Философия и культура - рубрика Психоанализ как философия
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Психоанализ как философия"
Психоанализ как философия
павлова о.н. - Homo sexualis: психоаналитическая топика сексуального в современной культуре и личности
Аннотация: Наша современность ознаменована интенсивными качественными изменениями в человеческой сексуальности – с одной стороны широкомасштабным осексуализированием многих областей социума и культуры, с другой десексуализацией интимных зон человеческого. По этим причинам сексуальность нуждается в новой оценке, и для понимания сложившейся в отношении «сексуального» ситуации, интересно рассмотреть проблему в объемном видении - междисциплинарном континууме на стыке философии и психоанализа, обозначив два направления движения мысли и взглядов. Первый вектор философско-психоаналитических исследований – анализ особенностей современной культуры и социума, в которой формируется сексуальность современного человека с точки зрения их как формообразующих и структурирующих факторов, с особым акцентом на тех аспектах, которые являются новоприобретением нашего времени: нарциссизм, размывание половой дифференциации, феминизация, транссексуальность как выход за пределы сексуальности, аннигиляция сексуальности и многое другое. Вторым аспектом рассмотрения становятся качественные характеристики, которые определяют специфику половой идентичности современного человека: нарциссическая андрогиния, транссексуальность, алексисексуальность, перверзность, множественность полов, гиперсублимация.
О.Н. Павлова - Homo sexualis: психоаналитическая топика сексуального в современной культуре и личности c. 74-81
Аннотация: наша современность ознаменована интенсивными качественными изменениями в человеческой сексуальности — с одной стороны, широкомасштабным осексуализированием многих областей социума и культуры, с другой — десексуализацией интимных зон человеческого. По этим причинам сексуальность нуждается в новой оценке, и для понимания сложившейся в отношении «сексуального» ситуации, интересно рассмотреть проблему в объемном видении — междисциплинарном континууме на стыке философии и психоанализа, обозначив два направления движения мысли и взглядов. Первый вектор философско-психоаналитических исследований — анализ особенностей современной культуры и социума, в которой формируется сексуальность современного человека с точки зрения их как формообразующих и структурирующих факторов, с особым акцентом на тех аспектах, которые являются новоприобретением нашего времени: нарциссизм, размывание половой дифференциации, феминизация, транссексуальность как выход за пределы сексуальности, аннигиляция сексуальности и многое другое. Вторым аспектом рассмотрения становятся качественные характеристики, которые определяют специфику половой идентичности современного человека: нарциссическая андрогиния, транссексуальность, алексисексуальность, перверзность, множественность полов, гиперсублимация.
Малкина С.М. - Преодоление метафизики: психоаналитическое прочтение (история одной фобии)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.15096

Аннотация: Вопрос о метафизике, ее формах и актуальности для современной эпохи является одной из тем, активно обсуждаемых почти всеми направлениями философии. Отношение к метафизике является во многом ключевым для понимания не только философской герменевтики, аналитической философии или деконструкции, но и становления проблематики модернизма и постмодернизма в современной культуре. Постоянно возобновляемая в философии проблема преодоления метафизики рассматривается в статье в контексте психоаналитического подхода к исследованию различных фобий, позволяющего выявить глубинные основания проблемы философского страха перед метафизикой. Применение психоаналитического метода истолкования проблем философии обосновано выбором в качестве субъектов анализа философов как концептуальных персонажей, находящихся в определенном отношении к собственным текстам и своим предшественникам. Новизна исследования заключается, во-первых, в описании единого проблемного поля различных проектов преодоления метафизики в философской мысли, во-вторых, в выявлении философских оснований метафизической фобии, в-третьих - в использовании для этой цели психоаналитической методологии. Основные выводы данной статьи состоят в том, что с точки зрения выявления Эдипова комплекса преодоление метафизики базируется на страхе влияния по отношению к предшественнику, активное отрицание может быть истолковано как стремление «вытеснить» метафизическое содержание собственного мышления, а тенденция к повторению преодоления метафизики – как влечение к смерти. Психоаналитическое толкование преодоления метафизики не означает необходимости его «излечения», а переносит нас «по ту сторону» метафизики, в постметафизическое мышление как бесконечную работу над смыслами философии, где освобождение и удовлетворение приносит сам процесс.
Малкина С.М. - Преодоление метафизики: психоаналитическое прочтение (история одной фобии) c. 725-731

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.5.66521

Аннотация: Вопрос о метафизике, ее формах и актуальности для современной эпохи является одной из тем, активно обсуждаемых почти всеми направлениями философии. Отношение к метафизике является во многом ключевым для понимания не только философской герменевтики, аналитической философии или деконструкции, но и становления проблематики модернизма и постмодернизма в современной культуре. Постоянно возобновляемая в философии проблема преодоления метафизики рассматривается в статье в контексте психоаналитического подхода к исследованию различных фобий, позволяющего выявить глубинные основания проблемы философского страха перед метафизикой. Применение психоаналитического метода истолкования проблем философии обосновано выбором в качестве субъектов анализа философов как концептуальных персонажей, находящихся в определенном отношении к собственным текстам и своим предшественникам. Новизна исследования заключается, во-первых, в описании единого проблемного поля различных проектов преодоления метафизики в философской мысли, во-вторых, в выявлении философских оснований метафизической фобии, в-третьих - в использовании для этой цели психоаналитической методологии. Основные выводы данной статьи состоят в том, что с точки зрения выявления Эдипова комплекса преодоление метафизики базируется на страхе влияния по отношению к предшественнику, активное отрицание может быть истолковано как стремление «вытеснить» метафизическое содержание собственного мышления, а тенденция к повторению преодоления метафизики – как влечение к смерти. Психоаналитическое толкование преодоления метафизики не означает необходимости его «излечения», а переносит нас «по ту сторону» метафизики, в постметафизическое мышление как бесконечную работу над смыслами философии, где освобождение и удовлетворение приносит сам процесс.
Левит Л.З. - «ВОЛЯ К ЖИЗНИ» А. ШОПЕНГАУЭРА И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЧАСТЬЯ: НЕДОСТАЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.7218

Аннотация: Автор статьи рассматривает ряд важных положений теории А. Шопенгауэра («волю к жизни», эгоизм, счастье) и сопоставляет их со своей Личностно-ориентированной концепцией счастья (ЛОКС), что позволяет найти решение ряда вопросов, поставленных немецким философом и разработать практическую систему психотерапии Личностной Уникальностью (ЛУТ). Сделан вывод, что разработанная Личностно-ориентированная концепция счастья, исследующая позитивные возможности в человеческой жизнедеятельности (хотя и находящаяся вне категориального аппарата современной позитивной психологии), имеет важные точки пересечения с философией А. Шопенгауэра, носящей ярлык пессимизма – незаслуженно, с точки зрения автора. Более того, ЛОКС позволяет сделать важное дополнение к концепции великого немецкого философа, указывая индивиду конкретный механизм ограничения «низших» форм эгоизма с одновременным развитием его высших форм в целях успешной реализации личностного потенциала и достижения полноценной, по-настоящему счастливой жизни.
Левит Л.З. - «Воля к жизни» А. Шопенгауэра и личностно-ориентированная концепция счастья: недостающие звенья c. 1574-1581

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63551

Аннотация: Автор статьи рассматривает ряд важных положений теории А. Шопенгауэра («волю к жизни», эгоизм, счастье) и сопоставляет их со своей Личностно-ориентированной концепцией счастья (ЛОКС), что позволяет найти решение ряда вопросов, поставленных немецким философом и разработать практическую систему психотерапии Личностной Уникальностью (ЛУТ). Сделан вывод, что разработанная Личностно-ориентированная концепция счастья, исследующая позитивные возможности в человеческой жизнедеятельности (хотя и находящаяся вне категориального аппарата современной позитивной психологии), имеет важные точки пересечения с философией А. Шопенгауэра, носящей ярлык пессимизма – незаслуженно, с точки зрения автора. Более того, ЛОКС позволяет сделать важное дополнение к концепции великого немецкого философа, указывая индивиду конкретный механизм ограничения «низших» форм эгоизма с одновременным развитием его высших форм в целях успешной реализации личностного потенциала и достижения полноценной, по-настоящему счастливой жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.