Статья 'Высшее юридическое образование в Германии в условиях перехода на болонскую систему (на примере Потсдамского университета)' - журнал 'Финансовое право и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансовое право и управление
Правильная ссылка на статью:

Высшее юридическое образование в Германии в условиях перехода на болонскую систему (на примере Потсдамского университета)

Ситник Александр Александрович

кандидат юридических наук

доцент, кафедра финансового права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

Sitnik Aleksandr Aleksandrovich

PhD in Law

Docent, the department of Financial Law, Kutafin Moscow State Law University

125993, Russia, g. Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

assitnik@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0765.2014.1.10334

Дата направления статьи в редакцию:

18-12-1969


Дата публикации:

1-1.5-2014


Аннотация: Федеративная республика Германия является активным участником общеевропейской интеграции, которая затронула наиболее важные социокультурные сферы общественной жизни европейских государств. Не стало исключением и образование (в том числе юридическое), в котором происходят существенные изменения, связанные с внедрением болонской системы, предполагающей двухуровневое высшее образование (бакалавриат и магистратура). В то же время болонская система вызывает множество нареканий, обусловленных изменением образовательных стандартов, предполагающих снижение требований, предъявляемых к обучающимся. Особенно актуальна данная проблема для испытанной многими веками немецкой системы юридического образования. Изучение опыта ФРГ показывает, что властям данной страны удалось найти способ безболезненно совместить национальную систему «Государственного экзамена» с болонской системой. Рецепция положительного немецкого весьма интересна и актуальна для России, которая во многом необоснованно отказалась от действовавшей ранее системы юридического образования в пользу двухуровневой болонской системы. Проведенное исследование также показало, что многие принципы и положения болонской системы применяются в нашей стране некорректно. В ходе написания статьи автор опирался на сравнительный метод, метод живого познания, лингвистический метод и общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.). Научная новизна обуславливается сделанными на основе проведенного сравнительного исследования выводами и замечаниями, которые могут быть сведены к следующему: 1) несомненным достоинством немецкой модели высшего юридического образования является параллельное действие старой и новой систем, что позволяет сохранить все лучшее от системы «Государственного экзамена» и одновременно привнести положительные моменты Болонской системы. Такой подход дает будущему юристу возможность выбора, а следовательно, делает систему высшего юридического образования в Германии более гибкой в сравнении с российской. Кроме того, сохранение старой системы позволило избежать ряда проблем, возникших в России при переходе к Болонской системе. 2) считаем необходимым устранить существующие в российском законодательстве пробелы и закрепить в Федеральных законах «О статусе судей в Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «Об аудиторской деятельности» и иных законах, положения, согласно которым заниматься особыми видами деятельности, требующими высшего юридического образования, были бы вправе только лица, имеющие диплом магистра (вполне возможно, что в отношении судей было бы целесообразным установить обязанность по получению научной степени); 3) баллы, применяемые в Болонской системе высшего образования, не являются оценкой – это инструмент планирования временной нагрузки студентов. Оценка качества работы студентов осуществляется по шкале от 0 до 5 баллов; 4) модули в бакалаврских и магистерских программах формируются не внутри отдельного предмета, т.е. не посредством группировки отдельных тем, – внутри модулей происходит объединение нескольких предметов; 5) в Германии проверкой контрольных работ студентов занимается специальная группа корректоров, а не сами преподаватели; 6) Болонская система не предполагает обязательного увеличения количества практических занятий – наоборот, основным видом занятий остаются лекции; 7) одним из обязательных условий успешного завершения обучения по программе бакалавриата является написание и защита бакалаврской работы. Объем же магистерской работы составляет всего 30-50 страниц; 8) Болонская система образования способствует гармонизации образовательных стандартов отдельных европейских стран, но не повышению качества выпускаемых юристов; 9) присущая западноевропейской системе образования направленность на выработку практических навыков в ущерб теоретической подготовке имеет двоякую оценку. К положительным моментам можно отнести то, что студенты покидают ВУЗ с определенным «багажом» знаний, касающихся того как разрешать отдельные виды практических проблем. С другой же стороны, негативным аспектом такой подготовки является то, что при решении проблем, с которыми студенты не сталкивались в процессе обучения, у них могут возникнуть значительные затруднения, что, в частности, проявляется в ходе сдачи Государственных экзаменов (в большей степени это касается Первого юридического экзамена); 10) положительной оценки заслуживает применяемая в Германии практика референдариата. Такая система позволяет юристам получить практический опыт в различных сферах юридической деятельности, что, несомненно, положительно отражается на их профессиональных навыках. В то же время обязательная практика лишь в малой степени учитывает пожелания самого юриста относительно своей дальнейшей специализации, а также затягивает процесс подготовки будущих специалистов.


Ключевые слова:

Высшее юридическое образование, Реформа образования, Болонская система, Система государственного экзамена, ФРГ, Бакалавриат, Магистратура, Потсдамский университет, Балльная система, Модули

Библиография
1.
2.
3.
References
1.
2.
3.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.