Статья 'Двуглагольное сказуемое. Анализ «ядра» центрального предложения стихотворной повести А.С. Пушкина' - журнал 'Филология: научные исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Перевалов В.П. Двуглагольное сказуемое. Анализ «ядра» центрального предложения стихотворной повести А.С. Пушкина

Аннотация: Статья посвящена исследованию историософских взглядов А.С. Пушкина. Осмысление Поэтом судьбы Российской Империи выявляется путём анализа особенностей образности его произведения «Медный всадник. Петербургская повесть» (1833), которое стало важнейшим текстом духовной культуры в нашей стране. С момента опубликования пушкинский шедевр вызвал и до сих пор вызывает огромное число разных откликов и множество противоречивых концептуальных интерпретаций. Нарастающие различия становятся избыточными, заслоняют собой текст оригинала и размывают собственно авторскую позицию. В условиях чрезвычайно «расширившийся Вселенной» напрашивается подход к пониманию идейного смысла «Медного Всадника» противоположным образом. Содержательному развёртыванию пушкинского произведения должно предшествовать его предельное сжатие, нацеленное на установление центрального предложения в нём, а затем и на слово-«ядро» в самом центре. Таким словом-«ядром», выражающим противоречивую динамику мироустроения, парадоксально оказывается сказуемое «стоит» в последнем предложении 1 части «Медного Всадника». Его необычность привлекала внимание нескольких пушкинистов, но решающего значения они ему не придавали. На мой взгляд, первостепенность и оригинальность его образности порождается значениями двух разных глаголов: «стоИть» и «стОять». Трудность полного усвоения содержания ключевого сказуемого заключается в том, что оно, с одной стороны, вызывает сбой поэтического размера текста и смену его на прозу, а с другой, объединение обоих в одно целое. Тем самым в самом истоке системы образов произведения обнаруживается взаимодополнительность поэтического пласта с прозаическим, бытового с фантастическим, физического с метафизическим. В данной трактовке приверженность Пушкина России как великой державе (Империи) несомненна и органически сочетается с его общей, в целом положительной оценкой деяний Петра I, в которой Поэт призывает его наследников особо почитать и культивировать милосердие.


Ключевые слова:

глагол, сказуемое, образ, многозначность, поэзия, проза, творчество, «Медный Всадник», А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

Abstract: The article is devoted to historiosophical views of Alexander Pushkin. Pushkin’s views on the destiny of the Russian Empire are defined by analyzing peculiarities of Pushkin’s images in his ‘The Bronze Horseman. Petersburg’s Novel’ published in 1833. That novel has become a very important piece of spiritual culture in our country. Since it was published, this masterpiece of Pushkin has been evoking a wide response and contradictory conceptual interpretations. Different interpretations are becoming excessive and shadowing the original text and the author’s position. Under the conditions of the ‘extended Universe it is quite natural to try to review the ideological meaning of The Bronze Horseman. According to the author, in order to better understand Pushkin’s masterpiece, it is necessary to shorten the novel to one central sentence and even to one ‘core’ word. According to the author, this ‘core’ word that reflects the contradictory dynamics of the world order is the predicate ‘stand’ in the last sentence of the first part of The Bronze Horseman. The original use of this predicate has attracted attention of many researchers of Pushkin but none of them has ever placed emphasis on it. According to the author of the present article, the original image was created by the two meanings of the verb ‘stand’ (stoyat’ in Russian): stoIt’ (to stand) and stOyat’ (to cost). Based on the author, it is difficult to completely understand the meaning of this key predicate because, firstly, it breaks the rhythm of the poem and secondly, it has the double meanings. This way, the images in Pushkin’s novel combine poetry with prose, common things with fantastic phenomena, the physical with the metaphysical. According to the author’s approached offered in this research article, Pushkin’s devotion to Russia as the Great Empire is obvious. Pushkin had a positive evaluation of Peter the Great in general and urged us to respect mercy and be merciful ourselves.


Keywords:

verb, predicate, image, multiple meaning, poetry, prose, creative work, The Bronze Horseman, Alexander Sergeevich Pushkin, The Captain’s Daughter.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.