Статья 'Стратегические горизонты развития экономики сельского хозяйства региона' - журнал 'Сельское хозяйство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция > AGRIS
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:

Стратегические горизонты развития экономики сельского хозяйства региона

Самыгин Денис Юрьевич

ORCID: 0000-0002-5715-1227

доктор экономических наук

профессор, ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"

440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40

Samygin Denis Yur'evich

Doctor of Economics

professor, Penza State University. 

440026, Russia, Penza, Krasnaya str., 40

vekont82@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Келейникова Светлана Викторовна

кандидат экономических наук

доцент, Саранский кооперативный институт (филиал), Российский университет кооперации

430027, Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гожувская, 12

Keleinikova Svetlana Viktorovna

PhD in Economics

Associate Professor at the Department of Management and Trade of Russian University of Cooperation, Saransk Branch 

430027, Russia, the Republic of Mordovia, Saransk, ul. Gozhuvskaya, 12-64

sveta077@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Булычева Юлия Витальевна

научный сотрудник, Студенческий научно-производный бизнес-инкубатор, Пензенский государственный университет

440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40

Bulycheva Yuliya Vital'evna

Research Fellow at Student's Research and Development Business Incubator of Penza State University 

440026, Russia, Penza, ul. Krasnaya, 40

julyabulycheva@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-8809.2017.1.22380

Дата направления статьи в редакцию:

22-03-2017


Дата публикации:

01-04-2017


Аннотация: Предметом исследования явилась стратегия аграрного развития, которая сегодня, с одной стороны, вроде бы обозначила новый виток поступательного движения экономики сельского хозяйства в регионах, с другой стороны, пока еще не обрела методологического сопровождения в принципиальных вопросах планирования. Еще глубоко спорными остаются проблемы формирования стратегических целей и задач документов развития отраслей АПК, применяемый в них набор, уровень и параметры ключевых индикаторов, их взаимоувязка с ресурсным обеспечением и между собой. Исследование проводилось с использованием элементов стратегического анализа результативности и эффективности государственных программ развития отраслей, методов монографического обследования и структурного анализа документов стратегического развития, сравнительной диагностики методологической и инструментальной поддержки прогнозирования. В работе обобщены и выделены стратегические горизонты аграрного сектора, на региональном опыте проанализированы целевые индикаторы развития сельского хозяйства, выявлены проблемы их методологического обоснования. Результаты исследования показывают необходимость модернизации инструментов стратегического планирования аграрной экономики с учетом ее приоритетной значимости. Полученные данные позволяют расставить принципиально иные акценты при формировании и реализации стратегии развития аграрного сектора в регионах на современном этапе.


Ключевые слова:

сельское хозяйство, аграрная экономика, стратегическое развитие, прогноз развития, государственная программа, импортозамещение продовольствия, продовольственная самообеспеченность, целевые показатели, инструменты прогнозирования, аграрная политика

Исследование выполнено при финансовой поддержки гранта Президента РФ МК-5177.2016.6 и проекта РГНФ 16-32-00015

Abstract: The research subject is the strategy of agriculture development, which, on the one hand, has shown the new stage of development of regional agricultural economics, and on the other hand, hasn’t been methodologically substantiated in the fundamental aspects of planning. The problems of strategical goal-setting and formation of the documents for the development of the agricultural sector, their harmonization with resource base and mutual harmonization, haven’t been solved yet. The research is based on the elements of strategic analysis of effectiveness of state development programs for the sectors of economics, the methods of monographic examination and structural analysis of strategic development documents, comparative analysis of methodological and instrumental bases of prognostication support. The authors generalize and define the strategic horizons of agricultural sector, analyze the target values of regional agriculture development, reveal the problems of their methodological substantiation. The research results prove the necessity to modernize the instruments of agricultural economics strategic planning with account for its priority importance. The acquired results can help highlight the key points in the formation and implementation of the regional agriculture development at the present stage. 


Keywords:

agriculture, agricultural economics, strategic development, forecast of development, state program, food import substitution, food self-sufficiency, target values, instruments of forecasting, agricultural policy

Введение

В последние годы во всех субъектах РФ проявляется активность по формированию и реализации стратегий развития отраслей аграрной экономики. Основным документом стратегического развития сельского хозяйства становятся госпрограммы, важной установкой которых является продовольственная независимость. Каждый регион стремится обеспечить свои показатели по этому направлению исходя из сложившихся тенденций. В Пензенской области такая стратегия определяет приоритетные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов.

Исторически Пензенская область является развитым сельскохозяйственным регионом. Традиционной миссией Пензенской области является обеспечение сельхозпродукцией и продуктами питания себя и других городов России. Для выполнения этой миссии, аграрный сектор в регионе, как и в целом по стране, становится в главу угла продуктовой самообеспеченности и продовольственного суверенитета государства.

В документах стратегического развития обеспечение населения области сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства на основе повышения их конкурентоспособности становится основной целью региональной аграрной политики по развитию агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу [3]. Стратегические горизонты развития отрасли связаны с удовлетворением потребностей жителей региона в продуктах питания за счет насыщения регионального рынка высококачественными товарами, производимыми предприятиями и организациями, расположенными на территории региона.

Основная часть

За последние годы в агропромышленном комплексе области наметилась устойчивая тенденция производственно-экономического развития, принимаются меры к совершенствованию производства, повышению его экономической эффективности, улучшению жизни на селе [10].

Объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий за 2015 год составил 80,6 млрд. рублей, по индексу производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) Пензенская область занимает лидирующее место среди регионов ПФО - 113,6%. Индекс производства по виду деятельности «Производство пищевых продуктов» составил 117,9 %. По этому показателю область также занимает 1-е место в ПФО.

По итогам 2015 года оборот организаций по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» составил 45,5 млрд. руб. (2-е место в округе). По приросту этого показателя область занимает 1-е место в Приволжском Федеральном округе.

Зерновых и зернобобовых культур намолочено 1558,5 тыс. тонн зерна в весе после доработки, что на 23,2 % выше уровня прошлого года. Урожайность зерновых и зернобобовых культур составила 22,8 ц/га.

Пензенская область занимает 10 место в рейтинге субъектов РФ по производству сахарной свеклы (фабричной) с показателем 1517,4 тыс. тонн, что на 14,3 % выше уровня 2014 года, при средней урожайности 325,0 ц/га (на 6,9 % больше 2014 года).

Валовой сбор подсолнечника составил 261,8 тыс. тонн, что на 18,3 % больше уровня прошлого года, при средней урожайности 14,6 ц/га (на 14,1 % больше 2014 года).

Накопано картофеля - 592,3 тыс. тонн, что на 5,8 % выше уровня прошлого года. Средняя урожайность картофеля в 2015 году составила 150,0 ц/га (на 5,6 % больше 2014 года). Получено овощей - 220,5 тыс. тонн, что на 8,2% выше уровня прошлого года.

За 2015 год произведено скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий 253,1 тыс. тонн, что на 8,5 % выше уровня прошлого года (4-е место среди регионов ПФО). По производству мяса и субпродуктов регион занимает 1-е место в округе, с показателем 82,5 тыс. тонн, что больше уровня прошлого года на 22,5 %.

В хозяйствах всех категорий валовое производство молока составило 332,3 тыс. тонн, что на 1,7 % выше уровня прошлого года (4-е место в ПФО). Продуктивность дойного стада в сельхозпредприятиях составила 4664 килограмм молока, что больше уровня прошлого года на 10,6 % (3-е место в ПФО). Прирост производства цельномолочной продукции в 2015 году составил 13,1 % (1-е место в ПФО). По приросту производству сыров и сырных продуктов область занимает 1 место среди регионов ПФО (в 2,0 р. больше уровня аналогичного периода прошлого года), по приросту производства изделий колбасных - 3 место.

В целом можно отметить, что в экономике сельского хозяйства региона наметились положительные сдвиги и направления поступательного развития отрасли. Закрепленная в госпрограмме по агропромышленному комплексу на 2014 - 2020 годы стратегия развития сельского хозяйства Пензенской области предполагает наращивание темпов аграрного производства и его ресурсного обеспечения. В программе отмечено, что динамика развития АПК Пензенской области до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усилит вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

Согласно долгосрочным прогнозам программы среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 2,6 процента [4], при этом индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к 2012 году - 120,0 процентов, в том числе продукции растениеводства - 117,5 процента, продукции животноводства - 123,2 процента, а уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году - не менее 10 - 15 процентов (с учетом субсидий).

Стратегическое развитие сельского хозяйства направлено на выполнение программы импортозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы (таблица 1). Программа предполагает создание комплексной системы, обеспечивающей осуществление государственной политики импортозамещения, реализацию государственных программ, включающих импортозамещающие проекты и задания на долгосрочную перспективу.

Таблица 1 – Индексы производства продукции в Пензенской области, в процентах к предыдущему году

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Валовое производство молока

123,86

106,42

104,74

Производства скота и птицы на убой в живом весе

109,95

109,05

108,30

Валовой сбор овощей защищенного грунта

103,77

202,73

147,98

Валовой сбор овощей открытого грунта

180,19

156,84

111,11

Валовой сбор картофеля

139,84

144,47

128,15

Производство яблок

117,36

111,97

108,81

Производство ягод

150,00

133,33

237,50

Основной целью программы является снижение зависимости Пензенской области от импорта продукции за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства. Однако, рассчитанные индексы, позволяют утверждать, что показатели импортозамещения слишком завышены по сравнению с реальными возможностями аграриев [2]. Так по некоторым видам продовольствия прогнозы среднегодовых темпов роста колеблются от 4% до 140%. Хотя даже 4% для аграрной сферы достаточно сложная задача. Известно, что ввиду консервативности сельского хозяйства и других особенностях, производство не может быстро отреагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка. Зачастую повышение спроса сопровождается ростом импорта продовольствия и повышением цен на него.

Проведенный анализ по данным национального доклада о ходе реализации госпрограммы показал, что по многим показателям был обеспечен определенный рост (таблица 2).

Таблица 2 – Оценка исполнения целевых показателей госпрограммы Пензенской области в 2015 году

Наименование целевого показателя

Значения целевых индикаторов

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

план

отчет

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году

102,0

113,6

11,6

11,4

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году

101,5

122,7

21,2

20,9

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году

102,6

102,8

0,2

0,2

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году

103,6

117,9

14,3

13,8

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % к предыдущему году

104,2

125,6

21,4

20,5

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %

13,0

14,9

1,9

14,6

Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), руб.

16056,0

22316,3

6260,3

39,0

Производительность труда, тыс. руб.

1236,3

3770,6

2534,3

205,0

Количество высокопроизводительных рабочих мест, ед.

5390,0

5761,0

371,0

6,9

Это произошло потому, что предприняты необходимые меры, направленные на минимизацию последствий неблагоприятных погодных условий в регионе [1]. Более того, были приобретены минеральные удобрения, произошло увеличение посевных площадей наиболее рентабельных сельскохозяйственных культур, введено в оборот более 80 тыс. га неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

Несмотря на положительные моменты стратегического развития отрасли в регионе, были обнаружены и отрицательные моменты, ставшие следствием слабого методологического обеспечения прогнозов развития сельского хозяйства. Так, поставленная цель обеспечения продовольственной самодостаточности, ускоренного импортозамещения и роста конкурентоспособности продукции решается через задачи, связанные с критериями финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей [16]. Основные меры по господдержке сельского хозяйства предоставляются через денежно-кредитные и банковские механизмы [9, 12]. Многие задачи продекларированы и вытекают из задач, поставленных в федеральной госпрограмме, связь которой с региональными госпрограммами практически отсутствует [11]. Аналогичные недостатки и дисфункции планирования документов стратегического развития отрасли проявляются и в других регионах. Так, в Костромской области перечень индикаторов государственной программы, не полностью или совсем не отражает ее цели и задачи. Индексы производства продукции сельского хозяйства, в том числе растениеводства, животноводства, пищевых продуктов не являются ни показателями конкурентоспособности продукции, ни показателями продовольственной безопасности и импортозамещения [15].

Как указывает академик Г.В. Беспахотный, первая и вторая госпрограммы развития сельского хозяйства разрабатывались при полном отсутствии теоретической и методологической базы прогнозирования. И несмотря на кардинальные улучшения программы на 2013-2020 гг., она переняла часть недостатков программы 2008-2012 гг. Чего стоит только включение в новую программу тактических задач, из-за которых приходится вносить постоянные коррективы по запланированным мероприятиям [7].

Таблица 3 – Оценка изменений госпрограммы региона в 2015 году

№ п/п

Вид нормативного правового акта

Дата принятия

Номер

Суть изменений (краткое изложение)

1

Постановление Правительства Пензенской области

15.01.2015

1-пП

Приведение в соответствие с законом о бюджете Пензенской области

2

Постановление Правительства Пензенской области

11.02.2015

48-пП

Внесение изменений в подпрограмму "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Пензенской области на 2014 - 2020 годы"

3

Постановление Правительства Пензенской области

20.03.2015

139-пП

Приведение в соответствие с действующим законодательством

4

Постановление Правительства Пензенской области

22.05.2015

278-пП

Приведение в соответствие с постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 № 274-пП "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями)

5

Постановление Правительства Пензенской области

10.07.2015

388-пП

Приведение в соответствие с законом о бюджете Пензенской области

6

Постановление Правительства Пензенской области

21.10.2015

582-пП

Приведение в соответствие с законом о бюджете Пензенской области

7

Постановление Правительства Пензенской области

23.11.2015

646-пП

Приведение в соответствие с законом о бюджете Пензенской области

8

Постановление Правительства Пензенской области

27.11.2015

659-пП

Приведение в соответствие с законом о бюджете Пензенской области

9

Постановление Правительства Пензенской области

17.12.2015

709-пП

Приведение в соответствие с законом о бюджете Пензенской области

Согласно представленной таблице изменений, можно заметить, что только за 2015 год в государственную программу было внесено 9 изменений (в 2014 году было сделано 8 изменений), причем 6 из них связаны с бюджетными корректировками. Проблемы были связаны с ограниченными бюджетными возможностями. Аграрная ориентированность региона, с одной стороны, и бюджетная ограниченность, с другой стороны, подталкивает органы власти к постоянному поиску резервов реализации госпрограммы. И надо отдать должное, ресурсное обеспечение стратегического документа исполняется почти в полном объеме.

Недостаточная научная проработанность вопросов стратегического планирования вынуждает государственные органы власти осуществлять управление не на основе предвидения и опережающих мер, а исходя из текущих ситуаций [6]. Сегодня многие ученые склоняются к мнению о необходимости совершенствования инструментов прогнозирования стратегического развития сельского хозяйства [8, 13, 14], чего требует и Федеральный закон «О стратегическом планировании, который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления, и бюджетной политики. И важным направлением здесь выбрано инструментальное сопровождение целеполагания, балансовая привязка индикаторов к ресурсному обеспечению.

Заключение

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют заключить, что сегодняшняя стратегия развития аграрного сектора и принимаемые меры по ее реализации, продолжают копировать сложившиеся в регионе тенденции, при которых обеспечиваются только условия самосохранения сельхозтоваропроизводителей, решаются задачи выполнения целевых индикаторов. В то же время поставленные задачи продовольственной безопасности, финансово-экономической устойчивости и производственной стабильности остаются открытыми. Применяемые органами власти меры в условиях периодически возникающих кризисных ситуаций у большинства аграриев, не смогут обеспечить инновационный путь развития сельского хозяйства, где необходима техническая модернизация и технологическое перевооружение сельхозпроизводства, а это уже другая аграрная политика.

Имеющийся солидный опыт формирования и реализации документов стратегического развития в аграрном секторе дает широкие возможности обобщить выявленные недостатки в этом направлении, наметить пути их решения, соединить отдельные фрагменты и увязать элементы всей системы планирования.

В-первую очередь, нужно определиться с целями развития аграрного сектора. Во всех развитых странах устойчивое функционирование отрасли отождествляется с обеспечением граждан доступным и качественным продовольствием, а промышленность – сырьем. Исходя из этого, отправной точкой планирования становится сельскохозяйственное производство, соответственно, ключевыми показателями стратегического развития сельского хозяйства должны стать объемы выпуска продукции с учетом сложившейся конъюнктуры продовольственного рынка.

Планирование объемов валовой продукции целесообразно начинать с определения уровней урожайности сельхозкультур, продуктивности сельхозживотных, производительности труда в различных природно-экономических условиях хозяйственной деятельности.

Несомненно, правильным подходов является дополнение производственных показателей сопутствующими показателями эффективности, такими как рентабельность аграрной деятельности, результативности ресурсов и использования бюджетных средств с выходом, в конечном счете, на показатели финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей.

Для достижения поставленных целей стратегического развития отрасли целесообразно определить набор задач и последовательных действий с обоснованием необходимых размеров финансового обеспечения и видов бюджетной поддержки.

Чтобы придать всему процессу стратегического планирования научное обоснование необходимо модернизировать имеющийся у органов власти арсенал простейших методов прогнозирования, дополнив его методологической поддержкой целеполагания и размещения отраслей с учетом аграрного потенциала регионов, методиками планирования параметров производственного развития, моделями оценки аграрных рисков, методами определения размера привлеченных средств и бюджетного субсидирования сельского хозяйства, инструментами стратегического анализа достигнутых результатов и эффективности использования вложенных ресурсов. Это позволит обеспечить механизм обратной связи, создаст условия выявления причин недостижения показателей, повысит возможности координации стратегических решений в аграрной экономике.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.