Статья 'Тенденции развития сферы культуры в Республике Татарстан в условиях ограничительных мер' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Тенденции развития сферы культуры в Республике Татарстан в условиях ограничительных мер

Иштирякова Лейсан Хабировна

старший научный сотрудник, Государственное Бюджетное Учреждение Центр перспективных экономических исследований Академии Наук Республики Татарстан

420111, Россия, республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, 23/6, оф. 1004

Ishtiryakova Leysan Habirovna

Senior Scientific Associate, Center of Advanced Economic Research of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Karla Marksa, 23/6, of. 1004

Leysan.Ishtiryakova@tatar.ru

DOI:

10.25136/2409-7802.2021.3.34911

Дата направления статьи в редакцию:

22-01-2021


Дата публикации:

03-10-2021


Аннотация: Введение ограничительных мер в период распространения коронавирусной инфекции (COVID—19) внесло свои коррективы в развитие сферы культуры в 2020 году. В данной статье автор рассматривает развитие сферы культуры в рамках принятия мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции COVID—19 в Республике Татарстан. Цель данного исследования заключается в рассмотрении основных аспектов развития сферы культуры в Республике Татарстан в 2020 году и выявлении основных проблем в связи с принятием ограничительных мер в период пандемии, на основании чего сформированы рекомендации в области развития условий для равномерного предоставления возможности доступа к культурным продуктам республики с опорой на российский и международный опыт.   Научная новизна данной статьи заключается в предложении мер по обеспечению равномерного предоставления услуг в сфере культуры с учетом опыта ограничительных мер в период распространения коронавирусной инфекции. В 2020 году сферу культуры в Республике Татарстан характеризует стремительный рост спроса на онлайн—демонстрации культурных продуктов на фоне значительного падения посещаемости учреждений культуры. Теоретическая основа данной статьи базируется на обзоре научных исследований зарубежных и отечественных ученых в сфере культуры. Кроме того, в статье применялся метод дескриптивного анализа статистических данных в сфере культуры в сочетании с обзором основных нормативных актов, определяющих направление развития данной сферы, и противоэпидемических мероприятий, принятых в 2020 году.


Ключевые слова:

культура, ограничительные меры, национальные проекты, национальные цели, платные услуги, онлайн трансляция, пандемия, заработная плата, проблемы сферы культуры, культурно-досуговые услуги

Abstract: Introduction of restrictive policy due to the COVID-19 pandemic affected the development of cultural sphere in 2020. This article traces the development of cultural sphere within the framework of measures aimed at prevention of the spread of COVID-19 in the Republic of Tatarstan. The goal of this research lies in the analysis of the key aspects of cultural development in the Republic of Tatarstan in 2020, as well as in determination of the major issues caused by lockdown, grounds for the development of recommendations regarding the conditions for providing uniform access to cultural products of the republic based on the Russian and international experience. The scientific novelty consists in proposal of measures for uniform rendering of cultural services with consideration of the experience of restrictive policy during the spread of coronavirus disease. In 2020, cultural sphere in the Republic of Tatarstan is characterized by rapid increase in the demand for online display of cultural products on the background of a significant drop in attendance of cultural establishments. Theoretical framework of this article is based on the overview of scientific research conducted by foreign and Russian scholars in cultural sphere. The research employs the method of descriptive analysis of statistical data in cultural sphere alongside the main normative acts that determine the vector of development of this sphere, and anti-epidemic measures adopted in 2020.


Keywords:

culture, restrictive measures, national projects, national goals, paid services, online broadcasting, pandemic, wages, cultural issues, cultural and leisure services

Введение

Сфера культуры является важным фактором развития общества, поддержания физического и психологического здоровья его граждан. Кроме того, особая ценность данной сферы раскрывается в ее способности передачи истории, традиций народов через поколения, что важно в контексте формирования духовно—нравственных ценностей у молодежи. Приоритетность развития сферы культуры в Российской Федерации закреплена в рамках Указа Президента РФ от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития России до 2030 года» [1], а также национального проекта «Культура».

В отечественной научной литературе проблемы состояния современной культуры в корреляции с существенными изменениями социального субъекта исследованы В. А. Жилиной [2, с.21]. В контексте изучения социокультурной трансформации культуры в информационном пространстве стоит отметить научную работу А. В. Цехмистренко, где проанализированы основные принципы взаимодействия современного общества и информационного пространства, изучены особенности человека современной информационной культуры постиндустриального информационного общества [3, с.218-219]. Влияние цифровых технологий на современный культурный процесс рассмотрела Л. Н. Мешкова [4, с.53].

Среди современных зарубежных исследований стоит отметить анализ влияния пандемии на сферу культуры и занятость, с акцентом на крупные города, проведенный Травкиной Екатериной и Пьерлуиджи Сакко [5]. Анализу стоимости и объему продаж на рынке искусства, а также влиянию экономического развития на сферу культуры посвящена работа И. Бялыницка-Бирула [6].

Основная часть

В 2020 году сферу культуры в Республике Татарстан характеризует рост востребованности онлайн—мероприятий на фоне снижения посещаемости учреждений культуры. По состоянию на октябрь месяц количество посещений культурных учреждений составило порядка 9 млн при плановом значении 14,5 млн. Онлайн—трансляции по республике посетили 24 млн раз из разных регионов России и разных стран.

Объем платных услуг учреждений культуры населению в течение первых 10 месяцев 2020 года демонстрировал разнонаправленную динамику, что обусловлено принятием ограничительных мер в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID—19) и закрытием для посещений учреждений культуры с 19 марта до 17 августа 2020 года (справочно: на первом этапе принятия ограничительных мер были отменены все культурные мероприятия на государственных и муниципальных площадках с участием более 50 человек).

Наибольшее сокращение объемов платных услуг учреждений культуры пришлось на апрель и май 2020 года, когда были приняты наиболее строгие ограничительные меры по Российской Федерации, а организации сферы культуры не успели адаптироваться к новым условиям. Начиная с июня наблюдался постепенный рост рассматриваемого показателя, однако цифры остаются на катастрофически низком уровне. В августе объем платных услуг населению в сфере культуры составил 48,9% по Российской Федерации, и 36,3% по Республике Татарстан. После постепенного роста рассматриваемого показателя с июня (РФ – 7,3, РТ – 13,8%) по сентябрь (РФ – 57,1%, РТ – 45,9%) в октябре произошло снижение значений на 12,6 п.п. как по России, так и по республике (РФ – 44,5, РТ – 33,3%).

Источник: ЕМИСС [7]

Рисунок 1 — Индекс физического объема платных услуг населению в январе-октябре 2020 году в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду 2019 года

За период январь-октябрь 2020 года индекс физического объема платных услуг населению по сравнению с аналогичным периодом 2019 года по Российской Федерации в целом составил 48,6%, по Республике Татарстан – 43,9%, что более чем в 2 раза ниже показателя за аналогичный период в 2019 году.

Источник: ЕМИСС [7]

Рисунок 2 — Индекс физического объема платных услуг населению, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году, январь-октябрь 2020 г. (процент)

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 «О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции» (с изменениями на 18 сентября 2020 года) с 17.08.2020[8] работа театров, кинотеатров (кинозалов), цирков, концертных залов осуществляется при условии обеспечения заполнения зрительного зала не более чем на 70 процентов мест и равномерной рассадки зрителей. В соответствии с рекомендациями санитарно—эпидемиологической комиссии кабмина РТ рекомендована заполняемость залов при проведении массовых мероприятий не более чем на 50%. Уменьшение количества зрителей, допущенных к просмотру, в свою очередь, сокращает объемы кассовых сборов учреждений культуры. По оценкам ЮНЕСКО, некоторым театрам необходима заполняемость на 80–90% для обеспечения финансовой жизнеспособности [9]. Таким образом, основной проблемой учреждений сферы культуры в связи с пандемией являются финансовые потери. Ряд организаций предпринимали попытки частичной компенсации недополученных средств посредством повышения цен на билеты, однако серьезного увеличения цен на посещения учреждений культуры после смягчения ограничительных мер в сентябре 2020 года не наблюдалось. В целом за IV квартал 2020 года в Республике Татарстан, как и по стране, только индекс цен на посещение музеев и выставок (107,81%) находился на уровне выше инфляции (104,23%), впервые начиная с 2016 года.

Индекс цен на билеты в театр в IV квартале 2020 года демонстрировал снижение темпов роста по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и прервав установившийся с 2017 по 2019 годы рост показателя составил 102,5%. Индекс цен на посещение кинотеатров продолжил наблюдающийся с 2015 года понижательный тренд и составил 96,67% (Рисунок 3).

Источник: ЕМИСС [7]

Рисунок 3 - Индекс потребительских цен на услуги в сфере культуры в Республике Татарстан в IV квартале (% к аналогичному периоду предыдущего года)

Положительным в существующих условиях является то, что в учреждениях культуры государственной и муниципальной форм собственности удалось сохранить уровень заработной платы работников. Средняя заработная плата работников учреждений культуры за январь—июнь 2020 года зафиксировалась на уровне 34,4 тысячи рублей, по Республике Татарстан – 33,5 тысяч рублей. Отметим, что отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в целом по России в 2019 и 2020 году (январь—сентябрь) демонстрировал понижательный тренд, тогда как по Республике Татарстан растущий.

Таблица 1.

Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, январь - сентябрь 2019 и 2020 годов (%)

Российская Федерация

Республика Татарстан

2019

101,0

101,8

2020

98,7

104,8

Источник: Росстат [10]

Основные показатели эффективности развития сферы культуры были определены в соответствии с национальным проектом «Культура», состоящим из трех федеральных и региональных составляющих: «Культурная среда» [11], «Творческие люди» [12] и «Цифровая культура» [13] (утв. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») [14]. В качестве основных целевых показателей данного национального проекта были определены: «увеличение числа посещений учреждений культуры к 2024 году на 15%» и «числа обращений к культурным цифровым ресурсам в пять раз». Как уже упоминалось выше, в сфере сложившейся санитарно—эпидемиологической ситуацией в сфере культуры наблюдается значительный рост посещаемости онлайн—мероприятий на фоне существенного снижения посещаемости учреждений культуры.

21 июля 2020 года с учетом сложившейся социально—экономической ситуацией в стране и в мире Указом Президента Российской Федерации “О национальных целях развития России до 2030 года” были скорректированы установленные ранее целевые показатели и определены новые. В сфере культуры в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» установлен более емкий по сравнению с национальным проектом индикатор «увеличение к 2030 году числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года» [15, с.85], что подразумевает посещения мероприятий, проводимых в различных форматах, в том числе и посредством онлайн—ресурсов, что в свою очередь позволит обеспечить возможность более равномерного предоставления культурно—досуговых услуг в различных типах населенных пунктов.

В 2020 году в Республике Татарстан было исполнено большинство целевых задач, определенных региональными составляющими национального проекта «Культура». Так, в частности в рамках реализации проекта «Культурная среда» был произведен капитальный ремонт Набережночелнинского государственного театра кукол, 14 образовательных учреждений в сфере культуры были оснащены новым музыкальным оборудованием, созданы 3 модельные муниципальные библиотеки, построено 5 сельских клубов. В рамках проекта «Творческие люди» проведено 5 фестивалей детского творчества, более 1 тыс. специалистов прошли обучение на курсах повышения квалификации, проведено 3 масштабных фестиваля, организовано 12 выставок, реализовано 5 культурно—просветительских программ. В рамках проекта «Цифровая культура» создано 5 виртуальных концертных залов, фонд оцифрованных изданий Национальной электронной библиотеки пополнен 500 книжными памятниками, создано 3 мультимедиа—гида по экспозициям и выставочным проектам.

Вывод

Введение ограничительных мер на посещаемость массовых мероприятий вызвало резкий спад количества посещений учреждений культуры и, следовательно, объема платных услуг, предоставляемых населению, в данной сфере. Сложившаяся тенденция сказалась на финансовом состоянии культурно-коммуникативных структур, обострились проблемы частных театров, творческих коллективов и самозанятых деятелей искусства. На данный момент основная поддержка данной категории творческих коллективов осуществляется только посредством предоставления грантов, что в целом не решает проблемы данной категории.

Параллельно со снижением посещаемости организаций культуры наблюдается рост спроса на онлайн-трансляции культурных продуктов. С января по октябрь 2020 года жители разных регионов России и стран посетили онлайн—трансляции учреждений культуры Республики Татарстан 24 млн раз. Для сравнения отметим, что в 2019 году число обращений к цифровым ресурсам в целом по Российской Федерации составило 50,1 млн единиц, в 2018 году – 18,9 млн единиц.

Одной из серьезных проблем в рассматриваемой сфере необходимо выделить неравномерность размещения объектов культуры, а именно высокую концентрацию учреждений культуры в крупных городах по сравнению с меньшими, прежде всего удаленными сельскими населенными пунктами, что влияет на показатели миграционного оттока из средних и малых населенных пунктов, что, в свою очередь отрицательно влияет на пространственно-территориальное развитие региона [16, с.33].

В заключение анализа представим рекомендации по возможным мерам по развитию сферы культуры с учетом полученного в 2020 году опыта:

1. Развитие онлайн—трансляций, что позволит обеспечить доступ к культурным мероприятиям тем слоям, которым ранее это было недоступно, в том числе в удаленных районах при наличии возможности широкополосного доступа к информационно—коммуникационной сети Интернет.

2. Разработка концепции онлайн—мероприятий (в том числе технической) и проработка вопроса авторских прав при реализации культурных мероприятий в онлайн—формате.

3. Проработка системы мониторинга и статистического учета онлайн—мероприятий, в том числе онлайн—активности, и иных технологий виртуальной реальности.

4. Разработка и оказание комплексной поддержки негосударственного сектора сферы культуры.

5. Наряду с состоянием зданий обратить особое внимание на техническое оснащение учреждений культуры в сельской местности, особенно в труднодоступных районах, и районах с низким уровнем доходов населения с целью обеспечения возможности массовой демонстрации культурных продуктов, в том числе в онлайн—формате.

6. Продвижение экспорта культурного продукта Республики Татарстан за пределы республики посредством повышения его качества и обеспечением технических возможностей учреждений культуры.

7. Обеспечение безопасности культурных объектов.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования статьи выступает региональная сфера культуры и стратегии ее развития в условиях пандемии. Вообще, пандемия не только наиболее рельефно выявила те проблемы, которые долго накапливались в экономике и социальной сферы как РФ, так и ее регионов, но и существенно ускорила процессы перестройки их деятельности, формы и методы взаимодействия, производства и реализации продукции и услуг. Но если сфера реального производства смогла достаточно быстро нащупать стратегии своего выживания путем перехода на дистанционные формы работы, там, где это возможно, а также реализации своей продукции через различные курьерские службы, то сфера производства услуг оказалась в более сложном положении. При этом даже на фоне других подобных отраслей область культурного производства была поставлена на грань выживания, поскольку культурные мероприятия уже сами по себе предполагают привлечение больших масс людей, что было категорически запрещено в пиковые месяцы пандемии.

Методология исследования построена на анализе статистических показателей деятельности сферы культуры, сравнении региональных трендов с общефедеральными, а также рассмотрении нормативно-правового обеспечения и поддержки культурной сферы региона, в данном случае Республики Татарстан.
При этом автор, на наш взгляд, существенно ограничивает тот перечень показателей и индикаторов, которые характеризуют возникшие тренды в культурной отрасли, их следовало расширить, что позволило бы рельефнее обозначить имеющиеся в регионы тенденции и выявить наиболее проблемные точки.
Автор строит свое исследование на сравнении культурной сферы региона с соответствующими трендами Российской Федерации в целом, тогда как, по нашему мнению, было бы интересно взять в качестве сравнения ряд соседних регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, либо регионов, близких к Татарстану по своим региональным показателям.

Актуальность представленного исследования заключается в том, что в центре внимания оказывается сфера культуры, которая зачастую рассматривается как вспомогательная, не оказывающая прямого влияния на экономический потенциал региона. При этом в работах зарубежных авторов культурное производство признается одним из важнейших в формировании таких показателей, как бренд региона, привлекательность региона для квалифицированной рабочей силы, а также отмечается существенный вклад культуры в формирование человеческого капитала. Поэтому удар пандемии по сфере культуры оказывает хоть и косвенный, но не менее значительный удар по сфере реального производства.

Научная новизна вытекает из отмеченной нами выше актуальности исследования. Автор исследует стратегии выживания и развития культурной сферы, отмечает факторы, определившие перспективы ее дальнейшего перехода на новые, постпандемические формы деятельности, в частности, использование цифровых технологий, и на этой основе формулирует рекомендации, которые позволяют преодолеть негативные последствия, которые сфере культуры пришлось пережить в 2020 году.

Статья выдержана в строгом научном стиле, хорошо структурирована, снабжена диаграммами и таблицами, поясняющими тезисы и аргументацию автора. Статью легко и интересно читать.

Библиография включает 16 источников, существенная часть из которых опубликована в прошлом и текущем годах, то есть исследование опирается на самые актуальные публикации.

В целом автор поднимает актуальную проблему выработки новых стратегий развития сферы культуры в условиях пандемии и иных форс-мажорных условиях, указывает, что переход на цифровые технологии позволяет если не преодолеть негативные тенденции, то в существенной степени их ослабить.
К недочетам работы, по нашему мнению, следует отнести достаточно узкий перечень показателей, по которым анализируется ситуация в культурной сфере, отсутствие более глубокого анализа культурной сферы региона в целом как до пандемии, так и в условиях пандемии, а также отсутствие межрегиональных сравнений.
Вместе с тем, это не умаляет достоинств исследования, которое, по нашему мнению, вполне достойно публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.