Философия и культура - рубрика
по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Рубрика ""
Сержантов П.Б. - Понятие «молодежные религии» применительно к рок-движению
Аннотация: Автор анализирует религиозную составляющую рок-движения, применяя к субкультурам металлистов и готов подход, рассматривающий их в качестве молодежных религий. Относительно религиозности блэк-металлистов автор приходит к выводу, что сатанизм, свойственный им, и сатанизм как таковой есть молодежная религия, подверженная трансформациям в предсказуемых сценариях развития протестной религиозности пэйган- и анблэк-металлистов.
Чеснов Я.В. - Экзистенции: город
Аннотация: Аннотация. В статье рассмотрен городской способ проживания в плане теории вызова и ответа, первоначально развитой Арнольдом Тойнби. Обращено внимание на то, что в этом случае город представляет собой данную экспозицию, в которой творчески должен ориентироваться человек. Показано, что городская ментальность крепится мифологическим способом к такой экспозиции, порождая в итоге образ «моего города». Статья построена на широком историческом материале с использованием личных исследований урбанистической проблемы в Москве, в городах Подмосковья, в Петербурге, в Обнинске и Боровске (Калужская область).
Архангельская И.Б. - Традиция Т.С. Элиота и теория массмедиа Г.М. Маклюэна
Аннотация: В статье рассматривается влияние творчества известного англо-американского поэта и критика Т.С. Элиота (1888–1965) на теорию коммуникации канадского исследователя Г.М. МакЛюэна (1911-1980). Поэзия и проза Элиота не только сформировали эстетические и художественные вкусы канадского теоретика медиа, но и стали материалом для его концепций. Г.М. МакЛюэн был уверен, что художественные новации, которые Элиот, как и другие писатели-модернисты (Д. Джойс, Э. Паунд) использовали в своих произведениях, отражают процессы, происходящие в СМИ в 20-40-е гг. Анализ творчества Элиота в литературной критике и работах по теории массмедиа МакЛюэна служит ключом к пониманию творческого наследия канадского коммуникативиста.
Гуревич П.С. - ЭТИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Аннотация: В статье раскрывается близость этики с философской антропологией. Отмечая глубину и своеобразие этических взглядов академика А.А. Гусейнова, автор показывает «смычку» двух философских дисциплин, акцентируя внимание на «специфически человеческом».
Васильев А.А. - Очерк философии славянофилов
Аннотация: Статья посвящена первой в отечественной истории филсоофской школе - славянофилов. В работе раскрываются основные достижения славянофилов в обосновании русской идеи - православие, соборность, цельность духа, безгосударственность русского народа, стремление к высшим императивам нравственности и православия
Егоров В.Е. - Идея космичности человека
Аннотация: В статье рассматривается человек как неполное существо, ищущее свою завершенность в феномен космичности. Машинная цивилизация оказывается несостоятельной в том, чтобы удовлетворить духовные искания человечества. Христианство, сосредоточенное на образе Христа, по мнению автора, не рассматривает человека как космическое создание. Индийские религиозно-философские учения и трансперсонализм представляются наиболее солидными в поиске иных миров.
Манев И.Б. - «Пространственна и материальна ли мысль»
Аннотация: Дано философское и экспериментальное доказательство тому, что мысль является пространственной и материальной. Мысль представляет собой некую незнакомую и доселе не исследованную проникающую полевую форму материи. Указан весьма важный атрибут материи вообще: память о любой информации. На основании данного атрибута выведено заключение, что на его базе и на базе вечного изменения и движения материи зародилась жизнь во Вселенной. Дано более широкое определение философской категории «материя», при этом на определенном этапе своей эволюции она породила сознание, которое является ее носителем. Доказанная пространственность и материальность мысли позволила построить гипотезу, объясняющую многовековое заблуждение, касающееся «перерождения душ», с позиций материалистической философии. Дано также оригинальное объяснение человеческого подсознания.
Руднева Е.Г. - Проблема человека в философии А.Дж.Айера
Аннотация: Имя английского философа Алфреда Джулса Айера (1910–1989), видного представителя неопозитивизма, известно в нашей стране. Но если гносеологической проблематике, которая волнует Айера, уделяется известное внимание, то философско-антропологические идеи английского философа мало рассматривались.
Новичкова Г.А. - Ф.Шиллер об антропологическом типе человека
Аннотация: И.Ф.Шиллер в "Письмах об эстетическом воспитании человека" излагает результаты своих изысканий антропологического типа человека, Для создания такого типа человека не неуны насильственные революции, а нужна революция в душах людей. Шиллер придавал большое значение эстетике ввоспитании человека, потому что эстетика как наука является такой революцией в душах людей и частью философского знания в силу ее сильнейшего и благотворнейшего воздействия на человека.
Попов Е.А. - Что изучает социология культуры?
Аннотация: Для социологии культуры актуальной является проблема определения предметного поля ввиду того, что значительно расширился в последнее время комплекс социально-гуманитарных наук, в зону внимания и интересов которых попадает культура и процессы ее социальной детерминированности. В связи с этим в социологии культуры обнаруживается практически вынужденное сужение предметного поля, что в целом снижает эвристический потенциал получаемых в ходе прикладных и теоретических социологических исследований результатов. Пренебрежение или отказ от анализа онтологических характеристик культурного развития зачастую приводит социолога к поспешным и недостаточно аргументированным выводам. В статье раскрываются возможные противоречия, возникающие в этом направлении, и некоторые возможности их преодоления.
Попов Е.А. - Современная социология искусства в интерпретации социального и художественного
Аннотация: Социальные смыслы в искусстве нередко остаются за рамками исследовательского внимания. Однако в социологии искусства как самостоятельной отрасли социокультурного знания акцент делается именно на этом. Различные проблемы участия социологии искусства в интерпретации социального и художественного рассматриваются в настоящей статье.
Попов Е.А. - ВРЕМЯ ЦВЕТЕТ, КАК ЧЕРЕМУХА (Курсив культурной истории начала ХХ века)
Аннотация: В статье раскрывается значение русского авангарда в начале ХХ века для русской культуры, преодоления ее традиционности. Упор делается на ценностно-смысловых исканиях представителей авангарда, сказавшихся на укреплении культурной самодостаточности и самобытности.
Асеева И.А. - Многообразие и единство прогностического опыта
Аннотация: Содержательно введено понятие «прогностического опыта», которое интерпретируется как систематизированная совокупность разнообразных знаний и специальной деятельности, направленных на получение, осмысление и оформление информации о будущем, продуцированной разнообразными социокультурными прогностическими практиками.
Ростова Н.Н. - «Нанук с севера»: бытие как наглядность смысла (Размышления о документальном фильме Р. Флаэрти, 1922, США - Франция)
Аннотация: В статье проводится философско-антропологический анализ документального фильма о жизни эскимосов «Нанук с севера». По мнению автора, главный герой, оставаясь человеком, оказывается способным сливаться с природой, двигаясь по ее силовым линиям. Это движение обозначается встречей вещей и смыслов, когда вещи двигаются за смыслами, а смыслы – за вещами.
Попов Е.А. - Литературный процесс в социокультурном измерении
Аннотация: В статье литературный процесс ХХ века рассматривается сквозь призму социологического знания, зачастую допускавшего по отношению к художественному слову излишнюю социологизацию и политизацию. Однако именно в социокультурном измерении литература и литературный процесс предстают как феномены, в наибольшей степени актуализирующие связь общества и культуры, искусства и человека.
Попов Е.А. - Культура и общество в ипостасях духовного-бездуховного
Аннотация: В статье раскрываются важнейшие аспекты взаимодействия и взаимовлияния культуры и общества сквозь призму ценностно-смысловой системы "духовное - бездуховное". И культура, и общество обнаруживают точки гармонии только в условиях духовного, но в то же время это состояние невозможно вне системы "бездуховного". Последняя порождает импульсы для культурного и социального сопротивления всему чуждому культуре и обществу.
Шубина М.М. - Исследование образа "варвара-перса" в трудах Геродота в современной историографии
Аннотация: В статье исследуется противопоставление грекам персов в трудах Геродота. Через эту поляризацию Геродот выводит понимание категории свободы. Характеристики негреческого мира в работах древнегреческого историка анализируются в современной историографии.
Сержантов П.Б. - Религиозное движение против постчеловека
Аннотация: Статья посвящена апокалиптическому движению против кодов, которое борется с глобальной виртуализацией человеческой жизни, с перспективой человека стать постчеловеком. В статье методически анализируется конфессионально-деноминационный состав религиозного движения против кодов. Автор приходит к выводу, что среди многочисленных общин и организаций, участвующих в данном движении, доминируют представители протестантского фундаментализма и истинно-православного движения.
Попов Е.А. - Духовная жизнь человека и общества в социальном измерении
Аннотация: В статье осуществляется анализ социального измерения духовной жизни человека и общества, показывается зависимость духовной жизни от социальности и социального творчества. Особый упор при этом делается на онтологические характеристики духовной деятельности человека и общества.
Попов Е.А. - Ценностно-смысловой ракурс структур повседневности
Аннотация: Статья раскрывает суть ценностно-смысловых преобразований в многочисленных структурах повседневности. Традиционно структуры повседневности в научном дискурсе связываются с бытованием человека, воздействием на него со стороны общества, социальных групп и т.д. Однако современные структуры повседневности представляют собой сложный социокультурный феномен, в котором очень важное место занимают именно ценностно-смысловые изменения, оказывающие влияние на мир человека и окружающую реальность. Целью статьи выступает необходимость рассмотрения структур повседневности с акцентом на их "расшифровку", "разгадывание", которые возможны только в условиях так называемого акта "расповседневнивания". В статье сделаны выводы, в соответствии с которыми структуры повседневности создают для человека некий "оплот" экзистенциального состояния, но с другой стороны пробуждают в человеке протест и часто агрессию по отношению к окружающей реальности. При этом особое внимание обращается на те ресурсы, которыми располагает современный человек в преодолении инерционности структур повседневности, а именно - стремление сохранить этническую специфику родной культуры, пересмотреть свое отношение к информационным технологиям и т.д.
Асадуллаев И.К. - Универсальный гомеостаз. Новая физическая картина мира? Абсурдность основного вопроса философии?
Аннотация: Попытка создать новую картину мира. Существует универсальный гомеостаз. Материальное как наличное бытие и идеальное это атрибуты материи.
Омарова З.У. - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ –ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация: Аннотация Наше государство осуществляет свою деятельность в условиях неста-бильного, динамичного, сложного и противоречивого мира, многовариантности развития событий, разбалансированности международных отношений, обусловленной кризисным характером нынешнего периода. Анализ современной конфессиональной ситуации в наших странах дает возможность определить ряд тенденций, характеризующих процессы внутри религиозных организаций, возникающие во взаимодействии между ними, а также в их взаимоот-ношениях с государством и влияющие не только на внутри-конфессиональные и межконфессиональные, но и на политико-экономические отношения в мире. Проблема этноконфессиональной безопасности как предмет социоло-гического анализа предполагает исследование ее антипода – этноконфессиональной угрозы, также имеющей свою систему показателей и критериев. Социологический анализ в этой области должен отличаться широким фронтальным характером, полной и достоверной информацией об особенностях того или иного процесса, связанного с этнической и религиозной идентификацией, этноконфессиональными взаимодействиями и отношениями, для принятия оптимального управленческого решения
Коновалова Т.А. - Фитоморфные образы в архитектуре славян и представления о "городе-саде
Аннотация: В статье описываются фитоморфные образы в архитектуре славян и в представлениях о загробной жизни. Цель статьи − суммировать и проанализировать роль, место фитоморфных образов в славянской архитектуре, в представлениях о загробном мире, выявить символическое значение образов и установить их истоки. Используются работы исследователей по этнографии, русской мифологии, истории, лингвистике, архитектуре.
Попов Е.А. - Апостиль художественной коммуникации в философия, искусстве и культуре
Аннотация: В статье предпринимается попытка представить взаимодействие самодостаточных научно-рефлексивных сфер - философии, искусства и культуры - в рамках художественной коммуникации как единого апостиля с выраженными ценностно-смысловыми характеристиками. Традиционный подход к философии как системе ценностей и норм человеческого коллективного и индивидуального бытия дополняется иной интерпретацией: философия - социокультурная система, которая посредством каналов искусства и культуры формирует сверхреальность с установками на явное равновесие добра и зла, жизни и смерти, движения и застоя, а не на их традиционное противостояние. Художественная коммуникация обозначает некий апостиль, который становится характерным для философии, искусства и культуры конца ХIХ - ХХ вв.
Попов Е.А. - Метатеория русского модернизма: общественная ситуация и искусство ХХ века
Аннотация: Русский модернизм ХХ века - явление многоплановое. Традиционный подход к исследованию русского модернизма сформировал позицию, согласно которой модернизм - совершенно новое для российской общественной ситуации явление, пересмотревшее истоки и основы классического искусства и культуры и приведшее к появлению чуждыъ социокультурной реальности элементов. Но все же модернизм не только характерен таким покушением на классику, он созидал новые культурные формы, которые могли ьы на длительное время стать ликом отечественной культуры первой половины двадцатого столетия. Создавая свою метатеорию, модернизм апеллировал к противоречивой общественной ситуации в России начала ушедшего столетия, но при этом ставку делал на искусство, его различные виды. Таким образом, русский модернизм рассматривается в статье не только как философская система, но и метатеория, синтезирующая важнейшие качества культуры в ХХ веке.
Борисенков А.А. - Демократическая политическая культура и политический прогресс
Аннотация: В статье раскрываются особенности демократической политической культуры, анализируются попытки её определить. Рассматриваются положения о том, что демократическая политическая культура является фактором систематизации политической жизни и демократизации политического влияния, а в итоге фактором политического прогресса. Характеризуется роль политической культуры в социализации людей.
Попов Е.А. - Контрасты русской культуры двадцатого столетия в традициях и инновациях
Аннотация: В статье представлен взгляд на феномен контрастности в русской культуре ХХ века. Культура проходит сложный путь от традиционного к новому, но еще сложнее в ее пространстве закрепиться новым формам, явлениям и феноменам. Попытка увидеть в контрастах культурной динамики системный характер становится особенностью представленной статьи.
Компуэн Ф. . - "Жан-Поль Сартр и Альбер Камю: пророки Абсурда".
Аннотация: Статья посвещена проблеме абсурда, особенностям его восприятия и специфике воздействия на человека XX века, атеиста, героя произведений Сартра и Камю. Проводится сравнительный анализ пониманий абсурда этими авторами,входе которого проблематизируется как резистентность сознания к фактическому натиску абсурда, так и изначальная автономность абсурда перед лицом целостно-цельного сознания. Автор статьи приходит к компромиссному мнению, экстраполируя модель абсурдной заброшенности, представленной атеистическим экзистенциализмом,на плачевные стороны современной действительности и призывая философию вернуться к своему назначению, дабы внести свою немаловажную лепту в борьбу с недугом.
П.С. Гуревич - Эпоха просвещения: открытие субъекта c. 4-7
Аннотация: The article is devoted to the ideal of human during the epoch of Romanticism. The author gives a detailed description of romantic views on human introduced by philosophers, poets and writers living back in those times.
Круглый стол - «Государство как произведение искусства» c. 8-21
Аннотация: This is the brief review of reports read at the meeting of the Moscow and St. Petersburg Philosophical Club discussing state institution as an anthropological phenomenon
Кормин Н.А. - Метафизическая метафора c. 19-57

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.7.36589

Аннотация: Задача исследования – определить значение метафоры для выявления метафизических оснований эстетики, проанализировать, как прорисовываются способы этого определения в философии Канта, Гуссерля, Хайдеггера, Деррида, Мамардашвили. Их работы помогают уяснить, как строится метафизическая метафора, ее эстетическая матрица. Эстетическая мысль издревле рассматривала концепцию языка метафоры с его двойной неопределенностью, разнообразные метафорические фигуры как структуры, внутренне связанные с категориальной рефлексией над системой искусства, а сама метафора мыслилась как форма смыслового восприятия и создания художественного ландшафта. Выявляя место эстетики в структуре метафизики, автор рассматривает эстетическую роль метафорического внутри метафизики, сложность отношений между понятием метафоры и фундаментальной метафизической категорией бытия В мировой научной литературе существует необозримое количество работ, в которых метафора рассматривается как риторическая фигура. Но исследования метафизической метафоры – редкость. В статье впервые в русскоязычной литературе намечены подходы к эстетическому пониманию метафизической метафоры, как они сложились в основном в философии Хайдеггера и Деррида. В их концепциях выявляется интуиция самой метафоры как метафизики, раскрывается представление о метафизической метафоре света, понимание трансцендентального эго как метафоры и проясняется понятие субстанции самой метафоры. Особое внимание уделяется эстетико-метафизическим трактовкам метафоры в современной отечественной философии.--
- Постотчет встречи с Дэниелом Деннетом c. 129-129
Аннотация: Report about the Moscow meeting with a great philosopher, American professor and author of a number of works on philosophy Daniel Dennett.
Э.А. Тирьякян - Три метакультуры общества модерна: христианская, гностическая, хтоническая (перевод Ю.Е. Балагушкина) c. 1506-1513

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.65543

Аннотация: Послесловие к переводу статьи американского социолога и философа культуры Эдварда Тирьякяна «Три метакультуры общества модерна: христианская, гностическая, хтоническая». Анализируется понимание американским учёным роли религии в современном обществе, содержание и проблемные моменты его концепции трёх метакультур; функциональные особенности религиозных метакультур христианства, гностицизма и язычества; взаимодействие иноверий с ортодоксальной христианской метакультурой, которое являлось источником внутренних противоречий в западной цивилизации и её предрасположенности к изменениям. Рассматривается философско-антропологический аспект мысли Э. Тирьякяна. Динамика и многообразие форм культуры в современном обществе, по Э. Тирьякяну, рассматриваются с точки зрения культурно-исторического, функционально-смыслового и структурно-аналитического подходов, поиска философско-антропологических аспектов творчества американского мыслителя. Концепция трёх метакультур Э.А. Тирьякяна страдает определённой ограниченностью, так как не учитывает всего многообразия религиозно-культурных течений (в частности, манихейства, герметизма), а также полностью игнорирует светскую культуру с её естественнонаучной и общественно-исторической составляющими. В анализе трёх метакультур Тирьякяна явно обнаруживается философско-антропологический подтекст: человек является элементом социокультурной структуры и агентом процесса ее изменения и развития – такова специфика его двойственной природы, в которой исходная естественная составляющая сопрягается с доминирующей социальной. Для формирования и развития человеческой природы основополагающее значение имеет культурализация. Вместе с сопряжённой с ней социализацией она составляет два основных плана вторичной, социально-исторической природы человека, но одновременно оказывает существенное влияние на первичную, естественную природу человека и тем самым формирует личность. Под влиянием социокультурной среды видоизменяются в той или иной степени проявления человеческой телесности. Индивид идентифицирует себя с определённой метакультурой и в то же время включён в противоречивые связи различных метакультур между собой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.