Статья 'По законам жанра: особенности использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

По законам жанра: особенности использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках

Дин Цян

аспирант, кафедра русского языка, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1

Ding Qiang

Postgraduate student, the department of Russian Language, M. V. Lomonosov Moscow State University

119234, Russia, g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1

moerooo@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.6.35755

Дата направления статьи в редакцию:

19-05-2021


Дата публикации:

15-06-2021


Аннотация: Интернет-мемы и открытки, являясь популярными носителями интернет-коммуникаций, воплощают новые формы общения, которые по своему литературному и эстетическому уровню носят преимущественно сниженный, упрощённый характер. В творческом процессе создания произведений этих жанров появляется множество искажений, нарушающих правила орфографии, среди которых типичным является нарушение в употреблении прописных букв. Предмет исследования представляет собой выявление особенностей использования заглавных букв в интернет-мемах и открытках на практике. Цель статьи – проследить соблюдения правил орфографии в данных жанрах в части использования прописных букв, а также выявить стилевые особенности, присущие этим двум жанрам и связанное с ними характерное применение прописных букв.    Актуальность и научная новизна статьи заключается в исследовании написания текстов интернет-мемов и почтовых открыток, а не в них самих по себе. Экстралингвистические корни проблемы произвольного употребления прописных букв и пренебрежения ими обнаруживаются на лингвистической основе. Материалом для исследования послужили тексты, представленные в примерах контента из открытых источников. Применены методы описания, сопоставления, индуктивный метод анализа материала, метод сплошной выборки и метод лингвокультурологического анализа. Анализ приведенных примеров приводит к выводу, что оба языковых жанра представляют собой образцы массовых коммуникаций, адресованных преимущественно пользователям с невысокими эстетическими запросами; что различные языковые оттенки приводят к неодинаковым направлениям отклонения от орфографических правил в обоих жанрах; и что их результирующая может не быть прогрессивной с точки зрения развития языка, а ориентироваться в направлении примитивизации контента.


Ключевые слова: орфография, интернет-мемы, открытки, прописная буква, строчная буква, нарушение правил орфографии, особенности письменности, языковая игра, разные жанры, коммуникация

Abstract: Internet memes and postcards as the popular carriers of Internet communications, implement new, simplified in literary and aesthetic level forms of communication. The process of creating such genres entails departure from orthographic rules, among which is the use of uppercase letters. The subject of the research is the determination of peculiarities of practical use of uppercase letters in Internet memes and postcards. The goal is to follow the observance of orthographic rules in these genres regarding the use of uppercase letters, as well as to identify the stylistic peculiarities of these two genres and characteristic use of uppercase letters. The relevance and scientific novelty of this article consists in examination of content creation for Internet memes and postcards, rather than memes themselves. Extralinguistic roots of the problem of liberal use or inobservance of uppercase letters are detected on the linguistic basis. The research leans on the content from open sources. The conclusion is made that both linguistic genres represent the examples of mass communications addressed primarily to the users with lower aesthetic demand; different linguistic gradation lead to certain departure from orthographic rules in both genres; this may not be progressive from the perspective of language development, but rather be oriented towards primitivization of content.



Keywords:

characteristics of writing, orthographic violation, lowercase letter, capital letter, postcards, Internet memes, orthography, language game, different genres, communication

Отношение к интернет-мемам как самостоятельному жанру в сфере коммуникаций, а не как к «информационному мусору», мотивирует всесторонние исследования в данной области узуса. Научные статьи посвящены истории возникновения интернет-мемов [4], их классификации и функциональному назначению [7, 11, 12], лингвистическим особенностям используемых выразительных средств [6, 10]. В ряде работ анализируются нарушения орфографических норм при создании интернет-мемов, при этом нередко акцентируется внимание на сознательном, нарочитом отступлении от правил, позволяющем достигать задуманного авторами комического эффекта.

Вместе с тем, на наш взгляд, менее исследованной остаётся такой аспект нарушения норм орфографии как избыточное использование прописной буквы в интернет-мемах. Мы ограничимся рассмотрением визуально-текстовых и текстовых мемов.

Аналогичный интерес вызывает также нарушение орфографических норм при использовании прописной буквы в жанре почтовых открыток.

Почему в данной работе избраны для исследования эти две области узуса? Прежде всего, потому что визуально-текстовые мемы и почтовые открытки обладают общими функциональными и историческими особенностями, сходными выразительными средствами (в том числе лаконичностью, высокой эмоциональной наполненностью). И интернет-мемы, и открытки используются для коммуникаций, а формой их исполнения часто служит сочетание картинки с краткой текстовой надписью.

Как отмечает А. В. Вешнякова, в интернете эти явления претендует на право приоритетности языковой новизны [4, с 40]. Однако оба жанра имеют глубокие исторические корни.

Интернет-мемы, по сравнению с открытками, являются более новым жанром. Принято считать, что первую коммерческую открытку выпустил в Англии предприниматель Г. Коул (Henry Cole) в 1843 году. Интернет-мемы получили распространение в начале 2000-х годов. Однако если проследить историю создания мемов и открыток, можно обнаружить связь обоих этих жанров не только с таким лаконичным видом творчества как лубок, появившимся в Европе примерно с XV века, а в России с XVI, но и с более древним – няньхуа (年画, букв. «новогодняя картина»), зародившимся в Китае в период династии Сун (960-1279). Можно проследить некое историческое родство мемов и открыток с жанром плаката, а также общие с ним функциональные особенности (например, использование в некоторые периоды в качестве средства рекламы и пропаганды). Как утверждает Бахтин, содержание текста – это общение автора со всей пространственно-временной культурной историей [2]. Лаконичность и выразительность революционного и военного плаката (предшественника мемов и открыток) ярко отражала исторический контекст каждого из периодов существования этого жанра.

Помимо лаконичности и сходных исторических корней общим свойством для интернет-мемов и открыток является также их публичный характер (неприватность), массовая распространенность и определённая демократичность стиля (отсутствие претензий на высокий литературный слог, на утончённость формы).

В данной работе на ряде конкретных примеров будет показано, существуют ли общие, типичные для двух исследуемых областей узуса нарушения норм орфографии, связанные с использованием прописной буквы.

Одно из таких нарушений, наиболее часто встречающееся, связано с использованием прописных букв для написания всего текста интернет-мема, как в данном примере (http://risovach.ru/kartinka/11249158):

Мем, изображающий в различных вариациях сердитого кота (Grumpy Cat – сердитая кошка, англ.), приобрёл такую популярность, что издательство «Эксмо» решило выпустить книгу на русском языке под названием «Grumpy Cat. Самая сердитая кошка в мире» (https://europaplus.ru/news/v-rossii-vyydet-kniga-o-grumpy-cat). Рассматривая одну из вариаций этого мема «РАДУЮСЬ ЛЕТУ», можно убедиться, что и в ней надпись выполнена сплошь прописными буквами (https://trinixy.ru/157605-samye-izvestnye-memy-v-istorii-interneta-40-foto.html).

В интернет-меме «по ническая атака», комизм которого построен на игре слов с заменой в прилагательном буквы «о» на «а», надпись под картинкой также выполнена сплошь прописными буквами.

Популярный мем, содержащий широко варьируемый образ сердитой учительницы, выглядит комично именно благодаря сплошному использованию прописных букв. В надписи к фото строгой учительницы содержится требование писать слово «вера» с большой буквы. При этом остаётся непонятным, является это слово именем нарицательным или собственным. И в этой интриге сквозит некая ирония: вероятно, автор мема осознаёт, что использует прописную букву избыточно, не по правилам, но этим нарочитым нарушением и достигается здесь ироничность (http://risovach.ru/upload/2014/11/mem/uchilka_65367609_orig_.jpg).

Попутно заметим, что нарочитое нарушение правил орфографии вообще характерно для жанра мемов, и это касается не только ненормативного применения заглавных или строчных букв. В качестве иронического приёма используются умышленные грамматические ошибки. В примере с попугаем в качестве иронического приёма не только используются явные ошибки в написании слов и в пунктуации («жызнь» вместо «жизнь», «сушевствования» вместо «существования», отсутствие необходимой запятой), но к тому же вся фраза составлена строчными буквами. Очевидно, так авторы хотят подчеркнуть будничность и серость, безысходность бытия меланхоличного попугая, тоскующего у окна (https://twitter.com/Lie_twt14/status/1386209494024298496). Данная намеренная ошибка некоторым образом также является контролированием орфографического уровеня адресата [1, с 140].

Существуют мемы, которые пишутся совершенно беспорядочно: не следуя соответствующим орфографическим правилам, широко используя строчные буквы, игнорируя прописные. Вот один из подобных примеров, где даже после точки написана строчная буква (https://voguegroup.ru/data/id-467080589):

Любопытно выглядит группа из приведённых ниже трёх мемов, объединённых общей актуальной темой (удалённое обучение) и визуальной основой, однако по-разному использующих прописную букву. Только в одном из этих трёх мемов её применение соответствует правилам орфографии, в двух же остальных выглядит явно избыточно (сплошь прописными, безо всякого основания) (1. https://vk.com/wall504917743_16; 2. https://zen.yandex.ru/media/id/5eaeba5470671122c89d6ac4/memy-pro-distancionnoe-obuchenie-5eaeca0bb95e7e69bd2ea840; 3. https://vk.com/id567193948?w=wall567193948_117).

Ещё один тип нарушения правил – неоправданное выделение прописными буквами отдельных слов. Очевидно, авторы мемов используют подобный приём для привлечения внимания к этим словам, заботясь лишь о выразительности текста в ущерб правилам орфографии. Вот один из подобных примеров. Здесь выделено сплошь прописными буквами довольно нелепо звучащее название кафе – «ЧОДУРАА» (https://ru.fishki.net/picsw/072013/31/post/dem/dem011.jpg). И это привлекает внимание к неуклюжести неуклюжесть названия. Авторы мема дополняют вывеску ироничным текстом: «Для милых дам», который написан с соблюдением правил и обнаруживает грамотность создателей этого интернет-произведения.

Особую выразительность придаёт некоторым интернет-мемам сочетание текстовых фрагментов, выполненных прописными и строчными буквами. Так, в примере популярного мема с официантом фраза, принадлежащая клиенту (просьба принести то, чего он ещё не пробовал) написана сплошь прописными, вопреки правилам орфографии. Надпись на подносе официанта написана сплошь строчными. При этом упоминание о «высокой зарплате», выполненное строчными буквами и более мелким шрифтом, чем обращение клиента, придаёт этому интернет-мему комичный посыл (это лишь одна из версий данного популярного мема – надпись на подносе варьируется) (https://vk.com/wall-201682129_1114).

Ещё один пример сочетания надписей, написанных по правилам орфографии и вопреки им (сплошь прописными) – в интернет-меме «Потусторонним вход воспрещён». Авторам мема показалось недостаточно смешной ошибка, сделанная в табличке на двери («потусторонним» вместо «посторонним»), и они добавили комментарий к этой запрещающей надписи: «Призраки в негодовании». Отсюда понятно, что табличка на входной двери создана не вполне грамотными исполнителями, а комментарий к ней – грамотными пишущими, иронизирующими над незадачливыми «запретителями» (https://zasmeshi.ru/data/photomatrix/big/6970-Potustoronnim-vhod-vospreshchyon.jpg).

Своеобразная разновидность нарушения правил использования прописной буквы – расположение текстового контента подобно стихотворной форме. При этом начало каждой строки пишется с прописной, хотя оснований для этого нет – текст не стихотворный, а прозаический. Таким образом, например, выполнена общая надпись над блоком из четырёх мемов, объединённых темой дистанционного обучения (при этом в каждом из этих мемов надпись выполнена сплошь прописными) (https://zen.yandex.ru/media/id/5eaeba5470671122c89d6ac4/memy-pro-distancionnoe-obuchenie-5eaeca0bb95e7e69bd2ea840):

В «стихотворной» форме (каждая строка с прописной) безосновательно выполнена надпись и в следующем примере интернет-мема (https://www.meme-arsenal.com/create/meme/2481260):

Было бы несправедливо не признать, что нередко встречаются текстовые и визуально-текстовые мемы, созданные вполне грамотными пишущими. В одном из них, иронично озаглавленном «Основы вежливости», весьма эффектно обыгрывается употребление прописной буквы в обращении на «вы» (https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/09/09/3080643/dd949adfd2e22a6c18e9cc5ed02ca560.jpg):

В интернете можно встретить даже рекомендации от профессиональных лингвистов по составлению мемов и соответствующие примеры подобного творчества (http://kabruss.blogspot.com/2019/06/blog-post_79.html#:~:text=%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D1%8B).

Один из таких примеров – с использованием образа Кота Матроскина, персонажа известного мультфильма о Простоквашино. В этом примере применение прописных и строчных букв в цитате выглядит вполне корректно:

Можно привести и другие примеры грамотного употребления прописной в интернет-мемах – в частности, в двух представленных ниже блоках, посвящённых дистанционному обучению сотрудников. В обоих мемах заголовки оформлены в соответствии с правилами (1.https://zen.yandex.fr/media/id/5aa3e528799d9d4829916b2c/prikoly-distancionnogo-obucheniia-5fb27df570f5da1bda70149d; 2. https://301-1.ru/posts/memy-pro-distancionnoe-obuchenie-20-foto.html).

Согласно исследованию Капкана М. В., «хотя в готовых открытках наблюдается креолизация текста и повышенное внимание к визуальной составляющей, в реальных коммуникативных практиках текст по-прежнему не менее важен, чем изображение» [8, с 127]. Проводя аналогию между употреблением прописной буквы в таких визуально-языковых жанрах как интернет-мемы и почтовые открытки, можно отметить общность типовых ошибок.

Так, наиболее часто встречаемые нарушения правил в надписях на открытках – это написание целых фраз или отдельных слов сплошь прописными буквами, как в следующем примере (https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2018/05/5e30951c2a622.jpg):

Как отмечает в своей статье Л.В. Бутыльская, русская поздравительная открытка, являясь средством коммуникации, позволяет «не просто вступить во взаимодействие с адресатом, но также продемонстрировать личные чувства и эмоции» [3, с 134]. Очевидно, в жанре открыток авторы контента стремятся придать больше выразительности отдельным словам, акцентируя пожелание того или иного блага – счастья, везения, любви и т. п. (1. https://imya-sonnik.ru/wp-content/uploads/2019/10/s1200-2020-05-26t120704.008.jpg; 2. https://drasler.ru/kavkazskie-kartinki-so-smyslom-podborka/):

В следующих двух примерах представлены открытки разного стиля – юмористическая (на основе анекдота) и романтически-идиллическая, при этом на обоих открытках весь текст выполнен сплошь прописными буквами (1. http://www.b17.ru/forum/foto/23706663_1_3fa183.jpg; 2. https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/goodmorning/dobroeutro9.jpg):

Подобно авторам интернет-мемов, создатели открыток также нередко используют формат, похожий на строки стихотворения, для расположения абсолютно прозаического текста, неоправданно начиная каждую строку с прописной буквы (https://pozdravlyamba.ru/pics/pozdravleniia-s-dnem-otkrytka-dlia-zhenshchiny/):

Вместе с тем на открытках довольно часто встречаются и тексты, которые, несмотря на их сомнительную литературную ценность, всё же могут претендовать на стихотворные. В этих случаях начало каждой строки с прописной буквы выглядит вполне уместно, как в двух следующих примерах (https://facey.ru/psychology/otkryitki-kartinki-s-dnem-rozhdeniya.html):

Примечательно, что в двух последних примерах наименование поздравительного повода («день рождения») написано по-разному: в одном случае – явно с нарушением правил орфографии («день» с прописной буквы). А можно встретить и такие примеры открыток, где даже оба слова в наименовании дня рождения, вопреки правилам, написаны с прописной (https://vk.com/id24942564?w=wall590477552_7):

Примечательны примеры, где избыточность прописных букв в середине слова используется как дизайнерский приём, некий ход для визуально-лексической игры. Так, в открытке «Пусть жизнь превосходит твои ожидания» внутри глагола «преВОСХОДит» прописные образуют существительное «восход», что перекликается с изобразительным рядом: жизнерадостным образом восходящего солнца («АРТ и ДИЗАЙН», произведено ЗАО «Картон-Полиграф, г. Калуга):

Тенденция полного пренебрежения прописными буквами, происходящая из интернет-сленга («языка падонков»), встречается в контенте открыток гораздо реже, чем в мемах.

Подобное отступление от правил имеет место преимущественно в дизайнерских открытках, где этот приём используется нарочито, как элемент дизайна, придающий стилю непритязательность и снижающий пафос, характерный для обычных поздравительных открыток. Этот приём представлен в двух примерах (1. https://kirillov.volmed.org.ru/img/news/8_nno.jpg; 2. https://s2-goods.ozstatic.by/2000/513/845/10/10845513_0.jpg):

Выводы

Анализируя различия в контенте интернет-мемов и открыток, можно отметить разницу в типичной для этих жанров тональности. Мемы зачастую несут иронический, саркастический, а подчас прямо издевательский посыл, «яркоэмоциональные интернет-мемы более популярны» [9, с 42]. Для выражения подобной интонации нередко адекватным лексическим средством предстаёт так называемый «жаргон падонков» – язык, имеющий распространение в среде интернет-коммуникаций. Умышленное коверкание, отступление от нормативного русского языка, свойственное этому сленгу, сказывается и на использовании прописных и строчных букв – в частности, тотальное применение строчных вместо прописных, вопреки орфографическим нормам.

Для открыток этот вид отклонений от правил не характерен. Очевидно, причина в иной тональности, присущей данному визуально-текстовому жанру. В отличие от язвительных интернет-мемов, почтовые открытки несут позитивный, комплиментарный заряд. Эти послания призваны создавать благоприятный эмоциональный фон, и язык умышленных языковых искажений здесь неуместен. Стилистика открыток диктует скорее восторженную, пафосную тональность, требующую соответствующих языковых форм. Поэтому нарушения норм в употреблении прописных и строчных букв в этой области узуса носят иной характер. Преобладает избыточность прописных в обозначении имён нарицательных (счастье, добро, успех, здоровье и т. п.), не соответствующая правилам, сформулированным в §203 Полного академического справочника под редакцией Лопатина – об особом стилистическом употреблении прописной буквы (http://orthographia.ru/orfografia.php?sid=81#pp81).

Вместе с тем в дизайнерских открытках нарочитое нарушение правил, связанное с избеганием прописных, обусловлено стилистически и служит снижению пафоса.

Сравнение употребления прописной буквы в двух визуально-языковых жанрах (интернет-мем и почтовые открытки) позволяет сделать следующий вывод. Функционально схожие типы сообщений, являющиеся средством публичной коммуникации, имеют общие исторические корни. Оба жанра опираются на народное творчество, не претендуют на особую стилистическую изысканность и утончённость, а также и на рафинированную грамотность. Этим обусловлены некоторые сходства в нарушении правил, связанных с употреблением прописных и строчных букв.

Однако отличия, обусловленные разной тональностью этих форм коммуникации, порождают и соответствующие различия в нарушении орфографических норм. Так, ирония и сарказм, общая острота тональности, присущие интернет-мемам, определяет пренебрежительное и подчас нарочитое отношение к нормам орфографии в использовании прописных и строчных букв.

Пафосность и комплиментарность, позитивная тональность, эмоциональная приподнятость стилистики открыток (по большей части поздравительных) создаёт предпосылки для специфических нарушений в данной области узуса. В их числе – претензии (зачастую безосновательные) на поэтический формат, с соответствующим употреблением прописных букв, расставляемых в начале строк вопреки правилам; выделение заглавными буквами имён нарицательных.

Отмечая выявленные различия, необходимо признать, что и мемы, и открытки являются массовыми, демократичными жанрами, имеющими широкое употребление в сфере коммуникаций. Открытки более традиционны, хотя и они в последнее время трансформируются в соответствии с новыми технологиями коммуникаций (проект пост-кроссинг, post-crossing – новая форма международного бесплатного обмена открытками). Мемы выглядят как одна из новых форм цифровых коммуникаций (хотя и спорных с точки зрения культурной ценности). Каждый из этих жанров получает развитие, подчиняясь собственной специфике. Эта специфика сопровождается шлейфом особенностей отступления от правил, присущих каждому из двух жанров. И приходится признать, что вектор этого движения направлен не в сторону сохранения высокой языковой культуры, а ориентирован на предельное упрощение, примитивизацию визуально-лексических средств.

Библиография
1.
Афанасова Н. В. «Наскальный» текст Интернета и его значение в формировании орфографической грамотности школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. №2-1 (115). С. 137–140.
2.
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
3.
Бутыльская Л. В. Коммуникативная полифункциональность русской поздравительной открытки // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 2 (55). С. 12-15.
4.
Вешнякова А. В. Лингвокреативный аспект интернет-мемов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6-4. С. 34-40.
5.
Гуторенко Л. С. Некоторые особенности юмористических интернет-мемов в русскоязычной виртуальной коммуникации // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 2A. С. 247-260.
6.
Канашина С. В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации (на материале английского языка): дис. … канд. филол. наук: М., 2016. 265 с.
7.
Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 84-90.
8.
Капкан М. В., Лихачева Л. С. Этикетные нормы и коммуникативные практики использования открыток в современной российской культуре // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1 (195). С. 120-128.
9.
Осипова А. Д. Интернет-мемы как средство современной коммуникации // Исследования молодых ученых: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 40-42.
10.
Шереметова В. С. Интернет-мем как лингвистический феномен // В сборнике: Научное сообщество студентов. Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 томах. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015. С. 97-101.
11.
Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. № 3. С. 161-173.
12.
Ягодкина М. В. Мемы в интернет-коммуникации // Art Logos. 2019. № 2 (7). С. 142-152.
References (transliterated)
1.
Afanasova N. V. «Naskal'nyi» tekst Interneta i ego znachenie v formirovanii orfograficheskoi gramotnosti shkol'nikov // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2016. №2-1 (115). S. 137–140.
2.
Bakhtin M. M. Voprosy literatury i estetiki. M., 1975.
3.
Butyl'skaya L. V. Kommunikativnaya polifunktsional'nost' russkoi pozdravitel'noi otkrytki // Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2 (55). S. 12-15.
4.
Veshnyakova A. V. Lingvokreativnyi aspekt internet-memov // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016. № 6-4. S. 34-40.
5.
Gutorenko L. S. Nekotorye osobennosti yumoristicheskikh internet-memov v russkoyazychnoi virtual'noi kommunikatsii // Kul'tura i tsivilizatsiya. 2017. T. 7. № 2A. S. 247-260.
6.
Kanashina S. V. Internet-mem kak novyi vid polimodal'nogo diskursa v internet-kommunikatsii (na materiale angliiskogo yazyka): dis. … kand. filol. nauk: M., 2016. 265 s.
7.
Kanashina S. V. Chto takoe internet-mem? // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017. № 28 (277). S. 84-90.
8.
Kapkan M. V., Likhacheva L. S. Etiketnye normy i kommunikativnye praktiki ispol'zovaniya otkrytok v sovremennoi rossiiskoi kul'ture // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2020. T. 26. № 1 (195). S. 120-128.
9.
Osipova A. D. Internet-memy kak sredstvo sovremennoi kommunikatsii // Issledovaniya molodykh uchenykh: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', mart 2020 g.). — Kazan': Molodoi uchenyi, 2020. — S. 40-42.
10.
Sheremetova V. S. Internet-mem kak lingvisticheskii fenomen // V sbornike: Nauchnoe soobshchestvo studentov. Sbornik materialov VI Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 2 tomakh. FGBOU VPO «Chuvashskii gosudarstvennyi universitet im. I.N. Ul'yanova»; Khar'kovskii natsional'nyi pedagogicheskii universitet imeni Skovorody; Aktyubinskii regional'nyi gosudarstvennyi universitet im. K. Zhubanova; OOO «Tsentr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus». 2015. S. 97-101.
11.
Shchurina Yu. V. Internet-memy kak fenomen internet-kommunikatsii // Nauchnyi dialog. 2012. № 3. S. 161-173.
12.
Yagodkina M. V. Memy v internet-kommunikatsii // Art Logos. 2019. № 2 (7). S. 142-152.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Вопрос, который становится основным в аспекте анализа рецензируемой работы, не нов. История культуры / искусства мемов имеет свои корни еще в Античности: древность также была неравнодушна к экспериментам, правда, в несколько ином русле. Современный мир более ориентирован на т.н. пиктографический эффект, дополненный вербальным / собственно словесным комментарием. Реципиенту интересно получить не только «дублированный» оттиск кадра, но и вариант разверстки мысли. Следовательно, тема данной работы достаточно интересна, она, на мой взгляд, дополняет ряд суждений, критических разборов которые уже имеются в широком научном пространстве. Примечательно, что «мем» в статье классифицируется как жанр, то есть особый тип построения «текста» / «знакового комплекса». Новизна исследования заключается нетривиальном анализе использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках. Причем сопоставительный характер определяет и методологию работы. Большая часть текста – оригинальное разрешение / оценка ситуативного «набора» пиктограмм. Автор достаточно уверенно каталогизирует интернет-мемы, дает оценку данному жанру, конкретизирует мотивы, которые, так или иначе, спровоцировали появление «мем-варианта», не забывая соотнести новый / актуальный формат с почтовой открыткой. Актуальность данного материала видится в том, что указанная проблема не только описывается, но и серьезно, профессионально оценивается. Таким образом, новый импульс явно обеспечен, ибо дискуссия открыта, она полновесна. В работе сделан неплохой обзор критических источников, оговорены наличные точки зрения, создана база для дешифровки темы: «в данной работе на ряде конкретных примеров будет показано, существуют ли общие, типичные для двух исследуемых областей узуса нарушения норм орфографии, связанные с использованием прописной буквы». К каждому мему помимо сноски / цитаты, дается разбор-анализ, описывается и мотивная составляющая случая. Считаю, что удачный формат подачи информации может заинтересовать достаточно широкую читательскую аудиторию. Серьезных / фактических нарушений в тексте не выявлено, автор следит за тем, чтобы научная наррация была объективна, точна, доступна. Исходя из этого, избирается и подтип научного стиля, который тяготеет в популярной форме. На мой взгляд, примеры, которые подобраны для иллюстрации, интересны, общедоступны, хотя и показательны. Отсылки к адресам дают возможность объективировать данные (это аспект внимания направленный на читателя). Проблемный спектр, который получает разрядку в «мемах» с использованием нарушения правил написания также широк – это и дистанционное обучение, и праздники, и социальный срез, и т.д. В финале статьи, автор обозначает, что «отмечая выявленные различия, необходимо признать, что и мемы, и открытки являются массовыми, демократичными жанрами, имеющими широкое употребление в сфере коммуникаций. Открытки более традиционны, хотя и они в последнее время трансформируются в соответствии с новыми технологиями коммуникаций (проект пост-кроссинг, post-crossing – новая форма международного бесплатного обмена открытками). Мемы выглядят как одна из новых форм цифровых коммуникаций (хотя и спорных с точки зрения культурной ценности). Каждый из этих жанров получает развитие, подчиняясь собственной специфике. Эта специфика сопровождается шлейфом особенностей отступления от правил, присущих каждому из двух жанров. И приходится признать, что вектор этого движения направлен не в сторону сохранения высокой языковой культуры, а ориентирован на предельное упрощение, примитивизацию визуально-лексических средств». Вывод соотносится с основным блоком, разночтений в данной части нет. В целом работа оригинальна, самостоятельна; материал может быть использована в русле изучение разных гуманитарных дисциплин. Библиография к тексту не нуждается в правке и коррективе. Рекомендую статью «По законам жанра: особенности использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках» к публикации в журнале «Litera».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"