ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философия и культура"
> Содержание № 01, 2010
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-1-2010
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 01, 2010
Колонка главного редактора |
П.С. Гуревич - Грозит ли смерть культуре? |
|
c. 5-9
|
Аннотация: Статья содержит критический анализ работ современных философов, говорящих о смерти, конце культуры в условиях современного мира. По мнению автора, культура как антропологический атрибут человека не исчезает, а только претерпевает радикальные преображения.
Онтология: бытие и небытие |
Гранин Р.С. - Символика "Семирамиды" А. С. Хомякова |
|
|
Аннотация: 1. Воля есть трансцендентная функция между проявленной и непроявленной реальностью.
2. Манифестацией проявленной реальности в человеке является кушитская стихия, непроявленной – иранская.
3. Кушизм символизирует принцип необходимости, выражающийся в законе рождения, т. е. в природной обусловленности (несвободе) существования, «логика есть соответственно наука проявлений, а свобода (корень единобожия) не проявляется или, проявившись, теряет свой характер»
4. Иранство (арийство) – символ свободы, выраженной сверхприродным принципом творения, необусловленного законами мира проявленного: «творение, будучи совершенно чуждо видимому ходу вещественного мира, заключает в себе законы, совершенно отличные от законов вещества».
Циклы и волны глобального мира |
А.А. Горелов - Глобальный кризис и развитие духовности |
|
c. 67-71
|
Аннотация: Утверждается, что за происходящий глобальный финансово-экономический кризис ответственно общество потребления и Человек Потребляющий. Чтобы преодолеть глубинные причины нынешнего кризиса, необходима переоценка ценностей, отказ от навязываемых ныне потребительских ценностей ради духовных ценностей производства, труда, творчества. Перспектива развития человечества видится в становлении Человека Духовного, духовно-социального строя, пневматосферы (по П.А. Флоренскому).
В.А. Кутырев - Реконструкция человека |
|
c. 61-66
|
Аннотация: Мы живем в эпоху, когда человеческая техника превращается в технического человека. У него есть будущее: несколько веков. У «традиционного», «исторического» человека все будущее в прошлом. У него есть только вечность. Консервативная революция под знаменем археоавангарда — вот «повестка дня» на XXI век. Все остальное повестка ночи. Так продлимся.
Воронин А.А. - К вопросу о механизмах социального самосознания |
|
|
Аннотация: Ставится вопрос об алгоритмах преемственности культуры. Выделяются в качестве объекта нанализа бессубъектные формы трансляции культуры. Вводится понятие культурного фильтра. Намечены подходы к изучению механизмов саморегуляции культуры.
Р.С. Гранин - Символика «Семирамиды» А.С. Хохлова |
|
c. 101-116
|
Аннотация: В статье показано, что воля есть трансцендентная функция между проявленной и непроявленной реальностью. Манифестацией проявленной реальности в человеке является кушитская стихия, непроявленной — иранская. Кушизм символизирует принцип необходимости, выражающийся в законе рождения, т.е. в природной обусловленности (несвободе) существования, «логика есть соответственно наука проявлений, а свобода (корень единобожия) не проявляется или, проявившись, теряет свой характер». Иранство (арийство) — символ свободы, выраженной сверхприродным принципом творения, необусловленного законами мира проявленного: «творение, будучи совершенно чуждо видимому ходу вещественного мира, заключает в себе законы, совершенно отличные от законов вещества».
Самосознание и идентификация |
А.А. Воронин - К вопросу о механизмах социального самосознания |
|
c. 78-88
|
Аннотация: Ставится вопрос об алгоритмах преемственности культуры. Выделяются в качестве объекта нанализа бессубъектные формы трансляции культуры. Вводится понятие культурного фильтра. Намечены подходы к изучению механизмов саморегуляции культуры.
Национальный характер и менталитет |
С.А. Королев - От «Апостола» до «Архипелага»: социокультурные трансформации в России |
|
c. 72-77
|
Аннотация: В статье рассматриваются три фазы социокультурной трансформации России — медленное накопление культурного и образовательного потенциала с начала книгопечатания и до начала XX века; сталинская «культурная революция», в ходе которой культурное пространство переструктурируется таким образом, чтобы служить прежде всего полем пропаганды, индоктринации, навязывания господствующей идеологии; наконец, подспудная, скрытая вестернизация, вызревание элементов потребительского сознания в так называемый «период застоя». Окончание последней из названных фаз подводит российское общество вплотную к периоду бурной регенерации утраченной ранее социокультурной ткани («перестройка») и к интернет-революции начала XXI века.
Религии и религиозное возрождение |
Балагушкин Е.Г. - Морфология мистики (Статья вторая)
|
|
|
Аннотация: Тезис о единообразии мистики игнорирует её проявления, характерные для язычества, и её полиморфизм в развитых религиях. Единая по своей природе, мистика многообразна по формам своего проявления и структурным разновидностям. Первичных структур (архетипов) мистики пять: формирование единения с божеством, божья благодать, трансцендентная и имманентная мистические устремленности, а также биполярная, имманентно-трансцендентная мистическая связь. Элементарные конфигурации мистической связи обычно соединяются в структурные комплексы.
Артемова Д.А. - Первообраз и проблема раскрытия человеческого в работах К.Г.Юнга. |
|
|
Аннотация: Что такое человеческое? Что отличает человека от животного? От окружающей природы? Опираясь, на роботы Юнга я отвечаю, что воображение. Видовой особенностью человека является предрасположенность к образному восприятию мира и архетипы суть выражение этой сущностной человеческой черты.
С.С. Хоружий - Переоценка всех антропоценностей |
|
c. 52-60
|
Аннотация: В докладе проводится идея: Ницше не впереди, а позади Кьеркегора. Автор пытается реконструировать антропологическую концепцию Ницше. Он отмечает, что резкая и всесторонняя критика эссенциалистской модели человека закономерно приводит Ницше и к деконструкции эссенциального субъекта Аристотеля-Боэция-Декарта. Эта “смерть субъекта” становится сквозной темой в его поздних книгах.
Мифы и современные мифологии |
Е.Г. Балагушкин - Морфология мистики. Статья вторая |
|
c. 89-89
|
Аннотация: Тезис о единообразии мистики игнорирует её проявления, характерные для язычества, и её полиморфизм в развитых религиях. Единая по своей природе, мистика многообразна по формам своего проявления и структурным разновидностям. Первичных структур (архетипов) мистики пять: формирование единения с божеством, божья благодать, трансцендентная и имманентная мистические устремленности, а также биполярная, имманентно-трансцендентная мистическая связь. Элементарные конфигурации мистической связи обычно соединяются в структурные комплексы.
Духовно-нравственные искания |
Д.Л. Родзинский - Фортуна и ее роль в античном мировоззрении философов |
|
c. 90-100
|
Аннотация: В предлагаемой работе исследуется роль Фортуны, которая влияя на мировоззрение человека, способствует становлению его сознания к совершенству. Так в онтологическом аспекте она предстаёт одним из образов античной идеи судьбы. В антропологическом — определяет роль и место человека в обществе. В гносеологическом плане — стимулирует его познавательную деятельность. В этической сфере формирует великие добродетели разума. Образ Фортуны становится связующим звеном, объединяющим собой, с одной стороны — стихии Космоса, с дру- гой — поведение мудреца.
С. Зонтаг - Художник как пример мученика |
|
c. 37-51
|
Аннотация: Сюзан Сонтаг – американская писательница и литератор. В своей статье Сонтаг анализирует известный дневник Чезаре Паверзе, опубликованный посмертно и ставший значительным событием в литературе. Сонтаг исследует взгляды Чезаре Паверзе на любовь, человека и жизнь.
М.К. Рыклин - Последний руссоист. Природа и культура в симфонии мифов Клода Леви-Строса. Часть 2 |
|
c. 10-18
|
Аннотация: Статья посвящена памяти французского этнографа, социолога и культуролога Клода Леви-Росса, скончавшегося 30 октября 2009 года в Париже. Анализируются основные положения его концепции мифов, описанные в его четырехтомнике «Мифологик», изучается влияние Жан-Жака Руссо на формирование взглядов Клода Леви-Росса. Подчеркивается особый вклад французского ученого в развитие философской мысли.
К. Леви-Стросс - Финал. Часть 2 |
|
c. 19-26
|
Аннотация: Отрывок из книги французского этнографа, социолога и культуролога Клода Леви-Росса, в котором он подытоживает свой двадцатилетний опыт изучения мифов. Анализируются теории классиков психологии, таких, как Фрейд и Пиаже, подчеркивается, что изучение мифов неизбежно поднимает более сложные, глубинные проблемы понимания человеческой культуры и бытия.
П.С. Гуревич - «Смерть рассеянной рукою…» (об Анатолии Ивановиче Уткине) |
|
c. 27-36
|
Аннотация: In memoriam об Анатолии Ивановиче Уткине, директоре Центра международных исследований Института США и Канады, известного историка и специалиста по международным отношениям.
|