Статья 'Система образов и образ поэта в поэмах М. Ахмедова ' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Система образов и образ поэта в поэмах М. Ахмедова

Гаджилова Шанисат Магомедовна

кандидат филологических наук

старший научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусства Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук

367000, Россия, республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Аскерханова, 18, оф. Б

Gadzhilova Shanisat Magomedovna

PhD in Philology

Senior Scientific Associate, Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Research Center of the Russian Academy of Sciences

367000, Russia, respublika Dagestan, g. Makhachkala, ul. Askerkhanova, 18, of. B

shanisat05@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2022.7.35192

EDN:

KGMYRM

Дата направления статьи в редакцию:

08-03-2021


Дата публикации:

05-08-2022


Аннотация: Предмет исследования данной статьи – художественные особенности системы образов и образа поэта в поэмах М. Ахмедова. Система образов в поэмах М. Ахмедова представляет собой целостный механизм, выявляющий результаты неутомимых художественных поисков поэта, интерпретирующий многие ответы на вопросы человека и поэта. Моделирование образа поэта в системе образов – это не новое явление в аварской поэзии, тем не менее, это попытка поэта снова обратить внимание читателя на общечеловеческие проблемы, по-новому раскрыть призвание поэта и значимость его образа, как в системе образов поэтического текста, так и в сознании самого поэта, человека и общества. Объектом исследования является образ поэта и система образов в поэмах М. Ахмедова. Цель работы состоит в выявлении характерных художественных приемов в создании образа поэта, который занимает в системе образов поэм М. Ахмедова значимое место, в осмыслении сущности художественного образа, его динамики и связей с целостной образной системой поэм поэта. Научная новизна исследования обусловлена тем, что художественный анализ системы образов и образа поэта в поэмах М. Ахмедова в указанном аспекте предпринят впервые. Полученные результаты показали, что художественная структура образа поэта и образной системы в поэмах М. Ахмедова позволяет реконструировать, расширить поэтическую концепцию мироустройства, выделить в нем заслуженное место человеку-поэту. Исследование деталей, имеющих отношение к художественному замыслу автора, показало глубокое идейное содержание поэм М. Ахмедова, а также важные особенности авторского мировоззрения. Тема поэта и поэзии, которая раскрывается через образ поэта и образную систему поэм М. Ахмедова эволюционирует в способах познания жизни и изображения человека и общества.


Ключевые слова:

художественный образ, система образов, аварская поэзия, композиция поэмы, поэтическая концепция, поэтическая форма, эволюция жанра, литературный процесс, каноническая структура, художественная идея

Abstract: The subject of this article is the artistic features of the system of images and the image of the poet in the poems of M. Akhmedov. The system of images in the poems of M. Akhmedov is an integral mechanism that reveals the results of the poet's tireless artistic search, interprets many answers to the questions of the person and the poet. Modeling the poet's image in the system of images is not a new phenomenon in Avar poetry, nevertheless, it is an attempt by the poet to draw the reader's attention to universal problems again, to reveal the poet's vocation and the significance of his image in a new way, both in the system of images of the poetic text and in the consciousness of the poet himself, man and society. The object of the study is the image of the poet and the system of images in the poems of M. Akhmedov. The purpose of the work is to identify characteristic artistic techniques in creating the image of the poet, which occupies a significant place in the system of images of M. Akhmedov's poems, in understanding the essence of the artistic image, its dynamics and connections with the integral figurative system of the poet's poems. The scientific novelty of the research is due to the fact that the artistic analysis of the system of images and the image of the poet in the poems of M. Akhmedov in this aspect was undertaken for the first time. The obtained results showed that the artistic structure of the poet's image and the figurative system in the poems of M. Akhmedov allows to reconstruct, expand the poetic concept of the world order, to allocate a well-deserved place in it to the poet-man. The study of details related to the author's artistic intention showed the deep ideological content of M. Akhmedov's poems, as well as important features of the author's worldview. The theme of the poet and poetry, which is revealed through the image of the poet and the figurative system of M. Akhmedov's poems, evolves in the ways of cognition of life and the image of man and society.


Keywords:

artistic image, image system, avar poetry, composition of the poem, poetic concept, poetic form, evolution of the genre, the literary process, canonical structure, artistic idea

Система образов и образ поэта в поэмах М. Ахмедова

Образ, наполняя пространство художественного текста, становится следствием словесного отражения действительности. При рассмотрении любого художественного текста особое значение имеет связь одного художественного образа с другими, их взаимодействие и взаимовлияние играют ключевую роль при анализе художественного содержания произведения. Разработка образной системы придает целостность и органичность художественному тексту, особенно такого масштабного жанра как поэма. «Художественный образ, - по выражению М. Б. Храпченко,- одно из важнейших свойств, внутренних начал искусства, начал активных, динамичных»[9, c. 10]. Отсюда важно разобраться в сущности главного художественного образа, в его структуре, в динамике и в его связях с образной системой произведения, призванной раскрыть в произведении ту или иную идейно-эстетическую проблему. «Горизонты художественного образа и сфера его действия – это и современная жизнь человечества во всем ее безграничном многообразии, это и история с ее завоеваниями и драмами, это и будущее общество, в которое проникает человеческий взор, это мир бурного сопротивления новому, и горячее стремление людей к преобразованию порядка и самого себя, построение справедливости общественного строя» [5,с.92]. Приблизительно так можно охарактеризовать и художественный образ в поэмах М. Ахмедова, обращая внимание на его горизонты и глубину проблемы, поднятой автором в произведении.

Художественный образ М. Ахмедова, как в прочем и вся система образов в его поэмах зачастую создается через описание тех или иных особенностей характера персонажей. В структуру своих образов автор включает психологические портреты героев, их слова, поступки, фрагменты из биографии, характеристика внутреннего мира героев, их привычки и манеры, что зачастую определяют представление целостной судьбы того или иного героя. Немалое значение автор также уделяет изложению накопленного в его художественном сознании материала о системе образов или об одном художественном образе, от которого зависимы все остальные образы в произведении. К примеру, в поэме «Имам и поэт» («Имамги шаг1ирги») М. Ахмедову важно придать своему герою мужественный вид, представить его портрет ярким через краски талантливости, чести, красоты, честности, стремления к правде, в итоге все это определяет его бессмертие. В данном случае это образ М. Ю. Лермонтова, духовный облик которого раскрывается для имама через одно из стихотворений русского поэта. С восторгом слушая произведение поэта в переводе на аварский язык, имам спрашивает своего переводчика о судьбе русского поэта, на что ему отвечают, что поэт, когда-то воевавший против него, убит. Имам погружается в печаль, тем самым выражая свой протест против подобного рода отношения к таланту, к правде. Убийство поэта имам считает глубокой ошибкой русского народа.

Щиб цIар лъелеб лъаларин

Гьадинаб миллаталда,

Миллионалъа хъирщун

Миллияб чIухIи чIвалеб [2, c.769].

Какое дать имя

Этому (русскому) народу,

Из миллионов лиц

Убита гордость народа!!

Здесь образ имама автор непосредственно связывает со всеми мелкими и крупными художественными элементами, раскрывающими композицию поэмы. Они формируют определенную систему, через которую автор, говоря об исторических событиях, раскрывает образ имама. Имам и поэт – две исторические личности. Они изображены в поэме согласно авторской трактовке, которая здесь, по мнению автора, совпадает с исторической правдой. Отсюда и авторская оценка высокая, достойная своего героя.

Как известно, в системе художественных образов любого произведения встречаются собирательные образы, которые, прежде всего, делятся на две группы: положительные и отрицательные. И в первом и во втором случае художественный образ – это «образ человека с ярко выраженными индивидуальными чертами, обрисованными с большой полнотой и определенностью» [6,с.171]. Таковым часто представлен образ поэта, как образ положительный, в таких поэмах М. Ахмедова как «Али-гаджи из Инхо или баллада времени», «Два поэта», «Чанка и Махмуд», «Имам и поэт», «Поэт и женщина», «Поэт и родина», «Поэт и люди», «Поэт и правители». Образ поэта М. Ахмедова почти всегда ассоциируется с образом праведника, на устах и делах которого всегда правда, честность, искренность, в чем собственно и заключается духовно-нравственная идея, которая проводится через поэму автором.

В поэмах М. Ахмедова почти всегда отсутствуют образы художественного вымысла, но эстетической категорией «прекрасного», «правильного» служат те или иные элементы изобразительно-выразительных ресурсов, различные приемы языковой игры, способствующие украшению речи, приданию ей эстетичности, выразительности, эмоциональности. Все это в итоге создают целостную картину образа поэта с выраженными индивидуальными чертами, противопоставленными образам «правителей», «людей» и резко выступающими против пороков общественных и социальных слоев.

ШагIир

РагIи буго кьуру, кьуризе гьечIеб,

Нужеца гIин кьурун гIадамал чIчIедал.

Нужер ххвелазулъ хвел буго халкъалъе,

Халкъалдаса тIураб дир ватIаналъе.

ТIадчагIи

ВатIаналъул цIаралъ мацIалда хъвараб

ГьоцIо дуй кьогIлъизе кьурал руго ниж.

Нижее бокьахъе букIина ватIан,

БатIа тIезабила гьелдаса дур кечI. [2, с.794-795]

Поэт

Слово мое – это скала, не сдвинется оно,

Людей вы покорили страхом, дернув за ухо,

Смерть моего народа скроется в ваших играх,

И смерть родины моей, оторванной от народа.

Правители

Имя родины, что мед на языке твоем,

Он станет горьким, для этого и есть мы.

Родина будет такой, какой мы хотим,

Оторвем мы от нее песню твою.

Так образы поэта и правителей рассматриваются в системе образов, выражающей авторскую мысль о мире, о родине, о жизни, о добре и зле, в данном случае конкретно, о борьбе поэта против зла и насилия в обществе. Эту мысль можно сопоставить с реальной действительностью общественно-политического строя любого общества, любого исторического периода, где всегда можно встретить и несправедливых правителей, и продажных чиновников. Вместе с тем подобную постановку нельзя раскрыть, тем более интерпретировать, не учитывая, что в этой идее отражена тайна художественного вымысла, в котором рождается художественный образ. В данном случае автор создает систему образов, в которых вложена авторская мысль, мысль о том каким видит мир автор, как он его чувствует, что считает важным, красивым, прекрасным, в данном случае для поэта важно, чтобы «прислушались к голосу поэта». Поэт в этой связи выступает как обобщающий художественный образ человека, поэта, праведника, гуманиста, глубоко переживающего за свой народ и за свою родину, речь поэта – это результат, способ или форма жизни художественного сознания автора. Так формируется восприятие образов в сознании читателя, которые существуют для того, чтобы создать именно ту образную систему, через которую автор представляет объединенную в рамках своего художественного текста структуру субъективно окрашенных и ассоциативно связанных характеристик человека и реалий окружающего мира.

ШагIир

ГIадамал ратана, гIадан ватичIо,

ГIадада ана дир гIумрудул къоял.

Къоабилеб векалъ бекараб бетIер,

Къоло цоабилелъ бухулеб буго

Г1адамал

Дур шагIирлъиялъулъ шагьидлъи бугищ?

Щай шагьидлъуларев ниже гIоло?

ГIаламалъ рикIинчIо чIагояв шагIир,

ЧIварав яги хварав хиралъула гьев. .[2, с.785]

Поэт

Людей я обнаружил, но человека нет,

Зря прошли дни моей жизни.

Голову мою, что сломал двадцатый век,

Двадцать первый бьет.

Люди

Есть ли у тебя, поэт, желание умереть?

Примешь ли смерть, поэт, ради нас, людей?

Людям не свойственно чтить живого поэта,

Люди им дорожат, если он убит или уже мертв.

При рассмотрении отдельного образа или образной системы как целостного образования, степень образности и художественности зависит от степени владения автором ресурсами родного языка. Здесь речевое мастерство М. Ахмедова опирается на своем довольно состоявшемся опыте и знаниях родного языка и народного художественного творчества. «Слово – материал литературы, первоэлемент любого художественного произведения, непосредственно воспринимаемая сторона его. Писатель берет его из арсенала народного языка и отшлифовывает в соответствии со своими идейно-художественными планами и целями» [7,с.113], - констатирует С. М. Хайбуллаев. Вместе с тем слова любого художественного произведения, особенно поэтического произведения не только носят определенную смысловую нагрузку и выполняют определенную идейно-художественную функцию, но и имеют соответствующие языковые уровни: фонетический, лексический, морфологический, синтаксический и т.д. Это способствует усилению речевоздействующей функции образа. Особенную значимость несут в себе и изобразительно-выразительные ресурсы (тропы, перифразы, иронии, аллегории, сарказм, гротеск, стилистические фигуры, риторические единицы и т.д.), которые используются с целью украшения художественной речи.

ШагIир

Мун шагIирзабазе гула йикIана,

Гали бахъанщинаб мехалъ речIчIулей,

Мун шагIирзабазе дугIа йикIана,

РагIи бачIанщинаб мехалъ цIалулей.

Дуца шагIирасул гьунаралъул цIва

Гьинал ракIалъ куна каранлъ цIунизе,

Дуца шагIирасул гIумруялъул нур,

Кьерал лъугIизарун, чIегIер белъана.

Женщина

Бихьинчилъиялъул ва чилъиялъул

Чилайдул кун дица дургъараб буго,

Гъаримлъидул гъаргъар черхалдаги бан,

Чаран гIадал чагIи риинаруна.

Рии хасалиде сверизабуна,

Сур пулел нухазда тIугьдул речIана,

Рокьул тIахьал цIале, дир цIар гьечIони,

ЦIар хехго кIочона шагIирзабазул. .[2, с.771]

Поэт

Ты пулей была для поэтов,

На каждом шагу в них стреляли,

Ты мольбой была для поэтов,

Сотканной из каждого их слова.

Звезду таланта своего поэта,

Сердцем удержала, в груди сохранила,

Ты радугу жизни поэта,

В черный цвет покрасила.

Женщина

Мужества и человечности нить

Своим веретеном я пряла,

От жалкого озноба в теле

Люди как сталь расслабли.

Лето я в зиму превратила,

На дорогах завяли цветы,

Читай книги любви, без имени моего,

Пойми, не сохранятся имена поэтов.

Анализируя данный фрагмент из текста поэмы М. Ахмедова «Поэт и женщина», можно делать акцент на имеющихся в нем чертах образности и художественности, языковых средствах их выражения, которые отличаются довольно сложной философичностью. Также можно поставить цель охарактеризовать целостный художественный образ поэта или обобщающий образ женщины, окружающего мира как совокупность. Эти две разные, хотя во многом близкие исследовательские задачи помогут понять в произведении систему образов, в которой каждый элемент связан с другими единой идейно-художественной концепцией. Задумываясь над образом женщины, в сознании поэта рождается парадигма ценностных воспоминаний, они связаны с образами живой природы, словесными, предметными и другими образами, которые ассоциируются в сознании поэта с ролью женщины в судьбе поэта, они тесно связаны с чувствами поэта и его отношением к женщине. Это также результат поэтических обобщений, в котором присутствует авторское воображение и в некоторой степени – вымысел или художественная фантазия. Как известно, «фантазия – способность комбинаторная. С ее помощью поэт создает из разнообразных впечатлений не только образ, но и те обстоятельства, в которых наиболее полно может раскрыться сущность персонажа, определяющие его качества» [4,с.114].

В поэмах о поэзии и поэте М. Ахмедова образ поэта представлен как одно из составляющих системы образов. Каждый элемент этой системы – относительно самостоятельная, неповторимая частица целого, которая взаимодействуя с ним и остальными его частицами, создает вдумчивое аналитическое исследование, неудержимый полет в духовный мир поэта и сочетает все это с изматывающей работой поэта-автора. Образ поэта в них представлен особой формой возможного теоретического освоения мира поэзии и поэта читателем. В поэме «Али-Гаджи из Инхо или баллада о времени» («Инхоса ГIалихIажияв ялъуни заманаялъул баллада») словесно-образное мышление автора представляется в качестве синтеза эстетического, философского осмысления жизни и смерти поэта, предметно-чувственного оформления его образа. Воспроизведение образа поэта в материале поэмы имеет специфический характер, но оно не имеет четкой последовательности, определенной очередности, если попробовать обнаружить структуру его сюжета. «В художественном воображении М. Ахмедова с образом Али-гаджи, символизирующим образ поэта, ассоциируется и образ светильника, который убеждает поэта в том, что человек создан для того, чтобы бороться против жестокости, темноты и зла. В мире человек проливает много крови и очень много слез, он не силен, он очень слаб, потому что вокруг царит мрак и несправедливость. Но в этом весь смысл неутомимой борьбы человека, каким поэт видит и образ Али-гаджи» [3,с.454].

Дун инсан ватани щайзе кIолареб

Щущазе гьабизе бецIлъидул ханлъи,

Лъица дие кумек гьабизе бугеб?

Гьаб дуниялалда цохIо вуго дун…

ЦохIо вукIаниги дун инсан вуго. [2, с. 363-364].

Коль человек я, так почему же не могу разрушить

Царство темноты. Кто будет мне помогать?

На этом свете я один…

Хоть и один я

Я – человек!

Как видно, в центре художественной мысли автора образ поэта, вокруг которого строятся ответы на многие философские вопросы, касающиеся призвания поэта и поэзии. Вот, что об этом пишет исследователь аварской литературы С. М. Хайбуллаев: «Поэма – пример многообразия содержания художественного образа. Главную роль в ней играет лирическое «я» автора, через призму которого воспринимаются события и лица, факты и явления, содержателен образ поэта, вокруг которого группируются другие символы: голос разума, голос вечности, голос времени, образ светильника. Все они олицетворены и активно вмешиваются в жизнь» [8,с.32-33].

Многообразное содержание художественного образа поэта в поэме М. Ахмедова «Чанка и Махмуд» («ЧIанк1аги МахIмудги») включает в себя образы-символы – «берег реки», «струны пандура», «звезда Каабы» и другие. Эта символика создана для того, чтобы усилить реалии той действительности, которая определила трагическую судьбу двух талантливых поэтов много лет назад. Чанка умирает, совершив паломничество в Хадж по дороге домой, Махмуда убивает пуля Магдилава. Однако песня осталась навсегда. Сегодня повествователь поэмы, поэт наедине со своими размышлениями о поэте пытается понять судьбу поэта, восстановить картину и смысл трагедии ему помогает любовь.

ЧIанкIа хеIжалъул нухда

Дий кумекалъе вуго,

МахIмудги рокьул щобда,

Щуб гIадин вацIцIад вуго. [2, с. 752].

Чанка на пути Хаджа

Мне помогает,

И Махмуд на вершине любви

Чист он, словно роса.

В поэме М. Ахмедова «Поэт и Родина» («ШагIирги ВатIанги»), посвященной той же проблеме, что и в остальных вышеупомянутых поэмах – проблеме поэта и поэзии, поэта и человека, поэта и общества, автор пытается брать в свой творческий объектив более масштабный диапазон. Здесь речь идет о судьбе Родины, связанной с душой поэта. Повествователь – поэт, и здесь он также служит посредником между поэтом и читателем. Образ поэта здесь представлен как универсальная гуманистическая, общеэтическая категория, которая должна быть закреплена в сознании, мышлении народов как явление необычайно многосторонней, сложной емкости. В действительности поэт – это носитель тяжелой судьбы, которую он осознанно выбирает сам, взваливая себя глубокими переживаниями за свою Родину и свой народ.

Дун ворчIизе гьавула

Тарихалъул хабаралъ,

Хабалазулъ бакI гьечIин

РекIелъ ВатIан гьечIезе.

Дун гIодизе тIамула

ГIадамазда гурхIиялъ, -

БухIи-цIорой гьечIеца

Цадахъго бичила халкъ. [2, с. 780].

Меня разбудил

Истории рассказ

Что места нет на кладбище для тех,

У кого Родины нет в сердцах.

Меня заставляет плакать

Жалость к народу, -

Ведь у кого нет в груди тепла

Может продать свой народ.

В состоянии вдохновения в подобном интуитивном чувстве меры, истины разворачивается творческий процесс, в котором удачно использованы многие приемы организации произведения. В данном случае душевное обращение автора к Дагестану – одно из составляющих этих приемов, которые чередуют в поэме друг за другом, определяет масштабность замысла поэмы.

Дагъистан, дур цIумазда

МагIарул бетIер буго,

БетIер гьечIел бутIрузда

ТIун реххизе кIолареб.

Жиндирго халкъ цIуничIес

ЦIунуларо цойги халкъ,

Жиндирго цIар цIуничIес

ЦIунуларо цойги цIар! [2, с. 784].

Дагестан, орлы твои

Головы горные имеют,

Правители без голов

Не смогут их оторвать.

Тот, кто не защитит свой народ

Не заступится и за другой народ,

Тот, кто имя свое не сумел беречь,

Не убережет и имя другого!

Обращение, повествование, описание, лирическое отступление, внутренний монолог – все это придает образной системе поэмы многозначный, многогранный характер. «Проблемы чувства и мысли, рационального и эмоционального, формы и содержания в художественном слове становятся предметом раздумий поэта» [11, с. 267]. Для М. Ахмедова важно объять образ поэта как объект поэтического исследования через характер поэта, для которого всегда важно говорить о правде, предупреждать об опасности, наставлять на верный путь, как выражается сам поэт: «Поэта не напугаешь лишением жизни, куда страшнее для него – быть лишенным слова» [1, с. 446-447].

Проанализировав поэмы М. Ахмедова, мы пришли к выводу, что образная система в его поэмах вырисовывает неутомимое желание поэта познать, понять человека, приводящее к борьбе за человека. Здесь по своему гуманистическому духу оно в полной мере раскрывает убеждение В. М. Шукшина, утверждающее, что «доброе в человеке никогда не погибает до конца, никогда не наступает пора, когда надо остановить борьбу за человека – всегда что-то еще можно – и, значит, нужно! – сделать» [10, с. 324]. Приблизительно в таком ракурсе можно представить осмысление характера образа поэта в поэмах М. Ахмедова, его психологии, стремления быть полезным человеку и обществу. Место и роль поэта и поэтического труда в обществе, механизмы его воздействия на поколения и его бессмертия – одна из самых сложных, притягательных проблем, которая в полной мере раскрывается в системе образов поэм М. Ахмедова.

Перспектива проведенного нами исследования видится в дальнейшем многоаспектном изучении образной системы всего поэтического творчества М. Ахмедова, а также современной дагестанской поэзии.

Библиография
1. Ахмедов М. Классические звезды. Махачкала, 2008. Дагестанское книжное издательство. 478 с.
2. Ахмедов М. Поэт и родина. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2006. 806 с.
3. Гаджилова Ш. М. Диалог времен: Али-гаджи из Инхо и современность. (453-455) // Мир науки, культуры и образования. Горно-алтайск: редакция МНКО. №3 [70] 2018. 571 с.
4. Гуляев Н.А. Теория литературы. Учеб. пособие для филолог. специальностей ун-в и пед ин-в. М.: «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1977. С. 114. 277 стр.
5. Дремов А. Художественный образ. – М.: Советский писатель, 1961, 404 с.
6. Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Учпедгиз, 1955. 180 с.
7. Хайбуллаев С. М. Поэзия высокого накала. Махачкала.: Дагкнигоиздат, 1990. 152 с.
8. Хайбуллаев С. М. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала, 2000. Издательство Дагестанского научного центра РАН. 240 с.
9. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. – В кн.: Контекст 1981. –М. : Наука, 1982, 336 с.
10. Шукшин В. М. Нравственность есть правда. М.: Изд-во Алт. ун-та, 1979. 360 с.
11. Юсупова Ч. С. Расул Гамзатов в расколотом мире. Махачкала, 2007: ГУП Типография ДНЦ РАН. 381 с.
References
1. Akhmedov M. Klassicheskie zvezdy. Makhachkala, 2008. Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo. 478 s.
2. Akhmedov M. Poet i rodina. Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2006. 806 s.
3. Gadzhilova Sh. M. Dialog vremen: Ali-gadzhi iz Inkho i sovremennost'. (453-455) // Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. Gorno-altaisk: redaktsiya MNKO. №3 [70] 2018. 571 s.
4. Gulyaev N.A. Teoriya literatury. Ucheb. posobie dlya filolog. spetsial'nostei un-v i ped in-v. M.: «VYSShAYa ShKOLA», 1977. S. 114. 277 str.
5. Dremov A. Khudozhestvennyi obraz. – M.: Sovetskii pisatel', 1961, 404 s.
6. Timofeev L., Vengrov N. Kratkii slovar' literaturovedcheskikh terminov. – M.: Uchpedgiz, 1955. 180 s.
7. Khaibullaev S. M. Poeziya vysokogo nakala. Makhachkala.: Dagknigoizdat, 1990. 152 s.
8. Khaibullaev S. M. Khudozhestvennyi stroi avarskoi poezii. Makhachkala, 2000. Izdatel'stvo Dagestanskogo nauchnogo tsentra RAN. 240 s.
9. Khrapchenko M.B. Gorizonty khudozhestvennogo obraza. – V kn.: Kontekst 1981. –M. : Nauka, 1982, 336 s.
10. Shukshin V. M. Nravstvennost' est' pravda. M.: Izd-vo Alt. un-ta, 1979. 360 s.
11. Yusupova Ch. S. Rasul Gamzatov v raskolotom mire. Makhachkala, 2007: GUP Tipografiya DNTs RAN. 381 s.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Научная магистраль рецензируемой статьи – современная дагестанская поэзия. Автор ориентирован на точечную оценку творчества М. Ахмедова, в поэзии которого отображаются тенденции развития одной из национальных литератур Российской Федерации. Стоит отметить, что научная новизна исследования заключается в объективной конкретизации образа поэта в поэмных конструктах Магомеда Ахмедова. Данный вектор мало исследован, таким образом, достаточно актуален для дешифровки и верификации. В статье полновесно проанализирована система образов и образ поэта на примере таких поэм М. Ахмедова как «Али-гаджи из Инхо или баллада времени», «Два поэта», «Чанка и Махмуд», «Имам и поэт», «Поэт и женщина», «Поэт и родина», «Поэт и люди», «Поэт и правители». Важно, что «образ поэта у Ахмедова почти всегда ассоциируется с образом праведника, на устах и делах которого всегда правда, честность, искренность, в чем собственно и заключается духовно-нравственная идея, которая проводится через поэму автором». Большая часть суждений научно и стилистически точна, например, «в поэмах М. Ахмедова почти всегда отсутствуют образы художественного вымысла, но эстетической категорией «прекрасного», «правильного» служат те или иные элементы изобразительно-выразительных ресурсов, различные приемы языковой игры, способствующие украшению речи, приданию ей эстетичности, выразительности, эмоциональности», или «при рассмотрении отдельного образа или образной системы как целостного образования, степень образности и художественности зависит от степени владения автором ресурсами родного языка. Здесь речевое мастерство М. Ахмедова опирается на своем довольно состоявшемся опыте и знаниях родного языка и народного художественного творчества», или «в поэмах о поэзии и поэте М. Ахмедова образ поэта представлен как одно из составляющих системы образов. Каждый элемент этой системы – относительно самостоятельная, неповторимая частица целого, которая взаимодействуя с ним и остальными его частицами, создает вдумчивое аналитическое исследование, неудержимый полет в духовный мир поэта и сочетает все это с изматывающей работой поэта-автора» и т.д. Методологически работа соотносится с системным, эмпирическим и концептуальным принципами. На данный момент это актуально, причем ряд обязательных отсылок наличен. Цитаты из текстов Магомеда Ахмедова даны в полновесном варианте, объема достаточно для раскрытия темы. На мой взгляд, текст можно было бы усложнить введением большего количества терминов и понятий, это придало бы работе научной емкости и сферичности. В финале автор обращает внимание на то, что работа может быть продолжена, на данный же момент, «проанализировав поэмы М. Ахмедова, мы пришли к выводу, что образная система в его поэмах вырисовывает неутомимое желание поэта познать, понять человека, приводящее к борьбе за человека», «приблизительно в таком ракурсе можно представить осмысление характера образа поэта в поэмах М. Ахмедова, его психологии, стремления быть полезным человеку и обществу. Место и роль поэта и поэтического труда в обществе, механизмы его воздействия на поколения и его бессмертия – одна из самых сложных, притягательных проблем, которая в полной мере раскрывается в системе образов поэм М. Ахмедова». В целом же исследование самостоятельно, концептуально, оригинально; материал может быть использован при изучении закономерностей современного литературного процесса. Общие требования по оформлению текста учтены, правка излишня. Статья «Система образов и образ поэта в поэмах М. Ахмедова» может быть рекомендована к публикации в журнале «Litera».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.