Litera - рубрика Пародия
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Пародия"
Пародия
Целикова Е.В. - Очерки А.А. Фета "Из деревни" и статья Павла Медведева «Мечты и действительность»: к истории полемики c. 8-17

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.10.33849

Аннотация: В статье подробно анализируются взгляды на предназначение искусства и науки представителей эстетической школы и школы демократической поэзии русской литературы XIX века. В качестве материала для анализа используются очерки А.А. Фета «Из деревни», в которых подробно представлен взгляд поэта на роль и задачи поэзии, науки и искусства в целом. Мнение оппонентов – демократической школы – представлено на примере статьи «Мечты и действительность» автора сатирического журнала «Искра» Павла Медведева. В статье подробно рассмотрен полемический диалог между двумя школами, проанализированы и сопоставлены аргументы ее представителей. В статье рассмотрены различные механизмы, позволяющие использовать эстетические убеждения как основу для формирования пародийно искаженной личности и как способ разоблачения истинных взглядов. Цикл П.А. Медведева «Мечты и действительность», соединяющий в себе черты сатирической пародии и собственно сатиры, был создан как инструмент, способный дискредитировать публицистические выступления А.А. Фета в очерках «Из деревни» и таким образом разоблачить не только его эстетическую, но и общественно-политическую позицию, убеждения реакционера и крепостника. Этого эффекта пародист добивался исключительно через интерпретацию и комментирование высказываний самого А.А. Фета.
Сысоева О.А. - Пародирование как способ трансформации «речевых» жанров в романе Саши Соколова «Между собакой и волком» c. 11-19

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.3.30143

Аннотация: Предметом исследования в статье является изучение жанрово-пародического своеобразия использования композиционных вставок в художественном тексте. Объектом изучения становится роман Саши Соколова «Между собакой и волком» (1980). В ходе работы были сопоставлены жанровые вставки, встречающиеся в романе, с «первичными» речевыми жанрами и выявлены черты сходства и различия. Обозначен широкий функциональный диапазон жанровой вставки. Особое внимание автор уделяет явлению травестийного снижения, которое достигается через столкновение известных фольклорных и литературных тем, мотивов, образов, сюжетов — с народной речевой стихией, воплощающей бытовое человеческое сознание. В данной работе автор использует культурно-исторический, системно-типологический, историко-литературный методы, а также метод интертекстуального анализа. Методологическую базу исследования составили труды М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Л. Хатчин, Л. Г. Кихней, Б. П. Иванюка, Л. А. Введенской, Т. В. Сафаровой Основными выводами статьи являются следующие заключения. Саша Соколов в романе «Между собакой и волком» пародирует «каноны» («формуляры») ряда речевых жанров официально-делового (заявление, расписка), разговорного (бытовое письмо) стилей, а также фидеистических жанров исповеди и проведи. Цель пародирования в данном случае связана с разрушением упорядоченности культурных знаков, придания им неожиданного значения. В данном случае автор продолжает традиции древнерусской словесности, в которой объектами травестирования являлись не индивидуальный авторский стиль, а сами жанры деловой, церковной или литературной письменности. Одна из центральных задач писателя — посредством комизма представить народную точку зрения на культурные и идеологические стереотипы современной ему советской действительности.
Целикова Е.В. - А.А. Фет – автор очерков «Из деревни». К истокам формирования пародийной личности. c. 20-27

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.1.32020

Аннотация: В статье анализируются истоки публицистического наследия А.А. Фета. Проводится анализ историко-литературной ситуации, фактов биографии поэта, воспоминаний современников и друзей. Анализируются мнения литературных критиков и поэтов, относящихся к школе чистого искусства, писателей-разночинцев и представителей демократической критики. Подробно представлено мнение самого поэта о цели и задачах земледельца и владельца усадебного хозяйства. По итогам анализа эго-документов целостная личность Фета предстает в восприятии современников в двух ипостасях: лирический поэт и помещик-фермер. Образ помещика-фермера раскрывается через очерки А.А. Фета «Из деревни». Подобная «двойственность» образа А.А. Фета впоследствии становится предметом пародийного переосмысления. Наиболее ярко пародийная личность Фета возникает в творчестве поэтов сатирического журнала "Искра". Основным методом работы является историко-литературный метод исследования, в рамках которого используется биографический, психологический и общественно-исторический подходы. Как дополнительный в работе учитывался структурный тип анализа. Рассмотрены предпосылок возникновения пародийной личности А. Фета в творчестве поэтов-искровцев. Представлена история создания очерков «Из деревни» как текста-источника пародийной личности в творчестве пародиста «Искры» Павла Медведева. Представлен анализ механизмов формирования пародийной личности. Источником пародийного осмысления и материалом для формирования пародийного образа оказываются не только авторские тексты, но и эго-документы, личные суждения окружения поэта и публично высказанные мнения читателей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.