|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Финансы и управление"
> Рубрика "Инвестиции и инвестиционная деятельность"
Инвестиции и инвестиционная деятельность |
Поздняков К.К. - Бюджетные средства в финансировании инвестиций инновационного развития региона (на примере Центрально-черноземного района) |
|
c. 1-15
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2021.3.36260
Аннотация: Стратегическим фактором роста экономик российских регионов является активизация инновационных процессов. Проблема повышения инновационной активности особо остро стоит в последние годы в связи с разворачиванием кризиса и ростом ограничений на бюджетные расходы. Цель статьи – анализ показателей инновационной деятельности и оценка влияния бюджетных инвестиций в основной капитал на показатели инновационного процесса в регионах Центрально-черноземного района (ЦЧР). Для анализа использовались доступные статистические данные о финансировании инвестиционных процессов и результатов инновационной деятельности РФ, Центрального федерального округа и регионов ЦЧР. В основе исследования лежит системный подход, экономико-статистические, логические и экспертные методы анализа. Проведенный анализ выявил недостаточность уровня развития инновационной деятельности во всех шести регионах ЦЧР. Инновационные процессы в ЦЧР характеризуются незначительными объемами производства инновационной продукции и инвестиций в НИОКР. Динамика инновационных процессов в районе носит дифференцированный характер. Существуют значительные межрегиональные различия в значениях показателей затрат на НИОКР и на инновационную деятельность, а также волатильность показателей производства инновационных товаров и услуг. Явным аутсайдером ЦЧР является Орловская область. Разработаны рекомендации, которые могут быть использованы органами власти субъектов РФ при разработке мер государственной поддержки инновационной деятельности в регионах ЦЧР с целью ускорения развития их экономики.
Бровкин А.В. - Рекомендации по разработке методики оценки социально-экономических эффектов от реализации инфраструктурных проектов |
|
c. 9-16
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2017.3.23725
Аннотация: Статья посвящена разработке методики для комплексной оценки всей совокупности "внешних эффектов" или "социально-экономической эффективности" инфраструктурных проектов. Даны необходимые определения и приводится широкий перечень групп эффектов, которые могут быть оценены, а также для каждой группы эффектов приводятся варианты показателей для оценки соответствующих эффектов. Комплексное рассмотрение эффективности проектов расширит перечень критериев при принятии решений о реализации инфраструктурных проектов, что позволит оценить воздействие на общество в целом и способствует принятию оптимальных инвестиционных решений. Результаты настоящего исследования получены путем анализа и систематизации научных исследований в данной области в совокупностью с авторскими разработками. Основными результатами исследования, представляющим его научную ценность, являются, во-первых, синтез различных методик и используемых в них показателей по оценке социально-экономических эффектов в рамках одной данной публикации. Во-вторых, результаты проведенных исследований могут быть и предлагаются к использованию всеми заинтересованными лицами для разработки единой базовой методики оценки социально-экономических эффектов для последующего ее применения разработчиками, исполнителями и оценщиками инфраструктурных проектов, включая государственные органы, что позволит сократить затраты времени и ресурсов на поиск и/или разработку подходящей методики. Также сделан вывод о том, что использование единой методики позволит сделать любой инфраструктурный проект одним из драйверов инновационного роста экономики, благодаря комплексному учету всех социально-экономических эффектов от его реализации.
Кузнецов М.В. - Инструменты реализации государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса |
|
c. 14-25
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2018.4.28599
Аннотация: Объектом исследования выступает государственная политика управления инвестициями.Предметом исследования – классификация инструментов реализации государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса. Данная работа охватывает вопросы классификации существующих инструментов реализации государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса. Автором рассматриваются существующие подходы к определению инструментов реализации государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса и существующие классификации. В ходе исследования были проанализированы нормативно-правовые акты, научные исследования и методические рекомендации международных организаций. В работе применялись такие общенаучные методы как: анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, метод классификаций, структурно-логического и сравнительного анализа. Научная новизна работы заключается в разработке собственного авторского определения термина "инструмент реализации государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса", а также в разработке классификации данных мер. Итогом работы послужила собственная авторская инструментов государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса, систематизированных по классу существующих мер с соответствующим им описанием.
Голева О.И., Голева Л.И. - Финансовая грамотность и инвестиции в здоровье: точки пересечения |
|
c. 16-33
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2022.4.39325
EDN: ZCXACE
Аннотация: Нежелание осуществлять профилактические мероприятия и следовать принципам здорового образа жизни (соответственно и тратить на это деньги) можно рассматривать как пример нерационального поведения не только с медицинской, но и с экономической точки зрения. Экономическое обоснование эффективности инвестиций в здоровье – это не только инструмент личного финансового планирования для человека обладающего определенным уровнем финансовой грамотности, но и еще один аргумент для побуждения населения государством и работодателем к здоровьесберегающему поведению индивидов. Предлагаемая статья посвящена взаимосвязи финансовой грамотности человека с принятием им решений о здоровьесберегающем поведении и реализации мер, направленных на снижение риска для жизни и здоровья. На данных наукометрической базы Scopus изучены результаты исследований финансовой грамотности как детерминанты здоровья человека и финансовой грамотности в контексте инвестиций в свое здоровье. Отмечено резкое повышение интереса в международном исследовательском поле к данной теме с 2020 года. В проанализированных работах показано, что финансовая грамотность не является определяющей детерминантой в здоровьесберегающем поведении, но может использоваться как инструмент принятия рациональных решений. На основе теоретического анализа нормативных и литературных источников (отечественных и зарубежных методических рекомендаций, материалов научных статей, представленных в базе РИНЦ и Scopus с 2000 по 2022 гг.) обобщены основные подходы к оценке эффективности вложений/ инвестиций в профилактику заболеваний для индивида в рамках личного финансового планирования как способу рационального принятия решений. Сделаны выводы о сложности самостоятельного «рационального» расчета эффективности инвестиций в здоровье вне зависимости от уровня финансовой грамотности. Сделано предположение о необходимости использования формализованных подходов в оценке инвестиций в здоровье как инструмента рационального принятия решений, так и инструмента повышения грамотности в области здоровья.
Джиоев В.А. - Регламентация проведения оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ |
|
c. 29-38
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.3.29881
Аннотация: Предметом настоящего исследования является регламент проведения оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ. Благоприятная инвестиционная ситуация является важным фактором при принятии решений инвесторами, в связи с чем присутствует потребность в прозрачном, информационно доступном и методологически простом инструменте проведения оценки инвестиционной привлекательности региона. Существует необходимость разработки регламента проведения оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ, которая предоставит возможность выявления конкурентных преимуществ или отставание конкретных регионов и позволит в дальнейшем разработать рекомендации на основе полученных результатов оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ. В рамках исследования использовались методы библиографического и логического анализа, синтеза, обобщения, а также системный подход. Автором предложен 6-этапный регламент оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ, в рамках которого производятся расчеты итоговых индексов интегральной оценки инвестиционной привлекательности для каждого изучаемого региона с возможностью дальнейшего сопоставления показателей, составления рейтингов. При расчете индекса инвестиционной привлекательности регионов используются показатели базовых условий региона, инвестиционного климата и инвестиционных рисков. Каждый вычисляется на основе от 6 до 11 переменных и отражает соответствующую подсистему факторов инвестиционной привлекательности региона. Разработанный регламент оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ, который может быть полезен как потенциальным инвесторам c целью минимизации возможных потерь, так и органам государственной власти для анализа перспектив развития региона и поведения инвесторов.
Васюков Е.А. - Сравнительный анализ факторов привлекательности для ПИИ в развивающихся и развитых странах |
|
c. 38-52
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.1.31832
Аннотация: В связи с замедлением мировой экономики и исчерпания внутренних источников финансирования, для поддержания экономического роста требуется привлекать внешнее финансирование в форме прямых иностранных инвестиций.Предметом исследования выступили факторы, определяющие приток прямых иностранных инвестиций в национальные экономики, а также сравнение факторов, влияющих на привлечение иностранного капитала в развитые и развивающиеся страны. Для сравнения притока прямых иностранных инвестиций были взяты следующие факторы: открытость торговли, оплата труда, размер рынка, развитость инфраструктуры, налоговая политика. Использовались диалектический метод, принципы системного и аналитического подхода, методы экономического сравнительного анализа, качественная и количественная оценка, метод кейс-стади. Определяется результатами сравнительного анализа факторов, усиливающих приток ПИИ для развитых и развивающихся стран, а также разработкой комплексных рекомендаций по купированию негативных эффектов национальных рынков В ближайшие несколько лет развивающиеся страны все еще будут обладать преимуществом по размеру оплаты труда, но из-за высокой разницы в качестве трудовых ресурсов, развитые страны будут предпочтительнее с точки зрения инвестиций. При отсутствии необходимой инфраструктуры и без дополнительной поддержки или стимулов от принимающего государства, решение об инвестициях будет приниматься в пользу более доступных рынков развитых стран Из-за ограничений бизнес среды, высокие затраты на запуск бизнеса, неэффективность рынков, со стороны государства необходимы четкие коммуникации относительно направления государственной политики в области инвестиций и воздержание от непоследовательности принятия мер. Если фирмы не будут уверены в будущем политическом курсе, их ожидаемая доходность значительно возрастает, а инвестиционная активность снизится
Габдуллин Н.М., Киршин И.А., Лукин В.А. - Применение метрического подхода к управлению человеческим капиталом фирмы |
|
c. 39-55
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2020.3.33637
Аннотация: Предметом исследования является разработка и применение ключевых метрик оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал в управлении фирмой. Объектом исследования выступает человеческий капитал ОАО "Сетевая компания" Республики Татарстан. Метод, методология исследования. Применяется метрический подход как метод анализа интегрированных стоимостных и нестоимостных метрик, используемых в управлении и планировании инвестиций в человеческий капитал фирмы. Использование метрического подхода к управлению человеческим капиталом фирмы позволяет количественно оценить ценность человеческого капитала, определить его вклад в рост стоимости фирмы, выявляет потенциальные риски и возможные потери в моделируемой цепочке создания ценности. Предложена модернизация методического подхода Института Саратога к управлению человеческим капиталом посредством использования концепции ABC- метода учета затрат (Activity Based Costing). Обоснована эффективность применения контрольных метрик в интегрированной отчетности фирм, реализующих стоимостной подход к управлению человеческим капиталом. Разработана схема цифрового приложения "Калькулятор рентабельности инвестиций в человеческий капитал (HCROI)". Рекомендовано использование данного цифрового приложения при подготовке интегрированного годового отчета ОАО "Сетевая компания" за 2020 год. Представленная в цифровом приложении конверсия затрат и инвестиций в человеческий капитал посредством оценки ключевых метрик демонстрирует, во-первых, насколько управление человеческим капиталом соответствует ожиданиям менеджмента и стратегии роста стоимости фирмы. Во-вторых, выявляет связи между нефинансовыми и финансовыми метриками управления человеческим капиталом. И, в-третьих, дает оценку влияния факторов человеческого капитала на достижение стратегических целей и стоимость фирмы.
Лебедев В.А., Авдеева А.И., Мамедов Т.Н. - Венчурные инвестиции как фактор развития экономики России в условиях пандемии |
|
c. 47-57
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2022.1.37318
Аннотация: Предметом исследования является роль венчурных инвестиций в развитии экономики России во время пандемии. Объектом исследования являются венчурные инвестиции. Целью исследования является выявление роли венчурных инвестиций в развитии экономики России в условиях пандемии. Мировой экономический кризис, вызванный пандемией, вынуждает инвесторов искать новые источники финансирования на долгосрочную перспективу. В методологии работы используется логическое обобщение, факторный и сравнительный анализ, метод группировки и системный подход. Для определения роли венчурных инвестиций в развитии экономики России в условиях коронокризиса была проведена оценка текущего состояния венчурного инвестирования в стране. Результаты исследования заключаются в обосновании важности развития российского рынка венчурных инвестиций и формировании предложений по решению проблем, связанных с недостаточной эффективностью реализации венчурных проектов. На основании проведенного в рамках статьи исследования можно сделать вывод, что венчурные инвестиции оказали позитивное воздействие на экономику в пандемию, так как стали источником финансирования для разработки различных проектов, в том числе и по электронной коммерции, что позволило многим хозяйствующим субъектам продолжить свою деятельность. Целесообразным является создание Венчурного фонда ЕАЭС на базе РВК – государственный фонд фондов, который является институтом развития РФ, целенаправленно привлекает российских и зарубежных инвесторов в приоритетные сегменты экономики РФ, способствует развитию новых инвестиционных инструментов национального венчурного рынка.
Петрушина Л.О. - Информационное обеспечение экономического анализа инвестиционной привлекательности организации |
|
c. 52-66
|
DOI: 10.7256/2409-7802.2016.4.20657
Аннотация: Целью исследования являлось выявление и устранение недостатков современных подходов к формированию релевантного информационного обеспечения экономического анализа инвестиционной привлекательности организации. Достоверность и полнота данных, подвергаемых оценке, безусловно, влияет на качество всего управленческого процесса внутри организации, а также на степень объективно возникающего риска при принятии инвестиционного решения внешними пользователями. Кроме того, условия хозяйствования организаций непрерывно изменяются, появляются новые задачи, инструменты их реализации, что обуславливает потребность в адаптации способов сбора, учета и представления данных новым потребностям. В основе методологии проводимого исследования лежали сбор, группировка и систематизация научного опыта в области формирования информационного обеспечения анализа инвестиционной привлекательности. В результате в числе основных проблем подготовки соответствующего информационного обеспечения оказались актуальность данных российской бухгалтерской отчетности, а также ее полнота с точки зрения отражения таких важных для принятия инвестиционного решения аспектов, как неколичественные характеристики деятельности исследуемого объекта, факторы, ее определяющие, зона риска. В процессе изучения понятийного аппарата исследуемой области было предложено авторское прочтение определения инвестиционной привлекательности организации с учетом ранее полученных наработок других экономистов. Совершенствование информационного обеспечения экономического анализа ин-вестиционной привлекательности бизнеса предложено провести за счет использования МСФО или перехода к отчетности об устойчивом развитии. Такие формы представления данных обладают большей прозрачностью, раскрывают качественные аспекты деятельности организации, содержат информацию об определяющих факторах и рисках. Результаты вы-полненного исследования представляют интерес для широкого круга пользователей в сфере принятия инвестиционных решений, в числе которых находятся сотрудники финансовых служб и высшее руководство организаций, кредиторы, инвесторы, а также представители государственных надзорных органов. Учитывая нестабильность экзогенных условий функ-ционирования организаций, новые подходы к формированию информационного обеспечения оценки инвестиционной привлекательности бизнеса будут способствовать снижению уровня риска при принятии инвестиционных решений, повышению доверия среди участников инвестиционного процесса, притоку инвестиций, в том числе иностранных, росту и стабилизации отечественной экономики.
Агузарова Ф.С. - Инвестиционный потенциал Северо-Кавказского Федерального округа |
|
c. 71-77
|
DOI: 10.7256/2409-7802.2016.2.13541
Аннотация: В научной статье исследуется инвестиционный потенциал субъектов Северо-Кавказского Федерального округа. Анализируются социально-экономические показатели субъектов, и на этой основе дается комплексная оценка действующего состояния инвестиционной активности и инвестиционного потенциала регионов Северо-Кавказского Федерального округа. Подчеркивается максимальная потребность привлечения инвестиций в экономику, в том числе и иностранных. По мнению автора, инвестиционные подъемы содействуют экономическому росту, развитию аграрной промышленности и санаторно-курортной сферы. Констатируется высокая роль инструментов налоговой политики в стимулировании инвестиционной деятельности. На основе поискового, статистического и сравнительного методов проведен глубокий анализ социально-экономических показателей, влияющих на развитие инвестиционной привлекательности субъектов Северо-Кавказского Федерального округа за период 2015-2025 гг. Применение указанных методов дало возможность собрать, обрабатывать и систематизировать цифровой материал, представленный в аналитических таблицах. Особый научный интерес представляют предложения исследователя по решению установленных им недостатков в области инвестирования. Отмечаются конкретные возможности для развития инвестиционного процесса с учетом особенностей регионов Северо-Кавказского Федерального округа.
Сундов А.В., Гинзбург М.Ю. - Внедрение института строительно-сберегательных касс в Российской Федерации как инструмента привлечения инвестиций в жилищное строительство |
|
c. 72-80
|
DOI: 10.7256/2409-7802.2016.1.15668
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов целесообразности внедрения института строительно-сберегательных касс в Российской Федерации. Автором настоящей статьи разработана экономико-математическая модель с расчетом соотношения площадей квартир, доступных потребителю через кредитование в строительно-сберегательной кассе и в банке. По результатам исследования выявлены положительные оценки влияния функционирования института строительно-сберегательных касс на уровень обеспечения населения доступным жильем. Основным выводом является предположение о легко прогнозируемом спросе на жилье, и, как следствие, положительном отражении на темпах жилищного строительства и объемах инвестиций в строительную отрасль регламентированного функционирования института строительно-сберегательных касс. Предложенная авторами настоящего исследования модель поведения потребителя позволяет установить, какой из способов жилищного кредитования более эффективен с точки зрения среднестатистического покупателя и какой объем субсидирования наиболее целесообразен с точки зрения финансовых возможностей государства, в частности, субсидий. В основе данной модели заложено предположение, что потребители выбирают между накоплением и кредитованием в строительно-сберегательной кассе или в банке так, чтобы максимизировать площадь покупаемой квартиры. На основании проведенных расчетов строительная сберегательная касса оказывается эффективнее банковской ипотеки на 1,56 % в силу того, что член строительно-сберегательной кассы направляет на банковский депозит ежегодный предполагаемый доход свыше 70 000 руб., получая банковский процент и максимальный размер государственной премии, увеличивая тем самым размер сбережений, и, как следствие, площадь приобретаемой квартиры.
Мамедов Т.Н. - Прямые иностранные инвестиции как ключевой фактор поддержания устойчивого экономического роста стран СНГ |
|
c. 81-88
|
DOI: 10.25136/2409-7802.2019.4.31754
Аннотация: Предметом исследования является оценка роли прямых иностранных инвестиций как ключевого фактора поддержания устойчивого экономического роста государств-партнёров СНГ. В работе проведена сравнительная оценка показателей макроэкономической стабильности. Выявлены проблемы привлечения прямых капиталовложений на пространстве СНГ. Рассмотрены крупнейшие фонды прямых инвестиций стран СНГ как инструмента инвестиционного развития исследуемой группы государств. В статье обоснована необходимость развития механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП), разработки двусторонних и многосторонних фондов прямых инвестиций, унифицированного Соглашения о защите и поощрении инвестиций государств-членов СНГ, что будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста стран союза. Материальной базой для написания работы послужили нормативно-правовые акты, научные статьи, аналитические материалы стран СНГ и официальные источники в сети Интернет. В ходе раскрытия темы исследования использовались такие методы, как: экономико-статистический анализ, системный подход, логическое обобщение и научная абстракция. Научная новизна исследования заключается в разработке собственной авторской классификации прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как фактора развития национальных экономик стран-импортёров капитала. Сделан вывод о недостаточной деятельности существующих фондов в финансировании крупных инвестиционных проектов в рамках союза. Анализ информации подтверждает, что прямые зарубежные инвестиции не выступают ключевым направлением развития экономик стран-партнеров СНГ на современном этапе.
Никитин В.В. - Дочерние организации иностранных строительных компаний в Российской Федерации |
|
c. 132-143
|
DOI: 10.7256/2409-7802.2016.3.20250
Аннотация: Статья посвящена изучению правовых проблем, с которыми сталкиваются при выходе на российский строительный рынок иностранные строительные организации. Автор подробно рассматривает наиболее распространенный способ ведения деятельности в Российской Федерации через посредство создания дочернего хозяйственного общества, преимущества и недостатки такого способа в сравнении с использованием филиала или представительства иностранной строительной организации. В фокусе исследования последние обновления законодательства в сфере иностранных инвестиций, актуальная судебная практика, а также позиции государственных органов исполнительной власти. Методология исследования характерна для отрасли предпринимательского права и предполагает объединение цивилистического подхода и изучение объекта во взаимодействии с институтами публичного правопорядка. Новизна исследования заключается в постановке проблемы доказывания опыта работ и положительной деловой репутации дочерних организаций иностранных строительных компаний. В качестве решения рассматривается правовой механизм простого товарищества, в рамках которого создается консорциум материнской иностранной проектно-строительной организации и ее российской дочерней организации для объединения материальных и нематериальных ресурсов.
|
|