ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Содержание № 06, 2010
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-6-2010
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 06, 2010
Попов Е.А. - Современная социология искусства в интерпретации
социального и художественного
|
|
|
Аннотация: Социальные смыслы в искусстве нередко остаются за рамками исследовательского внимания. Однако в социологии искусства как самостоятельной отрасли социокультурного знания акцент делается именно на этом. Различные проблемы участия социологии искусства в интерпретации социального и художественного рассматриваются в настоящей статье.
Попов Е.А. - ВРЕМЯ ЦВЕТЕТ, КАК ЧЕРЕМУХА (Курсив культурной истории начала ХХ века) |
|
|
Аннотация: В статье раскрывается значение русского авангарда в начале ХХ века для русской культуры, преодоления ее традиционности. Упор делается на ценностно-смысловых исканиях представителей авангарда, сказавшихся на укреплении культурной самодостаточности и самобытности.
Асеева И.А. - Многообразие и единство прогностического опыта |
|
|
Аннотация: Содержательно введено понятие «прогностического опыта», которое интерпретируется как систематизированная совокупность разнообразных знаний и специальной деятельности, направленных на получение, осмысление и оформление информации о будущем, продуцированной разнообразными социокультурными прогностическими практиками.
Колонка главного редактора |
П.С. Гуревич - Зона культурного творчества |
|
c. 5-7
|
Аннотация: The article is devoted to the special features of philosophy of culture as a science in comparison to cultural studies. The author underlines the need for more profound researches in the area of philosophy of culture in Russia
Каюков В.А. - Категория успеха: историко-философский экскурс |
|
|
Аннотация: В статье рассматривается трансформация категории успеха, ее историко-философские и культурологические аспекты. Анализируется связь объективного (внешнего) и субъективного (внутреннего) видов успеха. Единство желания добиться какой-либо поставленной цели и последующее душевное удовлетворение от выбора путей к достижению желаемого – есть позитивная суть успеха.
Судьбы и контуры цивилизаций |
Р.Н. Палеев - Антропологический аспект эволюции социально-культурных норм |
|
c. 52-67
|
Аннотация: общинно-родовой строй не оставался неизменным. Постепенно накапливались перемены в его технических и экономических основах, в социальной организации и образе жизни наших предков. В эпоху неолита прочно утверждается приоритет производящего хозяйства. Констатируя это, археолог Г. Чайлд ввел в научный оборот термин «неолитическая революция», в содержание которого он вкладывал прежде всего факт развития аграрного производства – земледелия и животноводства. Эти отрасли потребовали совершенствования каменных орудий труда и стимулировали переход к более производительным металлическим орудиям – медным, бронзовым, а затем к железным. Возникают металлургия и другие виды ремесленного производства.
Рациональное и иррациональное |
В.Г. Мушич-Громыко - Философская космология как идеальный субстрат или система рациональных принципов |
|
c. 40-45
|
Аннотация: В статье автор рассматривает возможность обсуждения такой модели Космоса, которая бы включала и человека, и социальную человеческую среду. При этом уровень обсуждения предлагается вести через опору на системные субстратно-идеальные представления.
Жигальцова Т.В. - Подходы к понятиям «модерн» и «постмодерн» в теории культуры |
|
|
Аннотация: Для понимания причин таких социокультурных проблем современности как глобализация, кризис самоидентичности, постмодернизация сознания, гибридизация и прочее необходимо выяснить логику появления и развития ценностных установок проекта модерна и постмодерна. Для выяснения этого автор рассматривает основные подходы к понятиям «модерн» и «постмодерн» в теории философии, их отражение на практике жизни.
Максимов М.А. - Человек в современном обществе: постмарксистская интерпретация проблемы |
|
|
Аннотация: Автором исследованы постклассические интерпретации проблемы человека и перспектив его развития в современном мире. Особое внимание в статье уделено взглядам теоретиков постмарксизма (А. Бадью, Э. Лакло, И. Мессарош, Ш. Муфф и др.) на вопросы, связанные с человеческой деятельностью, с социальными взаимосвязями индивидов, с проектами конструирования современной социокультурной среды.
К.Р. Баянов - Виртуализация социокультурного пространства |
|
c. 46-51
|
Аннотация: На современном этапе социокультурного постмодерна понятие «виртуальность» является ключевым термином для диагностики и разработки эффективных методов прогнозирования. В понятие виртуальность (слово латинское virtus, vis – сила, способность и virtualis – способный, возможный) вкладывают довольно широкое смысловое содержание: потенциальная возможность существования; то, что, кажется; то, что существует реально, но не проявляется в материальных образах; некие внутренние, скрытые скрепы сложной системы. Уже из этого перечня видно, что речь идет об очень сложном и, видимо, немаловажном практическом явлении. Речь идет о феномене, который уже играет в нашей жизни весьма существенную роль, а в будущем его влияние станет еще более значительным.
Е.А. Самарская - Политика в индустриальном обществе: А. де Сен-Симон и П.-Ж. Прудон |
|
c. 68-77
|
Аннотация: В статье были рассмотрены взгляды на государство двух ранних представителей философии производства. Несмотря на существенные теоретические расхождения между ними, их объединяло убеждение в том, что занятия производством и наукой являются признаком принадлежности к аристократии нового индустриального общества.
Д.Л. Родзинский - Роль ананке как одного из образов судьбы, в мировоззрении античного философа |
|
c. 78-84
|
Аннотация: В статье мы проследим весь путь генезиса Ананке от ее мифологического образа, персонифицирующего грубую внешнюю силу, недоступную разумному познанию к её натурфилософскому пониманию, где она предстает как внутренняя природа самих вещей, развивающаяся по законам природного бытия, и потому становящаяся доступной для познания. Завершать становление будет философский период её восприятия, где она предстаёт уже как логическая категория, обнажающая собой причинно-следственные связи всего космоса.
Самосознание и идентификация |
Епишева С.И. - Реконструкция основных подходов и понятий в анализе самоопределения русского человека |
|
|
Аннотация: В статье автор выделяет и реконструирует основные подходы и понятия в анализе русской идентичности в рамках философского аспекта. Благодаря данному анализу автору удалось зафиксировать связующую нить всех, затронутых в данной статье, теоретических построений касательно своеобразия русского человека и, следовательно, выявить базовую особенность русского человека: принцип всечеловечности, который позволяет русскому человеку заполнять все свое жизненное пространство личностными (неформальными) отношениями.
С.И. Епишева - Реконструкция основных подходов и понятий в анализе самоопределения русского человека |
|
c. 21-27
|
Аннотация: В статье автор выделяет и реконструирует основные подходы и понятия в анализе русской идентичности в рамках философского аспекта. Благодаря данному анализу автору удалось зафиксировать связующую нить всех, затронутых в данной статье, теоретических построений касательно своеобразия русского человека и, следовательно, выявить базовую особенность русского человека: принцип всечеловечности, который позволяет русскому человеку заполнять все свое жизненное пространство личностными (неформальными) отношениями
М.В. Грусман - Тенденции полистилизма в современной культуре моды |
|
c. 92-96
|
Аннотация: В представленной статье рассматриваются тенденции современной индустрии моды, в частности стремление к полистилизму. Автор обращается к проблеме стилевых прототипов и их значения в мировой и отечественной культуре моды.
Фатенков А.Н. - В споре о человеческом уделе: феноменологический реализм против постмодернизма (Полемический отклик на монографии В.А. Кутырёва) |
|
|
Аннотация: Статья представляет собой полемический отклик на монографии В.А. Кутырёва последних лет
И.А. Асеева - Многообразие и единство прогностического опыта |
|
c. 8-13
|
Аннотация: Содержательно введено понятие «прогностического опыта», которое интерпретируется как систематизированная совокупность разнообразных знаний и специальной деятельности, направленных на получение, осмысление и оформление информации о будущем, продуцированной разнообразными социокультурными прогностическими практиками.
Человеческие экзистенциалы |
Т. Качераускас - Философия как искусство жизни |
|
c. 14-20
|
Аннотация: В статье анализируется отношение между философией и экзистенцией. Экзистенция трактуется как целостная история, вписываемая в духовный фон сосуществования. Философия, как школа выхода (ex-sistus), тем самым является technē этого экзистенциального вписывания. Согласно автору, жизнь – это поток, которому мы придаем порядок, когда вписываем его события в подвижную экзистенциальную историю, которая появляется на духовном фоне. Автор истории экзистенции создает ее героя, который в свою очередь заставляет возродиться автору. Такие жизненные модусы как рождение и смерть являются взаимодействующими факторами экзистенциального творчества. Смерть придает экзистенциальной истории целостность, (воз)рождение – подвижность, которым отличается не только создаваемая история от рождения до смерти, но и духовный фон, на котором вписывается эта история. Согласно автору, рождение и смерть – аналогичны, но, не являясь тождественными, взаимодействуют во время создания экзистенциальной истории. Развивая эти вопросы, автор пользуется концептуальным аппаратом экзистенциальной феноменологии (М.Хайдеггера, Э.Гуссерля), который применяется для интерпретации не только современных (Х.Арендт), но и античных философов (Платон, Аристотель)
Духовно-нравственные искания |
Эгути М.-. - Восприятие учения Л.Н.Толстого в современной буддийской мысли Японии в контексте формирования этики ХХI века |
|
|
Аннотация: Статья "Восприятие учения Л.Н. в современной буддийской мысли Японии в контексте формирования этики ХХI века" прослеживает процесс восприятия и осмысления учения Толстого в Японии, уделяя специальное внимание его влиянию на одного из современных буддийских мыслителей Дайсаку Икеду. В центре внимания автора статьи - основные точки соприкосновения учений Толстого и Икеды. В статье предпринимается попытка уяснения причин того горячего отклика, который учение Толстого находило и находит в Японии.
М. Эгути - Восприятие учения Л.Н. Толстого в современной буддийской мысли Японии в контексте формирования этики XIX века |
|
c. 28-39
|
Аннотация: статья «Восприятие учения Л.Н. Толстого в современной буддийской мысли Японии в контексте формирования этики ХХI века» прослеживает процесс восприятия и осмысления учения Толстого в Японии, уделяя специальное внимание его влиянию на одного из современных буддийских мыслителей Дайсаку Икеду. В центре внимания автора статьи — основные точки соприкосновения учений Толстого и Икеды. В статье предпринимается попытка уяснения причин того горячего отклика, который учение Толстого находило и находит в Японии.
Дрюк М.А. - Еще один образ философского импрессионизма или «миф» о Современном Прометее |
|
|
Аннотация: В статье рассматриваются исходные основания для решения чрезвычайно актуальной в настоящее время проблемы выживания человечества в условиях глобального социоэкологического кризиса. При этом внимание акцентируется на одной из наиболее "сильных" тенденций, связанной с обвинением науки во всех "смертных" грехах потомка Адама. Именно наука представляется здесь своеобразным Иваном Сусаниным нашего времени, Франкенштейном XX века. В статье показывается несостоятельность такой позиции, к которой автор относится как к современному варианту философского импрессионизма. Не избыток разума, а его недостаток, дефицит, настоящее человеческое недоразумение оказывается у истоков многих бед западноевропейской культуры.
Шевченко Л.В. - Современная отечественная литература в поисках онтологических возможностей слова |
|
|
Аннотация: Рассмотрена проблема онтологического значения произведений современной отечественной литературы в контексте двух концепций бытия: античной и восточно-христианской. Эксплицируются художественно-эстетические принципы энергийной концепции бытия, а также демонстрируется их применение в области анализа художественных произведений.
Л.В. Шевченко - Современная отечественная литература в поисках онтологических возможностей слова |
|
c. 85-91
|
Аннотация: Рассмотрена проблема онтологического значения произведений современной отечественной литературы в контексте двух концепций бытия: античной и восточно-христианской. Эксплицируются художественно-эстетические принципы энергийной концепции бытия, а также демонстрируется их применение в области анализа художественных произведений
А.Н. Фатенков - В споре о человеческом уделе: феноменологический реализм против постмодернизма (полемический отклик на монографии В.А.Кутырева) |
|
c. 97-105
|
Аннотация: Статья представляет собой полемический отклик на монографии В.А. Кутырёва: «Философский образ нашего времени (безжизненные миры постчеловечества)» (Смоленск, 2006); «Человеческое и иное: борьба миров» (СПб, 2009).
П.С. Гуревич - Пусть говорят... |
|
c. 106-109
|
Аннотация: автор считает возможным высказать собственные суждения по поводу работ Владимира Александровича Кутырева. При этом проводится мысль о том, что в журнале «Философия и культура» присутствует рубрика «полемика». Но она предполагает чуткое отношение к тому, что написано другими авторами. «Пусть говорят» — название телепередачи. Но оно не выражает смысла философской полемики. Автор не уверен, что сам соблюдает нужную тональность полемики с другой статьей, публикуемой в журнале, но очень рассчитывает на понимание.
С.В. Борисов - «На стороне» и «по ту сторону» власти |
|
c. 110-113
|
Аннотация: работа С.В. Соловьевой расширяет привычное понимание власти, позволяет говорить о ней не как о посторонней силе или насилии, но как о значимой и фундированной в жизни человека. Дается принципиально новое определение власти как способа упорядочивания силы и ресурса экзистенции. На материале анализа феноменов любви, совести, богатства, священного, техники выявляется новая существенная роль власти в жизни человека и культуры.
|