also because there are ongoing discussions about whether prostitution should be legalized. The author of the present research article makes an attempt to trace back the development of views on prostitution and 'demi-mondaines' in order to predict what direction the further development of the phenomenon may take. The author is viewing the development of the prostitution phenomenon on the basis of numerous sources and researches of both Russian and foreign essay writers and scientists. According to the author, modern society sets false targets before an individual by the means of popular culture and others and therefore 'reaps the fruits' of it in a form of various social anomalies. The national idea which will fill in the spiritual gaps, revive morals and as a result cross cross out benefits from this activity along with improvement of social and economic living conditions of the population should be most important means of reducing the number of prostitutes.


Keywords:

woman, authority, prostitution, good morals, social deviation, social anomia, social security, popular culture, regulation, prohibition

Введение

Известно, что в переходные периоды в обществе наблюдается аномия, увеличиваются социальные девиации и, следовательно, интерес к ним. Достаточно вспомнить перестроечную эпоху конца 1980-х гг. с резко возросшим вниманием к ранее почти закрытым темам наркомании, пьянства и алкоголизма, сексуальных отклонений, в том числе проституции [1]. Последняя представляет особый интерес в виду не только достаточно большого распространения в современной России [2], но и вследствие продолжающихся дискуссий по вопросу ее возможной легализации [3].

В. В. Маяковский мечтал:

Потомки,

словарей проверьте поплавки:

из Леты

выплывут

остатки слов таких,

как «проституция»,

«туберкулез»,

«блокада».

Однако XX в. оказался на удивление разноплановым: от указания на искоренение проституции в конце 1930-х гг. [4] до 1987 г., когда в КОАП РСФСР вновь появилась статья, предусматривающее наказание за данное деяние, что, по сути, предполагало официальное признание существования этой социальной девиации в нашей стране [5].

1990-е гг. были отмечены всеобщей коммерциализацией секса, что привело не только к увеличению числа венерических заболеваний, но и психологическим изменениям в сознании целого ряда женщин [6]: по некоторым оценкам, свыше 60 % россиянок воспринимают свое тело как источник материальных благ [7]. По некоторым оценкам, в секторе секс-услуг и развлечений за границей работает около 300 – 400 тыс. российских женщин [8].

В последние годы в связи с усилившимся в нашу страну притоком мигрантов встала и еще одна проблема, которую озвучила глава УФМС по Санкт-Петербургу Е. В. Дунаева: «В социальную адаптацию помимо того, что уже должно входить – обеспечение надлежащих условий для проживания, жилья, работы с достойной зарплатой, медицинских услуг, должны входить и вопросы такого характера как «где взрослые люди должны реализовывать свои потребности», сложно даже сформулировать этот пункт, но он имеет место быть» [9]. Фактически чиновник рассуждает о легализации проституции, пускай пока только на уровне отдельно взятого региона. А в конце 2013 г. появилась информация, что в Министерстве по развитию Дальнего Востока РФ в целях оживления социально-экономического положения данного региона рассматривался проект либерализации сферы развлечений, в том числе возможность открытия публичных домов [10].

В настоящей статье мы проследим эволюцию взглядов на проституцию и «дам полусвета», чтобы выяснить, как развивалось и в какую сторону будет эволюционировать данное явление.

Эволюция взглядов на проституцию и

Начать надо с того, что отказ от материнского права и переход к патриархальной семье, по мнению ряда исследователей, привел женщину в состояние простого орудия деторождения [11]. С этого времени внебрачные и добрачные половые связи женщин всегда наказывались значительно строже, чем подобные явления у мужчин [12].

Любопытное предание о неверной жене дошло до нас из Древнего Египта. Египтянин Бата был женат на самой красивой девушке. На его беду, однажды прядь ее волос, зацепившись за ветку, упала в воду и была принесена волнами к дворцу фараона, который влюбился в красавицу и сделал жену Бата своей наложницей. Бата решил отомстить изменнице и превратился в быка, которого продали фараону. Хитрая наложница узнала своего мужа и упросила фараона убить его, но на месте казни упали капли крови, из которых потом выросли два дерева. Женщина приказала срубить их, но одна из щепок попала ей в рот, она забеременела и родила Бату в образе ребенка. Фараон, естественно, принял его за своего сына, завещав престол. После его смерти Бата казнил жену и стал править Египтом [13].

Это тот образ, который рождается в головах напуганных мужчин: «Итак, женщины коварны, злокозненны, продажны. Они используют секс, как средство для достижения своих целей. Но что свидетельствует об этом? Мифы, рассказанные мужчинами. Мифы, полные страха перед женской сексуальностью и проявлениями свободной воли» [14]. Отсюда вытекало и дальнейшее умозаключение: «Из всех азартных игр женитьба самая азартная» [15].

Принудительный моногамный брак, основная цель которого было рождение детей, и большая половая свобода мужчин вызвали появление публичных домов, тем более что античные законы допускали месть за соблазнение матери, сестры, дочери, жены. Император Октавиан Август даже издал указ, который грозил конфискацией имущества, телесным наказанием и даже изгнанием не только за супружескую измену, но и за половые отношения с незамужними женщинами [16].

В нашей стране организованная проституция долгое время практически отсутствовала [17], если не брать во внимание блуд с целью получения материальных или иных выгод [18], а так же сохранившиеся вплоть до середины XIX в. пережитки религиозной и семейной проституции: «На севере России хозяин, отдавая в наем квартиру, предлагает своему жильцу и свою супругу или дочь, увеличивая, разумеется, при этом и квартирную плату» [19].

Только в петровскую эпоху, когда приходят новые веяния, вызванные и пристрастиями приехавших на заработки в начале XVIII в. европейцев [20], начинают становление подпольные бордели [21]. При Екатерине II была создана специальная комиссия, «разыскивающая гулящих женщин, как русских, так и иноземок» [22]. В 1800 г. Павел I распорядился «развратных женщин, какие есть и впредь сказываться будут в обеих столицах, отсылать прямо на Иркутские фабрики» [23]. О том, что проституция стала известным ремеслом показывает следующий случай: в 1807 г. по Московской губернии прошел слух, что «будет непременно набор девок [курсив мой. – А. Б.]. Крестьяне до того были убеждены в справедливости этого слуха, что почти всех дочерей повыдали замуж за кого попало и большей частью преждевременно» [24].

Бурный рост городов в XIX в. привел к резкому увеличению данного явления на улицах крупных европейских городов [25]: «Любовь стала таким же предметом торга, как и платье» [26] .

Здесь вновь уместно вспомнить слова поэта:

Но очень трудно

В Париже

женщине,

если

женщина

не продается,

а служит.

Исследователь С. С. Шашков отмечал: «По всей Европе раскинута обширная и хорошо организованная система коммерции разврата, с многочисленными агентами, с множеством интриг, хитростью, уловок, даже с газетными объявлениями о покупке и продаже женского тела» [27]. Вербовкой новых кадров нередко занимались состарившиеся проститутки, являясь серьезным источником развращения девушек [28]. В группу риска в первую очередь входили горничные, официантки, портнихи: медицинское общество в Нанси в качестве одной из мер для борьбы с проституцией даже предложило убрать из трактиров прислугу женского пола [29].

Получила массовое распространение детская проституция, зачастую начинавшаяся с домашнего насилия, а в дальнейшем и с прямого принуждения родителями или другими близкими родственниками детей к оказанию интимных услуг за деньги [30]: например, в Лондоне действовали публичные дома, где не держали девочек старше 14 лет [31]. На Хитровском рынке в Москве не редкость были десятилетние проститутки [32].

Главная причина пополнения рядов «падших женщин» была одна: страшная нужда, из-за которой в борделях оказывались совсем невинные девушки [33]. Впрочем, некоторые девушки были убеждены, что «быть проституткой не представляет ничего постыдного, что это только один из тех способов, которыми судьба и социальные условия предоставили женщине зарабатывать себе пропитание…» [34] С конца позапрошлого века начинает формироваться и рынок мужской проституции в России, когда гомосексуализм получил распространение даже среди императорского двора [35].

Угроза распространения венерических заболеваний вызвала медицинскую, а затем и правовую регламентацию проституции [36] (в нашей стране – с 1843 г., когда были созданы врачебно-полицейских комитеты (ВПК). Основной их задачей должны были стать розыск и привлечение к надзору женщин, занимающихся развратом, а так же наблюдать за их явками на медицинские осмотры [37]. Впрочем, свое окончательное устройство ВПК получили только в 1856 г. [38]

«В России всегда оправдывают преступников, – их называют несчастными», – так говорили французы в конце XIX в. [39] Возможно вследствие этого, в российском обществе к проституткам относились как к жертвам, достаточно вспомнить Софью Мармеладову из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Даже сами члены ВПК предостерегали будущих «дам полусвета»: «С этой дороги уже не бывает возврата» [40]. В. В. Воронский отмечал: «Образ проститутки как бы впитал в себя все несправедливости, все обиды, все насилия, совершенные в течение веков над человеческой личностью, и встал своего рода святыней» [41].

21 – 25 апреля 1910 г. в Санкт-Петербурге прошел первый всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами. Одна из его идейных вдохновительниц, М. И. Покровская указывала: «Торговля женщинами, дома терпимости и регламентация проституток является попранием юридических прав человека и существующих законов, но юристы проявляют к этому поразительное равнодушие» [42]. Несмотря на деятельность активистов, система регламентации была отменена только после Февральской революции 1917 г.

НЭП вновь увеличил число «падших женщин», а на советские экраны в 1926 г. вышел даже художественный фильм, посвященный этой теме [43]. Как уже отмечалось, новый всплеск интереса к данной сфере в нашей стране отмечается с конца 1980-х гг.

Споры о причинах и способах борьбы с проституцией в современной России

«Хотите никогда не иметь семьи – идите в проститутки.

Хотите никогда не иметь детей – идите в проститутки.

Хотите стать старухой в 20 лет – идите в проститутки.

Хотите заболеть сифилисом, СПИДом (всего 18 венерических заболеваний) – идите в проститутки.

Хотите, чтобы над вами издевались – идите в проститутки» [44].

Однако, несмотря на эти предостережения, приток новеньких в данный промысел не уменьшается, тем более что средний срок занятости в этой сфере обычно составляет один год. Дело в том, что проституция, являясь неквалифицированным трудом, в то же время оплачивается заметно лучше, чем другая занятость при данном отсутствии специальной квалификации [45]: это и обуславливает наличие постоянного кадрового резервуара.

Проституция практически неотделима от порнографии: примерно 38 % проституток использовались в порнографии в возрасте до 16 лет. Одна из активисток указывает: «Странно, но акты проституции перед камерой считаются более приемлемыми, чем акты за закрытыми дверями. Эти женщины не изображают и не симулируют половые акты. Их действительно насилуют» [46]. Можно отметить, что первым случаем применения цензуры в Интернете в западных странах была блокировка в 2004 г. British telecom сайтов, где размещалась детская порнография [47].

Современная проституция в России представлена, как и сто лет назад, разными категориями и рассчитана практические на все социальные слои. Даже популярные сауны имеют прообраз в виде банной проституции начала прошлого века: в ту пору в некоторых банях служитель задавал вопрос, желает посетитель блондинку или брюнетку, какого возраста и за какую плату? [48] Как до революции и в годы НЭПа, так и в эпоху Перестройки проститутки элитного класса располагались в гостиницах [49].

Можно отметить, что за последние двадцать лет в связи с развитием Интернета появилась своеобразная субкультура лиц, пользующихся проститутками, которые оставляют в сети свои комментарии, делают отзывы и т. д. В крупных городах выделяют следующие категории проституток: элитные, в том числе лица, занимающиеся эскорт-услугами; так называемые индивидуалки («инди»), не связанные с сутенерами (могут работать как на съемных квартирах, так и в гостиничных номерах); салонные; уличные (работающие в ночное время на трассах); вокзальные (обычно самые опустившиеся). Другая классификация делит данных лиц на тех, кто может совершать выезд к клиенту, и тех, кто не предоставляет данную услугу и работает только на дому.

В то же время лица, занимающиеся проституцией, представляют угрозу для общества не только в сфере нравственности: до 80 % работниц секс-индустрии систематически употребляют алкоголь, наркотические вещества, в основном с целью снятия психологического напряжения при интимных отношениях с клиентами [50]; около 25 % проституток за время работы трижды прибегали к аборту [51]. Кроме того, в данный промысел зачастую попадают «наиболее красивые, физически здоровые…девушки, которые уже никогда не станут хорошими мамами для своих детей, а некоторые просто не смогут их иметь» [52]. Таким образом, занятие проституцией приводит к нарушению генофонда нации, что напрямую угрожает национальной безопасности.

Однако сложность состоит в том, что современная массовая культура, тиражируемая на страницах молодежных журналов, на экранах телевидения, формирует образ успешной женщины, добившейся этого посредством своего тела (стоит упомянуть хотя бы детские конкурсы красоты, участие в которых оставляет тяжелый след на психике ребенка).

Таким образом, современное общество ставит ложные цели перед человеком, пожиная в дальнейшее плоды этого в виде различных социальных аномалий. Наличие национальной идеи, которая заполнит духовные пустоты, возродит нравственность и в результате вновь перечеркнет выгоды от данной деятельности ее недостатками, является, наряду с улучшением социально-экономических условий жизни населения, важнейшим средством сокращения числа проституток. Между прочим, еще в годы Первой мировой войны епископ Уфимский Андрей отметил: «Нас не уважают и не любят потому, что мы слабы; а слабы мы потому, что среди нас, можно сказать убит дух общественности, общности интересов. Основной догмат нашего среднего русского человека в общественной жизни: «не мое дело» [53]. Общность интересов, действий в рамках национальной идеи может способствовать развитию высоконравственных идеалов.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.