по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Философия и культура" > Содержание № 03, 2008
Выходные данные сетевого издания "Философия и культура"
Номер подписан в печать: 1-3-2008
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попов Евгений Александрович, доктор философских наук, popov.eug@yandex.ru
ISSN: 2454-0757
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2008
Колонка главного редактора
П.С. ГУРЕВИЧ - МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ. c. 0-0
Аннотация: Не раз именно успешность социального управления приводила к политическому взрыву. Социальные менеджеризм нередко ставит перед обществом манипулятивные задачи. Весьма часто политике приходится выправлять то, что натворили успешные управленцы. Социальные контрасты современной россии, приведшие в чудовищной поляризации богатых и бедных, - разве это не плод технократической мысли, притязавшей на решение управленческих проблем? Соперничество двух партий, рожденных в недрах кремлевской администрации, - это ли не пример блистательного социального менеджеризма?
Методология философского знания
А.Л. НИКИФОРОВ - ФИЛОСОФИЯ МЫСЛИ И ФИЛОСОФИЯ СЛОВА c. 0-0
Аннотация: Философские системы, течения, направления, манеры и способы философствования можно разделять и классифицировать по самым разным основаниям. Автору данной статьи представляется, что в настоящее время особое значение приобретает еще одно разделение философов – различие между ними по способам философствования или по манере изложения своих идей. Это различие существовало, по-видимому, всегда, но в последнее столетие стало особенно наглядным.
С.А. КОРОЛЕВ - ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ВЛАСТЬ: В ПОИСКАХ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ c. 0-0
Аннотация: Исследованием повседневности до сих пор занимались, в основном, феноменологи, представители эмпирической социологии и, с некоторых пор, сторонники сравнительно нового научного направления, именуемого социальной эпистемологией. Автор статьи пытается найти методологические подходы к анализу этого пласта общественной жизни с позиций социального философа; при этом особый интерес для него представляет проблематика, которую можно было бы обозначить как «повседневность и власть»
Традиции и инновации
К.П. МАТУТИТЕ - МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ c. 0-0
Аннотация: Сегодня человек, который понял этос науки, становится уже более осторожным и скромным. Он видит неполноту своих представлений, инструментальный и временный характер тех категорий, которыми он пользуется, относительность всех своих утверждений Философская антропология сегодня немыслима без поддержки наук вообще и гуманитарных наук в частности. Гуманитарные науки, в их более широкой перспективе, неизбежно соприкасаются с философской антропологией. Какова же современная методология гуманитарного мышления?
Смысл и безмолвие
Т.В. КАТЮХИНА - ТЕМА МОЛЧАНИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ c. 0-0
Аннотация: Тема молчания представлена в творческой мысли достаточно широко. Всегда будет существовать такой взгляд на эту проблему, который видит в глубинах бытия - и мирового, и человеческого - нечто исключительно значимое и, в то же время, такое, что суть его не может быть обозначена и схвачена словом. Именно этот взгляд наиболее ярко и красочно представлен в русской поэзии, что вызывает особый интерес среди историков, литературоведов, философов при истолковании темы молчания. Этот феномен (интерес толкователей) автор связывает с целым рядом обстоятельств…
История гуманистической мысли
К.И. НИКОНОВ - ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ЧАСТЬ 1. c. 0-0
Аннотация: Подрыв коренной традиции в ситуации религиозного плюрализма грозит духовным хаосом, новым потопом бессознательного, торжествующего в эпоху Водолея. Как отмечает автор статьи, в этих условиях антропологическая проблематика определяет содержание не только апологетики, но в значительной мере всей философии и богословия, самые структуры сосуществования церквей, антропологические константы задают поле возможности диалога, и философская антропология становится необходимым измерением религиоведения. Поскольку же все, сказанное о человеке, сказывается на нем самом, философско-антропологическое религиоведение может стать одним из оберегающих человека институтов.
Герменевтика
Э.М. СПИРОВА - СООТНОШЕНИЕ ЗНАКА И СИМВОЛА c. 0-0
Аннотация: В теории символа его соотношение со знаком является едва ли не главной теоретической проблемой. Во многих философских текстах эти понятия даются без необходимого различения. Между тем только через последовательное разведение заключенного в них содержания можно понять суть символа. В статье Э.М. Спировой делается попытка раскрыть эту проблему, опираясь на труды крупных европейских философов.
Структурализм
Р.М. АЛЕЙНИК - ЧЕЛОВЕК-ТЕСТ-СЕМИОСФЕРА-ИСТОРИЯ c. 0-0
Аннотация: Сейчас меняется представление о естественнонаучном знании: оно может быть понято «в контексте развития человеческой деятельности, в связи с коммуникативными отношениями в рамках различных тех или иных культурных эталонов и систем ценностей, а также определенных социальных институтов». Исследованием человеческой деятельности в связи с коммуникативными отношениями занимается семиотика. Она превращается в средство интеграции наук о природе и наук о культуре. По мнению автора статьи данная тема требует серьезной проработки.
Этика
М.А. СУЛТАНОВА - ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ. ЧАСТЬ 1. c. 0-0
Аннотация: Человеческие поступки обусловлены не только разумом. У него есть совесть, то есть нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Первые представления о совести мы обнаруживаем в Древнем мире. В статье М.А. Султановой исследуется генезис и развитие морали от Древнего мира и до наших дней.
Философия и искусство
А.Б. МАХОВ - ЛЕОПАРДИ В РОССИИ c. 0-0
Аннотация: Автор данной статьи пытается раскрыть верное представление о великом поэте, писателе и мыслителе XIX века Джакомо Леопарди, в фигуре которого много загадочного и сокрытого от глаз, рассматривает восприятие творчества Леопарди в России за последние более чем 150 лет после первого упоминания у нас имени поэта.
В.К. САМОХВАЛОВА - МОТИВЫ ФИЛОСОФИИ РОМАНТИЗМА У ДЖАКОМО ЛЕОПАРДИ c. 0-0
Аннотация: В предлагаемой работе рассматривается ряд философско-антропологических проблем, свойственных творчеству несколько «маргинальной» для философии фигуры — писателя и поэта, утонченного лирика и романтика по существу — Джакомо Леопарди.
Г.Ю. КАНАРШ - ГУСТАВ МАЙНРИК: ПУТЬ К СОКРОВЕННОМУ c. 0-0
Аннотация: В данной статье представлен анализ творчества Густава Майринка (Meyrink Gustav, 1868-1932) – австрийского писателя, одного из родоначальников направления в литературе, известного под именем «черного романтизма». В последние годы можно наблюдать возрождение интереса к творчеству Майринка в России, особенно в среде интеллектуалов, тяготеющих к традиции оккультного знания.
Конференция
В.К. ШОХИН - ФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКИЙ ДИАЛОГ О СВОБОДЕ c. 0-0
Аннотация: Попытки возобновления традиций знаменитых петербургских «Религиозно-философских собраний» (1901-1903) стали одним из знаменательных явлений духовной жизни страны, пережившей семидесятилетний государственный атеизм и его почти мгновенное крушение. А среди этих реновационных опытов по уровню организации и представительства выделяются ставшие регулярными начиная с IХ Рождественских образовательных чтений 2001 г. семинары, организуемые в рамках координации Института философии Российской Академии Наук и Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, обзор которых представлен в данной статье.
А.А. СТОЛЯРОВ - ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ СВОБОДЫ: АНТИЧНОСТЬ И ПАТРИСТИКА c. 0-0
Аннотация: На протяжении многих веков ключевая проблематика свободы (которая сложилась, однако, далеко не сразу) сохраняла высокую инвариантность. В совокупности вопросы сводились к главному: как и в каких пределах возможно допущение интеллектуальной и моральной автономии субъекта? Именно в таком виде для европейского сознания стала существовать проблематика свободы, оформленная классической традицией, которая не теряет своего значения вот уже более двух тысячелетий. Между тем, история проблемы свидетельствует, что представление о безусловной связи свободы и ответственности стало доминирующим вряд ли раньше III в. до н.э., да и то со всеми оговорками, которые вытекают из свойств античной ментальности. Архаика, а во многих отношениях и классика греческой мысли в изобилии доставляют примеры того, что никакая «автономия» и никакая свобода не являются непременным условием для вменения и ответственности.
А.Р. ФОКИН - БОЭЦИЙ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЕ c. 0-0
Аннотация: Вслед за Августином определенный вклад в решение вопроса о человеческой свободе внес «последний римлянин» Боэций. Так же как и Августин, он подходит к рассмотрению вопроса о человеческой свободе с двух позиций ― философской и теологической. Статья А.Р. Фокина посвящена анализу позиций Боэция по вопросам свободы.
П.Б. МИХАЙЛОВ - ТЕМА СВОБОДЫ В ГРЕЧЕСКОЙ ПАТРИСТИКЕ c. 0-0
Аннотация: Как отмечает автор данной статьи, тема свободы в греческой патристике характеризуется некоторой монотонностью. В своих общих чертах ее звучание остается неизменным на протяжении более тысячи лет –– от Иустина философа, ставшего мучеником во II веке, до византийских лексиконов Cуды и Зонары (Ч XI- XIII века). Так что вряд ли можно говорить о проблематизации свободы у греческих отцов, о свободе как проблеме. Совершенно иная ситуация складывается в этот же период на латинском западе. Там тема свободы встает именно как проблема, имеющая самые серьезные религиозные экспликации; свобода человека вступает в острое противостояние с теологическим детерминизмом.
К.В. КАРПОВ - ПОЛЕМИКА О БОЖЕСТВЕННОМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ В IX В. c. 0-0
Аннотация: Вопрос о соотношении божественного предопределения, благодати и свободы воли человека занимает особое место среди теологических споров IX века. Так, новый всплеск полемики о вопросах, удовлетворительное решение которых церковь не нашла на Оранжском соборе, пришелся на IX столетие. Его анализу посвящена данная статья.
А.К. СУДАКОВ - “ПОДЛИННАЯ САМОСТЬ”: РАЗУМ КАК СВОБОДА В КАНТИАНСКОМ ЭТИЧЕСКОМ ПЕРСОНАЛИЗМЕ c. 0-0
Аннотация: Автор статьи задается вопросами: Что такое глубинная антропология Канта, где искать нам «подлинную самость», достойную быть метафизическим субъектом этой недостижимой способности свободы, если ни в отвлеченном практическом разуме и совестном акте, ни в отвлеченном спекулятивном рассудке, ни в отвлеченной способности художественной и телеологической оценки объективной, субстанциально действительной свободы не обнаруживается, и в то же время во всех этих силах личности есть нечто от подлинного бытия, при этом, похоже, всего более – в сфере нравственного, совестно-волевого опыта, со времен стоических мудрецов удостоверяющего некую почти сверхчеловеческую способность независимого от опыта самоопределения? Если мы соединим все определения этих сил в понятии разумной личности, то вопрос именно в том, как что существует свобода в разумной личности?
С.С. ПИМЕНОВ - КАНТ, ТИЛЛИХ И БАРТ c. 0-0
Аннотация: В данной статье исследуется восприятие Кантова решения о свободе человека на примере мыслителей ХХ века – П.Тиллиха и К.Барта – двух постоянных и принципиальных противников, находящихся на разных полюсах теологической мысли, но именно в этом различии подходов станет заметно нечто общее в их отношении к Канту и к его учению о свободе воли. О необходимости подобного самоопределения свидетельствовала духовная атмосфера Европы начала ХХ века. Либеральная теология, антропотеология Л.Фейербаха, "сверхчеловек" Ф.Ницше, доведя до предельного выражения отдельные стороны Кантова решения, - обнажили ограниченность его философии, в частности, подхода к пониманию человека. И перед религиозными мыслителями ставилась задача преодоления этой ограниченности.
А.Н. ЛАЗАРЕВА - НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ О СВОБОДЕ КАК ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ c. 0-0
Аннотация: Николай Бердяев (1874 – 1948 гг.) проникновенно размышляет о свободе еще и в другом, не менее существенном (для него – самом существенном) аспекте: о свободе как положительном творческом начале и принципе творческой активности; а о творчестве - как о самом коренном свойстве свободы. Статья А.Н. Лазаревой посвящена его творчеству.
В потоке книг
- Рецензия на книгу Шендрик А.И. «Культура в мире: драма бытия». c. 0-0
Аннотация: В данном разделе представлена рецензия на книгу Шендрик А.И. «Культура в мире: драма бытия».
- ЧУВСТВОВАТЬ СИЛУ ГАРМОНИИ. Коломиец Г. Ценность музыки: философский аспект. Оренбург, 2006, тираж 300, с. 579 c. 0-0
Аннотация: The life of I.V. Sidorenko, philosopher and poet ended abruptly. She was a talented and beautiful woman, the candidate of philosophical sciences, the author of the book “Anthropology of happiness”. We publish the last article of I.V. Sidorenko, which she wrote several days before she died. It’s “Archeact and archefable: the meanings”
- ОСНОВЫ НЕРАЗДЕЛИМОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ. Лукацкий М.А. Образование и культура в творчестве Л.Н. Толстого. М., 2006, тираж 5000, с. 232 c. 0-0
Аннотация:
- ЖИВЫЕ РАССКАЗЫ. Добровольский Валерий. К истокам для возрождения. М., 2006, с. 156 c. 0-0
Аннотация:
In memoriam
Сидоренко И.В. - Археакт и архефабула: смысловые значения. c. 0-0
Аннотация:
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.