Litera - рубрика Журналистика
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Журналистика"
Журналистика
Кунич З., Музыкант В.Л. - Имидж Сербии в российских СМИ с точки зрения языковых приемов и его влияние на двусторонние отношения между двумя государствами в эпоху пандемии Covid-19 (2020-2022 гг.) c. 12-20

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.3.37565

Аннотация: Целью данного исследования является получение представления об особенностях восприятия российскими СМИ Сербии и выявление лингвокультурных особенностей её образа, создаваемом в российском медиапространстве. Научная новизна исследования заключается в том, что прежде в науке не проводился анализ лингвистических характеристик образа Сербии в российских СМИ. В частности, впервые на основе материалов российских СМИ исследуются лингвистические особенности создания имиджа Сербии и используемые при этом основные категории лингвокультуры русского языка. В результате проведения исследования был не только определен характер имиджа Сербии, отражаемом в российских СМИ, но и выявлены основные лексические приемы, используемые в этом процессе. Целью данного исследования является получение представления об особенностях восприятия российскими СМИ Сербии и выявление лингвокультурных особенностей её образа, создаваемом в российском медиапространстве. Научная новизна исследования заключается в том, что прежде в науке не проводился анализ лингвистических характеристик образа Сербии в российских СМИ. В частности, впервые на основе материалов российских СМИ исследуются лингвистические особенности создания имиджа Сербии и используемые при этом основные категории лингвокультуры русского языка. В результате проведения исследования был не только определен характер имиджа Сербии, отражаемом в российских СМИ, но и выявлены основные лексические приемы, используемые в этом процессе.
Гао Д. - Основные синтаксические особенности газетно-публицистического стиля китайского языка c. 29-38

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.11.36586

Аннотация: Предметом исследования являются синтаксические особенности публицистического стиля китайского языка. Объектом исследования являются медиатексты газетно-публицистического стиля китайских СМИ. Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время исследования газетно-публицистического стиля в Китае, по сравнению с исследованиями других стилей, все еще находятся на начальной стадии, между тем, как медиасистема Китая развивается стремительно и требует изучения стилистических закономерностей функционирования. Кроме того, исследование газетно-публицистического стиля также имеет большое значение при переводе с китайского на другие языки. Целью исследования является анализ синтаксических особенностей публицистического стиля китайского языка. Поставленная цель определяет задачи исследования: - изучить принципы синтаксического построения китайского медиатекста; - выявить соотношение простых и сложных синтаксических конструкций в китайском медиатексте; - проанализировать особенности наиболее распространенных предложений данного стиля; Основными методами исследования являются компонентный анализ, сопоставительный анализ, метод сплошной выборки. Новизна исследования заключается в обобщении синтаксических особенностей газетно-публицистического стиля китайского языка путем анализа типов предложений, синтаксических конструкций и компонентов предложения. Теоретическая значимость исследования связана с формулировкой основных синтаксических особенностей данного стиля в китайском языке. А практическая-в том, что результаты исследования будут полезны для создания китайских медиатекстов и для улучшения качества переводов текстов этого стиля на другие языки. Полученные результаты показали, что газетно-публицистический стиль китайского языка имеет свои уникальные языковые особенности, знание которых обеспечивает лучшее понимание китайских медиатекстов. В газетно-публицистическом стиле китайского языка часто используются специальные синтаксические средства выразительности. Эти средства могут улучшить выразительность текста, пробудить интерес читателей к чтению, а также реализовать основную функцию текстов: передачу и распространение информации.
Бабкина Е.С. - Средства массовой информации коренных народов Дальнего Востока: история возникновения и современное состояние c. 36-48

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.4.37450

Аннотация: Целью статьи является изучение истории возникновения средств массовой информации коренных народов Дальнего Востока и их современного состояния. Автор исследует факторы формирования, функции и целевое назначение, формально-содержательные особенности, основные тенденции развития средств массовой информации коренных народов Дальнего Востока в контексте политико-экономической и социокультурной ситуации XIX – XXI вв. География исследования распространяется на весь Дальневосточный федеральный округ и включает анализ содержания этнических СМИ, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Хабаровском крае, Сахалинской области и других субъектов Дальневосточного региона. Исследование, являясь филологическим по сути, базируется на междисциплинарном подходе, синтезируя знания различных наук: теории и истории журналистики, этнографии, этнологии, культурологии. В качестве основных методов исследования были использованы общенаучные методы (описательно-аналитический, системного описания, метод построения классификаций), а также специальные методы (исторический, сравнительно-сопоставительный, метод контент-анализа), элементы синхронического и диахронического метода. История становления этнических СМИ и проблемно-тематическое своеобразие национальных медиа Дальневосточного региона до настоящего времени не становились объектом комплексного исследования отечественных ученых. Новизна работы заключается в комплексном изучении средств массовой информации коренных народов Дальнего Востока в историко-типологическом аспекте, уточнении качественных характеристик дальневосточных медиа в контексте формирования актуальной структуры региональной журналистики.
Mustapha M., Agyei S. - The era of information pollution: new definition of news production in Nigeria c. 39-44

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.11.36726

Abstract: This article explores the possibility of redefining professional news production in order to suspend the disseminators of disinformation. For achieving this goal, the author examined the areas of the likely distortion of information: headlines and editors of online news. Headlines play the key role within information ecosystem, since they can deceive the audience. This is acquired by using arresting phrases to draw attention of the audience. It is determined that some editors of online news do not observe certain ethical standards, and thus, post articles without verifying the accuracy of the material. It is noted that politicians have infiltrated the online media space, which affects that the editors choose what to post. It is recommended that headlines should not only be attractive, but also written in a way not to deceive the audience, as well as the extent of influence of the political figures upon media agenda should be established. And ultimately, the people who have no experience in journalism, should be trained by an experienced journalist in order to minimize the information pollution common to the era of Internet and social networks.
Тутова Е.В., Андрейченко Л., Зидан Ж.Р. - Первые леди Ближнего Востока: изменение образа в мировых СМИ c. 59-69

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.9.38809

EDN: PVNMFH

Аннотация: Статья посвящена образу Первых леди Ближнего Востока и его влиянию на общее восприятие страны в средствах массовой информации. Основная задача исследования - определить закономерность изменения образа Первых леди в мировых средствах массовой информации. С этой целью был проведен контент-анализ российских и западных средств массовой информации, изучены заголовки и эпитеты, которыми описывали Первую леди Сирии Асму Асад, королеву Иордании Ранию, шейху Катара Мозу и принцессу Дубая Хайю. Авторами выявлена закономерность представления образа королевы Рании и шейхи Мозы как истинных ближневосточных королевских особ, которые носят самые актуальные коллекции от восточных и западных дизайнеров, посещают королевские дома по всему миру и устраивают дружеские вечеринки с европейскими королевскими особами.   Асма, которая была положительно принята много лет назад, сейчас производит впечатление отрицательного героя, так как ведет расточительный образ жизни. Принцесса Дубая Хайя - женщина, которая смогла защитить свое имя, семью и противостоять жестокому традиционному лидеру Дубая, доказав при этом свое право жить свободно при британском дворе, что является выдающимся показателем для восточных цивилизаций. Авторами было проведено это исследование для того, чтобы показать, как меняется отношение к женщинам и их правам на Ближнем Востоке и как это преподносят мировые средства массовой информации.
Ван Ю. - Национально-ориентированная автомобильная реклама в Китае c. 64-72

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.12.37192

Аннотация: В статье рассматривается специфика формирования национально-ориентированной автомобильной рекламы в Китае. Объектом исследования является китайская национально-ориентированная реклама автомобилей, а предметом – вербальные и невербальные средства её создания. Особое внимание уделяется анализу способов создания текстов национально-ориентированной автомобильной рекламы на китайском языке, в которых мультимодальные средства используются для формирования позитивного образа страны и воздействия на внутреннюю аудиторию. Цель исследования заключается в выявлении специфических черт мультимодальных средств, характерных для рекламы данного типа. В исследовании используются следующие методы: методы лексико-семантического и контекстуального анализа для выявления лингвопрагматических потенциалов текста, метод лингвокультурологического комментирования для выявления национально-культурной специфики, метод мультимодального дискурс-анализа для изучения взаимодействия семиотических комплексов в рекламе   Новизна исследования заключается в изучении национально-ориентированной автомобильной рекламы в аспекте теории мультимодальности, которая требует анализа семиотически гетерогенных кодов в рекламном тексте. Доказано, что мультимодальный комплекс в текстах китайской национально-ориентированной рекламы автомобилей обладает ярко выраженной спецификой, которая проявляется на уровне используемых вербальных и невербальных средств. Данная специфика обусловлена уникальными культурно-историческими и социальными факторами, а также особенностями китайской языковой системы. Полученные результаты в статье могут быть использованы как в практике преподавания китайского языка, так и в исследованиях по маркетинговой лингвистике.
Кузьмич С.В. - Общая характеристика современных испанских общенациональных газет: краткий обзор электронных изданий c. 70-76

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.7.38458

EDN: GWNOKH

Аннотация: Предметом данного исследования является исследование сущности и характеристика порядка и процесса цифровизации общенациональных газет Испании с точки зрения мнения читателей. Цель исследования заключается в систематизации наиболее актуальных характеристик электронных версий ведущих испанских газет с позиций их привлекательности для читателя. Методология данного исследования основана на системном подходе и включает в себя следующие методы: анализ научной литературы по теме исследования; контент-анализ электронных изданий ведущих испанских газет; метод социологического анкетирования (мини-опрос); метод статистического анализа; метод сопоставительного анализа для последующей систематизации результатов эмпирического исследования. По итогу исследования получены следующие результаты: был выявлен уровень цифрового комфорта каждого издания для читателей на основе полученных данных мини-опроса по выделенным автором критериям. Область применения результатов исследования включает в себя такие сферы, как политическая журналистика, международная журналистика, цифровая журналистика. Новизна исследования заключается в предложенной автором методике анализа и систематизации характеристик общенациональных испанских газет. Автор статьи пришел к следующим выводам: для электронных изданий современных испанских газет характерен средний уровень цифрового комфорта, что связано с отсутствием адекватной обратной связи и дифференцированной системы подписки.
Баранова Е.А. - Инновационные способы финансирования печатных СМИ и поиск путей сокращения расходов в условиях медиаконвергенции c. 87-97

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.3.37527

Аннотация: С появлением и развитием различных видов и типов средств массовой информации трансформировались их бизнес-модели, которые сформировались в первой половине XX века. Однако конвергенция СМИ стала процессом, который привел к изменениям, происходящим не только на всех стадиях – от создания до распространения контента, но и к поискам новых способов финансирования медиабизнеса. Предметом исследования является трансформация бизнес-моделей СМИ в условиях процесса конвергенции. Объект исследования – инновационные способы финансирования печатных СМИ в условиях медиаконвергенции. Автор анализирует следующие новые способы финансирования печатных СМИ: 1. создание интернет-магазинов на сайтах (продажа различных товаров на сайте издания или на специально созданном интернет-ресурсе). 2. переход на дата-журналистику (продажа полученных данных другим СМИ и (или) иным организациям; продажа услуги по визуализации данных). 3. Внедрение автоматизированных технологий (использование искусственного интеллекта для создания контента) как способ сокращения расходов. 4. Выделение площади редакции для сдачи в аренду (например, для организации форумов, конференций). Автор впервые комплексно рассматривает эти новые способы финансирования печатных СМИ. Феномен, связанный с развитием интернет-магазинов на сайтах российских СМИ, описан на основе данных, полученных в ходе глубинных интервью автора с сотрудниками ИД «Комсомольская правда», ИД «Московский комсомолец». В статье делается вывод о том, что данные способы монетизации медиабизнеса в условиях конвергенции, пока можно лишь рассматривать как дополнительные (часто очень небольшие) источники финансирования. Следует также учитывать, что опыт отдельно взятых средств массовой информации не всегда может быть успешно использован в других редакциях.
Ленкова Т.А. - Место фрейма в заголовочном комплексе креолизованного медиатекста (на материале журнала «Der Spiegel») c. 91-99

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.8.38471

EDN: YIEGTP

Аннотация: Предлагаемая статья посвящена случаям употребления фрейма в заголовочном комплексе креолизованного медиатекста. Целью работы было показать случаи использования фреймовой стратегии с помощью не только вербальных, но и визуальных средств. Анализ медиафреймирования проводился целенаправленно не на всём массиве статей, а только на заголовочном комплексе, так как именно в нём креолизация получила своё полное воплощение. Особое внимание уделено непосредственно самому термину «фрейм», его происхождению, разным дефинициям. В работе освещаются варианты классификации фрейма, а также особенности его употребления в креолизованном медиатексте на примерах online-выпусков журнала «Der Spiegel».   Новизна исследования заключается в анализе фреймовой стратегии заголовочного комплекса креолизованного медиатекста, а также в попытке исследования и сопоставления поликодовой природы креолизованного медиатекста со структурой фрейма. Кроме того, внимание уделено структуре фрейма и его практическому воплощению в виде очевидного и скрытого фрейм-набора. Как правило, понятия «фрейм» и «креолизованный медиатекст» изучаются отдельно друг от друга, хотя они имеют много общего, а потому их комплексное изучение имеет большие перспективы для медиалингвистики и журналистики. Особое внимание в дальнейшем должно быть уделено, на наш взгляд, употреблению стратегии фреймирования с целью манипулирования мнением целевой аудитории.
Ленхобоева Т.Р. - Экологическая этика буддизма в региональных СМИ (на примере Республики Бурятия): способы конструирования c. 98-105

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.11.36867

Аннотация: В статье рассматривается роль СМИ в экологизации сознания населения средствами буддийской культуры и философии. В современных реалиях особенно остро стоят проблемы экологии. Бурятия – один из трех основных буддийских регионов России наравне с Калмыкией и Тувой, поэтому в республике одним из решающих способов преодоления экологического кризиса может стать религия, в частности, буддизм с его экофильными принципами. Также отметим, что СМИ, один из активных социальных институтов, играют важную роль в формировании экологического сознания в силу того, что в настоящее время именно СМИ являются главным источником информации для граждан. Важным представляется рассмотреть способы формирования экологического сознания населения с помощью СМИ. Предметом статьи являются способы конструирования экологического сознания в региональных СМИ республики Бурятия. Цель – определить способы конструирования экологического сознания в республиканских СМИ Бурятии за пять лет (2017- 2021 гг.). Основной метод изучения – метод контент-анализа. Источниками написания статьи стали публикации сетевых изданий «Информ полис online» и «Gazeta-n1». В исследовании можно выделить два этапа. На первом этапе представлены результаты контент-анализа сетевого издания «Информ полис online» и «Gazeta-n1» с 2017 г. по 2021 г. На втором этапе исследования рассмотрены основные принципы экологической этики буддизма, представленные в публикациях об одном из основных буддийских праздниках – Сагаалгане.
Баранова Е.А., Шнайдер А.А. - Формы подачи материалов в дата-журналистике c. 98-107

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.3.37556

Аннотация: Термин дата-журналистика появился в 2005 году, однако в научной среде до сих пор так и не появилось единого определения термина «дата-журналистика», исследователи дают разные толкования. Во многом это связано с тем, что присутствуют расхождения в понимании сути явления: новое ли это направление развития журналистики или новый жанр, формат предоставления информации. В рамках подготовки данной статьи Барановой Е.А. были проведены экспертные интервью: c Константином Полесковым, редактором сайта novayagazeta.ru, Романом Анином, редактором отдела расследований «Новой газеты», Тиной Бережной, советником генерального директора по информационным технологиям телеканала «Russia Today», Алексеем Смагиным, выпускником отделения дата-журналистики Высшей школы экономики, действующим специалистом, работающим в «Новой Газете». Экспертам были заданы вопросы, касающиеся предпосылок возникновения дата-журналистики, форм предоставления материалов в дата-журналистике, развития новых компетенций у работников СМИ, этических проблем, которые могут быть связаны с развитием дата-журналистики. Предмет исследования - дата-журналистика как новое направление развития журналистики. Объект исследования - формы подачи материалов в дата-журналистике. Авторы изучили дата-материалы, опубликованные на сайтах российских и зарубежных СМИ, на платформе Яндекс. В статье выделяется пять форм подачи контента в дата-журналистике: аналитическая статья; картинка; карточки; лонгрид; интерактивный мультимедийный проект. Авторы статьи приходят к мнению о том, что дата-журналистика дает сегодня новое развитие традиционным журналистским жанрам - аналитической статье, расследованию, новостным жанрам. Развитие дата-журналистики связано с появлением этических вопросов. На сегодняшний день в России специалистов по дата-журналистике практически нет, чтобы развить это направление, необходимо реформировать образовательные программы по журналистике.
Баранова Е.А., Андрианова Д.Д. - Современный российский рынок деловой информации в условиях конкуренции ежедневных СМИ и Telegram-каналов c. 100-111

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.8.38536

EDN: WKSDKX

Аннотация: Предмет исследования – рынок деловой информации в условиях развития Telegram-каналов. Актуальность работы обусловлена возросшей конкуренцией на рынке информации между журналистами классических деловых изданий и авторами Telegram-каналов деловой направленности. Telegram-каналы деловой тематики развиваются наиболее активно. Особенно остро это ощущается в бизнес-среде. Объект исследования – контент, создаваемый журналистами классических ежедневных деловых газет (РБК, «Ведомостей» и «Коммерсанта») и авторами Telegram-каналов, которые пишут на темы, связанные с бизнесом. Мы изучали его, чтобы выяснить, как трансформируется рынок деловой информации в России. Проблема, связанная с тем, что традиционные СМИ теряют свою значимость как трансляторы общественно-значимой информации и экспертного мнения, звучит все чаще. Мы впервые рассматриваем ее на примере конкуренции ежедневных деловых СМИ и Telegram-каналов. Используя метод случайной выборки, мы рассмотрели материалы, вышедшие с 30 октября по 5 ноября 2021 года в семи Telegram-каналах, с аудиторией от 5 до 86 тыс. подписчиков. Мы рассматривали каналы, которые пишут о рынке недвижимости («Недвижимости инсайды», «Железобетонный замес», «Компромат ГРУПП», «Домострой», «Novostroyman. Москва. Недвижимость», «Недвижа», «Москвастрой»). За период с 2021 по 2022 гг. было проинтервьюировано трое авторов анонимных Telegram-каналов («Железобетонный замес», «Недвижимость инсайды» и «Novostroyman. Москва. Недвижимость»). В октябре-ноябре 2021 года были проведены экспертные интервью с представителями пресс-служб пяти российских компаний (Colliers, Stone Hedge, Knight Frank, Accent Capital, «Дом.РФ»). Авторы приходят к выводу о том, что пресс-службы компаний относятся к Telegram-каналам как к полноценным игрокам на рынке деловой информации: присылают им комментарии и пресс-релизы. Остается открытой проблема регулирования публикуемого в Telegram-каналах контента.
Неренц Д.В. - Монополизация и коммерциализация как характерные черты современной медиасистемы России и США c. 104-116

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.10.36628

Аннотация: В условиях рыночной экономики особая роль принадлежит средствам массовой информации, поскольку массмедиа представляют собой не только площадку для продвижения любой (разрешенной законодательством страны) категории товаров и услуг, но и являются основным каналом рекламы потребительских товаров, производимых в любом другом секторе экономики. Сложившаяся ситуация привела к доминированию в современной медиасреде сегмента коммерчески ориентированных СМИ, которые, как правило, входят в какой-то медиахолдинг и ставят своей целью получение прибыли любыми возможными способами, в большинстве своем посредством публикации рекламных материалов. Предметом данной статьи являются процессы коммерциализации и монополизации как главных факторов, которые привели к трансформационным процессам в медиасреде сначала в США, а потом и в России.   Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках сравнительного анализа массмедиа США и России представлено подробное описание последствий указанных процессов, выявлена степень влияния глобального медиарынка на СМИ обеих стран, сделаны выводы о дальнейших тенденциях развития журналистики в сложившихся условиях. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что высокие цели служения интересам общества, создания объективного независимого контента, достоверное освещение происходящих событий на самом деле полностью зависят от владельцев СМИ. Таким образом, открытая конкуренция, разнообразие предложений на рынке, многообразие выбора СМИ, по сути, являются несуществующими явлениями как раз вследствие процессов коммерциализации и монополизации, которые характеризуют современные российские и американские массмедиа.
Крижановский Н.И. - С искренней заботой об отечестве: публицистика М. О. Меньшикова о развитии воздухоплавания c. 112-131

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.8.38569

EDN: VEOZEA

Аннотация: Предметом исследования являются тексты русского публициста Михаила Осиповича Меньшикова о развитии отечественного воздухоплавания, рассматриваемые в свете разнородных оценок его творчества. Объектом – отображение развития отечественного воздухоплавания в творчестве известного русского журналиста начала ХХ века М. О. Меньшикова. Автор рассмотрел различные оценки творчества публициста. Важнейшая часть исследования – анализ публицистических текстов М. О. Меньшикова о развитии воздухоплавания. Значительное внимание уделяется работам публициста периода русско-японской войны и последних лет перед Первой мировой войной, где критически оценивается бюрократическая деятельность чиновников. Затронуты также проблемы своевременного снабжения армии, безопасности полетов на первых аэропланах, технического отставания Российской империи от Запада.    Основными выводами проведенной работы является утверждение неизменности патриотической, государственноориентированной позиции Меньшикова в отношении развития отечественного воздухоплавания и его способности к техническому прогнозированию. Кроме того, выявлены конкретные «слабые места» в творческом наследии публициста: увлеченность какой-либо идеей и отсутствие систематического университетского образования. Особым вкладом автора в исследование темы является комплексный анализ журналистских текстов М. О. Меньшикова в историческом аспекте. Новизна исследования заключается в выявлении в работах публициста по воздухоплаванию соединения патриотического пафоса и высокой идейности и вышеперечисленных недостатков. Проведенный анализ текстов выбранной тематики (развитие отечественного воздухоплавания), охватывающих период с 1894 по 1918 годы показал, что обвинения Меньшикова в ренегатстве и пустословии несостоятельны.
Mustapha M., Agyei S. - Assessment of the impact of new media and political news channels in West Africa: on the example of Ghana and Nigeria c. 124-129

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.11.36702

Abstract: Rapid technological changes that take place in recent years affect all aspects of life. The emergence and popularization of the Internet is one of the examples of how people get access to political information and news. Previous research were focused on examination of the impact of media upon the audience, or people’s distrust to new media. The online quantitative study that involved 199 respondents from Ghana and Nigeria revealed that many people read political news online, or sometimes listen to the radio in these two regions. Print media received the lowest rating, as people’s interest in it declines. The conclusion is made that the population of Ghana and Nigeria tend to read new media for political news compared to mainstream media. Therefore, mainstream media should invest adequate resources to improve their online presence and the quality of their news content. It is indicated that new media is currently the number one tool worldwide of enticing people to protest against government policies that they believe would have negative consequences for their lives. It is shocking that the majority of respondents claimed that they watch political news on TV, compared to minority who listen to radio. The authors’ special contribution lies in determination of the most frequently used means of political communication among the residents of West African countries. It opens eyes for political communication and researchers, which requires further study.
Малаховский А.К., Дургам Н. - К вопросу об изучении современной сирийской медиасистемы c. 132-146

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.8.38623

EDN: ZLPMES

Аннотация: Актуальность исследования определяется необходимостью изучения современной сирийской медиасистемы в условиях длительного вооруженного конфликта в Сирии. Объектом исследования является научная литература, посвященная медиаисследованиям. Предметом исследования являются трактовки понятия «медиасистема», содержащиеся в трудах российских, западных и арабских авторов, в контексте современных сирийских СМИ. Целью исследования является определение понятие «медиасистема», применимого к изучению современных сирийских СМИ. Для достижения цели исследования авторы, задав ряд критериев, проводят сравнительный анализ определений понятия «медиасистема», содержащихся в трудах российской научной школы, исследователей западной школы (включая работы арабских авторов, интегрированных в это направление), сирийских официальных и научных источников. Научная новизна исследования заключается в попытке обобщения определения «медиасистема» в работах представителей самых различных научных школ, а также выработке собственного определения медиасистемы Сирии, применимой к современному состоянию СМИ страны в период затяжного вооруженного конфликта. В результате проведенного сравнительного анализа определений медиасистемы авторы заключают, что медиасистема современной Сирии – это совокупность средств массовой информации на территории, подконтрольной законно избранному правительству страны, функционирующих в условиях временной фрагментации территории страны с целью восстановления информационного суверенитета. Данное определение является дискуссионным, но, по мнению авторов статьи, применимо к СМИ Сирии в условиях вооруженного конфликта.
Кунич З., Махмутай Б. - Новые коммуникационные тенденции в сербских и албанских СМИ в эпоху пандемии Covid-19 как эффективное средство формирования имиджа России на Балканах 2020-2021 гг. c. 144-154

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.5.37751

Аннотация: Целью данного исследования является выявление новых тенденций в сербских и албанских СМИ в эпоху пандемии Covid-19, которые способствовали формированию имиджа России на Балканах. Научная новизна исследования заключается в том, что данная проблематика исследуется с точки зрения тенденций и явлений, вызванных распространением пандемии COVID-19. В результате авторы дают обобщенную характеристику тому, как формируется имидж государства. В данной статье прослеживаются основные реалии отношений между Россией и Балканами. Особое внимание уделено влиянию Запада на формирование коммуникационных тенденций СМИ балканского региона. Авторы стремятся проследить процесс формирования новых течений, которые возникали в СМИ Албании и Сербии в 2020-2021 гг. Также внимание уделяется тому, какие новые тенденции появились в сербских и албанских СМИ по отношению к России на фоне пандемии. Целью данного исследования является выявление новых тенденций в сербских и албанских СМИ в эпоху пандемии Covid-19, которые способствовали формированию имиджа России на Балканах. Научная новизна исследования заключается в том, что данная проблематика исследуется с точки зрения тенденций и явлений, вызванных распространением пандемии COVID-19. В результате авторы дают обобщенную характеристику тому, как формируется имидж государства. В данной статье прослеживаются основные реалии отношений между Россией и Балканами. Особое внимание уделено влиянию Запада на формирование коммуникационных тенденций СМИ балканского региона. Авторы стремятся проследить процесс формирования новых течений, которые возникали в СМИ Албании и Сербии в 2020-2021 гг. Также внимание уделяется тому, какие новые тенденции появились в сербских и албанских СМИ по отношению к России на фоне пандемии.
Баранова Е.А., Новоселова Г.Г. - Газета «Серпуховские вести» в условиях развития интернет-технологий (1991-2021) c. 155-166

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.5.37786

Аннотация: Региональный фактор развития российского общества сегодня выдвигается на первый план, так как существует большая необходимость в медиатизации региональных пространств РФ. Статья обращена к проблемам российской региональной газетной периодики, к ее современному состоянию и тенденциям развития. Предмет исследования – развитие муниципальных газет Московской области. Этот вопрос изучен сегодня довольно слабо. На данный момент не существует ни одного полноценного исследования печатного рынка Подмосковья. Объект исследования – становление одной из газет юга Московской области – издания «Серпуховские вести» («СВ») – в эпоху интернет-технологий и медиаконвергенции. В конце XX – начало XXI вв. многие региональные газеты прекратили свое существование, но редакция «Серпуховских вестей» смогла сохранить издание благодаря помощи городских чиновников и предприятий. Однако мы приходим к выводам о том, что работа в области цифровизации издания проходит довольно плохо: «СВ» находятся на одной из первых ступеней развития данного процесса. Во многом это связано с тем, что газета подчиняется региональному Правительству и Главному управлению по информационной политике региона, испытывает давления со стороны городских и региональных властей. Власти Подмосковья позволили заниматься развитием развитием сайта газеты (svesti.ru), но у серпуховской редакции нет на это ресурсов (ни денежных, ни кадровых). Все силы журналисты отдают подготовке сухих материалов для правительственного ресурса inserpuhov.ru.
Баранова Е.А., Новоселова Г.Г. - Особенности финансовой и кадровой политики СМИ Московской области (на примере газеты «Серпуховские вести») c. 167-175

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.5.38003

Аннотация: Многие периодические издания находятся сегодня в постоянном поиске средств для существования. Даже федеральная пресса сталкивается с рядом проблем, которые приводят к стагнации. В провинции дела обстоят еще хуже. Объект исследования – особенности финансовой и кадровой политики региональных СМИ. Авторы рассматривают эту тему на примере старейшей газеты юга Московской области – «Серпуховские вести». Авторы приходят к выводу о том, что Правительство Московской области и Главное управление по информационной политике полностью определяют как финансовую, так и кадровую политику всех муниципальных газет региона. СМИ находятся в прямой зависимости от решений областного руководства. Всех несогласных с данной политикой легко увольняют по собственному желанию.   Изучив постановления Правительства Московской области, касающиеся деятельности подмосковных муниципальных СМИ, а также проанализировав распоряжения Главного управления по информационной политике Подмосковья, авторы приходят к выводу о том, что нехватка финансирования усложняет развитие подмосковных газет. Небольшое число сотрудников с трудом выполняют требуемый объем публикаций для газеты и ее интернет-сайта. Сильно страдает качество материалов. Сотрудники муниципальных газет, в том числе «Серпуховских вестей», получают довольно низкую заработную плату – ниже средней по городу. Это снижает лояльность персонала редакции и влияет на качества текстов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"