по
Theoretical and Applied Economics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Theoretical and Applied Economics" > Rubric "Mathematical modeling and instrumental methods in economics"
Mathematical modeling and instrumental methods in economics
Zaytsev M.G., Varyukhin S.E. - Comparison of various methods of assessing the systematic risk factor pp. 1-19

DOI:
10.25136/2409-8647.2019.1.28598

Abstract: The subject of this research is the calculation of systematic beta risk coefficients for the United States corporations, which in accordance with the A. Damodaran’s industry classification comprise the following branches: Utilities (General), Retail (Grocery and Food), Shoe, Auto&Truck, and Food Wholesalers, with the use of various techniques applied by the famous providers: Yahoo.com, NASDAQ.com, Valueline.com, Bloomberg Terminal, and Damodaran Online. The goal of this work consists in verification and comparison of calculations of the systematic beta risk coefficients for the indicated United States corporations and the substantiation of the revisions to them. The authors calculated the beta coefficients, using the revenue data of these corporation and indexed S&P500, SP500TR, and NYSE Composite; as well as time dependency of beta based on various methods of the famous providers for 43 of the oldest and most sustainable corporations in the United States. The scientific novelty is defined by the fact that the calculations conducted by the authors in accordance with various techniques for the corporations rated on the market NYSE and NASDAQ, practically align with the data of the listed providers, but drastically differ for the diverse assessment techniques applies thereof. For the branches Utilities (General) and Retail (Grocery and Food), the authors’ results for industry beta, calculated as weighted average for the industry with the weights equal to capitalization of corporations, practically coincided with the data of Damodaran Online. However, for the tree other verified industries, the author detected significant, inexplicable discrepancies, clearly related to the presence of small companies in the list of industry, which stocks are irregularly traded in over-the-counter markets.
Tsurikov V.I. - Incomplete contracts in the condition of Russian specificity. Part 3. Impact of the corruption component of the institutional environment pp. 51-60

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.1.19836

Abstract: The subject of this research is the impact of the corruption component of the institutional environment upon the investment decisions of agents and the size of public gain. Within the framework of incomplete contract, it is demonstrated that consideration of the corruption component leads to one of two cases, one of which could be interpreted as extortion, and the other – as conclusion of a mutually beneficial corrupt deal. Special attention is given to the analysis of the capabilities of the agents for maximization of their personal gains, which are defined by their stimuli towards carrying out investments into the growth of mutual profit. It is demonstrated that in the case of extortion the stimuli of the agents diminish, resulting in the decrease of public gain. The determination is made on the existence of the baseline level of stake of the “corrupt tax”, exceeding which makes it preferable to transfer the right to leftover profit to the bribe extortionist. It is demonstrated that widespread practice of corrupt cooperation can lead to negative deformation of the structure of national economy.
Borodachev S.M. - Evaluation of the parameters of economic systems through Kalman filter pp. 93-97

DOI:
10.25136/2409-8647.2019.1.21085

Abstract: This article discusses the application of Kalman filter for estimating parameters of economic systems using two methods: maximum likelihood and minimization of root mean square prediction error. The author examines the integrated system of foreign exchange market and stock markets in Russia. Different behavioral strategies of foreign exchange market participants are reflected. Particularly, the author builds and analyzes a simple model of dollar to ruble rate, which considers the changes in oil prices and money transactions between the foreign exchange and stock markets with up to three days lag. The parameter estimation is carried out in accordance with daily data of the dollar to ruble rate, oil prices and the MICEX index from November 1, 2015 to December 20, 2015.  Along with the evident instantaneous actions of the foreign exchange market participants, the author detected the shift of the dollar to ruble rate in the same direction as the MICEX index with two days delay, as well as the same direction as the oil price with the three days lag. The article provides economic interpretation of the obtained system parameters.
Lukashova I., Mokrousov N., Berejnaya O. - Methodology of assessing poverty at the individual level pp. 125-136

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.4.23133

Abstract:  The object of this research is the assessment of poverty at the individual level; while the subject is the efficiency of implementation of mathematical modelling for the dynamic assessment of the impact of microcredit upon the financial well-being of clients of microlenders. The scientific interest towards this topic is substantiated by the constantly growing demand for microcredit products among the poor social groups of the Kyrgyz Republic, mostly from rural districts; promotion of microlending in strategic documents of country’s development, and the concurrent absence of formalized instruments allowing to measure the progress of elevation from poverty as a result of microlending. The logistic regression, which allows assessing the likelihood of poverty at the individual level, was selected as basis for creating the formalized instrument. The scientific novelty consists in the development of comprehensive methodology for structuring the model of likelihood of poverty, which accounts for only the demographic profile of a family, its income and expenses, but also possession of long-term use goods and earning assets. The results of this research produced the instrument that can be used by microlenders for objective assessment of the impact of microlending upon the clients’ well-being.  
Egorov N. - Methodology of rating express-evaluation of the regional innovation development based on the Triple Helix model pp. 157-162

DOI:
10.25136/2409-8647.2017.4.22697

Abstract: The object of this research is the constituents of the Far Eastern Federal Okrug. The article carries out a comparative analysis of the results of express-evaluation according to the authorial methodology with rating scores, conducted by the National Research University “Higher School of Economics”, National Association of Innovations and Development of Information Technologies, and Association of Innovative Regions of Russia for 2014. The author provides the formula for econometric evaluations and a list of statistical indexes of the academic organizations, business, and states that characterize contribution of the triad in development of the regional innovation economy. The suggested methodology of rating express-evaluation of the level of regional innovation development leans on the concept of the Triple Helix model. Econometric evaluations in accordance with the indicated methodology allow conducting rapid assessment of the level of innovation development of a region and effectiveness of contribution of the academic organizations, business, and states in the cumulative overall performance of innovation development of a subject based on their minimal key statistical indexes in the area of scientific innovation activity. The evaluation results conducted using the author’s methodology demonstrate can be valuable for the executive government authorities, business structures, academic organizations for rapid analysis and adoption of various organizational-administrative decisions on development of the regional innovation activity.
Napolskikh D.L. - Methodological approach to optimization of placement of businesses of the regional industrial clusters pp. 170-180

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.3.27347

Abstract: The object of this research is the theoretical-methodological grounds of the placement of industrial cluster businesses in the Russian regions. The subject of this research is the improvement of methodological instrumentarium for solving the problem of spatial localization of industrial clusters in the region. The goal of this work lies in development of the economic-mathematical model of clusterization of the economy, which expands the methodological potential of optimal placement of cluster initiatives within the Russian economic space. Special attention is given to the peculiarities of cluster development process that determine the initial conditions for finding an optimal placement and long-term growth of industrial production in the cluster. The article applies the modern approaches towards economic-mathematical modelling, as well as systematization of geostatistical methods. The author considers the problems of optimization of placement of the new alongside the development of already existing production facilities in the process of realization of cluster initiative; generalizes the approaches to economic-mathematical modelling of the process of formation and development of industrial clusters. The article also formulates the criteria for optimal placement and prospective development of the cluster businesses.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Теоретическая и прикладная экономика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Теоретическая и прикладная экономика" > Рубрика "Математическое моделирование и инструментальные методы в экономике"
Математическое моделирование и инструментальные методы в экономике
Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. - Сравнение различных методик оценки коэффициента систематического риска c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-8647.2019.1.28598

Аннотация: Предметом исследования являются расчеты коэффициентов систематического риска бета для компаний США, составляющих по классификации А. Дамодарана отрасли: Utilities (General), Retail (Grocery and Food), Shoe, Auto&Truck и Food Wholesalers, с использованием различных методик, которые применяют известные провайдеры: Yahoo.com, NASDAQ.com, Valueline.com, Bloomberg Terminal и Damodaran Online.Целью работы является проверка и сопоставление расчетов коэффициентов систематического риска бета для указанных компаний США и обоснование поправок к ним. Методология. Авторы провели расчеты коэффициентов бета, используя данные о доходностях этих компаний и индексов S&P500, SP500TR и NYSE Composite. Aвторы рассчитали временные зависимости бета по различным методикам известных провайдеров для 43 наиболее старых и устойчивых компаний США. Научная новизна: результаты расчетов авторов по различным методикам для компаний, котирующихся на рынках NYSE и NASDAQ, практически совпадают с данными перечисленных провайдеров, но разительно различаются для различных использованных методик оценки. Для отраслей Utilities (General) и Retail (Grocery and Food) результаты авторов для отраслевых бета, рассчитанных как средневзвешенные по отрасли с весами, равными капитализации компаний, практически совпали с данными Damodaran Online. Однако, для трех других проверенных отраслей обнаружены значительные, трудно объяснимые расхождения, явно связанные с наличием в списке отрасли мелких компаний, акции которых нерегулярно торгуются на ОТС-рынках.
Цуриков В.И. - Неполная контрактация в условиях российской специфики. Часть 3. Влияние коррупционной составляющей институциональной среды c. 51-60

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.1.19836

Аннотация: Предметом исследования является влияние коррупционной составляющей институциональной среды на инвестиционные решения контрагентов и на величину общественного выигрыша. В рамках модели неполного контракта показано, что учет коррупционной составляющей приводит к одному из двух случаев, один из которых можно интерпретировать как вымогательство, а другой – как заключение взаимовыгодной коррупционной сделки. Особое внимание уделяется анализу тех возможностей контрагентов для максимизации своих индивидуальных выигрышей, которые определяются их стимулами к осуществлению инвестиций в рост совокупного дохода. Метод исследования состоит в математическом моделировании, позволяющем осуществить строгий формальный анализ поведения контрагентов, вынужденных отдавать часть своего дохода некоей третьей стороне. Показано, что в случае вымогательства стимулы агентов притупляются, что оборачивается снижением размера общественного выигрыша. Обнаружено существование порогового уровня ставки «коррупционного налога», превышение которого делает предпочтительной передачу права на остаточный доход взятковымогателю. Показано, что широкое распространение практики коррупционного сотрудничества может приводить к негативной деформации структуры национальной экономики. В статье используется исключительно вербальный способ изложения результатов, полученных методом математического моделирования.
Бородачев ?.?. - Оценка параметров экономических систем фильтром Калмана c. 93-97

DOI:
10.25136/2409-8647.2019.1.21085

Аннотация: Обсуждается использование фильтра Калмана для оценивания параметров экономических систем двумя методами: максимального правдоподобия и минимизации среднеквадратичной ошибки предсказания. Рассматривается объединенная система валютного и фондового рынка России. Моделируются различные типы поведения участников валютного рынка. В частности, построена и проанализирована простая модель формирования курса доллара к рублю, в которой с лагами до 3 дней учитываются изменения цены на нефть и переходы денег между валютным и фондовым рынками. Оценка параметров проведена по ежедневным данным курса доллара к рублю, цены на нефть и индекса ММВБ с 1 ноября 2015 по 20 декабря 2015. Наряду с очевидными одномоментными действиями участников валютного рынка обнаружено движение курса доллара к рублю в ту же сторону что и индекс ММВБ с запаздыванием в 2 дня, и в ту же сторону что и цена на нефть с запаздыванием в 3 дня. Даётся экономическая интерпретация найденных параметров системы.
Лукашова И.В., Мокроусов Н.В., Бережная О.В. - Методология оценки бедности на индивидуальном уровне c. 125-136

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.4.23133

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является оценка бедности на индивидуальном уровне, предметом исследования - эффективность применения математического моделирования для целей динамической оценки воздействия микрокредитов на материальное благосостояние клиентов микрофинансовых организаций. Научный интерес к этой задаче порожден постоянно возрастающим спросом на микрокредитные продукты среди бедных слоев населения Кыргызской Республики, преимущественно из сельской местности, продвижением микрокредитования в стратегических документах развития страны и одновременным отсутствием формализованных инструментов, позволяющих измерять прогресс выхода из бедности, обусловленный микрокредитованием. Основой для создания формализованного инструмента была выбрана логистическая регрессия, позволяющая оценить вероятность бедности на индивидуальном уровне. Параметризация модели была произведена на основе официальных баз данных Национального Статистического комитета Кыргызской Республики по ежегодному обследованию бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы, а также региональным данным, характеризующим уровень благосостояния населения. Научная новизна результатов исследования заключается в выработке комплексной методологии построения модели вероятности бедности, в которой учитываются не только демографические характеристики семьи, ее доходы и потребление, но и владение товарами длительного использования и доходоприносящими активами. В результате получен инструмент, который может быть использован микрофинансовыми организациями для объективно обусловленной оценки воздействия микрокредитования на благосостояние клиентов.
Егоров Н.Е. - Методика рейтинговой экспресс–оценки инновационного развития региона на основе модели «Тройная спираль» c. 157-162

DOI:
10.25136/2409-8647.2017.4.22697

Аннотация: Объектом исследования являются субъекты Дальневосточного федерального округа. В статье проводится сравнительный анализ результатов экспресс–оценки по авторской методике с рейтинговыми оценками, выполненными Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий и Ассоциацией инновационных регионов России за 2014 год. Приведены формула для эконометрических расчетов и перечень статистических показателей научно-образовательного комплекса, бизнеса и государства, характеризующих участие триады в развитие инновационной экономики региона. Предлагаемая автором методика рейтинговой экспресс–оценки уровня инновационного развития регионов основана на концепции модели «Тройная спираль». Эконометрические расчеты по данной методике позволяют провести оперативную оценку уровня инновационного развития региона и результативности вклада научно-образовательного комплекса, бизнеса и государства в сводный интегральный индекс инновационного развития субъекта по их минимальным ключевым статистическим показателям в сфере научно-инновационной деятельности. Результаты расчетов по авторской методике показывают адекватность результатов рейтинговой экспресс–оценки с данными рейтинговых оценок других методик. Основным достоинством предлагаемой методики является исключение субъективных факторов, обусловленных применением в других методиках рейтинговой оценки весовых коэффициентов и результатов экспертных оценок. Результаты выполненных по данной методике расчетов могут быть полезны исполнительным органам государственной власти, бизнес–структурам, научно-образовательным организациям для оперативного анализа и принятия различных организационно-управленческих решений по развитию инновационной деятельности региона.
Напольских Д.Л. - Методологические подходы к оптимизации пространственного размещения предприятий региональных промышленных кластеров c. 170-180

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.3.27347

Аннотация: Объектом исследования являются теоретико-методологические основы пространственного размещения предприятий промышленных кластеров, формируемых и развивающихся на территории российских регионов. Предметом исследования является совершенствование методологического инструментария решения проблем пространственной локализации промышленных кластеров на территории региона. Цель работы заключается в разработке экономико-математической модели кластеризации экономики, расширяющей методологический потенциал оптимального размещения кластерных инициатив в экономическом пространстве России. Особое внимание уделяется особенностям процесса кластерного развития, определяющих изначальные условия постановки задачи нахождения оптимального пространственного размещения и перспективного развития промышленного производства в кластере. В работе применяются современные подходы к экономико-математическому моделированию, также важный вклад в методологическую основу предлагаемых подходов к пространственному моделированию региональных промышленных кластеров составила систематизация методов геостатистики. Рассмотрены проблемы оптимизации пространственного размещения новых и развития уже существующих производств в процессе реализации кластерной инициативы, обобщены подходы к экономико-математическому моделированию процессов формирования и развития промышленных кластеров. Представлена специфика решения задач оптимизации пространственного размещения предприятий региональных промышленных кластеров. В общем виде сформулирована постановка задачи оптимального пространственного размещения и перспективного развития производства в кластере. Разработаны критерии оптимальности пространственного размещения и перспективного развития предприятий кластера.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"