Философия и культура - рубрика Рубежи и теории познания
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика "Рубежи и теории познания"
Рубежи и теории познания
Воронин А.А. - К вопросу о механизмах социального самосознания
Аннотация: Ставится вопрос об алгоритмах преемственности культуры. Выделяются в качестве объекта нанализа бессубъектные формы трансляции культуры. Вводится понятие культурного фильтра. Намечены подходы к изучению механизмов саморегуляции культуры.
Князева Е.Н. - Лики сложного мира
Аннотация: В настоящее время существуют десятки различных определений сложности. Одного общепринятого определения сложности, как и общепринятой классификации сложных систем, не существует. В статье предпринимается попытка вычленить специфические черты сложности и ее отличие от простоты. Faces of the Complex World Helena N. Knyazeva At present, there are dozens of different definitions of complexity. But thre is neither a generally accepted definition of complexity, nor a generally used classification of complex systems. In this article, an attempt is made to single out specific features of complexity and its distinction from simplicity.
Князева Е.Н. - Когнитивная архитектура воплощенного разума как понятие неклассической эпистемологии
Аннотация: Развертывается содержание нового в современной неклассической эпистемологии понятия когнитивной архитектуры. В качестве основного принимается холистический подход к познанию, включающий в себя такие теоретические позиции, как телесная облеченность познающего разума, сопряженность чувственных и ментальных процессов, сращение функций разумного глаза («глаза ума») и перцептивного мышления (мышления в представлениях и образах), синестезия, ситуационность и энактивность познания, взаимная детерминация, со-рождение и взаимное конструирование познающего разума и среды его активности. The Cognitive Architecture of the Embodied Mind as a Concept of Non-classical Epistemology Helena N. Knyazeva The content of a concept of cognitive architecture is developed in the article. The concept is a new one in the modern non-classical epistemology. The holistic approach is applied as a main one. This approach involves such theoretical positions, as the embodied character of cognizing mind, the coupling of perceptional and mental processes, the joining of functions of reasonable eye (an “eye of mind”) and of perceptual thinking (thinking by means of visual notions and images), synesthesia, situatedness and enactive nature of cognition, the mutual determination, co-birth and reciprocal construction of a cognizing mind and of a medium of its activities.
Козолупенко Д.П. - Миф, мифопоэтика, мировосприятие: анализ специфики мифопоэтического с точки зрения эпистемологии
Аннотация: В данной статье выделяются два основных типа мировосприятия, свойственных человеку и обществу в определённые периоды становления и развития и доминирующие в определённых культурах – аналитический и собственно мифопоэтический, анализу и выявлению специфики которого и посвящено представленное исследование. Понятие «мифопоэтического» разводится с понятием «мифа» по ряду оснований и позволяет не только иначе трактовать сам феномен мифа, но и внести существенные изменения в наше представление о мировосприятии в целом.
Фройденталь Г.-., Фройденталь Г.-. - Отсутствующий центр философии Кассирера: Homo faber in abstracto
Аннотация: Название этой статьи подразумевает выразить утверждение о том, что, во-первых, проект Кассирера является, действительно, философским и систематическим (а не просто историческим); во-вторых, что в этой философии имеется центральный принцип; а в-третьих, что этот центральный принцип не разработан и не применен к культурному материалу, который он должен был бы объяснять. Таким образом, весь корпус работ Кассирера предъявляет, с одной стороны – программу систематической исторической эпистемологии, а с другой – материал, который должен быть интерпретирован и объяснен этой эпистемологией. Материал упорядочен так, что предполагает прогрессивное эпистемологическое развитие, но Кассирер нигде не применяет центральный принцип его исторической эпистемологии – его понятие символа – для демонстрации и объяснения этого эпистемологического развития.
Ольхов П.А. - История как наука: к стилистическим исканиям Г.Г. Шпета
Аннотация: В статье актуализируется проблема предпосылочных оснований философии исторической науки Г.Г. Шпета. Особое внимание обращается на стилистические установки мыслителя. Обосновывается, что стиль является эпистемологически мерным условием шпетовского переопределения оснований исторической науки – своего рода доминантой исторического мышления Г.Г. Шпета в 10-х – начале 20-х гг. ХХ столетия.
Касавина Н.А. - Экзистенциальный сдвиг на стыке классики и неклассики (на примере социологии)
Аннотация: Автором предлагается интерпретация изменений в области гуманитарной науки в сторону усиления внимания к экзистенциальному опыту и человеческой субъективности как признакам неклассического научного сознания. В качестве примера рассматриваются ракурсы неклассической социологии, акцентирующей свое внимание на повседневной, латентной социальной реальности. Автором отстаивается идея взаимодействия классики и неклассики в науке, позволяющая объединять различные ее методы и модели.
Князева Е.Н. - Глаз, освещающий мир. Телесность восприятия в индийских учениях и в современной когнитивной науке
Аннотация: В статье рассматривается проблема природы восприятия. Будучи одной из центральных проблем в эпистемологии, она претерпевает сегодня существенные изменения под влиянием результатов естественных наук, изучающих работу мозга, психомоторные функции человеческого организма и функционирование его сознания. Между индийскими брахманистскими и буддийскими представлениями и новейшими идеями и моделями современной когнитивной науки устанавливаются некоторые поразительные параллели. Eye which Lights up the World. The Embodied Perception in the Indian Studies and in Modern Cognitive Science Helena N. Knyazeva The problem of perception is under discussion in the article. This is one of central problems in epistemology which undergoes considerable changes nowadays under the influence of achievements in natural sciences which study brain, psychomotor functions of the human organism and the functioning of his consciousness. Some astonishing parallels between the Indian Buddhist and Brahmanist notions and the newest ideas and models of the modern cognitive science are drawn.
Даниелян Н.В. - Взгляд на научную картину мира в философии Дэвида Юма и современной эпистемологии
Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы формирования научной картины мира в философии Дэвида Юма и современной эпистемологии. Автором проводится анализ теории познания шотландского философа с точки зрения субъект-объектных отношений и устанавливается, что она сводится к принятию элиминированного субъекта при отсутствии объективной истинности полученного знания. В статье развивается и доказывается мысль, что в современной эпистемологии построение научной картины мира возможно только с точки зрения единства субъективности и объективности, а также обосновывается, что категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимозависимости друг от друга и от системы в целом. Автором делается вывод, что, несмотря на ограниченность и своеобразие концепции восприятия научной картины мира, предлагаемой Дэвидом Юмом, она внесла своей вклад в развитие эпистемологии и становление современного этапа научно-познавательной деятельности.
Ольхов П.А. - Историзм М.М. Бахтина и современные проблемы эпистемологии исторического знания
Аннотация: В статье актуализируется философская программа гуманитарных наук М.М. Бахтина применительно к современной эпистемологии исторического знания. Историзм этой программы уточняется при рассмотрении преимущественно лабораторных текстов мыслителя. Принимается во внимание необходимость ограничить расширительное понимание категориальных доминант бахтинской философской программы (диалог, вненаходимость, высказывание, жанр) по мере уточнения их конкретно-речевой историчности.
Кутырев В.А. - Способствует ли когнитизация мира выживанию человечества?

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.6727

Аннотация: Когнитология – теория информационно-коммуникационного мышления без сознания, образов и психики. Лишённое рефлексии оно превращается в искусственный интеллект. В онтологическом плане это будет постчеловеческий мир Иного. Задачей философии науки является формирование в среде духовной элиты навигаторов по процессам взаимодействия качественной и когнитивной форм бытия, а также трансмиссия этих способностей в общество. Ради выживания в высокотехнологичном мире мы должны культивировать геоцентрически и антропологически вменяемое сознание.
Апевалов А.С. - Специфика истинности исторического знания

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.7141

Аннотация: В статье рассмотрена проблема истинности исторического знания с точки зрения различных философских подходов, определены отношения субъекта и объекта истории, рассмотрен концепт релятивизма и релятивности исторического познания, раскрыты понятия исторического мифа и мифологического сознания. Особое внимание занимает проблема истинности в истории. В современной философии истории она определяется двумя обстоятельствами: природой исторического знания и познания, и, существенными изменениями самой категории «истина» в философии и методологии науки XX в.
Попков В.В. - Наука и вера Александра Богданова

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.7518

Аннотация: В статье в исторической ретроспективе рассматриваются некоторые ключевые идеи эмпириомонизма А.Богданова, которые всегда вызывали споры относительно их обоснованности. Предлагается их трактовка, исходя из идей современного конструктивизма. Дается оценка тектологии – всеобщей организационной науке, как первой отечественной попытке представить философию в виде структурной науки. А.Богданов наметил основные контуры парадигмального сдвига в познании двойственного субъект - объектного мира, в котором силы, через которые ткань материи воздействует на человека суть человеческие смыслы, посредством которых она существует.
Алейник Р.М. - ПРОЕКТ НОВОГО НАТУРАЛИЗМА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Аннотация: Автор рассматривает правомочность программы нового натурализма в исследовании человека, общества, культуры. В границах нового воззрения на человека как особо сложного по своей организации биологического вида появляется возможность создать синтез естественных и социально-гуманитарных наук.
Я.В. Максимов - Когнитивное и некогнитивное в структуре сознания: проблема демаркации c. 0-0
Аннотация:
И.А. Герасимова - Практики йоги и проблема творчества c. 0-0
Аннотация:
В.В. Пискун, А.С. Пискун - О возможности изменения субъективности c. 0-0
Аннотация:
А.А. Ивин - Логическое исследование детерминизма c. 0-0
Аннотация:
А.Л. Алюшин, Е.Н. Князева - Эндофизический повором в эпистемологии, или попытка увидеть мир изнутри c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье показывается, что в современной неклассической эпистемологии происходит эндофизический поворот. В рамках эндофизического подхода к изучению реальности предполагается, что наблюдатель неустранимо присутствует в наблюдаемом, что выбор наблюдателем определенной темпоральной сетки и раскраивание им объективной ткани событий, его возможности познания мира зависят от его телесных определенностей и от возможностей его сознания. Показывается, что эндофизика оперирует с представлением не только о реальном наблюдателе, но и о виртуальном наблюдателе как основополагающем элементе мысленного экспериментирования, в ходе которого строятся виртуальные реальности и целостные миры по принципу "как если бы".
А.С. Майданов - Реальность в мифологическом и научном видении c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Статья посвящена поиску адекватной трактовки знаменитого ведийского мифа о демоне Вритре. Показывается уязвимость распространенных космологических истолкований этого мифа. Противоположный подход – хтонический, примененный автором, позволяет обнаружить в мифе информацию о реальных, земных событиях, инопарадигмально отраженных в сознании древнего народа. Сопоставление мифа с результатами исследований археологов и геоморфологов, т.е. с научной картиной, помогает идентифицировать эти события, определить их как действительных референтов мифа, а также выявить парадигмы и методы, с помощью которых архаическое мышление конструировало его.
Л.В. Бурухина - Трансформация знания в образовательном пространстве современного информационного общества c. 0-0
Аннотация: Знание является основной характеристикой организации образовательного пространства в любом обществе. Информационно-технологические условия, сложившиеся в современном обществе, по-новому высвечивают проблему научного знания в границах образовательного пространства. В перспективе развития общества, основанного на знании, противоречие властного влияния объективных форм культуры в условиях расширения сетевого характера общества и возможностей, которые одновременно открываются для личностного и профессионального развития, характеризуется как основное для культурной модели этого типа. В данной статье предлагается рассмотреть трансформацию научного знания в его властно-нормативных и компетентностных перспективах. Ключевые слова: философия, знание, информационный капитализм, ценности, общество знания, постиндустриальное общество, коммуникационные технологии. Контактная информация автора: Бурухина Лариса Владимировна Раб. тел. (4822) 34-16-85.
О.И. Кучерявенко - Инервью с Ю.М. Резником c. 0-0
Аннотация: Аннотация: 19 ноября научная общественность отмечает 50-летие известного российского философа, доктора философских наук, профессора Юрия Михайловича Резника. Сфера его научных интересов обширна: он увлекается не только философией, но и социологией, культурологией, психологией. В статье предлагается запись интервью с юбиляром, проведенного сотрудником журнала О.И. Кучерявенко.
Ю.М. Резник - Трансперсональность: метафизические аспекты исследования c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье рассматриваются методологические проблемы изучения и конструирования трансперсональности как «запредельного» состояния человека, связанного с миром трансцендентного. Автор предлагает и апробирует методы метамодального программирования, анализ метафизических различий и метод «зазеркалья».
С.Ю. Иванов - Всеобщее, особенное, единичное в современных философских течениях: роль и знач ение картины мира c. 7-16
Аннотация: в статье рассматривается роль и значение концептов всеобщего, особенного и единичного для категориального структурирования ряда философских направлений двадцатого века. В частности выявляются концепты всеобщего, особенного, единичного в онтологии Н. Гартмана, феноменологии Э. Гуссерля, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, экзистенциализма Ж.-П. Сартра, ряда представителей классического позитивизма, эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма. Показывается категориальная соотносительность выделенных концептов с основными структурными компонентами картины мира.
Н.В. Клягин, И.Б. Рябушкина - Юбилей акселерации c. 9-18
Аннотация: Акселерация, начавшаяся на Западе 250 лет назад, принесла научно-техническое процветание и определенное упрощение духовной жизни, характерное для массовой культуры.
Г. Фройденталь - Отсутствующий центр философии Кассирера: Homo Faber in abstracto c. 9-24
Аннотация: Название этой статьи предполагает утверждение о том, что, во-первых, проект Кассирера является, действительно, философским и систематическим (а не просто историческим); во-вторых, что в этой философии имеется центральный принцип; а в-третьих, что этот центральный принцип не разработан и не применен к культурному материалу, который он должен был бы объяснять. Таким образом, весь корпус работ Кассирера предъявляет, с одной стороны – программу систематической исторической эпистемологии, а с другой – материал, который должен быть интерпретирован и объяснен этой эпистемологией. Материал упорядочен так, что предполагает прогрессивное эпистемологическое развитие, но Кассирер нигде не применяет центральный принцип его исторической эпистемологии – его понятие символа – для демонстрации и объяснения этого эпистемологического развития.
В.А. Кутырев - Когнитизация реальности в её философско-историческом выражении c. 17-26
Аннотация: Рассматриваются исторические формы познавательного моделирования мира: онтология, гносеология, эпистемология, когнитология. В когнитизме смысловое познание (Logos) вытесняется формальным (Mathesis). Его философским основанием является трансцендентализм Канта и Гуссерля. Их непоследовательность преодолевается в постмодернизме (Делёз) заменой тождества и противоречия различием и повторением. Информационизмом. Это означает замену «нашего» предметного мира конструктивно-когнитивным, постчеловеческим.
Н.В. Даниелян - Взгляд на научную картину мира в философии Дэвида Юмаи современной эпистемологии c. 20-29
Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы формирования научной картины мира в философии Дэвида Юма и современной эпистемологии. Автором проводится анализ теории познания шотландского философа с точки зрения субъект-объектных отношений и устанавливается, что она сводится к принятию элиминированного субъекта при отсутствии объективной истинности полученного знания. В статье развивается и доказывается мысль, что в современной эпистемологии построение научной картины мира возможно только с точки зрения единства субъективности и объективности, а также обосновывается, что категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимозависимости друг от друга и от системы в целом. Автором делается вывод, что, несмотря на ограниченность и своеобразие концепции восприятия научной картины мира, предлагаемой Дэвидом Юмом, она внесла своей вклад в развитие эпистемологии и становление современного этапа научно-познавательной деятельности.
А.Н. Фатенков - Вальтер беньямин и михаил лифшиц в пространстве поэтической онтогносеологии c. 26-37
Аннотация: с позиции экзистенциальной философии выявляются и рассматриваются концептуальные параметры поэтической онтогносеологии, материалом к чему служит творческое наследие В. Беньямина и М.А. Лифшица.
Е.Н. Князева - Когнитивная архитектура воплощенного разума как понятие неклассической эпитемологии c. 29-40
Аннотация: Развертывается содержание нового в современной неклассической эпистемологии понятия когнитивной архитектуры. В качестве основного принимается холистический подход к познанию, включающий в себя такие теоретические позиции, как телесная облеченность познающего разума, сопряженность чувственных и ментальных процессов, сращение функций разумного глаза («глаза ума») и перцептивного мышления (мышления в представлениях и образах), синестезия, ситуационность и энактивность познания, взаимная детерминация, со-рождение и взаимное конструирование познающего разума и среды его активности.
А.Н. Майданов - Интеллект и образ мышления древних ариев. Часть 2. Окончание c. 32-39
Аннотация: В статье описываются особенности менталитета ариев. В нем отразились их восприятие и понимание мира, интеллектуальное и духовное отношение к нему. Этому менталитету была присуща ограниченная субъектность. Сознание ариев характеризовалось такими чертами, как фидеистичность, объективация ментального, экстраполяция понятия истины на вымысел, сочетание рационального и иррационального. Их интеллект перешел от стадии перцептивного постижения действительности, к стадии ее объяснения и истолкования.
Р.М. Алейник - Проект нового натурализма в исследованиях человека: проблемы сознания и мировоззрения c. 36-46
Аннотация: автор рассматривает правомочность программы нового натурализма в исследовании человека, общества, культуры. В границах нового воззрения на человека как особо сложного по своей организации биологического вида появляется возможность создать синтез естественных и социально-гуманитарных наук.
Д.П. Козолупенко - Миф, мифопоэтика, мировосприятие (анализ специфики мифопоэтического с точки зрения эпистемологии) c. 38-47
Аннотация: в данной статье выделяются два основных типа мировосприятия, свойственных человеку и обществу в определённые периоды становления и развития и доминирующие в определённых культурах — аналитический и собственно мифопоэтический, анализу и выявлению специфики которого и посвящено представленное исследование. Понятие «мифопоэтического» разводится с понятием «мифа» по ряду оснований и позволяет не только иначе трактовать сам феномен мифа, но и внести существенные изменения в наше представление о мировосприятии в целом.
Е.Н. Князева - Глаз, освещающий мир. Современные представления о телесности восприятия в индийских учениях и в когнитивной науке c. 39-48
Аннотация: В статье рассматривается проблема природы восприятия. Будучи одной из центральных проблем в эпистемологии, она претерпевает сегодня существенные изменения под влиянием результатов естественных наук, изучающих работу мозга, психомоторные функции человеческого организма и функционирование его сознания. Между индийскими брахманистскими и буддийскими представлениями и новейшими идеями и моделями современной когнитивной науки устанавливаются некоторые поразительные параллели.
Н.А. Касавина - Экзистенциальный сдвиг на стыке классики и неклассики (на примере социологии) c. 39-49
Аннотация: ввтором предлагается интерпретация изменений в области гуманитарной науки в сторону усиления внимания к экзистенциальному опыту и человеческой субъективности как признакам неклассического научного сознания. В качестве примера рассматриваются ракурсы неклассической социологии, акцентирующей свое внимание на повседневной, латентной социальной реальности. Автором отстаивается идея взаимодействия классики и неклассики в науке, позволяющая объединять различные ее методы и модели.
А.С. Апевалов - Специфика истинности исторического знания c. 44-52
Аннотация: В статье рассмотрена проблема истинности исторического знания с точки зрения различных философских подходов, определены отношения субъекта и объекта истории, рассмотрен концепт релятивизма и релятивности исторического познания, раскрыты понятия исторического мифа и мифологического сознания. Особое внимание занимает проблема истинности в истории. В современной философии истории она определяется двумя обстоятельствами: природой исторического знания и познания, и, существенными изменениями самой категории «истина» в философии и методологии науки XX в.
О.А. Воронина - Роль гендерных метафор в философском познании реальности c. 47-58
Аннотация: в статье рассматривается использование метафор в философских текстах. Показывается, что помимо познавательной, метафора обладает моделирующей функцией: она не просто формирует представление об объекте, но и задает способ и стиль мышления о нем. Особая роль в этом принадлежит базовым метафорам, которые проводят аналогии между разными системами понятий и фрэймируют предмет дискурса. К ним относятся и половые/гендерные метафоры: начиная с античности половые характеристики человека активно применялись философами для описания и понимания реальности. Представление о том, что «рациональное» каким-то особым образом связано с маскулинностью, сформировалось еще в античности, «отцами-основателями» такого типа рациональности. Включение мужского и женского как онтологических начал в систему познания мира трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Метафора пола выступает как одно из оснований традиционного западного типа рациональности и как культуро-формирующий фактор.
А.А. Борисенков - Феномен неявного знания c. 59-66
Аннотация: в статье раскрываются сущность, особенности и возможные виды неявного знания, а также его роль в познавательном процессе.
В.А. Кутырёв - Способствует ли когнитизация мира выживанию человечества? c. 96-106

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.62041

Аннотация: Когнитология — теория информационно-коммуникационного мышления без сознания, образов и психики. Лишённое рефлексии оно превращается в искусственный интеллект. В онтологическом плане это будет постчеловеческий мир Иного. Задачей философии науки является формирование в среде духовной элиты навигаторов по процессам взаимодействия качественной и когнитивной форм бытия, а также трансмиссия этих способностей в общество. Ради выживания в высокотехнологичном мире мы должны культивировать геоцентрически и антропологически вменяемое сознание.
С.А. Филипенок - Личностное знание и личностный опыт в процессе самосознания c. 109-119
Аннотация: В данной статье предпринимается попытка показать взаимосвязь личностного знания и самосознания и установить эпистемологическое значение понятия самосознания. Для этой цели исследуются конструктивистский и нарративный подходы к самосознанию. Обоснована необходимость дополнить разработки данных подходов феноменологическим анализом личностного опыта, являющегося основой личностного знания и самосознания. Привлечение системного подхода, а также концепции ситуативного познания выявляет системный, контекстуальный и динамический характер личностного опыта. Использование понятий личностного опыта и личностного знания расширяет представления о самосознании, несводимом только к рефлексии. При подобном понимании самосознания возникает проблема интроспекции. На основе данных современных когнитивных наук и эволюционной эпистемологии рассматриваются различные виды и уровни самосознания. Исследуется проблема соотношения самосознания и познания окружающей действительности в системе личностного знания.
Н.В. Даниелян - Роль конструктивизма в условиях перехода от информационного общества к “обществу знания” c. 112-119
Аннотация: В данной статье рассматривается возрастание роли конструктивизма в процессе перехода от информационного общества к “обществу знания”. Автором проводится анализ понятия “общество знания” на основании работ разных философов и устанавливается, что основным отличием информационного общества от “общества знания” становится подключение ненаучного знания, поскольку в новом типе общества постепенно стираются разграничительные “линии” между наукой, обществом и социальной культурой. На основании исследования взглядов некоторых выдающихся философов на процесс образования в статье проводится мысль, что целью образования становится формирование всего человека, что означает отказ от использования формальной информации и возрастание роли “живого знания”. Автор приходит к выводу, что конструирование как одна из форм организации знания означает способность сконструировать соответствующую целям человека новую упорядоченность, в идеале — еще не освоенного мира. Вследствие этого в “обществе знания” познание понимается как включенное в реальность, которая все более превращается в конструкт научно-познавательной деятельности субъекта.
П.А. Ольхов - Историзм М.М. Бахтина и современные проблемы эпистемологи исторического знания c. 116-124
Аннотация: в статье актуализируется философская программа гуманитарных наук М.М. Бахтина применительно к современной эпистемологии исторического знания. Историзм этой программы уточняется при рассмотрении преимущественно лабораторных текстов мыслителя. Принимается во внимание необходимость ограничить расширительное понимание категориальных доминант бахтинской философской программы (диалог, вненаходимость, высказывание, жанр) по мере уточнения их конкретно-речевой историчности.
П.А. Ольхов - История как наука: к стилистическим исканиям Г.Г. Шпета c. 132-141
Аннотация: в статье актуализируется проблема предпосылочных оснований философии исторической науки Г.Г. Шпета. Особое внимание обращается на стилистические установки мыслителя. Обосновывается, что стиль является эпистемологически мерным условием шпетовского переопределения оснований исторической науки — своего рода доминантой исторического мышления Г.Г. Шпета в 10-х — начале 20-х гг. ХХ столетия.
Зайцева Л.А. - Квантовый мир и вакуум идей

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10858

Аннотация: Предметом исследования статьи является формирующийся квантовый мир и ситуация отсутствия идей, которые бы описывали его функционирование.Квантовый мир идёт на смену классическому миру и миру Постмодерна. Классический мир был основан на идеях философии Просвещения. Мир Постмодерна - на идеях философии постмодернизма.Но на настоящий момент не существует идей, составляющих парадигму квантового мира.Квантовый мир описывается как мир отрицающий понятие универсальной норм и ставящий под сомнение здравый смысл.Квантовый - это странный, сложный, нестабильный и неопределённый и многомерный мир. Квантовый мир вывел на международную арену массу новых игроков, преследующих свои частные интересы в глобальном масштабе.В статье делается попытка наметить контуры идей квантового через анализ проблем, которые порождает его формирование. Методам исследования возможных идей квантового мира является моделирование. Так как квантовый мир ещё не сформировался он частично рассматривается как чёрный ящик. Судить о котором можно по формирующимся проблемам.В статье также используется метод идеализации, когда возникающие проблемы нарочито представлены в слишком выпуклой форме. Научная новизна заключается в том, что контуры идей квантового мира обозначают через рассмотрение проблем и связанных с ними ценностей.В частности выделяются: нестабильность, неопределённость и многомерность и искусственный характер квантового мира. Это черты квантового мира, которые создают проблемы имеющие важные социальные последствия. В статье подчеркивается, что квантовый мир должен кардинально изменить систему ценностей. Квантовый мир означает переход к постэкономическим ценностям и возникновению новой серьёзности. Всё это приведёт к изменению образа жизни людей.
Зайцева Л.А. - Квантовый мир и вакуум идей c. 355-363

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.66380

Аннотация: Предметом исследования статьи является формирующийся квантовый мир и ситуация отсутствия идей, которые бы описывали его функционирование.Квантовый мир идёт на смену классическому миру и миру Постмодерна. Классический мир был основан на идеях философии Просвещения. Мир Постмодерна - на идеях философии постмодернизма.Но на настоящий момент не существует идей, составляющих парадигму квантового мира.Квантовый мир описывается как мир отрицающий понятие универсальной норм и ставящий под сомнение здравый смысл.Квантовый - это странный, сложный, нестабильный и неопределённый и многомерный мир. Квантовый мир вывел на международную арену массу новых игроков, преследующих свои частные интересы в глобальном масштабе.В статье делается попытка наметить контуры идей квантового через анализ проблем, которые порождает его формирование. Методам исследования возможных идей квантового мира является моделирование. Так как квантовый мир ещё не сформировался он частично рассматривается как чёрный ящик. Судить о котором можно по формирующимся проблемам.В статье также используется метод идеализации, когда возникающие проблемы нарочито представлены в слишком выпуклой форме. Научная новизна заключается в том, что контуры идей квантового мира обозначают через рассмотрение проблем и связанных с ними ценностей.В частности выделяются: нестабильность, неопределённость и многомерность и искусственный характер квантового мира. Это черты квантового мира, которые создают проблемы имеющие важные социальные последствия. В статье подчеркивается, что квантовый мир должен кардинально изменить систему ценностей. Квантовый мир означает переход к постэкономическим ценностям и возникновению новой серьёзности. Всё это приведёт к изменению образа жизни людей.
О.Е. Баксанский - Руководство процессом познания: Knowledge Management c. 366-381

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.3.62429

Аннотация: Одной из причин повышения интереса к управлению знаниями является развитие коммуникационных и информационных технологий. Эти технологии позволяют обмениваться огромными массивами информации независимо от географического положения участников процесса и реального времени. Поток информации воистину захлестывает, поэтому люди начинают интересоваться, действительно ли им нужна вся эта информация и существуют ли другие, более удобные способы ее получения. Ответы на эти вопросы скорее всего утвердительные, так как, хотя эти технологии и меняют способы создания, передачи и использования знаний, они не могут полностью заменить непосредственные контакты (например, виртуальной средой компьютерного пространства). Действительно, определенные знания можно развивать и передавать другим исключительно с использованием традиционных подходов.
В.В. Попков - Наука и вера Александра Богданова c. 437-448

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.4.62647

Аннотация: В статье в исторической ретроспективе рассматриваются некоторые ключевые идеи эмпириомонизма А. Богданова, которые всегда вызывали споры относительно их обоснованности. Предлагается их трактовка, исходя из идей современного конструктивизма. Дается оценка тектологии — всеобщей организационной науке, как первой отечественной попытке представить философию в виде структурной науки. А. Богданов наметил основные контуры парадигмального сдвига в познании двойственного субъект — объектного мира, в котором силы, через которые ткань материи воздействует на человека суть человеческие смыслы, посредством которых она существует.
Тюгашев Е.А. - Метафилософия Юма

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.15838

Аннотация: В статье реконструируется юмовская модель философии с учетом важности ее практической составляющей, выраженной в программной установке на реформирование философии на основе эмпиризма и применения экспериментального метода. Исходным является представление Юма о человеке как о существе не только разумном, но деятельном и общественном. Вследствие несовершенства и ограниченности разума требуется проверка философских положений фактами обыденной жизни, а философские предписания должны оцениваться с точки зрения общественных последствий их практической реализации. Юм намечает практический поворот в метафилософии, возвращая ее к античному представлению философии в единстве ее духовной и практической составляющих. Метафилософия Д. Юма реконструируется на основе использования социально-философской модели генезиса духовной деятельности, в рамках которой ее отдельные виды (наука, искусство, религия, мифология философия и др.) рассматриваются как возникающие в результате рефлексии общественной практики Новизна исследования заключается в выявлении и систематизации взглядов Д. Юма на структуру философии как вида духовной деятельности, включенного в общественную жизнь. Показано, что Д. Юм различает фундаментальную и прикладную философию, философскую теорию и эмпирическую философию (наблюдательную и экспериментальную), а также выделяет обыденную, массовую и народную философии, истинность которых устанавливается практикой общественного прогресса.
Тюгашев Е.А. - Метафилософия Юма c. 1126-1132

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.66926

Аннотация: В статье реконструируется юмовская модель философии с учетом важности ее практической составляющей, выраженной в программной установке на реформирование философии на основе эмпиризма и применения экспериментального метода. Исходным является представление Юма о человеке как о существе не только разумном, но деятельном и общественном. Вследствие несовершенства и ограниченности разума требуется проверка философских положений фактами обыденной жизни, а философские предписания должны оцениваться с точки зрения общественных последствий их практической реализации. Юм намечает практический поворот в метафилософии, возвращая ее к античному представлению философии в единстве ее духовной и практической составляющих. Метафилософия Д. Юма реконструируется на основе использования социально-философской модели генезиса духовной деятельности, в рамках которой ее отдельные виды (наука, искусство, религия, мифология философия и др.) рассматриваются как возникающие в результате рефлексии общественной практики Новизна исследования заключается в выявлении и систематизации взглядов Д. Юма на структуру философии как вида духовной деятельности, включенного в общественную жизнь. Показано, что Д. Юм различает фундаментальную и прикладную философию, философскую теорию и эмпирическую философию (наблюдательную и экспериментальную), а также выделяет обыденную, массовую и народную философии, истинность которых устанавливается практикой общественного прогресса.
Гаспарян Д.Э. - «Ignoramus et ignorabimus»? Есть ли у современного антифизикализма позитивная программа?

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.9.12571

Аннотация: Целью настоящего исследования является обнаружение позитивной программы современного антифизикализма, а именно анализ антифизикалистских вариантов решения психофизической проблемы в современной аналитической философии сознания. На примере подходов таких современных аналитических философов как К. Макгинн, Дж. Левин, Н. Хомский, Т. Нагель, а также Д. Чалмерс рассматривается каково соотношение критических и позитивных компонентов в современных антифизикалистских подходах, а также выясняется роль скептической позиции в их теориях. Методологией исследования является историко-дескриптивный метод, а также метод компаративистики, который в данном исследовании предполагает сравнение физикалистстких и антифизикалистстких подходов к изучению проблем сознания. Информационной базой настоящего исследования являются современные англо-американские антифизикалистские программы изучения сознания, такие как субстанциальный и разновидности субстанциального дуализма, дуализм свойств или натуралистический дуализм, эпистемический скептицизм, интеракционизм, квалитатизм и некоторые др. Выводы исследования состоят в следующих положениях: несмотря на то, что антифизикализм предъявляет сегодня физикализму очень серьезную критику, позиции последнего еще достаточно сильны. Изменится ли эта ситуация, напрямую зависит от того, насколько убедительной окажется позитивная программа антифизикалистов. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для понимания ряда влиятельных современных контекстов, посвященных физикалистским и антифизикалистским программам современной аналитической философии сознания. Новизна и оригинальность работы заключается в осмыслении антифизикалистских программ в контексте современной англо-американской философии сознания, критическом разборе главных мыслительных ходов и ключевых аргументов современного англо-американского антифизикализма и презентации многих непереведенных на русский язык работ современных англо-американских философов сознания, вышедших в свет за последние годы.
Гаспарян Д.Э. - «Ignoramus et ignorabimus»? Есть ли у современного антифизикализма позитивная программа? c. 1257-1265

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.9.65487

Аннотация: Целью настоящего исследования является обнаружение позитивной программы современного антифизикализма, а именно анализ антифизикалистских вариантов решения психофизической проблемы в современной аналитической философии сознания. На примере подходов таких современных аналитических философов как К. Макгинн, Дж. Левин, Н. Хомский, Т. Нагель, а также Д. Чалмерс рассматривается каково соотношение критических и позитивных компонентов в современных антифизикалистских подходах, а также выясняется роль скептической позиции в их теориях. Методологией исследования является историко-дескриптивный метод, а также метод компаративистики, который в данном исследовании предполагает сравнение физикалистстких и антифизикалистстких подходов к изучению проблем сознания. Информационной базой настоящего исследования являются современные англо-американские антифизикалистские программы изучения сознания, такие как субстанциальный и разновидности субстанциального дуализма, дуализм свойств или натуралистический дуализм, эпистемический скептицизм, интеракционизм, квалитатизм и некоторые др. Выводы исследования состоят в следующих положениях: несмотря на то, что антифизикализм предъявляет сегодня физикализму очень серьезную критику, позиции последнего еще достаточно сильны. Изменится ли эта ситуация, напрямую зависит от того, насколько убедительной окажется позитивная программа антифизикалистов. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для понимания ряда влиятельных современных контекстов, посвященных физикалистским и антифизикалистским программам современной аналитической философии сознания. Новизна и оригинальность работы заключается в осмыслении антифизикалистских программ в контексте современной англо-американской философии сознания, критическом разборе главных мыслительных ходов и ключевых аргументов современного англо-американского антифизикализма и презентации многих непереведенных на русский язык работ современных англо-американских философов сознания, вышедших в свет за последние годы.
Абдрашитова И.В. - Концептуальные параллели М. М. Бахтина и М. Хайдеггера в рамках философии иллюстрации

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.17364

Аннотация: Статья в контексте философии М. Бахтина и М. Хайдеггера показывает условия становления авторства, ответственного за свое творчество и за жизненный поступок в целом. Осознание собственной целостности, отделенной от всего иного, наличие сопряженных между собой границ, предполагает наличие автора произведения и ответственной жизни. Авторство – это становление себя в единстве ответственности и заявления себя через поступок. Феномен изобразительной иллюстрации книги рассматривается как пример присутствия/отсутствия видимых границ между семантическими мирами. В статье используется метод интермедиального анализа, направленный на выявление различных способов взаимодействия разнородных художественных дискурсов в пространстве их смыслового пересечения; герменевтический метод понимания и интерпретации текста, а также «диалогическая» концепция М. М. Бахтина для обнаружения органической взаимосвязи изобразительных практик с языком и стилем. В исследовании впервые предпринята попытка обозначить общий стержень философии М. Бахтина через связку автор-интерпретатор-читатель. Вводится в философский оборот понятие «фрактал», определяющее структуру интерпретации текста. Делается вывод, что авторство слова и картинки ведет к взаимообогащению и ответственной творческой позиции, анонимность – к их упрощению, размытию границ и к безответственности.
Абдрашитова И.В. - Концептуальные параллели М. М. Бахтина и М. Хайдеггера в рамках философии иллюстрации c. 1262-1267

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.68202

Аннотация: Статья в контексте философии М. Бахтина и М. Хайдеггера показывает условия становления авторства, ответственного за свое творчество и за жизненный поступок в целом. Осознание собственной целостности, отделенной от всего иного, наличие сопряженных между собой границ, предполагает наличие автора произведения и ответственной жизни. Авторство – это становление себя в единстве ответственности и заявления себя через поступок. Феномен изобразительной иллюстрации книги рассматривается как пример присутствия/отсутствия видимых границ между семантическими мирами. В статье используется метод интермедиального анализа, направленный на выявление различных способов взаимодействия разнородных художественных дискурсов в пространстве их смыслового пересечения; герменевтический метод понимания и интерпретации текста, а также «диалогическая» концепция М. М. Бахтина для обнаружения органической взаимосвязи изобразительных практик с языком и стилем. В исследовании впервые предпринята попытка обозначить общий стержень философии М. Бахтина через связку автор-интерпретатор-читатель. Вводится в философский оборот понятие «фрактал», определяющее структуру интерпретации текста. Делается вывод, что авторство слова и картинки ведет к взаимообогащению и ответственной творческой позиции, анонимность – к их упрощению, размытию границ и к безответственности.
О.Е. Баксанский - Коэволюционное мышление в контексте конвергентных технологий: от биологии к культуре c. 1307-1313

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.63158

Аннотация: Когнитивный подход в философии образования ищет новые стратегии в формировании мышления современного человека. Важно значение в этом контексте приобретает коэволюционная стратегия, которая формирует и утверждает новые ориентиры человеческой деятельности, выдвигая новые экологические регулятивы как природопользования, так и материального производства, а также нормы экологической сбалансированности и динамического равновесия человека и природы, правовые регулятивы вторжения человека в природные экосистемы, определяя ценности биосферной экологической этики, направленной на поддержание, защиту и расширение жизни, на увеличение ее разнообразия. Тем самым осознаются истоки и намечаются пути выхода из экологического кризиса — подчинить материально-техническую деятельность человека целям совершенствования биосферы, осознать сложное взаимоотношение между организованностью биосферы и организованностью ноосферы.
Фаритов В.Т. - Научное творчество как трансгрессивный феномен

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.10415

Аннотация: Предметом исследования является феномен трансгрессии в научном дискурсе как источник научного творчества. Научное производство имеет свои точки бифуркации, в которых замкнутость и организованность научного дискурса нарушается. В таких кризисных ситуациях научный дискурс переходит в трансгрессивный режим существования. Данный режим характеризуется нейтрализацией установленных научным дискурсом границ бытийно-смысловой определенности. Следствием этого становится раскрытие возможности иных конфигураций смысла и существования в пространстве научного дискурса. Переход научного дискурса в трансгрессивный режим составляет специфическое онтологическое условие научного творчества. Используются стандартные методы онтологического исследования, применяемые в классической и современной неклассической онтологии. Частично используется методологический аппарат синергетического подхода. Трансгрессивный режим не характерен для науки даже в ее современном постнеклассическом варианте. Однако именно трансгрессия является необходимым условием научного творчества. Научный дискурс переходит в трансгрессивный режим, во-первых, в ситуациях кризиса модификационного варианта. Во-вторых, в ситуации сближения с философским дискурсом. Оба случая являются точкой бифуркации, выводящей научный дискурс из состояния равновесия и нарушающей границы конституированной им определенности.
Фаритов В.Т. - Научное творчество как трансгрессивный феномен c. 1416-1422

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.65533

Аннотация: Предметом исследования является феномен трансгрессии в научном дискурсе как источник научного творчества. Научное производство имеет свои точки бифуркации, в которых замкнутость и организованность научного дискурса нарушается. В таких кризисных ситуациях научный дискурс переходит в трансгрессивный режим существования. Данный режим характеризуется нейтрализацией установленных научным дискурсом границ бытийно-смысловой определенности. Следствием этого становится раскрытие возможности иных конфигураций смысла и существования в пространстве научного дискурса. Переход научного дискурса в трансгрессивный режим составляет специфическое онтологическое условие научного творчества. Используются стандартные методы онтологического исследования, применяемые в классической и современной неклассической онтологии. Частично используется методологический аппарат синергетического подхода. Трансгрессивный режим не характерен для науки даже в ее современном постнеклассическом варианте. Однако именно трансгрессия является необходимым условием научного творчества. Научный дискурс переходит в трансгрессивный режим, во-первых, в ситуациях кризиса модификационного варианта. Во-вторых, в ситуации сближения с философским дискурсом. Оба случая являются точкой бифуркации, выводящей научный дискурс из состояния равновесия и нарушающей границы конституированной им определенности.
Князева Е.Н. - Эволюционное мышление в науке и философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.9923

Аннотация: В статье рассматривается развитие эволюционного мышления и производится оценка его эвристических возможностей для междисциплинарного синтеза знания. Обосновывается, что синтетические, интегративные, холистические тенденции - в отличие от дисциплинарного разделения наук в Новое время – являются в науке XXI века преобладающими. Эволюционное мышление, понимаемое в самом широком смысле этого слова, базируется сегодня не только на теории биологической эволюции, но и на современной теории сложных адаптивных систем, науке о сетях и нелинейной динамике, становится фундаментом нового натурализма, позволяющего сформулировать стратегии эволюционного, натуралистического объяснения в эпистемологии, этике, политике, эстетике. На примере анализа эволюционной эпистемологии и ее современных трендов развития показывается, каким образом она отвечает на междисциплинарные вызовы современного научного знания. Evolutionary Thinking in Science and Philosophy Helena N. Knyazeva Annonation: The development of evolutionary thinking is under consideration in the article; heuristic possibilities and possible limits for interdisciplinary synthesis of knowledge are estimated. It is justified that synthetic, integrative and holistic trends – in contrast to disciplinary differentiation of science in the epoch of Modern time – are predominant in science of the XXI century. Evolutionary thinking which is understood in the most broad sense of its word is based nowadays not only on the theory of biological evolution, but also on the modern theory of complex adaptive systems, network science and nonlinear dynamics. Such a thinking becomes a foundation of a new naturalism which allows us to formulate strategies of evolutionary, naturalistic explanations in epistemology, ethics, politics, aesthetics. Taking as an example evolutionary epistemology, the author analyses its modern trends of development and demonstrates how this field meets interdisciplinary challenges of the modern scientific knowledge.
Князева Е.Н. - Эволюционное мышление в науке и философии c. 1532-1542

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.11.63546

Аннотация: В статье рассматривается развитие эволюционного мышления и производится оценка его эвристических возможностей для междисциплинарного синтеза знания. Обосновывается, что синтетические, интегративные, холистические тенденции - в отличие от дисциплинарного разделения наук в Новое время – являются в науке XXI века преобладающими. Эволюционное мышление, понимаемое в самом широком смысле этого слова, базируется сегодня не только на теории биологической эволюции, но и на современной теории сложных адаптивных систем, науке о сетях и нелинейной динамике, становится фундаментом нового натурализма, позволяющего сформулировать стратегии эволюционного, натуралистического объяснения в эпистемологии, этике, политике, эстетике. На примере анализа эволюционной эпистемологии и ее современных трендов развития показывается, каким образом она отвечает на междисциплинарные вызовы современного научного знания.
Плахов А.С. - Проблематика накопления знания в контексте смыслопорождения

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.13083

Аннотация: Сегодня в философии, а также иных гуманитарных и естественных науках все более значимыми становятся проблемы преодоления ограничений классического и неклассического подходов (в терминологии Степина В.С.). Хотя в этом направлении проделана уже значительная работа, однако остается еще множество неясных и непроработанных моментов. Одним из них является проблематика смыслопорождения при выработке всего спектра знания. Именно прояснению и раскрытию отдельных важных моментов данной проблематики и посвящена предлагаемая вашему внимания статья. В ней, отталкиваясь о ряда работ научных вдохновителей (в частности, современного французского философа Жиля Делеза, а также Свирского Я.И.) и предшественников автора, сравниваются и сопоставляются различные точки зрения на феномен смыслопорождения. При этом рассматривается такой важный момент, как взаимосвязь процессов смыслопорождения с процессами определения истинности или ложности осмысленной информации, возникшей в результате удачного завершения первых процессов. В конечном итоге, в статье вырабатывается методологический набросок общей схемы описания процессов смыслопорождения во всем спектре знания. Смыслы (в соответствии с гипотезами Делеза, которые развил далее Свирский Я.И.) привязываются к делезовоскому концепту поверхности, на которой происходит их пролиферация и своеобразное разбегание.
Плахов А.С. - Проблематика накопления знания в контексте смыслопорождения c. 1573-1578

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.11.65722

Аннотация: Сегодня в философии, а также иных гуманитарных и естественных науках все более значимыми становятся проблемы преодоления ограничений классического и неклассического подходов (в терминологии Степина В.С.). Хотя в этом направлении проделана уже значительная работа, однако остается еще множество неясных и непроработанных моментов. Одним из них является проблематика смыслопорождения при выработке всего спектра знания. Именно прояснению и раскрытию отдельных важных моментов данной проблематики и посвящена предлагаемая вашему внимания статья. В ней, отталкиваясь о ряда работ научных вдохновителей (в частности, современного французского философа Жиля Делеза, а также Свирского Я.И.) и предшественников автора, сравниваются и сопоставляются различные точки зрения на феномен смыслопорождения. При этом рассматривается такой важный момент, как взаимосвязь процессов смыслопорождения с процессами определения истинности или ложности осмысленной информации, возникшей в результате удачного завершения первых процессов. В конечном итоге, в статье вырабатывается методологический набросок общей схемы описания процессов смыслопорождения во всем спектре знания. Смыслы (в соответствии с гипотезами Делеза, которые развил далее Свирский Я.И.) привязываются к делезовоскому концепту поверхности, на которой происходит их пролиферация и своеобразное разбегание.
Богданова В.О. - Метаморфозы субъектности в конструктивистских моделях философствования

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.7332

Аннотация: В статье представлены конструктивистские модели философствования в их преемственности и взаимовлиянии в соответствии с определенными исторически сложившимися традициями философствования в свете философской проблемы субъекта. Нами выделяются три типа конструктивистских моделей философствования: конструктивистский гилеоморфизм, конструктивистская эйдетика и конструктивистская герменевтика. В качестве базовых конструктов в конструктивистском гилеоморфизме выступают априорные формы сознания, являющиеся предпосылками субъектности, в конструктивистской эйдетике – феномены сознания, обеспечивающие субъективацию мира, а в конструктивистской герменевтике – способы коммуникации, служащие условием интерсубъектности.
Богданова В.О. - Метаморфозы субъектности в конструктивистских моделях философствования c. 1707-1717

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.12.63603

Аннотация: В статье представлены конструктивистские модели философствования в их преемственности и взаимовлиянии в соответствии с определенными исторически сложившимися традициями философствования в свете философской проблемы субъекта. Нами выделяются три типа конструктивистских моделей философствования: конструктивистский гилеоморфизм, конструктивистская эйдетика и конструктивистская герменевтика. В качестве базовых конструктов в конструктивистском гилеоморфизме выступают априорные формы сознания, являющиеся предпосылками субъектности, в конструктивистской эйдетике – феномены сознания, обеспечивающие субъективацию мира, а в конструктивистской герменевтике – способы коммуникации, служащие условием интерсубъектности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.