Статья 'Межличностный филеогенез' - журнал 'Философская мысль' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:

Межличностный филеогенез

Бырдин Василий Михайлович

кандидат физико-математических наук

старший научный сотрудник, Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН

119334, Россия, г. Москва, ул. Ляпунова, дом 3, к-с 5

Byrdin Vasilyi Mikhailovich

PhD in Physics and Mathematics

senior research assistant at Institute for Machine Science named after A.A.Blagonravov of the Russian Academy of Sciences

Russia, 101990, Moscow, per. Maliy Kharitonievsky, d. 4, Institute for Machine Science named after A.A.Blagonravov of the Russian Academy of Sciences

V_M_Byrdin@mail.ru

DOI:

10.7256/2306-0174.2014.6.12168

Дата направления статьи в редакцию:

04-07-2014


Дата публикации:

18-07-2014


Аннотация: Предложена концепция межличностного рождения и развития половой любви. В целом в генезисе любви выделяются межличностный, онтогенетический и социокультурный субгенезы. Любовь аксиомируется как аттракция и положительное чувство духовной, эстетической и сексуальной природы. Онтогенетические корни порождают распредмеченную любовь, филеопотенциал человека (от греч. phileo – любить). Базис этих корней – психосексуальная зрелость. Существенны и определяющи духовно-эстетические компоненты филеопотенциала развитой личности, связанные с её социально-психологической сферой и вторичные исходно. Межличностный филеогенез заключается в опредмечивании любви вследствие встречи, общения и взаимоотношений диады. Установлен примат психологического фактора в опредмечивании любви, особенно в ответном и обоюдном филеогенезе. Эстетическое влечение закономерно опережает духовное (явление эстетического опережения), его ультра-феномен – любовь с первого взгляда («гений чистой красоты» – у Пушкина, стрелы Амура – в религии, и т.п.). В обоюдном филеогенезе существенны: 1) равенство филеопотенциалов; 2) соответствие эстетических взаимооценок; 3) обоюдная адекватность персонифицированному стереотипу и индивидуальному представлению о любви. Предложена схема типичного филеогенеза. За рождение любви принято начало отношения к индивиду как объекту любви в бессознательном, эмоциональном, познавательном и поведенческом аспектах. Изучается альтернативность (проблема выбора) в любви. Обсуждаются бессознательные механизмы в альтернативности и в филеогенезе. Рассмотрены филео-апперцепция и –катарсис и их связь с альтернативностью. Доказана необратимость зрелой, высоконравственной любви (собственно и обладающей филеонимическим правом) и её этико-психологическая значимость, составляющие основу высокоразвитого брака и семьи.


Ключевые слова:

Генезис половой любви, распредмеченный филеопотенциал, опредмечивание любви, эстетическое опережение, примат духовно-психологического, филео-апперцепция и –катарсис, альтернативность (выбор), бессознательное, высоконравственная необратимость, филео- и межсубъекто-генез, этапы развития любви

УДК:

316.6+392.6+176

Abstract: The concept of the interpersonal birth and development of sexual love is offered. As a whole in genesis of love interpersonal, ontogenetic and sociocultural subgenesis is allocated. Love is naturally viewed as the attraction and positive feeling of the spiritual, esthetic and sexual nature. Ontogenetic roots generate the objectless love or a so-called philopotential of a person (from a Greek 'phileo' which means 'love'). The basis of these roots is a psychosexual maturity. Spiritual and esthetic components of the philopotential of a mature personality are also important. Interpersonal philogenesis is the proces of objectification of love as a result of a meeting, communication and relationship of a diad. The supremacy of a psychological factor in the objectification of love, especially in reciprocal and mutual philogenesis is established. The esthetic inclination naturally advances spiritual (the phenomenon of an esthetic advancing), its ultra - a phenomenon – love at first sight ("the genius of pure beauty" – at Pushkin, an arrow of Cupid – in religion, etc.) . In mutual philogenesis the following factors are essential: 1) equality of philopotentials; 2) compliance of esthetic mutually estimates; 3) mutual adequacy to the personified stereotype and individual idea of love. The scheme of a typical philogenesis is offered. For the birth of love the beginning of the relation to the individual as to object of love in unconscious, emotional, informative and behavioural aspects is accepted. Alternativeness (choice problem) in love is studied. Unconscious mechanisms in alternativeness and in philogenesis are discussed. The author also views the  phileo-appertception and phileo-catharsis and their communication with alternativeness. Non-reversability of mature,  moral love and its ethic and psychological importance, making a basis of advanced marriage and family is proved.


Keywords:

stages of the development of love, philo- and interpersonality genesis, moral non-reversibility, supremacy of spiritual and psychological factors, phileo-apperception and phyleo-catharsis, alternative (choice), unconscious, esthetic anticipation, objectification of love, objectless philopotential, Genesis of sexual love

Содержание

Эпигрфы

1. Вступление и дефиниция любви

2. Онтогенетические корни любви и распредмеченный филеопотенциал личности

3. Межличностный филеогенез

4. Стадии межличностной любви

5. Соотношение филеогенеза и межсубъектогенеза

6. Альтернативная компонента и необратимость любви

7. О бессознательном в филеогенезе

8. Замечание об открытых проблемах любви

9. Заключение

Примечания (1-9 по пунктам и 10-ое к статье)

Библиография

Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как цветы, как жизнь человеческая. У нее своя роскошная весна…

– В. Белинский

И Бог есть любовь. … И любовь есть совокупность совершенства. …Так будем же совершенны, как совершенен Отец наш Небесный. …

– Новый Завет

1. Вступление и дефиниция любви

В генезисе половой любви выделим три компонента: социокультурный, онтогенетический и межличностный (т.е. между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой). Имея ввиду определенную их взаимосвязь, оставим первый вне данного нашего анализа (см. примечание 1) и основное внимание уделим межличностному субгенезу.

Довольно «прозрачна» разница в терминах «межличностный» и «междуиндивидный»: второй охватывает и физиологическое, и физическое взаимодействие между полами, а первый подчеркивает духовное, нравственно-эстетическое начало отношений. Филеогенез же (от греч. Phileo – любить, см. также [55, ч. 1, с. 44]),

Филеогенезэто генезис любви, её зарождение, развитие и созревание.

Отсутствие общепринятой дефиниции половой любви делает необходимым постулировать её, по крайней мере, для рамок данной работы следующим положением.

Половая любовь –это аттракция (установка) и положительное чувство сексуальной, эстетической и духовной природы.

Т.е. 3Х2 компонента (три переплетённых воедино компоненты, пронизывающих две полусферы) по сравнению с обычным психосексуальным, билатеральным ее пониманием (см. примеч. 2).

ПРИМЕЧАНИЯ к п. 1.

1) Известны транскультурные исторические исследований социологии любви С.С. Аверинцева, Р.Г. Апресяна, И.С. Кона, А.Г. Харчева.

2) Отметим, что эстетическую компоненту любви выделял ещё Юм. Из понятия любви, ассоциируемой с широким спектром высоких чувств, мы исключаем эмоции и страсти, присущие примитивным сексуальным отношениям. И проводим здесь грань, хотя широкую, но всё же грань между любовью и сексуальностью.

2. Онтогенетические корни любви и распредмеченный филеопотенциал личности

Триединая сущность любви определяет её генезис. Т.о., первая его предпосылка – половая зрелость. Эта потенция активирует потребность в любви, тем более при отсутствии половой связи. (Возможно и наоборот, обострение любовной потребности при отчужденных половых отношениях; такой “обратный” феномен вероятнее для женщин, как более интрацептивных (“чувствительных”) натур, и он является одной из причин адюльтера, измены).

Половозрелость обуславливает способность и потребность к любви вообще, распред-меченно. Ее предметами могут быть самые разнообразные и сменяющиеся объекты: грезы, эротические фантазии, атрибутика снов, случайные лица, кумиры и др.

Наряду с биологической основой распредмеченной любви, в её генезисе имеют существен-ное значение и психологические факторы. Это психосексуальная идентификация, социальный стереотип любви и индивидуальное представление о ней, потребность в эмоциональном тепле и контакте и потребность в дружбе (см. примеч. 3), влияние эталонной группы, нравственно-эстетическая зрелость и уровень культуры личности. Психологические корни распредмеченной любвинепосредственно выступают как онтогенетические. Однако опосредовано, как результат социализации, они примыкают к социальному институту любви. С другой стороны, предполагается врожденность потребности в эмоциональной привязанности и др. коммуникативных зачатков [16, 26]. И в этом ракурсе психологические корни замыкаются также и на биогенную базу.

Таким образом, онтогенетические предпосылки любви личности проявляют единство биоло-гического и социального, как и вообще все человеческое в индивиде.

Если уже по биологическому фактору различаются индивиды одного пола и одного возраста (половыми конституциями), то по психологическому – существует колоссальная дифференциация. В частности, в рамках некоторого селективного критерия выделяются индивиды, не способные к любви. Не удовлетворил бы известному критерию «фрейдовский тип» личности. Потенциал распредмеченной любви составляет одну из важнейших характеристик личности. Так по данным социологического исследования [19] в жизненные планы большинства молодежи входят пункты: “встретить любимого (-ую)”, “создать семью” – причем 3/4 опрошенных лиц ставят эти намерения на первое по значимости место. Очевидно, такое положение свойственно и зрелым одиноким людям, разведенной части взрослого населения и, хотя и в меньшей мере, овдовевшим пожилым людям. Затронутый дифференциальный аспект распредмеченной любви, наряду с разнополовым и возрастным, существенны как для разработки проблемы любви в целом, так и для практики действенного воспитания. В приложении к юношеской психологии этот вопрос рассмотрен в [18]. Межполовая, гендерная дифференциация исследуется в [7, 17, 30] и во множестве др. работах последних десятилетий.

В зоопсихологии установлено [16, 26], что половозрелость невозможна без социализации. Это тем более правомерно для человека. Недаром половое созревание связывается с биологическим и необходимым минимумом социального в человеке. Следовательно, рассмотренные выше изолированно биологические корни и низший уровень социально-психологических, как противоположные стороны неразрывно сплетены в целое – в психосексуальную зрелость, с акцентом на половозрелости. Однако,

потенциал распредмеченной любви в значительной степени превосходит психосексуальную потенцию,

также, как акт совокупления не сравним с грандиозной феноменологией человеческой любви. Необходимо также иметь ввиду и терминологический разброс, например, в [18] под психосексуальным понимается весь спектр отношений от половых до высоко-любовных.

Распредмеченная любовь, с методологической точки зрения (транс-категорийно), примыкает к установке (к бессознательному), к аттитюду и к опредмечиванию. Что открывает определенные возможности исследования.

Таким образом, онтогенетический аспект филеогенеза кратко характеризуется как генезис потенциала распредмеченной любви индивида, как зарождение и созревание его филеопотенциала.

ПРИМЕЧАНИЕ к п. 2.

3) Интегральная потребность в дружбе имеет множество психологических составляющих [16, с. 112]. В силу частичного единства дружбы и любви, необходимо распространение результатов из смежных, более разработанных областей. Однако генезис дружбы, насколько нам известно, в межличностном и онтогенетическом планах до последнего времени специально не рассматривался. Например, в указанной книге исследуются социокультурный (с. 15) и возрастной (с. 144) генезис социального института дружбы.

3. Межличностный филеогенез

Процесс опредмечивания любви вследствие общения и взаимоотношений мужчины и жен-щины (юноши и девушки) составляет сущность межличностного филеогенеза.

Опредмечивание любви – односторонний личностный процесс и феномен, хотя и предпола-гающий вторую сторону взаимодействия, свой объект. Связанные с асимметричностью взаимодействия, односторонняя, обоюдная и безответная любовь сводится к опредмечиванию и, конечно, имеют свою специфику.

Примат психологического фактора. Если в распредмеченном филеогенезе стержневое положение занимает сексуальность, то в опредмечивании любви на первый план выступает психологический фактор. Именно в этой связи будет верно говорить о межличностной любви, а не о межиндивидной. От знакомства и первой встречи и до первой телесной генитальной близости (поцелуи и ласки) субгенез эстетического и духовного влечений определяют становление любви. А психологическая близость и интимность отношений предшествуют и обуславливают развитие половой связи.

Эстетическое опережение. Другой особенностью опредмечивания любви является хроно-логическое (временнóе) опережение духовной компоненты эстетической. В отличие от вышепринятого, здесь эстетическое в узком смысле, как прекрасное во внешности. Человек может понравится другому или нет в первые же минуты знакомства. И это детерминирует развитие или угнетение дальнейшего общения. В условиях выбора партнера из группы незнакомых лиц, например, на танцах, опережение эстетического влечения является законом. Английский лонгитюдный эксперимент о выборе друзей в группе студентов – первокурсников (20 юношей и 20 девушек) [16, с. 139] также установил первичную ориентацию на внешние, поверхностные данные и последующий перевес на глубинные свойства личности. Высота потенциала распредмеченной любви и условия первого общения, возможно и невербального, а только визуального и одностороннего, могут положить начало филеогенезу. Причем, если страстность чувства достигает одного из своих апогеев, то можно говорить о любви c первого взгляда.

Эстетическое опережение объясняется соотношением созерцательного и когнитивного ас-пектов межличностного сближения. Акт знакомства предполагает нуль информации друг о друге и рождение первого впечатления. Внешние данные индивида мгновенно отражаются и оцениваются на бессознательном и эмоциональном уровнях. Духовное же влечение базируется на познании внутреннего мира личности начинающегося с содержательного и существенного в первом впечатлении и имманентно являющегося длительным. В ракурсе эстетического опережения нельзя согласиться с тезисом, что “любовь начинается словом” (М. Пришвин, а вслед за ним и Л. Голованов [11, с. 4]). Скорее: любовь начинается со взгляда, но закрепляется словом (примат духовности). (Напротив же, социальный институт любви, пожалуй, преимущественно определяется духовной культурой).

Обоюдный филеогенез – не простая двусторонность опредмечивания, а, прежде всего, диалектика субъект-субъектного взаимодействия и отношений.

Для зарождения обоюдной любви важны три обстоятельства: равенство филеопотенциалов, соответствие эстетических взаимооценок, как основ эмоциональных и бессознательных конъюнктивов, и, в-третьих, взаимная адекватность первого впечатления и последующего образа персонифицированному стереотипу и индивидуальному представлению о любимом человеке.

Однако обычно имеет место асимметричное соотношение указанных компонент, приводящее к монофилеогенезу с последующей безответностью или взаимностью, в большей или меньшей мере. Затянувшаяся односторонность классифицируется нами как навязчивое состояние, подлежащее коррекции или патопсихологии (известно: «время лечит», время, чудеса молитвы или врач). Методически общим и психологически валидным является гетерохронный процесс опредмечивания любви на базе стадиально развивающихся общения и отношений.

4. Стадии межличностной любви

Литература и искусство, жизненные ситуации и результаты социологических исследований дают множество сюжетов развития любви. (См. примеч. 4). Очевидно, создание единой, универсальной и достаточно подробной модели этого феномена невозможно, как и вывода исчерпывающей формулы счастья, любви и дружбы. Вместе с тем представляется необходимым разработка достаточно типичных моделей. Рассмотрим следующий стадиальный вариант.

Стадиальный подход к модели филеогенеза ставит вопрос о широте охвата любовных отно-шений. Вообще говоря, конечным пунктом генезиса должно быть принято прекращение межличностных отношений (смерть супруга, развод, многолетняя разлука) или утрата чувств. Другими вехами могут служить: заключение брака, регулярная половая связь, рождение ребенка. Для односторонней любви – ответный субгенез; для безответной – утрата чувств. Рождение же любви связывается с актом знакомства, с развертыванием общения, с первым свиданием и др. Таким образом, в широком смысле филеогенеза следует рассматривать отношения от знакомства до абсолютного их прекращения. В узком же – достаточно остановиться на переходе межличностных отношений в любовные или на одном из рубежей становящейся любви. Ограничимся стадией рождения ребенка, поскольку в брачно-семейных отношениях помимо любовных выступают и другие существенные взаимоотношения.

В межличностном филеогенезе и определяющем его генезисе диадного общения, интерак-ций и отношений (кратко: межличностный генезис или межсубъектогенез) вычленим следующие основные элементы. Знакомство и вербально-визуальное общение I-ой встречи (обозначим ZVO). I-ое впечатление (PV). Развитие общения (RO). I-ое интимное общение («первое свидание»; PS). Развитие интимности (RJ). I-ая половая близость (PPB). Регуляризация половых отношений (RPO). Зачатие и рождение ребенка (ZRR). Установившиеся отношения n-го этапа (UOn, n=1,2,…). Хронологическая последовательность этих элементов определяется критерием типичности модели филеогенеза. В советские, 1970-ые гг. в более чем 75% заключение брака и начало семейной жизни предшествовало зачатию и рождению первого ребенка [12, с. 103]. Во многих случаях имеет место добрачная половая связь [8,c.382; 22; 31,c.193; 32,c.79]. Чаще всего она довершает уже сложивши-еся дружеские, интимные отношения [11,c.140; 23]. (Заметим, что этот факт служит экспериментальным подтверждением психологического примата (см. п. 3)). Преобладающая из частей (40%) знакомств, вылившихся в супружеские союзы, происходит в условиях совместной деятельности (производство, учеба) [31, с. 215]. Эти данные, впрочем как и житейский опыт позволяют нам предложить, в качестве одной из типичных, следующую схему – см. фиг. 1.

Он →


С

Об-во →

SO →

→ ↓ →

→ ↓ →

→ ↓ →

→ ↓ →

Е

Она →

→ ­↑

М

SJ

→ ↕ →

Ь

SSB

→ ↕ →

ZRR

→ ↑ →

Я

SO: ZVO → PV → A1 → RO → RO1

SJ: PS → Al → RJ → RO2

SSB: PPB → Al → RPO → RO3

ROK: AlJ → UOK → AlJ+1

Фиг. 1. Схема этапов типичного межличностного филеогенеза. SO – становление общения и отношений, SJ – становление интимности, SSB – становление половой близости, ZRR – зачатие и рождение ребенка. Их элементы ZVO, PV, PS и др. (Об-во – общество)

В нашей модели три уровня (и стадии) отношений, которые дроблением связаны с перечисленными выше элементами: ZVO, PV и др. Первая интеракция на всех этапах выделяется в самостоятельный блок. Что связано, во-первых, с тем, что новое, первое, необычное занимает ведущее место в человеческой перцепции [6; 33,с.44]. Вследствие чего, например, первое впечатление составляет целое направление в психологии общения и уже представляет психологическую категорию. Во-вторых, первые элементы открывают новый уровень отношений. В нашей схеме 4-е таких элемента. Три поведенческих ZVO, PS и PPB, и один внутренний перцептивный – PV. На каждой стадии за первым событием следует развитие зародившегося взаимодействия (элементы RO, RJ и RPO) и фаза установившихся отношений – блок UOК (нового отношения в совокупности с предшествующими). Повсеместным в модели является альтернативный элемент AlJ, т. е. выбор между отказом и продолжением любовных отношений (см. п. 6).

ПРИМЕЧАНИЕ к п. 4.

4) Художественная антология любви поистине неисчерпаема. Можно полагать, что во многовековой истории мировой культуры наравне с Homosapiens-social развивался и Homo phileo. В литературе, киноискусстве, музыке, театре, балете, живописи, во всех видах искусства, как и в народном творчестве и обиходе тема любви занимает привилегированное положение. Социальная психология располагает здесь обширнейшим материалом, в котором необходимо «заметить» и «объяснить» (с известной долей осторожности (см., например, [28, § VI. 6])). В процессе объяснения используются методы специальных наук: психологии, социологии, сексологии, физиологии и др. Нельзя не согласиться с обобщающим положением философского метода над этим стыком наук [9, 17Б]. Однако и филеогенез, и проблема любви в целом предметны, прежде всего, социальной психологии. И филеопсихология наряду с психологией дружбы уже составляют активно разрабатываемые разделы психологии малых групп, общения и отношений [3,15,16,21,28 и др.]. (См. также прим. 10, в конце статьи, о научных публикациях по тематике любви и др.).

5. Соотношение филеогенеза и межсубъектогенеза

Уместен вопрос о рождении любви и взаимосвязи филеогинеза с межличностным взаимодей-ствием. «Точка ветвления» корней распредмеченной любви в компоненты зарождающейся межлич-ностной следует во времена за началом общения либо же, в случае люб-ви с первого взгляда, совпадает с ним. Зачастую одностороннее опредмечивание любви происходит на базисе уже сложившихся отношений (на производстве, в учебном коллективе и т.п.); а для ответного и обоюдного филеогенеза это – как правило. Непосредственно чувство любви даётся человеку в эмоциональной и аффективной экспрессии, в переживаниях и состояниях. Казалось бы, рождением любви следует считать хронологически первый из этих показателей. Но такие же агенты служат подкреплением распредмеченной любви на физиологическом нейрональном уровне. (И в этом диалектика единства распредмечивания–опредмечивания). Филеонимическое же право, право называться настоящею любовью, признается только за устойчивым высоким чувством к индивиду. Осознание такого моночувства тесно сплетено с актуализацией распредмеченного филеопотенциала, осуществляемой в основном по бессознательному механизму. Т. е. опредмечивание любви начинается с перехода аттракции из фиксированной в актуальную. Следовательно,

за рождение межличностной любви примем начало отношения личности к другому инди-виду как к объекту любви в бессознательном, эмоциональном, познавательном и поведенческом аспектах.

Экстремальным поведенческим актом и филеоатрибутом, следующим за рождением любви, является «объяснение в любви», широко представленное в жизни и в искусстве.

Филеогенез лишь условно и опосредовано может быть отождествлен с межсубъектогенезом. Первый уже (хотя и существует взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон общения и отношений). Но он же (филеогенез) глубже и личностно значимее, за исключением псевдолюбви, когда она служит средством. Межличностный генезис разделен как спектр ролевых взаимоотношений и социальных качеств (человек как любимый, как друг, как работник, как собеседник и т.д.). В широком смысле, актуализация филеопотенциала и опредмечивание любви происходят на базе межсубъектогенеза со стержневым положением филеогенеза.

6. Альтернативная компонента и необратимость любви

Известно, что большинство любовных союзов заканчиваются разрывом и только некая их часть переходит в брачно-семейные узы. Очевидно, выбор между продолжением, развитием и угнетением отношений является важнейшей характеристикой филеогенеза. В рассмотренной модели (пп. 4–5) альтернативный элемент пронизывает все ее уровни и стадии. Альтернативная деятельность скорее непрерывный процесс, вместе с тем она обладает рядом максимумов, где велика вероятность распада диадного филеоносителя и где происходят размолвки и ссоры или наоборот – растёт необратимость любви. Прежде всего, альтернативный блок Alкследует за элементами первых взаимодействий ZVO и PV, PS, PPB (фиг. 1). Новая информация стимулирует нравственно-эстетическую, эмпативную и когнитивную перцепцию и усвоение, в особенности непроизвольную, как на интеллектуальном (левополушарном [5, 33]), так и на бессознательном уровнях. Эта деятельность в единстве с установкой на опредмечивание, как компонентной распредмеченной любви, предопределяют филеоальтернативу. На этапах развития зародившейся интеракции и установившихся отношений, RO, RJ, RPO и UOk, альтернативное взвешивание продолжается. Проблема индивидуального выбора, уровень селективности и альтернативность остаются открытыми значительное, если не все время межличностных отношений и филеогенеза.

Таким образом, Al–блок отражает переплетение распредмеченной любви, как установки и аттитюда, и перцепции становящихся отношений. Следовательно,

альтернатива любви имеет четыре грани активности: бессознательную, эмоциональную, познавательную и поведенческую,

(также как и зарождение межличностной любви – п. 5). Три последних уже определены в психологии аттракции (проблема индивидуального выбора друга [16, c. 118] и любовная аттракция [3, 21]). Бессознательной сфере альтернативности и вообще филеогенеза автор придает большое значение (см. след. п. 7).

В плане вопроса о рождении любви (п. 5), можем полагать, что начало межличностного фи-леогенеза по сути совпадает с первым положительном исходом альтернативы («Я влюблена» – делает открытие девушка, рефлексируя свой первый альтернативный акт).

Филеоапперцепция. Восприятие, познание, а, следовательно, и альтернативность объекта любви могут быть существенно искажены в направлении идеализации объекта и, более того, ауто- и мироощущения в целом. Что и составляет суть филеокатарсиса.

Любовная апперцепция одна из самых ярких человеческих субъективностей. Причем субъ-ективность здесь зависит не столько от онтогенеза личности, сколько от её психического, любовного состояния. По-видимому, явление филеоапперцепции детерминируется страстностью чувства, имеющего глобальную и длительную корковую доминанту. Эта доминанта угнетает другие участки сознательной нервной деятельности, в том числе и адекватное всестороннее познание своего предмета. Кроме того, художественность (первосигнальность) типа высшей нервной деятельности более предрасполагает к филеоапперцепции, чем «сухая» рациональность. Наконец, мы полагаем наличие субъективно идеализированного представления о любви в структуре филеопотенциала личности. Так что механизм когнитивного диссонанса препятствует восприятию отрицательных сторон объекта, не совпадающих с представлениями распредмеченной любви, и подкрепляется боязнью запрета чувств. Абстрактность и отстраненность познания противно самой сути страстной любви, стремящейся к безмерному слиянию и цельности с объектом.

В случае филеоапперцепции альтернативная компонента заторможена, наблюдается авы-бор. Молодые люди совершают личностно и социально значимые проступки и жизненные, «судьбоносные» ошибки.

Исходя из аксиомы био- и социометрического различия людей, утверждаем, что для данного конкретного индивида существует единственное оптимальное сочетание. Другие варианты на шкале вероятности распада четы находятся правее оптимального выбора с точкой сгущения (матем.) в единице. С другой стороны хорошо известна индифферентная типология филеогенеза (брак через посредника, длительный и вынужденный авыбор, см. примеч. 5), говорящая, что большинство мужчин взаимно подходят большинству женщин. Единство персонального и индифферентного моментов зарождения любви увязывается с диалектикой её распредмечивания–опредмечивания. Однако, на последующих стадиях филеогенеза, необратимость любви и единственность любимого человека (вследствие примата духовности – п. 3) возрастают и составляют и нравственный императив любви, и, взаимно, её этико-психологические корни (ср. с дружбой [6, с. 142]).

Осознание личностью безвозвратности времени и бытия, единственности и неповторимости своей любви эквивалентно атрибуции

уникальности, несравненности, бесценности и абсолютных значимости и необратимости любви и любимого человека, а впоследствии – и брака, семьи и детей… детей, как одного из высших смыслов жизни. (см. примеч. 6)

Распад любви – один из наиболее значительных стрессов и переживаний, подобен смерти близкого, большому горю. Он подавляет и преобразует человека.

Примечания к п. 6.

5) Кроме стародавних обычаев, в наше время, как и в 20-ом веке проблема выбора супруга весьма сложна для молодёжи. «Перевелись мужчины», «петля на шею», «Чтоб не пил, не ку-рил…» и др. предрассудки и стереотипы довлеют над юными, «самостоятельными» умами.

6) Прекрасным художественным и педагогическим воплощением идеи необратимости любви служит «Песня “на бис”» Раймонда Паулса и Андрея Вознесенского.

7. О бессознательном в филеогенезе

К нему относятся психосексуальное влечение и взаимодействие, механизмы формирования эмоциональных восприятия, оценки и экспрессии, бессознательно онтогенетически усвоенная часть эстетического и морального в распредмеченной любви, бессознательные аспекты и аффективность поведения, бессознательный опыт и процесс перцепции и познания объекта любви. При первой же встрече человек может дать оценку индивиду. Причем не вербально дифференцированную, а скорее интегральную, общую: “плохой – хороший, красивый – симпатичный, нормальный” и т.п. За вычетомвербалегенной (см. примеч. 7) доли отражения, этот феномен следует признать результатом бессознательной психической деятельности. Физиологические исследования с разобщенными полушариями [2, 5, 33] выявили их функциональную асимметрию, автономность бессознательного и его синергичность с интеллек-туальным. Эволюция первосигнального отражения хронологически во много превосходят филогенез 2-й сигнальной системы. В ходе онтогенеза бессознательное восприятие общения и людей также развивается. На каждом жизненном этапе человек обладает определенным опы-том образного невербализуемого отражения действительности – бессознательной апперцеп-цией. Такая информация трудно переводится в речедвигательный центр, в левое полушарие мозга. Очевидно, поэтому многие люди зачастую немногословны о близком или давно знако-мом человеке, но знают его довольно хорошо, “вместе пуд соли съели”. Дают, как правило, альтернативный интегральный ответ: “нравится – не нравится”; “свой – чужой” и т.д. Так про-является ограниченность осознания целостного образного представления, его выход на вер-бальный уровень, а также общий недостаток психологической культуры мышления.

В межличностном филеогенезе роль неосознаваемого восприятия будет заключаться в сли-чении сенсорного образа с бессознательной апперцепцией, с определенными шаблонами человеческих и любовных образов и форм отношений, и эмоциональной и поведенческой детерминации. С этим, например, увязывается безотчетное (по интроспективному мнению участников), экстравертивное и быстрое взаимодействие диады. При этом стороны не могут дать себе отчет, почему вели себя именно таким образом. В случае любви с первого взгляда действует тот же механизм. Первый акт опредмечивания происходит на бессознательном уровне и человек испытывает страстную или смутную, безотчетную тягу к объекту (ср. с эсте-тическим опережением – п. 3).

Однако, хотя вклад бессознательного и трудно преувеличить, но не следует его и абсолю-тизировать. Во-первых, сознание и бессознательное синергичны. Так в работе [14], бессознательное анализируется как плод осознаваемой деятельности, что открывает ещё одну сторону единства и обусловленности противоположностей сознательное–бессознатель-ное. Во-вторых, по нейрофизиологии временной корковой связи, бессознательность относительна, а её граница подвижна. В опытах получена вербалегенность реакции даже на вегетативный раздражитель, нормально действующий только по дуге безусловного рефлекса, вне осознаваемого коркового представительства [2]. С другой стороны не всё вербалегенное осознается – для этого необходима адекватность вербально-кортикальной доминанты и афферентного стимула. В-третьих, общественное массовое сознание и обыденное представле-ние, как правило, предпочитают и отдают приоритет разумному.

Соотношение сенсорного и интеллектуального в познании людьми друг друга, бессознатель-ного и разумного в межличностных отношениях – одни из основных вопросов социальной психологии (см., например, [6] и др.). И определённые надежды здесь связываются с экспериментальной психофизиологией [2, 5]. Изложенные же в этом пункте "штрихи к портрету" "бессознательных механизмов любви", конечно, весьма проблематичны, впрочем, как и психология бессознательного в целом [5].

Примечание к п. 7.

7) Вербалегенное определим как осознаваемое при направлении внимания и подлежащее вербальному выражению.

8. Замечание об открытых проблемах любви

В психологии брака и семьи актуальна проблема поддержания и восстановления любви [22, 25, 27], ее регенеза. Личные драмы и трагедии могут быть столь глубоки, что наблюдается массовая утрата веры в любовь. Т.е. отрицательно закончившееся опредмечивание любви и отрицательно подкрепляемое супружество, как отнтогенетические корни распредмечивания, подавляют филеопотенциал личности. Остаются также открытыми вопросы филеозаражения, внушения, подражания и др. бессознательные аспекты, триадный согенез супружеской и родительской любви (с рождением ребенка), различия Востока и Запада и многие другие.

9. Заключение

Заключение.

Предложена концепция межличностного рождения и развития половой любви, между мужчиной и женщиной (юношей и девушкой). В целом в генезисе любви выделены межличностный, онтогенетический и социокультурный субгенезисы. Любовь аксиомируется как аттракция и положительное чувство сексуальной, эстетической и духовной природы. Онтогенетические корни порождают распредмеченную любовь, филеопотенциал личности (потенциал любви, от греч. phileo – любить). Базис этих корней – психосексуальная зрелость. Существенны духовно-эстетические компоненты филеопотенциала, связанные с социальным и психологическим в онтогенезе и в личной судьбе.

Межличностный филеогенез заключается в опредмечивании любви вследствие общения и отношений мужчины и женщины. Установлен примат психологического фактора в опредмечивании любви, в особенности в ответном и обоюдном филеогенезе. Эстетическое влечение закономерно опережает во времени духовное (эстетическое опережение, его ультрафеномены: любовь с первого взгляда, “гений чистой красоты”– у Пушкина, стрелы Амура – в религии, и т.п.). В обоюдном филеогенезе существенны: 1) равенство филеопотенциалов; 2) соответствие эстетических взаимооценок; 3) взаимная адекватность персонофицированному стереотипу и индивидуальному представлению о любви. Рассматривается схема этапов филеогенеза и межличностных взаимоотношений (межсубъектогенеза). Раскрывается соотношение филеогенеза и межсубъектогенеза. За рождение любви принято начало отношения к индивиду как к объекту любви в бессознательном, эмоциональном, познавательном и поведенческом аспектах.

Изучается альтернативность в любви. Обсуждаются бессознательные механизмы в альтернативности и в филогенезе (см. также примеч. 8). Рассмотрены любовная апперцепция и филеокатарсис и их связь с альтернативностью. Доказана необратимость зрелой высоконравственной любви (собственно и обладающей филеонимическим правом) и ее этико-психологическая значимость, составляющие основу современного брака и семьи. Гендерный аспект, которому сегодня посвящено множество работ, нами не затрагивается.

… Любовь, как следует предполагать – наиболее сильное чувство, известное человеку и человечеству, во всяком случае, современному человеку и нашему времени, несмотря на все социальные коллизии и перверсии. И современный человек, особенно молодёжь, ждёт от социальной психологии ответов на вопросы любви, брака и семьи и ждёт активным образом, вдумчиво изучая литературу, интернет, телепрограммы и т.п. (например, [4,13,19,22 и др.], см. также прим. 10).

Данная работа была выполнена в 1980-ые гг., однако по разным причинам оставалась не опубликованной. (См. также примеч. 9).

Автор благодарен Н.Ф. Земченкову, В.И. Кодачигову, Ю.П. Трусову и Г.В. Чефранову за внимание к работе.

ПРИМЕЧАНИЯ к п. 9.

8) Весьма популярная традиция Зигмунда Фрейда, низводящая духовное к инстинктивному (и, более того, к «звериному»), категорически отвергается автором. Через бессознательное действует как раз Божественное, мистическое, во многом непознанное. Что, однако и к сожалению в целом вне рамок современной науки, кроме описательного религиоведения, индивидуальной рефлексии и гениального искусства.

9) Этим же, 1980-ым годам адекватен в целом и список публикаций, где литература 1990-ых гг. дана дополнительным списком, а начиная с 2000-ых, работы, как правило, уже доступны в Интернете (см. также след. примеч. 10).

ПРИМЕЧАНИЯ к статье

(Примеч. 1-9 выше, по пунктам, 10-ое к статье)

10) Проблеме половой любви посвящено множество научных работ разного профиля, прежде всего, философов, мыслителей и искусствоведов. Сегодня, очевидно, пореже, а во второй половине 20-го века широко бытовало клише «Список литературы не исчерпывающ». Однако в последние десятилетия, в силу информационного взрыва полнота обзора публикаций всё более и более (а, пожалуй, уже и окончательно) недостижима и лишь отчасти компенсируется поисковыми системами и арсеналами Рунета. Сегодня в Интернете в большей мере доступны современные публикации, начиная с 2000-ых гг. издания. А со временем, с прогрессом IT-технологий все ссылки, как можно прогнозировать, будут увязаны с мировой Сетью и с сайтами учёных, непосредственно и демократично. И вся мировая литература, начиная с древних рукописей и первопечатников и до 20го века, будет отражена в Инете, в его базах науки и культуры, с чётко обозримыми и строго исчерпывающими поисковиками. В данном нашем случае приведённый перечень Литературы, несмотря на многолетний труд, конечно не адекватен научной проблеме любви, тем более, в целом – в нём лишь использованные источники. Убедившись в новизне полученных результатов, мы и не стремились к академическому обзору.

Ввиду востребованности тематики любви, особенно для молодёжи, выделим интересную и характерную для популяризации, хотя и малую подборку 10-ка публикаций. Кроме указанных в списке Литературы [1,4,9,10,13,19,22,25,27,38,40], это также следующие:

– Нагорная проповедь Христа; Песнь Песней и др.// Библия / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (канонические). – 1229 с., 18 см.

– Любовь в письмах выдающихся людей 18-го и 19 века.– М.: Политиздат, 1990.– 574 с.

– Шенкман С. О кн. Чжан Жоланя «Дао любви» // Физкультура и спорт. – 1991. – № 12.

– Ходаков Н.М. Наедине с врачом. – Свердловск: Средне-урал. кн. изд., 1970. – 106 с.

– Потапов Николай. Список мести или превратности любви // Правда. – 11.01.1992. – № 8. – С. 1, 3.

– «О самом, самом»// Аргументы и факты. – 29.10.1993. – № 43. – С. 8. <К сожалению, о … примитивном – В.Б.>

– Непомнящий В.С. <Пушкин о любви и смерти>// Радио России. Лицей. – 24.04.1995.

– Апресян Р.Г. «Любовь»//Телеканал «Просвещение», 16.06. 2012. http://iph.ras.ru/page15032838.htm

– Марков А.В. Эволюционная биология любви.// google.ru. 05.2013г.

– Веллер Михаил. Любовь и страсть. – М.: АСТ, 2014. – 360 с.

Кроме того, и в научных изданиях традиционны и весьма распространены популярные мотивы.

… В частной беседе автора на философском факультете МГУ с проф. Чанышевым А.Н. (1926–2005 годы жизни), одним из авторов сборника [55 (1990г)], в ответ на замечание о популярности их книги, вплоть до истёртости библиотечных переплётов, маститый профессор заметил: «Они не то там ищут». Что значило, как надо понимать, и трансцендентность большинства психологических проблем, и значительный разрыв между научным философским языком и обыденным мышлением. Так что наука всё ещё «молчит» по множеству загадок мира, включая актуальные для юного ума, конкретные и частные вопросы о любви. И далеко не всё, достигнутое в мировой науке, транслируется в популярные издания и в прессу и печать.

Библиография
1. Аверинцев С.С., Спиркин А.Г. Любовь: А) //Философский энциклопедический словарь. – М.: Совет. энцикл., 1989. С. 327–328; Б) //Большая советская энцикл. Т. 15. М.: Совет. эн-цикл., 1974. С. 102–105.
2. Адам Д. Восприятие, сознание, память. – М.: Мир, 1983. – 152 с.
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.И., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). – М.: МГУ, 1978. – 269 с. (в качестве 2-го изд. см. их же кн. 2001 г.)
4. Апресян Р.Г.: А) Любовь.// Новая филос. энцикл. В 4 ТТ. 2-е изд., М. : Мысль, 2010 –//iph.ras.ru; Б) Спецкурс «Философия любви»// http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/prog/apressyan _phil_love.html#1. (06.2014г.)
5. Бессознательное. (Природа. Функции. Методы исследования). Т. 3. Познание. Общение. Личность./Ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассин. – Тбилиси: Мецниераби, 1978. – 798 с.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982. – 200 с.
7. Бойко В.В. Любовь, семья, общество. – М.: Знание, 1983. – 64 с.
8. Борман Р. Сексуальное поведение молодежи в ГДР и влияние на него воспитания.// Иссле-дование проблем молодежи в ГДР. – М.: Прогресс, 1976. С. 367–386.
9. Воробьев Л.В. Философия любви.// К. Васильев. Любовь. – М.: Прогресс, 1982. С. 5–26.
10. Голованов Л. Раздумья на важную тему.// В.А. Сухомлинский. Книга о любви. – М. : Моло-дая гвардия, 1983. С. 3–8.
11. Голод С.И. Любовь, нравственно-психологические и социальные основы взаимоот-ношений юношей и девушек.// Духовное становление человека. – Л.: Знание, 1972. С. 124–146.
12. Голофаст В.Б. Тенденции развития советской семьи (на примере семей рабочих)// Рождаемость: известное и неизвестное. Гл. ред. Э.К. Васильева. – М.: Финансы и стат., 1983. С. 100–110.
13. Гуревич П.С.: А) Любовь. Сексуальное. (ряд статей)// Психол. сл. – М.: ОЛМА Медиа …, 2007. 800 с. Сс: 347 –350, 330–333, 500–502, 594–595, 791–795; Б) Последствия сексуальной революции./ Колонка гл. редактора.// Психология и Психотехника. – 2012. – № 12. – C. 4–7.
14. Дубинин Н.П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983. – 334 с.
15. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. – Львов: Вища школа, 1981. – 208 с.
16. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. – М.: Политиздат, 1980. – 220 с. (2-ое изд. – 1987).
17. Кон И.С. : А) Психология половых различий.// Вопр. психол. 1981. № 2. С. 47–57; Б) На стыке наук.// Вопр. филос. 1981. № 9. С. 58–62.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Политиздат, 1989. – 255 с.
19. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодёжи. – М.: Молодая гвардия, 1969. – 208 с. (См. также его же: Любовь и нравственность. Л.: Знание , 1984. 32 с.)
20. Любовь: А) //google.ru: 01.2014; Б) Love.// google.ru: 01.2014.
21. Межличностное восприятие в группе./ Под ред. Андреевой Г.М., Донцова А.И. – М.: МГУ, 1981.– 295 с. – Гл. III.2.
22. Меликсетян А.С. Семья сегодня и завтра (Можно ли прогнозировать стабильность брака). – М.: Знание, 1982. – 64 с.
23. Немировский Д.Э. О некоторых ориентациях молодежи в вопросах любви, брака, семьи.// Психол. ж., 1982. Т. 3. № 2. С.118–121.
24. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: ЛГУ, 1979. – 160 с.
25. Орлов Ю. Возрождение чувства (Беседа о любви)// Сов. Россия. 22.01.81. С. 4.
26. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
27. Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви.// Первая любовь./ И. Тургенев, Ф. Искандер, В. Шукшин и др. – М.: Молодая гвардия, 1977. – С. 366–382.
28. Социальная психология. (История. Теория. Эмпирические исследования)/ Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1979. – 288 с.
29. Спирова Э.М. Любовь versus одиночество.// Наука Удмуртии. Любовь: её место и роль в природе человека: Материалы Петраковских чтений (Рос. науч.-теоретич. конф.), 15-16.02.2013 г. – Ижевск: «Удмуртский университет», 2013. – 246 с. С. 198–210.
30. Сухомлинский В.А. Книга о любви. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 191 с.
31. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР./ 2-е изд – М.: Мысль, 1979. –367 с.
32. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М.: Финансы и стат., 1978. – 220 с.
33. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. – К.: Вища школа, 1981. – 296 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1990-ых гг.
34. Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт.// Социол. исследования. 2000. № 9. С. 88–95.
35. "А се грехи злые, смертные": Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х-первая половина XIX в.)/ Пушкарева Н.Л. (ред. и автор), Баранов Д.А., Гладкова О.В., Давыдов О.В. и др. – М.: "Ладомир", 1999. – 860 с.
36. Бадьони А. Любовь: от побуждения до гармонии./Пер. с венг. – М.: Прогр., 1992. – 336 с.
37. Бердяев Н.А.: А) Эрос и личность. Филос. пола и любви. М., 1991; Б) Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Гл. 8, 9; В) Самопознание. Л., 1991. С. 82–89.
38. Голод С.И.: А) Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л.: Знание, 1990. 32 с.; Б) Соци-альные аспекты сексуальности.// Вест. РАН. 1995. Т. 65, № 4. С. 340-344; В) 20-ый век и тенденции сексуальных отношений в России. – СПб: Алетейя, 1996. – 188 с.
39. Габриэлян Н.М. Пол, культура, религия.// Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 126-134.
40. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пос. для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. – 160 с. (– Прилож.: Азбука интимных отношений./ Г. Васильченко, К. Имелинский, А. Свядощ и др.).
41. Джидарьян И.А. Вера, надежда и любовь: оптимистическая триада чувств.// Психол. ж. 2011. Т. 32. № 6.
42. Кон И.С. Введение в сексологию. М. : Медицина, 1998. 332 с.
43. Кузнецова Л.В. Изучение сексуальности в России.// Вест. РАН. 1995. № 3.
44. Cook M., Wilson G. Joke and Attraction. Oxford: Pergamon, 1978. 300 p.
45. Левкович В.П. Особенности добрачных отношений супругов как фактор стабильности се-мьи.// Психол. ж. 2009. Т. 30. № 2. С. 87–92.
46. Розин В.М. Природа сексуальности.// Вопр. филос., 1993. № 4. С. 79–88.
47. Rubin Z. From liking to loving.//Foundations of interpersonal attraction. Ed. Т. Huston. N.Y., 1974.
48. Русский Эрос, или философия любви в России. М., 1991. 448с. – (Исупов К. Рецензия на эту книгу.// Вопросы филос., 1992. № 12).
49. Ребеко Т.А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин.// Психол. ж. 2010. Т. 31. № 1. С. 15–31.
50. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI – XX века). – Иваново: Юнона, Иванов-ский гос. ун-т, 1999. 359 с./ Рунет, 01.2014.
51. Соловьев В.С. Смысл любви.// Соловьев В.С. Соч. Т. 2. М., 1990, или др. изд.
52. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви.// Социол. исследования. 1991. № 8–9. (по его же книге 1964 г/изд.)
53. Тиллих П. Онтология любви.// Человек, 1990. № 2.
54. Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям.// Вопросы филос. 1999. № 5. С. 71–85.
55. Философия любви. В 2 ч./ Горский Д.П., Ивин А.А., Чанышев А.Н. и др.; Платон, Аристо-фан, Ли Цзи и др. М. : Политиздат, 1990. – 510 с., 605 с.
56. Fromm E. / Фромм Эрих. Искусство любви./ пер. с англ. М., 1990 (L., 1964).
57. См. также выше Примечание 10 статьи.
References
1. Averintsev S.S., Spirkin A.G. Lyubov': A) //Filosofskii entsiklopedicheskii slovar'. – M.: Sovet. entsikl., 1989. S. 327–328; B) //Bol'shaya sovetskaya entsikl. T. 15. M.: Sovet. en-tsikl., 1974. S. 102–105.
2. Adam D. Vospriyatie, soznanie, pamyat'. – M.: Mir, 1983. – 152 s.
3. Andreeva G.M., Bogomolova N.I., Petrovskaya L.A. Sovremennaya sotsial'naya psikhologiya na Zapade (teoreticheskie napravleniya). – M.: MGU, 1978. – 269 s. (v kachestve 2-go izd. sm. ikh zhe kn. 2001 g.)
4. Apresyan R.G.: A) Lyubov'.// Novaya filos. entsikl. V 4 TT. 2-e izd., M. : Mysl', 2010 –//iph.ras.ru; B) Spetskurs «Filosofiya lyubvi»// http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/prog/apressyan _phil_love.html#1. (06.2014g.)
5. Bessoznatel'noe. (Priroda. Funktsii. Metody issledovaniya). T. 3. Poznanie. Obshchenie. Lichnost'./Red. A.S. Prangishvili, A.E. Sheroziya, F.V. Bassin. – Tbilisi: Metsnierabi, 1978. – 798 s.
6. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom. – M.: MGU, 1982. – 200 s.
7. Boiko V.V. Lyubov', sem'ya, obshchestvo. – M.: Znanie, 1983. – 64 s.
8. Borman R. Seksual'noe povedenie molodezhi v GDR i vliyanie na nego vospitaniya.// Issle-dovanie problem molodezhi v GDR. – M.: Progress, 1976. S. 367–386.
9. Vorob'ev L.V. Filosofiya lyubvi.// K. Vasil'ev. Lyubov'. – M.: Progress, 1982. S. 5–26.
10. Golovanov L. Razdum'ya na vazhnuyu temu.// V.A. Sukhomlinskii. Kniga o lyubvi. – M. : Molo-daya gvardiya, 1983. S. 3–8.
11. Golod S.I. Lyubov', nravstvenno-psikhologicheskie i sotsial'nye osnovy vzaimoot-noshenii yunoshei i devushek.// Dukhovnoe stanovlenie cheloveka. – L.: Znanie, 1972. S. 124–146.
12. Golofast V.B. Tendentsii razvitiya sovetskoi sem'i (na primere semei rabochikh)// Rozhdaemost': izvestnoe i neizvestnoe. Gl. red. E.K. Vasil'eva. – M.: Finansy i stat., 1983. S. 100–110.
13. Gurevich P.S.: A) Lyubov'. Seksual'noe. (ryad statei)// Psikhol. sl. – M.: OLMA Media …, 2007. 800 s. Ss: 347 –350, 330–333, 500–502, 594–595, 791–795; B) Posledstviya seksual'noi revolyutsii./ Kolonka gl. redaktora.// Psikhologiya i Psikhotekhnika. – 2012. – № 12. – C. 4–7.
14. Dubinin N.P. Chto takoe chelovek. – M.: Mysl', 1983. – 334 s.
15. Zatsepin V.I. Schast'e kak problema sotsial'noi psikhologii. – L'vov: Vishcha shkola, 1981. – 208 s.
16. Kon I.S. Druzhba. Etiko-psikhologicheskii ocherk. – M.: Politizdat, 1980. – 220 s. (2-oe izd. – 1987).
17. Kon I.S. : A) Psikhologiya polovykh razlichii.// Vopr. psikhol. 1981. № 2. S. 47–57; B) Na styke nauk.// Vopr. filos. 1981. № 9. S. 58–62.
18. Kon I.S. Psikhologiya rannei yunosti. – M.: Politizdat, 1989. – 255 s.
19. Lisovskii V.T. Eskiz k portretu: zhiznennye plany, interesy i stremleniya sovetskoi molodezhi. – M.: Molodaya gvardiya, 1969. – 208 s. (Sm. takzhe ego zhe: Lyubov' i nravstvennost'. L.: Znanie , 1984. 32 s.)
20. Lyubov': A) //google.ru: 01.2014; B) Love.// google.ru: 01.2014.
21. Mezhlichnostnoe vospriyatie v gruppe./ Pod red. Andreevoi G.M., Dontsova A.I. – M.: MGU, 1981.– 295 s. – Gl. III.2.
22. Meliksetyan A.S. Sem'ya segodnya i zavtra (Mozhno li prognozirovat' stabil'nost' braka). – M.: Znanie, 1982. – 64 s.
23. Nemirovskii D.E. O nekotorykh orientatsiyakh molodezhi v voprosakh lyubvi, braka, sem'i.// Psikhol. zh., 1982. T. 3. № 2. S.118–121.
24. Obozov N.N. Mezhlichnostnye otnosheniya. – L.: LGU, 1979. – 160 s.
25. Orlov Yu. Vozrozhdenie chuvstva (Beseda o lyubvi)// Sov. Rossiya. 22.01.81. S. 4.
26. Ranshburg I., Popper P. Sekrety lichnosti. – M.: Pedagogika, 1983. – 160 s.
27. Ryurikov Yu.B. Med i yad lyubvi.// Pervaya lyubov'./ I. Turgenev, F. Iskander, V. Shukshin i dr. – M.: Molodaya gvardiya, 1977. – S. 366–382.
28. Sotsial'naya psikhologiya. (Istoriya. Teoriya. Empiricheskie issledovaniya)/ Pod red. E.S. Kuz'mina, V.E. Semenova. – L.: LGU, 1979. – 288 s.
29. Spirova E.M. Lyubov' versus odinochestvo.// Nauka Udmurtii. Lyubov': ee mesto i rol' v prirode cheloveka: Materialy Petrakovskikh chtenii (Ros. nauch.-teoretich. konf.), 15-16.02.2013 g. – Izhevsk: «Udmurtskii universitet», 2013. – 246 s. S. 198–210.
30. Sukhomlinskii V.A. Kniga o lyubvi. – M.: Molodaya gvardiya, 1983. – 191 s.
31. Kharchev A.G. Brak i sem'ya v SSSR./ 2-e izd – M.: Mysl', 1979. –367 s.
32. Kharchev A.G., Matskovskii M.S. Sovremennaya sem'ya i ee problemy. – M.: Finansy i stat., 1978. – 220 s.
33. Chaichenko G.M., Kharchenko P.D. Fiziologiya vysshei nervnoi deyatel'nosti. – K.: Vishcha shkola, 1981. – 296 s. DOPOLNITEL''NYI SPISOK LITERATURY 1990-ykh gg.
34. Anurin V.F. Seksual'naya revolyutsiya: dvoinoi standart.// Sotsiol. issledovaniya. 2000. № 9. S. 88–95.
35. "A se grekhi zlye, smertnye": Lyubov', erotika i seksual'naya etika v doindustrial'noi Rossii (Kh-pervaya polovina XIX v.)/ Pushkareva N.L. (red. i avtor), Baranov D.A., Gladkova O.V., Davydov O.V. i dr. – M.: "Ladomir", 1999. – 860 s.
36. Bad'oni A. Lyubov': ot pobuzhdeniya do garmonii./Per. s veng. – M.: Progr., 1992. – 336 s.
37. Berdyaev N.A.: A) Eros i lichnost'. Filos. pola i lyubvi. M., 1991; B) Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva. M., 1989. Gl. 8, 9; V) Samopoznanie. L., 1991. S. 82–89.
38. Golod S.I.: A) Lichnaya zhizn': lyubov', otnosheniya polov. L.: Znanie, 1990. 32 s.; B) Sotsi-al'nye aspekty seksual'nosti.// Vest. RAN. 1995. T. 65, № 4. S. 340-344; V) 20-yi vek i tendentsii seksual'nykh otnoshenii v Rossii. – SPb: Aleteiya, 1996. – 188 s.
39. Gabrielyan N.M. Pol, kul'tura, religiya.// Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1996. № 6. S. 126-134.
40. Grebennikov I.V. Osnovy semeinoi zhizni: Ucheb. pos. dlya ped. in-tov. M.: Prosveshchenie, 1991. – 160 s. (– Prilozh.: Azbuka intimnykh otnoshenii./ G. Vasil'chenko, K. Imelinskii, A. Svyadoshch i dr.).
41. Dzhidar'yan I.A. Vera, nadezhda i lyubov': optimisticheskaya triada chuvstv.// Psikhol. zh. 2011. T. 32. № 6.
42. Kon I.S. Vvedenie v seksologiyu. M. : Meditsina, 1998. 332 s.
43. Kuznetsova L.V. Izuchenie seksual'nosti v Rossii.// Vest. RAN. 1995. № 3.
44. Cook M., Wilson G. Joke and Attraction. Oxford: Pergamon, 1978. 300 p.
45. Levkovich V.P. Osobennosti dobrachnykh otnoshenii suprugov kak faktor stabil'nosti se-m'i.// Psikhol. zh. 2009. T. 30. № 2. S. 87–92.
46. Rozin V.M. Priroda seksual'nosti.// Vopr. filos., 1993. № 4. S. 79–88.
47. Rubin Z. From liking to loving.//Foundations of interpersonal attraction. Ed. T. Huston. N.Y., 1974.
48. Russkii Eros, ili filosofiya lyubvi v Rossii. M., 1991. 448s. – (Isupov K. Retsenziya na etu knigu.// Voprosy filos., 1992. № 12).
49. Rebeko T.A. Gendernaya identichnost' i reprezentatsiya tela u zhenshchin.// Psikhol. zh. 2010. T. 31. № 1. S. 15–31.
50. Ryabov O.V. Russkaya filosofiya zhenstvennosti (XI – XX veka). – Ivanovo: Yunona, Ivanov-skii gos. un-t, 1999. 359 s./ Runet, 01.2014.
51. Solov'ev V.S. Smysl lyubvi.// Solov'ev V.S. Soch. T. 2. M., 1990, ili dr. izd.
52. Sorokin P.A. Tainstvennaya energiya lyubvi.// Sotsiol. issledovaniya. 1991. № 8–9. (po ego zhe knige 1964 g/izd.)
53. Tillikh P. Ontologiya lyubvi.// Chelovek, 1990. № 2.
54. Ushakin S. Pole pola: v tsentre i po krayam.// Voprosy filos. 1999. № 5. S. 71–85.
55. Filosofiya lyubvi. V 2 ch./ Gorskii D.P., Ivin A.A., Chanyshev A.N. i dr.; Platon, Aristo-fan, Li Tszi i dr. M. : Politizdat, 1990. – 510 s., 605 s.
56. Fromm E. / Fromm Erikh. Iskusstvo lyubvi./ per. s angl. M., 1990 (L., 1964).
57. Sm. takzhe vyshe Primechanie 10 stat'i.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.