по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Фольклор"
Фольклор
Алиева Ф.А., Мухамедова Ф.Х. - Об особенностях сюжетосложения цикла волшебных сказок «О мачехе и падчерице» в фольклоре народов Дагестана c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.1.31831

Аннотация: Предмет исследования данной статьи – сказочная эстетика одной из богатейших областей фольклора народов Дагестана – волшебного эпоса, нашедшая яркое художественное воплощение в особенностях сюжетосложения тематического цикла сказок на сюжет «О мачехе и падчерице». Сказки данного цикла в фольклоре народов Дагестана характеризуются сюжетно-тематическим многообразием и богатством поэтических приемов и средств. Объектом исследования являются сюжетно-композиционные, стилистические и поэтические особенности волшебных сказок на всемирно известный сюжет «О мачехе и падчерице». Цель данного исследования – на фактическом материале сказок на сюжет «О мачехе и падчерице», известных в фольклоре различных народов Дагестана – аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев, рутулов, табасаранцев, ногайцев и др., используя метод сравнительно-исторического и аналитического анализа – проиллюстрировать их сюжетно-тематическое многообразие, выявить характер сказочной фантастики, обусловленный особенностями жанра. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые всесторонне рассмотрены многообразие сюжетно-тематического содержания цикла волшебных сказок, выявлена их идейно-эстетическая основа и своеобразие композиционной структуры. Таким образом, проделанный нами анализ ряда сказок «О мачехе и падчерице» подтверждает, что их сюжетно-тематическое содержание многообразно. В одних случаях сказочные действия не выходят за рамки сюжетного русла, определяемого коллизией «мачеха – падчерица», в других – в повествование включаются разнообразные побочные эпизоды фантастического содержания, полные волшебства и невероятных чудес, а в третьих – сказки, основанные на сюжете «О мачехе и падчерице», контаминируются со сказками на иной сюжет, тематику или мотив.
Резникова К.В. - К вопросу об эпическом культурном наследии коренных малочисленных народов Красноярского края c. 20-34

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.2.18917

Аннотация: Предмет исследования - эпос коренных малочисленных народов Красноярского края (эвенкийский, ненецкий, долганский, энский, селькупский, чулымский, якутский, кетский, нганасанский эпосы), в том числе эвенкийские эпические произведения. На материале полевых исследований, которые проводили студенты, аспиранты, исследователи Сибирского федерального университета, фиксируется актуальное состояние фольклора коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Проводится контент анализ эвенкийского эпоса «Храбрый Содани-богатырь», выделяются наиболее значимые образы и символы, характерные для эвенкийских эпических произведений. Применялись лингвокультурологические методы исследования, делался обзор эпических произведений коренных малочисленных народов Красноярского края, контент-анализ выбранных фрагментов эвенкийского героического эпоса. Можно сделать вывод о том, что эпосы различных этносов обладают схожей структурой: зачин-вступление (описание времени, местности, главных героев); завязка (несчастье, желание странствий, сватовство); кульминация (борьба с противниками, в роли которых могут выступать родственники будущей жены); развитие действия (женитьба, возвращение на родину богатыря). Помимо сюжетной структуры эпосам свойственны и общие мотивы, такие как изменяющий внешность гнев героя, заговаривание героем стрел для победы над соперником.
Тинякова Е.А. - Как искать образ героя (с ориентацией на национальные черты в русской народной традиционной культуре) c. 21-49

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.4.17680

Аннотация: Объектом исследования является понятие «героизм» как философское и историческое, в оcновном, на фоне социально-культурных трансформаций XX и XXI веков в России. Рассуждения исходят из дихотомии: гибель и торжество жизни. Предметом исследования является историческая дорога героизма в российской отечественной истории. Автор задается вопросом, как использовать понятие «героизм» в воспитании. Предметом исследования являются светские и религиозные формы запечатления мужества и отваги, слова и фразы русского языка, передающие и исчерпывающие смысл героизма. В исследовании использовался историко-хроникальный метод, литературно-художественный, этнический, общественно-политический, а также религиозный и светский подходы. В исследовании была применена вспомогательная историческая дисциплина−фалеристика. Основными выводами проведенного исследования является выделение вневременного компонента в понятии героизма, в основном в религиозном подходе, который менее склонен к исторической изменчивости взглядов и мнений. В статье также обращено внимание на трансформацию интерпретации исторического содержания подвигов через историю. Актуален вывод автора, что в современной социальной обстановке России понятие «героизм» стремится занять место достойной социальной ценности. Отмечена современная черта этого понятия − устремленность к жизни, а не стремление к гибели.
Колесник М.А. - Обзор изучения фольклора коренных народов Севера c. 39-59

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.3.13998

Аннотация: Предметом исследования являются научные работы, посвященные собиранию, описанию, изданию фольклора коренных народов Севера. Автор предпринимает попытку классифицировать фольклорные изыскания коренных народов Севера хронологически, а также по принадлежности фольклора к конкретной этнокультурной группе коренных народов Севера (якуты, долганы, ханты, манси, селькупы, кеты, ненцы, эвенки, нганасаны, ессейские якуты). Данный обзор позволил выявить современные проблемы изучения фольклора коренных народов Севера, сделать рекомендации по дальнейшим исследованиям культурного наследия северных и сибирских народов. Основная методология исследования связана с аналитикой существующих научных работ. Применялся сравнительно-исторический метод исследования, обзор был сделан с использованием хронологии научный публикаций о фольклоре коренных народов Севера. Основные выводы проведенного исследования связаны с фиксацией следующих мер по сохранению фольклора коренных народов Севера:– необходим переход со старых способов хранения на новые, что позволит собрать имеющиеся материалы в единую базу, даст больше возможностей для их изучения. Современные цифровые технологии обязательно должны быть использованы в целях сохранения фольклора;– с учетом того, что некоторые коренные народы в большинстве своем уже не знают национальный язык, существует необходимость перевода и публикации книг на русском и иных языках;– проведение различных мероприятий (конкурсов, фестивалей, праздников и т. д.) именно в молодежной среде, поскольку необходимо обеспечить преемственность фольклорных знаний и традиций;– должны появляться различные целевые программы, гранты направленные на сохранение, изучение и популяризацию фольклора;– введение специального фольклорного компонента в образовательные программы учреждений разного уровня (школы, колледжи, институты, университеты) не только в местах проживания коренных народов Севера, но во всех образовательных учреждениях края;– должны появляться новые сборники фольклора (песен, сказок, загадок, преданий и т. д.), не только в печатном виде, но и в форме аудиокниг, аудиозаписей, видеоматериалов, причем в цифровом виде, для того, чтобы охватить как можно более широкую аудиторию;– также необходимым представляется создание специализированных фольклорных центров, где собирались и хранились бы архивы, проводились специализированные мероприятия.
Золотова Т.А., Иванова Е.С., Плотникова Е.А. - Вятский фольклор: региональные особенности и формы презентации c. 47-55

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.3.23723

Аннотация: В настоящей статье предложена одна из возможных моделей описания обрядов перехода (посвящения) в традиционной (фольклорной) культуре. В центре внимания статьи – вятский родильный обряд. Работа выполнена на материале, собранном на территории Кировской области и северо-восточной части Республики Марий Эл по единой программе фольклорными экспедициями Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова и Марийского госуниверситета на протяжении последних десятилетий ХХ века, и представляющем собой хронологический срез родильного ритуала 20-30-х годов XX века. Сводная модель вятского родильного обряда, по мнению авторов, должна включать три типа описания: этнографическое, структурно-семиотическое и гипертекстовое (гипермедийное). По мнению авторов, представленный в статье алгоритм описания позволяет проникнуть в глубинную природу родильного обряда как обряда «двойного перехода» (в процессе родин новую сущность обретают как мать, так и ее дитя; оба включаются в социум и повышаются в статусе); уточнить региональное своеобразие обряда (основные циклы, последовательность и регулярность акций, способы организации хронотопа, закономерности в отборе персонажей, «тематические» разновидности заговорных текстов, продуктивные типы их структур, особенности лексико-морфологического, синтаксического, ритмического и собственно художественного уровней). В свою очередь мультимедийная модель реализует многомерную природу обряда: основной текст иллюстрируется графическими и / или цифровыми материалами-изображениями, нотной, а также магнитофонной записью речи и музыки, фото и видео фрагментами.
Алиева Ф.А., Мухамедова Ф.Х. - Этноспецифика песен об отходничестве селения Кубачи c. 102-108

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.6.31583

Аннотация: Предмет исследования статьи — исторически сложившиеся фольклорные традиции этнической среды. Объектом исследования является своеобразный тематический цикл песен об отходничестве в народной лирике фольклора кубачинцев — жителей высокогорного селения Кубачи Республики Дагестан, славящегося уникальным искусством ювелирного мастерства. Отходничество, как исторически закономерное явление, вызванное социально-экономическими, историческими и географическими условиями жизни края, способствовало зарождению в народе лирических песен – так называемых песен об отходничестве. В них в яркой и эмоциональной форме выражены чувства и настроения мастерового люда, вынужденного в поисках заработка покидать родные места и отправляться на чужбину. В основу нашего исследования положены сравнительно-исторический и аналитический методы, позволяющие раскрыть поэтическую природу песенных произведений, их идейно-эстетическое, художественное и историческое значение. Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые специальному анализу подвергнуты песни об отходничестве, как своеобразный песенный цикл мастеров-отходников, жителей высокогорного селения Кубачи Республики Дагестан, вынужденных в поисках заработка скитаться по различным городам и странам. таким образом, выявлено их этноспецифическое своеобразие, рассмотрены особенности тематики, определены художественные приемы, типичные для данного цикла песен.
Алчинова Г.Р. - О башкирских суевериях антропологической направленности (на примере сглаза) c. 147-153

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.6.31498

Аннотация: Предметом исследования являются башкирские суеверные приметы антропологической направленности. Суеверные приметы – сложный, относительно малоизученный жанр устного народного творчества. На материале башкирского фольклора рассматривается распространенное у многих народов суеверие – сглаз – вредоносное влияние взгляда некоторых людей на кого-нибудь или на что-нибудь. Главными причинами сглаза считается либо зависть, либо восхищение. В исследовании использованы примеры башкирских суеверных примет, касающихся сглаза, защиты от него и методов его отвода, как опубликованные, так и записанные самим автором. Для достижения поставленных целей и задач были проведены анкетирование и опрос информантов из разных районов республики, анализ собранного материала, сравнение с ранее собранным фольклором курганских и оренбургских башкир. Тема актуальна тем, что человек часто, сам того не подозревая, верит в суеверную примету, что объясняется его беспокойным состоянием, поведением, направленным на защиту и охрану себя и близких от сглаза. Исходя из собранного материала, приходим к выводу, что в народе существует множество вариантов защиты от восхищенных или недобрых взглядов. Оберегами от сглаза служат оконные узоры, орнаменты, рисунки, вышивки, предметы украшения, из серебра (башкирские женщины всегда носили серебряные монеты). Оберегающая сила приписывается также священной книге (Коран), режущим предметам (нож, ножницы), предметам растительного (рябина, можжевельник и т.д.) или животного (клык волка или медведя, коготь беркута) происхождения. В башкирской литературе, в частности в романе З. Биишевой, также часто упоминается сглаз.
Илларионов В.В., Илларионова Т.В. - Сунтарская эпическая традиция: история собирания олонхо. c. 194-200

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.4.27983

Аннотация: Предметом исследования является история собирания олонхо в Сунтарском районе Республики Саха (Якутии). Объектом исследование является эпическая традиция якутского героического эпоса олонхо. В данной статье анализируются этапы собирания олонхо сунтарского района. Хронологически исследование охватывает период с середины XIX в. и XX в. Впервые сюжет олонхо сунтарского района записал Р.К. Маак в XIX веке. XX веке значительный вклад в собирании фольклора внесли фольклористы А.А. Саввин и В.В. Илларионов. Основная методология исследования связана с аналитикой существующих научных работ. Применялся сравнительно-исторический метод исследования, обзор был сделан с использованием хронологии научных публикаций об олонхо сунтарского района. Собирание записей олонхо по сравнению с другими улусами в целом проводилось удовлетворительно. Однако отсутствие материалов по олонхо начала первой половины XX в. говорит о несистемном характере собирательской работы. На данный момент издано только три текста олонхо сунтарский сказителей, а архивные материалы недоступны широкому слою читателей. Это создает определенные трудности в исследовании эпоса данного района.
Габышева Л.Л. - Культурные коннотации ландшафтных терминов в якутском эпосе олонхо c. 284-290

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.6.31420

Аннотация: Предметом изучения работы являются метафорические значения ландшафтных терминов как фрагмента мифопоэтической картины мира якутского эпоса олонхо. Слова, обозначающие болото, тундру, овраги, буераки, сухостой, буреломы и т. п., приобретают в текстах якутского эпоса коннотации дурного нечистого места и противопоставляются словам, имеющим значение открытого ровного пространства. Последние имеют положительные оценочные эпитеты. Особое внимание в статье уделяется функциям ландшафтных терминов, которые служат своего рода маркерами границ между мирами, а также входят в состав полных имен героев олонхо, разграничивая айыы и абааhы персонажи. В широком привлечении и сопоставлении языкового, мифологического, фольклорного, этнографического и других материалов в настоящей статье заложена идея семантического единства всей культуры народа, при этом анализ текста остается преимущественно языковым. Обращаясь к семантике ландшафтных терминов, автор использует структурно-семантический метод, контекстуальный анализ, прибегает к лексикографическим источникам и сравнительно-историческим языковым сведениям. Автор впервые устанавливает коннотативные значения и функции в олонхо слов, обозначающих, с одной стороны, открытое ровное пространство, с другой стороны, болото, овраги, буераки, буреломы, тундру и т. п. Семантическая оппозиция ровный/ неровный восходит, как выявило исследование, к мифам и сохранилась в напевах старинного якутского танца оhуохай, исполняемого обычно на празднике нового года. Объединение в одном многозначном слове дойду понятий родины и степи рождает ассоциации с прообразом исторической прародины тюрков, возможно, сохранившимся в языке и памяти народа.
Егорова О.А. - К вопросу об актуализации мифологических представлений в фольклоре (на материале русских и британских сказок) c. 296-303

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.3.26650

Аннотация: Предметом настоящего исследования является специфика актуализации мифологических представлений в фольклорных произведениях. Цель работы – проследить трансформацию анимизма и тотемизма как первых важнейших верований людей в русских и британских сказках. Сравнительный анализ позволяет определить генезис исторического развития сказочного жанра, эволюцию его морально-нравственных и эстетических установок, а также влияние мифологической традиции на фантастические образы и мотивы фольклорных произведений. Материалом исследования послужил корпус текстов, отобранный из сборников русских и британских сказок. Методологическую базу статьи составил комплексный культурологический метод системного анализа в виде сравнительно-сопоставительного исследования, историко-генетического и историко-типологического сравнений. Комплексный подход позволил определить своеобразие и эволюцию мифологических представлений в двух фольклорных традициях, а также выявить влияние мифов на фантастику, сюжетный состав и систему персонажей русских и британских сказок. Научная новизна работы заключается в том, что впервые анализ генезиса мифологических воззрений в фольклоре был проведен на материале русских и британских сказок в сопоставительном аспекте. В статье делается вывод о том, что мифологические верования в фольклорных произведениях творчески переосмысливаются и служат средством передачи социально важной информации и системы ценностей людей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"