ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Содержание № 08, 2013
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-3.84-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 08, 2013
Колонка главного редактора |
Гуревич П.С. - Социальный хаос в толковании Ж. Бодрийяра |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.9412
Аннотация: В статье дается нетривиальная трактовка социального хаоса. Автор, опираясь на концепцию Ж. Бодрийяра, показывает, что сломы истории, различные катастрофы, экстремальные события не следует рассматривать как сбой в планомерном, поступательном и разумном развитии общественных процессов. Хаос не является отступлением от выверенного исторического маршрута. Он не существует как изнанка рационалистического толкования общественных процессов. Ж. Бодрийяр показывает, что общественные катаклизмы, чрезвычайные события можно считать закономерными, поскольку они сходны между собой и соответствуют самой социальной системе. Одновременно отмечается непоследовательность мысли французского философа, который полагает, что вызревание социальных бедствий позволяет освободиться в определенной мере от иррациональных напластований. Таким образом, критический пафос его оригинальной концепции, по мнению автора статьи, оказывается непоследовательным. У французского философа получается, что хаос порождает хаос, но он же освобождает исторический процесс от разного рода мистических обнаружений. Здесь, судя по всему, нужны дополнительные аргументы или более убедительные иллюстрации.
П.С. Гуревич - Социальный хаос в толковании Ж. Бодрийяра |
|
c. 1043-1046
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63094
Аннотация: В статье дается нетривиальная трактовка социального хаоса. Автор, опираясь на концепцию Ж. Бодрийяра, показывает, что сломы истории, различные катастрофы, экстремальные события не следует рассматривать как сбой в планомерном, поступательном и разумном развитии общественных процессов. Хаос не является отступлением от выверенного исторического маршрута. Он не существует как изнанка рационалистического толкования общественных процессов. Ж. Бодрийяр показывает, что общественные катаклизмы, чрезвычайные события можно считать закономерными, поскольку они сходны между собой и соответствуют самой социальной системе. Одновременно отмечается непоследовательность мысли французского философа, который полагает, что вызревание социальных бедствий позволяет освободиться в определенной мере от иррациональных напластований. Таким образом, критический пафос его оригинальной концепции, по мнению автора статьи, оказывается непоследовательным. У французского философа получается, что хаос порождает хаос, но он же освобождает исторический процесс от разного рода мистических обнаружений. Здесь, судя по всему, нужны дополнительные аргументы или более убедительные иллюстрации.
Шагиахметов М.Р. - Мировоззрение и методология. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.4870
Аннотация: В статье автор, опираясь на системный подход, проводит анализ изменений мировоззрения со времени появления рационального разума и развития методологии философии. Показывая взаимозависимость и взаимодополняемость идеализма и материализма, автор обосновал вывод о необходимости развития методологии по пути преодоления их ограниченности и оторванности от реальности.
М.Р. Шагиахметов - Мировоззрение и методология |
|
c. 1057-1064
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63096
Аннотация: В статье автор, опираясь на системный подход, проводит анализ изменений мировоззрения со времени появления рационального разума и развития методологии философии. Показывая взаимозависимость и взаимодополняемость идеализма и материализма, автор обосновал вывод о необходимости развития методологии по пути преодоления их ограниченности и оторванности от реальности.
Судьбы и контуры цивилизаций |
гайкин в.а. - Восток и Запад: истоки различия, итоги развития. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.4830
Аннотация: Аннотация: глобализация, превращая мировое сообщество в единый миро-хозяйственный комплекс, не сможет нивелировать культурно-философские различия между Западом и Востоком уходящие в глубь тысячелетий, закреплённые на генетическом уровне, своего рода «матрицы» двух этносоциальных систем (монголоиды, европеоиды), конфронтация между которыми может закончиться расовой войной.
В.А. Гайкин - Восток и Запад: истоки различия, итоги развития |
|
c. 1065-1068
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63097
Аннотация: глобализация, превращая мировое сообщество в единый миро-хозяйственный комплекс, не сможет нивелировать культурно-философские различия между Западом и Востоком уходящие в глубь тысячелетий, закреплённые на генетическом уровне, своего рода «матрицы» двух этносоциальных систем (монголоиды, европеоиды), конфронтация между которыми может закончиться расовой войной.
Розин В.М. - Понятие «пространство» в пространстве культуры и науки |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.8567
Аннотация: В статье исследуется становление и изменение в культуре и науке понятия пространства. Анализируются предпосылки этого понятия в искусстве, философии, науке (в том числе работах Декарта, И.Ньютона, Л. Эйлера). Введя совершенно новое понятие пространства и времени, сделав ведущим не природные процессы, а работу нашего сознания, не время, а пространство, Анри Бергсон создал условия, во-первых, для критики и пересмотра естественнонаучной концептуализации пространства, во-вторых, для построения в гуманитарных и социальных наук новых понятий пространства и времени, лучше схватывающих жизнь и изменения феноменов, которые здесь изучались. Рассматриваются два основные этапы становления понятия пространства: в работах Аристотеля (как одно из условий мыслимости движения) и в Новое время как условия математизации движения. Обсуждаются условия переноса естественнонаучного понятия "пространство" в социальные и гуманитарные науки (смена физического движения на изменение, моделей на схемы, а также основных категорий).
Фролова М.И. - Деиндивидуализация как объект социально-философской рефлексии |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.9033
Аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть сущность, причины и формы процессов деиндивидуализации человека в ситуации глобального социально-антропологического кризиса. В современную эпоху человек попадает в зависимость от различных форм деиндивидуализации (политических, экономических, медийных, религиозных, бытовых). Многообразие экономического предложения или политический плюрализм не обеспечивают индивидуальную свободу выбора, а, скорее, маскируют несвободу. Мыслители, писавшие о деиндивидуализации человека, выделяли в качестве главной причины неспособность и нежелание ориентироваться на возвышающие ценности. В гонке за успехом человек не может найти себя. Ни гиперторофированное Я, ни растворённое Я не приносит человеку счастья. Подобная трагическая альтернатива лежит в основе многообразных девиантных проявлений, столь частых в современном обществе. Суть процессов деиндивидуализации состоит в том, что общество в массовом масштабе подталкивает человека превращать свою личность в средство достижения успеха. Саморазвитие личности становится в этом случае фактором побочным.
М.И. Фролова - Деиндивидуализация как объект социально-философской рефлексии |
|
c. 1069-1076
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63098
Аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть сущность, причины и формы процессов деиндивидуализации человека в ситуации глобального социально-антропологического кризиса. В современную эпоху человек попадает в зависимость от различных форм деиндивидуализации (политических, экономических, медийных, религиозных, бытовых). Многообразие экономического предложения или политический плюрализм не обеспечивают индивидуальную свободу выбора, а, скорее, маскируют несвободу. Мыслители, писавшие о деиндивидуализации человека, выделяли в качестве главной причины неспособность и нежелание ориентироваться на возвышающие ценности. В гонке за успехом человек не может найти себя. Ни гиперторофированное Я, ни растворённое Я не приносит человеку счастья. Подобная трагическая альтернатива лежит в основе многообразных девиантных проявлений, столь частых в современном обществе. Суть процессов деиндивидуализации состоит в том, что общество в массовом масштабе подталкивает человека превращать свою личность в средство достижения успеха. Саморазвитие личности становится в этом случае фактором побочным.
Струк Е.Н. - Экспликация категории предел в современной философии |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.4883
Аннотация: В статье преследуется цель расширить методологическую базу социально-философских исследований пределов развития общества. Обозначены проблемные вопросы, связанные с оформлением социально-философского дискурса о пределах развития общества.
Королев С.А. - Фундаментальные исторические процессы: российская специфика |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.9240
Аннотация: В статье рассматриваются специфические особенности фундаментальных исторических процессов в России (колонизация, модернизация, глобализация). В числе подобных особенностей автор выделяет гипертрофию исторического субъекта, хронический недостаток ресурсов, климатическую детерминацию, нарушение стадиальности, дискретность упомянутых процессов, их фрагментарность, несистемный характер, обратимость результатов, непомерные издержки, усиление гетерогенности пространства. Автор также анализирует проблематику социокультурной детерминации фундаментальных социальных трансформаций. В частности, речь идет о феноменах «русской аскезы» и сопаса. Значительное внимание уделяется также тому воздействию, которое оказали на протекание фундаментальных исторических процессов в России российские псевдоморфозы и псевдоморфный тип развития как таковой. Наконец, в статье анализируется секуляризационная составляющая глобальных исторических процессов, а также то, какие изменения принесло гипотетическое вступление России в фазу постсекулярного развития, десекуляризации. В заключение автор указывает на несостоятельность прямолинейного исторического оптимизма – история содержит значительно больше парадоксов и двусмысленностей, чем это представляется сторонникам оптимистического эволюционизма. Россия, полагает автор, не движется неуклонно и неумолимо по пути прогресса, а скорее развивается по синусоиде, которая иногда нехотя сворачивается в некое подобие спирали.
Борисенков А.А. - Политическая система – функциональная взаимосвязь компонентов политического организма |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.8733
Аннотация: В статье рассматриваются сущность и элементы политической системы, особенности её формирования, её неразрывная связь с политической жизнью, её значение для политического развития. Раскрывается обусловленность политической системы существованием политических отношений. Обосновывается вывод о том, что политическая система есть общая форма политической жизни, составляющая функциональную взаимосвязь компонентов политического организма. Важнейшие элементы политической системы представлены функциями руководства и оппозиции. Они служат основными элементами политической системы, существуют во взаимной связи и являются неизбежными для политического процесса, имеющего демократический характер. Наряду с ними возможны и другие элементы политической системы, которые образуют надстроечные функции в составе политического организма, формирующегося в условиях демократии. Выяснение сущности политической системы позволяет установить и сформулировать связанный с этой системой закон политического развития. Предлагается также анализ существующего в официальной политологии толкования политической системы.
А.А. Борисенков - Политическая система — функциональная взаимосвязь компонентов политического организма |
|
c. 1112-1120
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63102
Аннотация: В статье рассматриваются сущность и элементы политической системы, особенности её формирования, её неразрывная связь с политической жизнью, её значение для политического развития. Раскрывается обусловленность политической системы существованием политических отношений. Обосновывается вывод о том, что политическая система есть общая форма политической жизни, составляющая функциональную взаимосвязь компонентов политического организма. Важнейшие элементы политической системы представлены функциями руководства и оппозиции. Они служат основными элементами политической системы, существуют во взаимной связи и являются неизбежными для политического процесса, имеющего демократический характер. Наряду с ними возможны и другие элементы политической системы, которые образуют надстроечные функции в составе политического организма, формирующегося в условиях демократии. Выяснение сущности политической системы позволяет установить и сформулировать связанный с этой системой закон политического развития. Предлагается также анализ существующего в официальной политологии толкования политической системы.
Е.Н. Струк - Экспликация категории предел в современной философии |
|
c. 1077-1082
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63099
Аннотация: В статье преследуется цель расширить методологическую базу социально-философских исследований пределов развития общества. Обозначены проблемные вопросы, связанные с оформлением социально-философского дискурса о пределах развития общества.
С.А. Королев - Фундаментальные исторические процессы: российская специфика |
|
c. 1083-1101
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63100
Аннотация: В статье рассматриваются специфические особенности фундаментальных исторических процессов в России (колонизация, модернизация, глобализация). В числе подобных особенностей автор выделяет гипертрофию исторического субъекта, хронический недостаток ресурсов, климатическую детерминацию, нарушение стадиальности, дискретность упомянутых процессов, их фрагментарность, несистемный характер, обратимость результатов, непомерные издержки, усиление гетерогенности пространства. Автор также анализирует проблематику социокультурной детерминации фундаментальных социальных трансформаций. В частности, речь идет о феноменах «русской аскезы» и сопаса. Значительное внимание уделяется также тому воздействию, которое оказали на протекание фундаментальных исторических процессов в России российские псевдоморфозы и псевдоморфный тип развития как таковой. Наконец, в статье анализируется секуляризационная составляющая глобальных исторических процессов, а также то, какие изменения принесло гипотетическое вступление России в фазу постсекулярного развития, десекуляризации. В заключение автор указывает на несостоятельность прямолинейного исторического оптимизма – история содержит значительно больше парадоксов и двусмысленностей, чем это представляется сторонникам оптимистического эволюционизма. Россия, полагает автор, не движется неуклонно и неумолимо по пути прогресса, а скорее развивается по синусоиде, которая иногда нехотя сворачивается в некое подобие спирали.
Национальный характер и менталитет |
Чеснокова Л.В. - Gemütlichkeit (уют) как один из ключевых концептов немецкой культуры |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.6957
Аннотация: Статья рассматривает один из важнейших немецких концептов: концепт уюта (Gemütlichkeit). Особое внимание уделяется этимологии этого слова и истории его употребления в немецкой культуре. Приводятся основные характеристики этого концепта: связь с внутренним миром, душой человека (Gemüt) и с условиями материального окружения. В статье дается анализ социальной стороны этого феномена, а также проводится сравнение данного немецкого концепта с соответствующими терминами в других языках и культурах.
Л.В. Чеснокова - Gemütlichkeit (уют) как один из ключевых концептов немецкой культуры |
|
c. 1121-1130
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63103
Аннотация: Статья рассматривает один из важнейших немецких концептов: концепт уюта (Gemütlichkeit). Особое внимание уделяется этимологии этого слова и истории его употребления в немецкой культуре. Приводятся основные характеристики этого концепта: связь с внутренним миром, душой человека (Gemüt) и с условиями материального окружения. В статье дается анализ социальной стороны этого феномена, а также проводится сравнение данного немецкого концепта с соответствующими терминами в других языках и культурах.
Теологические основы бытия |
Сержантов П.Б. - Исследования, посвященные истинно-православному движению |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.5006
Аннотация: Статья анализирует религиоведческие подходы к изучению истинно-православного движения (ИПД). Современные исследования апокалиптического ИПД стремятся охватить данный феномен в целом на протяжении его почти вековой истории. Автор останавливается на чертах сходства и различия между православным христианством и истинно-православным движением, акцентируя внимание на различиях. останавливается на чертах сходства и различия между православием и истинно-православным движением, акцентируя внимание на различиях.
П.Б. Сержантов - Исследования, посвященные истинно-православному движению |
|
c. 1131-1140
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63104
Аннотация: Статья анализирует религиоведческие подходы к изучению истинно-православного движения (ИПД). Современные исследования апокалиптического ИПД стремятся охватить данный феномен в целом на протяжении его почти вековой истории. Автор останавливается на чертах сходства и различия между православным христианством и истинно-православным движением, акцентируя внимание на различиях. останавливается на чертах сходства и различия между православием и истинно-православным движением, акцентируя внимание на различиях.
Бойко М.Е. - Структурный анализ и типология акторов в нарративной культуре |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.8938
Аннотация: Разрабатывается метод структурного анализа и новая типология диегетических лиц (акторов) в произведениях повествовательных и миметических нарративных форм. Для построения типологии акторов предлагается использовать понятие характера, которое не может быть механически перенесено из психологии в теорию нарративной культуры, поскольку вымышленные акторы не имеют референта вне диегетического мира и, строго говоря, не имеют психики. Однако акторов удается редуцировать к совокупности характерологических признаков. Это позволяет ввести понятие структуры характера актора. Как следствие, возникает новая типология акторов в зависимости от структуры их характеров — выделяются акторы, соответственно, с 0-характером, с простым характером и со сложным характером. Вводятся представления о глубине характера актора, об основных разновидностях характерологических систем и о размерности характерологического пространства. Предлагается способ количественного определения характерологической близости акторов путем сопоставления им точек в многомерном пространстве.
М.Е. Бойко - Структурный анализ и типология акторов в нарративной культуре |
|
c. 1141-1151
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63105
Аннотация: Разрабатывается метод структурного анализа и новая типология диегетических лиц (акторов) в произведениях повествовательных и миметических нарративных форм. Для построения типологии акторов предлагается использовать понятие характера, которое не может быть механически перенесено из психологии в теорию нарративной культуры, поскольку вымышленные акторы не имеют референта вне диегетического мира и, строго говоря, не имеют психики. Однако акторов удается редуцировать к совокупности характерологических признаков. Это позволяет ввести понятие структуры характера актора. Как следствие, возникает новая типология акторов в зависимости от структуры их характеров ? выделяются акторы, соответственно, с 0-характером, с простым характером и со сложным характером. Вводятся представления о глубине характера актора, об основных разновидностях характерологических систем и о размерности характерологического пространства. Предлагается способ количественного определения характерологической близости акторов путем сопоставления им точек в многомерном пространстве.
Духовно-нравственные искания |
Васильев А.А. - Национальная почва в мировоззрении Ф.М. и М.М. Достоевских, А.А. Григорьева и Н.Н. Страхова |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.4798
Аннотация: Статья посвящена одной из забытых страниц истории русской мысли - идеологии почвенничества. Почвенники в эпоху рождения модерна, разрушения традиционного общества выступили за сохранение, актуализацию народной почвы - сакрального архетипа, хранящегося в сознании народа и определяющего его дух и ценности.
А.А. Васильев - Национальная почва в мировоззрении Ф.М. и М.М. Достоевских, А.А. Григорьева и Н.Н. Страхова |
|
c. 1047-1056
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63095
Аннотация: Статья посвящена одной из забытых страниц истории русской мысли - идеологии почвенничества. Почвенники в эпоху рождения модерна, разрушения традиционного общества выступили за сохранение, актуализацию народной почвы — сакрального архетипа, хранящегося в сознании народа и определяющего его дух и ценности.
Саввина О.В. - Этическое регулирование в высшем учебном заведении и условия его эффективности. |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.4826
Аннотация: В последнее время в США, странах Западной Европы и России всё большую популярность набирает этический кодекс и этическое регулирование в высших учебных заведениях. При этом структура и организация этического регулирования чётко не определена, некоторые исследователи и вовсе лишают этическое регулирование самого эпитета "этическое". Природа этого явления отнюдь не однозначна.
О.В. Саввина - Этическое регулирование в высшем учебном заведении и условия его эффективности |
|
c. 1152-1163
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63106
Аннотация: В последнее время в США, странах Западной Европы и России всё большую популярность набирает этический кодекс и этическое регулирование в высших учебных заведениях. При этом структура и организация этического регулирования чётко не определена, некоторые исследователи и вовсе лишают этическое регулирование самого эпитета «этическое». Природа этого явления отнюдь не однозначна.
Фатенков А.Н. - Мировоззренческие каверзы инновационной России |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.9277
Аннотация: В статье анализируется и критически оценивается мировоззренческая ситуация, культивируемая в стране властными структурами. В числе удручающих мировоззренческих каверз рассматриваются: умаление роли философии, как ответственного свободомыслия, в угоду догматизму религии, декларативному объективизму науки и утилитарно-коммерческому типу мышления; внедрение в коллективное сознание элементов профанной эсхатологии; ставка власти на принцип эффективности в вопросах организации общественной жизни. В соотнесении с аутентично философским взглядом на мир, фиксируемым изречением Гераклита Эфесского, формулируется и обосновывается ряд конкретных претензий к религиозно-церковным христианским воззрениям и практикам, к альянсу церкви и светской власти. Аргументируется необходимость и желательность метафизически корректных дискуссий философов и теологов. Подчёркивается недопустимость и пагубность вульгарно прагматического подхода к сферам образования и науки Текст периодически отсылает потенциального читателя к идеям Никколо Макиавелли, с его неподобострастным, реалистичным взглядом на человека и мир.
А.Н. Фатенков - Мировоззренческие каверзы инновационной России |
|
c. 1102-1111
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63101
Аннотация: В статье анализируется и критически оценивается мировоззренческая ситуация, культивируемая в стране властными структурами. В числе удручающих мировоззренческих каверз рассматриваются: умаление роли философии, как ответственного свободомыслия, в угоду догматизму религии, декларативному объективизму науки и утилитарно-коммерческому типу мышления; внедрение в коллективное сознание элементов профанной эсхатологии; ставка власти на принцип эффективности в вопросах организации общественной жизни. В соотнесении с аутентично философским взглядом на мир, фиксируемым изречением Гераклита Эфесского, формулируется и обосновывается ряд конкретных претензий к религиозно-церковным христианским воззрениям и практикам, к альянсу церкви и светской власти. Аргументируется необходимость и желательность метафизически корректных дискуссий философов и теологов. Подчёркивается недопустимость и пагубность вульгарно прагматического подхода к сферам образования и науки Текст периодически отсылает потенциального читателя к идеям Никколо Макиавелли, с его неподобострастным, реалистичным взглядом на человека и мир.
Масальский К.И. - Субъективный идеализм Синкая Макото |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.4873
Аннотация: Статья рассматривает элементы субъективного идеализма в творчестве японского аниме-режиссера Синкая Макото. Рассматривается ряд произведений последнего с последующим вычленением субъективно-идеалистической составляющей. Производится анализ художественной ценности отдельных произведений и творчества С. Макото в целом.
К.И. Масальский - Субъективный идеализм Синкая Макото |
|
c. 1174-1179
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63108
Аннотация: Статья рассматривает элементы субъективного идеализма в творчестве японского аниме-режиссера Синкая Макото. Рассматривается ряд произведений последнего с последующим вычленением субъективно-идеалистической составляющей. Производится анализ художественной ценности отдельных произведений и творчества С. Макото в целом.
Философия науки и образования |
В.М. Розин - Понятие «пространство» в пространстве культуры и науки |
|
c. 1164-1173
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.8.63107
Аннотация: В статье исследуется становление и изменение в культуре и науке понятия пространства. Анализируются предпосылки этого понятия в искусстве, философии, науке (в том числе работах Р. Декарта, И. Ньютона, Л. Эйлера). Введя совершенно новое понятие пространства и времени, сделав ведущим не природные процессы, а работу нашего сознания, не время, а пространство, Анри Бергсон создал условия, во-первых, для критики и пересмотра естественнонаучной концептуализации пространства, во-вторых, для построения в гуманитарных и социальных наук новых понятий пространства и времени, лучше схватывающих жизнь и изменения феноменов, которые здесь изучались. Рассматриваются два основные этапы становления понятия пространства: в работах Аристотеля (как одно из условий мыслимости движения) и в Новое время как условия математизации движения. Обсуждаются условия переноса естественнонаучного понятия «пространство» в социальные и гуманитарные науки (смена физического движения на изменение, моделей на схемы, а также основных категорий).
|