|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Содержание № 02, 2011
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-2-2011
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 02, 2011
Колонка главного редактора |
П.С. Гуревич - Знание и методология философской антропологии. |
|
c. 5-8
|
Аннотация: The article considers the basic methodological
principles of philosophical anthropology, in particular, conception of knowledge and its types and interpretation of the essence and origins
of human.
Методология философского знания |
Иванов С.Ю. - Структурные компоненты картины мира. |
|
|
Аннотация: В статье рассматриваются структурные компоненты картины мира. Картина мира логически интерпретируется как понятие, как понятие понятия, осуществляя собой логику восхождения от абстрактного к конкретному. На основании вышеозначенной методологии, логически выводятся структурные аспекты картины мира.
И.А. Манев - Являются ли реальностью библейские рай и ад? |
|
c. 42-52
|
Аннотация: Дано теоретическое обоснование того, что жизнь существует и после смерти физического тела человека. В целях этого сформулировано определение, что данная система жива лишь если в ней записаны (запомнены) три специфических алгоритма, обеспечивающих ее самовосстановление посредством замкнутого цикла. Один из алгоритмов позволяет системе осваивать энергию, необходимую для ее функционирования. Согласно обоснованной гипотезе, каждый человек, наряду с собственно физическим телом, обладает своим невидимым, материальным биополевым двойником. Процитированы случаи, касающиеся людей, проживших десятки лет без питания, снабжавшихся энергией напрямую из Вселенной; эти случаи установлены многократно авторитетами из области медицины и церкви. Биополевой двойник, в качестве живой системы, после смерти физического тела человека, также может снабжаться энергией прямо из Вселенной. В связи с тем, что оно состоит из гораздо более тонкой материи, чем материя физического тела, ему обеспечена, практически, «вечная» жизнь. Приведены категорические высказывания знаменитых болгарских ясновидящих Ванги и Славы Севрюковой, что действительно существует жизнь после смерти. Объясняется, каким образом, в зависимости от степени нравственности усопших людей и культурно-технического уровня развития соответствующей исторической эпохи, в которой они прожили свою жизнь, объективно оформляются различные по степени своей комфортабельности или не комфортабельности реально существующие биополевые совокупности различных видов рая и ада. К ним, закономерно и автоматически, привлекаются биополевые двойники усопших людей.
Богданова В.О. - Эпистемология телесности: от модели «тело-протез» к модели «тело-сознание» |
|
|
Аннотация: В статье обосновывается мысль о том, что сознание невозможно без тела, потеряв связь с телом, сознание лишается своей сути, исчезает базовое отношение «я – мир». Искусственный интеллект («цифровой протез» сознания) только имитирует данное отношение, поскольку оно не обусловлено никакой жизненной, адаптационной необходимостью. Поэтому совершенствование искусственного интеллекта неизбежно связано с наделением его «телесностью» в антропологическом понимании, что обеспечит его автономное существование в окружающей среде.
В.О. Богданова - Эпистемология телесности: от модели «тело-протез» к модели «тело-сознание». |
|
c. 9-19
|
Аннотация: В статье обосновывается мысль о том, что сознание невозможно без тела, потеряв связь с телом, сознание лишается своей сути, исчезает базовое отношение «я – мир». Искусственный интеллект («цифровой протез» сознания) только имитирует данное отношение, поскольку оно не обусловлено никакой жизненной, адаптационной необходимостью. Поэтому совершенствование искусственного интеллекта неизбежно связано с наделением его «телесностью» в антропологическом понимании, что обеспечит его автономное существование в окружающей среде.
Н.В. Даниелян - Взгляд на научную картину мира в философии Дэвида Юмаи современной эпистемологии. |
|
c. 20-29
|
Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы формирования научной картины мира в философии Дэвида Юма и современной эпистемологии. Автором проводится анализ теории познания шотландского философа с точки зрения субъект-объектных отношений и устанавливается, что она сводится к принятию элиминированного субъекта при отсутствии объективной истинности полученного знания. В статье развивается и доказывается мысль, что в современной эпистемологии построение научной картины мира возможно только с точки зрения единства субъективности и объективности, а также обосновывается, что категории субъекта и объекта образуют систему, элементы которой приобретают смысл только во взаимозависимости друг от друга и от системы в целом. Автором делается вывод, что, несмотря на ограниченность и своеобразие концепции восприятия научной картины мира, предлагаемой Дэвидом Юмом, она внесла своей вклад в развитие эпистемологии и становление современного этапа научно-познавательной деятельности.
Кривых Л.В. - Восток-Запад: особенности коммуникативных практик |
|
|
Аннотация: Актуальный вопрос о мультикультурном пространстве является частью проблемы о принципиальных различиях культур. В работе рассматриваются базисные типы межкультурного коммуникативного взаимодействия. Выделенные типы позволяют выявить особенности западных и восточных психоментальных моделей.
Л.В. Кривых - Восток-запад: особенности коммуникативных практик. |
|
c. 80-89
|
Аннотация: Актуальный вопрос о мультикультурном пространстве является частью проблемы принципиальных различий культур. В работе рассматриваются базисные типы межкультурного коммуникативного взаимодействия. Выделенные типы позволяют выявить особенности западных и восточных психоментальных моделей.
Теологические основы бытия |
Алёхина Е.В. - Человек-в-мире: русские религиозные философы о смысле мирового бытия |
|
|
Аннотация: В статье исследуется религиозный подход к проблеме смысла бытия мира и земной жизни человека, утверждающий духовное основы вселенной, уникальность, абсолютную ценность жизни, её божественный источник и высшее предназначение человека. Смысл человеческой жизни во многом связывается с ответом на вопрос о происхождении мира, с проблемой первоначала, с осмыслением основных принципов мироздания, иерархии видимого мира. Мировоззренческой основой осмысления мироздания для русских философов был креационизм, противостоящй эволюционизму, другими словами, трансцендентый, а не имманентный принцип (подход) осмысления мироздания. Тот или иной сценарий происхождения мира и человека содержит (или не содержит) цель, смысл мира и земной жизни человека.
Е.В. Алёхина - Человек-в-мире: русские религиозные философы о смысле мирового бытия. |
|
c. 30-41
|
Аннотация: В статье исследуется религиозный подход к проблеме смысла бытия мира и земной жизни человека, утверждающий духовное основы вселенной, уникальность, абсолютную ценность жизни, её божественный источник и высшее предназначение человека. Смысл человеческой жизни во многом связывается с ответом на вопрос о происхождении мира, с проблемой первоначала, с осмыслением основных принципов мироздания, иерархии видимого мира. Мировоззренческой основой осмысления мироздания для русских философов был креационизм, противостоящий эволюционизму, другими словами, трансцендентный, а не имманентный принцип (подход) осмысления мироздания. Тот или иной сценарий происхождения мира и человека содержит (или не содержит) цель, смысл мира и земной жизни человека.
Религии и религиозное возрождение |
Гусаева К.Г., Ахмедова А.С. - История становления религиозных верований народов Дагестана |
|
|
Аннотация: Основополагающим элементом данной статьи является изучение специфики распространения ислама в Дагестане, иначе именуемого как «исламизация», так как особенности данного процесса отражают основные тенденции и сущность становления характерной для региона версии мусульманского вероучения. Также особое внимание уделяется доисламским религиозным воззрениям народов Дагестана, включающим и период язычества, и стадию христианизации региона, поскольку традиционный ислам синтезировал в себе множество представлений, мифических образов и культовых элементов из прежних религий и до сих пор находится в самой тесной взаимосвязи с ними.
К.Г. Гусаева, А.С. Ахмедова - История становления религиозных верований народов Дагестана. |
|
c. 90-96
|
Аннотация: Основополагающим элементом данной статьи является изучение специфики распространения ислама в Дагестане, иначе именуемого как «исламизация», так как особенности данного процесса отражают основные тенденции и сущность становления характерной для региона версии мусульманского вероучения. Также особое внимание уделяется доисламским религиозным воззрениям народов Дагестана, включающим и период язычества, и стадию христианизации региона, поскольку традиционный ислам синтезировал в себе множество представлений, мифических образов и культовых элементов из прежних религий и до сих пор находится в самой тесной взаимосвязи с ними.
Ростова Н.Н. - Символ в философии Павла Флоренского |
|
|
Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «символ» в философии Павла Флоренского. Обычно под символом понимается произвольный знак, результат договора, аллегория; то, в чем отпечатывается образ и подобие каких-то высших реальностей, и то, что указует на них и выражает их через себя; или то, что является посредником между стимулом и реакцией, накладывающим запрет на автоматизм природы. Флоренский предлагает свою формулу понимания символа: символ есть символизируемое.
Н.Н. Ростова - Символ в философии Павла Флоренского. |
|
c. 53-63
|
Аннотация: Статья посвящена анализу понятия «символ» в философии Павла Флоренского. Обычно под символом понимается произвольный знак, результат договора, аллегория; то, в чем отпечатывается образ и подобие каких-то высших реальностей, и то, что указывает на них и выражает их через себя; или то, что является посредником между стимулом и реакцией, накладывающим запрет на автоматизм природы. Флоренский предлагает свою формулу понимания символа: символ есть символизируемое.
Чухров (Чухрукидзе) К.К. - "К вопросу об этике в эстетике. Существует ли эстетика фашизма?" |
|
|
Аннотация: в статье анализируются причины появления в эстетике XX века, в том числе и в проекте модернизма, художественных проектов и теорий, которые идентифицировали себя с право-консервативными политическими приоритетами, а порой и напрямую с фашизмом. В отличие от позиции, которая рассматривает фашизм как некую политическую и культурную иррациональность, в тексте показыается, что как политические, так и эстетические характеристики фашизма имеют дискретную логику. В статье также приводятся социальные предпосылки протофашистской эстетики в современном искусстве.
А.Д. Урсул - Информация и культура. |
|
c. 64-79
|
Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь информации и культуры, причем особое внимание уделяется информационному аспекту культуры как внегенетическому информационному процессу, характеризующему социальную ступень эволюции. Отмечается, что понятие цивилизации «тяготеет» к материально-вещественной, экономической и технико-технологической трактовке, представляя в тоже время целостную социальную ступень эволюции, то понятие культуры – к ее духовно-информационной составляющей, выражающей глубинную сущность цивилизационного процесса. Обсуждается информационный критерий развития в природе и обществе и его применение к эволюционным процессам в сфере культуры. Автор также останавливается на проблеме поиска единиц культурной информации, в частности, мемов и высказывает свое мнение по поводу этих исследований.
Власова В.Б. - А.П.ЧЕХОВ – РЕАЛИСТ ИЛИ РОМАНТИК? |
|
|
Аннотация: в статье рассматривается мировоззрение и творчество Чехова с философско-эстетических позиций. В этой связи также поднимается вопрос о правомерности приписывать ему религиозные убеждения. Но главное внимание уделяется анализу двойственного характера чеховской поэтики, проводятся параллели с творчеством Л.Толстого, Ф.Достоевского, с западноевропейским романтизмом XIX в. Выявляются причины этой двойственности и основания всемирного признания писателя в контексте глобальных социальных изменений и трансформации общественного сознания в последние сто лет.
Шулепова Э.А. - ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА конец XVIII века — XX век |
|
|
Аннотация: Выходит в свет большая коллективная монография Российского института культурологии «Очерки истории города Сергиева Посада: конец XVIII века — XX век». Данная работа продолжает серию историко-культурологических изданий института «Российская провинция: среда, культура, социум. В монографии жизнь и культура Сергиева Посада представлена как антропологически ориентированная история, в центре которой находится человек, житель.
С. Шавиро - Транскритика Канта и Маркса: парадоксы и параллаксы (перевод И.Н. Фридмана). |
|
c. 97-109
|
Аннотация: Кодзин Каратани. Транскритика: О Канте и Марксе / Kojin Karatani. Transcritique: On Kant and Marx / Trans. Sabu Koshu. – MIT, 2003. – 336 p.
- Памяти Михаила Александровича Розова. |
|
c. 110-110
|
Аннотация:
|
|