ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Содержание № 05, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-5-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 05, 2011
Колонка главного редактора |
П.С. Гуревич - Социальный хаос |
|
c. 4-7
|
Аннотация: The author studies the phenomenon of social chaos and social changes as an essential part of history. It is underlined
that the problem of social chaos becomes especially topical when a society is in the process of its transformation.
Методология философского знания |
С.Ю. Иванов - Концепты всеобщего, особенного и единичного в контексте структурной модели картины мира |
|
c. 43-49
|
Аннотация: в статье рассматриваются основные структурные элементы картины мира. Обосновывается необходимость различения картины мира и научной картины мира. Рассматривая картину мира как концепт понятия и понятия понятия, выводятся базовые ее структурные компоненты: онтологический, гносеологический и мировоззренческий. В отношении каждого из данных структурных компонентов, определяются аспекты всеобщего, особенного и единичного.
Онтология: бытие и небытие |
Кутырев В.А. - Величи(на)е и коварство феноменологической идеи Гуссерля |
|
|
Аннотация: Трансцендентальная философия Гуссерля рассматривается как предвидение информационной революции. Это исток, "начало" отрицания современной технонаукой реальности макромира
В.А. Кутырев - Величи(на)е и коварство феноменологической идеи Гуссерля. |
|
c. 18-24
|
Аннотация: трансцендентальная феноменология Гуссерля рассматривается как предвидение информационной революции. В ней предложены понятия, которые по своему внутреннему смыслу были философско-спекулятивными аналогами структурного и когнитивно-коммуникационного теоретизирования. Это исток, «начало» отрицания современной технонаукой реальности феноменального (макро) мира.
Гранин Р.С. - Проблема реконструкции эсхатологической парадигмы в метафизике пространства-времени П.А. Флоренского |
|
|
Аннотация: В работе сформулирован метод структурной эсхатологии. Определен ее понятийный аппарат – эсхатологическая парадигма и эсхатологически-инициатическая гомологичность. Метафизика П.А. Флоренского концептуализирована как метафизика пространства-времени, структурно инвариантная эсхатологической парадигме.
С.И. Жимбеева - Витальность. Взаимосвязи в природе |
|
c. 34-42
|
Аннотация: в предлагаемой статье автор обсуждает тему души как основного смысла жизнестойкости, взяв за основу исследования, касающиеся только бурят. Аутентичное душе как жизненной природной силе (например, теория панспермии, которую здесь не обсуждаем) и идентичное понимание этого вопроса характерно для всех шаманствующих народов, вернее, шаманизм раскрывает тему понимания природы. Буддизм детально обосновал концепцию души, что показано в данной работе.
Борисенков А.А. - Феномен неявного знания |
|
|
Аннотация: Раскрываются сущность, особенности и возможные виды неявного знания, а также его роль в познавательном процессе
Н.С. Оботурова - Идея как концептульный уровень познания в философии П.Д. Юркевича |
|
c. 50-58
|
Аннотация: в статье исследуется роль и значение философии П.Д. Юркевича в анализе идеи как концептуального философского уровня познания в контексте сопоставления им подходов к пониманию идеи в философии Платона, Аристотеля, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Дана характеристика понимания Юркевичем идеи в отличие от представления и понятия как общечеловеческого сознания и познания мира, показано понимание им соотношения философского и научного мировоззрения.
А.А. Борисенков - Феномен неявного знания |
|
c. 59-66
|
Аннотация: в статье раскрываются сущность, особенности и возможные виды неявного знания, а также его роль в познавательном процессе.
Рациональное и иррациональное |
Моркина Ю.С. - Опыт философского анализа одного стихотворения |
|
|
Аннотация: В статье анализируется частный поэтический текст с точки зрения его философского содержания. Описываются концепты, входящие в состав анализируемого стихотворения рассматриваются их философское значение и перспективы. Вводится понятия модуса осмысления концепта. В нашем анализе выделяется романтический, героический, иронический модусы осмысления концептов.
Л.Н. Федотов - Внеэкономический капитал и модернизация. |
|
c. 86-92
|
Аннотация: в статье рассматриваются виды и влияние внеэкономического капитала (человеческого, интеллектуального, социального, культурного и экологического) на процессы развития и модернизации. Обосновывается значимость этих понятий для региональных проектов модернизации, которые адаптируют общенациональные проекты к местным условиям. Обосновывается их необходимость при переходе к инновационному типу общества.
Л. Кантор-Казовская - Михаил Гробман. Манифесты, теоретические фрагменты, статьи. |
|
c. 117-120
|
Аннотация: The article is devoted to life and creative work of Michail Grobman – an artist and a poet, one of the brightest figures
in the history of Moscow avant-garde in art during the 1960th.
М. Гробман - Магический символизм (манифест) |
|
c. 121-147
|
Аннотация: This is Michail Grobman’s manifesto about ‘magic symbolism’ – method in art and life freeing a human. In his manifestos
of Leviaphan Group (group of Israel artists of the last quarter of the 20th century) he describes the three basic elements of
Leviaphan position in art: primitivism, symbol and a letter.
Естественно-научная картина мира |
Малюкова О.В. - Экология времени и концептуальные системы экологии |
|
|
Аннотация: Эпистемологическая программа овладения временем создает новый императив эпохи: необходимость перехода от эпистемологии времени к экологии времени. Экология времени означает существование человечества в соразмерных для него временных структурах прошлого, настоящего и будущего. На основании этой общей установки экология времени может быть определена как система знаний, ставящая своей целью теоретическое обоснование и практическое сохранение пространственно-временного многообразия бытия, включающего как основную часть экологию самого человека.
О.В. Малюкова - Экология времени и концептуальные системы экологии |
|
c. 25-33
|
Аннотация: эпистемологическая программа овладения временем создает новый императив эпохи: необходимость перехода от эпистемологии времени к экологии времени. Экология времени означает существование человечества в соразмерных для него временных структурах прошлого, настоящего и будущего. На основании этой общей установки экология времени может быть определена как система знаний, ставящая своей целью теоретическое обоснование и практическое сохранение пространственно-временного многообразия бытия, включающего как основную часть экологию самого человека.
Зубенко Ю.С. - Археологическая находка как специфический вид культурной ценности: проблема правового определения |
|
|
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы определения археологической находки в качестве вида культурных ценностей на основе исследования международного, российского законодательства и правовой научной доктрины. Автором проведена работа по исследованию легальных и научных определений понятий "культурные ценности", "культурное наследие" и их соотношение в целях выделения их специфических признаков, чтобы избежать понятийной контаминации.
Федотов Л.Н. - Внеэкономический капитал и модернизация |
|
|
Аннотация: В статье рассматриваются виды и влияние внеэкономического капитала (человеческого, интеллектуального, социального, культурного и экологического) на процессы развития и модернизации. Обосновывается значимость этих понятий для региональных проектов модернизации, которые адаптируют общенациональные проекты к местным условиям. Обосновывается их необходимость при переходе к инновационному типу общества.
Сиземская И.Н. - Русская интеллигенция и власть |
|
|
Аннотация: Автор, рассматривая русскую интеллигенцию как явление отечественной культуры, имеющее своими истоками гуманистические ценности и идеи Просвещения, обращается к проблеме «Интеллигенция и власть», к особенностям её философской рефлексии в отечественной общественной мысли XIX века и советского периода. Отдельной темой статьи стал анализ в этом ключе творчества О.Э.Мандельштама.
А.В. Веселов - Развитие представлений об истинности социальной инженерии |
|
c. 93-103
|
Аннотация: в статье нашли свое отражение этапы развития представлений об истинности социальной инженерии в системе научного знания. Проанализированы концепции истины, доминирующие в утопическом, научно-инженерном и постнеклассическом периодах развития социальной инженерии. Выделена «включенность субъекта в объект» как условие истинности социальной инженерии пост- неклассического этапа.
А.В. Леопа - Необходимость учёта исторического опыта в условиях глобализации |
|
c. 187-196
|
Аннотация: в статье освящаются современные взгляды на развитие общества. Раскрывается несостоятельность идеологов глобализации, базирующихся на социал-дарвинистской концепции, в решении экономических и социокультурных кризисов современности. Доказывается необходимость из- менения отношений между Западом и Востоком, основанных на эволюционной парадигме, учитывая исторический опыт, свидетельствующий о вариативности моделей и этапов развития общества.
Самосознание и идентификация |
Розин В.М. - Идентифицируя ли я себя как сторонника либеральной доктрины
Ответ Вадиму Беляву на размышления в книге «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы»
|
|
|
Аннотация: В статье обсуждается возможность мыслить нелиберально, причисляя себя, однако, к либеральному лагерю.Автор полемизирует с Вадимом Беляевым и рассказывает о том, как он понимает современную социальность и социальное действие. Показывает конкретно, как все эти принципы он реализует в своей жизни.
Лобанова Ю.В. - Социокультурные последствия глобализации и проблема диалога культур |
|
|
Аннотация: В статье рассматриваются последствия глобализационных процессов в сфере культуры, а также исследуется характер влияния системы масс-медиа на диалог культур. Изучаются возможности осуществления межкультурного взаимодействия в условиях развития современных средств массовой коммуникации, перспективы осуществления диалога культур и опасность его блокирования.
- Материалы семинара «Взаимоотношения русской и Европейской философии». Часть вторая |
|
c. 104-116
|
Аннотация: The second part of the seminar is represented by Anna-Fracuaza Shmid’s speech ‘Generic Epistemology: from Ego to
Collective Intimacy of Science’.
Г.П. Сидорова - Ценность труда в массовой литературе «Оттепели» как художественная репрезентация советской культуры |
|
c. 67-75
|
Аннотация: культурология в поисках смыслов культуры обращается к массовой художественной литературе как художественной форме ценностных ориентаций общества. Задачи статьи: выяснить, как ценность общественно-полезного труда отражена в массовой литературе времени «оттепели». Какова была ценность общественно-полезного труда в повседневной жизни, его мотивация? Какие смыслы советской культуры за всем этим обнаруживаются?
С.Н. Амельченко - Модусы должного и сущего в противоречиях модерна и постмодернизма |
|
c. 176-186
|
Аннотация: использование универсалий «сущее» и «должное» позволяет выявить дополни-тельные аспекты в исследовании скрытых противоречий, возникающих в кодах модерна и постмодерна, а также определить основу их решения.
Богдан С.С. - Экзистенциально-гуманистический взгляд на проблему человеческой деструктивности |
|
|
Аннотация: В статье проведен анализ проблемы человеческой деструктивности в контексте экзистенциально-гуманистических концепций. Учитывая роль внутренних (биологических) и внешних (социокультурных) факторов в формировании деструктивного поведения, особое значение придается таким важным характеристикам человеческого бытия как целостность, несводимость, непредопределенность, изменчивость, свобода выбора. Человеческая деструктивность рассматривается как альтернативный вариант ответа на экзистенциальные потребности.
Мифы и современные мифологии |
Жерносенко И.А. - СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ МИФОЛОГЕМЫ ГРИФОНА В ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЕ |
|
|
Аннотация: В работе рассматривается один из спорных, семантически неоднозначных образов древ-ней культуры Алтая – образ грифона, идейно и магически пронизывающий, практически, всю систему артефактов скифского мира. В ходе исследования автор приходит к выводу, что мифологема грифона не просто является атрибутом одной из областей мифологической Вселенной (верхний или нижний миры, как это определяют разные исследователи), но играет роль культурной константы, маркирующей пограничные состояния и моменты «перехода» как в социальном, так и в сакральном смыслах.
Духовно-нравственные искания |
А.С. Запесоцкий - Вячеслав Степин и его теория культуры. Часть 2. Продолжение. |
|
c. 8-17
|
Аннотация: в статье анализируется роль культурной преемственности в теории культуры академика В.С. Степина. Подчеркнуто, что культура представляет собой единство традиций и новаций. Выделено значение взглядов В.С. Степина на соотношение понятий «культура» и «цивилизация», рассматриваются различные аспекты цивилизационного развития. Дается характеристика выделенных В.С. Степиным двух типов цивилизаций — традиционалистского и техногенного. Показаны проблемы и противоречия цивилизационной динамики.
О.В. Саввина - Исследования в области этики научного сообщества и тенденции её развития |
|
c. 148-154
|
Аннотация: в статье излагается история исследований в области этики научного сообщества от Р. Мертона до наших дней, а также делаются выводы относительно дальнейшего развития этики научного сообщества. Акцент делается на рассмотрение существующих механизмов этического регулирования не только внутри научного сообщества, но и других смежных отраслях, таких как сфера образования, коммерческие организации. В заключении делается вывод о возможном заимствовании механизмов этического регулирования этикой научного сообщества из корпоративной этики и этики бизнеса.
Долгов К.М. - Эстетика: развитие или отречение? |
|
|
Аннотация: В докладе, сделанном на Международной эстетической конференции на философском факультете МГУ, посвященной жизни и творчеству М.Ф. Овсянникова, раскрывается бурное развитие эстетической мысли в Советском Союзе, создание многих кафедр эстетики в России и в бывших республиках Советского Союза, а также в других странах. Показывается серьезный вклад советских эстетиков в развитие мировой эстетической мысли. Одновременно выявляются причины, обусловливающие свертывание эстетических исследований в современной России, и послед-ствия, угрожающие развитию нашей эстетики и нашей духовной культуре.
К.М. Долгов - Эстетика: развитие или отречение? |
|
c. 155-165
|
Аннотация: в докладе, сделанном на Международной эстетической конференции на философском факультете МГУ, посвященной жизни и творчеству М.Ф. Овсянникова, раскрывается бурное развитие эстетической мысли в Советском Союзе, создание многих кафедр эстетики в России и в бывших республиках Советского Союза, а также в других странах. Показывается серьезный вклад советских эстетиков в развитие мировой эстетической мысли. Одновременно выявляются причины, обусловливающие свертывание эстетических исследований в современной России, и последствия, угрожающие развитию нашей эстетики и нашей духовной культуре.
Прохоров М.М. - Истина и культурология |
|
|
Аннотация: В статье анализируется понятие истины в науке постнеклассической эпохи, изучающей человекоразмерные системы с человеком как субъектом, предумышленно изменяющим онтологию объекта. Знание как субъективный образ объективного мира наполняется соответствующим содержанием, соединяющим в себе объективность с человекоразмерностью, что выражается в особенностях истины, заблуждения и лжи, в их взаимоотношениях. В противоположность обыденному сознанию, склонному к «безразмерному» употреблению этих категорий, и философии постмодернизма, напротив, склонной к деструкции бытия и элиминации истины, лжи и заблуждения, автором обосновывается идея о наличии границ их действия (применимости), за пределами которой находится гипостазирование и симуляция. На такой основе эксплицируется альтернативность мышления (познающего бытие) и его симулирования, раскрывается важность понимания их противоположности не только для гносеологии и эпистемологии, но и для культурологии.
Фатенков А.Н. - Смысл и границы реализма |
|
|
Аннотация: В статье речь идёт о смысле "смысла", небессмысленности абсурда и о реализме как приоритетной стратегии осмысления бытия, которая рассматривается в соотнесении с конструктивизмом и теорией отражения.
Деменёв Д.Н. - Рациональный элемент в структуре художественного процесса.
|
|
|
Аннотация: Основным вопросом, рассматриваемым в статье, является вопрос о присутствии в художественном процессе рационального «зерна», элемента и его взаимодействие с чувственной составляющей. Выстраивая структуру художественного процесса от чувственного уровня, автор утверждает необходимость присутствия рационального элемента в искусстве. В конце статьи, автор приходит к выводу, что эти два уровня являются предпосылкой формирования третьего звена художественного процесса - жизненного опыта художника.
Д.Н. Деменёв - Рациональный элемент в структуре художественного процесса |
|
c. 166-175
|
Аннотация: основным вопросом, рассматриваемым в статье, является вопрос о присутствии в художественном процессе рационального «зерна», элемента и его взаимодействие с чувственной составляющей. Выстраивая структуру художественного процесса от чувственного уровня, автор утверждает необходимость присутствия рационального элемента в искусстве. В конце статьи, автор приходит к выводу, что эти два уровня являются предпосылкой формирования третьего звена художественного процесса — жизненного опыта художника.
Философия науки и образования |
М.М. Прохоров - Истина и культура |
|
c. 76-85
|
Аннотация: в статье анализируется понятие истины в науке постнеклассической эпохи, изучающей человекоразмерные системы с человеком как субъектом, предумышленно изменяющим онтологию объекта. Знание как субъективный образ объективного мира наполняется соответствующим содержанием, соединяющим в себе объективность с человекоразмерностью, что выражается в особенностях истины, заблуждения и лжи, в их взаимоотношениях. В противоположность обыденному сознанию, склонному к «безразмерному» употреблению этих категорий, и философии постмодернизма, напротив, склонной к деструкции бытия и элиминации истины, лжи и заблуждения, автором обосновывается идея о наличии границ их действия (применимости), за пределами которой находится гипостазирование и симулирование. На такой основе эксплицируется альтернативность мышления (познающего бытие) и его симулирования, раскрывается важность понимания их противоположности не только для гносеологии и эпистемологии, но и для культурологии.
|