Статья 'Невыученные уроки истории' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Гуревич П.С. Невыученные уроки истории

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье выступает философия истории. Это область философского знания, которая занимает постижением исторического процесса, рассматривая смысл и направленность истории, расчленение и последовательность основных исторических эпох, соотношение природы и истории, свободы и необходимости в исторической динамике, возможное завершение исторического процесса или, напротив, его бесконечную открытость в будущее. Эти общие подходы реализуются в спектре более конкретных философских проблем: Зачем люди хранят историческую память? Почему опасно забвение истории? В чём проявляется глубина исторического мышления? Существует ли логика истории? Что означает утверждение: в истории всегда есть выбор? Чем традиционное общество отличается от современного? Почему социальные революции опасны? Что такое «русская идея»? Как развивается история линейно или циклами, как кружение времён? Что такое информационное общество? Есть в истории прогресс, или она движется к всемирной катастрофе? Эти проблемы философии истории нуждаются в анализе. Автор опирается в основном на исторический метод, раскрывая логику исторического процесса. Подвергнут критике также позитивистский подход к описанию истории. Новизна замысла связана с попыткой осветить узловые вопросы современного знания в философии истории. Разумеется, эти проблемы не могут быть решены без рассмотрения ряда чисто гносеологических и логико-методологических вопросов. В частности, французская школа «Анналов» исходит из идеи социального конструктивизма. Исторический факт сам по себе требует осмысления и интерпретации.


Ключевые слова:

философия, философия истории, власть, уроки истории, смысл истории, властомания, свобода, тирания, война, поэтика повседневности

Abstract: The subject under review is the philosophy of history. This is the branch of philosophy that studies the historical process, the meaning and goals of history, the breakdown and sequence of the main historical eras and the relation between nature and history, freedom and necessity in the historical dynamics and the end of the historical process or, on the contrary, the endless future of the historical process. These general targets are achieved through solving more particular issues and answering more concrete questions such as: why do people keep memories about the historical process? Why would it be so dangerous to forget our history? What are the special features of the profound historical thinking? Is there a logic pattern in the development of history? What does the saying ‘History always gives a choice’ mean? What is the difference between the traditional society and modern society? Why are social revolutions so dangerous? What is the ‘Russian Idea’? Is the historical development linear or cyclic? What is the information society? Is there any progress in history or is the history and the world just coming to the global catastrophe? These historical questions and issues need more research and analysis. In his research the author of the article mostly bases himself on the historical method that allows to describe the logic of the historical process. The author also criticizes the positivistic approach to the description of the historical process. The scientific importance and novelty of the research is that the author tries to throw light on the main issues of modern philosophy of history. Obviously, these issues cannot be solved without considering a number of gnoseological and logical methodological issues. In particular, the French school ‘The Annals’ was founded based on the idea of social constructivism. According to the author of the article, the historical evidence as itself needs further research and interpretation.


Keywords:

philosophy, philosophy of history, power, history lessons, the meaning of history, power mania, freedom, tyranny, war, poetics of everyday life.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.