Статья 'Журналист-международник на ТВ: эволюция профессии от программы «Международная панорама» В. Зорина до «Международного обозрения» Е. Примакова ' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Журналист-международник на ТВ: эволюция профессии от программы «Международная панорама» В. Зорина до «Международного обозрения» Е. Примакова

Легкодух Элина Александровна

аспирант, кафедра Журналистики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

308015, Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Ул. Победы, 85

Legkodukh Elina Aleksandrovna

Postgraduate Student, Department of Journalism, Belgorod State National Research University

308015, Russia, Belgorodskaya oblast', g. Belgorod, ul. Ul. Pobedy, 85

legkodux1983@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2022.2.35191

Дата направления статьи в редакцию:

08-03-2021


Дата публикации:

17-02-2022


Аннотация: Данная работа посвящена изучению эволюции профессии журналиста-международника на телевидении, исследованию общих и отличительных аспектов работы международных обозревателей. Предметом исследования в статье являются информационно-аналитические телевизионные программы «Международная панорама» В. Зорина и «Международное обозрение» Е. Примакова. Для исследования автор рассматривает следующие материалы: выпуски программы «Международное обозрение» на канале «Россия 24» в период с 2015–2021-е гг.; записи программы «Международная панорама» 1982–1984 гг. на канале «Советское телевидение». Метод исследования включает сравнительный анализ творческих приемов в работе современного журналиста-международника и международника-обозревателя советской школы. Основной задачей исследования было выявить сохраненные и приобретенные (новые) навыки и умения в построении международных программ, обнаружить тенденции развития эволюции профессии, выявить положительные и отрицательные черты трансформации журналиста-международника. Подобное исследование проводится впервые, чем обусловлена его новизна и значимость. В ходе анализа, были сделаны следующие выводы: процессы модификации в профессии журналиста-международника неизбежны. C развитием информационных технологий появилась повсеместная доступность к информации, соответственно интерес к ресурсам Интернет-площадки растет с каждым днем. Меняются методы работы журналистов, которым необходимо подстраиваться под требования современной аудитории, готовить контент, интересный большинству зрителей. Наибольшими рейтингами обладают программы с развлекательным контентом, поэтому, чтобы удержать аудиторию, ведущие международных политических программ вынуждены подавать сложную аналитическую информацию через фокус развлекательных жанров. В итоге, происходит ежедневная модификация журналистских жанров, трансформация и утрата классических приемов в работе, отход от советской школы международной журналистики. Однако, несмотря на изменения в программе «Международное обозрение», Евгений Примаков удерживает планку качественной международной аналитики – контент его выпусков не стал развлекательным, все эксперты программы являются высококвалифицированными специалистами в своей области.


Ключевые слова:

журналист-международник, эволюция профессии, эфир, аналитическая программа, репортаж, тематика программы, идеология, интервью, авторский проект, рубрика

Abstract: This work is devoted to the study of the evolution of the profession of an international journalist on television, the study of common and distinctive aspects of the work of international observers. The subject of the research in the article is the informational and analytical television programs "International Panorama" by V. Zorin and "International Review" by E. Primakov. For the research, the author considers the following materials: releases of the program "International Review" on the channel "Russia 24" in the period from 2015-2021; recordings of the program "International Panorama" 1982-1984 on the channel "Soviet Television". The research method includes a comparative analysis of creative techniques in the work of a modern international journalist and an international observer of the Soviet school. The main objective of the study was to identify the retained and acquired (new) skills and abilities in building international programs, to detect trends in the evolution of the profession, to identify positive and negative features of the transformation of an international journalist. Such a study is being conducted for the first time, which explains its novelty and significance. During the analysis, the following conclusions were made: the processes of modification in the profession of an international journalist are inevitable. With the development of information technology, there is widespread access to information, respectively, interest in the resources of the Internet platform is growing every day. The methods of work of journalists are changing, who need to adapt to the requirements of a modern audience, prepare content that is interesting to most viewers. Programs with entertainment content have the highest ratings, therefore, in order to retain the audience, the hosts of international political programs are forced to submit complex analytical information through the focus of entertainment genres. As a result, there is a daily modification of journalistic genres, transformation and loss of classical techniques in work, a departure from the Soviet school of international journalism. However, despite the changes in the International Review program, Yevgeny Primakov holds the bar for high–quality international analytics - the content of his releases has not become entertaining, all the experts of the program are highly qualified specialists in their field.


Keywords:

international journalist, evolution of the profession, ether, analytical program, reportage, program topics, ideology, interview, author's project, category

 Первый выпуск программы «Международное обозрение» вышел в марте 2015 года на канале «Россия 24» и задумывался, как продолжение легендарной советской информационно-аналитической передачи «Международное обозрение».

Выдающийся журналист-международник В. Зорин был соавтором выпуска – провел первый эфир и передал «эстафету» Евгению Примакову.

«Первое, что увидели зрители в программе – это был Валентин Сергеевич, который сказал свои фирменные слова: «Здравствуйте, дорогие товарищи телезрители!», – говорит в интервью каналу «Россия-24» Евгений Примаков [15].

Пытаясь сохранить традиции советской международной журналистики, Е. Примаков часто обращался к В. Зорину за оценкой выпусков «Международного обозрения»: «Для нас это был «ориентир и камертон» [15].

Однако сам В. Зорин говорил, что работать журналистом-международником и создавать качественные выпуски аналитических программ гораздо сложнее в нынешних условиях: «Ему приходилось очень нелегко, он существовал в рамках общей системы. Тогда было понятие диссиденции внутри системы. Однако, он (Зорин) говорил, что сейчас работать гораздо сложнее, поскольку поток информации гораздо больше, все происходит и меняется гораздо быстрее…» [15].

В современных реалиях повсеместный доступ к информации привел к тому, что зрители стали влиять на контент Интернет-площадок, которые транслируют политические и информационно-аналитичекие программы. Чтобы удержать аудиторию и конкурировать с информационно-развлекательными программами, творческие методы журналистов-международников претерпевают значительную трансформацию.

Этот факт В. Зорин подчеркивал и в своих последних интервью: «Сегодня в мире столько происходит действительно судьбоносных событий. Сейчас фактически меняется та система, которая возникла после Второй мировой войны. Клон вы не можете создать хотя бы потому, что вы не находитесь в тех железных рамках, в которых мы находились», – говорил В. Зорин [14].

Безусловно, спустя 35 лет после последнего выпуска программы «Международное обозрение» методы и творческие приемы журналистов-международников не могли остаться прежними. Поэтому нашей задачей было выявить положительные и отрицательные стороны эволюции профессии.

Для того, чтобы проследить трансформацию программы «Международное обозрение», изучить творческие приемы работы Евгения Примакова, мы исследовали передачи разных периодов. В основу контент-анализа легли 11 выпусков «Международного обозрения», начиная с первых – 2015 года, двухсотый эфир 2019 года и последние  передачи 2020 года.

Наше исследование состоит из двух частей:

- сопоставление идеологического и политического компонентов в программах (сходства и различия в тематике и проблематике);

- сравнительного контент-анализа построения программ «Международное обозрение» и «Международная панорама».

Мы начали наше исследование с изучения идеологического и политического компонентов в программах «Международная панорама» и «Международное обозрение». Нашей задачей было сопоставить и выявить сходства и различия в тематике и проблематике данных программ.

 

Анализ выбора тематики репортажей программы «Международная панорама»

 

Программа «Международная панорама» состоит из четырех-пяти международных репортажей, которые анализирует, делает к ним подводки и заключения ведущий программы.

В одном из репортажей программы обязательно освещается международный военный конфликт – особое внимание уделяется боевым действиям в Центральной Америке – корреспонденты программы постоянно снимали репортажи из республики Никарагуа, а также таких стран, как Сирия, Пакистан, Ливан.

Например, репортаж «об агрессивных действиях Израиля в Ливане при прямом участии армии США» в программе от 26.12.82 [29], репортаж «о кампании гражданского неповиновения в Пакистане в ответ на антинародный режим президента Зия Уль-Хака» [30] в эфире от 09.10.1983, «репортаж из никарагуанского городка Сан-Педро дель Норте, постоянно подвергающегося военным нападениям из соседнего Гондураса» [31] в эфире от 06.11.1983.

Исследуя больше тридцати выпусков программы «Международная панорама», мы выделили страны, репортажи из которых показывали в каждом эфире передачи – это ФРГ, США, Великобритания, Япония, что говорит об идеологической направленности программы и политическом векторе, который задавало правительство Советского Союза.

Например, в следующих выпусках программы «Международная панорама»:

1. Эфир от 13 марта 1983 года  – в нем 3 из 5 сюжетов посвящены странам ФРГ, США, Японии: о политической обстановке в ФРГ после проведения досрочных выборов в бундестаг; об отказе властей США в выдаче военного преступника Болеслава Майковскиса, руководившего расстрелом мирных жителей латвийской деревни Аудрини; о работе VII конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Дели; о прогнозах японских ученых о возможности сильного землетрясения в сентябре 1983 года [32];

2. Выпуск от 06.11.1983. Репортажи из стран ФРГ, Великобритании, США: «репортаж из западногерманского города Вупперталя – родины Ф.Энгельса; о выступлениях британской общественности против решения правительства разместить на территории страны американские ядерные ракеты; о том, чем пугают свое население пропаганда и средства массовой информации США» [31].

3. Эфир от 26.12.82. В передаче репортажи: «США. О реализации экономической программы президента Р.Рейгана; Об итогах уходящего года в ФРГ; Новогодний репортаж из Японии» [29].

4. Эфир 09.10.1983. «Репортаж из промышленного центра Северной Англии – города Шеффилда; о жертве политики «запретов на профессию» в ФРГ – работнике почты и члене городского парламента Г. Бастиане» [30].

Данную структуру репортажей содержит практически каждый эфир «Международной панорамы».

Каждый выпуск программы обязательно включал репортаж о культурном событии, истории древних городов или интервью с известным деятелем искусства (в основном, этот сюжет шел в конце эфира).

Например, репортаж «Снежный фестиваль» в японском городе Саппоро» в эфире от 18.03.1984 начинался следующей подводкой ведущего, о культурной направленности сюжета: «Ещё, товарищи, один очерк о зиме, но на этот раз о зиме без политики, и не потому, что у японцев нет политических забот – их предостаточно, а потому что захочется поговорить просто о зиме. Москвичи в этом году не очень избалованы своим снегом, тем более нам приятно посмотреть на снег хотя бы японский…» [33].

Или репортаж «об аргентинской певице и киноактрисе Лолите Торрес» в эфире от 13 марта 1983: «И в заключение передачи о более приятном: люди моего поколения помнят фильм «Возраст любви» – легкий, как бокал игристого вина и первое знакомство с обаятельной Лолитой Торрес. Потом были другие встречи – актриса к нам приезжала, а сейчас новое свидание – рассказывает Игорь Горанский»[32].

Особым подарком для советского зрителя были репортажи об истории древних городов. Например, «зарисовка о старой части алжирской столицы – Касбе» в программе от 06.11.1983: «Это Касба – душа и сердце города, его история, его сегодняшний день. Вот уже четыре столетия устремлена Касба каскадом плоских крыш своих домов, мечетей и дворцов на встречу к морю. Многое видела, пережила, сохранила в памяти Касба – и турецких пашей, правивших городом во времена Османской империи и расцвет, и упадок пиратства, центром которого на средиземноморье был в Алжир в 16-м – 17-м веках. Четыре года провел здесь в заточении, плененный пиратами будущий автор бессмертного «Дон Кихота» Сервантес» – рассказывает корреспондент Евгений Лукьянов [31].Такие репортажи даже спустя 40 лет остаются интресными и актуальными, а в советское время были для телезрителя открытием в другую реальность.

Репортажи о культуре были неотъемлемой частью программы «Международная панорама».

 

Идеологическое и политическое направления программы «Международная панорама»

 

Прежде всего, нужно отметить, что в советский период открыто озвучивать в эфире свою позицию ведущие не могли. Неспроста, В. Зорин говорил Е. Примакову о том, что создать абсолютный «клон» программы «Международная панорама» невозможно, так как ведущие находятся в других временных рамках: «Клон вы не можете создать хотя бы потому, что вы не находитесь в тех железных рамках, в которых мы находились. В наше время это было достаточно трудно. Скажем, того же Александра Сергеевича Бовина трижды отлучали от эфира», – неоднократно говорил в интервью выдающийся журналист-международник [14].

«Международное обозрение» Евгения Примакова – это авторская программа, поэтому он открыто, в весьма саркастичной и ироничной форме, выражал свое позицию относительно политики Европы и США.

В программе «Международная панорама» главным идеологическим и политическим направлением была антиамериканская политика. Например, практически весь эфир от 06.11. 1983 пронизан антиамериканским настроением: «Наши классовые враги до сих пор не приемлют Октября (Октябрьская революция 1917 года). Вот, скажем, Рональд Рейган – он считает коммунизм аберрацией истории, то есть отклонением, которое не мешало бы исправить…» [31]. Несмотря на то, что США не называют прямым текстом врагом, красной нитью через всю программу идет антиамериканская пропаганда. Понятие «врага» постоянно насаждается и муссируется в подводках программы: «Для наших врагов признать объективный ход истории, значит признать, что время их истекло. Такого не случится, и враги заняты искажением истории с самого начала…» [31].

«Рейган утверждает, что Советский Союз – возмутитель спокойствия… И, наконец, как сообщают, любимое выражение в Белом доме такое: «Мы не намерены позволять, чтобы коммунисты уводили у нас страны из-под носа…» [31], – такие идеологические высказывания транслировались в программе «Международная панорама».

«Вашингтон стремится убрать главную преграду, мешающую решить ближневосточную проблему по американо-израильскому рецепту – то ли кнутом, то ли пряником устранить сирийское противодействие агрессору… Не прекращаются попытки сделать Сирию более податливой с помощью лживых посулов – из Вашингтона стали доноситься намеки, что в случае ухода сирийских войск из Ливана, можно было бы, дескать, обсудить вопрос о возвращении голландских высот, которые Израиль захватил у Сирии в 67-м году…» [34], – в таких информационных подводках четко прослеживаются идеологический и политический характер программы.

 

Исследование тематики и проблематики программы «Международное обозрение»

 

Проведя анализ более сорока программ «Международное обозрение», мы обозначили следующие закономерности: в основе передачи лежат три сюжета (среди 20 выпусков программ только в двух встречаются 4 сюжета). Все репортажи исключительно политического характера, в которых освещаются события Европы и США, а также политические конфликты на ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке.

Например, репортажи: «Нефтяная сказка: кто правит в Саудовской Аравии?» [16] в эфире от 05.06.2015, «Боко Хаарам» – франшиза ИГИЛ: группировка вербует сторонников в Африке» [17] в программе от 20.11.15, «Правый поворот в Латинской Америке: социалисты потерпели поражение на выборах» [18] от 11.12.2015.

В этом первое отличие программ – в «Международном обозрении» меньшее количество сюжетов – 3 репортажа политической направленности, в «Международной панораме» – 5.

Под пристальным вниманием в программе «Международное обозрение» находятся Соединенные Штаты Америки – в каждом выпуске есть репортажи о политике США по отношению к другим странам, визиты первых лидеров страны, предвыборные гонки (сначала Хиллари Клинтон и Дональда Трампа – 2015 год, Джо Байдена – 2020 год).

Например, репортажи такого рода: «Почему Барак Обама и не думал извиняться перед японцами за бомбардировку Хиросимы» [19] в эфире от 27.05.2016, «Семейный подряд: Хиллари Клинтон вступает в президентскую гонку в США» [20] в эфире от 17.04.2015, «Полвека без связи: Куба открывает посольство в США. Что думают сами кубинцы?» [21] в эфире от 25.07.2015.

В некоторых выпусках программы «Международное обозрение» в двух из трех сюжетов освещались события в США: «Новая холодная война. Недавно этот термин примеряли к отношениям США и России, но пандемия все изменила, и теперь заговорили об оси противостояния Китай – США», «В Вашингтоне развивается предвыборная гонка, и Барак Обама уже почти вписался в избирательную кампанию Джо Байдена» [22] в выпуске от 15.05.2020.

Особое внимание Евгений Примаков уделяет политическим событиям во Франции и Великобритании: «Большой брат» следит за нами: конференция разоблачителей в Лондоне» [16] в эфире от 05.06.2015, «Королевская семья ожидает наследника: чем живет британская аристократия?» [20] в выпуске от 17.04.2015.

Сразу два репортажа о событиях в Европе освещаются в выпуске от 20.11.2015: «Париж потрясен терактами, террору объявлена тотальная война», «Современные банды Лондона: преступность на улицах города» [17].

Таким образом, мы пришли к выводам, что в эфирах 2019 и 2020 годов два основных вектора тематики и проблематики программы – политика ЕС и США.

Еще одним отличием программы «Международное обозрение» является то, что это политическая программа, в которой практически отсутствуют репортажи о культурных событиях. За редким исключением, можно увидеть такие репортажи, как «Дело незалежных дервишей: уникальный фестиваль в Турции» [18] и «Кипр – остров православия» [21].

Однако, даже эти сюжеты пронизаны политической подоплекой. Например, репортаж о Кипре начинается с подводки Е. Примакова: «Брошенные храмы и сельская скотина, которая пасется на церковном дворе на Кипре. Церковь с 1074 года является заложником политики – остров делят между собой греки и турки. Мы про этот застарелый конфликт уже рассказывали в нашей программе, вопрос «чьих ты будешь?» задают не только людям, но и храмам. Репортаж с острова Кипр Юлии Понамаревой…» [21].

Как видим, Евгений Примаков делает достаточно смелые и открытые подводки к сюжетам, прямолинейно высказывая свою политическую позицию. Так, несмотря на то, что в эфире от 11.12.2015 передача заканчивается репортажем о красивом культурном фестивале дервишей в Турции, Е. Примаков завершает её смелым политическим призывом к действиям, резюмируя, таким образом, предыдущие сюжеты, в которых освещалось поражение социалистов на выборах в Латинской Америке: «На прощание хотим только вспомнить одну из мыслей мудрого Руми (выдающийся персидский поэт-суфий): «когда беды наваливаются на тебя один за другим, когда они доводят тебя до невыносимого состояния, только не сдавайся, потому что – это точка, где поменяется ход событий» [18].

Е. Примаков также смело и открыто высказывает свою позицию относительно любого политического конфликта в мире, критикует лицемерие политических действий Европы и США. Это объясняется тем, что программа авторская и ведущий имеет гораздо больше свобод высказывать свою позицию и мнение, чем в советское время, о чем ранее и говорил В. Зорин.

Например: «Скрининг, которым заняты спецслужбы и до сих пор охотятся из-за этого на Эдварда Сноудена – это довольно эффективный способ обработки больших объемов информации. По ключевым словам можно определить пользователя Интернета, например, которому интересен ИГИЛ, ядерное досье Ирана или президент Обама. Для АНБ (Агентство национальной безопасности – подразделение Министерства обороны США) этих слов вполне достаточно, чтобы  вашу почту стали внимательно читать, а эфир внимательно смотреть. Мы за рост рейтинга «Международного обозрения». Больше зрителей! Поэтому повторим: ИГИЛ, Обама, Иран, Катар, ядерное оружие – все для вас!» [16], – так Евгений Примаков иронично высмеивает службу безопасности США, обозначая её нарицательным именем «Большой брат» из романа Джорджа Оруэлла «1984».Безусловно, такие вольности в высказываниях не могли себе позволить ведущие во времена Советского Союза.

Без прикрытой доли цинизма высказывает свою позицию Евгений Примаков и относительно лицемерных действий Европы относительно произошедших терактов в Париже и Брюсселе, процедуры приема беженцев из Турции: «Процедуры приема беженцев отрабатываются по ходу пьесы – соглашение Евросоюза с Турцией, тем временем, начинает работать – первые партии мигрантов были депортированы в Турцию, откуда они и попадают, в основном, в Евросоюз. Взамен же, Европа обещает брать на переселение тех беженцев, что зарегистрированы в лагерях в Турции. При этом все понимают, что принципиально это ситуацию никак не меняет. Комиссариат ООН по делам беженцев, а именно он и должен заниматься всем этим вопросом по международному мандату даже заявил, что не является частью или стороной соглашения Евросоюза с Турцией, но будет к нему как-то подлаживаться… » [23]. Безусловно, Е. Примаков является выдающимся международным аналитиком, что позволяет ему грамотно и доступно проанализировать и разложить для телезрителя актуальные политические конфликты во всем мире. 

Смело и прямолинейно Е. Примаков говорит также относительно терактов в Европе: «Теракт в Брюсселе – трагическое событие!  Снова разделил жизни Европы на «до» и «после». Эту банальность вы снова услышали от европейских политиков – так же, как это произошло в прошлом году после терактов в Париже 13 ноября, когда погибли 130 человек. Тоже говорили после терактов в Лондоне в 2005-м (52 погибших) или после страшных взрывов в Мадриде в 2004-м (191 жертва). И всегда жизнь разделилась на «до» и «после», каждый раз и каждый раз проходит время и, к сожалению, до следующего теракта, чтобы все не то, чтобы забылось, но попритихло, чтобы снова открыть этот же счет….  »[23].

Так смело высказывать свою позицию возможно лишь в нынешних реалиях в авторской программе, что является безусловным плюсом в трансформации профессии журналиста-международника. Однако, лишь при одном условии – журналист-международник должен обладать незаурядным аналитическим мышлением и, прежде всего, выполнять основные задачи журналистики.

Тем не менее, сегодня возможность свободно выражать свою позицию и создание авторских проектов стали на грани вседозволенности – в погоне за рейтингами и развлекательным контентом, качество работы международников существенно снизилось.

Это является отрицательным моментом трансформации профессии вследствие информационного прогресса и отсутствия цензуры, как в советское время.

Поэтому, в наше время крайне необходимо сохранять баланс в профессии международника – быть актуальным и интересным зрителю, идти в ногу со временем и при этом предоставлять качественный журналистский продукт, то есть проводить грамотную аналитическую работу, что и делает Е. Примаков в программе «Международное обозрение».

Завершая анализ тематики и проблематики в анализируемых программах, следует заметить, что общей чертой идеологической составляющейявляется антиамериканская позиция, однако Евгений Примаков более смело и открыто выражает свое мнение. Кроме того, в программе «Международное обозрение», в отличие от «Международной панорамы» особое внимание уделяется событиям на Ближнем Востоке, в частности, в Ираке и Сирии, а также действиям ИГИЛа.

 

Сравнительный анализ построения программ «Международная панорама» и «Международное обозрение»

 

Несмотря на то, что программа «Международное обозрение» является авторским проектом, Евгений Примаков изначально задумывал ее как продолжение «Международной панорамы», поэтому заставка, музыка и лозунг остались неизменными.

Музыка в заставке обеих телепрограмм – это композиция «Vibrations» группы «The Ventures» (1967 год), которая стала своеобразным позывным для телезрителя, за которым следовал голос за кадром: «Сегодня в программе «Международная панорама» – события недели: хроника, факты, комментарии» [20], – этот неизменный девиз слышали советские телезрители на протяжении почти 20 лет. Теперь он продолжает звучать в программе «Международное обозрение» с поправкой на название.

Студия, в которой ведет программу Е. Примаков, выдержана в том же стиле, что и «Международная панорама» – строгость и минимализм, синий фон на заднем плане и микрофон справа от ведущего. Так как это серьезная аналитическая программа, никакие яркие детали не должны отвлекать зрителя от последующей информации.

Однако, одной из отличительных черт является то, что Евгений Примаков сам выходит в студию и объявляет себя, как ведущего. Это объясняется тем, что программа, прежде всего, является авторским проектом. В советское время ведущие и дикторы не могли презентовать себя сами.

Еще одной отличительной особенностью  программы «Международное обозрение» является то, что Е. Примаков часто готовит репортажи и берет интервью самостоятельно, чего ранее не делали ведущие «Международной панорамы» – они делали подводки к репортажам и аналитические выводы после сюжета.

Например, в выпуске программы от 10.07.2015 года: «Афганистан после войны, или трудности мирной жизни»[24], который начинается с репортажа Евгения Примакова во дворе клиники Красного Креста в Кабуле.

«Международное обозрение» на этой неделе в Афганистане… Есть одна вещь, буквальная, практическая, которая нас сюда привела – это невероятный опыт помощи,взаимодействия, диалога со всеми группами, партиями, общинами, опыт ненасильственный, который мог бы стать моделью для мирного Афганистана, альтернатива военному решению – это работа международного Красного Креста в стране»[24],–такой подводкой открывает программу Евгений Примаков в строгом костюме и галстуке возле машины с эмблемами «Красного Креста».

Евгений Примаков берет интервью у главы Ортопедического центра – доктора Наджмудина Хилала, пациентов клиники (это отцы пострадавших семейств), Главы делегации Красного Креста в Афганистане, представителя Красного Креста – 19-летней Зарлашт Сармаст.

И здесь перед нами Евгений Примаков раскрывает новые грани работы журналиста-международника – не только грамотного аналитика, работающего в студии, но и журналиста, который должен сам готовить материалы.

«Сегодня не у нас гости, а мы в гостях. Это Альберто Каиро – глава программы реабилитации ортоцентра Красного Креста в Кабуле…» [24], – начинает с интервью второй репортаж программы Евгений Примаков.

Еще одним показателем мастерства журналиста-международника является умение грамотно брать интервью, как у простых жителей, так и у первых лиц страны.

Например, в вышеуказанном выпуске программы от 10.07.2015 Евгений Примаков берет интервью у президента Афганистана (2004-2014 гг.) Хамида Карзая, перед этим смело критикуя в подводке к сюжету политику США по отношению к этой стране: «О гуманитарной ситуации в Афганистане мы говорили с экс-президентом страны Хамидом Карзаем еще в Москве. Господин Карзай пусть и оставил формальный пост, но все еще сохраняет влияние в афганской политике. Более того, президент Карзай все менее связан обязательствами перед США, которые поддерживали его в Кабуле и все более позволяет себе Соединенные Штаты критиковать. США так и не справились с проблемой безопасности в Афганистане, и не удалось им решить и гуманитарную проблему. Афганистан только на фоне войны в Сирии выглядит неплохо – смотря, с чем сравнивать» [24].

Еще одной отличительной особенностью «Международного обозрения» является присутствие в студии экспертов, которых Евгений Примаков часто приглашает для более детального анализа сюжетов программы.

Частым гостем программы был Федор Лукьянов, председатель президиума совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», которого Е. Примаков считает сегодня одним из самых авторитетных и грамотных аналитиков в области международной политики.

«Здравствуйте, Федор! Вот G7 – «Большая семерка» в нынешнем ее формате поставила нас в очередной раз в один ряд с такими прекрасными людьми, как ИГИЛ, с такой прекрасной болезнью, как эбола. Собственно, Меркель процитировала президента Обаму – ровно об этом я уже говорил… Вот мы в таком виде вообще в принципе нужны «Большой семерке» и зачем она нам нужна?»[16],– в такой саркастичной форме Е. Примаков обращается к Федору Лукьянову проанализировать репортаж «Восьмерка минус один»: западные лидеры не позвали Россию обсудить ее политику».

В некоторых выпусках «Международного обозрения» присутствуют несколько экспертов для анализа каждого сюжета. Например, в эфире от 05.06.2015 года в студии были четыре эксперта:

- Виталий Наумкин – директор Института востоковедения Российской академии наук, корреспондент РАН (анализ сюжета «Нефтяная сказка: кто правит в Саудовской Аравии?» [16]);

- Владимир Сажин – эксперт по Ирану, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук (анализ ситуации в Иране после годовщины смерти аятоллы Хомейни);

- Владимир Стогниенко – спортивный обозреватель ВГТРК (обсуждение вопроса о проведении Чемпионата Мира по футболу в  Катаре);

- Федор Лукьянов, председатель президиума совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» (анализ политических действий западных лидеров «Большой семерки»).

Иногда, Е. Примаков приглашает сразу двух экспертов, тогда программа протекает в формате «круглого стола». Например, в эфире от 10.06.2016: «В студии «Международного обозрения» сразу два гостя – это научный сотрудник лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ Владислав Беляев и писатель-фантаст Олег Дивов. Здравствуйте, господа! Давайте, сразу попробуем договориться о терминах – что такое «искусственный интеллект»?» – начинает беседу Е. Примаков [25].

Такое нововведение в программе, безусловно, является положительным аспектом трансформации, так как каждый приглашенный гость – это высококвалифицированный специалист в данной области. Поэтому анализ сюжетов получается развернутым, детальным и на высоком профессиональном уровне, что улучшает качество программы в целом, беседа становится более оживленной и интересной для телезрителя.

Информационные технологии также внесли свои коррективы в техническое построение программы «Международное обозрение» – в выпуске от 20.11.2015 Е. примаков приглашает эксперта к большому монитору с электронной картой для детального анализа ситуации в Африке: «Вы стали говорить про столицу, так называемого, «Боко Харама», а у нас есть карта, где отображены провинции основных операций «Боко Харама» – военных операций, террористических атак. Я вам предложил бы пройти и обсудить эту карту…» [26], – предлагает Е. Примаков эксперту программы – заместителю директора Института Африки РАН, Леониду Фетуну.

Во время анализа военных операций «Боко Харама» меняются точка съёмки и ракурс – оператор снимает Е. Примакова и Л. Фетуна сверху, на фоне огромного экрана с картой.

Любая информационно-аналитическая программа изначально достаточно сложная для восприятия, а такие технические новшества делают анализ более понятным и наглядным для телезрителя.

В последних выпусках программы «Международное обозрение» появилась авторская рубрика «Навстречу выборам» с Антоном Черменским, чего ранее не было в «Международной панораме» – это еще одна отличительная особенность программы.

Например, в эфир от 20.11.2020: «А у нас дальше авторская рубрика нашего международного обозревателя Антона Черменского про любимую нашу, поствыборную американскую кампанию. Есть у выборов начало – как  у революции, а конца что-то не видно. Оставайтесь с нами!» [27], – так, в своем фирменном стиле, с долей сарказма, Е. Примаков делает подводку к следующей рубрике.

Далее и вовсе Антон Черменский перенимает эстафету у Евгения Примакова и ведет сначала часть программы, как в Эфир от 06.11.2020, а затем и полностью «заменяет» в некоторых эфирах, например, в эфире от 30.10.2020.

В последних выпусках «Международного обозрения» (эфиры 2021 года) в качестве обозревателя и ведущего выступает  Федор Лукьянов, который ранее неоднократно был экспертом программы. Безусловно, он безупречно справляется с поставленными задачами и весьма органично вписывается в общий имидж программы, который должен соответствовать общим ожиданиям и потребностям, сформировавшейся за долгие годы аудиторией.

 

Выводы

 

В результате сопоставления идеологического и политического компонентов в программах «Международная панорама» и «Международное обозрение» мы обнаружили, что общим аспектом в них является антиамериканская политика. Однако, в «Международном обозрении» Евгений Примаков открыто, в чрезвычайно саркастичной форме, выражал свою позицию относительно фальшивой политики США. Это обусловлено тем, что программа является авторским проектом, а также тем, что в наше время нет тех жестких цензурных рамок, в которых находились обозреватели «Международной панорамы».

Мы также выявили тенденцию постоянной трансформации в техническом построении программы «Международное обозрение», информационном векторе сюжетов (отсутствии репортажей о культурных событиях, акцент на событиях на Ближнем Востоке), появление экспертов в студии и авторской рубрики «Навстречу выборам» с Антоном Черменским.

 Это привело к тому, что последние выпуски 2021 года уже отдаленно напоминают оригинал, что ещё раз подтверждает слова великого метра В. Зорина о том, что «создать» клон передачи невозможно.

Несмотря на это, в случае с программой «Международное обозрение» Евгения Примакова, трансформация имеет положительный аспект, так как авторские проекты дают свободу выстраивать аналитику программы более развернуто, раскрыть весь потенциал аналитических способностей журналиста.

При этом, методика работы Евгения Примакова по-прежнему базируется на советской школе журналистов-международников, контент его программы выполняет основные задачи информационно-аналитической, а не развлекательной программы.

Таким образом, эволюция программы – это следствие эволюции профессии журналиста-международника в целом, она неизбежна и будет происходить далее в силу информационного и технического прогресса, отсутствия цензурных рамок, смены потребностей и ориентиров зрителей.

 

 

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья является объемным и качественным обзором одной из сложных фигур СМИ – деятельности журналиста-международника. Автор обращает внимание не столько на формальный характер данного вида творчества, сколько формирует конструктивный образ международника для потенциально заинтересованного читателя. В начале работы сформулирован ряд задач, которые и определяют структуру всего текста: это сопоставление идеологии и политики в программах, выбранной для оценки тематики, а также сравнение контент-анализа построения программ «Международное обозрение» и «Международная панорама». Вариант, предложенный для оценки вполне интересен, актуальность же исследования не вызывает сомнений. Статью отличает продуманность индивидуального взгляда, автор убедителен в суждениях, научном комментировании. На мой взгляд, дифференциация текста на т.н. смысловые блоки выверена. Большая часть статических данных дана в режиме цитаций и сносок – для научного исследования это важный / необходимый компонент. Аналитическая составляющая поддерживается на протяжении всей работы. Например, «исследуя больше тридцати выпусков программы «Международная панорама», мы выделили страны, репортажи из которых показывали в каждом эфире передачи – это ФРГ, США, Великобритания, Япония, что говорит об идеологической направленности программы и политическом векторе, который задавало правительство Советского Союза», или «особым подарком для советского зрителя были репортажи об истории древних городов. Например, «зарисовка о старой части алжирской столицы – Касбе» в программе от 06.11.1983: «Это Касба – душа и сердце города, его история, его сегодняшний день…» и т.д. Тема работы раскрывается последовательно и планомерно, для автора важно сформировать условия продуктивного диалога, как с оппонентами, так и с читателями. Не случайно, использование в стиле моделей-связок, определяющих общую логику разверстки проблемы: «в этом первое отличие…», «под пристальным вниманием…», «например…», «таким образом…», «сразу два репортажа…», «однако», «так…», «завершая анализ…» и .т.д. Материал интересен, нетривиален, нов, действительно, такого серьезного и качественного обзора политических программ «уходящей эпохи» за последнее время было сделано не так много. Считаю, что методология анализа современна, по ходу чтения вырабатывается свой / неординарный взгляд на «место» политических программ в сетки СМИ. Безусловно, персоналии, темы, топосы, высвеченные как «заглавные», вызывают интерес, ибо контекст авторских размышлений объемен, при этом спектр вопросов консолидируется в единое информационное пространство. Термины/понятия, которые используются по ходу работы, универсальны, разночтений не выявлено. Выводы в конце созвучны основному текстовому массиву. Позиция автора полновесна и ясна: «в результате сопоставления идеологического и политического компонентов в программах «Международная панорама» и «Международное обозрение» мы обнаружили, что общим аспектом в них является антиамериканская политика. Однако, в «Международном обозрении» Евгений Примаков открыто, в чрезвычайно саркастичной форме, выражал свою позицию относительно фальшивой политики США. Это обусловлено тем, программа является авторским проектом, а также тем, что в наше время нет тех жестких цензурных рамок, в которых находились обозреватели «Международной панорамы», «эволюция программы – это следствие эволюции профессии журналиста-международника в целом, она неизбежна и будет происходить далее в силу информационного и технического прогресса, отсутствия цензурных рамок, смены потребностей и ориентиров зрителей». Формальные требования учтены, текст не нуждается в специальной правке и корректуре. Впечатляет и самодостаточность библиографии, данный блок можно использовать далее при создании работ смежной тематической направленности. Рекомендую статью «Журналист-международник на ТВ: эволюция профессии от программы «Международная панорама» В. Зорина до «Международного обозрения» Е. Примакова» к открытой публикации в журнале «Litera».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.