Статья 'Газета «Серпуховские вести» в условиях развития интернет-технологий (1991-2021)' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Газета «Серпуховские вести» в условиях развития интернет-технологий (1991-2021)

Баранова Екатерина Андреевна

ORCID: 0000-0003-1794-9936

доктор филологических наук

профессор, кафедра квалиметрии, коммуникационного менеджмента и управления отношениями

129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4

Baranova Ekaterina Andreevna

Doctor of Philology

Professor, Department of Qualimetry, Communication Management and Relationship Management

4 Wilhelm Peak str., Moscow, 129226, Russia

kat-journ@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Новоселова Галина Германовна

пресс-секретарь, ФГКУ "Росгеолэкспертиза"

115184, Россия, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 34

Novoselova Galina Germanovna

Press Secretary, FGKU "Rosgeolexpertiza"

115184, Russia, g. Moscow, ul. Malaya Ordynka, 34

novoselovagalina@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2022.5.37786

Дата направления статьи в редакцию:

03-04-2022


Дата публикации:

16-05-2022


Аннотация: Региональный фактор развития российского общества сегодня выдвигается на первый план, так как существует большая необходимость в медиатизации региональных пространств РФ. Статья обращена к проблемам российской региональной газетной периодики, к ее современному состоянию и тенденциям развития. Предмет исследования – развитие муниципальных газет Московской области. Этот вопрос изучен сегодня довольно слабо. На данный момент не существует ни одного полноценного исследования печатного рынка Подмосковья. Объект исследования – становление одной из газет юга Московской области – издания «Серпуховские вести» («СВ») – в эпоху интернет-технологий и медиаконвергенции. В конце XX – начало XXI вв. многие региональные газеты прекратили свое существование, но редакция «Серпуховских вестей» смогла сохранить издание благодаря помощи городских чиновников и предприятий. Однако мы приходим к выводам о том, что работа в области цифровизации издания проходит довольно плохо: «СВ» находятся на одной из первых ступеней развития данного процесса. Во многом это связано с тем, что газета подчиняется региональному Правительству и Главному управлению по информационной политике региона, испытывает давления со стороны городских и региональных властей. Власти Подмосковья позволили заниматься развитием развитием сайта газеты (svesti.ru), но у серпуховской редакции нет на это ресурсов (ни денежных, ни кадровых). Все силы журналисты отдают подготовке сухих материалов для правительственного ресурса inserpuhov.ru.


Ключевые слова:

региональная пресса, региональная журналистика, медиаконвергенция, интернет-технологии, цифровизация СМИ, муниципальная пресса, СМИ Московской области, Серпуховские вести, медиарынок, пресса Подмосковья

Abstract: The regional factor of the development of Russian society is coming to the fore today, as there is a great need for the mediatization of the regional spaces of the Russian Federation. The article addresses the problems of the Russian regional newspaper periodicals, its current state and development trends. The subject of the study is the development of municipal newspapers in the Moscow region. This issue has been studied rather poorly today. At the moment, there is not a single full-fledged study of the printing market of the Moscow region. The object of the study is the formation of one of the newspapers in the south of the Moscow region – the Serpukhov News (SV) edition – in the era of Internet technologies and media convergence. In the late XX – early XXI centuries, many regional newspapers ceased to exist, but the editorial board of Serpukhov News was able to keep the publication thanks to the help of city officials and enterprises. However, we come to the conclusion that the work in the field of digitalization of the publication is going rather badly: "SV" are at one of the first stages of the development of this process. This is largely due to the fact that the newspaper is subordinate to the regional Government and the Main Directorate for Information Policy of the region, is under pressure from the city and regional authorities. The authorities of the Moscow region allowed to engage in the development of the newspaper's website (svesti.ru ), but the Serpukhov editorial office has no resources for this (neither monetary nor personnel). Journalists devote all their efforts to preparing dry materials for a government resource inserpuhov.ru .



Keywords:

regional press, regional journalism, media convergence, internet technologies, digitalization of the media, municipal press, Mass media of the Moscow region, Serpukhov news, media market, Moscow Region press

Введение

В 1990-е гг. произошла кардинальная трансформация отечественного медиарынка. Изменились не только функции журналистики, но и ее место в обществе, экономическое и правовое положение, роль в социально-политической жизни страны. Другим стало содержание отечественных центральных и региональных СМИ, их взаимодействие с аудиторией, методы работы.

В начале XXI в. начался процесс конвергенции журналистики. В этот период, с одной стороны, наблюдается формирование новых типов медиа, основными качествами которых стали мультимедийность, интерактивность, скорость распространения и доставки информации. С другой стороны, происходит кризис традиционных средств массовой информации, которые по-прежнему занимают значимую часть российской медиасистемы [26, с. 26].

Несмотря на это в 2021 г. печатные СМИ (особенно региональные и местные) оставались основными источниками информации и неотъемлемой частью общественной жизни для населения России [26, с. 31-32]. Согласно данным за 2021 г., уровень проникновения Интернета в России в январе составил 85% [Digital 2021: главная статистика по России и всему миру. Режим доступа: https://spark.ru/user/115680/blog/74085/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii-i-vsemu-miru]. Таким образом, примерно одна шестая населения нашей страны пока не потребляет информацию, публикуемую в интернет-СМИ.

Печатные СМИ в России в ближайшие десятилетия не исчезнут. Однако им приходится адаптироваться к меняющимся условиям развития медиарынка. Для сохранения традиционной роли поставщиков качественной информации газетам необходимо скорректировать стратегии функционирования в условиях цифровой эпохи.

К теме развития российской региональной печати в условиях конвергенции и развития цифровых технологий регулярно обращаются исследователи из разных регионов РФ [5],[8],[9],[15],[17],[25]. Авторы называют газеты ядром информационного пространства региона. Они говорят также о влиянии Интернета и новых технологий на работу редакций и журналистов. Важным аспектом здесь является создание и развитие сайтов изданий. Исследователи также пишут об изменениях в коммуникационном взаимодействии с читателями: оно осуществляется не только через письма, но и посредством общения с аудиторией в социальных сетях.

Зарубежные исследователи также много пишут о региональной журналистике различных стран [30],[31],[32],[33]. Интерес к изучению этой темы связан в том числе с тем, что во многих государствах, особенно федеративного характера, региональные и местные СМИ часто являются для населения основным источником информации.

Вопрос развития муниципальных газет Московской области изучен довольно слабо. На данный момент не существует ни одного полноценного исследования печатного рынка Подмосковья. В работе описывается путь становления одной из газет юга региона – газеты «Серпуховские вести» («СВ») – в условиях развития интернет-технологий.

Методология

При проведении исследования авторы использовали различные методы: описательный, сопоставительный, социолого-статистический, типологический. Основными методами стали контент-анализ и сравнительно-исторический метод. Авторы изучили подшивки газеты «Серпуховские вести». Анализировались выпуски, выходившие в период с 2000 по 2021 гг.

В ходе данного исследования также использовался метод глубинного интервью. Новоселова Г.Г. провела опрос бывших сотрудников газеты «Серпуховские вести». В ходе беседы интервьюируемым задавались вопросы об истории издания, его особенностях в 2000-2010 гг.

Исторический путь: «Коммунист» – «Набат» – «Серпуховские вести»

История газеты «Серпуховские вести» началась в 1918 г. после переезда на юг Подмосковья Полевого штаба высшего оперативного органа Главного командования Красной Армии. Именно по инициативе членов Реввоенсовета и Серпуховского комитета РКП(б) 7 февраля 1919 г. вышел первый номер газеты «Коммунист». Издание писало о трудовых интересах рабочих и крестьян, об информации на фронтах, о подвигах земляков и т.д. Сообщения в первых номерах были короткими: часто после заголовка следовало всего несколько предложений.

С 1922 по 1938 г. издание временно носило название «Набат». Несмотря на переименование корреспонденты газеты продолжили способствовать строительству социалистического общества.

Со временем при «Коммунисте» возник рабкоровский актив, газета продолжала расти, становилась популярной. С каждым годом увеличивались тиражи издания. На период «застоя» пришелся самый большой тираж: он доходил до отметки в 50 тысяч экземпляров. Тогда газету выписывала или покупала каждая третья семья «Серпухова.

После августовского путча 1991 г. в России начала формироваться новая общественно-политическая ситуация. Децентрализация СССР, образование СНГ, запрет на деятельность КПСС и ее прессу, принятие Закона «О средствах массовой информации» изменили ситуацию на отечественном медиарынке, – все это дало толчок к трансформации системы СМИ [4, с. 306].

Конец XX в. стал непростым временем для многих как центральных, так и региональных и местных изданий. У многих газет и журналов резко сократился тираж, СМИ теряли аудиторию. Только в 1992 г. 33 из 40 массовых изданий остались без читателей [22, с. 193], тиражи газет сократились в пять раз, журналов – в семь [4, с. 309]. Причиной этому было не только увеличение цен на подписку, но и стремление россиян найти для чтения свою газету. Еще одной причиной кризиса называют [4, с. 309] снижение платежеспособности населения: люди экономили на всем, в том числе на подписке.

Региональные российские газеты, выходившие еще во времена СССР, со сменой власти оказались в полной или совместной собственности органов власти разных уровней. Государство оказывало материальную помощь подконтрольным медиа [4, с. 310]. Тем не менее подобные меры считаются негативными [14, с. 122], ведь они подтвердили несокрушимость патерналистской концепции в России.

В августе 1991 г. серпуховской «Коммунист» оказался на грани закрытия: газета не выходила в течение месяца, редакция понесла убытки. Несмотря на все трудности, издание продолжило существовать, но уже под новым названием – «Серпуховские вести». Учредителями газеты стали трудовые коллективы заводов «X Октябрь», Электромеханического, Комбината строительных конструкции, малого предприятия «РОНА». Полиграфическую базу и бумагу предоставил народный депутат РСФСР, директор Бумажной фабрики Ю.Г. Гехт.

28 сентября 1991 г. вышел первый номер старой-новой газеты «Серпуховские вести». Главный редактор В.В. Корнеев тогда обращался к читателям: «Вы держите в руках первый номер газеты, которая готова стать вашим другом, помощником и советчиком» [«Серпуховские вести» – друзей всегда больше! Режим доступа: http://inserpuhov.ru/novosti/sv-skvoz-vremya/serpuhovskie-vesti-druzey-vsegda-bolshe].

В условиях рыночных отношений российские центральные, региональные и местные газеты начали искать новые источники доходов, главными из которых стали реклама, спонсорство и совместные предприятия [22, с. 196]. Рекламе печатные издания посвящали иногда целые полосы и подборки.

«Серпуховские вести», чтобы выжить в условиях рыночной экономики, также начали размещать на своих полосах много рекламы. Читатели часто были этим недовольны. В это время поддержку «СВ» начала оказывала серпуховская администрация.

В меняющихся политических и экономических условиях «Серпуховские вести» стали народной трибуной. Коллектив редакции организовывал «круглые столы», брифинги, рейды-проверки со специалистами городских предприятий и общественных организаций.

Журналисты писали о новых формах собственности, о проблемах выживания предприятий, о будущей жизни. Целые полосы отводились теме человека труда. Читатели узнавали о событиях Серпухова и Серпуховского района, об историческом прошлом города. На страницах издания журналисты поднимали вопросы экологии, образования, культуры и спорта. Газета также публиковала материалы на краеведческую тематику (в рубриках «Летопись российских деревень» и «Мое родное Подмосковье»).

К началу 2000 г. издание сформировало солидный авторский коллектив и более 100 внештатных корреспондентов-общественников.

В конце XX в. В Серпухове появилось около 10 новых изданий. Несмотря на это «СВ» сохранили популярность среди горожан. На востребованность газеты указывает тот факт, что в 1993 г. редакция получила писем в два раза больше, чем администрация Серпухова.

«Серпуховские вести» в условиях развития цифровых технологий

Особенностью развития российской журналистики в начале XXI века считается укрепление позиций региональной журналистики [13, с. 5]. Газеты в это время разделились на две категории: издания для области и газеты городские [Система средств массовой информации России. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm]. Издания первой группы рассчитаны на города и другие населенные пункты области, края или республики. Второй – на городскую аудиторию, с которой СМИ поддерживают тесный контакт. При этом местные медиа, в том числе газеты, оказывали влияние на население больше, чем федеральные [Система средств массовой информации России. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm].

«Серпуховские вести» шли в ногу со временем. В 1998 году «СВ» полностью перешли с офсетной печати на компьютерную верстку. Дизайнеры быстро освоили компьютеры и начали профессиональную верстку газеты [Журналистика как состояние души. Режим доступа: http://inserpuhov.ru/novosti/sv-skvoz-vremya/zhurnalistika-kak-sostoyanie-dushi], [24, с.125].

Вскоре в редакции появились цифровые фотокамеры, которые подключались к компьютеру и передавали на него фотографии. Это стало настоящим прорывом для подмосковного Серпухова, ведь цифровые фотосъемки практиковались только в газетах Москвы.

В 2002 году «Серпуховские вести» возглавила Ф.М. Хабибуллина, которая за годы работы в «Коммунисте» прошла путь от корреспондента до заместителя главного редактора издания. Газета тогда выходила три раза в неделю: по вторникам, четвергам на четырех полосах, в субботу – на восьми. Ф.М. Хабибуллина «довела» выпуски по четвергам до восьми полос, субботние – до шестнадцати.

В 2000-е гг. начало изменяться качество печати: газеты переходили с привычной черно-белой на полноцветную печать [16, с. 122]. «Серпуховские вести» не отставали от российских трендов: под руководством Ф.М. Хабибуллиной, газета стала цветной.

Так как «СВ» выходили три раза в неделю, в редакции существовал жесткий график сдачи материалов. Корреспонденты отписывали материал в один день с событием.

В это же время в газете появилось приложение «Православный Серпухов». Оно издавалось по благословению Благочинного Серпуховского церковного округа протоирея Владимира Андреева. На страницах публиковались материалы о восстановлении разрушенных храмов города, о прихожанах, которые вкладывали в это свои средства.

25 июня 2003 г. в составе «Серпуховских вестей» вышел первый цветной четырехполосный вкладыш «Молодежка», который вырос из молодежной редакции «Гренада» при газете «Коммунист». «Молодежка» была создана как газета в газете при поддержке Комитета по молодежной политике Администрации г. Серпухова. Первоначальная цель приложения – освещение деятельности Молодежного Парламента.

На протяжении 10 лет приложение не имело аналогов в Серпухове и районе, являлось единственным изданием, где мог «высказаться» начинающий журналист. Молодежные журналисты писали обо всем: о Дне города, о посвящении в студенты, о праздновании Нового года, о Татьянином дне, о съемке фильмов в Серпухове, о приезде гостей из Финляндии и Украины, о деятельности Союза юных серпуховичей, об играх КВН и т.д. «Молодежка» проводила опросы, публиковала авторские колонки и стихи начинающих авторов.

«Серпуховские вести» как часть рынка муниципальной прессы Московской области

Ситуацию, сложившуюся на российском рынке СМИ в 2000-2010 гг., исследователи [6, с. 9],[18, с. 45] определяют как сочетание рыночной экономики и корпоративно-государственного управления. Массмедиа, особенно на региональном уровне, приходилось существовать в условиях информационного пространства, контролируемого властями. Некоторые СМИ при этом искали инвестора, роль которого часто брали на себя не только корпоративные структуры, но и государство.

С 2005 г. «Серпуховские вести» также стали подчиняться государству: издание вошло в состав государственных учреждений Московской области. Было создано «Серпуховское информационное агентство Московский области», коллектив которого продолжил выпуск газеты «Серпуховские вести».

Помимо указанных выше приложений, журналисты «Серпуховских вестей» создали и регулярно выпускали другие тематические страницы: «Ветеран», «Край родной», «Деловой Серпухов», детский «Лесовичок» и др.

С каждым годом «СВ» наращивало объемы. К 2010 г. еженедельно выпускалось 40 страниц [Журналистика как состояние души. Режим доступа: http://inserpuhov.ru/novosti/sv-skvoz-vremya/zhurnalistika-kak-sostoyanie-dushi]. Именно в это время серпуховичи получали больше всего печатной площади.

В 2013 г. у «Серпуховских вестей» появился собственный сайт – svesti.ru [24, с. 139]. Его внешний вид и рубрики, а также способы размещения информации на нем разрабатывал коллектив редакции во главе с и.о. директора-главного редактора Е.В. Кузьминой. Главная задача, которую поставили тогда журналисты, – электронный вид газеты должен сохранить свой узнаваемый вид.

Наполнением сайта занимался один из корреспондентов «СВ». Помимо газетных материалов, на svesti.ru размещалась информация о деятельности Правительства Московской области и о жизни региона в целом. Был доступен архив выпусков.

Формат подачи информации на сайте и в бумажном варианте не отличались. Материалы размещались в соответствии с существовавшими в газете рубриками.

На интернет-ресурсе начала также размещаться реклама. Ульяна Томова, занимавшая тогда должность редактора отдела секретариат и наполнявшая сайт, считает [24, с. 140], что сайт – не только привлекательная площадка для рекламодателей, но и серьезная поддержка финансовой стороны жизни газеты.

«Серпуховские вести» в условиях медиаконвергенции

В 2021 г. «Серпуховские вести» выходят один раз в неделю на 16 полноцветных полосах формата А3. Газета распространяется бесплатно и доступна в различных точках города: в здании администрации, на городских предприятиях, в МФЦ, поликлиниках и больницах, учреждениях социального обслуживания и т.д.

Из-за проходящей в Московской области оптимизации государственных учреждений и кадров, в 2021 г. было упразднено ГАУ МО «Серпуховское информационное агентство». Теперь «Серпуховские вести» вместе с газетами «Пущинская среда» (г. Пущино), «Новости недели» (г. Электросталь) и «Чехов сегодня» (г. Чехов) входят в состав ГАУ МО «Чеховское информационное агентство [Распоряжение Правительства МО от 08.02.2021 № 54-РП. Режим доступа: https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-pravitelstvom/rasporyazheniya-pmo/09-02-2021-11-46-06-rasporyazhenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot].

Управление газетами осуществляет редактор издания «Чехов сегодня» Т.В. Евдокимова. По словам сотрудников «Серпуховских вестей», новый руководитель не приезжает в указанные города, а осуществляет контроль из подмосковного Чехова. При этом верстка всех четырех газет юга Московской области происходит также в Чехове, в местных редакциях верстальщиков не осталось.

В 2016 г. Правительство Московской области разработало шаблон сайта для всех 60-ти муниципальных газет региона. В 2021 г. домен inserpuhov.ru является основным для «СВ». Власти Подмосковья позволили заниматься развитием уже существовавших ресурсов (для серпуховской газеты это был svesti.ru), но у серпуховской редакции нет ресурсов (ни денежных, ни кадровых).

Сегодня все силы журналисты «Серпуховских вестей» отдают подготовке материалов для inserpuhov.ru, т.к. власти региона требуют, чтобы в день было опубликовано до 40 материалов на интернет-ресурсе.

Небольшое количество сотрудников не справляется с большим потоком информации. Выполнить требуемый объем работы (40 новостей в день для сайта и еженедельная подготовка материалов для 16 полос газеты) журналистам «Серпуховских вестей» сложно. Страдает качество материалов. Работа журналистов превращается в перепечатывание присылаемых городскими и областными предприятиями и ведомствами пресс- и пост-релизов. Некоторые материалы на сайте не превышают двух абзацев, являются неинформативными.

Уровень пресс- и пост-релизов на данный момент устраивает всех: и областное, и городское руководство. Творчество журналисты «СВ» могут проявить во время написания немногочисленных исторических материалов и очерков. Газета медленно умирает, превращаясь в набор скучных, никому не интересных текстов.

Выводы

Конец XX – начало XXI вв. стало непростым временем как для центральных, так и для региональные газет России. Многие газеты прекратили свое существование. Тем не менее редакция «Серпуховских вестей» (бывший «Коммунист») смогла сохранить издание благодаря помощи городских чиновников и предприятий.

В XXI веке серпуховская газета осталась не только популярной среди жителей города и района, но и сохранила свой престиж, благодаря которому сегодня считается одним из авторитетных источников информации в городе.

Работа в области цифровизации издания проходит довольно плохо: можно сказать, что «СВ» находятся на одной из первых ступеней развития данного процесса. Сайта газеты развит слабо. Хоть он и не представляет собой полную копию печатной версии, на нем размещаются преимущественно однотипные, скучные новости и пресс-релизы, присылаемые в редакцию из различных учреждений и организаций.

На данный момент газета подчиняется региональному Правительству и Главному управлению по информационной политике региона. Это вызывает у издания ряд трудностей: газета находится под постоянным контролем подмосковных чиновников. Из-за давления и контроля со стороны городских и региональных властей журналисты не могут позволить себе публикацию критических статей.

Библиография
1.
Абросимова Е. А. Региональные СМИ [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для бакалавров по направлению подготовки «Журналистика» / Е. А. Абросимова, Ю. Д. Кравченко. Электрон. текстовые дан. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019.
2.
Алипулатов И. С. Место и роль региональных СМИ в российском обществе: к постановке проблемы // Образование и право. 2019. № 10. С. 13–17.
3.
Бескоровайная С. А. Проблемы инновационного развития и финансирования региональных СМИ в 2018-2020 гг // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2021. № 1. С. 53–57.
4.
Беспалова А. Г. История отечественной журналистики XX – начала XXI века: учебник / А. Г. Беспалова. Р-на-Д.: Изд-во Южного федерального университета, 2014. 352 с.
5.
Бешукова Ф. Б., Хажгериева А. А. Роль и место печатных изданий в региональной системе средств массовой информации Республики Адыгея: основные тенденции развития // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2, Филология и искусствоведение. 2020. № 4. С. 193–198.
6.
Вартанова Е. Л., Смирнов С. С. Российские СМИ после социализма: политика VS потребление // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2009. № 1. С. 6–19.
7.
Деева И. В., Клеменова Е. Н. Приемы концепции продвижения региональных масс-медиа в меняющихся условиях // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2020. Том 1. № 4. С. 84–90.
8.
Дементьева К. В. Медиакоммуникации региона в условиях глобализации и глокализации информационного пространства (на примере СМИ Республики Мордовия) // Научный диалог. 2020. № 8. С. 200–214.
9.
Дементьева К. В. Специфика функционирования региональных СМИ в современных коммуникативных условиях (на примере медиа Республики Мордовии) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2021. Том 13. № 3. С. 118–128.
10.
Джуликян А. А. Концентрация муниципальных СМИ в Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение, журналистика. 2011. № 4. С. 59–65.
11.
Егорова Л. Г. Роль региональных СМИ в становлении гражданского общества (на примере информационного сопровождения проектов инициативного бюджетирования) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2021. Том 7. № 2. С. 185–194.
12.
Егорова Л. Г. Специфика современного регионального дискурса СМИ (на примере печатной прессы Республики Крым) // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Том 7. № 4. С. 615–628.
13.
Засурский Я. Н. Колонка редактора: российская модель СМИ в начале XXI века // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2006. № 2. С. 3–7.
14.
Иваницкий В. Л. Рынок СМИ в постсоветской России // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2009. № 6. С. 114–131.
15.
Карпенко И. И., Сидорова О. С. Кроссмедийная редакция в регионе: принципы организации успешного медиа (на примере МАУ ИД «Мир Белогорья»). Часть 1 // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 221. Том 40. № 3. С. 316–325.
16.
Касаткин С. С. Печатные СМИ в России: основные факторы формирования и этапы трансформации (конец XX-начало XXI в.) // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4. С. 117–124.
17.
Колесниченко А. В., Смирнова О. В., Свитич Л. Г., Фомина Д. А. Новые технологии в практике журналистов российских региональных газет // Медиаальманах. 2019. № 5. С. 42–55.
18.
Кондрашина М. Н. Российские СМИ в условиях диверсификации публичной сферы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010. № 3. С. 40–54.
19.
Купина Н. А. Стратегические установки регионального газетного издания и политическая повестка дня // Политическая лингвистика. 2018. № 5. С. 32–39.
20.
Меркушина Е. А. Факторы эффективности региональных сетевых СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. 2021. № 1. С. 115–117.
21.
Николаева Ю. Е., Андронникова О. В. Особенности мотивации сотрудников при организации работы редакции региональных конвергентных СМИ (по итогам социально-психологического исследования) // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019. Том 2. № 2. С. 190–195.
22.
Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – начало 90-х годов): Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. 208 с.
23.
Омарова А. М. Средства массовой информации в правовом пространстве России: теоретический аспект // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. Том. 32. № 4. С. 51–56.
24.
Посвящение – книга о «Серпуховских вестях» / под. Ред. Е. Кузьминой. Серпухов: Подольская фабрика офсетной печати, 2014. 215 с.
25.
Скибина О. М. Региональная пресса сегодня: деонтологический и аксиологический аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Том 9. № 1. С. 65–75.
26.
Смирнова О. В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2013. № 6. С. 25–37.
27.
Шамаев И. Н. Представительства региональных СМИ в пространстве социальных сетей: специфика традиционной коммуникативной модели // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. 2019. № 3. С. 132–135.
28.
Шкондин М. В. Печатные СМИ: ресурсы публичности // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2011. № 5. С. 7–21.
29.
Юферева А. С. Представления профессиональных журналистов о проблемах перехода к модели виртуальной редакции: оценка опыта региональных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2. С. 100–104.
30.
Björkroth T., Grönlund M. The Growth of Leading Regional Newspapers // Nordicom Review. 2014. № 1. P. 115-133.
31.
Graham G., Smart A. The regional‐newspaper industry suPly chain and the internet // SuPly Chain Management. 2010. Vol. 15. № 3. P. 196-206.
32.
Jackson A. J. H. The Provincial, Local and Regional Press // The Edinburgh History of the British and Irish Press. Vol. 2. P. 709-729.
33.
Vonbun-FeldbauerR., Dogruel L. Regional newspapers’ sourcing strategies: Changes in media-citation and self-citation from a longitudinal perspective // Sage journals. 2018. Vol. 22. Issue 6. P. 1503-1521.
References
1.
Abrosimova E. A. Regional mass media [Electronic resource]: an educational and methodological guide for bachelors in the field of Journalism / E. A. Abrosimova, Yu. D. Kravchenko. Electron. text data. Omsk: Publishing House of the Omsk State University, 2019.
2.
Alipulatov I. S. The place and role of regional media in Russian society: towards the formulation of the problem // Education and Law. 2019. № 10. P. 13-17.
3.
Beskorovaynaya S. A. Problems of innovative development and financing of regional mass media in 2018-2020 // Izvestiya of higher educational institutions. Problems of printing and publishing. 2021. № 1. P. 53-57.
4.
Bespalova A. G. History of domestic journalism of the XX – beginning of the XXI century: textbook / A. G. Bespalova. R-na-D.: Publishing House of the Southern Federal University, 2014. 352 p.
5.
Beshukova F. B., Khazhgerieva A. A. The role and place of printed publications in the regional mass media system of the Republic of Adygea: the main development trends // Bulletin of the Adygea State University. Ser. 2, Philology and Art History. 2020. № 4. P. 193-198.
6.
Vartanova E. L., Smirnov S. S. Russian mass media after socialism: politics VS consumption // Bulletin of the Moscow University. Ser. 10, Journalism. 2009. № 1. P. 6-19.
7.
Deeva I. V., Klemenova E. N. Methods of the concept of promotion of regional mass media in changing conditions // Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University. 2020. Vol. 1. № 4. P. 84-90.
8.
Dementieva K. V. Media communications of the region in the context of globalization and glocalization of the information space (on the example of the mass media of the Republic of Mordovia) // Scientific dialogue. 2020. № 8. P. 200-214.
9.
Dementieva K. V. Specifics of the functioning of regional media in modern communicative conditions (on the example of the media of the Republic of Mordovia) // Bulletin of the Perm University. Russian and foreign philology. 2021. Vol. 13. № 3. P. 118-128.
10.
Julikyan A. A. Concentration of municipal mass media in the Russian Federation // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Ser. Literary studies, journalism. 2011. № 4. P. 59-65.
11.
Egorova L. G. The role of regional mass media in the formation of civil society (on the example of information suPort for initiative budgeting projects) // Scientific Notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological sciences. 2021. Vol. 7. № 2. P. 185-194.
12.
Egorova L. G. Specificity of the modern regional media discourse (on the example of the print press of the Republic of Crimea) // Questions of theory and practice of journalism. 2018. Vol. 7. № 4. P. 615-628.
13.
Zasursky Ya. N. Editor's column: the Russian media model at the beginning of the XXI century // Bulletin of the Moscow University. Ser. 10, Journalism. 2006. № 2. P. 3-7.
14.
Ivanitsky V. L. The media market in post-Soviet Russia // Bulletin of the Moscow University. Ser. 10, Journalism. 2009. № 6. P. 114-131.
15.
Karpenko I. I., Sidorova O. S. Cross-media editorial office in the region: principles of successful media organization (on the example of UIA ID «World of Belogorie»). Part 1 // Questions of journalism, pedagogy, linguistics. 221. Vol. 40. № 3. P. 316-325.
16.
Kasatkin S. S. Print media in Russia: the main factors of formation and stages of transformation (late XX-early XXI century) // Bulletin of the Russian State University. Ser. Philosophy. Sociology. Art history. 2014. № 4. P. 117-124.
17.
Kolesnichenko A.V., Smirnova O. V., Svitich L. G., Fomina D. A. New technologies in the practice of journalists of Russian regional newspapers // Media almanac. 2019. № 5. P. 42-55.
18.
Kondrashina M. N. Russian mass media in the conditions of diversification of the public sphere // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2010. № 3. P. 40-54.
19.
Kupina N. A. Strategic installations of the regional newspaper edition and the political agenda // Political Linguistics. 2018. № 5. P. 32-39.
20.
Merkushina E. A. Factors of effectiveness of regional network media // Bulletin of the Voronezh State University. Ser. Philology. 2021. № 1. P. 115-117.
21.
Nikolaeva Yu. E., Andronnikova O. V. Features of employee motivation in organizing the work of the editorial office of regional convergent media (based on the results of a socio-psychological study) // Bulletin of the V. N. Tatishchev Volga State University. 2019. Vol. 2. № 2. P. 190-195.
22.
Ovsepyan R. P. The history of the latest domestic journalism (February 1917 – early 90s): Textbook / Edited by Ya. N. Zasursky. M.: Moscow University Press, 1996. 208 p.
23.
Omarova A.M. Mass media in the legal space of Russia: a theoretical aspect // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2019. Vol. 32. № 4. P. 51-56.
24.
Dedication – a book about the Serpukhov News / edited by E. Kuzmina. Serpukhov: Podolsk offset printing factory, 2014. 215 p.
25.
Skibina O. M. Regional press today: deontological and axiological aspects // Questions of theory and practice of journalism. 2020. Vol. 9. № 1. P. 65-75
26.
Smirnova O. V. Print media in the era of digital technologies // Bulletin of the Moscow University. Ser. 10, Journalism. 2013. № 6. P. 25-37.
27.
Shamaev I. N. Representations of regional mass media in the space of social networks: the specifics of the traditional communicative model // Bulletin of the Voronezh State University. Ser. Philology. 2019. № 3. P. 132-135.
28.
Shkondin M. V. Print media: publicity resources // Bulletin of the Moscow University. Ser. 10, Journalism. 2011. № 5. P. 7-21.
29.
Yufereva A. S. Representations of professional journalists about the problems of transition to the virtual editorial model: assessment of the experience of regional media // Sign: problematic field of media education. 2019. № 2. P. 100-104.
30.
Björkroth T., Grönlund M. The Growth of Leading Regional Newspapers // Nordicom Review. 2014. № 1. P. 115-133.
31.
Graham G., Smart A. The regional‐newspaper industry suPly chain and the internet // SuPly Chain Management. 2010. Vol. 15. № 3 .P. 196-206.
32.
Jackson A. J. H. The Provincial, Local and Regional Press // The Edinburgh History of the British and Irish Press. Vol. 2. P. 709-729.
33.
Vonbun-FeldbauerR., Dogruel L. Regional newspapers’ sourcing strategies: Changes in media-citation and self-citation from a longitudinal perspective // Sage journals. 2018. Vol. 22. Issue 6. P. 1503-1521.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Развитие и внедрение в нашу жизнь технических новинок и широкое распространение интернета в последние 20 лет оказало значительное влияние на средства массовой информации, которые были вынуждены трансформироваться под реалии действительности. Представленная на рассмотрение статья «Газета «Серпуховские вести» в условиях развития интернет-технологий (1991-2021)», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, так как целью данной работы является исследование роли цифрового пространства в трансформации регионального печатного СМИ на протяжении 30 лет и его функционирования в современном российском цифровом пространстве.
В работе описывается путь становления одной из газет юга региона – газеты «Серпуховские вести» – в условиях развития интернет-технологий.
Несомненно тема, заявленная автором, представляет определенный интерес, так как осмыслению подвергается современный феномен – влияние интернета на модификации современных СМИ. Новизна данной статьи заключается в попытке анализа влияния интернета на новостные печатные издания как на распространение, так на содержание контента и форму изложения. В своем исследовании автор прибегает к научному обобщению литературы и статистических данных по избранной теме, анализу фактических данных, а также интервьюированию сотрудников газеты. Отметим, что в исследовании автор рассматривает как теоретическую основу затрагиваемого проблемного поля, так и практическую проблематику. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Структурно статья состоит из нескольких смысловых частей, а именно: введение, обзор литературы, методология, ход исследования, выводы.
В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. При проведении исследования авторы использовали различные методы: описательный, сопоставительный, социолого-статистический, типологический, а также метод глубинного интервью. Основными методами стали поисковый и сравнительно-исторический методы.
Постулируемое автором иллюстрируется практическим материалом, которым явились архивы газеты «Серпуховские вести» за период с 2000 по 2021 гг. и данные интервью с сотрудниками издания. Отметим, что автор не приводит информации о том какой объем корпуса, полученного в результате интервью, был использован в работе над статьей и какими методами обрабатывались полученные в ходе опроса данные.
Библиография статьи насчитывает 33 источника, в которые включены как отечественные труды, так и зарубежные, что свидетельствует о включении работы в общемировую научную парадигму. Как и любая масштабная работа, рассматриваемый труд не лишен недостатков. Так, в работе присутствуют отдельные нарушения, допущенные при оформлении списка источников: во-первых, дано два списка источников, первый из которых насчитывает 29 книг, второй – 33 книги, таким образом, присутствует дублирование списка литературы и в двух списках разное количество источников. Во-вторых: ссылки в работе некорректны и не соответствуют требованиям журнала (указана фамилия автора, а не номер источника из-за чего не произошло технической связи статьи и библиографического списка). В-третьих: в текст статьи включены ссылки на электронные источники, но они отсутствуют в библиографическом списке. Источник 1 указан как электронный ресурс, но не представлена ссылка или иные данные.
Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, журналистам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. В общем и целом, следует отметить, что статья написана научным языком, хорошо структурирована, опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности не обнаружены. Общее впечатление после прочтения рецензируемой статьи положительное, однако она может быть рекомендована к публикации в научном журнале из перечня ВАК только после исправления технических ошибок.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет изучения данной работы касается региональной печати, а также оценки факторов развития региональных СМИ. Как отмечается в начале труда, «печатные СМИ в России в ближайшие десятилетия не исчезнут. Однако им приходится адаптироваться к меняющимся условиям развития медиарынка. Для сохранения традиционной роли поставщиков качественной информации газетам необходимо скорректировать стратегии функционирования в условиях цифровой эпохи». Пожалуй, с этим можно согласиться и принять данный тезис за основу. Собственно он и определяет научную новизну сочинения, актуальность вопроса, остроту проблемы. «Интерес к изучению темы связан в том числе с тем, что во многих государствах, особенно федеративного характера, региональные и местные СМИ часто являются для населения основным источником информации». Вопрос же развития муниципальных газет Московской области изучен довольно слабо (срез критических исследований). На данный момент не существует ни одного полноценного исследования печатного рынка Подмосковья. В рецензируемой работе описывается путь становления одной из газет юга региона – газеты «Серпуховские вести» («СВ») – в условиях развития интернет-технологий. Методология исследования вариативна – это описательный, сопоставительный, статистический принцип. На мой взгляд, для полновесного освещения вопроса интегративный формат наиболее удачен. В статьи дана полновесная разверстка истории становления «Серпуховских новостей», исторический путь фактически точен, аналитика оценки на должном научном уровне. Хорошо, что автор за основу труда берет принцип хронологии, именно такой тип позволяет проследить динамику трансформаций издания. Информационная составляющая труда содержательна, считаю, что интерес к данному материалу может быть у разно подготовленной аудитории, однако, основная акцент стоит сделать все же на специалистов в области СМИ (теория и практика). Языковой / стилистический уровень работы соотносится с научным типом, терминологическая база когерентна. Автор статьи создает с потенциально заинтересованным читателем т.н. конструктивный диалога, и это, думается, еще один из положительных моментов труда. Например, «вскоре в редакции появились цифровые фотокамеры, которые подключались к компьютеру и передавали на него фотографии. Это стало настоящим прорывом для подмосковного Серпухова, ведь цифровые фотосъемки практиковались только в газетах Москвы», или «25 июня 2003 г. в составе «Серпуховских вестей» вышел первый цветной четырехполосный вкладыш «Молодежка», который вырос из молодежной редакции «Гренада» при газете «Коммунист». «Молодежка» была создана как газета в газете при поддержке Комитета по молодежной политике Администрации г. Серпухова. Первоначальная цель приложения – освещение деятельности Молодежного Парламента», или «в 2016 г. Правительство Московской области разработало шаблон сайта для всех 60-ти муниципальных газет региона. В 2021 г. домен inserpuhov.ru является основным для «СВ». Власти Подмосковья позволили заниматься развитием уже существовавших ресурсов (для серпуховской газеты это был svesti.ru), но у серпуховской редакции нет ресурсов (ни денежных, ни кадровых)» и т.д. Критическая оценка событий развития «Серпуховских вестей» позволяет объективно увидеть проблемный вектор издания, погрузиться в вопрос более полновесно. Материал отличается актуальной направленностью, его можно взять в качестве образчика при формировании / написании новых статей смежной тематической направленности. В заключительном блоке отмечено, что «конец XX – начало XXI вв. стало непростым временем как для центральных, так и для региональные газет России. Многие газеты прекратили свое существование. Тем не менее редакция «Серпуховских вестей» (бывший «Коммунист») смогла сохранить издание благодаря помощи городских чиновников и предприятий», «работа в области цифровизации издания проходит довольно плохо: можно сказать, что «СВ» находятся на одной из первых ступеней развития данного процесса. Сайта газеты развит слабо. Хоть он и не представляет собой полную копию печатной версии, на нем размещаются преимущественно однотипные, скучные новости и пресс-релизы, присылаемые в редакцию из различных учреждений и организаций». На мой взгляд, в заключительном блок можно было прописать перспективу дальнейшей работы «СВ», отметить важные / приоритетные направления развития. Библиография к работе объемна, формальные требования издания учтены. Считаю, что рецензируемую статью «Газета «Серпуховские вести» в условиях развития интернет-технологий (1991-2021)» можно рекомендовать к публикации в журнале «Litera».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"