по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Специфика медиатекстов (на примере журналистских текстов студенческой интернет-газеты ВСГУТУ-online)
Варфоломеева Юлия Николаевна

кандидат филологических наук

доцент, кафедрa медиакоммуникаций, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

670013, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В, стр. 1

Varfolomeeva Yuliya Nikolaevna

PhD in Philology

associate professor of the Department of Media Communication at East Siberia State University of Technology and Management 

670013, Russia,Republic of Buryatia, Ulan-Ude, str. Klyuchevskaya, 40V, bld. 1

yulvar83@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Ленхобоева Татьяна Робертовна

кандидат филологических наук

старший преподаватель, кафедра медиакоммуникаций, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

670013, Россия, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В, стр. 1

Lenkhoboeva Tatiana Robertovna

PhD in Philology

senior lecturer of the Department of Media Communication at East Siberia State University of Technology and Management 

670013, Russia, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, str. Klyuchevskaya, 40V, bld. 1

ltr_1@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-8698.2017.1.20827

Дата направления статьи в редакцию:

23-10-2016


Дата публикации:

17-04-2017


Аннотация.

В статье рассматриваются особенности медиатекстов в интернет-пространстве. Актуализирован феномен подобного медиатекста, который включает в себя вербальный, близкий к традиционному формату, и невербальный, включающий в себя иллюстрации, инфографику, аудио-видеоматериалы, пласты. в ходе исследования анализу подвергается сайт студенческой газеты «ВСГУТУ-online», его структура, внешний вид и медиатексты, которые опубликованы в данной студенческой газете. На репрезентативном материале (более 50 статей) рассмотрены такие характеристики медиатекста, как его композиционное построение, лексический и синтаксический строй, наличие мультимедийных, интерактивных и гипертекстуальных инструментов. При работе над статьей использовались методы лингвистического наблюдения и описания, а также метод языкового анализа. Медиатекст в информационном пространстве Интернет наполняется новыми характеристиками, и по признанию некоторых исследователей становится «уникальным феноменом». Во-первых, медиатекст состоит из равнозначных пластов – вербального и невербального. Во-вторых, наблюдается изменение в вербальном «традиционном» слое произведения, прежде всего за счет трансформации структуры текста, требования к которой заставляют делать текст более дробным. В-третьих, отдельная роль отводится мультимедийным, интерактивным и гипертекстуальным инструментам.

Ключевые слова: медиатекст, ВСГУТУ- online, студенческое СМИ, журналистика, мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность, композиция текста, информационное пространство, вербальный компонент

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта «Молодые ученые Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления - 2016»

Abstract.

The article discusses the features of journalistic texts on the Internet. The authors have actualized the phenomenon of such a media text which includes the verbal layer close to the traditional format and non-verbal layer that consists of illustrations, infographics, and audio-video materials. In the course of their research the authors have analyzed the site of the student newspaper "VSGUTU-online», its structure, design, and media texts which have been published in the student newspaper. Based on the material represented that included more than 50 articles, the authors cover such characteristics of media texts as its compositional structure, lexical and syntactic structure, availability of multimedia, interactive and hypertextual tools. When working on the article, the authors have used the methods of linguistic observation and description as well as the method of the language analysis. On the Internet media texts acquire new features and therefore becomes a 'unique phenomenon' as some researchers call it. Firstly, mediatexts consist of interchangeable layers, verbal and non-verbal. Secondly, there is an evident change in the verbal 'traditional' layer of the text, first of all, due to transformation of the textual structure which is required to become more fractured. Thirdly, a separate role is given to multimedia, interactive and hypertextual tools. 

Keywords:

verbal component, composition of the text, hypertextuality, interactivity, multimedia, journalism, student media, information space, VSGUTU-online, media text

Особый интерес для современного медиаобразования представляют медиатексты онлайн-формата, который с одной стороны, является образованным на фундаменте традиций печатной прессы, а с другой стороны, впитавшим характерные свойства Всемирной паутины [10].

Интернет-журналистика формирует новый тип журналистского творчества. В отличие от других видов СМИ, Интернет гарантированно расширяет количество пользователей, выстраивает и учит воспринимать специфически смоделированную действительность [10]. Поэтому студенты-журналисты должны уметь работать в современной медиарельности. Такую возможность студенты ВСГУТУ получают, работая над студенческой интернет-газетой «ВСГУТУ-online», которая была создана на базе факультета прикладной лингвистики и коммуникаций Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ). Студенты могут создавать журналистские материалы и медиапроекты, оттачивать журналистское мастерство.

Рассмотрим интернет-газету подробнее. Визуально сайт интернет-газеты «ВСГУТУ-online разделен на несколько областей. Всем областям соответствует определенный контент. Первую область представляет собой флеш-плеер, на котором представлены и прокручиваются самые актуальные статьи недели. Вторая область – это рубрика «События». Эта рубрика отграничена от остальных статей для удобства читателя. Третья область состоит из перечня статей (представлены название статьи и соответствующая иллюстрация к ней), опубликованных на сайте ранее. В четвертой области содержатся данные газеты и сайта: свидетельство о регистрации, учредитель, адрес, e-mail и телефон редакции, также в этой области размещены информеры. Также на сайте есть лента новостей, но новости публикуются с официального сайта ВСГУТУ.

Интернет-газета «ВСГУТУ-online» имеет ряд постоянных рубрик: «Университет», «Мнения», «Наши люди», «Стиль жизни». Такой детализированный рубрикатор позволяет широко осветить все векторы деятельности организации, полноценно рассказывать о научном, техническом и творческом потенциале университета, а также четко классифицировать тематику статей.

Что касается внешнего вида, то издание имеет современный, удобочитаемый дизайн, структурированное и последовательное использование элементов, акцентирующих внимание читателя, яркое, цветовое, и в то же время лаконичное оформление, читабельный шрифт.

Что касается текстов издания, то, по справедливому замечанию исследователей Л.П. Шестеркиной и Л.К. Лободко, интернет-СМИ как средство массовой коммуникации формирует новые требования к созданию медиатекстов (журналистских, рекламных и PR), которые не вписываются в рамки традиционных представлений о тексте. Вслед за Я.Н. Засурским, можно определить медиатекст как «новый коммуникационный продукт», характерными особенностями которого являются включенность в разные медийные структуры (вербальный, визуальный, звучащий и мультимедийный планы) и в разные медийные обстоятельства (газета, журнал, радио, интернет и т. д.) [9].

Цель данного исследования – выявить специфику медиатекстов, опубликованных в интернет-газете «ВСГУТУ-online». Особенность медиатекстов, исследуемых нами, состоит еще и в том, что они подготовлены студентами. Было проанализировано более 50 медиатекстов, опубликованных в студенческой интернет-газете «ВСГУТУ-online».

Основная тематика материалов издания затрагивает интересные события, проблемы, которые волнуют молодежь, последние тренды. Особое место в издании занимают интервью с преподавателями, успешными выпускниками и известными людьми республики, которые интересны молодежи.

Следующий критерий анализа касается структуры текстов. Следует подчеркнуть, что Интернет фактически отучил читателя от восприятия длинных монолитных текстов, в которых нужно тщательно и долго выуживать информацию (этот симптом обусловлен различными факторами: ограничением трафика, ограничением времени, которое можно посвятить посещению страницы, ограниченностью визуального пространства монитора, усталостью глаз от яркого экрана и др.) [10].

Поэтому особое внимание должно уделяться структуре и композиционному построению текстового материала. Целесообразно отметить структурированность текстов «ВСГУТУ-online»: сложные «большие» материалы разделены на смысловые блоки, которые выделены графически (подзаголовки, которые выделены жирным шрифтом), во всех материалах наблюдается соразмерность абзацного деления текста. Все вышеперечисленное существенно облегчает восприятие информации.

М.Н. Ким выделяет несколько видов композиционного построения журналистского произведения. Основными являются монтажное построение, которое рассчитано на концентрацию внимания читателей и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет: 1) разбить все произведение на тематические блоки; 2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос; 3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации; 4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность. Статья, построенная по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Следующий вид – построение текста по принципу событийного сюжета, когда автор стремится показать основную канву или контур события, которое может быть «свернуто» или развернуто во времени и пространстве. Главное при этом показать динамику развития той или иной конкретной жизненной ситуации от завязки до ее завершения. Фабульное построение материала от сюжетного отличается тем, что основной заботой журналиста здесь является выделение наиболее примечательных событий, которые раскрывали бы то или иное социальное явление или проблему [4].

Если говорить о композиционном построении медиатекстов «ВСГУТУ-online», то следует заметить, что большинство материалов построено согласно монтажному делению (статьи «Красота требует металла», «Стратегии продвижения компаний, рейтинг телеканалов, информационные войны: о том, как защищали дипломы». Встречается также фабульное (статьи «Горизонты науки», «Практика:backstage») и сюжетное построение (статьи «Танец-это самовыражение», «Автостопом к мечте»).

Особо отметим заголовки материалов. Издание избегает традиционной формулы «трех W» (Что? Где? Когда?). Акцент ставится на оригинальных и броских названиях. Например, «Утечка химических веществ во ВСГУТУ. Никто не пострадал» - заголовок к материалу о республиканском конкурсе «Школа безопасности». Или «Журналисты не согласны с Путиным» - заголовок к опросу журналистов Бурятии на тему, как они пришли в профессию.

Материалы всегда иллюстрируются фотографиями или картинками. Над новостью указывается день недели, дата, время, раздел, количество просмотров и комментариев. Ниже располагаются теги – ключевые слова, благодаря которым материал легко найти на сайте.

К лексическим особенностям медиатекстов следует отнести отсутствие сложной терминологии: даже в статьях о научном потенциале вуза авторы стремятся избегать сложных терминов, объяснять сложный научный материал доступно для широкой аудитории (статья «Создай своего робота»). Также наблюдается широкое использование оценочной лексики, причем тональность в большинстве случаев положительная. Для студенческой газеты характерно использование молодежного сленга (бэкстейдж, диджей, олдскульная традиция, селфи и т.д.).

Анализируя синтаксический строй медиатекстов, мы пришли к тому, что синтаксический строй стремится к простоте и прозрачности конструкций предложений.

Особенность медиатекстов в интернет-среде заключается в том, что они представляют собой сочетаний вербального и невербального пластов. Если вербальный пласт традиционно восходит к печатным СМИ, и на этом уровне, как правило, происходит анализ непосредственно самого текста, то невербальный уровень в интернет-пространстве включает в себя иллюстрации, флеш-эффекты, анимацию, инфографику, видео-, аудиоматериалы, встроенные в тело статьи в качестве дополнения к содержанию или точного его воспроизведения в другом формате (аудиоверсия текста), а также различные виджеты (прогноз погоды, точное время и т.д.) [5].

Отличительной чертой издания является то, что иллюстративному ряду уделяется большое внимание. Соотношение текста и мультимедиа на сайте находится в балансе, используются оригинальные фотографии, проводятся фотосессии с героями. Большинство фотографий выполнено профессионально. Так, качественный иллюстративный ряд сопровождает статьи «Знакомьтесь, Хани Барисан», «Батутный центр: испытано на себе» и др. Также в анализируемых статьях можно встретить слайд-шоу («Скалодром: испытано на себе»), галерею («Утечка химических веществ во ВСГУТУ. Никто не пострадал»).

Следующий уровень анализа – использование интерактивных технологий, которое значительно расширяют возможности медиатекстов. Так, на сайте газеты «ВСГУТУ-online» читателям предоставлена возможность сохранить материал на своем аккаунте в социальных сетях «Facebook», «Vkontakte», «Twitter», «Одноклассники», или подписаться на газету, чтобы получать оповещения о новых комментариях на адрес своей электронной почты. Также на сайте доступна функция комментирования: комментировать статьи и общаться с журналистами могут все пользователи, имеющие аккаунт в социальных сетях. Также комментировать и задавать вопросы авторам можно непосредственно на сайте студенческой газеты.

Кроме того, проводятся голосования по отдельным материалам. Например., «От сессии до сессии жуют студенты весело», «Топ-тату». Кроме того, любой желающий может оставить вопрос или предложение прямо на сайте интернет-газеты, введя его в специальное поле.

Еще одной отличительной особенностью медиатекста в сети Интернет, по мнению исследователей, является гипертекстуальность. На анализируемом ресурсе гипертекстуальные инструменты представлены, как правило, гиперссылками на внутренние материалы газеты, которые вышли ранее (статья «Пишу о том, что пережил») и внешними гиперссылками на личные аккаунты в социальных сетях героев публикаций (статья «О паркуре и не только», «Знакомьтесь, Корпус доброй воли»).

Рассмотрим приведенные характеристики на примере отдельных статей издания.

Репортаж «Красота требует металла» с учебных мастерских кафедры «Металловедение и технологии обработки материалов» посвящен достижениям студентов и преподавателей представленного направления. Композиция текста монтажная, так как большой текстовый массив дробится на логические подтемы, рассказывающие о достижениях студентов и выпускников кафедры, о процессе создания работ, об ювелирных изделиях, которые делают сами студенты и о лаборатории металлургов. Говоря о графическом членении текста, нужно отметить присутствующие в материале цитаты, выделенные курсивом и отступом. Также имеется врезка-информация о кафедре «Металловедение и технология обработки материалов», которая помогает облегчить восприятие медиатекста.

Присутствует оценочная лексика: сэнсэи, красота, увлекательная экскурсия . Несмотря на то, что тема материала представляется достаточно сложной, студентам-журналистам удалось легко и доступно преподнести материал. Последовательность предложений логична. Отдельно хочется отметить иллюстративный ряд, который представлен не только в отдельных фотографиях, но и в слайд-шоу. Статью можно комментировать как непосредственно на сайте, так и используя личные аккаунты в социальных сетях. Также статьей можно поделиться с друзьями через соцсети. Гиперссылки в данном тексте отсутствуют.

Следующий текст, который мы рассмотрим – интервью с лидером КВН-движения республики Бурятия Чингисом Болотовым «Чингис Болотов: злость должна быть спортивной». Интервью построено по хроникальному принципу, присутствуют следующие композиционные узлы: начало игровой карьеры Чингиса еще в студенчестве, Премьер-лига, Высшая лига КВН. В целом тональность статьи положительная, присутствует оценочная лексика: амбициозные проекты; туда (на музыкальный фестиваль КИВИН-2016) поедут самые сильные команды и др.

Последовательность предложений логична за счет композиционных узлов медиатекста. Иллюстрации в представленной статье содержат помимо фотографий, сделанных журналистами, и фото из личного архива героя публикации. Статью можно комментировать как непосредственно на сайте, так и используя личные аккаунты в социальных сетях. Также статьей можно поделиться с друзьями через соцсети. Отметим наличие внешней гиперссылки на аккаунт Чингиса в социальной сети «Вконтакте», которая выделена другим цветом.

Итак, в результате анализа нам удалось выявить специфику студенческих медиатекстов, опубликованных в интернет-газете «ВСГУТУ-online». Медиатекст в информационном пространстве Интернет наполняется новыми характеристиками, и по признанию некоторых исследователей становится «уникальным феноменом». Во-первых, медиатекст состоит из равнозначных пластов – вербального и невербального. Во-вторых, наблюдается изменение в вербальном «традиционном» слое произведения, прежде всего за счет трансформации структуры текста, требования к которой заставляют делать текст более дробным. В-третьих, отдельная роль отводится мультимедийным, интерактивным и гипертекстуальным инструментам.

Библиография
1.
Владимирова Т.Н. Студенческая пресса как проявление интерактивной медиасреды факультета [Электронный ресурс] / Режим доступа: jq.isea.ru/classes/pdf.ashx?id=19323&l=1
2.
Зазыкин В.Г. Имидж организации: структура и психологические факторы эффективности [Текст] / В.Г.Зазыкин. 1-е изд. М.: Юрайт, 2009. 68 с.
3.
Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России [Текст] / Я. Н. Засурский.-М.: Аспект-пресс, 2003. 259 с.
4.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/71.htm
5.
Миронова Д.А. Газетный медиатекст онлайн-формата как особый коммуникационный феномен [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/gazetnyy-mediatekst-onlayn-formata-kak-osobyy-kommunikatsionnyy-fenomen
6.
Розанов К.А. Молодежная пресса как составляющая студенческой жизни [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/molodyozhnaya-pressa-kak-sostavlyayuschaya-studencheskoy-zhizni
7.
Сидорова Т.И., Чемякин Ю.В. Вузовские СМИ в системе корпроративныхз медиа [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mediascope.ru/?q=node/887
8.
Студенческая интернет-газета «ВСГУТУ-онлайн» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https:// www. vsgutu-online.ru
9.
Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К. Базовые подходы к созданию универсального медиатекста в интернет-сми [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-podhody-k-sozdaniyu-universalnogo-mediateksta-v-internet-smi
10.
Шестеркина Л.П. Медиатекст как целевой элемент системы журналистского образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-kak-tselevoy-element-sistemy-zhurnalistskogo-obrazovaniy
References (transliterated)
1.
Vladimirova T.N. Studencheskaya pressa kak proyavlenie interaktivnoi mediasredy fakul'teta [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: jq.isea.ru/classes/pdf.ashx?id=19323&l=1
2.
Zazykin V.G. Imidzh organizatsii: struktura i psikhologicheskie faktory effektivnosti [Tekst] / V.G.Zazykin. 1-e izd. M.: Yurait, 2009. 68 s.
3.
Zasurskii Ya.N. Sistema sredstv massovoi informatsii Rossii [Tekst] / Ya. N. Zasurskii.-M.: Aspekt-press, 2003. 259 s.
4.
Kim M.N. Tekhnologiya sozdaniya zhurnalistskogo proizvedeniya [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://evartist.narod.ru/text/71.htm
5.
Mironova D.A. Gazetnyi mediatekst onlain-formata kak osobyi kommunikatsionnyi fenomen [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/gazetnyy-mediatekst-onlayn-formata-kak-osobyy-kommunikatsionnyy-fenomen
6.
Rozanov K.A. Molodezhnaya pressa kak sostavlyayushchaya studencheskoi zhizni [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/molodyozhnaya-pressa-kak-sostavlyayuschaya-studencheskoy-zhizni
7.
Sidorova T.I., Chemyakin Yu.V. Vuzovskie SMI v sisteme korprorativnykhz media [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://www.mediascope.ru/?q=node/887
8.
Studencheskaya internet-gazeta «VSGUTU-onlain» [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: https:// www. vsgutu-online.ru
9.
Shesterkina L.P., Lobodenko L.K. Bazovye podkhody k sozdaniyu universal'nogo mediateksta v internet-smi [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-podhody-k-sozdaniyu-universalnogo-mediateksta-v-internet-smi
10.
Shesterkina L.P. Mediatekst kak tselevoi element sistemy zhurnalistskogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-kak-tselevoy-element-sistemy-zhurnalistskogo-obrazovaniy
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"