Статья 'Направления государственной политики поддержки малых и средних предприятий России.' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Направления государственной политики поддержки малых и средних предприятий России

Макарова Марина Владимировна

кандидат социологических наук

доцент кафедры коммерции и торгового дела Московского финансово-промышленного университета "Синергия"

105318, Россия, г. Москва, ул. Измайловский Вал, 2

Makarova Marina Vladimirovna

PhD in Sociology

Docent, Department of Commerce and Trade, Moscow University for Industry and Finance "Synergy"

105318, Russia, g. Moscow, ul. Izmailovskii Val, 2

makarova1382@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7802.2019.2.25750

Дата направления статьи в редакцию:

16-03-2018


Дата публикации:

18-07-2019


Аннотация: Предметом исследования являются современные и перспективные направления государственной политики поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Рассмотрены новые институциональные образования. Малый и средний бизнес является основой сильной экономики страны. Цель работы − ответить на вопрос, насколько эффективна государственная поддержка малого и среднего бизнеса в этом направлении. Объектом исследования является государственная политика Российской Федерации в области поддержки малых и средних предприятий (МСП). Именно малые и средние предприятия являются начальными системами формирования более крупных инновационных структур. Методология исследования. При написании работы использовались научный поиск, литературный обзор, анализ, сравнение, обобщение, статистический метод для исследования различных аспектов государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Результаты, полученные в ходе исследования. В качестве основных выводов по финансово-экономическому блоку государственной поддержки МСП можно отметить следующие: 1. Финансовая государственная поддержка субъектов МСП основывается на предоставлении кредитов на льготных условиях с целью пополнения оборотного и инвестиционного капитала, а также выдачи гарантий и поручительств со стороны специально созданных федеральных и региональных институтов. Результаты, полученные в результате анализа организационного блока: 1. Государственная поддержка субъектов МСП направлена на отрасли, где решающее значение имеет политика импортозамещения. 2. Электронные ресурсы, предлагаемые различными государственными ресурсами, нуждаются в доработке и апробации с учетом мнения потенциальных предпринимателей. 3. Возможно увеличение объема образовательной деятельности в сфере финансовой грамотности, основ предпринимательства, обучению онлайн-сервисам в образовательных организациях.


Ключевые слова:

малые предприятия, инновационная деятельность, государственная поддержка, субсидии, бизнес-инкубаторы, университеты, государственные финансы, предпринимательство, Россия, налоги

Abstract: The subject of this research the current and upcoming trends of state policy aimed at support of small and medium businesses. The author reviews the new institutional formations. Small and medium business is the backbone for country’s strong economy. The goal is to answer the question of how effective is the state support of small and medium business in this regard. The object of this research is the state policy of the Russian Federation for supporting small and medium businesses (SMB). Namely the small and medium businesses as the basics of formation of the larger innovation structures. The author concludes that state financial backing of the subjects of SMB is based on subsidized loans aimed at increasing operation and investment capitals, as well as providing guarantees and suretyship by specially formed federal and regional institutions. The results obtained from the analysis of organizational block demonstrate the following: state support of the subjects of SMB is aimed at the sectors with prevailing policy of import substitution; electronic sources, offered by various government resources, require additional revision and testing, with consideration the opinion of potential entrepreneurs; expansion of educational capacity in the area of financial literacy, basis of entrepreneurship, along with teaching online services in educational establishments.


Keywords:

small enterprises, innovative activities, state support, subsidies, business incubators, universities, Public Finance, entrepreneurship, Russia, tax

Введение.

В России государственную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса можно определить как направленность действий государства на увеличение их числа. Основная цель государственной поддержки малых и средних предприятий – это повышение социальной и экономической эффективности регионов. Малые и средние предприятия – это основа сильной экономики в ряде стран Евросоюза и США, поэтому особое внимание государство уделяет инновационному предпринимательству и привлечению активной молодежи, созданию современных технологий для формирования комфортной среды для начинающих предпринимателей, таких, как облачные технологии, федеральные реестры, службы «одного окна».

Проблемами разработки эффективной инфраструктуры малого и среднего бизнеса в России занимаются такие ученые, как Николаева Т.П., Коростышевская Е.П.[13]. Изменения законодательства в сфере налогобложения, проблемы кредитования рассматриваются в работах Кузнецовой Н.В., Королева В.И., Парамонова С.В.[14,15]. Зарубежный опыт поддержки инновационных предприятий в США изучается Малаховым В.А. и многими другими.[16] В работе Волковой Е.В. представлена характеристика мер государственной поддержки МСП в России и в ряде зарубежных стран (США, Япония), анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что содержание этих механизмов идентично.[17]

Обобщая изученные выше работы отечественных исследователей по проблемам развития малого и среднего бизнеса, можно сделать вывод о том, что цель государства на сегодняшний момент – максимально усилить роль малого бизнеса в экономике.

Для поддержки инновационных предприятий определены такие формы как акселераторы и бизнес-инкубаторы, которые формируют инфраструктуру инновационного предпринимательства. Как и деловая активность в стране, основная их часть сконцентрирована в европейском регионе России (Москва, Санкт-Петербург, Казань), что подтверждает сильную дифференциацию регионов по экономическому положению.

Формирование инфраструктуры для успешного функционирования малых предприятий является важнейшим фактором, определяющим эффективность государственных расходов в этой сфере. Инфраструктура для малых предприятий включает в себя региональные гарантийные и микрофинансовые организации, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки.

Несмотря на то, что субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивают небольшой рост ВВП, малые и микро-предприятия важны государству, прежде всего, как инструмент политики занятости. Отличительными чертами деятельности малых предприятий являются относительно небольшая доля рынка выпускаемой ими продукции; ограниченность финансовых ресурсов, недостаточный объем рабочей силы.

При этом, рассматривая социальную эффективность малых и средних предприятий, можно отметить занятость лиц пенсионного возраста, молодежи, лиц с ограниченными возможностями, улучшение криминогенной обстановки в регионах.

На сегодняшний момент в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на февраль 2016 года зафиксировано 5523765, на февраль 2017 года 5 925 282 субъекта МСП.[10]

Объем субсидий, выделяемых из федерального бюджета на государственную поддержку бюджетам субъектов Российской Федерации уменьшается. В 2016 году было выделено 10,6 млрд. рублей, в 2017 году объеме 7,5 млрд. рублей, в 2018 году в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса выделено 5,017 млрд. рублей, что свидетельствует о том, что, несмотря на увеличение числа МСП, объем финансирования сокращается. [8] Можно предположить, что государство рассчитывает получить эффект от других форм поддержки субъектов МСП.

К основным проблемам малого и среднего бизнеса можно отнести следующие: достаточно тяжелая нагрузка по налогообложению, ограничение доступа к финансовым ресурсам, противоречивый характер нормативного сопровождения деятельности субъектов МСП. Это свидетельствует о том, что малый и средний бизнес редко обращается к внешним источникам займов либо из-за их недоступности, либо вследствие нежелания расширять бизнес. Маленькие компании дисциплинированы в отношении обязательств по платежам, при этом часто получают оплаченные товары и услуги с задержками.

Проблемой для малого предпринимательства является его зависимость от потребительского спроса. За пределами регионов и за рубежом продукция малого бизнеса слабо востребована. Региональный спрос на продукцию малых предприятий внутри страны низкий, что приводит к уменьшению пополнения оборотных средств малых предприятий. Такая экономическая ситуация вынуждает предпринимателей малого бизнеса к сокращению деловой активности.

Основная часть.

Государственную политику в отношении поддержки малого бизнеса можно разделить на два блока: финансово-экономический и организационный. Основным инструментом поддержки субъектов МСП являются государственные программы, где устанавливаются целевые показатели, объем выделенных денежных средств, целевая аудитория. В существующих государственных программах на различных уровнях управления можно выделить следующие основные направления:

- консультирование и обучение по вопросам ведения бизнеса;

- открытый доступ к госзакупкам;

- преференции и льготы субъектам малого бизнеса.

На региональном уровне и на уровне муниципалитетов осуществляется работа органов власти по следующим направлениям:

- обучение сотрудников МСП;

- активное привлечение молодежи в бизнес;

- создание электронной среды для организации работы МСП;

- создание коворкингов для начинающих предпринимателей.

Рис. 1 Направления государственной поддержки субъектов МСП.

Источник: составлено автором на основе данных Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Коворкинг-центр − площадка, созданная в целях оказания имущественной поддержки предпринимателей в виде предоставления им инвентаря и оборудования на безвозмездной основе, а также их информационной поддержки в виде доступа к информационно-телекоммуникационным сетям.

Несмотря на некоторые предпринимаемые защитные меры со стороны государства, например, квотирование закупок и перечня продукции для предпринимателей, поддержка малых предприятий остается проблемной сферой для экономики страны. Правительством России развернута работа по регулированию предпринимательской деятельности, например, «дорожная карта», разработанные с участием Национальной предпринимательской инициативы.

Среди законодательных актов, которые обеспечивают условия для развития малых предприятий, можно отметить Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, где указаны приоритеты и планируемые показатели государственной поддержки субъектов МСП. В представленной ниже таблице представлены актуальные потребности малых и средних предприятий и направления государственной поддержки в 2018 году.

Таблица 1.

Потребности субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъект МСП

Потребность МСП

Услуга

Государственные и иные институты, предоставляющие услугу

МСП, реализующие проекты в приоритетных отраслях

1. Приобретение основных средств (включая строительство, реконструкцию, и т.д.) модернизацию объектов капитального строительства,

2. Запуск новых проектов (инвестиционные проекты)

3.Пополнение оборотного капитала

Кредиты в сумме не менее 3 млн рублей для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых,

Кредиты для средних предприятий – до 9,6% годовых.

Корпорация МСП,

Министерство экономического развития РФ, аккредитованные коммерческие банки,

Микрофинансовые организации, предоставляющие займы субъектам МСП

Малые предприятия

Регистрация юридического адреса

Внедрение почтового ящика вместо обязательного юридического адреса

Министерство экономического развития, коммерческие банки

Малые предприятия

«Старт за ноль»

Снижение госпошлины до 0.

Министерство экономического развития РФ

Субъекты МСП

Образовательные программы

Предоставление образовательных программ для работников МСП

Министерство экономического развития РФ, региональные экономические ведомства

· Источник: составлено автором на основе данных сайта Министерства экономического развития.

На сайте Министерства экономического развития России приведены данные о субъектах Российской Федерации, где будут создаваться центры поддержки экспорта, инжиниринга и кластерного развития. [7]

При этом для эффективной работы муниципалитетов планируется передача всех налогов от МСП на муниципальный уровень.

Для оценки эффективности государственной поддержки выделяют следующие группы показателей: регистрация бизнеса, мобильность рынка труда, регистрация собственности, получение кредита, защита инвесторов, исполнение контрактов, закрытие бизнеса.[3]

Финансовый блок государственной поддержки.

Финансовая поддержка со стороны правительства имеет большое значение в обеспечении стабильной работы малых предприятий. В целях поддержки малого бизнеса целесообразно разместить государственные денежные средства в коммерческих банках, которые будут на определенных условиях кредитовать малый бизнес. Значимым направлением поддержки малого предпринимательства в период кризиса является содействие в имущественной поддержке. Государство является основным заказчиком для малых предприятий. Представители малого бизнеса упоминается как участники закупок в Федеральном законе РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в приоритетных отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг.

Данные приведенной ниже таблицы свидетельствуют о том, что рентабельность у малых предприятий ниже, чем у средних, следовательно, малые предприятия вынуждены чаще обращаться к заемным средствам.

Таблица 2

Показатели рентабельности малых и средних предприятий в России

Показатель

Малые предприятия

Средние предприятия

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) процентов в 2015 году

5,2

5,9

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) процентов в 2016 году

5,0

5,8

Рентабельность активов предприятий, процентов в 2015 году

1,8

3,3

Рентабельность активов предприятий, процентов в 2016 году

2,6

5,6

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) процентов в 2017 году

Источник: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

Рентабельность малых и средних предприятий за 2017 год еще не представлена на сайтах экономических ведомств.

Министерство экономического развития Российской Федерации определило список участников программы льготного кредитования малых и средних предпринимателей в приоритетных отраслях экономики. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1706 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию проектов в приоритетных отраслях по льготной ставке. При этом условием предоставления субсидий является размер процентной ставки для субъектов МСП не выше 6,5% годовых. Срок льготного кредита не более 10 лет – на инвестиционные цели и не более 3 лет – на оборотные цели малых и средних предприятий. Правительство рассматривает объемы кредитования МСП как KPI (ключевые показатели эффективности) для государственных банков (Сбербанк, ВТБ и др.) [4]

Одной их актуальных проблем современной России является отсутствие институционализированных каналов, позволяющих заниматься масштабной исследовательской работой для деятельности малых инновационных предприятий [2]. Рассматривая управленческие решения государства в рамках институционального подхода, то можно отметить создание государственного института развития малого и среднего предпринимательства – акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП»).Разработан модуль «Генерация бизнес-идеи», программа «Школа предпринимательства» Они нацелены на обучение действующих предпринимателей, желающих развить, расширить или перепрофилировать свой бизнес.[9]

Дополнительно к программам обучения Корпорации разработан комплект модулей – это отдельные издания по различным направлениям предпринимательской деятельности и существующим инструментам поддержки субъектов МСП.

За период с 1 января по 31 декабря 2017 года с 46 659 субъектами МСП заключено 153 543 договора на общую сумму 2,098 трлн рублей.

За 2016 год с 35 651 субъектом МСП заключено 109 058 договоров на общую сумму 1,511 трлн. рублей.

В 2016 году Корпорацией МСП было предоставлено финансирование субъектов МСП, полученный с участием гарантийной поддержки Национальной гарантийной системы - в размере 172 млрд. руб.

В 2017 году аналогичный показатель составил 233,89 млрд. руб.

Рис.2 Данные об объеме финансирования АО «Корпорация МСП» субъектов МСП в рамках НГС за 2016-2017 гг.

Источник: составлено авторов на основе данных официального сайта АО «Корпорация МСП».

Рис. 3 Данные о количестве договоров по закупкам крупнейшими заказчиками у субъектов МСП за 2016-2017 гг.

Источник: составлено авторов на основании данных официального сайта АО «Корпорация МСП».

С момента создания в 2015 году по конец марта 2017 года корпорация предоставила российскому малому и среднему бизнесу 7274 гарантии и поручительства на сумму свыше 98,9 миллиарда рублей, что позволило предпринимателям привлечь финансирование на 133 миллиарда рублей[11]

Меры финансовой поддержки, которые предлагаются АО «Корпорацией МСП», касаются в большей части предприятий с уже сформированной кредитной историей, то есть рассчитаны на потенциальных заемщиков, прошедших фазу зарождения. Существуют программы, направленные на поддержку незащищенных категорий граждан, например, проект «Мама-предприниматель».

Как об институте развития в поддержке МСП необходимо упомянуть о АО «РВК», организации, созданной для развития венчурного инвестирования.

Выводы.

В качестве основных выводов по финансово-экономическому блоку государственной поддержки МСП можно отметить следующие:

1. Финансовая государственная поддержка субъектов МСП основывается на предоставлении кредитов на льготных условиях с целью пополнения оборотного и инвестиционного капитала, а также выдачи гарантий и поручительств со стороны специально созданных федеральных и региональных институтов.

2. Создание и финансирование бизнес-инкубаторов на базе университетов целесообразно в ведущих научно-исследовательских образовательных организациях в экономически развитых регионах.

3. Государственная поддержка субъектов МСП в России строится на активном привлечении субъектов РФ и муниципалитетов путем выделения им субсидий на развитие региональных программ поддержки малых предприятий.

4. Финансовая помощь оказывается также с помощью государственных венчурных фондов.

Организационный блок государственной поддержки МСП, в том числе создание инфраструктуры.

К 2017 году государством принято решение об увеличении объемов нефинансовой поддержки, которая охватит как можно большее число предпринимателей. К основным направлениям можно отнести следующие:

- развитие инфраструктуры для поддержки субъектов МСП;

- информационная поддержка;

- технический аудит оборудования.

Среди новых направлений в сфере государственной поддержки развивается такое направление как создание единого универсального «интерфейса» для организации предпринимательской деятельности. Начинается работа многофункциональных центров для бизнеса.

Рис. 4. Количество организаций, созданных для поддержки инфраструктуры субъектов МСП в рамках политики государственной поддержки.

Источник:составлено автором на основе данных официального сайта АО «Корпорация МСП».

Для оказания помощи в развитии бизнеса начинающим проектам государством поддержано такое направление, как создание бизнес-инкубаторов. История развития этой структуры в России представлена с начала 90-х годов. Аналоги для примера были взяты за рубежом.

В действующем законодательстве Российской Федерации они определены как инфраструктура для поддержки малых и средних предприятий. Цель их создания заключается в оказании услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, то есть в налаживании контактов с потенциальными инвесторами.

Российские бизнес-инкубаторы представлены частными и государственными, последние могут создаваться на площадках образовательных организаций, так называемые университетские бизнес-инкубаторы.

С 1994 года существует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) – государственная некоммерческая организация.

Университеты как научные инновационные площадки на рыночном уровне задействованы пока крайне слабо из-за ряда причин, например, существуют барьеры для функционирования малых инновационных предприятий на базе вузов и т.п. [6]. Государство в качестве показателей эффективности бизнес-инкубаторов выбирает следующие

- количество резидентов бизнес-инкубаторов,

- их площадь,

- количество работников в бизнес-инкубаторах (таблица 3).

Таблица 3

Показатели деятельности бизнес-инкубаторов, созданных в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Показатели

2015 год

2016 год

2017 год

Количество бизнес-инкубаторов, единиц

141

145

143

Количество субъектов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубатора, единиц

2299

2179

Более 2000

Общее количество работников субъектов малого предпринимательства- резидентов бизнес-инкубатора, человек

9619

10234

Около 10000

Источник: официальный сайт Федеральной государственной службы статистики, официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.

Приведенные данные свидетельствует о том, что на данный момент времени государство интересует именно поддержка инновационных проектов, а не эффективность этой поддержки.

В Докладе о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы на сайте Федерального портала малого и среднего предпринимательства приведены официальные данные Министерства экономического развития Российской Федерации на 2017 год. Они свидетельствуют о том, что на развитие бизнес-инкубаторов в России выделено 5,8 млрд. рублей, при этом ежегодно возвращается порядка 1,5 млрд. рублей в консолидированный бюджет.

Независимые компании проводят оценку деятельности бизнес-инкубаторов по так называемым показателям ключевым эффективности (KPI), среди которых выделяют ценность для экосистемы (развитие экономики региона, удержание талантов в регионе), ценность для клиентов (развитие компетенций стартапов, обеспечение доступа к финансированию, помощь в выводе продуктов на рынок), привлекательность (качество инкубационных сервисов, пост-инкубационное развитие стартапов). В отличие от коворкингов, у бизнес-инкубаторов иная функция. Идея университетского бизнес-инкубатора заключается в следующем: на базе российских вузов оказывается поддержка молодым предпринимателям, желающим реализовать свой инновационный проект. В качестве успешных примеров можно привести такие, как Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ и другие.[12]

Можно предположить, что развитие бизнес-инкубаторов на базе российских образовательных организаций достаточно перспективное направление. Но оно характерно для предпринимателей молодого возраста, отраслевая принадлежность которых информационные технологии, и для регионов с высоким экономическим потенциалом.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на данный период направлена на развитие льготного кредитования и создание электронных технологий для предпринимателей, а также на создание специальных организаций, созданных для развития малого бизнеса (таблица 3)[5].

Таблица 4

Программы поддержки малого инновационного бизнеса в Российской Федерации.

Наименование программы

Направления деятельности

Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие

и инновационная экономика", Правительство РФ

Увеличение финансовых, имущественных и информационных ресурсов для поддержки субъектов МСП

Программа «УМНИК»

Программа «Старт»

Программа «Развитие»

Программа «Интернационализация»

Программа «Коммерциализация»

Программа «Кооперация»,

Фонд содействия инновациям

Поддержка малых инновационных предприятий

Программа «Ты - предприниматель»,

Федеральное агентство по делам молодежи

Вовлечение молодежи в предпринимательство, грантовая поддержка проектов.

Источник: составлено автором на основе данных официальных сайтов Министерства экономического развития Российской Федерации, Фонда содействия инновациям, Федерального агентства по делам молодежи.

Региональные программы поддержки субъектов МСП также направлены на внедрение результатов научной деятельности в материальное производство, поддержание социально-культурных особенностей субъекта РФ.

Выводы.

1. Государственная поддержка должна быть направлена на повышение доли малых и средних предприятий, производящих инновационную продукцию.

2. Государственная поддержка субъектов МСП направлена на отрасли, где решающее значение имеет политика импортозамещения.

3. Государственная поддержка в сфере образовательной деятельности приобретает больший объем.

4. Электронные ресурсы, предлагаемые различными государственными ресурсами, нуждаются в доработке и апробации с учетом мнения потенциальных предпринимателей.

5. Возможно увеличение объема образовательной деятельности в сфере финансовой грамотности, основ предпринимательства, обучению онлайн-сервисам в университетах, школах, иных образовательных организациях.

6. Государство предпринимает меры для увеличения доли предпринимателей не только среди молодежи, но для других возрастных и статусных групп общества.

На сегодняшний момент государство, несмотря на существующие недостатки, все же предпринимает действенные меры для увеличения численности МСП и повышения эффективности их деятельности.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования:современные и перспективные направления и формы государственной поддержки развития малых и средних предприятий России, в т.ч. формирование бизнес-инкубаторов.
Методология исследования: научный поиск, литературный обзор, анализ, сравнение, обобщение, статистический метод.
Актуальность: малый и средний бизнес - основа сильной экономики государства. За рубежом (в США и Европейском Союзе) именно данным предприятиям уделяется большее внимание, ведь их деятельность сопряжена с большим объемом риска, высокой конкуренцией и низкой рентабельностью, однако именно малые предприятия создают подавляющее большинство рабочих мест ввиду низкой автоматизации производств и ограниченности ресурсов, определяют основные тенденции экономического развития регионов и являются начальными системами формирования более крупных инновационных структур. Автором затрагивается очень актуальная проблема организации бизнес-инкубаторов в России на основе принципа "тройной спирали" - взаимодействие органов государственной власти, образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики.
Научная новизна: несмотря на то, что идея формирования бизнес-инкубаторов на базе российских образовательных организаций не нова и частично реализуется в современных национально-исследовательских и опорных университетах России для поддержания развития собственных регионов, однако автором рассмотрены новые институциональные образования и проанализирована эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса в этом направлении.
Стиль, структура, содержание: статья написана хорошим научным языком, не имеет четкой структуры, материал не всегда излагается последовательно, иногда отсутствуют должные переходы (например, от АО «Корпорация «МСП» к бизнес-инкубаторам), содержание полностью соответствует заявленной тематике.
Следует отметить замечания, которые необходимо исправить:
1. В начале статьи при характеристике поддержки МСП в России отсутствуют ссылки на источники, которые подтверждают эти выводы.
2. "Как и деловая активность в стране, основная их часть сконцентрирована в европейском регионе России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск)" - Новосибирск никак не относится к европейской части России.
3. Статья имеет мало графического материала, тогда как обозначенные положительные аспекты МСП и проблемы МСП могли бы быть представлены в виде рисунков для сопоставления и просто более наглядного представления.
4. Статью можно было бы структурировать по направлениям поддержки, при этом после анализа каждого направления предложить пути его совершенствования.
5. При анализе деятельности АО «Корпорация «МСП» не приводятся конкретные меры, имеющие фактическое значение, отсутствует цифровой материал, позволяющий сделать выводы о деятельности данного государственного института.
6. Так как статья публикуется уже в конце 1 кв. 2018 года, то желательно представление данных за 2017 год или хотябы за 9 мес 2017, т.к. такие данные в большинстве своем уже имеются в распоряжении соответствующих органов.
7. Статья носит очень обзорный характер, автору следует больше внимания уделить предложению собственных мер в исследуемом направлении, оценкее их рисков и перспективности.
Библиография: достаточная, актуальная. Можно было бы рассмотреть успешный зарубежный опыт, включив зарубежные источники.
Апелляция к оппонентам: в статье автор не уделяет внимания мнениям различных ученых и экспертов по рассматриваемому вопросу.
Выводы, интерес читательской аудитории: статья представляет интерес для читательской аудитории, содержит анализ современного положения государственной поддержки МСП, однако требует доработки по отмеченным замечаниям перед публикацией в журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.