Статья 'Особенности управления изменениями в предпринимательских структурах фармацевтической направленности' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Особенности управления изменениями в предпринимательских структурах фармацевтической направленности

Измайлов Айрат Маратович

кандидат экономических наук

доцент кафедры прикладного менеджмента, ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет"

443001, Россия, г. Самара, ул. Галактионовская, 4

Izmailov Airat Maratovich

PhD in Economics

Docent, the department of Applied Management, Samara State University of Economics

443001, Russia, g. Samara, ul. Galaktionovskaya, Galaktionovskaya

airick73@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Бажуткина Лидия Павловна

доктор экономических наук

профессор, кафедра экономики, организации и стратегии развития предприятия, ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет"

443001, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, оф. 313

Bazhutkina Lidiya Pavlovna

Doctor of Economics

professor of the Department of Economics, Organisation and Company's Development Strategy at Samara State University of Economics

443001, Russia, Samara Region, Samara, str. Sovetskoi Armi, 141, of. 313

n_econ@sseu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Яхнеева Ирина Валерьевна

доктор экономических наук

профессор, кафедра маркетинга, логистики и рекламы, ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет"

443090, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Советской Армии, 141, оф. 313

Yakhneeva Irina Valer'evna

Doctor of Economics

professor of the Department of Marketing, Logistics and Advertising at Samara State University of Economics

443090, Russia, Samara Region, Samara, str. Sovetskoi Armii, 141, of. 313

airick73@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7802.2016.4.20629

Дата направления статьи в редакцию:

04-10-2016


Дата публикации:

27-01-2017


Аннотация: В представленной статье рассматриваются предпринимательские структуры как социально-экономические системы, функционирующие в рамках фармацевтической отрасли. Приведена информация о долях рынка у предприятий - лидеров фармацевтической отрасли за 2015 г. Рассматриваются предпринимательские структуры через призму социально-экономических систем. Предмет исследования - развитие микроуровня СЭС (предпринимательства) с учетом влияния особенностей фармацевтической отрасли. Систематизированы ее особенности. Разбирается понятие социально-экономической системы. Приведены особенности управления изменениями в предпринимательских структурах фармацевтической направленности. В исследовании использован метод восхождения от абстрактного к конкретному, заключающийся в условном расчленении объекта исследования, в описании его свойств при помощи множества понятий и характеристик. Основными результатами проведенного авторским коллективом исследования являются: систематизация особенностей фармацевтической промышленности по трем признакам (рыночный, хозяйственный и политико-правовой); выделение особенностей управления изменениями в предпринимательских структурах фармацевтической направленности (сложная структуризация, интегративность, возможность наличия элементов с различными целями, задачами и векторами развития); разделение рассматриваемого пространства на две части: на предпринимательские структуры фармацевтической направленности и окружающую среду; установление интенсивной взаимосвязи данных структур с окружающей средой.


Ключевые слова:

Предпринимательство, Управление, управление изменениями, социально-экономические системы, экономические системы, развитие предпринимательства, фармацевтическая промышленности, система, формирование среды, предпринимательская среда

Abstract: The present article is devoted to business structurse as socio-economic systems that function in the pharmaceutical sector. The authors provide information about market shares held by the leading pharmaceutical companies in 2015. Business entities and structures are being viewed from the point of view of socio-economic systems. The subject of the research is the development of the microlevel of socio-economic systems (business entities) taking into account peculiarities of the pharmaceutical sector. The authors provide a description and classification of peculiarities of such business, define the term 'socio-economic system' and describe particularities of managing changes in pharmaceutial business entities. The authors have used the method of the ascent from the abstract to the concrete that implies conditional dismembering a research object and description of all its features using a number of terms and characteristics. The main results of the research are the following: systematization of pharmaceutical business entities according to three indicators (market, economic and political-legal; description of pecularities of managing changes at pharmaceutical business entities (complex structuralization, integrativity, possible elements with different targets, goals and development paths); and division of the research subject into two parts: pharmaceutical business entities and environment as well as description of the intensivity of interaction between these entities and environment. 


Keywords:

entrepreneurship, control, knowledge, socio-economic systems, economic systems, entrepreneurship, pharmaceutical industry, system, medium formation, business environment

Фармацевтическая промышленность - это одна из самых сложных отраслей, характерными отличиями которой являются высокий уровень НИОКР и большие капитальные затраты. Фарминдустрия занимается разработкой, производством и продвижением на рынок лекарственных средств (ЛС) и медицинских товаров, изготовленных в соответствии со специальными стандартами и требованиями. Отличительной чертой данной отрасли выступает разнообразие форм законодательного и государственного регулирования в отношении патентования, тестирования, обеспечения безопасности и эффективности производимой продукции. В связи с этим у предпринимательских структур, действующих в рамках рассматриваемой отрасли, существует необходимость адаптации к реальной ситуации, что влечет за собой потребность во внутрифирменных преобразованиях. Поэтому управление изменениями в предпринимательских структурах фармацевтической направленности служит одним из механизмов их успешного развития.

Согласно мнению Д.Г. Шишкина и Г.А. Гершанок под предпринимательской структурой понимается совокупность только тех субъектов рыночных отношений, целью деятельности которых является получение предпринимательского дохода (прибыли). К предпринимательским структурам могут быть отнесены коммерческие, профессиональные и общественные объединения предпринимателей, поскольку в конечном итоге путем своего объединения они стремятся к получению прибыли [10].

В зависимости от сферы, в рамках которой функционирует предпринимательская структура, существуют ее определенные отличительные особенности, играющие важную роль в случае управления изменениями в данной системе. Рассмотрим этот аспект подробнее на примере фармацевтической промышленности.

Характерными особенностями фармацевтического рынка являются ускоренные темпы роста, в 3-4 раза превышающие темпы роста прочих отраслей народного хозяйства, большая доля добавленной стоимости конечной продукции, высокие заработки квалифицированных специалистов и значительный инновационный потенциал [11].

Предпринимательские структуры, работающие в сфере фармацевтического бизнеса, являются представителями одного из самых крупных и быстроразвивающихся рынков мира. По сведениям аналитической компании Deliotte [2], объем мирового фармацевтического рынка в 2016 г. составит 21,3 млрд долл. По данным той же компании, к 2018 г. этот показатель достигнет отметки в 25,7 млрд долл.

Большая часть предпринимательских структур фармацевтической индустрии относится к числу самых крупных компаний мира. К примеру, компания Johnson@Johnson (сектор фармацевтики и биотехнологий, США) с оборотом в 279,723 млрд долл. и компания Novartis(сектор фармацевтики и биотехнологий, Швейцария) с оборотом 267,897 млрд долл., по версии агентства FT Global 500, вошли в список десяти крупнейших компаний мира [3], где ежегодно регистрируется более десятка ЛС только против рака [5]. Общее количество новых ЛС еще больше.

Современный этап развития российского фармацевтического рынка характеризуется высокой концентрацией иностранных производителей, что находит отражение в положительной динамике роста уровня конкуренции среди участников рынка.

Учитывая все вышеописанные особенности сферы фармацевтической промышленности, систематизируем их по трем признакам: рыночному, хозяйственному и политико-правовому (табл. 1).

Таблица 1

Систематизация особенностей фармацевтической промышленности

Признак

Особенность

Характеристика

Рыночный

Насыщенность рынка иностранными фармацевтическими промышленными компаниями

Насыщенность российского фармацевтического рынка иностранными производителями формирует среду,

в которой российские фармацевтические производители оказываются вынужденными конкурировать с транснациональными промышленными гигантами, имеющими огромные производственные мощности

Ориентация российских производителей

на дженериковую продукцию

Серьезную роль в управлении конкурентоспособностью российских фармацевтических промышленных предприятий играет тот факт, что большинство российских производителей ориентировано на низкорентабельную дженериковую продукцию, в то время как реального конкурентного преимущества добиваются производители, сосредоточенные на производстве инновационной продукции

Наукоемкость

и капиталоемкость фармацевтического производства

Инновационная составляющая фармпроизводства является серьезным конкурентным преимуществом. Специфика фармацевтики состоит в том, что современная продукция, выпускаемая наиболее конкурентоспособными промышленными предприятиями, чрезвычайно наукоемкая

и капиталоемкая. Соответственно, для достижения серьезного уровня конкурентоспособности необходимы серьезные капиталовложения

Перспективность и быстрый рост рынка

Специалисты ведущих консалтинговых агентств (DSM Group) говорят о том, что фармацевтических рынок сегодня является наиболее перспективным и быстрорастущим.

В связи с этим можно говорить о вероятности увеличения числа хозяйствующих субъектов в отрасли и об усилении их конкуренции. В этом случае вопрос повышения конкурентоспособности предприятия становится

еще более актуальным

Рыночный

Огромная роль в рыночной успешности компании средств массовой информации и врачей, назначающих применение определенных ЛС и формирующих мнение пациентов

Конкурентоспособность предприятия зависит в числе прочего от популярности сбываемой им продукции.

В этом наибольшая роль принадлежит СМИ и лечащим врачам, имеющим возможность воздействовать

на потребительские предпочтения, обладая специфической информацией о лечебных свойствах ЛС и прочих фармацевтических продуктов. Предприятия, занимающиеся активным воздействием на рынок через обозначенные каналы, добиваются высокой конкурентоспособности

Достижение серьезных экономических результатов, требующее серьезных финансовых вложений

Специфика процессов создания и организации производства продукции на фармацевтическом рынке находит свое выражение в том числе в том, что

для получения серьезных результатов необходимы серьезные вложения ресурсов - временных, финансовых, интеллектуальных

Хозяйственный

Высокий инновационный потенциал у иностранных производителей

На российском рынке, как правило, присутствуют в основном крупные транснациональные компании, имеющие свои собственные научно-исследовательские лаборатории, способные поддерживать высокий уровень инновационной активности, что является их серьезным конкурентным преимуществом

Длительный процесс разработки и организации производства продукции

Конкурентоспособность фармацевтического промышленного предприятия зависит в числе прочего от производимой продукции, которая, в свою очередь, должна быть оригинальной для внесения существенного вклада

в конкурентное преимущество. Но для разработки нового ЛС требуются колоссальные временные и финансовые затраты, которые, в свою очередь, должны быть обеспечены достойным интеллектуальным подкреплением. Соответственно, особенность конкурентоспособности в фармацевтической промышленности заключается в ее сильной зависимости от разработок оригинальных ЛС

Зависимость отечественной фармацевтической отрасли от импортного сырья

Фармацевтическое сырье и активные фармацевтические ингредиенты являются основой производства продукции. Стоимость сырья напрямую влияет на стоимость продукции. Учитывая то, что на российском рынке основная доля предприятий, реализующих фармсубстанции, - это иностранные фирмы, можно говорить о зависимости производителей от зарубежных поставщиков. Соответственно, конкурентоспособность предприятия также имеет большую зависимость от иностранных поставщиков сырья

Политико-правовой

Активное вмешательство со стороны государства

Деятельность фармацевтических промышленных предприятий активно регламентируется со стороны законодательства. С одной стороны, это навеяно общемировыми тенденциями, например такими, как повсеместное внедрение стандарта GMP, а с другой - существуют масса СанПиНов и прочих внутренних регламентирующих нормативных актов, обозначающих основные требования к процессу производства, транспортировки, хранения и реализации фармацевтической продукции на территории России. Соответствие данным нормам и правилам снижает риск санкций со стороны органов надзора, что, в свою очередь, оберегает конкурентоспособность предприятия

Сложный процесс регистрации новых ЛС

и активных фармацевтических ингредиентов (АФИ)

После завершения разработки нового вида фармацевтического товара производится процесс его регистрации. В отечественных условиях процесс занимает в среднем 2-3 года, что, безусловно, задерживает вывод на рынок нового продукта. Продление сроков вывода на рынок новой продукции наносит ущерб конкурентоспособности фармацевтического промышленного предприятия

Политика кластеризации фармацевтической промышленности

На современном этапе развития отечественного фармацевтического рынка существует тенденция к его кластеризации, одной из наиболее положительных сторон которой является сближение разрабатывающих и производящих предприятий, что, безусловно, имеет положительный эффект. Также немаловажным аспектом данной тенденции выступает повышение конкурентоспособности российских фармацевтических предприятий за счет укрепления взаимодействия с предприятиями, производящими сырье в рамках таких же кластеров

Высокие темпы роста российского фармацевтического рынка, его насыщенность производствами с иностранным участием, а также активно реализуемая государством политика импортозамещения, проявляющаяся в поддержке отечественных производителей путем принятия ряда юридических актов государственного уровня, служат чрезвычайно весомыми поводами говорить об обеспокоенности руководства страны будущим российской фармацевтической промышленности.

Рассмотрим подробно основные тенденции развития фармацевтической отрасли России, оказывающие влияние на развитие предпринимательских структур.

Во-первых, российский фармацевтический рынок является очень активно растущим (по данным компаний DSM Group и ЦМИ "Фармэксперт", ежегодные темпы роста данного рынка составляют 6-10 % [4]). Но этот рост обеспечен прежде всего благодаря иностранным производителям. Объем российского фармацевтического рынка в конечных ценах в 2014 г. оценивался в 919 млрд руб. (+12 % по сравнению с 2013 г., +69 % по сравнению с 2009 г.), из них 47,3 % приходилось на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Во-вторых, сегодня фармотрасль испытывает активное влияние государства, проявляющееся прежде всего в ее государственной поддержке и в продвижении политики импортозамещения.

В-третьих, несмотря на активный рост рынка, сокращается производство фармацевтических субстанций.

В-четвертых, фармотрасль имеет сильную инновационную направленность.

Учитывая указанные тенденции, можно сказать, что привлекательность российского фармацевтического рынка растет как для отечественных производителей, так и для зарубежных. В такой ситуации усиливается конкуренция между предприятиями, поэтому наиболее важным аспектом ведения хозяйственной деятельности становится их способность к адаптации к условиям окружающей среды, что прежде всего достигается через управление изменениями в предпринимательских структурах.

Особенности развития отрасли, безусловно, воздействуют определенным образом на предприятия, функционирующие в ее рамках. В связи с этим необходимо учитывать данную специфику в процессе управления изменениями в предпринимательских структурах фармацевтической направленности.

Предпринимательскую структуру можно обозначить как социально-экономическую систему (СЭС). Классически выделяют три уровня СЭС: микро-, макро- и мезоуровень (Пичугин А.О.). Микроуровень включает в себя элементы, относящиеся к предпринимательской среде, т.е. фирмы, предприятия и т.д. Макроуровень охватывает институты государственного регулирования. Мезоуровень СЭС представляют территориальные саморазвивающиеся объединения (Шестакова Е.В.). Дальнейшее исследование будем строить через призму рассмотрения предмета исследования - развития микроуровня СЭС (т.е. предпринимательских структур). Под СЭС далее будет подразумеваться предпринимательство.

Согласно большому экономическому словарю, управление системными трансформациями представляет собой структурированный процесс, задача которого - предложить и внедрить изменения в соответствии с техническими и экономическими возможностями системы [6]. Опираясь на представленную трактовку, можно сказать, что такие изменения в огромной мере зависят от возможностей самой системы и ограничены ими. Однако ввиду активного развития информационных технологий на современном этапе эти возможности становятся шире.

Процесс формирования основных моделей и концепций управления изменениями на производстве ознаменовался выделением двух основных подходов: эволюционного и революционного [7]. Эволюционный подход основывается на концепции постепенного организационного развития, в то время как революционный подход базируется на радикальном структурном изменении. Проще говоря, управление изменениями в СЭС можно производить либо постепенно и плавно, либо директивно и жестко.

Мы солидарны с научной позицией Л.И. Ушвицкого, М. Дучмаля, Я. Собоня, что управление изменениями в СЭС должно быть социально ориентированным [8]. По нашему мнению, социально ориентированное управление изменениями - это система методов и инструментов, позволяющих диагностировать, оценивать возможности, определять стратегию и тактику целесообразных решений, а также находить способы предложенных преобразований с минимальными потерями. Изменения могут носить различный характер (оперативные, тактические, стратегические) и по-разному влиять на СЭС.

С точки зрения С.А. Попова, стратегические трансформации, которые, наряду с другими происходят в рассматриваемой системе, представляют собой основную содержательную часть управления изменениями [9]. Именно стратегические изменения системы несут в себе новые качества в ходе ее развития. Исходя из этого, можно сказать, что стратегические изменения относятся к категории значительных организационных преобразований, выступающих ключевым объектом управления в производственных процессах.

Исследователи Д. Бодди и Д. Бьюкенен считают, что значительные организационные изменения следует рассматривать с трех различных позиций, в число которых входят:

1) модель участия;

2) политическая модель;

3) концепция управления проектами.

Модель участия подразумевает как выгоду для всех структурных элементов СЭС от факта их сопричастности к общему процессу изменений, так и понимание того, что результаты этих трансформаций будут касаться всех. Основным инструментом достижения гармонии во взаимодействии структурных элементов СЭС является распространение информации о предположительных результатах производимых изменений и о выгоде достигаемых результатов для всех структурных элементов - участников системы.

Подход политической модели основывается на предположении о том, что изменения затрагивают интересы структурных элементов СЭС, которые имеют свои личные потребности и цели. Подход политической модели предполагает координацию изменений в СЭС как в системе со своими интересами с учетом наличия различного спектра интересов у структурных элементов данной СЭС.

Концепция управления проектами основывается на подходе, при котором изменения в СЭС рассматриваются как «проект», имеющий свое исходное состояние и конкретные цели и задачи, достижение которых требует временных и прочих затрат.

С учетом вышеизложенного можно утверждать, что СЭС обладают некоторыми характеристиками, которые находят свое отражение в управлении изменениями (табл. 2).

Таблица 2

Особенности управления изменениями в предпринимательских структурах фармацевтической направленности

п/п

Особенность

Характеристика

1

Сложная структуризация предпринимательских структур фармацевтической направленности

Предпринимательская структура фармацевтической направленности представляет собой чрезвычайно сложную структуру элементов, находящихся в постоянной динамике (в состоянии развития), при которой управление изменениями может сталкиваться с усиленным сопротивлением среды

2

Интегративность предпринимательских структур фармацевтической направленности

Интегративность - обладание предпринимательскими структурами фармацевтической направленности свойствами, не присущими ее составным элементам, и, наоборот, обладание или свойствами, не присущими всей структуре в целом. Управление изменениями в структуре, где особенности структурных элементов могут отличаться от особенностей самой системы, усложняет процесс управления изменениями

3

Возможность наличия в предпринимательских структурах фармацевтической направленности элементов с различными целями, задачами и векторами развития

Предпринимательские структуры фармацевтической направленности состоят из множества элементов и подсистем. Каждый из структурных элементов имеет свою динамику, цели и задачи, способные вступать в противоречия друг с другом. Поэтому предпринимательская структура потенциально функционирует в поле противоречий. Данный аспект усиливается в условиях информационно-знаниевой среды, способствующей тесной взаимосвязи структурных элементов предпринимательских структур фармацевтической направленности

4

Разделение пространства на две части: на предпринимательские структуры фармацевтической направленности и окружающую среду

Условно пространство можно разделить на две части: на СЭС и ее окружающую среду. При этом окружающая среда будет активно воздействовать как на структурные элементы в СЭС, так и на СЭС в целом. Контролируемое управление изменениями может быть осложнено из-за потенциальной возможности хаотичного влияния окружающей среды на СЭС

5

Интенсивность взаимосвязи с окружающей средой

В рамках определенной СЭС ее элементы могут иметь более сильные связи с окружающей средой, чем между собой. Соответственно, при таком раскладе структурные элементы СЭС более подвержены изменениям со стороны окружающей среды, чем со стороны самой системы. Рассматривая данную особенность через призму управления изменениями, можно говорить о негативном влиянии данной особенности

Особенности, рассмотренные в табл. 2, по мнению авторов данной статьи, оказывают наибольшее влияние на управление изменениями в СЭС фармацевтической отрасли. Учет указанных особенностей при формировании модели управления изменениями в СЭС может повысить качество применяемого для этого механизма.

Стоит обратить внимание на то, что в процессе развития СЭС могут возникать новые особенности, оказывающие сильное влияние на процесс управления изменениями в системе, и исчезать уже существующие.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.