ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Содержание № 07, 2010
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-7-2010
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 07, 2010
Асадуллаев И.К. - Универсальный гомеостаз. Новая физическая картина мира? Абсурдность основного вопроса философии? |
|
|
Аннотация: Попытка создать новую картину мира. Существует универсальный гомеостаз. Материальное как наличное бытие и идеальное это атрибуты материи.
Круглый стол - «Государство как произведение искусства» |
|
c. 8-21
|
Аннотация: This is the brief review of reports read at the meeting of the Moscow and St. Petersburg Philosophical Club discussing state institution as an anthropological phenomenon
Колонка главного редактора |
П.С. Гуревич - Преображения союза прекрасного и государства |
|
c. 5-7
|
Аннотация: Being not only the social, but also the anthropological phenomenon, state institution is the expression of various sides of human culture. The author of the article studies the concept of state institution from the point of view of culture and philosophy. In his article the author answers the question whether we must look for certain esthetics in a state institution
И.К. Асадуллаев - Универсальный гомеостаз (Новая физическая картина мира? абсурдность основного вопроса философии) |
|
c. 48-53
|
Аннотация: Попытка создать новую картину мира. Существует универсальный гомеостаз. Материальное как наличное бытие и идеальное — это атрибуты материи.
Козолупенко Д.П. - Миф, мифопоэтика, мировосприятие: анализ специфики мифопоэтического с точки зрения эпистемологии |
|
|
Аннотация: В данной статье выделяются два основных типа мировосприятия, свойственных человеку и обществу в определённые периоды становления и развития и доминирующие в определённых культурах – аналитический и собственно мифопоэтический, анализу и выявлению специфики которого и посвящено представленное исследование. Понятие «мифопоэтического» разводится с понятием «мифа» по ряду оснований и позволяет не только иначе трактовать сам феномен мифа, но и внести существенные изменения в наше представление о мировосприятии в целом.
Д.П. Козолупенко - Миф, мифопоэтика, мировосприятие (анализ специфики мифопоэтического с точки зрения эпистемологии) |
|
c. 38-47
|
Аннотация: в данной статье выделяются два основных типа мировосприятия, свойственных человеку и обществу в определённые периоды становления и развития и доминирующие в определённых культурах — аналитический и собственно мифопоэтический, анализу и выявлению специфики которого и посвящено представленное исследование. Понятие «мифопоэтического» разводится с понятием «мифа» по ряду оснований и позволяет не только иначе трактовать сам феномен мифа, но и внести существенные изменения в наше представление о мировосприятии в целом.
Ростова Н.Н. - Проект философской антропологии Павла Флоренского в свете концепции «русского космизма» и уранической философии Жиля Делеза |
|
|
Аннотация: В статье реконструируется проект философской антропологии Павла Флоренского. Автор рассматривает такие аспекты человеческой природы, как телесность, пол, соотношение лика, лица и личины, а также тела, сознания и организма. Анализируя теорию телесности Флоренского, автор проводит параллели с философией Ж. Делеза и «русских космистов».
Философия Ж. Делеза предстает во многом родственной интуициям русской философии, что видно не только по концептам тела без органов и машины желания, но и по представлению о человеке как существе из гелия и огня.
Ю.П. Михаленко - Франсуа Кенэ — родоначальник физиократии |
|
c. 83-104
|
Аннотация: Франсуа Кенэ разработал в рамках французского просвещения систематическую философско-политическую и экономическую систему, которую Маркс признал как подготовившую французскую революцию. Маркс признал Кенэ также родоначальником политической экономии нового времени. Адам Смит в разработке английской политической экономии отталкивался от экономических учений физиократов
Ли С.М., Логинова Е.Г. - Страх, страдания, надежда, любовь как экзистенциальные характеристики человека |
|
|
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию феноменов страха, страдания, надежды, любви и их роли в экзистенциальной сфере личности. Особое внимание уделяется положительному значению страха и страданий в качестве решающих факторов для осознания человеком истинной цели своего существования, а противоположных им любви и надежды как величайших ценностей жизни, путей преодоления одиночества в сложную эпоху развития цивилизации.
Ольхов П.А. - Свободный консерватор: на подступах к философии истории Н.Н. Страхова |
|
|
Аннотация: Статья посвящена философии истории Н. Н. Страхова – одной из наименее разработанных тем в истории отечественной мысли. Автор статьи полагает возможным исследовать предпосылочные основания страховской философии истории, обращаясь к его «архиву эпохи» (Т. Г. Щедрина) – материалам разговоров Н. Н. Страхова со своими современниками. В основаниях философии истории Н. Н. Страхова усматривается единство ценностных ориентиров – практическое, центонное тождество свободомыслия и самоумаления, решимость высказываться, ориентируясь на собеседника и учитывая различные стратегии самопонимания, как они предстают в трудах его современников по эпохе и столетию.
С.С. Неретина - Ханна Арендт, или человек под вопросом |
|
c. 54-66
|
Аннотация: Развивая мысль о том, что такое человек в современном мире, Ханна Арендт анализирует конфликт человеческого в человеке, который, с одной стороны, не может жить в обществе, потому что он от природы — созерцатель, а с другой — не может жить вне общества. Этот конфликт способствует воплощению живого дела и неживого слова в поступок, означает необходимость поставить самого себя под вопрос. Можно сказать, что человек есть тот, кто всегда способен возвращаться к началу
Национальный характер и менталитет |
Шилов В.Н. - Российское общество и русская этническая культура |
|
|
Аннотация: В статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидация российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии.
Шилов В.Н. - Российское общество и русская этническая культура |
|
|
Аннотация: В статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидация российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии.
Шилов В.Н. - Российское общество и русская этническая культура |
|
|
Аннотация: В статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидация российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии.
Шилов В.Н. - Российское общество и русская этническая культура |
|
|
Аннотация: В статье утверждается, что формирование российской гражданской нации является одним из направлений консолидация российского общества. Русская этническая культура рассматривается в качестве основы российской культуры и российской нации. Утверждается тезис, что открытый характер русской и российской культур открывают возможности представителям различных этносов как для приобщения к этим культурам, так и для участия в их развитии.
Данилова Т.Г. - Субъект современной эпистемологии: автокоммуникативная деятельность в дискурсе |
|
|
Аннотация: Проведен анализ роли и возможности события автокоммуникации в деятельности познающего субъекта современной эпистемологии, включенного в дискурс. В качестве примера рассмотрены возможности инверсивного складывания процесса смыслообразования. Обосновано, что дискурс изначально предстает как интраперсональная коммуникативная деятельность субъекта. Работа посвящена обоснованию идеи внеязыковых процессов в познавательной деятельности субъекта, раскрываемых феноменологически
Бабич И.А. - Герменевтика музыкальной коммуникации: пространственно-временной контекст интерпретации |
|
|
Аннотация: В статье рассматриваются онтологические основания музыкальной коммуникации с точки зрения пространственно-временного континуума как социокультурного образования и архетипа телесности как скрытой жесто - пластической природы музыкального феномена.
Сретенская С.В. - О феномене понимания |
|
|
Аннотация: Проблемное поле данного исследования – феномен понимания как предмет герменевтики. В статье освещены вопросы о причинах артикуляции понятия понимание в западной философии XIX – XX веков и особенностях рассмотрения проблемы понимания русскими мыслителями – И. В. Киреевским, Н. Ф. Фёдоровым, В. В. Розановым.
С.В. Сретенская - О феномене понимания |
|
c. 31-37
|
Аннотация: Проблемное поле данного исследования — феномен понимания как предмет герменевтики. В статье освещены вопросы о причинах артикуляции понятия понимание в западной философии XIX-XX вв. и особенностях рассмотрения проблемы понимания русскими мыслителями — И.В. Киреевским, Н.Ф. Фёдоровым, В.В. Розановым
Фокин А.Р. - Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души |
|
|
Аннотация: Статья посвящена анализу различных подходов к вопросу о происхождении человеческой души, выработанных в западной и восточной патристике, и их философских источников. Определяются основные теории, такие как предсуществование душ, традуционизм, креационизм и смешанная теория происхождения душ. Делается вывод о невозможности окончательного решения данного вопроса с помощью философских и теологических методов.
Духовно-нравственные искания |
Р.С. Гранин - Структурные особенности персонализма Н.О. Лосского |
|
c. 22-30
|
Аннотация: разрабатывая метафизику персонализма, Лосский развивает основные положения монадологии Лейбница, послужившей своего рода нормирующей идеей для метафизики Лосского. Обращение к оригинальному учению Лейбница позволяет проследить генезис базисных оснований метафизики Лосского и выделить структурообразующие элементы его учения. Для осмысления концепции перевоплощения Лосского в качестве нормирующей парадигмы, в силу предельной структурированности и детализированности, выбрана доктрина перевоплощения дхармических религий, позволяющая высветить универсальный смысл многих положений персонализма Лосского.
Липов а.н. - золотое сечение как основной морфологический закон |
|
|
Аннотация: в статье рассматривается преблема математического, физического и эстетическго значений "золотого сечения" золотого, его отношения к фундаментальным законам природы и искусства
Никитина И.П. - Эстетика и художественная критика |
|
|
Аннотация: В статье анализируется понятие "художественная критика". Показывается, что художественная критика не является разделом эстетики как философской дисциплины. Описываются многообразные связи, которые существуют между эстетикой и художественной критикой. Утверждается, что критика является одним из источников теоретических проблем, рассматриваемых эстетикой.
И.П. Никитина - Эстетика и художественная критика |
|
c. 67-75
|
Аннотация: В статье анализируется понятие «художественная критика». Показывается, что художественная критика не является разделом эстетики как философской дисциплины. Описываются многообразные связи, которые существуют между эстетикой и художественной критикой. Утверждается, что критика является одним из источников теоретических проблем, рассматриваемых эстетикой.
А.Г. Мысливченко - О малоизвестных страницах жизни и творчества А.П.Чехова |
|
c. 76-82
|
Аннотация: The article is devoted to the little-known period of A. P. Chekhov’s life – his staying at Luka Sumsky district of the Kharkovskaya province in 1888-1889. Nevertheless, Chekhov’s visit to Sumschina and his trip around Gogolev’s places of life made an unforgettable impression on the writer and left a significant trace in his creative work
Рёрихт А.А. - Актуальный проблемы медицинской этики. |
|
|
Аннотация: В рецензии представлены оценки истории развития медицины и медицинской этики, взятой в сопоставлении разных эпох: от античных времен до наших дней. Анализируются позиции авторов книги по вопросам философских концепций медицинской деятельности с учетом новейших тенденций в биотехнологии и биоэтике. Затрагиваются проблемы ответственности за нарушение этических начал медицинской деятельности и прав человека на защиту достоинства, здоровья и жизни.
П.С. Гуревич - Мерцание красоты |
|
c. 105-109
|
Аннотация: Бычков Виктор. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. М., 2010, тираж 1000 экз., 784 с.
П.С. Гуревич - Саморефлексия неклассической эстетики |
|
c. 110-114
|
Аннотация: Маньковская Надежда. Феномен постмодернизма. Художестенно-эстетический ракурс. М.-Санкт-Петербург, 2009, тираж 1000 экз., 495 с.
|