по
Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Rubric "Discourse"
Discourse
Yur'eva E.V. - The manipulation and the conditions of effectiveness of social advertising discourse pp. 1-5

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19681

Abstract: The primary purpose of the advertising message and slogan of social advertising in particular is the influence of the addresser to the addressee of the message. The impact effect is a consequence of the linguistic action. The advertising slogan may have certain features of manipulative discourse. The addresser manipulates the consciousness of the addressee, implicit introducing in the psyche of his destinators opinions, attitudes, determine purposes.The manipulative acts is the acts with the implicit illocutionary purpose. The article analyzes the reasons of the use of indirect speech acts as the most frequently used in the slogans of social advertising.
Ganskaya E.N. - Critical Discourse about Russian Rock-Culture in Soviet Musical Samizdat Press pp. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29557

Abstract: In this article Ganskaya focuses on the texts of Soviet musical samizdat press, the only specialized musical periodicals of those times (1970 - 1980s). The language and format of their articles were obviously dictated by the environment. Just like Western journalists created the mythology of rock-music, Russian authors did not only adopt it to the Soviet environment but even tried to impose their own values and stereotypes as opposition to both censored Russian culture and commercial Western culture.  The in-depth analysis of the matter requires the use of both discursive and historical-cultural analysis as well as analysis of not only texts but also the environment in which they had been created. Despite the fact that researchers of Soviet/Russian rock underline the importance of samizdat press for the rock-culture of those times, the phenomenon of censored musical press is still understudied. This article is supposed not only to attract attention of researchers to this gap but also to partly fill it in. 
Tokarev A. - Alexei Parshchikov's Elliptical Poetics pp. 38-45

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24691

Abstract: The article is devoted to the particularities of Parshchikov's poetics that prove the unique artistic method of the poet whose creative work can be regarded as the metarealistic trend and has caused a stir in the environment of underground poetry and culture in general. The object of the research is the poem 'Departure' from the series of poems 'Dirigibles'. As many researchers say, this series of poems written by Parshchikov is one of the most difficult to perceive, comment and interpret. The research methodology implies analysis of a poetical text, discovery of intertextual connections and appealing not only to the traditional theoretical base created by Mikhail Epstein's in the 80's but also to modern concepts of poetry. For example, the author of the article analyzes the concept of 'total recycling' offered by Dmitry Golynko-Folfson. The research implies comparison of particular poetic interpretations and theoretical constructs. As a result, not only many 'dark' places of a poetic text have been uncovered by also the concept of Golynko-Folfson has been clarified. The main conclusion of the research is the proof of the idea that Parshchikov creates a unique 'elliptical' version of metarealism that makes a reader to doubt the singularity of the historical time and demonstrates how 'gaps' between events and objects in the artistic world paradoxically prove their principal continuity. 
Solntseva E.S. - Relevance of Elements in Multimodal Texts pp. 77-84

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.1.25194

Abstract: The subject of the research is the multimodal elements in 100 articles of electronic edition of The New York Times of March, 2017. Solntseva examines various kinds of such elements, in particular, photo, video, hyperlink to associated articles, hyperlinks to the front-page news, subscription offer, advertising and technical links. The author focuses on frequency with which these elements can be found in electronic articles. The author also analyzes the dependence of the frequency of multimodal elements on their relevance. The author applies the method of empirical analysis (observation) and describes kinds of multimodal elements in the aforesaid edition using the method of continuous sampling as well as uses the method of classification depending on the frequency of each element in a given or other articles. The main result of the research is the author's description of 5 relevance levels of multimodal elements and discovery of the inverse relation between information relevance and frequency of references to this information in a given or other articles. This dependence can be described using the following formula: the more likely an element is to appear in an article and the more frequent similar elements are found within an article, the lower their relevance for the article is. The author also discovers the inverse dependence between the frequency of a multimodal element and relevance thereof: the more relevant information is, the more frequent this information can be found in articles and the more frequent this information is expressed in the best parts of the article. 
Nevokshanova A.A., Stefanchikov I.V. - The Role of Printed Media in the Development of Uruguayan National Identity in the First Third of the XXth Century pp. 78-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29945

Abstract: This article is devoted to the development of Uruguayan national identity and how this process reflects in the printed media texts. In addition to that, the authors of the article also analyzes the historical environment of that period. Russian studies of Latin America have not studied Uruguay as the priority area of research. However, Uruguayan peculiarities of the national variant of Spanish have been traditionally discussed by a number of researches that cover quite a wide language material. The corpus of this research includes only Uruguayan texts, over 100 El Dia newspaper issues and other printed matter of that era. The methodological basis of the research is the discursive historical approach that implies the synthesis of linguistic data and historical, sociocultural and political contexts. The authors also define the main language means and discursive strategies used to develop the national consciousness. The authors conclude that texts of the printed media of the 1900 - 1930s have played a crucial role in the discursive construction of Uruguayan national identity that is created as the 'civil' cosmopolitan type balancing between Eurocentrism, regionalism and pan americanism and supported by sports achievements and mass events. 
Aleshinskaya E. - Modern English musical compositions as a sociolinguistic phenomenon and using them for increasing studentsТ interest for learning English pp. 148-165

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.3.14619

Abstract: The object of research in this article is modern English musical compositions. The matter of research is the way to use them as a sociolinguistic phenomenon at classes with students for increasing their interest for learning English. The author analyses the phenomenon of English musical compositions under globalization and Internet space. Particular attention is paid to importance of learning English in this context and to significance of the problem of choosing means and authentic materials for teaching English to students. Didactic potential of modern English songs is revealed.The method of research is sociolinguistic and linguodidactic analysis of a modern English composition as an art phenomenon under globalization as well as author’s own experience in teaching students. The author concludes that potential of English songs, which unite people all over in globalized space, should be used for increasing interest for learning English. These compositions are authentic language material and have methodological potential both linguistically and pedagogically. The unity of social, linguistic and linguodidactic approaches form the novelty of this article.
Lobanova T.N. - Foreign Policy Issues in China's Political Media Discourse: Linguistic Analysis (the Case Study of the CCTV中文国际 Channel) pp. 236-250

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29074

Abstract: The subject of the research is foreign policy issues covered by China's political media discourse. The object of the research is China's political media discourse. The author of the article examines such aspects of the topicas 'analytical concept of China's political media discourse, structure and features' and 'discursive practices'. The main method used in the research is the analysis of media texts of news and analytical channels 《CCTV 中文国际》, 《CCTV 中文国际频道》 and 《深度国际》 browseable by the Russian audience on 'nettlesome' foreign policy issues. The researcher focuses on the issues related to the language development of such political discourses as 'American-Chinese Trade War of 2018' and 'USA's Withdrawal from a Treaty' in China's state media. Using the methods of qualitative and quantitative content-analysis, critical discourse analysis combined with methods of contextual political analysis, the author of the article analyzes essentual features of China's position in international relations. The main result of the research include description of peculiarities of discoursive practices in China's media. The concept of China's political media discourse covered in this article combined with interdisciplinary methodology cause the novelty of the research because there are the aspects that have never been a matter of complex research in Russian language studies so far. The author's special contribution to the analysis of political discourse is the discourse-analysis of untranslated analytical broadcasts of China's media. The author renews the problems of the political discourse and defines the main linguistic features of China's media texts (based on the examples of 《CCTV 中文国际》 channel).
Ganskaya E.N. - Soviet Mass Song as a Form of Ideology pp. 251-261

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29760

Abstract: This article is devoted to the analysis of ideological discourses around the Soviet mass song that have certainly made the influence on the development thereof. Since the moment of creation of the USSR and up to 1960s the musical culture of the Soviet Union had been under full control of the government (all mass media and means of producing and distribution of cultural products were in state hands. According to the Party's opinion, a new country needed a new art. Therefore, in the very first years the USSR created the genre of Soviet mass song. In fact, it was the only form of vocal and instrumental art that was permitted in the country. The interdisciplinary nature of the subject has made the author to appeal to the historical culturological and discoursive methods of analysis. The first researchers of the mass song believed the main fature of the song to be its conformity to the principles of nationality, ideological commitment and specifity, however, today researchers view ideological bias as the main feature of the Soviet state singing culture. The latter reflects the opinion of the researches of those times, too. Based on a number of examples, the author of the articlel demonstrates how the Soviet 'meaning-making machine' functioned. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Дискурс"
Дискурс
Юрьева ?.?. - Манипуляция и условия эффективности дискурса социальной рекламы c. 1-5

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19681

Аннотация: Актуальность темы определяется необходимостью исследования дискурса социальной рекламы, которая представляет собой колоссальный массив культуры современного общества, принимает участие в становлении информационной среды отдельного человека и общества в целом. В настоящее время наблюдается беспрецедентное влияние социальной рекламы на все сферы жизни человека, она интегрируется с искусством, политикой, экономикой, наукой.Современные направления изучения лингвистики текста, скоординированы на анализе языковых способов передачи информации, поиске эксплицитных и имплицитных средств создания и передачи текстов, которые имеют особую прагматическую направленность и обеспечивают общение в сфере массовой коммуникации. К ним, безусловно, относится слоган социальной рекламы. Цель данного исследования – рассмотреть слоган социальной рекламы как инструмент и средство влияния адресанта на адресата. Рекламный слоган может иметь некоторые черты манипулятивного дискурса. Адресант манипулирует сознанием адресата, скрыто внедряя в психику своего дестинатора мнения, установки, определённые цели. В качестве манипулятивных нами рассматриваются речевые акты с завуалированной иллокуцией. В статье проанализированы причины использования непрямых речевых актов как наиболее часто употребляемых в слоганах социальной рекламы. Научная новизна заключается в том, что в исследовании впервые (при помощи межкатегориального подхода) определяется универсальность имплицитного характера слогана социальной рекламы.
Ганская ?.?. - Критический дискурс о русской рок-культуре в текстах советского музыкального самиздата c. 22-30

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29557

Аннотация: В настоящей статье внимание автора сосредоточено на текстах советской музыкальной самизатовской прессы - единственной профильной музыкальной периодики того времени (1970 - 1980-е гг.). Язык и формат этих публикаций очевидным образом определяла среда. Подобно тому, как западные журналисты формировали мифологию рок-музыки, отечественные авторы – не просто адаптировали ее к советской действительности, но пытались отстроить собственную систему ценностей и установок, стоявших в оппозиции как к подцензурной отечественной культуре, так и к коммерческой западной. Исчерпывающее описание интересующего нас предмета требует обращения к методам не только дискурсивного, но и историко-культурного анализа; рассмотрения не только собственно текстов, но и контекста, в котором они создавались. Несмотря на то, что исследователи советского/русского рока отмечают безусловную важность самиздата для рок-культуры того времени, сам феномен неподцензурной музыкальной прессы остается фактически не изучен. Данная статья может не только обратить обратить внимание ученых на этот пробел, но и частично его заполнить.
Токарев А.А. - Эллиптическая поэтика А. М. Парщикова c. 38-45

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24691

Аннотация: В статье рассматриваются особенности поэтики А.М. Парщикова, которые свидетельствуют об уникальном художественном методе поэта, творчество которого обоснованно относится к метареалистическому течению и вызывало ощутимый резонанс в среде «неподцензурной» поэзии и культуры в целом. Объектом данного исследования является стихотворение «Отбытие», входящее в цикл «Дирижбали». Этот поэтический цикл Парщикова, по мнению многих исследователей, является одним из самых трудных для восприятия, комментария и интерпретации в творческом наследии поэта. Методология исследования предполагает анализ поэтического текста, выявление интертекстуальных связей и обращение не только к традиционной теоретической базе, созданной М.Н. Эпштейном в 80-е годы, но и к современным концепциям. Так, в статье рассматривается концепция «тотального ресайклинга», разработанная Дмитрием Голынко-Вольфсоном. Исследование предполагает сопоставление конкретных поэтических практик и теоретических построений, в результате чего осуществляется не только прояснение многих смысловых «темнот» стихотворного текста, но и уточнение концепции Голынко-Вольфсона. Основным выводом исследования является доказательство концепции, согласно которой Парщиков создает уникальную «эллиптическую» версию метареализма, которая заставляет читателя усомниться в единственности исторического времени и демонстрирует, как существующие в художественном мире «зазоры» между событиями или объектами парадоксальным образом свидетельствуют об их принципиальной неразрывности.
Солнцева Е.С. - Релевантность элементов поликодового текста c. 77-84

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.1.25194

Аннотация: Предметом исследования послужили поликодовые элементы в 100 статьях электронной версии американского издания The New York Times за март 2017 года. Рассматриваются виды таких элементов, а именно текст, фото, видео, гиперссылки на другие статьи по теме, гиперссылки на главные новости издания, предложения о подписке, реклама и ссылки технического характера. Основное внимание уделяется частотности их появления на страницах издания. Также изучается зависимость частотности поликодовых элементов и их релевантности. Был применен метод эмпирического анализа в форме простого наблюдения, выделение видов поликодовых элементов в анализируемом издании методом сплошной выборки, а также классификация с точки зрения частотности нахождения каждого элемента в данной и других статьях. Основным выводом проведенного исследования является выделение 5 уровней релевантности поликодовых элементов и установление обратной зависимости релевантности информации данной статьи от частотности ее нахождения в этой и других статьях. Эта зависимость подчиняется формуле: чем вероятнее появление какого-либо элемента в другой статье и чем выше повторяемость таких элементов в пределах одной статьи, тем ниже их релевантность для данной статьи. Также обнаруживается обратная зависимость навязчивости поликодового элемента от его релевантности: чем менее релевантна информация, тем чаще и в бóльших количествах ее можно видеть на странице со статьей, тем чаще она занимает экспрессивно удачное место в структуре статьи.
Невокшанова А.А., Стефанчиков И.В. - Роль печатных СМИ в формировании уругвайской национальной идентичности в первой трети XX века c. 78-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29945

Аннотация: В настоящей статье рассмотрено формирование уругвайской национальной идентичности и отражение этого процесса в текстах печатной прессы. Помимо этого в статье приводится исторический контекст изучаемого периода. В отечественной латиноамериканистике Уругвай не является приоритетным направлением исследований: особенности уругвайского национального варианта испанского языка традиционно затрагиваются в рамках научных работ, охватывающих более широкий языковой материал. В корпус данного исследования вошли исключительно уругвайские тексты — более 100 номеров газеты El Día и других печатных изданий эпохи. Методологическая основа исследования — дискурсивно-исторический подход, предполагающий синтез лингвистических данных и исторического, социокультурного, политического контекста. Выделены основные языковые средства и дискурсивные стратегии формирования национального самосознания. Авторы статьи приходят к выводу о том, что тексты печатной прессы 1900–1930 гг. играют ключевую роль в дискурсивном конструировании уругвайской национальной идентичности, строящейся по «гражданскому», космополитическому типу, балансирующей между европоцентризмом, регионализмом и панамериканизмом и поддерживаемой спортивными достижениями и массовыми мероприятиями.
Алешинская Е.В. - Современные англоязычные музыкальные композиции как социолингвистическое явление и их использование для повышения интереса студентов к изучению английского языка c. 148-165

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.3.14619

Аннотация: Объектом исследования в статье выступают современные музыкальные англоязычные композиции. Предмет исследования – их использование в качестве социолингвистического явления на занятиях со студентами для повышения интереса к изучению английского языка. Автор подробно рассматривает феномен англоязычных музыкальных композиций в условиях глобализации и интернет-пространства. Особое внимание уделяется важности иноязычной подготовки в вузе в данном контексте и актуальности проблемы выбора средств и аутентичных материалов для занятий со студентами. Раскрывается методический потенциал современных англоязычных песен как средства обучения иностранному языку. Методом исследования выступает социолингвистический и лингводидактический анализ современной музыкальной композиции как явления искусства в условиях глобализации, а также собственный опыт работы со студентами. Основные выводы автора статьи заключаются в том, что потенциал англоязычных песен, сближающих людей в глобализированном пространстве, следует использовать для повышения интереса к изучению английского языка. Эти композиции представляют собой аутентичный языковой материал и как с лингвистической, так и с педагогической точки зрения обладают существенным методическим потенциалом. Единство социального, лингвистического и лингводидактического подходов к песням на английском языке обусловливает новизну данной статьи.
Лобанова ?.?. - Внешнеполитическая проблематика в китайском политическом медиадискурсе: лингвистический анализ (на примере анализа выпусков канала “CCTV中文国际”) c. 236-250

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29074

Аннотация: Предметом исследования является внешнеполитическая проблематика китайского политического медиадискурса. Объектом исследования является китайский политический медиадискурс. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как «аналитическая концепция китайского политического дискурса, его структура, характеристики" и "дискурсные практики". Основное содержание исследования составляет анализ выборки медиатекстов выпусков новостных и аналитических каналов 《CCTV 中文国际》, 《CCTV 中文国际频道》 и 《深度国际》, доступных для просмотра c российской территории по «горячей» внешнеполитической проблематике. В статье на объективных основаниях изучаются вопросы языкового оформления таких политических конструктов, как «Американо-китайская торговая война 2018», «Выход США из Договоров» в китайских государственных медиа. Автор, используя методы качественного и количественного контент-анализа, критического дискурс-анализа в сочетании c методами контекстуально-политического анализа, исследует сущностные особенности позиционирования Китая в международных отношениях в ходе освещения современной внешнеполитической проблематики. К основным выводам проведенного исследования можно отнести вычлененные особенности дискурсных практик в китайских медиа. Изложенная концепция китайского политического медиадискурса в сочетании c междисциплинарной методологией определяют новизну исследования, поскольку эти аспекты до сих пор не выступали предметом комплексного исследования в отечественном языкознании. Особым вкладом автора в исследование политического дискурса является дискурс-анализ непереведенных аналитических передач китайских медиа. Автор обновляет проблематику политического дискурса, выделив основные лингвистические характеристики китайских медиатекстов (на примере анализа выпусков канала 《CCTV 中文国际》).
Ганская Е.Н. - Советская массовая песня как форма идеологии c. 251-261

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29760

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению идеологических дискурсов, окружавших советскую массовую песню, и закономерно влиявших на ее формирование. С момента основания СССР и вплоть до 1960-х гг. музыкальная культура Советского Союза была полностью подконтрольна властным структурам и жестко регламентирована (СМИ, а также средства производства и распространения культурных продуктов были сосредоточены в руках государства). Новой стране, по мнению партии, было необходимо «новое искусство». Так, в первые годы существования СССР была «разработана» массовая песня, ставшая фактически единственной формой вокально-инструментального искусства, разрешенного в стране, растившей тех, кто был рожден «чтоб сказку сделать былью». Междисциплинарный характер интересующего нас предмета диктует необходимость обращения к историко-культурологическому и дискурсивному методам анализа. Для первых исследователей массовой песни главной ее чертой было соответствие принципу «народность, идейность, конкретность», однако, сегодня характерной особенностью советской государственной песенной культуры прежде всего кажется ее идеологическая ангажированность. Последнее в равной степени релевантно по отношению и к самим критическим работам того времени. Автором статьи на ряде конкретных примеров демонстрируется, как функционировала советская «машина по производству смыслов».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"