Статья 'Маска моды: анализ феномена моды в сопоставлении с понятием маски' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Маска моды: анализ феномена моды в сопоставлении с понятием маски

Гурьянова Мария Вячеславовна

аспирант, кафедра истории и теории мировой культуры, философский факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Gurianova Mariia

post-graduate student of the Department of History and Theory of World Cultures at Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, Moscow, str. Lomonosovsky Prospect, 27, bld .4

gmarisabel@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2016.6.15586

Дата направления статьи в редакцию:

15-06-2015


Дата публикации:

27-07-2016


Аннотация: Одно из основных назначений театральной маски состояло в формировании образа человеческой идентичности, в развитии которой, следуя исторической типологии масок, можно наметить несколько этапов. В связи с тем, что одной из основных функций западноевропейской моды при ее зарождении было отражение в одежде социальной принадлежности ее обладателя, возникает гипотеза о возможном заимствовании модой механизмов формирования идентичности, выявленных маской. Такая параллель оказывается возможной в связи с ролью, которую играет одежда в становлении образа индивида в социальном пространстве, исторически оказываясь следующим этапом после сформированной маской человеческой идентичности. Исходя из во многом схожей функции, реализуемой как маской, так и в дальнейшем модой, делается попытка применить историческую типологию масок к феномену моды для прояснения роли западноевропейской моды в Средневековье, в исторический период, когда лицо окончательно утвердилось в качестве самодостаточного средства человеческой идентичности, поставив таким образом под вопрос средства, посредством которых оно может быть представлено в социальном пространстве. Именно механизмы репрезентации индивида в социальном поле и предоставляет мода, заимствуя инструменты, выявленные маской. В связи с тем, что средства выражения непосредственно индивидуальности в период средневековья обладают чертами скорее маргинального, трансгрессивного явления, мода, оперируя средствами, которые предоставляет маска-типаж, исторически возникшая как способ идентификации социальных групп, утверждает себя, прежде всего, как феномен социальной идентичности.


Ключевые слова:

мода, Средние века, маска, трансгрессия, социальная идентичность, зооморфизм, индивидуальное, вестиментарный код, социальная структура, идентичность

Abstract: One of the principal designations of a theatrical mask consisted in formation of the image of human identity, in development of which we can observe several staged by following the historical typology of masks. Due to this fact, one of the main functions of the Western European fashion in its conception was the reflection of social status in clothing; thus emerges a hypothesis on a possible borrowing in fashion of the mechanism of formation of identity determined by the mask. Such parallel becomes possible due to the role played by clothes in establishment of the individual image in social space, which turns out to be the next step after the formed by a mask human identity. Based on a similar in many aspects function realized by both, a mask, and later by fashion, the author makes an attempt to implement a historical typology of mast towards the phenomenon of fashion for clarification of the role of Western European fashion in Medieval Times – a historical period, when an individual has completely become established as a self-sufficient means of human identity, by questioning the means through which he can be presented in social space. Namely the mechanisms of representation of an individual in social field are granted by fashion, via borrowing the instruments revealed by a mask. Because of the fact that the means of expression of an individual in Medieval Times are endowed rather with the features of marginal and transgressive phenomenon, the fashion, using the means provided by the archetype of mask and historically emerged as a way of identification of social groups, proves itself primarily as a phenomenon of social identity.


Keywords:

fashion, Middle Ages, mask, transgression, social identity, zoomorphism, individual, vestimentary code, social structure, identity

Библиография
1. Wiles D. Mask and Performance in Greek tragedy. From Ancient Festival to Modern Experimentation. Cambridge University Press. 2007
2. Tseëlon E. Masquerade and identities: essays on gender, sexuality, and marginality. London, New York.: Routledge, 2001
3. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. – М.: Юрист, 1996
4. Heller, S.-G. Fashion in Medieval France. D.S. Brewer. Cambridge. 2007
5. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. Сорокиной С.Г. – М.: Прогресс, 1984
6. Crane S. The Performance of Self: Ritual, Clothing and Identity During the Hundred Years War. Pennsylvania.: University of Pennsylvania Press, 2002
7. Дубровский И.В. Турнир//Словарь средневековой культуры. М. 2003
8. Saul, Nigel. Chivalry in medieval England. Harvard University Press. 2011
9. Иванов К.А. Многоликое средневековье. М.: Алетейа, 1996
10. Newton, Mary Stella. Fashion in the Age of the Black Prince. A study of the years 1340-1365. Woodbridge: Boydell, 1980
11. Гуревич А.Я. Личность // Словарь средневековой культуры. М. 2003
12. Spencer, H. Badges and Costumes // Johnson K.K.P. Torntore S.J. Eicher J.B. (eds). Fashion Foundations Early Writings on Fashion and Dress. Oxford. New York.: Berg. 2003. p. 100-104
13. Руа Ж. Ж. История рыцарства / Пер. с фр. Г. Веселкова. – М.: Эксмо, 2007
14. Головня В.В. Аристофан / Учебное пособие.-М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955. – 171 с.
15. Аристотель. История животных. М.: Издательский центр РГГУ, 1996.-528 с.
16. Юрченко А.Г. Александрийский «Физиолог». Зоологическая мистерия. — СПб.: Евразия, 2001. — 448 с.
17. Eliade M. Masks: Mythical and ritual origins // Apostolos-Cappadona D. (ed). Symbolism, the sacred and the arts. New York.: Crossroads, 1990
18. Косиков Г.К. Средние века // История французской литературы: Учебник / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М.: Высшая школа, 1987. – с. 9-140
19. Аквинский Ф. Вопрос 169. О скромности во внешнем облачении // Сумма теологии. Часть 2.2. Вопрос 123-189. Киев: Ника-центр. 2014. – 736с.
20. Beltz G.F. Memorials of the order of the garter from its foundation to the present time with biographical notices of the khights in the reigns of Edward III and Richard II. London: William Pickering. 1841
References
1. Wiles D. Mask and Performance in Greek tragedy. From Ancient Festival to Modern Experimentation. Cambridge University Press. 2007
2. Tseëlon E. Masquerade and identities: essays on gender, sexuality, and marginality. London, New York.: Routledge, 2001
3. Zimmel' G. Izbrannoe. Tom 2. Sozertsanie zhizni. – M.: Yurist, 1996
4. Heller, S.-G. Fashion in Medieval France. D.S. Brewer. Cambridge. 2007
5. Veblen T. Teoriya prazdnogo klassa / Per. s angl. Sorokinoi S.G. – M.: Progress, 1984
6. Crane S. The Performance of Self: Ritual, Clothing and Identity During the Hundred Years War. Pennsylvania.: University of Pennsylvania Press, 2002
7. Dubrovskii I.V. Turnir//Slovar' srednevekovoi kul'tury. M. 2003
8. Saul, Nigel. Chivalry in medieval England. Harvard University Press. 2011
9. Ivanov K.A. Mnogolikoe srednevekov'e. M.: Aleteia, 1996
10. Newton, Mary Stella. Fashion in the Age of the Black Prince. A study of the years 1340-1365. Woodbridge: Boydell, 1980
11. Gurevich A.Ya. Lichnost' // Slovar' srednevekovoi kul'tury. M. 2003
12. Spencer, H. Badges and Costumes // Johnson K.K.P. Torntore S.J. Eicher J.B. (eds). Fashion Foundations Early Writings on Fashion and Dress. Oxford. New York.: Berg. 2003. p. 100-104
13. Rua Zh. Zh. Istoriya rytsarstva / Per. s fr. G. Veselkova. – M.: Eksmo, 2007
14. Golovnya V.V. Aristofan / Uchebnoe posobie.-M.: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1955. – 171 s.
15. Aristotel'. Istoriya zhivotnykh. M.: Izdatel'skii tsentr RGGU, 1996.-528 s.
16. Yurchenko A.G. Aleksandriiskii «Fiziolog». Zoologicheskaya misteriya. — SPb.: Evraziya, 2001. — 448 s.
17. Eliade M. Masks: Mythical and ritual origins // Apostolos-Cappadona D. (ed). Symbolism, the sacred and the arts. New York.: Crossroads, 1990
18. Kosikov G.K. Srednie veka // Istoriya frantsuzskoi literatury: Uchebnik / L.G. Andreev, N.P. Kozlova, G.K. Kosikov. – M.: Vysshaya shkola, 1987. – s. 9-140
19. Akvinskii F. Vopros 169. O skromnosti vo vneshnem oblachenii // Summa teologii. Chast' 2.2. Vopros 123-189. Kiev: Nika-tsentr. 2014. – 736s.
20. Beltz G.F. Memorials of the order of the garter from its foundation to the present time with biographical notices of the khights in the reigns of Edward III and Richard II. London: William Pickering. 1841
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.