Статья 'Этапы развития якутского кинематографа: от "немого кино" до национальной киноиндустрии' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Этапы развития якутского кинематографа: от "немого кино" до национальной киноиндустрии

Павлова-Борисова Татьяна Владимировна

кандидат искусствоведения

доцент кафедры культурологии Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова

677000, Россия, республика Саха (якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42

Pavlova-Borisova Tat'yana Vladimirovna

PhD in Art History

Associate Professor, Department of Culturology, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42

pavlovaborisova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2023.4.38152

EDN:

PGNWDL

Дата направления статьи в редакцию:

25-05-2022


Дата публикации:

21-04-2023


Аннотация: Статья посвящена возникновению и развитию якутского кино, что стало предметом изучения данной работы. Объектом исследования является якутское кино как феномен национальной культуры. Рассматривается первое появление киноустановок в Якутской области в начале XX века. Обращено внимание на процесс массовой кинофикации в советское время. Параллельно прослежено включение якутян в творческий процесс участия в первых съемках на всесоюзных киностудиях в 1930-е гг. Также обращено внимание на заметную роль государственного треста «Якуткино», возглавившего развитие якутского кино. В статье анализируются причины стремительного развития якутского кино в постсоветское время, связанные с обращением к традициям народа саха, высоким уровнем развития театрального искусства в Якутии, художественно-эстетическими потребностями и духовными запросами зрителей. В статье показана роль «Сахафильма» в истории якутского кино. Выявлены характерные черты становления жанров публицистического кино, изменение репертуара в первые годы советской кинофикации и в годы Великой Отечественной войны. Намечены характерные черты послевоенного переустройства технического оснащения и подготовки кадров якутского кино. Показано жанровое разнообразие снимавшихся в это и последующее время фильмов, когда наряду с документальными кинокартинами начинают сниматься и художественные фильмы. Развитие якутского кино прослежено на фоне общесоюзных и общероссийских процессов. Освещено становление и развитие основных институтов якутской кинематографии, рост мастерства её деятелей рассмотрены через известные фильмы, созданные ими. Впервые выделены три этапа развития якутского кино- от самого зарождения до наших дней: от «немого кино» - до рождения национальной киноиндустрии.


Ключевые слова:

якутское кино, кинематограф, киноискусство, становление, развитие, этапы, кинофикация, фильмы, режиссеры, актеры

Abstract: The article is devoted to the emergence and development of Yakut cinema. The object of the study is the Yakut cinema as a phenomenon of national culture. The first appearance of film installations in the Yakut region at the beginning of the XX century is considered. Attention is drawn to the process of mass cinematography in Soviet times. In parallel, the inclusion of Yakut people in the creative process of participating in the first filming at All-Union film studios in the 1930s is traced. Attention is also drawn to the prominent role of the Yakutkino State Trust, which led the development of Yakut cinema. The author analyzes the reasons for the rapid development of Yakut cinema in the post-Soviet period, related to the appeal to the traditions of the Sakha people, the high level of development of theatrical art in Yakutia, artistic and aesthetic needs and spiritual demands of the audience. The article shows the role of "Sahafilm" in the history of Yakut cinema.   The characteristic features of the formation of genres of journalistic cinema, the change of repertoire in the early years of Soviet cinematography and during the Great Patriotic War are revealed. The characteristic features of the post-war reconstruction of the technical equipment and training of personnel of the Yakut cinema are outlined. The genre diversity of films shot during this and subsequent times is shown, when, along with documentaries, feature films also begin to be shot. The development of Yakut cinema is traced against the background of all-Union and all-Russian processes. The formation and development of the main institutions of Yakut cinematography, the growth of the skill of its figures are examined through famous films created by them. For the first time, three stages of the development of Yakut cinema have been identified - from the very beginning to the present day: from "silent cinema" to the birth of the national film industry.


Keywords:

Yakut cinema, cinema, cinematography, becoming, development, stages, filmification, movies, directors, actors

Кинематография является сравнительно молодой отраслью профессионального искусства Якутии. Как явление культуры новейшего времени она появилась в Якутии более ста лет назад. За данный период она стало заметным в процессе развития кино в советском и постсоветском пространстве. Более чем вековой период истории якутского кино насыщен яркими событиями, интересными фактами, самобытным развитием, приведшим к ныне широко известному феноменупод названием "якутский кинематограф". Данный поцесс требует осмысления с целью понимания закономерностей его развития.

История изучения якутского кино насчитывает несколько десятилетий своего развития. В первых очерковых статьях, относящихся к 70-м гг. ХХ в., был рассмотрен процесс о зарождении кино в Якутии [5; 13]. В последующих работах авторы, ставили перед собой задачи осмысления имеющегося опыта и перспектив развития якутского кино [4; 10; 11]. В период с конца 1990-х гг. по настоящее время осуществляется обобщение истории якутского кино и изучение его как феномена киноиндустрии [8; 14; 15]. Появились работы, в которых данная проблема изучается в контексте исследования диалога культур [7] и определения понятия регионального кино [6]. Вместе с тем, остаются не изученными вопросы, связанные с выявлением, в частности, основных этапов в развитии якутского кино и осмысления его становления как целостного процесса.

В основу настоящего исследования положены теоретико-методологические принципы разработанные для изучения периодизации советского и российского кино: рассмотрение его в контексте глобального процесса национализации киноиндустрии и развития его художественных течений [2; 16 с.144-170]. В тот период времени велась определенная борьба между указанными двумя принципами, но впоследствии стало очевидным, что более конструктивным является синтетический подход, учитывающий специфику и того и другого. В зарубежных публикациях особое внимание уделяется "визуальному суверенитету" Якутии в российском кинематографе [17; 18; 19; 20]. Отмечается, что этнический колорит, основанный на арктических традициях и взятый на вооружение современными профессиональными деятелями якутского кино, взращенными государственной культурной политикой России, в регионах имеет большой международный успех и вызывает искренний интерес у зрителей всего мира. Тем не менее, термины, применяемые в практике зарубежных исследований - такие как "четвертое кино", "деколониальный проект" и пр. в отношении регионального кино в России и, в частности. для якутского кино недостаточно обоснованы. Якутия не была колонией Российского государства. Следовательно, и кинопроекты, создававшиеся в постсоветское время не могут считаться "деколониальными". Речь может только идти о интенсификации процессов, начатых в советское время. Как показывает история отчественного кино, характер развития регионального этнического кино в России имеет свои закономерности. Очевидно, что появление и успешное развитие отрасли кино в Якутии коренится в реализации культурной политики авторномной республики. Хотя история кинематографа в Якутии в дореволюционные годы начиналась как частная инициатива - в виде первых показов фильмов предпринимателями, все же решающие шаги были сделаны уже советским государством. В республике была организована развернутая киносеть, велась целенаправленная подготовка специалистов из числа коренного населения автономии. В историографии уже предпринимались попытки периодизации истории кино в Якутии [10;11; 14; 15], но в основу этих исследований были положены формальные критерии развития основных учреждений данной сферы. В нашем исследовании предложен новый подход, принимающий во внимание кроме организационных форм киноиндустрии, так же и развитие жанрового разнообразия и особых характерных для того или иного периода тенденций в творческих исканиях видных деятелей киноискусства Якутии.

В качестве источников настоящего исследования выступили материалы, опубликованные в специальных изданиях, посвященных истории кинематографа Якутии [4; 10; 11; 3]. Имеющиеся материалы - архивные документы, воспоминания, статьи, исследования разных лет и т.д., рассмотрение которых позволило автору определить основные этапы развития якутского кинематографа: от дореволюционного периода до наших дней и выявить черт, характерные для каждого из них.

I. Дореволюционный этап в истории развития якутского кинематографа (1911-1917)

Развитие технического прогресса и новых видов искусства является частью общемирового культурного процесса. Российская империя не стояла в стороне и уже через несколько месяцев после эпохальных кинематографических показов в Париже в 1896 г. кинематографические аппараты появляются в России и «живая фотография» - как поначалу называли кино, начала свое распространение по городам России, из центра Российской империи до ее окраин. Население Якутии также стало приобщаться к ранее неизвестным для нее формам культурного досуга, наиболее привлекательным, актуальным и востребованным из которых в те годы являлся кинематограф.

В 1911 г. отставной казак П.И. Никулин, которого считают первым киномехаником в Якутии, начал демонстрировать в Якутской публичной библиотеке-музее кино, организовал киносеансы на регулярной основе. Спонсировали кинематограф городской голова П.А. Юшманов, купцы и предприниматели, директор Якутского отделения Русско-Азиатского банка М.Р. Моргулец, промышленник А.А. Семенов, купец В.И. Силин [3; 4; 10; 11; 15]. Как видно, помимо частных лиц в финасировании этого почина уже тогда приняли участие не только городские власти, но и государство через один из своих коммерческих банков.

Через несколько лет кино занялся политический ссыльный, бывший эсер В.П. Приютов, жена которого П.П. Лозянова владела частным фотоателье. После выхода замуж за В.П. Приютова кино стало их семейным бизнесом. В 1913 г. В.П. Приютов пристроил к своему дому на Большой улице, ныне проспект Ленина, киноаппаратную будку, имевшую автономное электричество, что в то время было большой редкостью в Якутии, где показывал, в основном, фильмы зарубежного производства, например, мировую киноклассику с Чарли Чаплиным и Мэри Пикфорд в главных ролях.

В том же году комбинированный кинотеатр «Цирк электро-театр Черноберевского» с показом цирковых номеров демонстрировал серию популярных в тот период фильмов. В Олекминске тот же П.И. Никулин также устраивал киносеансы. Во время показа фильмов оркестр играл музыку, пел хор, пересказывалось краткое содержание фильмов - давались их аннотации, хорошо была поставлена реклама данных мероприятий. Начали проводиться первые опыты кинооператорской работы.

Конечно, это были платные показы и деятельность организаторов первых показов кино в Якутии носила выраженный коммерческий характер. Репертуар характерен для кинопоказов тех лет – игровое кино, мелодрамы, хроника. Вместе с тем следует отметить, что, например, В.П. Приютов занимался также и просветительством - помимо игровых и развлекательных лент представлял аудитории познавательные фильмы и кино, снятое как экранизация русской классики - литературных произведений Л.Н. Толстого, А.Н. Островского и т.д. Ориентировался на подрастающее поколение.

Первое появление кинематографа в Якутии в дореволюционный период вызвало большой, неподдельный интерес у местного населения, изменило – расширило его национальную картину мира, позволило сравнить свою культуру с культурными достижениями народов Европы и мира.

II. Советский этап в истории якутского кинематографа (1917-1991 гг.)

В нем можно выделить несколько периодов.

1. Начальный период - 1917-1940 гг.;

2. Годы Великой Отечественной войны - 1941-1945 гг.;

3. Период советского культурного строительства – 1945-1991 гг. Формирование базы кинофикации.

Рассмотрим каждый из них более детально.

1. Начальный период - 1917-1940 гг.

В 1917-1919 гг. произошло установление Советской власти в Якутии. С этого момента начался новый – советский этап в истории якутского кинематографа. Он, пожалуй, самый протяженный к настоящему времени этап развития якутского кинематографа, в результате которого имеются определенные достижения в данной сфере якутского искусства.

Кинематограф В.П. Приютова, действовавший в г. Якутске и после установления советской власти, был национализирован и через некоторое время возобновил свою работу в новом статусе, так как советская власть использовала имевшуюся материальную базу – здание и оборудование для проведения кинопоказов. Красноармейцы и учащиеся получили возможность бесплатно смотреть фильмы. В 1927 г. был продемонстрирован легендарный фильм «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, вызвавший большой энтузиазм у населения, которому необходимо было пропагандировать основные идеи советской власти, ее достижения и преимущества.

Вопрос «О состоянии и развитии кинодела в ЯАССР» был поставлен на Президиуме ЯЦИК в 1928 г., вследствие чего темпы кинофикации Якутии стали заметно ускоряться. В 1928 г. Народный комиссариат просвещения, здравоохранения и социального обеспечения ЯАССР выкупил у В.П. Приютова кинотеатр, на основе которого было размещено "Якутгоскино" – первое государственное учреждение кинематографии в Якутии, на которое были возложены функции просветительства, организации досуга населения и проведения в массы государственной политики.

Культурно-просветительская работа стала частью государственной политики, проводимой советской властью. В правительственной структуре советского правительства Якутии при отделе народного образования был создан так называемый внешкольный подотдел, взявший по свой контроль деятельность якутских кинематографистов. Посредством кинематографа в республике активно осуществлялась агитационная работа. Кроме Якутска, где действовало несколько киноустановок, фильмы показывали также на алданских приисках - в кинотеатре «Примитив». Д.Т. Дубинин проводил показы кино в близлежащих районах – Намском, Борогонском, Баягантайском, Таттинском, Ботурусском, Мегинском, Восточно-Хангаласском. В Якутии появились современные по тем временам стационарная аппаратура «Темп» и кинопередвижки «ГОЗ». Они стали вводиться в деятельность изб-читален, повсеместно действовавших в тот период культурно-просветительских учреждений. С 1925 г. торговая организация К.О. Гаврилова «Холбос» одной из первых начала вывозить фильмы для показа сельскому населению.

В 1929 г. в Якутске были открыты курсы киномехаников. Уже в советское время в 1931 г. некоторых районах республики группа треста «Востоккино» стала проводить съемки. Кинодело в Якутии перешло под управление Якутского отделения «Востокино», а в 1934 г. был создан трест по кинофикации при СНК ЯАССР – «Якуткино». В 1939 г. кинотрест был подчинен вновь созданному Управлению кинофикации при СНК ЯАССР [3]. Таким образом, уже в это время сложилась стройная государственная система управления в данной области. С одной стороны, действовали союзные структуры а с другой, создавались республиканские учреждения и органы управления.

До сих пор показывалось только «немое» кино, но с 1932 г. в Якутске был налажен монтаж звукового кино. Техническая оснащенность развития кино в республике улучшалась. В Якутии стали использоваться кинопроекторы «Русь», прототипами которых были французские киноаппараты «ПАТЭ», а киноаппарат «Томп-IV» стал комплектоваться звуковым блоком. В кинотеатры поступило новое оборудование – звуковые аппараты «КЗС-2». Также вошла в эксплуатацию первая советская проекционная кинопередвижка «Гекорд». С 1937 г. корреспондент Иркутской студии кинохроники К.И. Широнин стал запечатлевать трудовой процесс работников Севера Якутии [3]. Благодаря централизации управления кино в Якутии быстро распространялось современное оборудование. В республику стали приезжать на работу обученные работали специалисты, владевшие новым оборудованием.

В конце 1930-х гг. в Якутии стали открываться летние кинотеатры. Так, в 1938 г. в местности Сергелях под Якутском возник первый летний кинотеатр, а на следующий год подобный кинотеатр был открыт в Парке культуры и отдыха г. Якутска. К 1939 г. в республике действовало уже 82 киноустановки [3; 4; 11; 15]. За короткий срок сформировалась сеть кинотеатров, оснащенных соответствующим оборудованием. Данные мероприятия проводились в рамках реализуемой культурной революции, призванной не только повысить образовательный уровень населения, но и выполнять идеологические установки советского времени.

В 1930-е гг. отмечено первое участие якутских артистов в художественных фильмах - студента театрального училища Н. Харитонова - в роли пионервожатого в фильме «Пропавшее звено» («Востокфильм», 1935) и студента театральной студии Н. Табунасова - в роли охотника в фильме А. Довженко «Аэроград» («Мосфильм» и «Украинфильм», 1935) [15]. Обращает внимание тот факт, что представители якутского населения принимают участие, и как представители коренных этносов, носители яркого этнического начала и в то же время они являлись уже практически профессиональными артистами, полноправными участниками кинематографического процесса.

Таким образом для начального периода советского этапа в развитии якутского кинематографа (1917-1940 гг.) важным стало решение следующих задач :

- формирование республиканской сети кинопроката;

- техническое оснащение республиканской сети кинопроката;

- культурное просвещение населения республики ;

- организация культурного досуга населения посредством просмотра кинофильмов;

- участие якутских драматических артистов в творческом кинопроцессе ведущих киностудий страны.

2. Годы Великой Отечественной войны (с 1941-1945 гг.)

В годы Великой Отечественной войны с первых же дней изменился репертуар якутских кинотеатров. Как и до войны кино продолжало выполнять свою важную миссию – связывать самые отдаленные районы республики с остальным миром, повышая культурный уровень и расширяя кругозор населения. Особенно это было важно в трудные военные годы. Демонстрировались художественные и хроникально-документальные оборонные фильмы, например «Танкер Дербент», «Идут батальоны», «Революция оборонная», «Разгром немецких войск под Москвой» и т.д.

Многие киноработники ушли добровольцами на фронт и в виду отсутствия киномехаников возникали проблемы с работой ряда районных киноустановок, но киноотрасль Якутии достаточно оперативно решала кадровые вопросы - курсы киномехаников продолжали работать и количество киноустановок неуклонно росло [3; 4; 11; 15].

В 1942 г. было построено новое здание кинотеатра «Центральный» («Горкино») практически на том месте, где стояло фотоателье и кинобудка В.П. Приютова. «Центральный» и сейчас является одним из самых известных кинотеатров Якутии и до сих пор действует по своему прямому функциональному назначению.

Следует отметить, что в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) якутский кинематограф мобилизовался:

- не только сохранил свой кадровый потенциал, но и приумножил его, проводя курсы обучения киномехаников;

- активно проводил агитационно-просветительскую работу по формированию патриотического сознания и укрепления боевого духа населения Якутии;

- проводился отбор демонстрируемых лент, приоритетное место среди которых занимали фильмы и ролики патриотического и военного содержания

- был построено здание первого большого специализированного кинотеатра – флагмана якутского кинематографа – кинотеатра «Центральный», что несомненно укрепило доверие населения к властям автономии и страны, которое в такое сложное военное время находило финансы и трудовые ресурсы для укрепления материально-технической базы якутского кинематографа.

3. Период советского культурного строительства (1945-1991 гг.)

Послевоенное время было отмечено небывалым культурным подьемом республики, в том числе и в области якутского кинематографа. «Немые» киноустановки к первой половине 1950-х гг. полностью заменены звуковыми. Стали появляться семейные династии киноработников, такие как например, известная династия семьи Павловых, в которой родители и их трое дочерей посвятили всю свою жизнь кино, что свидетельствует о повышения престижа и привлекательности профессии киноработника среди широких слоев коренного населения. Строились новые кинотеатры - «Космос» в Покровске (1958), «Радуга» в Олекминске (1959), «Мир» (1959) в Якутске и т.д. Многие из них были деревянными и уступали каменному зданию головного кинотеатра «Центральный», но стали настоящими культурными центрами для населения республики и выполняли функцию по просвещению и организации досуга советских людей.

В эти годы активно развивается жанр публицистического фильма. Были сняты кинофильмы «Советская Якутия» (1948 г., А. Белинский), «Якутия» (1952 г., В. Придорогин), а также историко-документальные фильмы научно-познавательного и учебного характера – «Обыкновенная Арктика», «Крылья над полюсом» (1959 г., В. Мишин), историко-биографические – «Повесть о земле Якутской» (1958 г, А. Белинский), посредством просмотра которых жители центральной России и республик Советского Союза получали достоверную информацию документального характера о жителях Якутии, о природных богатствах и красотах северной автономии.

Якутские артисты продолжали сниматься в советских кинофильмах тех лет - народный артист ЯАССР П.М. Решетников сыграл в фильме режиссера А. Бергункера «Следы на снегу» (1956, "Ленфильм"), а М. Лобанов - в роли олонхосута в фильме режиссера М. Гайдая «Долгий путь» (1956, "Мосфильм") [3; 4; 11; 15]. Роли, предлагаемые советскими режиссерами якутским артистам, были наполнены национальной спецификой и не преследовали цели драматического развития и показа эволюции характеров воплощаемых персонажей. От их драматического перевоплощения на экране на том этапе включения в российский культурный контекст требовалась прежде всего яркая этническая краска, представляющая местный колорит.

В конце 1950-х гг. появляется широкоэкранное кино и происходит техническое перевооружение республиканской киносети. Первым в 1957 г. был переоборудован кинотеатр «Центральный», в котором начался показ широкоэкранных фильмов со стереофоническим звучанием. За короткий срок также были переоборудованы другие кинотеатры республики.

В 1960-х гг. появляются другие крупные кинотеатры: «Лена» (1960) в г.Ленск, «Родина» (1961) в г.Мирном, «Айхал» (1962), «Лена» (1963) в г.Якутске, «Дружба» (1963) в г.Олекминск и др. В данный период распространяется широкоформатное кино на 70-мм пленке, с использованием аппаратуры типа «КПТ-7». Впервые такое кино появилось во вновь переоборудованном кинотеатре «Лена» в г.Якутске [3; 4; 11; 15].

С 1969 г. впервые на базе Восточно-Сибирской студии кинохроники начинают процесс дублирования советских фильмов на якутский язык. Первыми из экспериментов подобного рода стали художественные фильмы «Зося» и «Доктор Вера». И хотя данный опыт был удачным, но он носил скорее декларативный характер, как факт уважения к якутскому языку и культуре. Среди зрительской аудитории действительно имелся определенный процент представителей старшего поколения, еще недостаточно владеющее русским языком и работа в данном направлении имела смысл, но требовала привлечения специалистов по синхронному переводу, что влекло необходимость в дополнительном финансировании.

В 1960-е гг. продолжали снимать публицистические фильмы о республике: «Якутия. Март» (1966 г., Н. Саввинов, Л Сурин), «Основной закон моей республики» (1978 г., Н. Саввинов), историко-документальные фильмы: «Овощеводы Якутии» (1965 г., Н Саввинов), «На Лене-реке» (1967 г.) и «В дельте Лены» (1972 г., В. Зак, Н Прозоровский), «В якутской тундре» (1968 г., Л. Сурин), «Моя Лена» (1970 г., Б Винокур, А.Вилькенс) и др., историко-биографические и историко-этнографические фильмы: «Искусство страны олонхо» (1967 г., В. Мишин), «Чорон» (1968 г., Л Сурин), «Мы из Чурапчи» (1970 г., А. Вилькенс), «Задача» (1974 г., Н. Саввинов). В этом жанре много лет трудился первый профессиональный кинооператор из Якутии Н.Е. Саввинов (1933-1993), выпускник ВГИК, заслуженный работник культуры ЯАССР. Принял участие в выпуске 20 документальных (среди них «Песня якута», «Соната», «Якутия», «Золотое звено», «Здравствуй, Нерюнгри», «Орден на…» и др.), 36 спецвыпусков журналов «Восточная Сибирь», «Новости дня», «Пионерия» и др. Всего было отснято более 500 киносюжетов о людях и природе Якутии – и это было частью реализации культурной политик тех лет, декларировавшей успешность в том числе и северных регионов, активно входивших в процесс советского культурного строительства [3; 4; 15].

Продолжают сниматься художественные фильмы на якутскую тему. Якутские артисты Х. Максимов, С. Григорьев, Ф. Софронов, Н. Христофорова, М. Кривогорницына участвовали в съемках кинофильма «Утро долгого дня» (1969, Рижская студия, режиссер А Неретниеце) по повести И.Я Строда «В якутской тайге», повествующего о событиях установления советской власти в республике. В 1972 г. роль Седюка в кинокартине «Тайна предков» по повести писателя Н. Якутского (Таджикфильм, режиссер М. Арипов) по сценарию Л. Габышева сыграл народный артист СССР Д.Ф. Ходулов, продолжив якутскую этнографическую тему в советском кино.

В республике именно в эти годы активно развивалось самодеятельное движение, как форма организации досуга населения, в том числе создавались любительские киностудии и кружки. К 1979 г. была зарегистрирована 31 любительская киностудия, в которых официально занималось 350 человек [11; 15].

В 1980 г. существовавшее до сих пор "Управление кинофикации Совета министров ЯАССР" было переименовано в "Государственный комитет ЯАССР по кинофикации", который был упразднен в 1992 г.

1980-е гг. считаются пиком в развитии кинофикации республики, киносеть которой насчитывала 740 киноустановок, действовали 28 кинотеатров. Развивалось новое видеонаправление - в 1987 г. были открыты видеотека Рескинопроката в г.Якутске и видеозалы в столице республики и в г.Мирном [15].

Данный период знаменуется появлением первого якутского режиссера A.C. Романова - выпускника ВГИК, работавшего художественным руководителем «Сахафильма», председателем Союза кинематографистов РС (Я), снявшего более 20 фильмов, в том числе первый игровой короткометражный фильм "Мааппа" (1987) по одноименной новелле якутского писателя Н. Заболоцкого.

К числу достижений периода советского культурного строительства – 1945-1987 гг. следует отнести следующие моменты:

- Якутия стала находится в центре внимания авторов жанра советского публицистического фильма, основной из задач которых была фиксация достижений и успехов ЯАССР на пути социалистического строительства наряду с другими народами СССР;

- была сформирована развернутая база кинофикации, достигшая в 1980 г. своего вершинного пика по количеству действовавших в республике киноустановок и введенных в строй кинотеатров;

- технический уровень кинофикации республики данного периода был на уровне достижений данной отрасли – широкоэкранное кино со стереофоническим звучанием, демонстрация фильмов подобного рода требовала соответствующего оснащения и строительства кинотеатров, отвечающих техническим параметрам;

- повысился престиж профессии киноработника, появились семейные династии - все чаще молодые люди выбирали данную профессию делом своей жизни;

- вводилась практика перевода советских фильмов на якутский язык для показа населению республики, однако, не получившая в данный период широкого распространения;

- национальные драматические артисты привлекаются для участия в сьемках фильмов об освоении Сибири и установлении советской власти в Якутии;

- в республике развивалось самодеятельное движение кинолюбителей и кинооператоров;

- появился первый якутский профессиональный режиссер А.Романов, деятельность которого придала развитию национального кинематографа тех лет направленный вектор и во многом обобщила большой этап его развития.

III. Постсоветский период (1991 г. - по настоящее время)

3.1. Переходный период (1991-2004). С 1991 г. полностью изменилась ситуация в киноискусстве страны, так как советская государственная система управления кино была упразднена. Не стала исключением и Республика Саха (Якутия). В конце 1990-х гг. Госкино ЯАССР прекратило свое существование. Для координации действий в 1992 г. был создан Союз кинематографистов Якутии. Его первым председателем стал заслуженный работник культуры РФ, почетный кинематографист РФ, выпускник ВГИК стал Н.М. Сантаев, проработавший в кино 50 лет. Он является автором около 50 фильмов - «Утро алмазного края», «Ысыах», «Живут Малгины», «Песня якута», «Золото Якутии», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Звезды Земли Якутской – Иван Степанов», «Республика Саха» и др. [4]

В 1996 г. постановлением Правительства РС (Я) было учреждено "Государственное национальное хранилище кинофотодокументов". На 2011 г. его фонд насчитывал более 22 тыс. единиц хранения (в период с 1926 г.).

Созданное в 1990 г. творческое объединение «Северфильм», положило начало производству собственно якутских фильмов. Было приобретено специальное оборудование, организована мастерская, где изготавливался реквизит и бутафория. Десятки молодых людей были направлены на учебу в ведущие вузы на специальности киноискусства. Активизировалась съемка фильмов различного жанра: короткометражных, игровых, киножурнала «Республика Саха (Якутия)». В 1992 г. на базе творческого объединения «Северфильм» была учреждена государственная национальная кинокомпания «Сахафильм». Директор кинокомпании В.Я. Парфенов (1939-2007), выпускник ВГИК, снял на киностудии «Казахфильм» более 120 фильмов. Интересовался темой малочисленных народов: юкагиров, нивхов, орочей. Известны его фильмы - «Учитель», «Коржун», «Арал», «Лабунмэдэну – земля вадулов». Преподавал в АГИКИ и филиале Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения [4].

Производство художественных, научно-популярных кино- и видеофильмов в Якутии приобрело массовый характер. Некоторые были заявлены на международных кинофестивалях и были удостоены дипломов и именных призов. Проводятся кинофестивали якутского кино, Дни кино в городах и улусах республики.

Среди картин 1990-2000-х гг. особенно заметны фильмы следующей жанровой направленности:

- художественно-этнографические и научно-популярные фильмы: «Срединный мир», «Ураанхай сахалар», «Якутия - познание и обретение» режиссера А. Романова, «На земле Ойунского» С. Васильева, «Война далекая и близкая» В. Парфенова, «Якутский гобелен» С. Андреева и др.;

- художественные и кинодокументальные ленты: «Тропою Коркина», «Наш Федор» режиссера Н. Аржакова;

- художественные фильмы на бытовые мелодраматические сюжеты: «Вокруг нас только горы», «Якутск - колыбельная» Н. Аржакова, «Перелом», «Сватовство» Г. Багынанова, «Отпусти меня на родные края» С. Ермолаева и др.;

- фильмы, снятые по мотивам художественных произведений: «Поселенец» по рассказу В. Серошевского (реж. Н. Аржаков), «В то лето» по рассказу Н. Заболоцкого (реж. В. Семенов), «Свет во тьме» по рассказам Суоруна Омоллоона (реж. Э. Новиков), «Черная маска» (реж. Н. Аржаков) по сценарию писателя Е. Неймохова;

- художественно-этнографический фильм «Срединный мир» (1993) в июле 1994 г. на кинофестивале фильмов народов России получил диплом и стал лауреатом, режиссер А. Романов получил приглашения на Международные кинофестивали в Италии, США и Германии;

- социально-психологические видеофильмы: «Летник» (1993) режиссера А.И. Васильева, по сценарию Е. Ермолаева и «Свои люди» (1996) по одноименной комедии Айсена Дойду [4].

Как явствует из вышеизложенного, в якутском кино в художественном отношении наблюдается широкое разнообразие жанров и стилей. Авторы не замыкаются сугубо на этнографической теме, не эксплуатируют тему арктическую экзотику, ставят в своих произведениях злободневные общечеловеческие проблемы, связанные с повседневной жизнью в родной республике и философски осмысливают смысл бытия, обращаясь к классике. В данном случае не приходится упоминать о так называемом "деколониальном проекте" в якутском кино [19]. Якутский кинематограф органично перешел на очередной этап не только своего развития, но и в рамках развития отечественного и мирового кино.

Таким образом, для якутского кинематографа указанного периода характерны:

- распад отлаженной системы советского кино, в которую был встроен и достаточно неплохо развивался якутский кинематограф;

- формирование новой инфраструктуры якутского кинематографа в реалиях постсоветского пространства;

- создание государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», положившей начало якутскому кинопроизводству;

- деятельность якутских кинорежиссеров в жанрах художественно-этнографического и научно-популярного кино, художественных и кинодокументальных, социально-психологических фильмов, с использованием разных стилевых приемов и средств художественной выразительности, не выходивших за рамки данных жанров и применяемых в них стандартных методов;

- выход на федеральный и зарубежный уровень с достижением определенных результатов - премий, наград и т.д.

3.2. Формирование школы национального якутского кинематографа (с 2004 г.-по настоящее время). Развитие якутской киноиндустрии.

В 2004 г. стали создаваться независимые якутские кинокомпании и киностудии такие как «Алмазфильм», «Арктик-Синема», «Ургэл В», «Арт-лайн», «Аргыс-фильм», «ДетСат», «Туйма-фильм», «Магдис», АРТ Дойду» и другие. Фильмы, созданные этими небольшими авторскими кинокомпаниями, были ориентированы для потребления прежде всего местной аудиторией, на внутреннем рынке, но стали иметь успех у российского и зарубежного зрителя.

Из масштабных картин, ранее уже зарекомендовавших себя режиссеров старшего поколения, выделяются художественный фильм «Журавли над Ильменем» (2005) кинорежиссера Н. Аржакова по сценарию Е. Неймохова. В основу сюжета были положены трагические события Великой Отечественной войны, произошедшие на озере Ильмень в 1943 г., когда погибло более семисот якутян, бойцов 19-ой лыжной бригады. На фоне этих суровых событий разворачивается сюжет о любви двух главных героев Арамаана (Ф.Львов) и Вари (Н.Михайлова). На художественном контрасте юности главных героев и испытаний военного времени строится тематическое русло картины.

Фильм Н. Аржакова «Снайпер саха» (2010), также посвящен теме Великой Отечественной войны и участию в ней якутских снайперов - был снят к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Главная идея фильма - только жизнь порождает жизнь, прочитывается на взаимоотношениях якута-снайпера и немецкого солдата, перекличке времен между событиями войны и сегодняшним днем. Традиционная тема Великой Отечественной войны интерпретирована с позиций ныне живущих людей.

«Тайна Чингис хана» театрального режиссера А.С. Борисова по мотивам романа Н.Лугинова «По велению Чингис хана» (2009) – нашумевший фильм в якутском кинематографе [9]. Общеизвестный сюжет обыгран в новом прочтении характера и событий жизни великого воителя и его ратных дел. Зрелищность фильма была достигнута за счет натурных съемок в различных местах восточной Азии: монгольской степи, пустыни Гоби, озера Байкал, Алтая и т.д. Впервые в истории якутского кинематографа состав съемочной группы был международным.

В ведущих киновузах страны – ВГИК им. С.А. Герасимова и Санкт-Петербургский университет кино и телевидения – обучалась целая плеяда якутян, впоследствии ставших представителями нового поколения национального кинематографа. Именно они стали создавать совершенно особое, новое якутское кино - фильмы с выходом на всероссийский и зарубежный кинорынок, заставившие о себе говорить российскую и международную кинообщественность, а так же широкие слои населения родной республики.

С этого момента на просторах на российском культурном пространстве возник феномен якутского кино, так называемый якутский «кинобум», национальная школа якутского кинематографа. Талантливая якутская молодежь осваивает различные жанры кино и представляет зрителю свое видение окружающей действительности, которое, несомненно, является весьма интересным.

Успех якутского кино обусловлен несколькими факторами:

- самобытной народной культурой народа саха;

- сильной якутской театральной школой;

- огромным интересом со стороны якутской аудитории, которая отдает предпочтение просмотру местных кинолент различных жанров. Ежегодно в республиканский прокат выпускается около 15 фильмов независимых кинокомпаний. Большинство из них – малобюджетные (от 500 тыс. до 1 млн. рублей), которые тем не менее имеют хорошие кассовые сборы.

В республике успешно развивается собственное якутское кинофестивальное движение. Республиканский фестиваль «Кино Арктики» впервые прошел в Якутске в 2011 г. В нем приняли участие известные деятели российского кино - продюсер и режиссер С. Сельянов, кинодраматург, режиссер и актриса Р. Литвинова, звукорежиссер А. Гасан-Заде, кинокритики А. Долин и С. Анашкин. В 2013 г. это мероприятие получило статус "Якутского международного кинофестиваля". С этого времени оно проходит при участии Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия) и Союза кинематографистов Российской Федерации и имеет целью усилить культурный обмен, творческое сотрудничество с зарубежными кинематографистами.

В программах кинофестиваля были представлены фильмы России, США, Канады, Финляндии, Норвегии, Дании, Исландии. В рамках кинофестиваля проходили круглые столы по вопросам развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия), лекции, семинары, мастер-классы, творческие встречи с приглашением ведущих деятелей отечественного и зарубежного кино. Президентом Якутского международного кинофестиваля является известный кинодеятель, генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин (Санкт-Петербург). В качестве эмблемы и призов кинофестиваля были выбраны снежные очки – элемент промыслового снаряжения северных охотников, характерной чертой которых являются узкие прорези для глаз с целью сохранения зрения от слепящего на весеннем солнце бликов белоснежного снега. Они являются символом «особого взгляда» на окружающий мир современных якутских кинематографистов. Якутские ювелиры изготавливают призы кинофестиваля из серебра с вкраплениями циркония в форме созвездия Большой Медведицы и небольшого бриллианта, символизирующего Полярную звезду.

В последние годы якутским кинематографом достигнуты крупные успехи [12]. Так, в 2018 г. кинокартина «Царь-птица» Э. Новикова выиграла гран-при Московского международного кинофестиваля, а затем приз Монреальского кинофестиваля. Снятый в 2019 г. Л. Борисовой фильм «Надо мною солнце не садится» выиграл награду «Лучший полнометражный фильм» на Международном кинофестивале в Гренландии, «Nuuk international film Festival 2020». Эпический фильм «Тыгын Дархан» Н. Аржакова (2020 г.) взял главные призы XIV Всероссийского фестиваля исторических фильмов «Вече» (Великий Новгород, 2020 г.), VI Российско-Британского Сочинского международного кинофестиваля и кинопремию «ИРИДА» (SIFFA), (Сочи, 2021 г.), российского фестиваля патриотического кино «Малая земля» (Новороссийск, 2022 г.). Этот фильм стал первым историческим фильмом якутского киноискусства, который совершает на наших глазах переворот в современном кино. Успех его был обусловлен тем, что создатели его опирались на якутские традиции [1].

В наши дни речь идет о формировании якутской киноиндустрии, требующей особого внимания [8]. Якутия, по единодушному признанию российских киноэкспертов, входит в число регионов-лидеров национального проката. Все больше говорится о возникновении в республике высокотехнологичной киноотрасли - конкурентноспособной не только на отечественном, но и на международном рынке. В 2009 г. создан первый в Якутии трехзальный кинотеатр «Синема-центр», оборудованный новейшей зарубежной техникой, в 2016 - кинотеатр "Азия". В улусных центрах республики активно развиваются частные кинотеатры и предпринимательство в данной области искусства.

Таким образом, подытоживая изложенный материал, следует отметить, что якутское кино за более чем вековую историю своего развития прошло четыре этапа:

1) дореволюционный (1911-1917 гг.);

2) советский (1917-1987 гг.), который подразделяется на начальный период (1918-1940 гг.), годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), период советского культурного строительства (1945-1991 гг.);

3) постсоветский делится на переходный период (1991-2004 гг.) и период формирования школы национального якутского кинематографа (с 2004 г. – по настоящее время).

Каждому периоду соответствовали определенные достижения и характерные черты. Так, если в первый период, который развивался позже общемировых тенденций, якутяне имели возможность приобщиться ознакомиться к новому виду искусства, то на втором этапе, пришедшемся на десятилетия советской власти, Якутия была охвачена массовым процессом распространения достижений отечественного кинематографа на всем пространстве огромной республики процессом вхождения в пространство советского кинематографа.

На третьем этапе заложены основы современного якутского кино, выразившиеся в массированной подготовке профессионалоных кадров и его материально-технической базы. Данный этап характеризуется стремительным становлением и развитием якутского киноискусства, его успешным, активным вхождением в мировой кинопроцесс. Формирование национальной высокотехнологичной индустрии кино – задача современного кинематографа Якутии.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования, «этапы развития якутского кинематографа», рассмотрен подробно со ссылками на конкретный эмпирический материал и указанием точных дат ключевых событий. Вместе с тем, автор не указывает источники используемых данных, полагаясь, очевидно, на их общедоступность. В этом кроется принципиальная ошибка. Если сведения общедоступны и хорошо освещены, то не ясно происхождение обозначенной автором проблемы: «остаются не изученными вопросы, связанные с выявлением основных этапов в развитии якутского кино». Вполне очевидно, что проблема периодизации основных этапов развития якутского кинематографа носит научный характер поиска логических оснований «взлета» якутского кино в первые десятилетия XXI в. Поэтому крайне важно указать источники, позволяющие автору делать обобщения и выводы. К сожалению, все опорные данные приведены автором в конспектуально-энциклопедической манере без ссылок на первоисточники, что сильно снижает научную значимость работы.
Методология исследования базируется на широко распространенном методе исторической периодизации в рамках биографического описания развития якутского кинематографа. Однако, не вполне очевидны теоретические основания выделения основных этапов развития. В истории кино, как в зарубежном, так и в отечественном искусствоведении, существуют различные подходы к периодизации исторического кинопроцесса. Если автор выстраивает собственную концепцию, то об этом следует открыто заявить, если же опирается на уже существующие положения, то в научной литературе принято указывать авторство позаимствованных идей и концепций. В рецензируемой работе наблюдается принципиальная общая ошибка: автор не указывает на источники ни эмпирических данных, ни теоретических оснований своих суждений. От чего не ясно, где текст исключительно авторский, а где автор высказывает мысли коллег. В целом эта ошибка подрывает доверие к работе.
Актуальность темы исследования чрезвычайно высока ввиду уникальности феномена якутского кинематографа, переживающего взлет на фоне резкого падения качества результатов художественного творчества в традиционных центрах отечественного киноискусства. Можно смело утверждать, что нет иного региона России, в котором также как в Якутии мощно развивались бы национальные кинематографические школы. В этом смысле опыт якутского кинематографа заслуживает пристального внимания, исследования и тиражирования.
Научная новизна рецензируемой работы заключается в попытке выявления исторической логики становления и развития якутского кинематографа. Автор логично определяет основные характеристики указанных им этапов становления. Однако остаются сомнения в разграничении авторской мысли и уже опубликованной литературы. Ввиду того, что автор не обозначил четких пределов степени изученности поднятой им проблемы в работах коллег, степень научной новизны работы не очевидна.
Стиль представленного текста близок к научному, но требует исправления ряд распространенных ошибок: 1) написание инициалов с фамилиями, включая необходимые пробелы, также как и стиль оформления дат, использования тире и дефисов и пр., нормировано редакционными требованиями (см. https://nbpublish.com/fkmag/requirements_for_publication.html); 2) портят стиль изложения необоснованные повторы отдельных слов (например, «следующие фильмы следующей жанровой направленности»); 3) крайне затрудняют прочтение авторской мысли несогласованные высказывания (например, «расширило его национальную картины мира», «сравнить своею культуры и культурными достижениями народов …», «Его первым председателем заслуженный работник культуры РФ, почетный кинематографист РФ, выпускник ВГИК стал Н.М. Сантаев» и др.).
Структура текста в целом отражает логику изложения результатов научного исследования. Хотя эту логику, безусловно, значительно усилит четкое разграничение мыслей автора и сведений, почерпнутых им у коллег. В этом смысле выиграет и введение, и основная часть статьи. Кроме того, в работе отсутствует обращение к современному теоретическому дискурсу по проблемам современного кинематографа, отчего успехи якутского кино не очевидны из представленного текста. Следует либо отдельным разделом, либо во введении со ссылкой на отечественную и зарубежную научную периодику за последние 5 лет поместить поднятую автором проблему в международный теоретический дискурс. От этого научная ценность работы значительно усилится.
Помимо перечисленных ошибок текст содержит отдельные опечатки и ошибки: 1) в конце выделенных отдельной строкой подзаголовков стоят точки; 2) в других местах, наоборот, нет знаков препинания после предложений; 3) в одних местах есть лишние пробелы (например, «( от 500 тыс. до 1 млн рублей)», в других, наоборот, не хватает пробела (например, «учрежденагосударственная», «3.2.Формирование школы»). В целом текст нуждается в вычитке и литературном редактировании.
Библиография в целом отражает проблемную область исследования несколько односторонне: 1) крайне мало (1 из 10) указаний на литературу за последние 5 лет, учитывая большое внимание критиков и искусствоведов к феномену якутского кинематографа; 2) совершенно нет зарубежной литературы, хотя якутские киношедевры достаточно хорошо представлены международным фестивальным движением и зарубежными кинокритиками.
Апелляция к оппонентам совершенно отсутствует. Автор энциклопедирует историю якутского кино, не ссылаясь на источники исторических дат и исследования минувших событий. Эту ошибку, безусловно, следует устранить при доработке статьи. Если автор черпает фактуру из одного единственного источника (или 2-3-х) об этом достаточно сказать во введении. Если же автор обобщает целый ряд работ, то необходимо указание на источники каждого конкретного факта, не установленного автором самостоятельно.
Интерес читательской аудитории журнала «Философия и культура» к статье может быть гарантирован только при условии тщательной доработки материала, в том числе и по замечаниям рецензента.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Этапы развития якутского кинематографа: от "немого кино" до национальной киноиндустрии», в которой проведено исследование динамики развития искусства кино республики Саха (Якутия) с начала ХХ века по настоящее время.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что как явление культуры новейшего времени кинематография появилась в Якутии более ста лет назад. За данный период фильмы якутского производства стали заметным явлением в процессе развития кино в советском и постсоветском пространстве. Более чем вековой период истории якутского кино насыщен яркими событиями, интересными фактами, самобытным развитием, приведшим к ныне широко известному феномену под названием якутский кинематограф.
Как отмечает автор, изучение данного процесса и представляет собой актуальность исследования и требует осмысления с целью понимания закономерностей его развития. Методологическую базу исследования составил социокультурный и исторический анализ. Эмпирическим материалом выступили архивные документы, воспоминания, статьи, исследования разных лет, рассмотрение которых позволило автору определить основные этапы развития якутского кинематографа: от дореволюционного периода до наших дней и выявить черт, характерные для каждого из них.
Проведя анализ степени научной проработанности проблематики, автор отмечает наличие достаточного количества трудов, посвященных истории якутского кино. Вместе с тем, как констатирует автор, остаются не изученными вопросы, связанные с выявлением, в частности, основных этапов в развитии якутского кино и осмысления его становления как целостного процесса. Кроме того, автор подвергает критике работы зарубежных исследователей, применяющих термин «деколониальный» для обозначения регионального якутского кинематографа.
Как отмечено автором, в историографии уже предпринимались попытки периодизации истории кино в Якутии, но в основу этих исследований были положены формальные критерии развития основных учреждений данной сферы. Автором предложен новый подход, принимающий во внимание кроме организационных форм киноиндустрии, так же и развитие жанрового разнообразия и особых характерных для того или иного периода тенденций в творческих исканиях видных деятелей киноискусства Якутии. Данный подход и составил научную новизну исследования.
Соответственно, цель данного исследования заключается в анализе развития организационных форм и жанрового разнообразия кинематографа Якутии на различных исторических этапах.
Для достижения цели автор выделяет три этапа: дореволюционный, советский, постсоветский и проводит их исторический и социокультурный анализ. Первый охарактеризован появлением кинематографа в Якутии уже в 1911 году, что вызвало большой, неподдельный интерес у местного населения, изменило и расширило его национальную картину мира, позволило сравнить свою культуру с культурными достижениями народов Европы и мира. Кроме того, начали проводиться первые опыты кинооператорской работы.
Второй этап автор подразделяет на следующие периоды: начальный период (1917-1940 годы); годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы); период советского культурного строительства (1945-1991 годы). Задачи начального периода автор определяет как: формирование и техническое оснащение республиканской сети кинопроката;. культурное просвещение населения республики; организация культурного досуга населения посредством просмотра кинофильмов; участие якутских драматических артистов в творческом кинопроцессе ведущих киностудий страны. Годы Великой Отечественной войны, по мнению автора, мобилизовали якутский кинематограф, что выразилось в обучении киномехаников; агитационно-просветительскую работе по формированию патриотического сознания и укрепления боевого духа населения Якутии; строительстве здания первого большого специализированного кинотеатра. Послевоенный период автор отмечает как небывалый культурный подъем республики, в том числе и в области кинематографа, о чем свидетельствуют: активное развитие жанра публицистического фильма; техническое перевооружение республиканской киносети; производство художественных фильмов на якутскую тему; активное развитие самодеятельного движения как формы организации досуга населения; создание любительских киностудий и кружков; появление первого якутского профессионального режиссера А.Романова, деятельность которого придала развитию национального кинематографа тех лет направленный вектор и во многом обобщила большой этап его развития.
Постсоветский этап автор подразделяет на переходный период и период формирования школы национального якутского кинематографа. Переходный период отмечен автором следующими событиями: распад отлаженной системы советского кино, в которую был встроен и достаточно неплохо развивался якутский кинематограф; формирование новой инфраструктуры якутского кинематографа в реалиях постсоветского пространства; создание государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», положившей начало якутскому кинопроизводству; выход на федеральный и зарубежный уровень с достижением определенных результатов. С 2004 года автор наблюдает возникновение феномена якутского кино (якутский «кинобум») и национальной школы якутского кинематографа, что обусловлено, по мнению автора, самобытной народной культурой народа саха; сильной якутской театральной школой; огромным интересом со стороны якутской аудитории, которая отдает предпочтение просмотру местных кинолент различных жанров.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение уникальной культуры определенного народа, его материального и духовного культурного наследия представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 20 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Представляется, что автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.