Статья 'Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики

Сидоров Александр Андреевич

старший преподаватель, кафедра экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, Московский Университет имени С.Ю.Витте, Москва

115432, Россия, г. Москва, пр-д 2-Й кожуховский, 12 стр. 1

Sidorov Aleksandr Andreevich

Senior Educator, the department of Municipal Economy and Service Sphere, Moscow Witte University

115432, Russia, g. Moscow, pr-d 2-I kozhukhovskii, 12 str. 1

a.sidorov@myief.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2021.1.35316

Дата направления статьи в редакцию:

21-03-2021


Дата публикации:

28-03-2021


Аннотация: Предметом данного исследования является процесс развития отечественного сектора сферы услуг в рамках цифровизации экономического пространства. Целью данной научной статьи является выявление процессов зависимости развития сферы услуг в рамках цифровой трансформации экономики Российской Федерации на современном этапе развития национальной экономики. Задачи научного исследования: проанализировать ключевые экономические показатели развития сферы услуг в РФ; выявить особенности цифровой трансформации бизнеса в данной сфере; определить закономерности развития сферы услуг под воздействием цифровых процессов. В рамках данной научной статьи были использованы следующие научные методы: анализ статистических данных в сфере развития отрасли услуг и процессов цифровизации бизнеса в данной отрасли, а также метод теоретического анализа научных трудов отечественных учёных-экономистов по теме исследования.   Результатом работы является выявление закономерностей и тенденций в рамках развития сферы услуг под воздействием цифровых процессов – рост оборота деятельности и снижение численности персонала. Значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов в рамках совершенствования развития сферы услуг, как на макроуровне, так и на микроуровне. Научная новизна данного исследования проявляется в рамках сформированной матрицы взаимосвязи развития отдельных отраслей сферы услуг от процессов цифровизации бизнеса. Выявлена неоднородность в сфере цифровизации бизнес-процессов предприятий сферы услуг РФ, тенденция относительного роста эффективности предприятий в отраслях, которые отличатся высокой цифровой активностью.


Ключевые слова:

цифровая экономика, цифровизация, цифровая трансформация, сфера услуг, цифровые процессы, строительство, торговля, транспортировка, связь, финансовые услуги

Abstract: The subject of this research is the development of the domestic service sector within the framework of digitalization of economic space. The goal consists in determination of the processes of dependence of the development of service sector in the context of digital transformation of the economy of the Russian Federation at the current stage of development of the national economy. The author sets the following tasks: to analyze the key economic indicators of the development of service sector in the Russian Federation; to reveal the peculiarities of digital transformation of business in this sphere; to determine the development patterns in service sector under the influence of digital processes. As a result, the author identifies the patterns and trends in the development of service sector under the influence of digital processes – increase in activity ratio and decrease in staff size. The acquired materials can be used for promoting the development of service sector on the macro- and micro-levels, which defines the value of this research. The scientific novelty consists in the formed matrix of interrelation between the development of separate branches of service sector and the processes of business digitalization. The article reveals heterogeneity in the sphere of digitalization of business processes in the service sector of the Russian Federation, as well as the trend of relative increase of the efficiency of enterprises in the industries characterized by high digital activity.


Keywords:

digital economy, digitalization, digital transformation, service sector, digital processes, development, commerce, transport, communications industry, financial services

Цифровая трансформация финансово-экономической системы государства, в современных реалиях является необратимым процессом, который позволяет обеспечить должный уровень конкурентоспособности предприятия в условиях современных процессов развития национальной экономики, исследование тенденций и закономерностей в данной сфере и обуславливает актуальность тематики данного научного исследования.

Последние три десятилетия сфера услуг во-многом определяет основные макроэкономические показатели большинства стран мира, значительно превосходит промышленный сектор экономики и сельское хозяйство по размеру валового внутреннего продукта, лидирует по числу новых рабочих мест и количеству занятых, является ключевым сектором в обеспечении устойчивого развития и борьбы с нищетой во всём мире [3]. Один из основных трендов современной мировой экономики – увеличение доли и значимости сферы услуг [1].

В последние годы значительное внимание уделяется феномену цифровой экономики, исследованию которой посвящено значительное число научных работ [4, 13-15]. В то же время, не до конца исследованным остается вопрос о взаимосвязи цифровой экономики с глубинными, фундаментальными тенденциями развития экономической системы в целом.

В последние десятилетия развивающиеся быстрыми темпами технологии способствуют изменению структуры занятости, и ставят, тем самым, перед современными учеными, экономистами и политиками ряд вопросов относительно перспектив занятости и последствий процессов автоматизации, роботизации и применения искусственного интеллекта для рынка труда [2].

Рассмотрим и проанализируем динамику численности действующих организаций по отдельным секторам сферы услуг Российской Федерации (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Число организаций в рамках отдельных направлений сферы услуг РФ (тыс.) [5-12]

Как можно увидеть из вышеприведенной диаграммы за анализируемый временной период произошло существенное снижение численности хозяйствующих субъектов в исследуемых отраслях сферы услуг Российской Федерации от 8% (в сфере недвижимости) до 26% (в сфере торговли). Во многом это было обусловлено различными факторами (как внешними, так и внутренними):

- нестабильностью экономической ситуации в национальной экономике;

- недостаточным уровнем потребительского спроса и деловой активности;

- высоким уровнем стоимости заемного капитала и ограниченностью внутренних инвестиционных ресурсов.

При этом следует отметить, что наиболее высокие темпы сокращения численности предприятия демонстрировали такие отрасли сферы услуг, как:

- торговля – снижение на 26%;

- информация и связь – 14%;

- финансы и страхование – 23%;

- НИОКР – 15%.

Данные отрасли сферы услуг являются лидерами в рамках цифровой трансформации бизнеса и перехода от традиционной офлайн деятельности к онлайн деятельности на основе цифровых процессов, что позволяет сделать вывод, что снижение численности предприятия в данных отраслях за данный период также было обусловлено сокращение части представительств данных организаций, а также неспособностью части предприятий реализовать конкурентный потенциал в сфере цифровизации операционной деятельности.

Рассмотрим и проанализируем отдельные показатели цифровизации отраслей сферы услуг Российской Федерации за период с 2017 года по 2019 год включительно, для чего воспользуемся нижеприведенной таблицей (Таблица 1).

Таблица 1 – Отдельные показатели цифровизации отраслей сферы услуг РФ в 2017-2019 годах (в % к общему числу организаций) [5-12]

Отрасль сферы услуг

Период

ПК

Серверы

ЛВС

Широкополосный Internet

«Облачные» сервисы

WEB-сайт

Строительство

2017

88,9

58

59,9

81,8

22

38,7

Торговля

94,3

64,3

72,1

90,2

27

52,9

Транспортировка и хранение

93,4

58,2

73

81,1

19,5

37,2

Гостиницы и общепит

90,3

50,6

53,1

78,9

23

45,4

Информация и связь

97

63,5

71,6

90,8

32,2

61,5

Финансы и страхование

94,9

53,4

73,8

90,6

30,1

66,7

Недвижимость

65,6

21,9

23

54,4

15,4

19

НИОКР

93,1

52,6

61,4

85,3

22,8

39,7

Строительство

2019 (на начало года)

86,1

53,9

55,4

79,5

21,1

37,9

Торговля

95,1

66,3

73,8

91,3

36,2

59,3

Транспортировка и хранение

92,7

57,6

71,9

80,3

19,9

36,2

Гостиницы и общепит

88,5

48,7

53

79,3

32,3

43,2

Информация и связь

96,4

63,1

69,5

90,9

32,9

60,1

Финансы и страхование

96

52,6

75,3

93

33,8

69,1

Недвижимость

86,4

43

46,4

77,3

21,1

32

НИОКР

92,3

52,2

59,4

85,6

24

40,8

Строительство

Изменение

-2,8

-4,1

-4,5

-2,3

-0,9

-0,8

Торговля

0,8

2

1,7

1,1

9,2

6,4

Транспортировка и хранение

-0,7

-0,6

-1,1

-0,8

0,4

-1

Гостиницы и общепит

-1,8

-1,9

-0,1

0,4

9,3

-2,2

Информация и связь

-0,6

-0,4

-2,1

0,1

0,7

-1,4

Финансы и страхование

1,1

-0,8

1,5

2,4

3,7

2,4

Недвижимость

20,8

21,1

23,4

22,9

5,7

13

НИОКР

-0,8

-0,4

-2

0,3

1,2

1,1

В соответствии с вышеприведенной таблицей можно определить, что наблюдается рост по всем отраслям сферы услуг в рамках использования таких технологий как: доступ к широкополосному интернету, использование «облачных технологий» и наличие корпоративных сайтов.

Также прослеживается существенное увеличение численности предприятий, использующих локальные вычислительные сети в процессе операционной деятельности. При этом наблюдается относительно снижение численности серверов и компьютеров большинством компаний, что связанно преимущественно с развитием облачных технологий. Лидерами среди отраслей сферы услуг Российской Федерации в рамках цифровой трансформации бизнеса, являются такие отрасли как: финансы и страхование, торговля и информация, и связь.

Рассмотрим и проанализируем динамику оборота предприятий в рамках отдельных направлений сферы услуг Российской Федерации за период с 2017 года по 2019 год включительно (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика оборота предприятий в рамках отдельных направлений сферы услуг РФ (млрд. рублей.) [5-12]

Как можно увидеть из вышеприведенной диаграммы за анализируемый временной период:

- совокупный оборот предприятий строительной отрасли вырос на 9,1% или 621,4 млрд. рублей;

- совокупный оборот предприятий торговой отрасли вырос на 35,3% или 20421,6 млрд. рублей;

- совокупный оборот предприятий транспортной отрасли вырос на 24% или 2605,8 млрд. рублей;

- совокупный оборот предприятий гостиничной отрасли вырос на 20,5% или 234,9 млрд. рублей;

- совокупный оборот предприятий в сфере информация и связь вырос на 23% или 79,5 млрд. рублей;

- совокупный оборот предприятий в сфере недвижимость и НИОКР вырос на 10,5% или 506,9 млрд. рублей.

В целом можно определить, что наиболее высокие темпы роста оборота деятельности демонстрировали предприятия тех отраслей сферы услуг, которые реализуют наиболее активную политику в сфере цифровизации бизнес-процессов.

Рассмотрим и проанализируем динамику численности персонала в рамках отдельных направлений сферы услуг Российской Федерации за период с 2017 года по 2019 год включительно (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Динамика численности персонала в рамках отдельных направлений сферы услуг РФ (тыс. чел.) [5-12]

Как можно увидеть из вышеприведенной диаграммы за анализируемый временной период:

- численность сотрудников предприятий сферы строительства выросла на 0,5% или 31,5 тыс. человек;

- численность сотрудников предприятий сферы торговли сократилась на 2% или 281,3 тыс. человек;

- численность сотрудников предприятий сферы транспортировки выросла на 1,9% или 101,9 тыс. человек;

- численность сотрудников предприятий гостиничной сферы выросла на 4,7% или 77,7 тыс. человек;

- численность сотрудников предприятий сферы информации и связи выросла на 1,8% или 25,6%

- численность сотрудников предприятий финансовой сферы сократилась на 1,7% или 23,6 тыс. человек;

- численность сотрудников предприятий сферы недвижимости сократилась на 1,8% или 23,6 тыс. человек;

- численность сотрудников предприятий сферы НИОКР сократилась на 3,2% или 94,5 тыс. человек.

В целом можно определить, что наибольшее сокращение численности персонала прослеживается в отраслях сферы услуг, которые проводят наиболее активную политику цифровизации бизнес-процессов.

В соответствии с ключевой проблематикой исследования осуществим комплексный анализ степени влияния активности политики цифровизации бизнес-процессов на предприятиях отдельных отраслей сферы услуг Российской Федерации на современном этапе развития национальной экономики государства, для чего воспользуемся нижеприведенной таблицей (Таблица 2).

Таблица 2 – Матрица влияния уровня активности политики цифровизации бизнеса и показателей функционирования предприятий отдельных отраслей сферы услуг Российской Федерации

Отрасль сферы услуг

Уровень активности корпоративной политики цифровизации

Число предприятий

Оборот деятельности

Численность персонала

Строительство

Средний

Сокращение на уровне 10-15%

Рост на уровне 10%

Рост (0,5-2%)

Торговля

Высокий

Сокращение на уровне 25-30%

Рост на уровне 25-35%

Снижение (2-3%)

Транспортировка
и хранение

Средний

Сокращение на уровне 10-15%

Рост на уровне 15-20%

Рост (0,5-2%)

Гостиницы и общепит

Рост (3-5%)

Информация и связь

Высокий

Рост на уровне 15-20%

Рост (0,5-2%)

Финансы и страхование

Сокращение на уровне 25-30%

Рост на уровне 25-35%

Снижение (2-3%)

Недвижимость

Средний

Сокращение на уровне 10-15%

НИОКР

Рост на уровне 10%

В соответствии с вышеприведенной таблицей можно определить две закономерности:

- предприятия отраслей сферы услуг, которые проводят активную политику цифровизации бизнеса характеризуются более высокими темпами сокращения численности хозяйствующих субъектов, более высоким уровне оборота деятельности и снижением численности персонала;

- предприятия отраслей сферы услуг, которые проводят умеренную политику цифровизации бизнеса характеризуются менее высокими темпами сокращения численности хозяйствующих субъектов, менее высоким уровне оборота деятельности и ростом численности персонала.

Выводы. Как итог данного научного исследования можно определить, что современная ситуация в сфере цифровизации бизнес-процессов предприятий сферы услуг Российской Федерации характеризуется относительной неоднородностью. Наряду с отраслями, которые проводят активную политику цифровизации бизнеса (финансы, страхование, торговля) существуют отрасли, которые проводят умеренную политику цифровизации (строительство, гостиничная отрасль, отрасль транспортировки и хранения). Четко прослеживается тенденция относительно более высокого уровня эффективности деятельности предприятий отраслей, которым присуща более высокий уровень цифровой активности. В то же время в данном аспекте формируется определенная проблематика – снижение численности занятых, что может послужить причиной ухудшения общеэкономической ситуации в будущих периодах.

Библиография
1. Восколович Н.А. Измерение влияния цифровой трансформации сферы услуг на качество жизни населения // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. №75. С. 6-23.
2. Гаджиева А.Г. Цифровизация и занятость: роль отраслей сектора услуг // Инновации. 2018. №2 (232). С. 61-70.
3. Горбашко Е.А., Ватолкина Н.Ш. Тенденции развития сферы услуг в условиях цифровой трансформации экономики // ТТПС. 2019. №3 (49). С. 45-51
4. Морозов М.А., Морозова Н.С. Развитие цифровой сервисной экономики и ее влияние на рынок труда // Сервис +. 2018. №1. С. 100-107.
5. Регионы России в цифрах. 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/fimgAF33/Region_Pokaz_2020.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
6. Регионы России в цифрах. 2019. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1dJJCOvT/Region_Pokaz_2019.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
7. Регионы России в цифрах. 2018. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg-pok18.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
8. Регионы России в цифрах. 2017. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/peg-pok17.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
9. Россия в цифрах 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/GOyirKPV/Rus_2020.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
10. Россия в цифрах 2019. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rus19.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
11. Россия в цифрах 2018. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
12. Россия в цифрах 2017. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (дата обращения: 22.03.2021)
13. Руденко М.Н., Грибанов Ю.И. Тенденции цифровизации и сервисизации экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. №2 (40). С. 5-8.
14. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. №10 (118). С. 46-63.
15. Шестопалова А.Н. Стратегические ориентиры развития сферы услуг в цифровой экономике // Цифровая наука. 2020. №9. URL: С. 24-32.
References
1. Voskolovich N.A. Izmerenie vliyaniya tsifrovoi transformatsii sfery uslug na kachestvo zhizni naseleniya // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. 2019. №75. S. 6-23.
2. Gadzhieva A.G. Tsifrovizatsiya i zanyatost': rol' otraslei sektora uslug // Innovatsii. 2018. №2 (232). S. 61-70.
3. Gorbashko E.A., Vatolkina N.Sh. Tendentsii razvitiya sfery uslug v usloviyakh tsifrovoi transformatsii ekonomiki // TTPS. 2019. №3 (49). S. 45-51
4. Morozov M.A., Morozova N.S. Razvitie tsifrovoi servisnoi ekonomiki i ee vliyanie na rynok truda // Servis +. 2018. №1. S. 100-107.
5. Regiony Rossii v tsifrakh. 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/fimgAF33/Region_Pokaz_2020.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2021)
6. Regiony Rossii v tsifrakh. 2019. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1dJJCOvT/Region_Pokaz_2019.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2021)
7. Regiony Rossii v tsifrakh. 2018. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg-pok18.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2021)
8. Regiony Rossii v tsifrakh. 2017. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/peg-pok17.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2021)
9. Rossiya v tsifrakh 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/GOyirKPV/Rus_2020.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2021)
10. Rossiya v tsifrakh 2019. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rus19.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2021)
11. Rossiya v tsifrakh 2018. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2021)
12. Rossiya v tsifrakh 2017. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2021)
13. Rudenko M.N., Gribanov Yu.I. Tendentsii tsifrovizatsii i servisizatsii ekonomiki // Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii. 2019. №2 (40). S. 5-8.
14. Khalin V.G., Chernova G.V. Tsifrovizatsiya i ee vliyanie na rossiiskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018. №10 (118). S. 46-63.
15. Shestopalova A.N. Strategicheskie orientiry razvitiya sfery uslug v tsifrovoi ekonomike // Tsifrovaya nauka. 2020. №9. URL: S. 24-32.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. Рецензируемая научная статья посвящена исследованию динамики использования цифровых технологий и элементов цифровизации в отдельных секторах сферы услуг национальной экономики. В статье раскрывается сущность обозначенной проблематики и текущее состояние исследуемых вопросов.

Методология исследования. Автор при проведении исследования в основном опирается на методы анализа и синтеза, статистического анализа и экстраполяции результатов.

Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена активным проникновением цифровых технологий во все сферы экономики. Необходимость ускорения процессов цифровизации и цифровой трансформации сферу услуг является следствием конкурентной борьбы за потребителя, выход на рынки цифрового пространства, формирования конкурентоспособных сервисов и востребованных механизмов взаимодействия с клиентами, что требует аналитической и научно-методической проработки наблюдаемых изменений.

Научная новизна. Элементы приращения научного знания можно проследить через призму недостаточной изученности особенностей цифровой трансформации отдельных секторов экономики, в частности сферы услуг. В ходе исследования определены тенденции проникновения цифровых технологий в отдельные сектора сферы услуг. Представленные обобщения о влиянии цифровой трансформации на уровень эффективности деятельности и численность занятых имеют прикладное значение и обладают практической значимостью. Логичность и обоснованность выводов не содержит спорных суждений и подтверждается эмпирическими материалами.

Стиль, структура, содержание. Содержание представленной работы соответствует заявленной теме. В целом работа выдержана в общепринятых стандартах обезличенного научного стиля изложения. Во введении отражена актуальность проведенного исследования. Предмет и методология исследования изложены достаточно ясно. В заключении определено значение полученных результатов. В работе представлен обширный статистический материал, что формирует объективность, достоверность и обоснованность выводов. Однако некоторые части работы требуют стилистической и пунктуационной корректировки.

Библиография. Автором приводится достаточно релевантный список статистических и научных источников исходных данных. Однако для учета достижений мировой науки в теории вопроса следовало бы уделить внимание тематическим научным публикациям зарубежных ученых.

Апелляция к оппонентам. Автор демонстрирует явную осведомленность о состоянии вопроса и различных взглядах на аспекты проблемы. Однако вызывает вопросы неоднозначный выбор секторов сферы услуг для изучения и анализа. В частности, упущены из виду некоторое сектора сферы услуг, составляющие значимую часть третичного сектора экономики: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, рекреационные и медицинские услуги. Спорным также является мнение автора об отнесении к сфере услуг строительной отрасли.

Выводы, интерес читательской аудитории. Представленная статья носит ярко выраженный прикладной аналитический характер. В работе обозначается острота развивающегося явления, его связь с другими отраслями экономики, перспективы социальных последствий, намечаются направления дальнейших междисциплинарных исследований. В этом аспекте статья будет интересна широкому кругу читательской аудитории социально-гуманитарного профиля.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.