|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Litera"
> Рубрика "Журналистика"
Ху Ж. - Имиджевая функция спортивного события на примере формирования внутренного имиджа Китая под влиянием открытия Олимпийских игр 2022 в Пекине |
|
c. 1-11
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.12.39326
EDN: UBVBGT
Аннотация: В статье рассматривается церемония открытия зимних Олимпийских игр как медиа-событие и анализируется ее важная роль в укреплении национальной идентичности и формировании национального имиджа Китая в новую эпоху. Предметом исследования является влияние Олимпиады-2022 в формировании внутренного имиджа КНР, объект исследования представляет собой освещения китайские СМИ по Олимпиаде-2022. Особое внимание уделяется тому, что анализ частотности лексики освещений китайских СМИ по этому событию, и в то же время были анализированы обновления и продвижения имиджа КНР в китайских СМИ в освещениях о Олимпиаде-2022. В исследовании использовались методы контент-анализа публикаций в СМИ и методы сравнения, обобщения и статистического анализа собранных данных. Также была проанализирована частотность ключевых слов в текстах публикаций, чтобы определить направленность повестки дня китайских СМИ при освещении Олимпиады-2022. По анализу мы обнаружили, что в рамках освещения Олимпиады самое большое внимание китайские СМИ уделяли совещанию церемонии открытия Олимпийских игр, что было направлено на трансформацию и обновление образа Китая в новую эпоху. Автор делает вывод, что на церемонии открытия Олимпийских игр в 2022 г. Китай четко показал элементы национального образа, культуры, наделил имидж Китая новым смыслом. Используя лаконичные символы и детали со специальными моментами для отображения современного Китая, организаторы мероприятия смогли донести до сообщества концепцию и культуру КНР в новую эпоху и позволили более точно уловить национальный образ. И данное торжественное мероприятие внедрило имидж Китая в сознание своего народа как ответственной и единой мировой державы, как страны, выступающей за эстетику минимализма, обладающей передовыми технологиями. Таким образом церемония открытия Олимпийских игр успешно выполнила функцию продвижения национального имиджа внутри Китая.
Баранова Е.А., Бочаров И.И. - Проблема реализации культуроформирующей функции в отечественных СМИ |
|
c. 1-14
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.7.43477
EDN: RVZEVP
Аннотация: В условиях развития информационной и идеологической войны между Россией и Западом роль СМИ в формировании культурных ценностей возрастает. Она напрямую связана с обеспечением национальной безопасности. Одна из важнейших проблем современности связана с тем, что культура в СМИ перестала быть мощным инструментом формирования ценностной системы общества. В статье анализируются материалы, вышедшие за период с декабря 2022 по май 2023 г.г. в тринадцати самых цитируемых отечественных СМИ (Rbc.ru, Russian.rt.com, Gazeta.ru, Lenta.ru, 360tv.ru, Kp.ru, Tsargrad.tv, iz.ru, Life.ru, Mk.ru, Aif.ru, Fontanka.ru, Mosregtoday.ru). Было проанализировано около 2000 материалов, которые относятся к теме «культура» в данных СМИ. Материалы анализировались на предмет соответствия культуроформирующей функции, которая заключается, в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитании масс на образцах общемировой культуры, способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека. Авторы приходят к выводу о том, что 1) образцы высокой, элитарной культуры редко попадают в поле зрения СМИ. В материалах на культурные темы тиражируются сплетни, слухи, события из жизни звезд шоу-бизнеса. 2)На некоторых сайтах СМИ вовсе отсутствует раздел «культура». В поле зрения читателя, который заходит на информационные порталы, редко попадают новости культуры. 3) В новостях о культуре фигурируют одни и те же фамилии, преобладают известные личности из мира шоу-бизнеса, а о новых, молодых, талантливых деятелях искусства нет ни слова. 4)Культура на сайтах СМИ освещает масштабные события, голливудские премьеры, но редко когда в рубрикаторы попадают новости о региональных фестивалях, достижениях творческих индивидуальностей, народных ремеслах. 5) Культура на сайтах СМИ подменяется развлечением.
Мруг К.В. - К вопросу определения понятий имиджевого и пиар-текстов в современном медиапространстве |
|
c. 10-16
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.11.68890
EDN: DMJFON
Аннотация: Предметом рассмотрения данной статьи является имидж и деловая репутация, которые во многом определяются огромным корпусом разнообразных имиджевых и пиар-текстов, ежедневно создаваемых в рамках многочисленных средств массовой информации. Цель работы – дать дефиниции понятий имиджевого и пиар-текстов в современном медиапространстве, определить их сходства и различия посредством контент- и дискур-анализа материалов научной периодики.
Общественно-политические, социальные и экономические медиатексты в российском медиапространстве имеют множество отличительных лингвистических и нелингвистических особенностей, обусловленных национальной спецификой и социальным развитием нашей страны. Репутация зачастую формируется не только имиджевыми медиатекстами, но и рядом других видов текстов, репрезентируемых в средствах массовой инфрмации, обладающими имиджевым потенциалом. Научная новизна исследования заключается в том, что при существующей проблеме типологизации медиатекстов, вводится гипотеза, что пиар-тексты в широком их понимании представляют собой не что иное, как подгруппу имиджевых медиатекстов, присутствующих на медиаполе основных сфер – журналистике, рекламе и пиар-деятельности. Автор приходит к выводу, что нестабильность и динамизм терминологического аппарата дает определенную «свободу» действий при подборке исследовательского материала. Значительно усложнились способы работы специалистов по имиджу и жанровая природа самих имиджевых медиатекстов. Имиджевые медиатексты можно рассматривать как журналистский текст, текст рекламы, пиар-текст.
Кунич З., Музыкант В.Л. - Имидж Сербии в российских СМИ с точки зрения языковых приемов и его влияние на двусторонние отношения между двумя государствами в эпоху пандемии Covid-19 (2020-2022 гг.) |
|
c. 12-20
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.3.37565
Аннотация: Целью данного исследования является получение представления об особенностях восприятия российскими СМИ Сербии и выявление лингвокультурных особенностей её образа, создаваемом в российском медиапространстве. Научная новизна исследования заключается в том, что прежде в науке не проводился анализ лингвистических характеристик образа Сербии в российских СМИ. В частности, впервые на основе материалов российских СМИ исследуются лингвистические особенности создания имиджа Сербии и используемые при этом основные категории лингвокультуры русского языка. В результате проведения исследования был не только определен характер имиджа Сербии, отражаемом в российских СМИ, но и выявлены основные лексические приемы, используемые в этом процессе. Целью данного исследования является получение представления об особенностях восприятия российскими СМИ Сербии и выявление лингвокультурных особенностей её образа, создаваемом в российском медиапространстве. Научная новизна исследования заключается в том, что прежде в науке не проводился анализ лингвистических характеристик образа Сербии в российских СМИ. В частности, впервые на основе материалов российских СМИ исследуются лингвистические особенности создания имиджа Сербии и используемые при этом основные категории лингвокультуры русского языка. В результате проведения исследования был не только определен характер имиджа Сербии, отражаемом в российских СМИ, но и выявлены основные лексические приемы, используемые в этом процессе.
Шуйская Ю.В., Арефьев Н.А., Власова М.В., Шестов Н.А. - Медиаменеджмент корпоративных университетских СМИ США как инструмент public relations вуза (на примере СМИ университетов Лиги Плюща) |
|
c. 13-25
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.6.40722
EDN: BKGXCW
Аннотация: Предметом исследования является университетская пресса вузов США, входящих в так называемую «Лигу Плюща» - неформальное объединение старейших высших учебных заведений страны. Объектом исследования является медиаменеджмент корпоративных СМИ университетов как инструмент public relations в среде студентов, выпускников и потенциальных абитуриентов. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как способы формирования индивидуального профиля конкретного средства массовой информации, а также его вклад в имидж конкретного университета. Особое внимание уделяется вопросам формирования контента университетских СМИ и их взаимодействия с традиционной медиасистемой, а также вариантам их развития в СМИ более широкого профиля. Основными выводами проведенного исследования являются полученные в ходе сопоставления образцов университетской прессы Лиги Плюща данные о закономерностях формирования имиджа типового студента и выпускника вуза. Особым вкладом авторов в исследование темы является выработка конкретных рекомендаций по медиаменеджменту корпоративных изданий на примере университетской прессы, которые могут быть применены и в отечественной практике. Новизна исследования заключается в обобщении медиапрактик университетской прессы США и формулировании рекомендаций по созданию имиджа студента, выпускника и преподавателя на страницах университетской прессы. Также особый интерес представляет практика создания современного конвергентного СМИ на базе традиционного формата прессы, существовавшего с XIX столетия.
Малаховская В.В., Солянина А.П. - Кинорецензии, посвященные «сinéma du look» - качественная российская кинокритика (на примере журналов «Сеанс» и «Искусство кино») |
|
c. 20-34
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.1.39533
EDN: GUEKXL
Аннотация: Предметом исследования являются критические публикации (кинорецензии) в российских изданиях «Сеанс» и «Искусство кино», посвященные направлению французского кинематографа «cinéma du look». Объектом исследования являются современные российские средства массовой информации. Актуальность статьи определяется необходимостью изучения состояния современных российских СМИ, профессионально освещающих проблемы кинематографа, в том числе его специфические направления. Авторы подробно рассматривают кинорецензии двух ведущих российских профессиональных журналов о кино, посвященные направлению французского кинематографа «cinéma du look», значительно повлиявшего не только на кино, но также отразившегося в индустрии моды и производства видеопродукции. Научная новизна данного исследования определяется выбором материалов о «cinéma du look» в качестве объекта исследования. Основным вкладом авторов в исследование темы является полная выборка с целью контент-анализа всех материалов 1990-х-2000-х гг. журналов «Сеанс» и «Искусство кино», посвященных «cinéma du look». В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что «Сеанс» и «Искусство кино» сохраняют свое реноме как высокопрофессиональные журналы о кино, находят место для серьезных рецензий на такое специфическое направление французского кинематографа, как «cinéma du look». В целом оба журнала положительно оценивают данное кинематографическое направление, отмечая его вклад в развитие современного коммерческого и авторского кино.
Чичина М.О., Григорьева Н.А. - Лингвокультурологический и лексический анализ статьи А.Н. Толстого «Родина» |
|
c. 26-41
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.6.40922
EDN: BSSJWH
Аннотация: Цель данного научного исследования – лингвокультурологический и лексический анализ статьи «Родина», опубликованной А. Н. Толстым в 1941 году. Впервые сделан пофразовый анализ текста статьи. В процессе изучения идиостиля писателя и публициста А.Н. Толстого выявлена взаимосвязь между смысловыми частями статьи «Родина» (обращением к историческому прошлому России, описанием настоящего – борьбы с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, предсказанием будущего – Победы 1945 года) и стилями речи (художественным, с использованием древнерусской лексики, газетно-публицистическим и художественным, с фрагментом древнерусской сказки «Бой на Калиновом мосту»). По итогам проведенного исследования авторами были сделаны выводы. Методика комплексного пофразового анализа статьи «Родина» позволила авторам выявить слова, словосочетания, предложения, семантика которых наиболее важна для понимания смысла статьи: «Родина», «земля оттич и дедич», «Сдюжим!», «Свершайте!», «добро побеждает зло». Для их обозначения впервые в лингвокультурологии авторы предлагают научное определение «лексико-семантические вехи», скрепляющие и объединяющие весь текст. Поскольку данное научное исследование является междисциплинарным, оно может вызвать интерес у лингвокультурологов, литературоведов, преподавателей русского языка и русской литературы, преподавателей русского языка как иностранного.
Ян Х. - Освещение темы «Один пояс и один путь» в СМИ, на примере агентства ТАСС |
|
c. 27-35
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.3.39949
EDN: EUOLUO
Аннотация: Предметом исследования данной статьи является освещение темы «Один пояс и один путь» в средствах массовой информации. Объект исследования – публикации информационного агентства ТАСС. Автор анализирует данную инициативу с позиции развития отношений двух стран и того, какое отражение это находит в средствах массовой информации. Восприятие СМИ этой инициативы изменилось от поверхностного и одностороннего к глубокому и всестороннему, а фокус внимания расширился от экономических интересов до национальной безопасности, все более прагматичными становятся предложения об участии в строительстве "Пояса и пути" на современном этапе. Цель -провести анализ освещения темы в российском информационном агентстве. Методология – контент анализ информационных сообщений. Новизна исследования - на текущий момент отсутствует большое число исследований по освещению данной темы в конкретном СМИ. Можно сделать вывод, что необходимо продолжать продвигать сотрудничество в области производственных мощностей, строительства инфраструктуры и связи, вопросах модернизации промышленности и экономическом развитии. Сегодня РФ И КНР активно продвигают стыковку Национальных стратегий развития до 2030 года с инициативой "Пояс и путь". На этом фоне исследование уровня осведомленности и меняющихся характеристик "Пояса и пути" информационным агентством может дать некоторые мысли и рекомендации для дальнейшего взаимодействия. Результаты исследования могут быть применены для анализа работы, перспектив и направлений развития двух стран в рамках инициативы.
Гао Д. - Основные синтаксические особенности газетно-публицистического стиля китайского языка |
|
c. 29-38
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.36586
Аннотация: Предметом исследования являются синтаксические особенности публицистического стиля китайского языка. Объектом исследования являются медиатексты газетно-публицистического стиля китайских СМИ. Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время исследования газетно-публицистического стиля в Китае, по сравнению с исследованиями других стилей, все еще находятся на начальной стадии, между тем, как медиасистема Китая развивается стремительно и требует изучения стилистических закономерностей функционирования. Кроме того, исследование газетно-публицистического стиля также имеет большое значение при переводе с китайского на другие языки. Целью исследования является анализ синтаксических особенностей публицистического стиля китайского языка. Поставленная цель определяет задачи исследования: - изучить принципы синтаксического построения китайского медиатекста; - выявить соотношение простых и сложных синтаксических конструкций в китайском медиатексте; - проанализировать особенности наиболее распространенных предложений данного стиля; Основными методами исследования являются компонентный анализ, сопоставительный анализ, метод сплошной выборки. Новизна исследования заключается в обобщении синтаксических особенностей газетно-публицистического стиля китайского языка путем анализа типов предложений, синтаксических конструкций и компонентов предложения. Теоретическая значимость исследования связана с формулировкой основных синтаксических особенностей данного стиля в китайском языке. А практическая-в том, что результаты исследования будут полезны для создания китайских медиатекстов и для улучшения качества переводов текстов этого стиля на другие языки. Полученные результаты показали, что газетно-публицистический стиль китайского языка имеет свои уникальные языковые особенности, знание которых обеспечивает лучшее понимание китайских медиатекстов. В газетно-публицистическом стиле китайского языка часто используются специальные синтаксические средства выразительности. Эти средства могут улучшить выразительность текста, пробудить интерес читателей к чтению, а также реализовать основную функцию текстов: передачу и распространение информации.
Бабкина Е.С. - Средства массовой информации коренных народов Дальнего Востока: история возникновения и современное состояние |
|
c. 36-48
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.4.37450
Аннотация: Целью статьи является изучение истории возникновения средств массовой информации коренных народов Дальнего Востока и их современного состояния. Автор исследует факторы формирования, функции и целевое назначение, формально-содержательные особенности, основные тенденции развития средств массовой информации коренных народов Дальнего Востока в контексте политико-экономической и социокультурной ситуации XIX – XXI вв. География исследования распространяется на весь Дальневосточный федеральный округ и включает анализ содержания этнических СМИ, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Хабаровском крае, Сахалинской области и других субъектов Дальневосточного региона. Исследование, являясь филологическим по сути, базируется на междисциплинарном подходе, синтезируя знания различных наук: теории и истории журналистики, этнографии, этнологии, культурологии. В качестве основных методов исследования были использованы общенаучные методы (описательно-аналитический, системного описания, метод построения классификаций), а также специальные методы (исторический, сравнительно-сопоставительный, метод контент-анализа), элементы синхронического и диахронического метода. История становления этнических СМИ и проблемно-тематическое своеобразие национальных медиа Дальневосточного региона до настоящего времени не становились объектом комплексного исследования отечественных ученых. Новизна работы заключается в комплексном изучении средств массовой информации коренных народов Дальнего Востока в историко-типологическом аспекте, уточнении качественных характеристик дальневосточных медиа в контексте формирования актуальной структуры региональной журналистики.
Mustapha M., Agyei S. - The era of information pollution: new definition of news production in Nigeria
|
|
c. 39-44
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.36726
Abstract: This article explores the possibility of redefining professional news production in order to suspend the disseminators of disinformation. For achieving this goal, the author examined the areas of the likely distortion of information: headlines and editors of online news. Headlines play the key role within information ecosystem, since they can deceive the audience. This is acquired by using arresting phrases to draw attention of the audience. It is determined that some editors of online news do not observe certain ethical standards, and thus, post articles without verifying the accuracy of the material. It is noted that politicians have infiltrated the online media space, which affects that the editors choose what to post. It is recommended that headlines should not only be attractive, but also written in a way not to deceive the audience, as well as the extent of influence of the political figures upon media agenda should be established. And ultimately, the people who have no experience in journalism, should be trained by an experienced journalist in order to minimize the information pollution common to the era of Internet and social networks.
Абилькенова В.А., Гальт Л.Ю. - Специфика освещения темы креативных индустрий в федеральных и окружных СМИ |
|
c. 43-57
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.7.43546
EDN: SSTVRW
Аннотация: В нашей стране увеличивается интерес к сфере креативных индустрий, как к сектору экономики с высокими возможностями развития. В этой связи возрастает и роль журналистики: она не просто информирует читателей об этой сфере, но и привлекает к ней внимание инвесторов, государства, бизнеса. Поэтому эффективная презентация темы креативных индустрий на страницах СМИ – довольно новая и актуальная задача для федеральной и региональной журналистики. Москва и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра являются сегодня примерами успешного развития в стране сферы креативных индустрий. В статье анализируются материалы, опубликованные в газетах «Вечерняя Москва», «Аргументы и факты», «Новости Югры» и «Аргументы и факты – Югра» с октября 2022 года по май 2023 года. Предмет исследования: специфика и тенденции освещения темы креативных индустрий. Количественно-качественные характеристики материала были исследованы при помощи метода контент-анализа. Для сравнения федерального и регионального опыта освещения креативных индустрий использован сопоставительный метод. Авторы приходят к выводу о том, что 1) в федеральных СМИ при выборе жанра отдается предпочтение такому жанру как новости, основная цель - развлечь читателя, продемонстрировать уровень поддержки местных начинаний властями. 2). В окружных СМИ креативные индустрии зачастую освещаются в жанре репортажа, погружая читателя в творческую атмосферу, происходит знакомство не только с продуктом, но и процессом его создания, с эмоциями, которые дарит взаимодействие с продуктом. 3). В федеральных СМИ проявляется тенденция к акценту на потребительских свойствах креативного продукта, показателях рентабельности проекта, возможностях применения продукта в новой области, соответствии трендам. 4). В окружных СМИ наблюдается тенденция усиления интереса к местным проектам, которые основаны на историко-культурном наследии и искусстве.
Расторгуева Н.Е., Панина Я.О., Орехова Е.О. - Специфика медийного освещения антиправительственных протестов на Кубе (2021) |
|
c. 46-54
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.11.68980
EDN: EQRRER
Аннотация: Cтатья посвящена выявлению особенностей освещения акций протестов на Кубе в информационном пространстве страны в июле 2021 г. Они начались вследствие социально-экономического кризиса, причиной которого, по мнению кубинского правительства, стали санкции со стороны США, а по мнению оппозиции – царящая в стране «коммунистическая диктатура». Принимая во внимание то, что Куба с ее нынешней политической и социально-экономической системой является особым примером в мире, авторы статьи задались целью исследовать медийные интерпретации произошедших событий как в подконтрольных государству традиционных СМИ, так и в являющемся специфической социальной и коммуникационной средой в Интернет-пространстве, массовый доступ к которому кубинцы получили лишь в 2018 г. При написании статьи были использованы методы контент-анализа, сравнительного анализа, а также метод синтеза информации, позволяющие показать особенности формирования информационной повестки в современном кубинском медиапространстве. Проанализировав публикации крупнейших кубинских СМИ, таких как газета «Гранма» и портал «Кубадебате», а также материалы соцсетей, авторы пришли к выводу, что массовое рапространение интернета положило начало постепенным изменениям в медиаландшафте страны: социальные сети и финансируемые из-за рубежа оппозиционные Интернет-СМИ стали альтернативным источником информации, что оказало влияние на общественно-политическую жизнь Кубы: приобретя популярность и получив новую площадку для продвижения антиправительственных идей, они стали выполнять функцию общественного организатора не только в сети, но и «на улицах». Одним из примеров этого явления стали протесты 11 июля 2021 г., ставшие новым вызовом для политического руководства страны, уже несколько десятилетий борющейся против американской экономической блокады.
Лю С. - Телесериал «Симфонический роман» в аспекте его нарративной специфики |
|
c. 52-65
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.12.39391
EDN: YUDCHO
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования качеств нарративности в южнокорейском телесериале «Симфонический роман» (русскоязычная версия) как в публицистическом продукте медиакоммуникации. На основе разностороннего анализа автор приходит к выводу о том, что в телесериале «Симфонический роман» в телесериале оформляется нарративная модальность в совокупности с лиричностью как система принципов и воззрений, которые отображаются в сюжете. Нарративность становится важной отличительной характеристикой телесериала «Симфонический роман», которая позволяет ему стать уникальным и эффективным инструментом воздействия на зарубежную (русскоязычную) аудиторию с целью формирования устойчивого позитивного восприятия южнокорейской культуры и южнокорейского государства в целом. Актуальность изучения телесериала как способа формирования странового имиджа не снижается в связи с его специфической ролью в формировании определенных мировоззренческих установок, усиливающих его социокультурную значимость. Вопрос нарративности телесериала также обладает актуальностью в связи с его особой популярностью в широкой аудитории. Итак, во взаимодействии аудитории с контентом телесериала «Симфонический роман» медиакоммуникация вследствие своих особенностей — публичности и опосредованности — получает специфические параметры и для образа автора. Нарративный дискурс, осложняясь повествовательной инстанцией, начинает подчиняться закономерностям медиатекста, классические понятия «сюжет», «фабула», «образ автора» и др. могут быть осмыслены иначе — через коммуникативную модель. Нарратив в медиапространстве определяется психологическими и общественными характеристиками адресанта — интересами и потребностями, социальным статусом, эмоциональным состоянием (сейчас) и личностными качествами (всегда). Также оказывают влияние на конечный продукт его представления о коммуникативной ситуации, о себе как субъекте речи, о непосредственном реципиенте и случайных участниках коммуникации, ожидания перлокутивного эффекта (хотя последнее чаще лежит вне языковой действительности).
Кузин А.Д. - Медиаинформационное сопровождение кредитной деятельности банка (тематика и ключевые смыслы) |
|
c. 58-68
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.7.43512
EDN: SCWURV
Аннотация: Статья посвящена особенностям содержания медиаинформационного контента, сопровождающего процессы банковского кредитования. Автор рассматривает ключевые параметры кредитной политики сквозь призму их освещения в специализированных медиатекстах с точки зрения лексико-семантических значений. Предмет исследования – особенности осмысления основных лексико-семантических единиц (слова и словосочетания), обозначающих критерии и параметры банковской деятельности, связанной с кредитной политикой, ключевые понятия кредитно-финансовой сферы, которые составляют основное содержание медиатекстов в качестве терминологически-категориального аппарата, обязательны к использованию при продвижении банковских кредитных продуктов, но требуют разъяснения для массовой аудитории в связи с потребностью в минимизации кредитных рисков. В статье показано, как формируются смысловые фреймы, систематизируются наиболее важные тематические разделы и предлагаются ключевые слова и выражения, в том числе и терминологической сферы. Выявлены наиболее существенные смысловые позиции и определено, что тематически фреймированное текстовое медиасопровождение, ориентированное на продвижение услуг кредитования, снижение кредитных рисков и кредитно-информационное просвещение аудитории, становится сегодня критически важным условием для эффективного медиаменеджмента в банковской сфере. Определено, что медиаинформационная политика банка, связанная с текстовым сопровождением кредитования, должна строиться на основе интерпретации ключевых понятий, их доходчивого объяснения массовой аудитории.
Торубарова Т.В., Андрейченко Л., Зидан Ж.Р. - Первые леди Ближнего Востока: изменение образа в мировых СМИ |
|
c. 59-69
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.9.38809
EDN: PVNMFH
Аннотация: Статья посвящена образу Первых леди Ближнего Востока и его влиянию на общее восприятие страны в средствах массовой информации. Основная задача исследования - определить закономерность изменения образа Первых леди в мировых средствах массовой информации. С этой целью был проведен контент-анализ российских и западных средств массовой информации, изучены заголовки и эпитеты, которыми описывали Первую леди Сирии Асму Асад, королеву Иордании Ранию, шейху Катара Мозу и принцессу Дубая Хайю. Авторами выявлена закономерность представления образа королевы Рании и шейхи Мозы как истинных ближневосточных королевских особ, которые носят самые актуальные коллекции от восточных и западных дизайнеров, посещают королевские дома по всему миру и устраивают дружеские вечеринки с европейскими королевскими особами. Асма, которая была положительно принята много лет назад, сейчас производит впечатление отрицательного героя, так как ведет расточительный образ жизни. Принцесса Дубая Хайя - женщина, которая смогла защитить свое имя, семью и противостоять жестокому традиционному лидеру Дубая, доказав при этом свое право жить свободно при британском дворе, что является выдающимся показателем для восточных цивилизаций. Авторами было проведено это исследование для того, чтобы показать, как меняется отношение к женщинам и их правам на Ближнем Востоке и как это преподносят мировые средства массовой информации.
Мурзина О.В., Грабельников А.А., Цицинов А.Ю. - Онлайн-кинотеатры как новые медиа |
|
c. 61-68
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.6.41013
EDN: CYCIWE
Аннотация: Предметом исследования являются онлайн-кинотеатры (стримминговые сервисы, стримминговые платформы), понимаемые авторами данного исследования как новые медиа. Объектом исследования является совокупность особенностей новых медиа, рассматриваемая на материале стримминговых сервисов на российском рынке. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как особенности контента онлайн-кинотеатров, их корреляция с новыми медиа и форматным телевидением, выстраивание пользовательской траектории контента и возможность размещения пользовательских отзывов и рецензий. Особое внимание уделяется преобразованию форматного телевидения в неотелевидение с помощью инструментария современных технологий и возможностей конвергентных онлайн-площадок с диверсификацией контента. Основными выводами проведенного исследования является причисление онлайн-кинотеатров к промежуточному варианту новых медиа: реновации особенностей традиционных медиа на новой платформе. В отличие от традиционных кинотеатров, не позиционирующих себя как медиаплатформы, онлайн-кинотеатры позволяют просматривать новостной контент, оперативно отслеживать события в мире и в то же время просматривать развлекательный и познавательный контент в режиме, комфортном для пользователя. Особым вкладом авторов в исследование темы является обращение к онлайн-кинотеатрам с позиции журналистики и медиа, не представленное в отечественной науке ранее. Новизна исследования заключается в рассмотрение стримминговых сервисов в составе медиа и как части современной медиасистемы, включающей в себя как принципиально новые медиа, так и реновацию имеющихся форматов.
Ван Ю. - Национально-ориентированная автомобильная реклама в Китае |
|
c. 64-72
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.12.37192
Аннотация: В статье рассматривается специфика формирования национально-ориентированной автомобильной рекламы в Китае. Объектом исследования является китайская национально-ориентированная реклама автомобилей, а предметом – вербальные и невербальные средства её создания. Особое внимание уделяется анализу способов создания текстов национально-ориентированной автомобильной рекламы на китайском языке, в которых мультимодальные средства используются для формирования позитивного образа страны и воздействия на внутреннюю аудиторию. Цель исследования заключается в выявлении специфических черт мультимодальных средств, характерных для рекламы данного типа. В исследовании используются следующие методы: методы лексико-семантического и контекстуального анализа для выявления лингвопрагматических потенциалов текста, метод лингвокультурологического комментирования для выявления национально-культурной специфики, метод мультимодального дискурс-анализа для изучения взаимодействия семиотических комплексов в рекламе Новизна исследования заключается в изучении национально-ориентированной автомобильной рекламы в аспекте теории мультимодальности, которая требует анализа семиотически гетерогенных кодов в рекламном тексте. Доказано, что мультимодальный комплекс в текстах китайской национально-ориентированной рекламы автомобилей обладает ярко выраженной спецификой, которая проявляется на уровне используемых вербальных и невербальных средств. Данная специфика обусловлена уникальными культурно-историческими и социальными факторами, а также особенностями китайской языковой системы. Полученные результаты в статье могут быть использованы как в практике преподавания китайского языка, так и в исследованиях по маркетинговой лингвистике.
Кузьмич С.В. - Общая характеристика современных испанских общенациональных газет: краткий обзор электронных изданий |
|
c. 70-76
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.7.38458
EDN: GWNOKH
Аннотация: Предметом данного исследования является исследование сущности и характеристика порядка и процесса цифровизации общенациональных газет Испании с точки зрения мнения читателей. Цель исследования заключается в систематизации наиболее актуальных характеристик электронных версий ведущих испанских газет с позиций их привлекательности для читателя. Методология данного исследования основана на системном подходе и включает в себя следующие методы: анализ научной литературы по теме исследования; контент-анализ электронных изданий ведущих испанских газет; метод социологического анкетирования (мини-опрос); метод статистического анализа; метод сопоставительного анализа для последующей систематизации результатов эмпирического исследования. По итогу исследования получены следующие результаты: был выявлен уровень цифрового комфорта каждого издания для читателей на основе полученных данных мини-опроса по выделенным автором критериям. Область применения результатов исследования включает в себя такие сферы, как политическая журналистика, международная журналистика, цифровая журналистика. Новизна исследования заключается в предложенной автором методике анализа и систематизации характеристик общенациональных испанских газет. Автор статьи пришел к следующим выводам: для электронных изданий современных испанских газет характерен средний уровень цифрового комфорта, что связано с отсутствием адекватной обратной связи и дифференцированной системы подписки.
Павлов Д.Н. - Сказочный нарратив в медиасреде: структура и функции (на примере мотивирующего контента You-Tube) |
|
c. 72-84
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.3.39837
EDN: CMIDGI
Аннотация: В статье выдвигается и обосновывается понятие мотивирующего контента. На примере четырех наиболее репрезентативных видеороликов, размещенных на видеоплатформе You-Tube, рассмотрены его специфические особенности. Так, во-первых, выявлена специфика композиции анализируемых роликов, доказано, что их структура восходит к нарративным архетипам волшебной сказки. Во-вторых, определен порядок следования нарративных элементов и описаны ключевые особенности складывающегося синтагматического сюжетного единства. В-третьих, установлена функциональная специфика мотивирующего контента, которая заключается в том, что он выполняет психолого-терапевтическую функцию (мотивирующий контент помогает в разрешении личностного психологического кризиса, временно заменяя реальную психологическую помощь). В качестве метода исследования выступает метод функционального анализа сказочного нарратива, разработанный В. Проппом. В основе данного метода находится принцип декомпозиции произведения, который позволяет разделить материал на составные части и проанализировать инвариантные особенности текстового ряда. Новизна работы заключается в том, что в ней представлен функциональный анализ нарративных матриц, обнаруженных в медиапроизведениях, выполняющих в обществе психолого-терапевтическую функцию. В качестве результата исследования автором делается вывод о полезности МК как для блогера (прирост аудитории), так и для зрителя (первая, но временная психолого-терапевтическая помощь).
Чередниченко Л.В. - Интерактивная документалистика: определение понятия в российских и зарубежных исследованиях |
|
c. 79-94
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.8.43924
EDN: WNMANH
Аннотация: В статье дается обзор современных российских и зарубежных исследований, рассматривающих понятие «интерактивная документалистика» (interactive documentary, i-docs, айдок) и связанных с ним терминов: «веб-документалистика» (web documentary, web-doc, вебдок), «интерактивный документальный фильм». Приводятся теоретические основания, кратко описываются подходы к дефиниции названных понятий. В исследовании используется описательный, содержательный, сравнительный и структурно-функциональный методы для решения научной задачи. Материалом исследования послужили труды российских, американских, британских, испанских, турецких и китайских ученых 2011–2023 годов. Для обзора были выбраны наиболее распространенные, часто цитируемые и используемые определения. Автор статьи обращает внимание на терминологическую неопределенность в изучаемой сфере, обозначает проблемы, связанные с определением границ понятия «интерактивная документалистика», выделяет наиболее перспективные аспекты в выявлении характеристик этого нового явления и намечает направления дальнейших исследований. В результате исследования автор приходит к выводу, что в силу мультимодальности, сложности, открытости и динамичности формы интерактивной документалистики, уместно было бы обозначать данное явление как метажанр. Предложенное вниманию исследование закладывает предпосылки для дальнейшего поиска наиболее точного, соответствующего современному уровню развития медиа, накопленному теоретическому и творческому опыту, определения интерактивной документалистики.
Смекалина К.С. - Трихотомия методологии журналистской деятельности в условиях постепенного перехода к универсализации психологического портрета журналиста |
|
c. 82-91
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.4.40436
EDN: SKCZSX
Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь темперамента и коммуникативных паттернов с первичным опытом, нарабатываемым в ходе посещения занятий, выполнения заданий и прохождения практики. Объектом исследования являются личностные особенности потенциальных журналистов в корреляции с их опытом профессиональной деятельности и выявленными трудностями. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как вероятность того, что студенты-журналисты испытывают проблемы с межличностной коммуникацией в ходе профессиональной деятельности и сбором материала, а также как это коррелируется с их психологическим типом. Особое мнение уделяется рассмотрению соотношения представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата. Основными выводами проведенного исследования являются: адаптация в обучении и работе журналиста зависит от вида его психологической предрасположенности; согласно результатам проведенных исследований, более 60% студентов журналистов испытывает трудности при сборе информации; распределение и акцентирование внимание на методах сбора информации, относительно приверженности журналиста к тому или иному деятельности обусловливается результатами проведенных исследований. Особым вкладом автора в исследовании темы является рассмотрение соотношения представителей различных психологических типов среди студентов-журналистов 1-4 курсов бакалавриата. Новизна исследования заключается в установлении необходимости ориентировать методологию журналистской деятельности на психологическую предрасположенность журналиста к её реализации.
Лю С. - Телесериал как ценностный барометр имиджевой медиаобразности |
|
c. 83-94
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.11.39077
EDN: PAIWIJ
Аннотация: Статья посвящена особенностям функционирования жанра телевизионного сериала в рамках развития современной массовой экранной медиакультуры. Автор проводит обстоятельный аналитический обзор современных научных исследований с целью обобщить наиболее важные теоретические положения, на основе которых автор выстраивает исследование китайского телевизионного сериала «Симфонический роман» в аспекте актуализации общественных и национально-культурных ценностей. Автор предлагает структурные параметры и критерии для распределения ценностей по шкале ценностного барометра в зависимости от возможностей их влияния на формирование имиджа через медиаобразы телесериала. В ходе исследования его ценностного потенциала автор приходит к выводу о специфической роли ценности «классическая музыка», которая позволяет переформатировать общий перечень ценностей, транслируемых в телесериале через систему персонажей, сюжетных линий, мотивов. Телесериал, демонстрирующийся за рубежом в качестве продукта современной медиакультуры, может стать эффективным инструментом «мягкой силы воздействия» благодаря особенностям ценностного наполнения его медиаобразов. Ценностная парадигма телевизионного сериала «Симфонический роман», отвечая ключевым позициям научно-теоретических подходов к изучению телесериала как симбиоза социокультурных и медиакультурных характеристик национально-культурного менталитета китайцев, в то же время становится более гибкой под влиянием ценности классической музыки, которая в качестве лейтмотива сопровождает раскрытие всех других ценностей в процессе развития телесериального нарратива. При этом ценность классической музыки не искажает и не умаляет других ценностей, но проявляет их имиджевый потенциал. Роль и место телесериала как гибридного жанра, опирающегося на взаимодействие искусства и медиакоммуникации в структуре многоярусной имиджевой стратегии, заключается в том, что создаваемые в телесериале на пересечении и в конвергентном взаимодействии жанровых характеристик художественности и медиакоммуникационности медиаобразы обретают особенный ценностный потенциал, который позволяет влиять на аудиторию и формировать её представление о предмете медиапослания.
Баранова Е.А. - Инновационные способы финансирования печатных СМИ и поиск путей сокращения расходов в условиях медиаконвергенции |
|
c. 87-97
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.3.37527
Аннотация: С появлением и развитием различных видов и типов средств массовой информации трансформировались их бизнес-модели, которые сформировались в первой половине XX века. Однако конвергенция СМИ стала процессом, который привел к изменениям, происходящим не только на всех стадиях – от создания до распространения контента, но и к поискам новых способов финансирования медиабизнеса. Предметом исследования является трансформация бизнес-моделей СМИ в условиях процесса конвергенции. Объект исследования – инновационные способы финансирования печатных СМИ в условиях медиаконвергенции. Автор анализирует следующие новые способы финансирования печатных СМИ: 1. создание интернет-магазинов на сайтах (продажа различных товаров на сайте издания или на специально созданном интернет-ресурсе). 2. переход на дата-журналистику (продажа полученных данных другим СМИ и (или) иным организациям; продажа услуги по визуализации данных). 3. Внедрение автоматизированных технологий (использование искусственного интеллекта для создания контента) как способ сокращения расходов. 4. Выделение площади редакции для сдачи в аренду (например, для организации форумов, конференций). Автор впервые комплексно рассматривает эти новые способы финансирования печатных СМИ. Феномен, связанный с развитием интернет-магазинов на сайтах российских СМИ, описан на основе данных, полученных в ходе глубинных интервью автора с сотрудниками ИД «Комсомольская правда», ИД «Московский комсомолец». В статье делается вывод о том, что данные способы монетизации медиабизнеса в условиях конвергенции, пока можно лишь рассматривать как дополнительные (часто очень небольшие) источники финансирования. Следует также учитывать, что опыт отдельно взятых средств массовой информации не всегда может быть успешно использован в других редакциях.
Иванова В.В. - Концептуальный анализ нарративной стратегии текста выступления пропагандистского характера с позиции постлакановского психоаналитического подхода |
|
c. 89-97
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.6.43413
EDN: HCPPPY
Аннотация: В статье представлен авторский вариант нарративного анализа, основанный на методологии постлакановского политического психоанализа и дискурс-анализа текста выступления пропагандистского характера. Актуализированы понятия мастер-означающего, точек пристежки, двойного движения означающих в структуре нарратива как основы интернализации идей и ценностей нарратива адресатом коммуникации. Рассмотрена матрица дискурса университета как конструктивной основы, обеспечивающей продвижение и функционирование нарратива. Приведен анализ кейса выступления Государственного секретаря США Колина Пауэлла в Совете Безопасности ООН 5 февраля 2003 г. Исходные теоретические позиции и выводы соотнесены с данными опросов общественного мнения, проведенными Институтом Гэллапа. Основным вкладом автора в теорию нарративного анализа является апробирование понятийного аппарата политического психоанализа к текстам пропагандистского характера. Исследование феномена интернализации нарратива войны в массовом сознании требует глубокого понимания движущих сил, лежащих в основе исследуемых процессов. Впервые проводится анализ медиатекста с позиции психоаналитического подхода, с возможностью определения и описания конкретных реперных точек выступления, определяющих его структуру и конечный результат. Предложенное вниманию исследование закладывает предпосылки для дальнейшего развития концепта жизненного цикла нарратива и формулирования понятия контрнарратива, определения имманентных этому жизненному циклу ограничений и возможностей.
Ленкова Т.А. - Место фрейма в заголовочном комплексе креолизованного медиатекста (на материале журнала «Der Spiegel») |
|
c. 91-99
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.8.38471
EDN: YIEGTP
Аннотация: Предлагаемая статья посвящена случаям употребления фрейма в заголовочном комплексе креолизованного медиатекста. Целью работы было показать случаи использования фреймовой стратегии с помощью не только вербальных, но и визуальных средств. Анализ медиафреймирования проводился целенаправленно не на всём массиве статей, а только на заголовочном комплексе, так как именно в нём креолизация получила своё полное воплощение. Особое внимание уделено непосредственно самому термину «фрейм», его происхождению, разным дефинициям. В работе освещаются варианты классификации фрейма, а также особенности его употребления в креолизованном медиатексте на примерах online-выпусков журнала «Der Spiegel». Новизна исследования заключается в анализе фреймовой стратегии заголовочного комплекса креолизованного медиатекста, а также в попытке исследования и сопоставления поликодовой природы креолизованного медиатекста со структурой фрейма. Кроме того, внимание уделено структуре фрейма и его практическому воплощению в виде очевидного и скрытого фрейм-набора. Как правило, понятия «фрейм» и «креолизованный медиатекст» изучаются отдельно друг от друга, хотя они имеют много общего, а потому их комплексное изучение имеет большие перспективы для медиалингвистики и журналистики. Особое внимание в дальнейшем должно быть уделено, на наш взгляд, употреблению стратегии фреймирования с целью манипулирования мнением целевой аудитории.
Павлов Д.Н. - Структура и функции сказочного медианарратива социальной сети Instagram (на примере мотивирующего контента) |
|
c. 91-101
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.11.69086
EDN: MDSPLY
Аннотация: Поставленная авторами исследовательская задача основывается на попытке провести анализ феномена медианарратива в структурно-функциональном аспекте. Избранный материал включает в себя публикации запрещенной в РФ социальной сети для продвижения фотографий Instagram(принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена). Для исследования авторами были выбраны три тематически-репрезентативных аккаунта (суммарное количество подписчиков 600 тысяч) и пять материалов, содержащих в себе информацию об историях успеха различных знаменитостей. Предметная сторона проведенного анализа включает в себя нарративные функции (мотивы), которые можно обнаружить в данных публикациях. Актуальность данной работы заключается в манипуляционной силе вышеобозначенных материалов и их способности приводить личность в активное мотивированное состояние. Отмечается, что такие материалы могут нести психолого-террапевтическую функцию для зрителя. Методологической основой является нарративная теория В.Я. Проппа, которая предполагает декомпозицию материала на инвариантные составные блоки, необходимые для построения медиасюжета. Научная новизна исследования заключается в необходимости присутствия в медиапространстве такого контента. Так как авторы исследования предоставляют универсальный набор обязательных нарративных матриц, блогеры, во-первых, получают возможность сэкономить время при создании публикаций, во-вторых, они получают возможность приводить аудиторию в активное мотивированное состояние посредством истории успеха известной личности. Среди наиболее важных выводов авторы отмечают исключительную популярность нарративных мотивов отправки, борьбы, трансфигурации, победы и воцарения (свадьбы). Именно они заключают в себе главные элементы повествования. Аналогичным образом авторы отмечают, что различия в создании материалов (видеоролики, тексты, иллюстративный материал) не влияют на заинтересованность зрителей и не исключают вышеобозначенные сказочные мотивы. Следовательно, из-за того, что такие материалы имеют высокую популярность, авторы утверждают, что они несут важную социальную функцию.
Сорокин Д.А. - Коммуникативный потенциал интернет-комментария в системе общественных отношений (македонско-албанский кейс) |
|
c. 93-100
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.9.43785
EDN: ZOMTBO
Аннотация: Интернет-комментарий являясь, по сути, частным мнением, оставленным под постом, при определенном множестве схожих высказываний может отражать тенденцию в вопросах и темах, волнующих общество. В данной статье на основе анализа комментариев пользователей социальной сети строится предположение об отражении в них угрозы целостности социума. В качестве кейса для мониторинга выбрано македонское пространство социальных сетей, предметом заинтересованности стали интернет-комментарии по отношению к представителям албанского этнического меньшинства Республики Северная Македония. Взаимоотношения представителей двух этнических групп (албанцев и македонцев) имеют конфликтную предысторию и конфликтный потенциал. По результатам анализа корпуса вербальных данных автором сформулированы предположения о роли интернет-комментария в отражении настроений общества и его потенции как одного из условий в развитии албанско-македонского конфликта, находящегося в настоящее время в латентной фазе. С одной стороны, оставленные в социальных сетях комментарии имеют существенный, в рамках описываемого кейса, деструктивный потенциал; с другой – обладают конструктивной потенцией, т.к. пространство социальных сетей становится своего рода замещающим по отношению к пространству физическому и дает возможность удерживать возможный конфликт на уровне неприятия в интернет-комментариях, не давая ему «выйти на улицу».
Ленхобоева Т.Р. - Экологическая этика буддизма в региональных СМИ (на примере Республики Бурятия): способы конструирования |
|
c. 98-105
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.36867
Аннотация: В статье рассматривается роль СМИ в экологизации сознания населения средствами буддийской культуры и философии. В современных реалиях особенно остро стоят проблемы экологии. Бурятия – один из трех основных буддийских регионов России наравне с Калмыкией и Тувой, поэтому в республике одним из решающих способов преодоления экологического кризиса может стать религия, в частности, буддизм с его экофильными принципами. Также отметим, что СМИ, один из активных социальных институтов, играют важную роль в формировании экологического сознания в силу того, что в настоящее время именно СМИ являются главным источником информации для граждан. Важным представляется рассмотреть способы формирования экологического сознания населения с помощью СМИ. Предметом статьи являются способы конструирования экологического сознания в региональных СМИ республики Бурятия. Цель – определить способы конструирования экологического сознания в республиканских СМИ Бурятии за пять лет (2017- 2021 гг.). Основной метод изучения – метод контент-анализа. Источниками написания статьи стали публикации сетевых изданий «Информ полис online» и «Gazeta-n1». В исследовании можно выделить два этапа. На первом этапе представлены результаты контент-анализа сетевого издания «Информ полис online» и «Gazeta-n1» с 2017 г. по 2021 г. На втором этапе исследования рассмотрены основные принципы экологической этики буддизма, представленные в публикациях об одном из основных буддийских праздниках – Сагаалгане.
Баранова Е.А., Шнайдер А.А. - Формы подачи материалов в дата-журналистике |
|
c. 98-107
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.3.37556
Аннотация: Термин дата-журналистика появился в 2005 году, однако в научной среде до сих пор так и не появилось единого определения термина «дата-журналистика», исследователи дают разные толкования. Во многом это связано с тем, что присутствуют расхождения в понимании сути явления: новое ли это направление развития журналистики или новый жанр, формат предоставления информации. В рамках подготовки данной статьи Барановой Е.А. были проведены экспертные интервью: c Константином Полесковым, редактором сайта novayagazeta.ru, Романом Анином, редактором отдела расследований «Новой газеты», Тиной Бережной, советником генерального директора по информационным технологиям телеканала «Russia Today», Алексеем Смагиным, выпускником отделения дата-журналистики Высшей школы экономики, действующим специалистом, работающим в «Новой Газете». Экспертам были заданы вопросы, касающиеся предпосылок возникновения дата-журналистики, форм предоставления материалов в дата-журналистике, развития новых компетенций у работников СМИ, этических проблем, которые могут быть связаны с развитием дата-журналистики. Предмет исследования - дата-журналистика как новое направление развития журналистики. Объект исследования - формы подачи материалов в дата-журналистике. Авторы изучили дата-материалы, опубликованные на сайтах российских и зарубежных СМИ, на платформе Яндекс. В статье выделяется пять форм подачи контента в дата-журналистике: аналитическая статья; картинка; карточки; лонгрид; интерактивный мультимедийный проект. Авторы статьи приходят к мнению о том, что дата-журналистика дает сегодня новое развитие традиционным журналистским жанрам - аналитической статье, расследованию, новостным жанрам. Развитие дата-журналистики связано с появлением этических вопросов. На сегодняшний день в России специалистов по дата-журналистике практически нет, чтобы развить это направление, необходимо реформировать образовательные программы по журналистике.
Баранова Е.А., Андрианова Д.Д. - Современный российский рынок деловой информации в условиях конкуренции ежедневных СМИ и Telegram-каналов |
|
c. 100-111
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.8.38536
EDN: WKSDKX
Аннотация: Предмет исследования – рынок деловой информации в условиях развития Telegram-каналов. Актуальность работы обусловлена возросшей конкуренцией на рынке информации между журналистами классических деловых изданий и авторами Telegram-каналов деловой направленности. Telegram-каналы деловой тематики развиваются наиболее активно. Особенно остро это ощущается в бизнес-среде. Объект исследования – контент, создаваемый журналистами классических ежедневных деловых газет (РБК, «Ведомостей» и «Коммерсанта») и авторами Telegram-каналов, которые пишут на темы, связанные с бизнесом. Мы изучали его, чтобы выяснить, как трансформируется рынок деловой информации в России. Проблема, связанная с тем, что традиционные СМИ теряют свою значимость как трансляторы общественно-значимой информации и экспертного мнения, звучит все чаще. Мы впервые рассматриваем ее на примере конкуренции ежедневных деловых СМИ и Telegram-каналов. Используя метод случайной выборки, мы рассмотрели материалы, вышедшие с 30 октября по 5 ноября 2021 года в семи Telegram-каналах, с аудиторией от 5 до 86 тыс. подписчиков. Мы рассматривали каналы, которые пишут о рынке недвижимости («Недвижимости инсайды», «Железобетонный замес», «Компромат ГРУПП», «Домострой», «Novostroyman. Москва. Недвижимость», «Недвижа», «Москвастрой»). За период с 2021 по 2022 гг. было проинтервьюировано трое авторов анонимных Telegram-каналов («Железобетонный замес», «Недвижимость инсайды» и «Novostroyman. Москва. Недвижимость»). В октябре-ноябре 2021 года были проведены экспертные интервью с представителями пресс-служб пяти российских компаний (Colliers, Stone Hedge, Knight Frank, Accent Capital, «Дом.РФ»). Авторы приходят к выводу о том, что пресс-службы компаний относятся к Telegram-каналам как к полноценным игрокам на рынке деловой информации: присылают им комментарии и пресс-релизы. Остается открытой проблема регулирования публикуемого в Telegram-каналах контента.
Цзя Ц. - Национальные и культурные особенности употребления фразеологизмов в китайском и русском языке |
|
c. 102-108
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.3.40037
EDN: ATHBBA
Аннотация:
Статья ретрагирована по просьбе автора в связи с обнаружившейся технической ошибкой, связанной с несоответствием текста статьи и метаданных.
Дата ретракции 18.05.2023 г. Идиомы составляют суть языка любого народа и имеют отличительный важный национальный характер. Идиома — это часто употребляемая фраза, которая играет важную роль в повседневном общении. Различия в структуре, метафорическом использовании, происхождении прецедентных фраз раскрывают индивидуальность двух языков и культур. В статье проводится сравнительный анализ употребления идиом в русском и китайском языке. Хотя современная лексика - часть языка, которая сильно развилась и изменилась, это не значит, что все ее законы находятся в состоянии текучести существует два вида лексических законов - статические и динамические. Цель исследования – провести анализ русских и китайских фразеологизмов. Предмет исследования - национально-культурные особенности употребления фразеологизмов. Методы исследования – анализ научных источников по теме исследования. Результаты работы. В русском языке идиоматические единицы называют "солью жизни" и "плодом исторической мудрости". В этой статье мы сначала попытаемся обсудить лексические особенности современного языка, чтобы пролить свет на эту тему. Итоги исследования могут быть применены в дальнейшем сравнении фразеологических единиц двух стран. Новизна исследования обусловлена недостаточной научной проработкой вопроса. Все это актуализирует выбранную тему нашего исследования.
Неренц Д.В. - Монополизация и коммерциализация как характерные черты современной медиасистемы России и США |
|
c. 104-116
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.10.36628
Аннотация: В условиях рыночной экономики особая роль принадлежит средствам массовой информации, поскольку массмедиа представляют собой не только площадку для продвижения любой (разрешенной законодательством страны) категории товаров и услуг, но и являются основным каналом рекламы потребительских товаров, производимых в любом другом секторе экономики. Сложившаяся ситуация привела к доминированию в современной медиасреде сегмента коммерчески ориентированных СМИ, которые, как правило, входят в какой-то медиахолдинг и ставят своей целью получение прибыли любыми возможными способами, в большинстве своем посредством публикации рекламных материалов. Предметом данной статьи являются процессы коммерциализации и монополизации как главных факторов, которые привели к трансформационным процессам в медиасреде сначала в США, а потом и в России. Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках сравнительного анализа массмедиа США и России представлено подробное описание последствий указанных процессов, выявлена степень влияния глобального медиарынка на СМИ обеих стран, сделаны выводы о дальнейших тенденциях развития журналистики в сложившихся условиях. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что высокие цели служения интересам общества, создания объективного независимого контента, достоверное освещение происходящих событий на самом деле полностью зависят от владельцев СМИ. Таким образом, открытая конкуренция, разнообразие предложений на рынке, многообразие выбора СМИ, по сути, являются несуществующими явлениями как раз вследствие процессов коммерциализации и монополизации, которые характеризуют современные российские и американские массмедиа.
Чэнь С., Ма С. - Особенности образовательного дискурса в системе институциональных дискурсов |
|
c. 107-115
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.5.40800
EDN: UAYAVF
Аннотация: Целью исследования является определение места образовательного дискурса в системе институциональных дискурсов и актуализация современных подходов и методов образовательного дискурса. В отличие от некоторых других типов дискурса, образовательный дискурс подвержен изменениям под влиянием экстралингвистических факторов, среди которых развитие научной мысли и технического прогресса, достижения психологии и социологии, трансформация методологии образовательного процесса и другие. В статье представлены основные характеристики образовательного дискурса, дано описание участников дискурса и их статусных ролей, постулируется важность учебного текста как центра коммуникации в образовательном дискурсе, а также выявлены новые форматы передачи информации в структуре образовательного дискурса. Изменчивость содержательной стороны образовательного дискурса требует внимания исследователей-лингвистов на каждом временном этапе, этим обуславливается научная новизна работы. В результате сформулированы определенные выводы, в том числе о том, что учебный текст обладает такими признаками, как фактологичность, сжатость, краткость и другими. Тексты образовательного дискурса существуют на уровнях отношений учитель — ученик, учитель — учитель и ученик — ученик. Они связаны с различными ситуациями общения в рамках образования. Образовательный дискурс всегда целенаправлен, включает методы передачи информации, базируется на учебном тексте, имеет в структуре ряд прецедентных текстов определенных жанров. Приведено мнение некоторых ученых-лингвистов о перспективах развития данного направления научной мысли/
Крижановский Н.И. - С искренней заботой об отечестве: публицистика М. О. Меньшикова о развитии воздухоплавания |
|
c. 112-131
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.8.38569
EDN: VEOZEA
Аннотация: Предметом исследования являются тексты русского публициста Михаила Осиповича Меньшикова о развитии отечественного воздухоплавания, рассматриваемые в свете разнородных оценок его творчества. Объектом – отображение развития отечественного воздухоплавания в творчестве известного русского журналиста начала ХХ века М. О. Меньшикова. Автор рассмотрел различные оценки творчества публициста. Важнейшая часть исследования – анализ публицистических текстов М. О. Меньшикова о развитии воздухоплавания. Значительное внимание уделяется работам публициста периода русско-японской войны и последних лет перед Первой мировой войной, где критически оценивается бюрократическая деятельность чиновников. Затронуты также проблемы своевременного снабжения армии, безопасности полетов на первых аэропланах, технического отставания Российской империи от Запада. Основными выводами проведенной работы является утверждение неизменности патриотической, государственноориентированной позиции Меньшикова в отношении развития отечественного воздухоплавания и его способности к техническому прогнозированию. Кроме того, выявлены конкретные «слабые места» в творческом наследии публициста: увлеченность какой-либо идеей и отсутствие систематического университетского образования. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный анализ журналистских текстов М. О. Меньшикова в историческом аспекте. Новизна исследования заключается в выявлении в работах публициста по воздухоплаванию соединения патриотического пафоса и высокой идейности и вышеперечисленных недостатков. Проведенный анализ текстов выбранной тематики (развитие отечественного воздухоплавания), охватывающих период с 1894 по 1918 годы показал, что обвинения Меньшикова в ренегатстве и пустословии несостоятельны.
Чэнь Ф. - Реальные географические локусы и их смысл в цикле К. К. Случевского «Мурманские отголоски» |
|
c. 116-122
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.3.39964
EDN: LOITTU
Аннотация: Статья посвящена анализу реальных географических локусов в стихотворном цикле «Мурманские отголоски», написанном поэтом-предсимволистом К. К. Случевским в 1888 году под впечатлением от путешествия по Мурманскому краю. Проведённое исследование с применением исторического, функционального и сравнительного методов позволяет осмыслить характер литературного творчества Случевского и философские идеи, заложенные в его поэзии. Автор статьи особое внимание уделяет изучению пейзажей, которые являются выражением эмоций и личных чувств К. К. Случевского, отражающим концепцию жизни поэта и его философию; рассмотрению такого аспекта темы, как использование Случевским реальных локусов для расширения времени и пространства. Научная новизна заключается в том, что в работе впервые изучено влияние реальных географических локусов на поэзию К. К. Случевского, изображение художественных образов в северной России, жизни и обычаев местных поморов, исследованы изменения перспективы в реальном локусе и расширения времени, выявлена общая «мифологема» пространства реального локуса. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что географический локус позволяет поэту не только передать впечатления об увиденном, но и открыть свою внутреннюю жизнь, а главное — через конкретное и малое воссоздать целостную картину мироздания.
Mustapha M., Agyei S. - Assessment of the impact of new media and political news channels in West Africa: on the example of Ghana and Nigeria
|
|
c. 124-129
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.36702
Abstract: Rapid technological changes that take place in recent years affect all aspects of life. The emergence and popularization of the Internet is one of the examples of how people get access to political information and news. Previous research were focused on examination of the impact of media upon the audience, or people’s distrust to new media. The online quantitative study that involved 199 respondents from Ghana and Nigeria revealed that many people read political news online, or sometimes listen to the radio in these two regions. Print media received the lowest rating, as people’s interest in it declines. The conclusion is made that the population of Ghana and Nigeria tend to read new media for political news compared to mainstream media. Therefore, mainstream media should invest adequate resources to improve their online presence and the quality of their news content. It is indicated that new media is currently the number one tool worldwide of enticing people to protest against government policies that they believe would have negative consequences for their lives. It is shocking that the majority of respondents claimed that they watch political news on TV, compared to minority who listen to radio. The authors’ special contribution lies in determination of the most frequently used means of political communication among the residents of West African countries. It opens eyes for political communication and researchers, which requires further study.
Малаховский А.К., Дургам Н. - К вопросу об изучении современной сирийской медиасистемы |
|
c. 132-146
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.8.38623
EDN: ZLPMES
Аннотация: Актуальность исследования определяется необходимостью изучения современной сирийской медиасистемы в условиях длительного вооруженного конфликта в Сирии. Объектом исследования является научная литература, посвященная медиаисследованиям. Предметом исследования являются трактовки понятия «медиасистема», содержащиеся в трудах российских, западных и арабских авторов, в контексте современных сирийских СМИ. Целью исследования является определение понятие «медиасистема», применимого к изучению современных сирийских СМИ. Для достижения цели исследования авторы, задав ряд критериев, проводят сравнительный анализ определений понятия «медиасистема», содержащихся в трудах российской научной школы, исследователей западной школы (включая работы арабских авторов, интегрированных в это направление), сирийских официальных и научных источников. Научная новизна исследования заключается в попытке обобщения определения «медиасистема» в работах представителей самых различных научных школ, а также выработке собственного определения медиасистемы Сирии, применимой к современному состоянию СМИ страны в период затяжного вооруженного конфликта. В результате проведенного сравнительного анализа определений медиасистемы авторы заключают, что медиасистема современной Сирии – это совокупность средств массовой информации на территории, подконтрольной законно избранному правительству страны, функционирующих в условиях временной фрагментации территории страны с целью восстановления информационного суверенитета. Данное определение является дискуссионным, но, по мнению авторов статьи, применимо к СМИ Сирии в условиях вооруженного конфликта.
Кунич З., Махмутай Б. - Новые коммуникационные тенденции в сербских и албанских СМИ в эпоху пандемии Covid-19 как эффективное средство формирования имиджа России на Балканах 2020-2021 гг. |
|
c. 144-154
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.5.37751
Аннотация: Целью данного исследования является выявление новых тенденций в сербских и албанских СМИ в эпоху пандемии Covid-19, которые способствовали формированию имиджа России на Балканах. Научная новизна исследования заключается в том, что данная проблематика исследуется с точки зрения тенденций и явлений, вызванных распространением пандемии COVID-19. В результате авторы дают обобщенную характеристику тому, как формируется имидж государства. В данной статье прослеживаются основные реалии отношений между Россией и Балканами. Особое внимание уделено влиянию Запада на формирование коммуникационных тенденций СМИ балканского региона. Авторы стремятся проследить процесс формирования новых течений, которые возникали в СМИ Албании и Сербии в 2020-2021 гг. Также внимание уделяется тому, какие новые тенденции появились в сербских и албанских СМИ по отношению к России на фоне пандемии. Целью данного исследования является выявление новых тенденций в сербских и албанских СМИ в эпоху пандемии Covid-19, которые способствовали формированию имиджа России на Балканах. Научная новизна исследования заключается в том, что данная проблематика исследуется с точки зрения тенденций и явлений, вызванных распространением пандемии COVID-19. В результате авторы дают обобщенную характеристику тому, как формируется имидж государства. В данной статье прослеживаются основные реалии отношений между Россией и Балканами. Особое внимание уделено влиянию Запада на формирование коммуникационных тенденций СМИ балканского региона. Авторы стремятся проследить процесс формирования новых течений, которые возникали в СМИ Албании и Сербии в 2020-2021 гг. Также внимание уделяется тому, какие новые тенденции появились в сербских и албанских СМИ по отношению к России на фоне пандемии.
Баранова Е.А., Новоселова Г.Г. - Газета «Серпуховские вести» в условиях развития интернет-технологий (1991-2021) |
|
c. 155-166
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.5.37786
Аннотация: Региональный фактор развития российского общества сегодня выдвигается на первый план, так как существует большая необходимость в медиатизации региональных пространств РФ. Статья обращена к проблемам российской региональной газетной периодики, к ее современному состоянию и тенденциям развития. Предмет исследования – развитие муниципальных газет Московской области. Этот вопрос изучен сегодня довольно слабо. На данный момент не существует ни одного полноценного исследования печатного рынка Подмосковья. Объект исследования – становление одной из газет юга Московской области – издания «Серпуховские вести» («СВ») – в эпоху интернет-технологий и медиаконвергенции. В конце XX – начало XXI вв. многие региональные газеты прекратили свое существование, но редакция «Серпуховских вестей» смогла сохранить издание благодаря помощи городских чиновников и предприятий. Однако мы приходим к выводам о том, что работа в области цифровизации издания проходит довольно плохо: «СВ» находятся на одной из первых ступеней развития данного процесса. Во многом это связано с тем, что газета подчиняется региональному Правительству и Главному управлению по информационной политике региона, испытывает давления со стороны городских и региональных властей. Власти Подмосковья позволили заниматься развитием развитием сайта газеты (svesti.ru), но у серпуховской редакции нет на это ресурсов (ни денежных, ни кадровых). Все силы журналисты отдают подготовке сухих материалов для правительственного ресурса inserpuhov.ru.
Баранова Е.А., Новоселова Г.Г. - Особенности финансовой и кадровой политики СМИ Московской области (на примере газеты «Серпуховские вести») |
|
c. 167-175
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2022.5.38003
Аннотация: Многие периодические издания находятся сегодня в постоянном поиске средств для существования. Даже федеральная пресса сталкивается с рядом проблем, которые приводят к стагнации. В провинции дела обстоят еще хуже. Объект исследования – особенности финансовой и кадровой политики региональных СМИ. Авторы рассматривают эту тему на примере старейшей газеты юга Московской области – «Серпуховские вести». Авторы приходят к выводу о том, что Правительство Московской области и Главное управление по информационной политике полностью определяют как финансовую, так и кадровую политику всех муниципальных газет региона. СМИ находятся в прямой зависимости от решений областного руководства. Всех несогласных с данной политикой легко увольняют по собственному желанию. Изучив постановления Правительства Московской области, касающиеся деятельности подмосковных муниципальных СМИ, а также проанализировав распоряжения Главного управления по информационной политике Подмосковья, авторы приходят к выводу о том, что нехватка финансирования усложняет развитие подмосковных газет. Небольшое число сотрудников с трудом выполняют требуемый объем публикаций для газеты и ее интернет-сайта. Сильно страдает качество материалов. Сотрудники муниципальных газет, в том числе «Серпуховских вестей», получают довольно низкую заработную плату – ниже средней по городу. Это снижает лояльность персонала редакции и влияет на качества текстов.
Карпов Э.С., Грабельников А.А., Гегелова Н.С., Мурзина О.В. - Концепция журналиста в онлайн-медиа и его отражение в новейшей прозе В.Пелевина |
|
c. 168-178
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.5.40875
EDN: NITXHE
Аннотация: Цифровизация, развитие интернета и медиатехнологий приводят к трансформации не только функций журналистики, но и изменению концептуальной модели журналиста, что отражается и в художественном тексте. Виктор Пелевин тонко улавливает эманации такого рода и хоть аллегорически, но достаточно точно репрезентирует в художественном постмодернистском тексте. В статье мы остановимся на исследовании образа журналиста как автора медиа-текста и его роли в формировании реальности, представленном в произведениях Пелевина. Материалом исследования послужили романы «Священная книга оборотня» (2004) и «Empire V» (2006). В работе представлены результаты анализа медиапространства, реализованного в произведениях В. Пелевина, что является предметом исследования. Новизна работы обусловлена тем, что впервые проанализирована роль журналистики в формировании хронотопа постмодернистского произведения на примере романного творчества В. Пелевина. Предпринята успешная попытка приложить знания о новостной онлайн-журналистике к медиатекстам в структуре художественного произведения. Были использованы структурно-типологический метод и структурный анализ. Статья посвящена исследованию медиапространства, которое рассматривается как симулякр реальности, в структуре художественного мира постмодернистского произведения. Доказано, что медиапространство, созданное журналистами, мозаично, его границы условны, размыты или вовсе отсутствуют, в организации пространства на разных уровнях мы видим ризоматичную структуру, автор часто использует принцип зеркала.
Кофанова Г.П., Ваганова Е.Ю. - Когнитивные механизмы формирования новых концептов в современном дискурсе СМИ Германии |
|
c. 179-189
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.5.38310
EDN: EVBIOE
Аннотация: Статья посвящена исследованию дискурса средств массовой информации Германии, обращенному к теме пандемии коронавируса. На примерах журнальных статей, телевизионных передач и блогов в социальных сетях проводится концептуальный анализ способов словообразовательной активности немецкого языка в эпоху коронавирусных ограничений. Предметом исследования являются когнитивные механизмы словообразования немецкого языка и их прагматические особенности. Объектом исследования был выбран коронавирусный дискурс немецкоязычного языкового пространства. В работе была поставлена цель реконструировать некоторые концепты дискурсивного поля «Коронавирусная инфекция», а также на базе языковых данных описать когнитивные механизмы, положенные в основу их формирования. При исследовании когнитивных механизмов словообразования были использованы методы концептуального и прототипического анализа, а также когнитивного моделирования и контекстуального анализа. Актуальность и новизна исследования заключаются в изучении и описании новейших словообразовательных явлений и тенденций немецкоязычного социального дискурса. В результате исследования были выведены и сформулированы закономерности функционирования основных когнитивных механизмов формирования концептов. Анализ дискурса СМИ Германии в период пандемии коронавирусной инфекции позволил выявить новые базовые концепты и концепты-составляющие, образующие концептуальные поля. К базовым концептам мы отнесли, например, такие как „Corona“, „Mundnasenschutz“, „Distanz“, „Lockdown“, „Panick“. В результате исследования были сделаны выводы о том, что базовые концепты образуют концептуальные поля, включающие концепты-составляющие, способы языковой вербализация которых предполагают наличие эмотивных и оценочных компонентов. Изученный и описанный языковой материал позволяет прийти к заключению, что основными когнитивными механизмами формирования концептов являются профилирование, концептуальная метафора, концептуальная метонимия и контаминация.
|
|