Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue 07/2021
Contents of Issue 07/2021
Question at hand
Guo C. - Project study of transformations in the works of F. Kafka and M. A. Bulgakov (The Metamorphosis and Heart of a Dog) pp. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.35794

Abstract: The subject of this research is the literary works of F. Kafka “The Metamorphosis” and M. A. Bulgakov “Heart of a Dog”. The object of this research is the metaphor of transformation in the aforementioned novels. The article employs comparative, analytical, and descriptive methods. The methodological framework is comprised of the works of Russian and Chinese scholars. The study is founded on the compilation of research experience of such Chinese authors as Liang Kun, Wen Wenwen, Zhao Lijun, and Zhang Meng), and determines the peculiarities of transformations in the works of F. Kafka and M. A. Bulgakov from the perspective of project study. Practical importance of this research lies in application of the acquired results for creating various methodological textbooks, including cross-cultural direction, for the purpose of bringing Chinese and Russian people together, improving communication, and studying Russian (or Chinese) language on the example of classical literature and analysis of the literary works by Chinese researchers. This work is also valuable for the linguists, as it enriches the knowledge in the area of foreign language research and creation of literary works. The conclusion is made that the use of the metaphor of transformations in the novels “Heart of a Dog” and “The Metamorphosis” answer the social questions faced by Kafka and Bulgakov. Although, it is important to underline the differences in the use of this metaphor as a literary technique. The transformation is associated with the personality of the protagonist. Despite the different social origin of the writers, their works resemble a concern on the social status of a person, and describe emotional torments and life difficulties of the ordinary people. The work aims to broaden the theoretical framework of the research by synthesizing the results of analytics of the selected literary works, as well profound analysis towards seeking the additional meanings of transformation in the novels of F. Kafka and M. Bulgakov in “The Metamorphosis” and “Heart of a Dog”.
Interpretation
Sangadieva E.G. - Ethnographic and mythopoetic space of the novel Big Argish by Mikhail Osharov pp. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.35920

Abstract: The problem of studying the traditional cultures of the peoples of Russia is relevant in the modern social science and humanities research. A significant role in this process is played by literature that reveals the peculiarities of ethnopoetics, worldview, and perception of the world. In fiction writing, the ethnic specificities are reflected in depiction in the natural world, everyday life, mentality, as well ethnographic features of lifestyle of a certain community. Based on the novel by Mikhail Osharov (1894-1937), the article examines the ethnographic peculiarities of depicting the world and man. Analysis is conducted on images of the characters through the specificity of their ethnopsychological consciousness and traditional worldview. The research employs semantic and axiological methods. The scientific novelty consists in the analysis of the national concept of the world through ethnographic peculiarities of depicting literary mages in the novel “Big Argish” by Mikhail Osharov. The novel was written in the Russian language, describing the unique culture, traditions and customs of the Evenki people of the early 1930s. During the political repressions, Mikhail Osharov was shot, and his artistic heritage was eliminated from the sociocultural space of the Soviet literature and literary studies. In the context of returning the names and heritage of the repressed writers, develops a new perspective of the literary works. In his novel, Mikhail Osharov preserved the peculiarities of traditional culture and everyday life of the Evenki people of the early XX century.
Linguistics
Fedorova N.V., Dudukalov E.V. - Translation of the realias of state-administrative structure and public life from English language into the Russian language pp. 22-36

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.29704

Abstract: This article provides an overview of the Russian and foreign classifications of realias, and the results of research conducted by the authors on the ways of conveying the realias of state-administrative structure and public life from the English language into the Russian language (based on the novel "Rebecca" by Daphne Du Maurier and its translation into the Russian language by G. Ostrovskaya). The goal of this is to determine the peculiarities and most effective ways of conveying the realias in the literary work, considering the specificity of literary translation, which requires preserving the flair, imagery, and aesthetic impact the original. The article employs the method of continuous sampling, quantitative estimation, linguistic observation and description, and comparative method. The conducted research contributes to studying the effectiveness of different ways of translating the realias in a literary text from the English language into the Russian language. The novelty of consist in the fact that this article is first to examine the language material and translation solutions from two perspectives – the theory of linguistic translation and the theory of interpretative translation. The conclusion is made that in conveying the realias, in some instances, the translator shifts away from the standard ways in order to make the text comprehensible for the Russian-speaking recipient. At the same time, this is the why the methods justified from the standpoint of linguistic theory of translation leads to a loss of flair and semantic nuances. The acquired materials and results can be valuable for pedagogical and educational purposes, as well as in professional English – Russian translations that contain non-equivalent vocabulary.
Keler A.I. - Category of composition in the prayer text pp. 37-46

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36019

Abstract: In linguistics at the turn of the XX-XXI centuries, the religious functional style is actively studied, which became possible as a result of changes in the socio-political situation in Russia. The subject of the study is the language of religious communication, individual religious genres, and the style system. The purpose of this work is to describe the compositional structure of previously unexplored prayers and to develop a basis for their classification. The subject of the study is the compositional structure of prayer as a genre of religious style. The research material was 120 texts of prayers of New Apostolic Christians created in a non-liturgical situation of communication. The specifics of creating prayers in this religious community is that the texts are created anew each time, while the canonical prayer "Our Father" is a model, which corresponds to the constructive principle of religious style — proto-textuality. By the method of categorical-textual analysis, it was found that each of the created prayers has a compositional structure containing in the main part from one to three compositional blocks correlated with the three main intentions of prayer — request, gratitude, praise. The study proposes to classify prayers based on the number of intentions included in the text and identifies mono-, bi- and polyintentional compositional structures of prayer texts. During the analysis of the texts, it was found that the main compositional structure found in the texts of the New Apostolic Christians is a biintentional structure containing the intentions of gratitude and requests in a strictly fixed sequence. The results of the work can be applied for further research of prayer texts in both liturgical and non-liturgical situations of communication.
Anikyan T. - Expressive means of prosody in the address On the State of the Country (on the material of the speech given by Barack Obama in 2014) pp. 47-53

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36088

Abstract: This article examines the expressive potential of prosodic means based on the 2014 State of the Union Address to Congress delivered by the President of the United States Barack Obama “On the State of the Country”. Special attention is given to the discursive characteristics of the text and the peculiarities of communicative situation, including such prosodic parameters as pausation, tone and intensity, word accents, as well as capabilities of the syllabic consonants. The author employs auditive and instrumental methods for the analysis of speech fragments of the politician, which illustrates the effectiveness of modifications of suprasegmental speech characteristics for achieving the optimal rhetorical effect in the information-enriched text. The relevance of this research is defined by need for comprehensive analysis of the political discourse and techniques used to influence the audience. The scientific novelty lies in consideration of the expressive capabilities of prosodic means in the political texts with consideration of various extralinguistic factors, as well as within the specific type of political discourse – orientation genre as a speech of information-prescriptive nature. The acquired results demonstrate the expressive potential of suprasegmental means in oral speech, and can be implemented in teaching students-philologists the principles of analysis of political texts from the perspective of expressive syntax, prosody, cognitive syllabics, and rhetoric.
Literary criticism
Yashina K.I. - The image of Bolshoye Boldino in the Russian literature: peculiarities of local text formation pp. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.33656

Abstract: The subject of this research is Bolshoye Boldino as the landmark of the Russian culture. The goal is to give characteristics to the image of Bolshoye Boldino established in the Russian literature, as well as analyze the possibility of formation of the local text. It is proven that constant traits of Boldino, such as solitude, isolation from the big world, simplicity of life, and vagueness of time boundaries, were formed based on the letters, works, and events in the life of A. S. Pushkin, and later comprehended by other authors. It is noted that the collection of texts about Bolshoye Boldino consists of the saying and interviews, fiction and folklore compositions. The research material includes the poems and an saying M. S. Petrovyh, Y. V. Drunina, D. S. Samoilov and B. A. Akhmadulina. The conclusion is made that in the Russian culture, Bolshoye Boldino resembles the place of commemoration of A. S. Pushkin, as well as the space that allows a person to achieve comprehension and mindfulness. In the aforementioned works, the image of Bolshoye Boldino in ambivalent: the space is interpreted as a place of salvation or as the origin of the tragic events in life of the poet. The author assumes that the Boldino text is in the process of formation and has low intensity, which is substantiated by its remoteness of from the cultural centers.
Dominenko N.V., Kravinskaya Y.Y. - Points of intersection of space-time planes of the foreign world in epistolary prose of the English romanticists pp. 64-79

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.35780

Abstract: The subject of this research is the points of intersection of space-time relations of the “foreign world” in such form of authorial self-expression as correspondence of the English romanticists. The goal is to examine the key elements of the chronotope of “foreign world”, and determine the peculiarities of their functionality in the romantic epistolary prose. The object of this research is the 50 letters of W. Wordsworth, 224 letters of G. G. Byron, 67 letters of P. B. Shelley, 51 letters of J. Keats, and 200 letters of R. Southey. The article employs a set of general scientific and special literary criticism methods, such as descriptive, biographical, historical-genetic, historical-functional, structural-semantic, and comparative-typological. It is established that the “foreign world” in the correspondence of English romanticists is represented by the following points of intersection of space-time planes: chronotope of the road / road meetup / traffic accident; contact / meetup / date; cities / countries / villages, with the dominant motifs of the road and contact. Leaning on the analysis of space-time plane of the “foreign world” in the correspondence of English romanticists, the conclusion is made that the chronotope of “foreign world” is a certain access code to the world pattern of English romanticists, the key category that resembles the worldview of a particular epoch, namely romanticism. The scientific novelty lies in the fact that this work is first to analyze space-time relations of “foreign world” in the correspondence of English romanticists. The future research should focus on the types and peculiarities of functionality of the chronotope of “native world” in the correspondence of English romanticists, as well as the interaction of space and time in the correspondence of English realist writers, determining and comparing the integral and variable traits characteristic to epistolary prose as a whole.
. - Comparative-semantic analysis of the adverb of time frequency in the Chinese and Russian languages pp. 80-89

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36030

Abstract: This article presents a comparative research of adverbs with the meaning of time in the Russian and Chinese languages. Analysis is conducted on the adverb of time in the Russian languages; characteristic is given to macro- and micro-aspects. Macro-description is an attempt to determine and classify the adverbs of time. Micro-aspect, first and foremost, implies semantic analysis of a specific adverb of time. The subject of this research is the adverb of time ‘always’ in the Russian language in comparison with the corresponding adverb in the Chinese language. The goal of this research consists in the analysis of semantic characteristics and variables that depend on the semantics of grammatical and pragmatic characteristics of the adverb of time frequency “always” in the Russian as compared to the Chinese language. The scientific novelty lies in description of the macro- and micro- aspects, identification of semantic and compatible characteristics of the adverb of time frequency ‘always ' in the Russian languahe in comparison with the corresponding adverb in the Chinese — 总是 [zong shi]. The acquired results indicate that the use of the adverb ‘always’ with the meaning of continuity or frequency requires fulfilling certain conditions. This article can be valuable in further research on the topic, in theory and practice of translation, as well as in teaching Russian as a foreign language to the Chinese students.
Linguistics
Danilova V.A. - Mechanisms of conveying phraseological units in the novel Eugene Onegin by A. S. Pushkin [based on the translation into the Portuguese language by Dario Moreira Castro Alves pp. 90-98

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.33697

Abstract: The object of this research is the phraseological units in translation of the novel “Eugene Onegin” by A. S. Pushkin into the Portuguese language. Analysis is conducted on the concept of phraseological units and methods of their classification in the scientific literature. The article aims to examine the methods of conveying phraseological units in the two noncognate language, as well as reveal ethnocultural differences in the set phrases denoting similar concepts. The author believes that understanding and proper interpretation of phraseological units are essential for translating foreign literature, learning and teaching foreign languages. The research employs the methods of contextual and comparative analysis of phraseological units of the Russian culture in translation of the novel, which allowed discerning the differences in cognition of the text among the native speakers of Russian and Portuguese languages. The novelty of this article lies in referring to the only existing translation of the novel “Eugene Onegin” into the Portuguese language, which was has not previously become the object of linguoculturological research. It is revealed that phraseologisms are widely used in the novel and can be classified by the degree of stability, metaphoricity and motivation word collocations. The author indicates the differences in linguistic means of conveying phraseological units in the Russian and Portuguese languages, as well as determines the ways of conveying phraseologisms in translation of the novel, such as phraseological equivalent, analogue, calquing, and descriptive translation. In translation of the meanings of Russian phraseologisms into the Portuguese language, the translator was able to achieve considerable accuracy, although it is difficult to convey the national flavor of the novel to the fullest.  
Folklore
Mukhamedova F.K., Alieva F.A. - Family and household songs in the Dargin folklore pp. 99-106

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36058

Abstract: The subject of this research is the family and household songs as one of the genre varieties of non-ritual lyrics in the Dargin folklore. They are thematically related with family life, household, customs and traditions of the Dargins. Their content reflects the typical aspects of patriarchal family of the prerevolutionary Dagestan, when due to the rigid local customary laws, women were deprived of the right to decide their fate; therefore, multiple songs resemble sadness, sorrow, suffering, and distress of the heroes. This article explores the thematic diversity of family and household songs in the Dargin folklore, their poetics and nature of visual-expressive means; as well as reveals their ideological-aesthetic, artistic, stylistic and compositional functions in poetry. The novelty of this research lies in introduction of Dargin family and household songs into the scientific discourse, as well as description of the uniqueness and poetic means and techniques used therein. Analysis of the songs demonstrated that the poetic system of song lyrics as a whole, and family-household in particular, are characterized by the use of such literary techniques as metaphor, epithet, symbols, contrasts, iteration, etc., which play a significant role in the poetic text, reflecting the emotional state and the depth of feelings of the lyrical heroes.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.

по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 07, 2021
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 20-07-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2021
Актуальный вопрос
Гуо Ц. - Проектное исследование превращений у Ф. Кафки и М.А. Булгакова («Превращение» и «Собачье сердце») c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.35794

Аннотация: Предметом исследования являются литературные произведения Ф. Кафки («Превращение») и М.А. Булгакова («Собачье сердце»). Объектом исследования является метафора превращения в повестях «Собачье сердце» и «Превращение». Для выполнения работы выбраны сравнительные методы исследования, аналитические методы и описательные методы. Методологической основой выбраны труды российских и китайских ученных. В большей степени, работа основывается на компиляции научно-исследовательского опыта китайских авторов (Лян Кун, Вэн Вэньвэнь, Чжао Липзюнь, Чжан Мэн) и выявлении особенностей превращений у Ф. Кафки и М.А. Булгакова с позиции проектного исследования. Практическая значимость работы заключается в использовании ее результатов для создания различных методических пособий, в том числе межкультурного направления с целью сближения китайского и русского народа, лучшей коммуникации и изучения русского (китайского) языка на примере классической литературы и анализа произведений китайскими исследователями. Для лингвистов работа полезна обогащением знаний в области исследования иностранного языка, построения литературных произведений. Сделан вывод, что использование метафоры превращений (трансформаций) в повестях «Собачье сердце» и «Превращение» являются определенным ответом на социальные вопросы, которые стояли перед Кафкой и Булгаковым. При этом, важно отметить различия в сущности использования данной метафоры – литературного приема. Превращение связано с вопросом личности главного героя. Несмотря на разное социальное происхождение писателей, их творения отражают обеспокоенность положением человека в обществе, в произведениях показаны душевные терзания и жизненные трудности простых людей. В перспективе работы планируется расширение теоретической базы исследования в виде объединения результатов аналитической работы выбранных литературных произведений, а так же углубление анализа в направлении поиска дополнительных смыслов превращения у Ф. Кафки и М.А. Булгакова в работах «Превращение» и «Собачье сердце».
Интерпретация
Сангадиева Э.Г. - Этнографическое и мифопоэтическое пространство романа Михаила Ошарова «Большой аргиш» c. 12-21

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.35920

Аннотация: В современных социально-гуманитарных исследованиях актуализируется проблема изучения традиционной культуры народов России. Значительное место в этом процессе занимает литература, которая раскрывает особенности этнопоэтики, мировоззрения и мировосприятия. В пространстве художественной литературы особенности национального проявляются в изображении природного мира, быта, особенностей менталитета, а также через этнографические черты образа жизни народа. В статье на примере романа Михаила Ошарова (1894-1937) рассмотрены этнографические особенности изображения мира и человека. Проанализированы образы героев через специфику этнопсихологического сознания, традиционного миропонимания. Анализ произведен на основе семантического и аксиологического методов. Научная новизна заключается в анализе национальной концепции мира через этнографические особенности изображения художественных образов в романе "Большой аргиш". Михаил Ошаров - автор, писавший на русском языке, показал самобытную культуру, традиции и обычаи эвенкийского народа начала 1930-х гг. Михаил Ошаров в период политических репрессий был расстрелян, а его творческое наследие было вычеркнуто из социокультурного пространства советской литературы и литературоведения. В современных условиях возвращения имен и наследия репрессированных писателей осуществляется новое осмысление и прочтение художественных произведений. В своем романе писатель сохранил особенности традиционной культуры и повседневного быта эвенкийского народа начала XX века.
Лингвистика
Федорова Н.В., Дудукалов Е.В. - Передача реалий государственно-административного устройства и общественной жизни с английского языка на русский c. 22-36

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.29704

Аннотация: В работе представлен обзор отечественных и зарубежных классификаций реалий и результаты проведенного авторами исследования способов передачи реалий государственно-административного устройства и общественной жизни с английского языка на русский (на материале романа Дафны Дю Морье «Ребекка» и его перевода на русский язык, выполненного Г. Островской). Цель работы — выявление особенностей и наиболее продуктивных способов передачи реалий в художественном произведении с учетом специфики художественного перевода, требующего сохранения колорита, образности, эстетического воздействия оригинала. В ходе исследования использовался ряд методов, таких как метод сплошной выборки, количественного подсчета, лингвистического наблюдения и описания, сравнительный метод. Работа вносит вклад в исследование продуктивности различных способов передачи англоязычных реалий на русский язык применительно к художественному тексту. Новизна исследования заключается в том, что языковой материал и переводческие решения анализируются как с позиции лингвистической теории перевода, так и с точки зрения интерпретативной теории перевода. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что, передавая реалии, переводчик в ряде случаев отходит от стандартных моделей перевода, что обусловлено, в первую очередь, стремлением «приблизить» перевод к русскоязычному реципиенту. В то же время, именно поэтому в некоторых случаях применение обоснованных с точки зрения лингвистической теории перевода способов перевода приводит к потере колорита, смысловых нюансов. Практическая значимость работы видится в возможности использования материалов и результатов в педагогических, образовательных целях и в профессиональной сфере при переводе на русский язык англоязычных текстов, содержащих безэквивалентную лексику.
Келер А.И. - Категория композиции в молитвенном тексте c. 37-46

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36019

Аннотация: В лингвистике рубежа XX-XXI вв. активно изучается религиозный функциональный стиль, что стало возможным в результате изменения общественно-политической ситуации в России. Предметом исследования становятся язык религиозной коммуникации, отдельные религиозные жанры, система стиля. Цель данной работы состоит в описании композиционной структуры ранее не исследованных молитв и разработке основания для их классификации. Предметом исследования выступает композиционная структура молитвы как жанра религиозного стиля. Материалом исследования послужили 120 текстов молитв новоапостольских христиан, созданных в небогослужебной ситуации общения. Специфика создания молитв в данной религиозной общности состоит в том, что тексты каждый раз создаются заново, при этом образцом является каноническая молитва «Отче наш», что отвечает конструктивному принципу религиозного стиля — прототекстуальности. Методом категориально-текстового анализа установлено, что каждая из созданных молитв имеет композиционную структуру, содержащую в основной части от одного до трёх композиционных блоков, соотносимых с тремя основными интенциями молитвы — просьбой, благодарностью, хвалой. В исследовании предлагается классифицировать молитвы на основании количества включаемых в текст интенций и выделяются моно-, би- и полиинтенциональные композиционные структуры молитвенных текстов. В ходе анализа текстов установлено, что основной композиционной структурой, встречающейся в текстах новоапостольских христиан, является биинтенциональная структура, содержащая интенции благодарности и просьбы в строго закреплённой последовательности. Результаты работы могут быть применены для дальнейшего исследования текстов молитв как в богослужебной, так и небогослужебной ситуации общения.
Аникян Т.С. - Экспрессивные средства просодии в обращении "О положении страны" (на материале выступления Барака Обамы в 2014 году) c. 47-53

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36088

Аннотация: В настоящей статье рассматривается экспрессивный потенциал просодических средств на материале обращения президента Барака Обамы с посланием Конгрессу "О положении страны" 2014 года. Особое внимание уделяется дискурсивным характеристикам текста и особенностям коммуникативной ситуации, таким просодическим параметрам, как паузация, движение тона, темп и громкость, использованию словесного ударения, а также возможностей слоговой фонетики аффектов. Автор применяет аудитивный и инструментальный методы для анализа фрагментов выступления политика, где наглядно иллюстрируется эффективность модификаций сверхсегментных свойств речи в целях достижения оптимального риторического эффекта в тексте, характеризующемся повышенной информационной насыщенностью. Актуальность исследования определяется необходимостью всестороннего изучения политического дискурса и используемых в нем способов воздействия на аудиторию. Научная новизна исследования состоит в том, что выразительные возможности просодических средств в политическом тексте рассматриваются с учетом различных факторов экстралингвистического характера и анализируются в рамках их функционирования в конкретной разновидности политического дискурса – ориентационном жанре как речи информационно-прескриптивного характера. Результаты, полученные в ходе исследования, демонстрируют экспрессивный потенциал сверхсегментных средств в устной речи и могут применяться в практике обучения студентов-филологов принципам анализа политических текстов с точки зрения экспрессивного синтаксиса, просодии, когнитивной силлабики и риторики.
Литературоведение
Яшина К.И. - Образ Большого Болдина в русской литературе: особенности формирования локального текста c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.33656

Аннотация: Предмет рассмотрения в данной статье – Большое Болдино как знаковое пространство русской культуры. Цель исследования заключается в том, чтобы охарактеризовать образ Большого Болдина, сложившийся в русской литературе, и проанализировать возможность образования локального текста. Доказывается, что константные черты Болдина, такие как уединенность, отдаленность от большого мира, простота быта и размытость временных границ, сформировались благодаря письмам, произведениям и событиям жизни А. С. Пушкина, а впоследствии были осмыслены другими авторами. Отмечается, что корпус текстов о Болдине состоит из высказываний и интервью, произведений художественной литературы и фольклора.   Материалом исследования стали стихотворения и высказывания М. С. Петровых, Ю. В. Друниной, Д. С. Самойлова и Б. А. Ахмадулиной. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что Большое Болдино в русской культуре – это место памяти, связанное с именем А. С. Пушкина, а также пространство, где человек способен достигнуть состояния понимания и осознания. Образ Болдина в рассмотренных произведениях двойственный: пространство трактуется как место спасения или как место, где берут начало трагические события жизни поэта. Высказывается предположение о том, что Болдинский текст находится в процессе формирования и обладает малой интенсивностью, что, по мнению автора, связано со значительной удаленностью Болдина от культурных центров.
Доминенко Н.В., Кравинская Ю.Ю. - Точки пересечения пространственно-временных планов «чужого мира» в эпистолярной прозе английских романтиков c. 64-79

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.35780

Аннотация: Предметом исследования являются точки пересечения временных и пространственных отношений «чужого мира» в такой форме авторского самовыражения, как переписка английских поэтов-романтиков. Цель данного исследования – рассмотреть ключевые слагаемые хронотопа «чужого мира» и выявить особенности их функционирования в романтической эпистолярной прозе. Объектом исследования выступили 50 писем У. Вордсворта, 224 письма Дж. Г. Байрона, 67 писем П. Б. Шелли, 51 письмо Дж. Китса, 200 писем Р. Саути. В ходе исследования был использован комплекс общенаучных и специальных литературоведческих методов, среди которых: описательный, биографический, историко-генетический, историко-функциональный, структурно-семантический, сравнительно-типологический.   Авторами статьи было установлено, что «чужой мир» в корреспонденции английских поэтов-романтиков представлен такими точками пересечения пространственно-временных планов как: хронотоп дороги / дорожной встречи / дорожного происшествия; контакта / встречи / свидания; города / страны / деревни, где доминантными мотивами являются мотивы дороги и контакта. На основе анализа пространственно-временных планов «чужого мира» в переписке английских романтиков, был сделан вывод о том, что хронотоп «чужого мира» является определенным кодом доступа к модели мира английских романтиков, ключевой категорией, выводящей нас на картину мира определенной эпохи, в частности, романтизма. Научная новизна исследования заключается в том, что до настоящего времени, пространственно-временные отношения «чужого мира» в переписке английских романтиков, целенаправленно не анализировались. В дальнейшем представляется перспективным исследовать виды и особенности функционирования хронотопа «своего мира» корреспонденции английских романтиков, а также взаимодействие пространства и времени в переписке английских писателей-реалистов, сравнить и выявить интегральные и вариативные признаки, характерные для эпистолярной прозы в целом.
Цзинь Л. - Сопоставительно-семантический анализ наречия частоты времени в китайском и русском языках c. 80-89

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36030

Аннотация: Исследование посвящено сопоставительному изучению наречия со значением времени в русском и китайском языках. В работе анализируется наречие времени русского языка, дается характеристика макро- и микроаспектов. Макроописание – это попытка определить и классифицировать наречия времени. Микроаспект подразумевает в первую очередь семантический анализ конкретного временного наречия. Предметом исследования является наречие времени ‘всегда’ в русском языке в сравнении с соответствующим наречием китайского языка. Цель исследования – провести анализ семантических характеристик и зависимых от семантики грамматических и прагматических свойств наречия частоты времени ‘всегда’ в русском языке в сопоставлении с китайским языком. Для реализации цели в работе используются следующие методы: описательный метод, метод семантического анализа, метод компонентного анализа, метод подтверждения примером. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем дана характеристика макро- и микроаспектов, выявлены семантические и сочетаемостные характеристики наречия частоты времени ‘всегда’ в русском языке в сопоставлении с соответствующим наречием в китайском языке — 总是 [цзун ши] ‘всегда’. Согласно обобщенным в заключении результатам работы, использование наречия ‘всегда’ со значением долгосрочности или частотности требует выполнения определенных условий. Работа может быть полезной при проведении дальнейших исследований на данную тему, в теории и практике перевода, а также при обучении китайских студентов русскому языку как иностранному.
Лингвистика
Данилова В.А. - Механизмы передачи фразеологических единиц в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» [На материале перевода Дарио Морейра Кастро Алвеса на португальский язык] c. 90-98

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.33697

Аннотация: Объектом исследования являются фразеологические единицы в переводе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на португальский язык. Рассматривается объем понятия фразеологических единиц и способы их классификации в научной литературе. Цель данного исследования – проанализировать способы передачи фразеологизмов в двух неродственных языках и выявить этнокультурные различия устойчивых сочетаний, обозначающих схожие понятия. Автор полагает, что понимание и верная интерпретация фразеологических единиц необходимы для перевода иностранной литературы, изучения и преподавания иностранных языков. Методами исследования послужили контекстуальный и сопоставительный анализ фразеологических единиц русской культуры в переводе романа, что позволило определить различия когниции текста у носителей русского и португальского языков.   Новизна работы заключается в обращении к единственному переводу романа «Евгений Онегин» на португальский язык, который ранее не являлся объектом исследования в аспекте лингвокультурологии. Выявлено, что фразеологизмы широко используются в исследуемом романе и могут быть классифицированы по степени устойчивости, метафоричности и мотивированности словосочетаний. В результате исследования были обозначены различия языковых средств передачи фразеологических единиц в русском и португальском языках, и установлены способы передачи фразеологизмов в переводе романа, такие как фразеологический эквивалент, аналог, калькирование и описательный перевод. Передавая значения русских фразеологизмов на португальский язык, переводчику удалось добиться значительной точности, однако передача национального колорита романа в полной мере представляется сложно выполнимой задачей.
Фольклор
Мухамедова Ф.Х., Алиева Ф.А. - Семейно-бытовые песни в фольклоре даргинцев c. 99-106

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36058

Аннотация: Предмет исследования – семейно-бытовые песни, одна из жанровых разновидностей необрядовой лирики в фольклоре даргинцев. Тематически они связаны с семейной жизнью, бытом, нравами и традициями народа. Основное их содержание отражает типические стороны патриархальной семьи дореволюционного Дагестана, когда девушка, зависимая от суровых горских адатов, была не вправе самостоятельно решать свою судьбу, и потому во многих песнях звучат печаль, тоска, страдания и переживания их героев. Цель данного исследования – рассмотреть тематическое многообразие семейно-бытовых песен в фольклоре даргинцев, их поэтику и характер изобразительно-выразительных средств, выявить их идейно-эстетическую, художественную, стилистическую и композиционную функции в поэтическом произведении. При исследовании материала нами были использованы сравнительно-исторический и филологический методы.   Новизна исследования заключается в том, что в нем на материале даргинских семейно-бытовых песен, впервые вводимых в научный оборот, раскрывается их тематическое и художественное богатство, выявляется своеобразие используемых в них поэтических приемов и средств. Анализ песен показал, что для поэтической системы песенной лирики в целом и конкретно – семейно-бытовой поэзии – характерно использование таких художественных приемов, как метафора, эпитет, символы, контрасты, повторы и др., которые играют большую роль в поэтическом тексте, способствуя раскрытию душевного состояния, выражению глубины чувств лирических героев.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"