Статья 'Анализ налоговой системы Италии в сравнении с налоговой системой РФ.' - журнал 'Финансы и управление' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:

Анализ налоговой системы Италии в сравнении с налоговой системой РФ.

Балакин Родион Владимирович

аспирант, кафедра экономической теории и методологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

603162, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37, ауд. 201

Balakin Rodion

graduate student, Chair of Theory of Economics, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University

603162, Russia, g. Nizhnii Novgorod, ul. Bol'shaya Pokrovskaya, 37, aud. 201

rodion-balakin@yandex.ru

DOI:

10.7256/2306-4234.2014.3.13709

Дата направления статьи в редакцию:

08-11-2014


Дата публикации:

22-11-2014


Аннотация.

Статья посвящена анализу налоговой системы Италии в сравнении с налоговой системой РФ. Основой для формирования представлений об итальянской налоговой системе служит структура налоговых поступлений в Италии, а не нормативно закрепленный набор элементов налога. Это позволяет оценить сложившуюся в настоящий момент в Италии фискальную систему с точки зрения выполнения основной для любой налоговой системы функции – формирование государственного бюджета, и взглянуть на ситуацию именно с экономической точки зрения. Налоги в рамках итальянской налоговой системы сгруппированы в соответствии с экономическим смыслом. Приводится сравнение прямого и косвенного налогообложения. Рассчитывается уровень налоговой нагрузки по каждому из налогов и по налоговой системе в целом. Анализ приводится в сравнении с существующей в настоящий момент российской налоговой системой. В результате анализа получен вывод о меньшей роли прямого налогообложения бизнеса в рамках итальянской налоговой системы по сравнению с отечественной. При этом общий уровень налоговой нагрузки в совокупности по всем налогом является сопоставимым. В Италии бремя прямого налогообложение в основном ложится на физических лиц (посредством налога на доходы физических лиц), налогообложение же бизнеса в основном происходит через косвенное налогообложение (прежде всего через налог на добавленную стоимость). В итоге эти два налога формируют две трети итальянского бюджета.

Ключевые слова: налоговая система Италии, налоговая система РФ, структура налоговой системы, налоговая нагрузка, налоговое бремя, прямое налогообложение, косвенное налогообложение, НДФЛ, НДС, налог на прибыль

Abstract.

This article is devoted to the analysis of the Italian tax system as compared with the tax system of the Russian Federation. The basis for getting an impression of  the Italian tax system is the structure of the tax income in Italy and not the legally fixed set of tax elements. The above makes it possible to evaluate the current Italian fiscal system from the point of view of its achievement of the key function of any system – making up of the state budget, and to look at the situation from the economic point of view. Takes in the Italian tax system are grouped  according to their economic meaning. The article compares the direct and indirect taxation. It calculates the tax burden for each tax and for the tax system as a whole. This analysis is given in comparison with the existing Russia tax system. As a results of this analysis, the author makes the conclusion of a smaller role of direct taxation of business in the Italian tax system as compared with the Russian one. At the same time, the general level of tax burden for all taxes combined is comparable. N Italy, the direct taxation burden mostly lies on physical persons (through income tax) while business is mostly taxed via indirect taxes (first of all, through the value added tax)/ as a result, these two taxes form two thirds of the Italian budget.

Keywords:

indirect taxation, direct taxation, tax burden, tax take, tax system structure, Russian Tax System, Italian tax system , personal income tax, VAT, profit tax

При характеристике итальянской налоговой системы в ряде работ она представляется как достаточно сложный и запутанный механизм налогов и сборов, не поддающийся систематизации. И действительно, если смотреть итальянские нормативные акты, разобраться достаточно трудно. В отличие от России, Италия не имеет единого налогового кодекса. В основном порядок налогообложения регулируется Codice civile, это некоторая аналогия отечественного Гражданского кодекса, однако, регулирующий гораздо больше сфер общественных отношений. Но даже если с его помощью получится разобраться в каком-то отдельном налоге – полной картины все равно сформировано не будет. Итальянская налоговая система имеет несколько уровней. На национальном уровне имеются нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения в рамках одного конкретного налога. Если принимать во внимание еще региональные и местные налоги (список которых тоже достаточно обширен), то систематизация станет еще более призрачной, поскольку регулируются они зачастую как раз на местах.

В этой связи, для характеристики итальянской налоговой системы мы будем использовать не юридическую классификацию с описанием всех элементов налога, а данные органов статистики и финансовых служб. Попытаемся охарактеризовать итальянскую налоговую систему с точки зрения того, какие налоги из этого перечня реально работают, какие приносят реальный доход в бюджет. Ведь в конечном итоге, именно этим определяется эффективность налоговой системы – каким образом посредством этой системы происходит аккумуляция государственных доходов и перераспределение национального продукта. И подробный анализ элементов налога наиболее целесообразен как раз для тех налогов, для которых этот критерий выполняется, и которые действительно результативны, а не просто прописаны на бумаге. Попытаемся взглянуть на разрозненные данные об итальянских налогах с помощью сухих цифр и количественного анализа, и посмотреть на ситуацию с точки зрения экономики, а не нормативно-правового регулирования.

Основу для нашего исследования, как мы уже отметили, составят данные о налоговых поступлениях в Италии в 2002 – 2013 гг. Основным источником этих данных является отчетность департамента финансов (Il Dipartimento delle Finanze ) министерства экономики и финансов (Ministero dell'Economia e delle Finanze ). Департамент формирует ежемесячные отчеты (Appendici statistiche e Guida normativa al Bollettino ) о налоговых поступлениях. Источником для дополнительных данных являются базы данных Национального института статистики (Istituto nazionale di statistica – Istat ). Данные института (отметим, кстати, что в отличие от России – это не государственное учреждение, а общественная организация), позволят также систематизировать данные департамента и представить информацию без искажения.

Итак, согласно отчетности налоговая система Италии имеет 14 наиболее доходных налогов. Полный их перечень представлен на рис. 1. Некоторые налоги представлены в виде укрупненных групп, о составляющих которых нами будут даны соответствующие пояснения.._1

Рис.1. Налоги в итальянской налоговой системе.

Итак, как видно из рисунка, основное деление налогов в Италии – это достаточно традиционное разделение налогов на прямые и косвенные. Здесь, кстати, можно отметить, что в России такой практики нет, в отчетности налоги представлены общим перечнем, и далее для того, чтобы определить налоговое бремя от прямого или косвенного налогообложения, необходимо уже тот или иной налог относить к той или иной группе.

Если говорить о группе прямых налогов, то здесь можно выделить две подгруппы – налоги на доходы (здесь, как мы видим, аналогичное российскому разделение на доходы юридических и физических лиц) и налоги на доходы с капитала. В рамках второй подгруппы происходит разделение налогов в зависимости от вида дохода: доходы в виде процентов (от вклада в банк или от ценных бумаг), доход в виде дивидендов, выплачиваемых юридическим лицам, а также доходы по договорам страхования жизни. В целях дальнейшего исследования группа налогов с капитала будет рассматриваться как укрупненная группа, поскольку их доля в поступлениях по отдельности невелика. Таким образов в группе прямых налогов будет присутствовать четыре укрупненные группы: налог на доходы физических лиц, налог на доходы организаций, налоги на доходы с капитала и прочие налоги.

Отметим, что в рамках прочих прямых налогов в современной Италии можно выделить налог на резервы актуарных расчетов по страхованию жизни (Imp osta sulle riserve matematiche rami vita assicurazioni ) и специальные налоговые режимы (Sostitutiva ) при налогообложении доходов от переоценки активов (rivalutazioni dei beni aziendali iscritti in Bilancio e smobilizzo dei fondi in sospensione di imposta ), пересчета стоимости приобретенных (rideterminazione valori di ac qusta ) необращающихся на рынке ценных бумаг (particolari non negoziare ) и земельных участков (terreni edificele ), инвестиционных доходов и прироста капитала (redditi da capitale e plusvalenze ), а также инвестиционных фондов (fondi di investimento ), резервов (riserve ) и прочих фондов отложенных налогов (altri fondi in sospensione d'imposta ). Однако масштаб налоговых поступлений от этих источников позволяет рассматривать их в рамках одной группы – прочие прямые налоги.

Что касается косвенных налогов, как и видно из рисунка, они делятся на три группы (разделение предложено Национальным институтом статистики, в отчетности финансовых служб налоги отражаются единым перечнем): налоги на ведение дел, налоги на движение товаров и услуг и налоги на потребление, монополии и лотереи.

Для первых двух групп приведенный список налогов в общем является полным. Единственное, «марки» - это та часть налоговых доходов, которые поступают в бюджет посредством продажи специальных marcha da bollo – наклеек, которые необходимо наклеивать на документ для совершения юридически значимых действий. Некоторый аналог государственной пошлины, существующей в России, с разницей в том, что уплата происходит при покупке такой «марки», а не через совершение платежа в банке. Итак, для первых групп список налогов является исчерпывающим и в общем то понятным, не требующим каких-то дополнительных пояснений в части раскрытия информации о налоге, к экономической же роли этих налогов мы, безусловно, еще вернемся.

Для третьей группы косвенных налогов – налоги на потребление, монополии и лотереи отметим, во-первых, тот факт, что кроме лицензионного сбора с радио и ТВ, остальные выделенные налоги являются укрупненными группами налогов.

По поводу акцизов следует заметить, что в общем список подакцизных товаров схож с теми, которые имеются в России. В частности, к подакцизным товарам относятся: спиртосодержащая продукция (spiriti ), пиво (birra ), табачная продукция (tabacchi ), а также неконденсируемый газ (gas incondensabili ), природный газ для сжигания (gas naturale per combustione ), смазочные масла и битум нефти (oli lubrificanti e bitumi di petrolio ) и электричество (energia elettrica ).

В части группы налогов, связанных с проведением лотерей, отметим, что на самом деле это доходы от четырех отдельных налогов: непосредственно от проведения лотерей (p rovento del lotto ), от игровой деятельности (attività di gioco ), от мгновенных лотерей (l otterie istantanee ), а также налог на оборудование и устройство для игр (a pparecchi e congegni di gioco ). Однако схожая суть и масштабы поступлений позволяют рассматривать эти налоги в рамках укрупненной группы.

Второе, что следует отметить при характеристике третьей группы косвенных налогов, – это небольшой перечень налогов в категории «прочие», сюда следует отнести налог на приобретение права на землю и участие (d iritti catastali e di scritturato ) – этот налог не отнесен ни к одной из групп в соответствии с классификацией Национального института статистики, но имеется в отчетности департамента финансов. В этой же группе рассматриваются налоги, которые обоими органами непосредственно отнесены к категории «прочие» (a ltre ).

Итак, после того, как даны все необходимые пояснения о составе рассматриваемых налогов, перейдем непосредственно к характеристике итальянской налоговой системы в её экономическом аспекте. Основной показателей, используемый нами при характеристике – это поступления налогов. Для этого нами используются данные департамента финансов о фактических поступлениях налогов в 2002 – 2013 гг.

Безусловно, данные об абсолютных объемах налоговых поступлений не являются достаточно наглядным, поэтому рассмотрим два относительных показателя – доля того или иного налога в общих налоговых поступлениях и налоговая нагрузка, определяемая как отношение поступлений к валовому внутреннему продукту страны.

Первое, что хотелось бы отметить при характеристике доли налогов, – это соотношение прямого и косвенного налогообложения. На рис. 2 представлена структура налоговых поступлений в разрезе прямых и косвенных налогов.._2

Рис. 2. Соотношение прямых и косвенных налогов в структуре налоговых поступлений Италии в 2002 – 2013 гг.

Как видно из рисунка, налоговые доходы фактически поровну обеспечиваются за счет как прямого, так и косвенного обложения. Однако доля прямых налогов все же чуть больше, причем эта тенденция усиливается именно в последние годы. В 2002 – 2007 годах доля прямых налогов не превышала 53 % от всех налоговых поступлений (а в 2004 году доля прямых налогов была наименьшей за все время - 49,77 %). Если до 2008 года соотношение было в диапазоне 50 на 50, то с 2008 года роль прямых налогов становится все заметнее: их доля не опускается ниже 53 %, и в 2013 году составила 55,10 % (это максимальное значение за все время исследования). Но даже с учетом этого факта все равно значение прямого и косвенного налогообложения для налоговой системы можно назвать равным.

Интересно заметить, что подобная ситуация не характерна для российской действительности. На рис. 3 представлено соотношение прямого и косвенного налогообложения для России.._3

Рис. 3. Соотношение прямых и косвенных налогов в структуре налоговых поступлений России в 2006 – 2012 гг.

Как видно из рисунка, равным соотношение прямого и косвенного налогообложение в России назвать трудно. Только одна четвертая всех налоговых поступлений обеспечивается за счет косвенного налогообложения. Причем в предкризисном 2008 году, когда обороты экономики снизились, на долю прямого налогообложения приходилось вообще 83,3 %. Видно, что имеется некоторая небольшая тенденция возрастания доли косвенных налогов, но даже с учетом этого три четверти налоговых поступления – это поступления от прямых налогов. Это связано с тем, что, во-первых, в России достаточно небольшой, по сравнению с Италией, перечень косвенных налогов – это НДС, акцизы и по аналогии с Италией – государственная пошлина. Сильная зависимость поступления этих налогов (и в первую очередь, конечно, налога на добавленную стоимость) от экономической составляющей не позволяет назвать их надежным источником пополнения бюджета. Второй факт, с которым можно связать относительно более низкую долю косвенного налогообложения в России по сравнению с Италией – это значительная доля ресурсных налогов в налоговых поступлениях в России, чего не наблюдается в Италии с силу особенностей ее экономики. В России на НДПИ приходится более 20% всех налоговых поступлений, что безусловно усиливает роль прямого налогообложения.

Но вернемся к характеристике итальянской налоговой системы. Рассмотрим отдельно группы прямых и косвенных налогов. Как мы уже отмечали, прямые налоги включают четыре группы – налог на доходы физических лиц, налог на доходы организаций, налоги на доходы с капитала и прочие налоги. Их структура представлена на рис. 4.._4

Рис. 4. Структура прямых налогов Италии в 2002 – 2013 гг.

Если говорить о структуре прямых налогов, то здесь видна преобладающая роль налога на доходы физических лиц – на его долю приходится свыше 70% поступлений от прямых налогов, что обеспечивает около 40 % всех налоговых поступлений (38,74 % в 2013 году). Здесь также стоит привести сравнение с российской налоговой системой: в России на долю этого налога приходится не более 20 % всех налоговых поступлений (20,6 % в 2012 году). Поступления от этого налога в России относительно увеличились в кризисные годы (26,5 % в 2008 году), поскольку этот налог менее привязан к экономической ситуации по сравнению с другими налогами и является более надежным источником пополнения бюджета. Однако даже российские кризисные значения не сравнимы с итальянскими, где этот налог является лидером по доли в общих налоговых поступлениях. Отметим, кстати, что максимальная доля по этому налогу в Италии наблюдалась в 2010 году и составила 40,64 %.

Продолжая анализ прямых налогов, отметим, что, помимо подавляющей роли налога на доходы физических лиц, в этой группе имеется ещё два надежных источника налоговых доходов. Во-первых, это налог на доходы юридических лиц – на долю этого налога приходится около 20 % от прямых налогов или 10 % всех налоговых поступлений. Это третий показатель среди всех налогов итальянской налоговой системы. Здесь примечательно отметить, что в условиях российской действительности роль налога на прибыль (а эти налоги, безусловно, можно считать аналогами) существенно выше. На долю налога на прибыль в России приходится около 20 % всех налоговых поступлений, причем на это значение оказали влияния кризисные явления – до 2008 года доля этого налога составляла около 30 %, и это без учета того, что НДПИ по своей сути тоже является налогом на прибыль, поскольку заменяет его для организаций, получающих доход от природной ренты. То есть при сравнении с итальянским налогом с доходов юридических лиц, эти два налога следует рассматривать вместе, и тогда совокупные поступления от этих двух налогов составляют практически половину всех налоговых поступлений. То есть ситуация прямо противоположная той, которая наблюдалась по налогу на доходу физических лиц: если в Италии большая часть обеспечивается за счет населения, а на долю юридических лиц приходится около 10% доходов, то в России наоборот – бюджет в основном формируется за счет организаций, и только пятая часть его формируется за счет доходов рядовых жителей.

Второй налог, который входит в группу прямых налогов, кроме налогов на доходы – это налог на доход с капитала. Его структуру мы достаточно подробно описали в общей характеристике налоговой системы, здесь же отметим, что на его долю приходится около 2,5 % общих налоговых поступлений, как в общем и на долю налогов в категории «прочие». Таким образом, эти две группы формируют около 5% всех налоговых поступлений.

Если говорить о косвенном налогообложении, то здесь, как мы уже отметили, выделяется три группы налогов - налоги на ведение дел, налоги на движение товаров и услуг и налоги на потребление, монополии и лотереи. Их структура представлена на рис. 5.._5

Рис. 5. Структура косвенных налогов Италии в 2002 – 2013 гг.

Первая группа из категории косвенных налогов – налоги на ведение дел является стабильным источником налоговых доходов, обеспечивая пусть и небольшой, но стабильный доход (около 4 % от всех налоговых обязательств). Очевидно, это связано с тем, что в основном эти налоги уплачиваются при совершении юридически значимых действий, объем которых в государственных масштабах достаточно постоянный.

Схожей в этом отношении явялется и третья группа косвенных налогов – налоги на потребление, монополии и лотереи. Их уплата не зависит в общем от деловой активности, а лишь от факта наличия объекта налогообложения. Структуру этих налогов мы также подробно охарактеризовали при исследовании элементов налоговой системы Италии, поэтому только отметим, что доля этой группы около 7 % в общих налоговых поступлениях. Причем около 4,5 % из семи указанных налогов приходится на акцизы – здесь ситуация в общем-то сопоставима с отечественной. Однако в РФ значение этих налогов в последнее время возросло, и по данным 2012 года акцизы формируют около 7 % налоговых доходов государства, что также связано с достаточно трудным механизмом ухода от этого налога, и как следствие большей надежностью при формировании бюджета. Остальные 2,5 % от общих поступлений в этой группе приходится на налоги, связанные с проведением лотереей. Для сравнения отметим, что в России похожие показатели в структуре демонстрируют, например, налоговые спецрежимы, включающие упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и соглашения о разделе продукции. Их доля в налоговых поступлениях в бюджет РФ приблизительно такая же, как в Италии доля налогов от проведения лотерей.

На второй группе косвенных налогов (налоги на движение товаров и услуг) остановимся подробнее, поскольку эта самая доходная из всех групп косвенных налогов. И основной среди них является, безусловно, налог на добавленную стоимость. На долю этого налога приходится около 60 % всех косвенных налогов, или 30 % от общих налоговых поступлений. Наблюдается некоторая тенденция по уменьшению этой доли, и в 2013 году она составила 27 % (самый низкий показатель за все время исследования, сопоставимый с уровнем 2009 года). Однако даже в этих условиях налог на добавленную стоимость занимает уверенное второе место среди всех налогов Италии по уровню налоговых поступлений. Здесь также следует отметить, что в России НДС занимает четвертое место по объему налоговых поступлений, с долей около 17 %.

Другим значимым налогом в этой группе косвенных налогов является акциз на энергоносители. Интересным представляется тот факт, что согласно классификации Национального института статистики, этот налог относится не к группе налогов на потребление (как остальные акцизы), а именно к группе налогов на движение товаров и услуг. Возможно, это связано с тем, что в отличие от традиционных подакцизных товаров в случае с энергоносителями достаточно трудно выделить конечного потребителя, и фактически при переложении налогового бремени (как в случае и с НДС, например) – этот налог становится по своей сути налогом с оборота энергоносителей и их производных. Отметим в заключении, что доля этого акциза в налоговых поступлениях весьма существенна и составляет около 6 % от всех налоговых поступлений, что больше, чем все остальные акцизы вместе взятые. Таким образом, группа налогов на движение товаров и услуг формирует фактически треть всех налоговых поступлений.

Итак, картина по структуре налоговых поступлений в Италии сформирована. Теперь перейдем ко второму показателю – налоговой нагрузке. Поскольку в качестве базы для её расчета использовался ВВП – то есть единый показатель для всех налогов – то в общем случае большую нагрузку имеют налоги с большей долей (а вернее те, чьи поступления в абсолютном выражении имеют большее значение). Таким образом, данные о налоговой нагрузке обобщают все, что ранее было сказано относительно структуры налоговых поступлений. Кроме того, этот показатель интересно рассмотреть в сравнении с российской действительностью. В таблице 1 приведены данные о налоговой нагрузке по рассматриваемым налогам (группам налогов)

Таблица 1

Налоговая нагрузка по основным налогам (группам налогов) в Италии в 2002 – 2013 гг. (% к ВВП)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Прямые налоги

Налог на доходы физический лиц

9,32

9,21

9,06

9,21

9,44

9,55

10,03

10,16

10,35

10,12

10,23

10,25

Налог на доходы юридических лиц (обществ)

2,23

2,12

2,03

2,29

2,58

3,17

2,95

2,46

2,40

2,30

2,37

2,57

Налоги на доходы с капитала

0,74

0,60

0,54

0,54

0,65

0,75

0,83

0,84

0,45

0,42

0,64

0,73

Прочие прямые налоги

0,75

0,60

0,81

0,35

0,76

0,42

0,42

1,01

0,56

0,72

0,98

1,03

ИТОГО по группе

13,03

12,53

12,43

12,38

13,42

13,89

14,23

14,48

13,76

13,57

14,23

14,58

Налоги на бизнес, ведение дел

Регистрационные сборы

0,28

0,29

0,31

0,31

0,33

0,35

0,33

0,30

0,31

0,28

0,25

0,23

Марки

0,28

0,27

0,36

0,34

0,36

0,35

0,34

0,36

0,34

0,33

0,37

0,47

Налог на страхование

0,19

0,19

0,22

0,19

0,18

0,18

0,19

0,23

0,21

0,18

0,18

0,18

Ипотечный налог

0,08

0,08

0,09

0,09

0,13

0,15

0,14

0,13

0,13

0,12

0,11

0,11

Государственные концессии

0,07

0,09

0,08

0,09

0,09

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

ИТОГО по группе

0,90

0,92

1,06

1,01

1,09

1,13

1,10

1,13

1,09

1,02

1,02

1,08

Налоги на движение товаров и услуг

Налог на добавленную стоимость

7,00

7,32

7,01

7,15

7,48

7,53

7,32

7,10

7,19

7,23

7,22

7,14

Акцизы на энергоносители и их производные

1,54

1,51

1,39

1,42

1,38

1,26

1,24

1,32

1,25

1,24

1,51

1,50

Налог на автотранспортные средства

0,01

0,05

0,06

0,04

0,04

0,04

0,04

0,04

0,04

0,04

0,04

0,04

ИТОГО по группе

8,55

8,88

8,46

8,61

8,90

8,83

8,60

8,46

8,48

8,51

8,76

8,68

Налоги на потребление, монополии и лотереи

Лицензионный сбор с радио и ТВ

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,11

0,11

0,11

0,11

0,11

Акцизы и налоги на потребление

1,01

1,06

1,05

1,08

1,10

1,07

0,97

1,13

1,12

1,13

1,17

1,12

Доходы от проведения лотерей

0,54

0,40

0,98

0,79

0,61

0,69

0,65

0,76

0,69

0,74

0,68

0,68

ИТОГО по группе

1,66

1,57

2,13

1,96

1,81

1,86

1,72

2,00

1,92

1,97

1,96

1,90

Прочие косвенные налоги

0,55

0,72

0,89

0,47

0,52

0,23

0,23

0,24

0,22

0,29

0,20

0,21

ИТОГО по группе

11,65

12,10

12,54

12,06

12,31

12,05

11,65

11,83

11,71

11,79

11,94

11,88

ОБЩИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

24,68

24,63

24,96

24,45

25,73

25,94

25,88

26,31

25,47

25,36

26,17

26,47

Итак, первое, что следует отметить – общий уровень налоговой нагрузки составляет около четверти валового продукта страны, причем имеется некоторая тенденция к увеличению налогового бремени – пусть и с небольшими темпами, но показатели налоговой нагрузки растут, и в 2013 году составляют 26,47 % (против, например, 24,68 % в 2002 году), то есть за 11 лет налоговая нагрузка выросла на 2 % от ВВП. Если сравнивать эту ситуацию с отечественной – то в общем уровни налоговой нагрузки России и Италии сопоставимы, однако, показатели нагрузки в России, наоборот, имеют тенденцию к снижению, и в 2012 году этот показатель для России был равен 21,94 %. В таблице 2 справочно приведем данные о налоговой нагрузки по основным группам налогов для России.

Таблица 2

Налоговая нагрузка по основным налогам (группам налогов) в России в 2006 – 2012 гг. (% к ВВП)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Налог на прибыль

7,43

7,77

7,41

3,95

4,71

5,00

4,72

НДФЛ

4,13

4,53

4,91

5,20

4,75

4,39

4,53

НДС

4,11

4,97

2,94

3,68

3,53

3,86

3,78

Акцизы

1,13

1,04

0,93

1,02

1,17

1,33

1,57

Налоги на имущество

1,38

1,47

1,46

1,78

1,67

1,49

1,57

Природные налоги

5,28

4,42

5,14

3,38

3,82

4,59

4,98

Государственная пошлина

0,03

0,03

0,03

0,05

0,05

0,04

0,04

Налоговые спецрежимы

0,49

0,51

0,55

0,55

0,55

0,52

0,54

ИТОГО

24,13

24,86

23,43

19,63

20,32

21,40

21,94

Важно также отметить, что налоговое бремя в России более равномерно распределено между налогами. В России только два налога имеют нагрузку ниже 1 % от ВВП, в Италии же только пять налогов стабильно превышают этот порог. Причем в случае с акцизами превышение небольшое - не более 1,5 % для акциза на энергоносители, а общем же ситуация для акцизов сопоставима с отечественной – те же 1,5 % от ВВП.

Сравним ситуацию с налоговой нагрузкой по трем налогам-лидерам итальянской налоговой системы, тем более для всех имеется аналог в отечественной налоговой системе. Итак, налоговая нагрузка по налогу на доходы организаций в Италии составляет около 3 % от ВВП, что, безусловно, гораздо меньше 5 %-ной нагрузки по налогу на прибыль в РФ. Причем, указанное значение отечественный налог имеет только в последние годы, до кризиса его нагрузка оценивалась в 7,5 %, что в три раза превышало нагрузку по сравниваемому итальянскому налогу. И это, повторимся, без учета того факта, что российский налог на прибыль должен рассматриваться вместе с НДПИ и налоговыми спецрежимами – потому что по своей сути они также являются налогами с доходов организаций, и заменяют налог на прибыль в тех организациях, где они распространены. Если смотреть на ситуацию под этим углом, то на эти три налога приходится около 10 % ВВП, что равно почти половине всей налоговой нагрузке. И конечно, это существенно больше тех 3 %, которые характерны для итальянской налоговой системы.

А вот если говорить о лидерах по объему поступлений в рамках итальянской налоговой системы, то тут ситуация обратная – налоговая нагрузка по НДС и НДФЛ в Италии существенно выше в сравнении с Россией. Налоговая нагрузка по НДС в Италии чуть более 7 % в ВВП (интересно отметить, что за 11 лет наблюдений она существенно не изменялась и всегда была в диапазоне от 7 до 7,5 %), в то время как в России нагрузка по НДС в два раза ниже (по данным 2012 года 3,78 %, причем доля эта нестабильна и менялась от 4,97 % в 2007 году до 2,94 % от ВВП в 2008). По НДФЛ ситуация схожая – как мы уже отмечали, это налог является лидером по уровню поступлений и на его же долю приходится максимальный уровень нагрузки среди прочих налогов - почти10 % от ВВП, в России этот показатель более чем в два раза меньше и равен в среднем 4,5 % от ВВП.

Таким образом, проанализировав структуру итальянской налоговой системы и уровень налоговой нагрузки, можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, российская и итальянская налоговая системы имеют некоторые точки пересечения, однако, в основном они выражаются в похожих элементах этой системы – закрепленных налогах и общем уровне налоговых изъятий – то есть сопоставимом уровне налоговой нагрузки. Однако по структуре поступлений системы несут в себе существенные различия. В отечественной системе преобладает прямое налогообложение бизнеса – половину всех поступлений обеспечивают налог на прибыль и НДПИ, в то время как в Италии они дают только 10 % всех налоговых поступлений. Безусловно, в условиях итальянской действительности нет такого объема природной ренты, но даже в пределах налога на прибыль преобладание прямого налогообложения в России очевидно. Что же касается другого прямого налога – налога на доходы физических лиц – здесь ситуацию тоже нельзя назвать схожей. В Италии – это налог-лидер по уровню поступлений, обеспечивающий 40 % всех налоговых доходов. То есть почти на половину функционирование государства обеспечивается за счет платежей населения, а не бизнеса, что примечательно и в некоторой степени формирует налоговую культуру населения. Другим важным отличием двух систем является равное распределение прямого и косвенного налогообложения в Италии, и перекос в сторону прямого обложения в условиях российской действительности. Если говорить о косвенном налогообложении – то ведущая роль здесь, разумеется, принадлежит налогу на добавленную стоимость – и его значение для бюджета Италии гораздо существенней, чем у НДС в России. Отметим, что по второму по значимости косвенному налогу – акцизам - ситуация в России и Италии сопоставимы, но такую ситуацию можно назвать уникальной.

В заключении отметим, что в рамках итальянской налоговой системы преобладают те налоги, уйти от которых наиболее трудно – НДФЛ, как правило, администрируется не налогоплательщиком, а налоговым агентом, что усложняет схему уклонения, а НДС, в силу своей природы, подробно регламентируется, что также усложняет серые схемы от его ухода. Здесь же нужно отметить, что поскольку закрепленная налоговая ставка по налогу на доходы юридических лиц составляет 27,5 %, то низкие показатели итальянской налоговой системы в части прямого налогообложения бизнеса (поступления на уровне 10 % от ВВП) также косвенно свидетельствует о развитым теневым сектором. Но это предмет другого исследования. Наша задача констатировать, что две трети налоговых доходов Италии формируется за счет всего двух налогов – НДС и НДФЛ, и подобная ситуация сохраняется по крайней мере последнее десятилетие. Безусловным достоинством итальянской налоговой системы, на котором следует акцентировать внимание, является её приспособленность к структуре итальянской экономики. Отличие итальянской налоговой системы от российской объясняется разной структурой экономик двух государств. Но в то же время рациональные элементы итальянской системы вполне могут быть адаптированы российской налоговой системой, что является перспективным направлением исследования.

Библиография
1.
Куницын Д.В. Налоговая система Италии // Сибирская финансовая школа. 2005. № 4. С. 91-98.
2.
Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Анализ и оценка риска налоговой системы Российской Федерации на основе портфельного подхода // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 32. С. 14-22.
3.
Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Макроэкономический анализ и моделирование поступлений налога на доходы физических лиц для регионов Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 25. С. 33-42.
4.
Попова Л.В., Маслова И.А., Земляков Ю.Д., Маслов Б.Т., Дрожжина И.А., Салихова В.Ю. Налоговая система Италии // Все для бухгалтера. 2007. № 17. С. 35-44.
5.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации. URL: Федеральная налоговая служба. URL: http://www.nalog.ru/ (дата обращения 11.11.2014).
6.
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 11.11.2014).
7.
Il Dipartimento delle Finanze. URL: http://www.finanze.gov.it/export/finanze/index.htm (дата обращения 11.11.2014).
8.
Istituto nazionale di statistica – Istat. URL: http://www.istat.it/it/ (дата обращения 11.11.2014)
References (transliterated)
1.
Kunitsyn D.V. Nalogovaya sistema Italii // Sibirskaya finansovaya shkola. 2005. № 4. S. 91-98.
2.
Malkina M.Yu., Balakin R.V. Analiz i otsenka riska nalogovoi sistemy Rossiiskoi Federatsii na osnove portfel'nogo podkhoda // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2014. № 32. S. 14-22.
3.
Malkina M.Yu., Balakin R.V. Makroekonomicheskii analiz i modelirovanie postuplenii naloga na dokhody fizicheskikh lits dlya regionov Rossiiskoi Federatsii // Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2014. № 25. S. 33-42.
4.
Popova L.V., Maslova I.A., Zemlyakov Yu.D., Maslov B.T., Drozhzhina I.A., Salikhova V.Yu. Nalogovaya sistema Italii // Vse dlya bukhgaltera. 2007. № 17. S. 35-44.
5.
Federal'naya nalogovaya sluzhba Rossiiskoi Federatsii. URL: Federal'naya nalogovaya sluzhba. URL: http://www.nalog.ru/ (data obrashcheniya 11.11.2014).
6.
Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.gks.ru/ (data obrashcheniya 11.11.2014).
7.
Il Dipartimento delle Finanze. URL: http://www.finanze.gov.it/export/finanze/index.htm (data obrashcheniya 11.11.2014).
8.
Istituto nazionale di statistica – Istat. URL: http://www.istat.it/it/ (data obrashcheniya 11.11.2014)
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"