Litera - 4 2020 . - - . ISSN: 2409-8698 - NotaBene
Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Litera" > Contents of Issue 04/2020
Contents of Issue 04/2020
Literary criticism
Shvets A.V. - The establishment of media reflection in the poetics of Russian avant-garde: objectification of the word pp. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30749

Abstract: This paper examines the reflection of the representatives of Cubo-futurism and related art community (N. Kulbin, A. Kruchenykh, N. Burliuk) on the artistic expression and poetics of literature. The object of this research is the articles by N. Kulbin (“Liberal Arts as the Basis of Life”, “Meaning of the Theory of Art” in compilation “The Studio of Impressionists”, 1910), pamphlet “Declaration of the Word as Such” (written in 1913 by N. Kulbin, A. Kruchenykh), manifest of N. Kulbin “What the Word Is” (1914), articles by N. Burliuk (“Cubism”, “Texture” in compilation “Slap to a Public Taste”, 1913, “Poetic Beginnings” and “Supplementum to a Poetic Counterpoint” from the “First Journal of Russian Futurists”, 1914. The subject of this research is the evident in these articles orientation towards putting medium to the forefront, which is understood as a material basis of the text. The texts of all articles highlight the core metaphors that set a new understanding of a word as material and media whole. The scientific novelty of this study consists in referring to the process of metaphorical comprehension of a word as a material phenomenon, which has not been previously subjected to detailed analysis in Russian or foreign research tradition. The conclusion is made that due to sequential usage of metaphors (from the area of natural sciences or everyday experience) a word becomes a material object, manipulation with the physical image of which transform the connoted meaning.
Kravinskaya Y.Y., Khlybova N.A. - Deconstruction of metanarrative in postcolonial text: interpretation of Christian code in Keri Hulmes novel The Bone People pp. 11-19

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.31022

Abstract: This article examines the projection of the European metanarrative in postcolonial text on the example of deconstruction of the Christian metanarrative in Keri Hulme’s novel “The Bone People” (1985). The concept of “metanarrative” is described through the prism of literary studies as a criterion for analyzing the evolution of literary process in the era of postmodernism. In postcolonial research, metanarrative has vast theoretical potential and manifests as a dominant code dictated by the European culture as a dominant one, culture of colonized nations, which makes the authors of postcolonial period refer to the method of deconstruction of metanarratives of the former colonialists. Practical analysis is conducted on the postcolonial novel that interpreted such components and the storyline, imagery of the heroes, and paratextual level. The scientific novelty of this study consists in the fact that the literary process in New Zeland as a whole, and works of the representatives of Maori Renaissance in particular, are insufficiently studied by the contemporary scholars. The analysis of deconstruction of the Christian metanarrative in postcolonial text allows making the following conclusions: uniqueness of deconstruction of metanarrative in a postcolonial text is based on application of the counter-discursive strategies, which include reference to the elements of metanarrative, presentation as a part of colonial discursive field, and authorial transformation for inscribing them into postcolonial space.
Grechushkina N.V. - Tragic epos of the Great Patriotic War in the story by Mikhail Sholokhov Fate of a Man" pp. 20-29

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32379

Abstract: The subject of this research is analysis of the tragic and epic in in the story written by Mikhail Sholokhov “Fate of a Man". In development of the theme of national tragedy of the Great Patriotic War, the author describes it as a tragic stage of the circuit of history and existence, connects tragic and epic in composition with the national patriotic position of M. A. Sholokhov, confrontation between a person and fate, conflict of good and evil. The object of this research is to determine the unity of tragic and epic in the story “Fate of Man”, leaning on composition and problematic of the work. The author uses the method of philosophical-religious interpretation, systemic-holistic and structural-typological methods, The novelty of this study consists in the new meaning of the image of Andrey Sokolov through the prism of tragic and epic beginnings. The conducted analysis of the story “Fate of Man” underlines a vast range in life of the people during the time of Great Patriotic War, and identify the story by Mikhail Sholokhov with the epos. The tragic is a part of artistic space, and is characterized by continuity of the world literature traditions. Tragic and epic beginnings emphasize the value of human life, the priority of happiness and peace between the nations.
Linguistics
Li Y. - Precedent name and its connotations pp. 30-36

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32815

Abstract: This work gives special attention to examination of precedent name and its connotative meaning in mass media texts. Precedent name is viewed as a result of semantic condensation of the corresponding precedent text and/or precedent situation. The purpose of using precedent name in speech consists in giving a concise and brief characteristic to the subject of assessment through the system of meaningful standards, clichéd images that became an etalon of certain qualities of a person within the framework of the culture, as well as in expressing a subjective attitude that can be negative or positive. In the course of research, the author applies the method of contextual analysis, component analysis and comparative analysis. Precedent name, being the means for preservation of achievements of spiritual culture of the society and conveying ethical and aesthetical norms from generation to generation, simultaneously represents the way of expressing subjective assessment in the atypical context of application, which leads to the extension of its communicative functions and emergence of potential (and eventually realistic) secondary meanings, as well as reflects a dynamic situation of a cultural linguistic community.
Linguistics
Fazlyeva Z.K. - The role of youth jargon within the system of Russian language pp. 37-45

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30799

Abstract: Despite the fact that youth jargon in a certain way reflects the worldview of young people, the Russian linguistics did not dedicated due attention to this question. At some point, significant contribution to the research of this problematic was made by the experts in linguistics such as A. M. Selischev, E. D. Polivanov, M. A. Grachev, V. M. Mokienko, etc. However, there are still gaps and multiple controversial issues in studying this phenomenon. One of them pertains to terminological definition of this concept, since there is no evident characteristics and properties that allow to clearly differentiate it from other linguistic phenomena, such as argot, slang, dialect, sociolect. There is also no unified system of dictionary noted for lexicographic fixation of jargon units, as well as systematized description for youth jargon in various Russian regions. Youth jargon represents rich material for linguistic analysis, since it has diverse lexical composition – alongside multiple neologisms and foreign borrowings, it contains a significant portion of archaic lexicon. Examination of jargon reveals certain mechanism of word formation, uncommon for the standard lexicon. Knowledge and application of such lexicon is essential for better understanding of the modern fiction literature and periodicals, modern colloquial, translation activity, as well as social differentiation of national language.
Abliametova S.M., Sattarova Z.M. - Word formation as a source of synonymy in the Crimean Tatar language pp. 46-52

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32777

Abstract: The subject of this research is the problem of word formation in the Crimean Tatar language. The object of this research is the synonyms in the Crimean Tatar language. Synonyms contribute to clarity of expression of one or another meaning, enrich the literary language and enhance its expressiveness. The goal of this work consists in examination of word formation capabilities in the Crimean Tatar language as a source of synonymy. An important question for understanding the nature of synonymy in lexical-semantic composition of the modern Crimean Tatar language is the questions on the factors of the emergence of synonyms. In the Crimean Tatar linguistics, this question requires a detailed examination. The novelty of this research lies in the analysis of word formation as a source of synonymy. A conclusion is formulated that the lexicon of Crimean Tatar language is being enrich mostly due to the word formation. The rich word formation capabilities of the language allow creating a wide variety of derivatives based on the existing patterns. The skill of using the word formation capabilities of the language significantly enriches the speech, allows to create lexical and semantic neologisms, expands synonymy of the language. Word formation is one of the source of synonymy.
Comparativism
Galysheva M.P. - Impact of F. M. Dostoyevskys novel The Idiot upon the F. Mauriacs novella The Lamb: the problem of an atoning sacrifice pp. 53-65

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30157

Abstract: The subject of this research is the F. Mauriac’s novella “The Lamb” viewed from the perspective of impact of Dostoevsky’s novel “The Idiot” upon it. The goal is to establish and describe the coincidences and similarities between the texts on the level of poetics of the plot and literary details, as well as methods of creating the characters and psychologism, interpreted by Mauriac as conscious borrowings. The author attempts to determine the key points of the religious-philosophical polemics between Dostoevsky and Mauriac. The focus of this research is the central for Mauriac’s novel and just one of the difficult themes in Dostoevsky’s novel question of the atoning sacrifice of a beautiful, “Christ-like” person. The main conclusion consists in the fact that Mauriac structures the protagonist’s storyline leans on the impossibility for Dostoevsky’s heroes to resolve the question on reasonableness of the atoning sacrifice: if “The Idiot” ends with a tragedy and total fiasco of a positive and beautiful character, whose sacrifice became deleterious, the sacrifice of Xavier became salvific and filled with sacred meaning. At the same time, the visible artistic reality and harmoniousness of Mauriac’s creation is possible due to simplification and unification of problematic of the Russian precedent text.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.

Электронный журнал Litera - №4 за 2020 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8698 - Издательство NotaBene
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Содержание № 04, 2020
Выходные данные сетевого издания "Litera"
Номер подписан в печать: 07-05-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8698
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2020
Литературоведение
Швец А.В. - Становление медийной рефлексии в поэтиках русского авангарда: опредмечивание слова c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30749

Аннотация: В статье рассматривается рефлексия кубофутуристов и связанных с этим кружком деятелей искусства (Н.Кульбин, А.Кручёных, Н.Бурлюк) о художественном творчестве и поэтике литературы. Объект – статьи Н.Кульбина («Свободное искусство как основа жизни», «Значение теории искусства» в сборнике «Студия импрессионистов», 1910), листовка «Декларация слова как такового» (апрель 1913, написанная Н.Кульбиным и А.Кручёных), манифест Н.Кульбина «Что есть слово» (1914), статьи Н.Бурлюка («Кубизм», «Фактура» в сборнике «Пощёчина общественному вкусу», 1913, «Поэтические начала» и «Supplementum к поэтическому контрапункту» из «Первого журнала русских футуристов», 1914. Предметом исследования является считываемая в этих статьях установка на выведение на первый план медиума. Вослед методологии Дж.МакГанна, И.Дракер, Дж.Прессман и Н.К.Хейлз медиум понимается как материальная основа текста. В текстах всех статей выделяются осевые, ключевые метафоры, которые задают новое понимание слова как материально-медийного целого. Научная новизна исследования заключается в обращении к процессу метафорического осмысления слова как материального явления, который не подвергался детальному рассмотрению в отечественной и зарубежной исследовательской традиции (представленной такими учёными, как Н.Харджиев, Н.Гурьянова, О.Ханзен-Лёве, Дж.Янечек и др.). Основными выводами исследования являются следующие: за счёт последовательного употребления метафор (из области естественных наук и повседневного опыта) слово или словесный объект уподобляется объекту материальному, предмету, манипуляции с физическим обликом которого преображают коннотируемый им смысл.
Кравинская Ю.Ю., Хлыбова Н.А. - Деконструкция метарассказа в постколониальном тексте. Преломление христианского кода в романе Кери Хьюм «The Bone People» c. 11-19

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.31022

Аннотация: В статье рассмотрена проекция европейского метарассказа в постколониальном тексте, на примере деконструкции христианского метарассказа в романе Кери Хьюм «The Bone People» (1985). Понятие «метарассказ», в данном случае, представлено через призму литературоведческих исследований в качестве критерия анализа развития литературного процесса в эпоху постмодернизма. В постколониальных исследованиях метарассказ, обладая большим теоретическим потенциалом, выступает в роли доминантного кода, навязанного европейской культурой, как господствующей, культурам колонизированных народов, что способствует обращению авторов-постколониалистов к приему деконструкции метарассказов бывших колонизаторов. Авторами статьи выполнен практический анализ постколониального романа, в котором получили интерпретацию такие компоненты произведения как сюжет, образность героев, паратекстуальный уровень. Наряду с общелогическими методами проведения исследования, были применены сравнительный метод и метод интерпретации. Научная новизна проведенного изыскания заключается в том, что литературный процесс Новой Зеландии, в целом, и творчество представителей маорийского ренессанса, в частности, недостаточно изучены отечественными исследователями. Анализ деконструкции христианского метарассказа в постколониальном тексте позволяет сделать следующие выводы: уникальность деконструкции метарассказа в постколониальном тексте основана на применении контрдискурсивных стратегий, которые включают в себя обращение к элементам метарассказа, презентация как части колониального дискурсивного поля, а затем авторская трансформация с целью вписать их в постколониальное пространство.
Гречушкина Н.В. - Трагический эпос Великой Отечественной войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» c. 20-29

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32379

Аннотация: Предмет исследования данной статьи является анализ трагического и эпического в рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова. В развитии темы народной трагедии Великой Отечественной войны автор стремится представить ее трагическим этапом круговорота истории и бытия; связывает трагическое и эпическое в произведении с народно-патриотической позицией М.А. Шолохова, противостоянием личности судьбе, конфликтом добра и зла. Объектом исследования являются жанровые, сюжетно-композиционные, тематические особенности рассказа «Судьба человека». Цель данного исследования – выявить единство трагического и эпического в рассказе «Судьба человека», опираясь на композицию и проблематику произведения. Методологической основой работы стало развитие концепций Д. Благого, В. Заворского, К. Каспера, Э.Ф. Кондюриной, Н.Д. Котовчихиной, И.С. Леонова, М. Новикова, Л.Г. Сатаровой, Н.В. Стюфляевой. Автор статьи использует метод философско-религиозной интерпретации, системно-целостный и структурно-типологический методы. Новизна исследования видится в новых смыслах образа Андрея Соколова сквозь призму трагического и эпического начал. Таким образом, проделанный нами анализ рассказа «Судьба человека» позволяет говорить о широком диапазоне жизни народа во время Великой Отечественной войны и отождествлять рассказ М.А. Шолохова с эпосом. Трагическое является частью художественного пространства, характеризуется преемственностью традиций мировой литературы. Трагическое и эпическое начала утверждают ценность жизни человека, приоритет счастья и мира между народами.
Лингвистика
Ли Я. - Прецедентное имя и его коннотации c. 30-36

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32815

Аннотация: В данной работе особое внимание уделяется изучению прецедентного имени и его коннотативных значений в текстах СМИ. Прецедентное имя рассматривается как результат семантической конденсации соответственного прецедентного текста и/или прецедентной ситуации. Цель употребления прецедентного имени говорящим заключается не только в том, чтобы дать емкую и краткую характеристику предмету оценки через систему значимых стандартов, клишированных образов, ставших эталоном определенных качеств человека в рамках данной культуры, но и в том, чтобы выразить субъктивное отношение – положительное или отрицательное. В процессе исследования мы в основном используем метод контекстного анализа, метод компонентного анализа и сравнительно-сопоставительный метод. Прецедентное имя как средство сохранения достижений духовной культуры социума и передачи этических и эстетических норм от поколения к поколению, является одновременно и средством выражения субъективной оценки в нестандартном контексте употребления, что приводит к расширению его коммуникативных функций и возникновению потенциальных (в перспективе – реальных) вторичных значений, и отражает динамическую ситуацию культурного языкового сообщества.
Языкознание
Фазлыева З.Х. - Место молодежного жаргона в системе русского языка c. 37-45

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30799

Аннотация: Несмотря на то, что молодёжный жаргон определённым образом отражает мировоззрение современных молодых людей, в отечественной лингвистике этому вопросу не уделено специального должного внимания. В свое время значительный вклад в проблематику внесли такие корифеи языкознания, как А.М.Селищев, Е.Д.Поливанов, М.А.Грачев, В.М.Мокиенко и другие. Однако, в изучении феномена молодежного жаргона еще существуют лакуны, имеется много спорных вопросов. Один из них касается терминологического определения данного понятия, не выявлены специфические характеристики и свойства, позволяющие достаточно четко отличить его от таких языковых явлений, как, например, арго, сленг, диалект, социолект. Отсутствует единая система словарных помет для лексикографической фиксации жаргонных единиц, отсутствуют систематизированные описания молодежного жаргона разных регионов России и прочее. При всем том молодежный жаргон представляет собой богатый материал для языкового анализа, поскольку обладает высокой неоднородностью лексического состава - наряду с многочисленными неологизмами, иностранными заимствованиями, в нем обнаруживается значительное количество архаической лексики. Изучение жаргона раскрывает некоторые механизмы словопроизводства, не характерные для стандартной лексики. Знание и применение такой лексики необходимо для успешного понимания современной художественной литературы и периодики, для переводческой деятельности и для полного представления о современной разговорной речи, а также о социальной дифференциации национального языка.
Абляметова С.М., Саттарова З.М. - Словообразование как источник синонимии в крымскотатарском языке c. 46-52

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.32777

Аннотация: Предметом исследования послужила проблема словообразования крымскотатарского языка. Объектом исследования являются синонимы крымскотатарского языка. Синонимы способствуя обеспечению точности выражение того или иного значения обогащают литературный язык и усиливают выразительную силу языка. Целью работы является исследование словообразовательных возможностей крымскотатарского языка, как источника синонимии. Важным для понимания природы синонимии в лексико-семантическом составе современного крымскотатарского языка является вопрос о причинах появления синонимов. В крымскотатарском языкознании этот вопрос требует подробного изучения. При написании данной работы для достижения целей исследования были использованы описательный метод и метод дистрибутивного анализа. Новизной исследования является анализ словообразования, как источника синонимии. Выводы.Лексика крымскотатарского языка обогащается прежде всего за счет словообразования. Богатые словообразовательные возможности языка позволяют создавать огромное количество производных слов по готовым моделям. Умение пользоваться словообразовательными возможностями языка значительно обогащает речь, позволяет создавать лексические и семантические неологизмы, расширять синонимию языка. Словообразование является одним из источников синонимии.
Компаративизм
Галышева М.П. - Влияние романа Ф.М. Достоевского "Идиот" на повесть Ф. Мориака "Агнец": проблема искупительной жертвы c. 53-65

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.4.30157

Аннотация: Предметом исследования является повесть Ф. Мориака «Агнец», рассмотренная в аспекте влияния на неё романа Достоевского «Идиот». Цель статьи – не только установить и описать совпадения и переклички между текстами на уровне поэтики сюжета и художественных деталей, а также методов построения характеров персонажей и психологизма, интерпретируемые со стороны Мориака как сознательные заимствования, но выявить основные узлы полемики, в которую вступает с Достоевским Мориак в религиозно-философском плане своего произведения. В фокусе исследования – центральная для «Агнца» Мориака и лишь одна из сложного комплекса проблематики романа Достоевского проблема – вопрос об искупительной жертве положительно прекрасного, «христоподобного» человека. В статье используются структурно-аналитический и компаративистский методы, с помощью которых выявляются главные моменты творческого диалога, который ведёт с русским автором Мориак относительно философско-религиозной проблематики произведений. Основными выводами исследования становится то, что Мориак, выстраивая сюжетную линию главного персонажа, отталкивается от невозможности для героев Достоевского разрешить вопрос о возможности и целесообразности жертвенного искупления, ставший центральным для его собственной повести: тогда как «Идиот» оканчивается трагедией и полным фиаско положительно прекрасного героя, чья жертва оказалась губительной, жертва Ксавье стала спасительной и исполненной сакрального смысла. В то же время видимая художественная цельность и гармоничность творения Мориака происходит за счет упрощения и обеднения проблематики русского прецедентного текста.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"