по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Филология: научные исследования" > Содержание № 05, 2024
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Шереметьева Елена Сергеевна, доктор филологических наук, e.sheremetyeva@gmail.com
Содержание № 05, 2024
Языкознание
Куличева Е.В. - Наименования образовательных учреждений в педагогическом дискурсе Ф. А. Вигдоровой (на материале произведений 1950-1960 гг.) c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0749.2024.5.70113

EDN: VQBRXN

Аннотация: Объектом лингвистического анализа послужили художественные произведения 1950-1960 гг. Ф. А. Вигдоровой, эпизоды, посвященные описанию образовательной системы советского периода, в частности, образовательных учебных заведений. Предметом лингвистического исследования являются слова, репрезентирующие концепт "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ", использованные писательницей при характеристике средних, специальных, высших учебных заведений, при их описании, при демонстрации образовательной системы рассматриваемого периода, трансляции авторской точки зрения. Слово как единица языка, реализованное в художественных текстах 1950-1960 гг. Ф. А. Вигдоровой в смысловых и грамматических связях, транслирует особенности идиостиля писательницы, а также его доминанты. Так, педагогический дискурс в творчестве Ф. А. Вигдоровой является одним из доминант ее идиостиля. Цель исследования - выявить роль наименований образовательных учреждений в педагогическом дискурсе Ф. А. Вигдоровой (на материале художественных произведений 1950-1960 гг.).  В работе применены следующие методы исследования: лингвистическое наблюдение, описание, интерпретация, статистический подсчет, элементы компонентного анализа. Установлено, что лексико-семантическое поле концепта "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" состоит из лексико-семантических групп (ЛСГ): ЛСГ "Средние общеобразовательные учреждения", ЛСГ "Средние специальные учебные заведения", ЛСГ " Высшие учебные заведения". Первая ЛСГ наиболее частотная, что свидетельствует о ее особой значимости в ментально-лингвальном комплексе языковой личности Ф. А. Вигдоровой, транслируя педагогические взгляды писательницы, в частности, о ключевой роли школы в формировании личности ребёнка. Однако не менее важными являются вторая и третья ЛСГ, выражающие прагматические, нравственные, мировоззренческие, социальные установки Ф. А. Вигдоровой. Актуальность статьи обусловлена интересом современных учёных к рассмотрению концепта "ОБРАЗОВАНИЕ"; обращением к роли наименований образовательных учреждений в педагогическом дискурсе писательницы в формировании представлений об особенностях определенного фрагмента языковой картины мира Ф. А. Вигдоровой, связанной с образованием; исследованием языка произведений Ф. А. Вигдоровой с точки зрения антропоцентрического подхода, его недостаточной изученностью, в чем состоит новизна работы. Результаты исследования позволяют расширить представление о специфике мировосприятия Ф. А. Вигдоровой, особенностях её концептосферы, выявить ведущие черты идиостиля писательницы в прозаическом тексте 1950-1960 гг.
Лингвокультурология
Тодосиенко З.В., Брылева Р.Ф., Воробьёва О.В. - Метафорический образ "звезда" и его разнообразная концептуальная интерпретация (на материале русского и французского языков) c. 11-21

DOI:
10.7256/2454-0749.2024.5.70730

EDN: VCWAKO

Аннотация: Статья посвящена исследованию метафорического образа "звезда" в русскоязычной и франкоязычной языковых картинах мира. Материалом для исследования послужили русская и французская художественная литература, а также в религиозные тексты, с целью выявления его разнообразных концептуальных интерпретаций. С использованием анализа источников из обеих культур, сравниваются и анализируются различия и сходства в семантике данного метафорического образа. Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе сопоставительного анализа было обнаружено, что метафорический образ звезда в разных текстах преобразуется через различные концепты (сфера физиологического состояния, религиозная, бытийная, одушевлённая сферы). Такое сравнение позволяет более глубоко понять специфику образования метафорических образов в разных культурах. В данном исследовании подробно рассматривается метафорический образ "звезда "и его концептуальная интерпретация в различных культурных контекстах. В ходе анализа применяются сопоставительный метод, метод корпусного анализа, метод сплошной выборки, а также когнитивный анализ. Особое внимание уделяется методу сопоставительного исследования метафорических переносов образа "звезда" в русском и французском языках. В данной статье исследуется разнообразные условия, при которых метафорический образ "звезда" находит свое отражение в различных концептуальных сферах. В статье анализируется метафорическое использование этого образа и его концептуальные значения в многообразных контекстах. Научная новизна исследования заключается в том, что изучение богатого метафорического образа звезда имеет значимость для осознания культурных, литературных и этнических аспектов. Исследовав метафорический образ звезда, мы пришли к следующим выводам: 1. Следует начать с того, что исследуемые языковые картины мира пестрят метафорическими символами и образами. Метафора имеет в своем распоряжении не только слова и языковые единицы, она внедрена в процессы нашего человеческого мышления. Выявленные в ходе анализа различные концептуальные сферы дают четкое понимание о том, что концептуальная система человека во многом определяется метафорическими переносами. 2. Метафорический образ звезда является универсальным и многосторонним символом, который на протяжении веков являлся объектом интерпретации в различных культурах и религиях. Его использование в художественной литературе позволяет обогатить текст сложными и глубокими смыслами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.