Теоретическая и прикладная экономика - рубрика Управление и экономика сферы услуг
по
Теоретическая и прикладная экономика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Теоретическая и прикладная экономика" > Рубрика "Управление и экономика сферы услуг"
Управление и экономика сферы услуг
Коробкова Ю.Е. - Корпоративная культура русского купечества как образец ведения социально ориентированного бизнеса c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8647.2015.3.15450

Аннотация: Аннотация: Объектом исследования в статье является корпоративная культура русского дореволюционного предпринимательства и ее истоки. Предметом исследования является русское предпринимательство до революции. Проблема социально ориентированного бизнеса как одного их основных условий создания деловой репутации актуальна в настоящее время. В статье рассматривается, как эта проблема решалась в конце и начале ХХ века русскими предпринимателями, 64% которых были старообрядческого происхождения. Этический кодекс старообрядчества требовал честного труда и ведения бизнеса, дисциплины, аскетизма в личной жизни, ответственности перед обществом. Отсюда деловая этика, изложенная в 1912 году в «Семи принципах» ведения дел в России, и организационная культура, создаваемая в тот период на предприятиях. Автор использует в статье такие методы исследования как аналитический и компаративистский, заключающийся в сравнительном анализе. Основные выводы автора при сравнительном анализе заключаются в том, что при ведении бизнеса дореволюционное российское предпринимательство руководствовалось этическим кодексом старообрядчества. Главное в этом кодексе – честный труд на благо общества, который рассматривался как служение Богу. Кредо купцов-старообрядцев - «Все для дела – ничего для себя». Большинство предпринимательских династий жертвовали большие деньги на благотворительность и считали своим долгом заботиться о работниках своих предприятий, создавая условия для быта. Такое отношение обеспечивало максимальную лояльность работников к предприятиям, что исключало текучесть кадров и повышало трудовую мотивацию, в конечном счете, обеспечивало предпринимательский успех фирм, определило во многом бурный экономический рост России в тот период. Новизна статьи заключается в том, что предлагается обзор организационных культур предприятий российских предпринимателей конца XIX начала-ХХ века, в основе формирования которых лежит деловая этика старообрядчества.
Арефьев А.С., Савельева Н.А., Симонян А.Р., Жербо Л. - Применение методологии качественного исследования «Основание теории» в изучении потребностей заинтересованных сторон туристской дестинации и разработке цифровой отраслевой платформы c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-8647.2022.4.38767

EDN: UNIMCM

Аннотация: Становление цифровой экономики подразумевает не только глубокие трансформационные процессы для отдельных предприятий, но и необходимость адаптации к новым условиям тех участников, которые, в силу субъективных экономических условий, не готовы к полномасштабным изменениям своих управленческо-производственных моделей. При управлении цифровой трансформацией курортной дестинации встает вопрос необходимости детального и системного исследования потребностей заинтересованных сторон в цифровизации и поиска инструментов для их адаптации к новым социально-экономическим условиям. Предоставить необходимый для этой проблемы инструментарий способна методология качественного исследования «Основание теории» (англ. «grounded theory»), апробация которой является предметом данного исследования. Этот метод позволяет индуктивно формировать логическую концепцию, которая бы описывала изучаемое явление и напрямую подтверждать теоретические выводы в наблюдениях. В ходе исследования были выделены ключевые категории потребностей, их взаимосвязи и соответствующие им цифровые решения в виде модулей цифровой платформы, которые были объедены в центральную ключевую категорию — «потребность в повышении вовлеченности всех заинтересованных сторон через коллаборативный цифровой сервис». Проведенное пилотное исследование согласно предлагаемой методики полностью подтвердило его эффективность в изучении потребностей участников туристского рынка и формировании архитектуры цифровой отраслевой платформы. Вместе с тем, последующее прототипирование предложенных цифровых решений необходимо провести в соответствии со стратегией внедрения отраслевой платформы и ее интеграции в цифровую экосистему Краснодарского края.
Кормишов А.Ю., Левченко Т.П. - Особенности развития активных видов туризма в Краснодарском крае c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.3.32968

Аннотация: Предметом исследования является состояние и перспективы развития активных видов туризма в Краснодарском крае и г. Сочи. Объект исследования- активные виды туризма. Под активными видами туризма авторы понимают путешествие, сопряженное с активным передвижением по какому-либо направлению с определенными физическими нагрузками, но в комфортных условиях пребывания. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как классификация активных видов туризма по определенным классификационным признакам. Особое внимание в статье уделяется вопросам оценки конкурентных преимуществ города-курорта Сочи по развитию туризма, а также анализу предложений горных и водных видов туризма в г. Сочи.            Авторами проведена оценка туристского потенциала Краснодарского края, современного состояния горного и водного туризма в г. Сочи, изучены предложения компаний города Сочи, а также выявлены проблемы и перспективы развития. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: горный и водный туризм в г. Сочи представлен всеми основными видами; у многих компаний просто нет официальных сайтов с достоверной информацией, сейчас большим спросом пользуются продвижение товаров и услуг в социальных сетях. Научная новизна состоит в теоретической разработке и практических рекомендациях по особенностям развития активных видов туризма. Конкретные результаты, обладающие признаками научной новизны, можно представить следующим образом: -введено в научный оборот определение активных видов туризма с точки зрения его отличительных особенностей; -расширена классификация активных видов туризма применительно к горному и прибрежному кластерам города Сочи; - на основе SWOT-анализа выявлены конкурентные преимущества города-курорта Сочи по развитию активных видов туризма; - представлен анализ предложений горных и водных видов в г. Сочи.
Шакирзянова Е.И., Кузубов А.А. - Анализ конкурентоспособности зарубежных стран в глобальных цепочках создания добавленной стоимости c. 27-34

DOI:
10.25136/2409-8647.2019.3.27394

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных тенденций размещения производства и распределения добавленной стоимости между развитыми и развивающимися странами. Делается упор на то, что в современном мире высокий уровень развития производства способствует возникновению жесткой конкуренции среди производителей товаров и услуг. Сегодня главным конкурентным преимуществом является производство товара высокого качества по минимальной цене. Поэтому производители ищут возможности снижения издержек за счет переноса отдельных стадий производства в те страны, где можно этого достичь. Предметом исследования является совокупность торгово-экономических отношений, возникающих между странами в процессе функционирования производственных систем в мировой экономике. Объект исследования – глобальные производственные системы. Теоретической и эмпирической основой для написания работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, публикации Всемирной торговой организации, ОЭСР и Всемирного банка. Об актуальности выбранной темы для написания работы можно говорить по возрастающему за последнее время числу иностранных и отечественных публикаций по тематике географической диверсификации производства. Эти исследования направлены на усовершенствование методологии, необходимой для полной оценки эффективности участия стран в глобальных производственных системах. Важным вопросом остается объединение статистических данных на международном уровне в единую базу и пополнение существующих баз информацией по развивающимся странам. В настоящей работе предпринята попытка охарактеризовать ключевые мировые тенденции развития глобальных цепочках, выделив факторы успешности в них стран и соответствующие риски и выгоды, а также предложить ряд мер, призванных способствовать более эффективному участию России в этой системе.
Стукалова И.Б. - Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы c. 29-40

DOI:
10.25136/2409-8647.2021.4.36909

Аннотация: Статья посвящена развитию электронной торговли в РФ. Актуальность темы исследования обусловлена высокими темпами роста данного сегмента торговли. Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли с учетом сопряженных с ним возможностей и угроз для потребителей, торгового бизнеса и национальной экономики в целом. Предметом исследования является процесс развития рынка электронной торговли. Инструментом исследования принята методология институционального подхода, которая предполагает учет в теоретическом анализе эволюции электронной торговли широкого спектра неэкономических факторов: социальных, научно-технических, технологических и прочих. Информационной базой исследования послужили данные Ассоциации компаний Интернет-торговли, Национальной ассоциации дистанционной торговли, труды отечественных и зарубежных ученых. Предложена авторская иерархия понятий: электронный бизнес, электронная коммерция и электронная торговля. Исследование истории эволюции форм торговли, позволило доказать, что электронная торговля является видом дистанционной торговли. Предложенная автором этапизация развития дистанционной торговли, позволила определить исторические пики ее развития, в том числе этап выделения электронной торговли в самостоятельный вид. Результаты анализа рынка электронной торговли позволили сделать следующие выводы: 1) электронная торговля является одним из динамично развивающихся секторов экономики, генерирующим новые рабочие места и налоговые поступления; 2) основными предпосылками активного развития рынка электронной торговли являются процессы цифровизации и глобализации экономики; 3) катализатором развития электронной торговли явилась пандемия Covid¬19 и связанные с ней карантинные ограничения. Развитие электронной торговли формирует целый спектр возможностей и угроз для всех её участников: государства; хозяйствующих субъектов и потребителей. Выявленные автором возможности и угрозы могут служить основой для разработки комплекса мероприятий по использованию возможностей и снижению риска угроз, вызванных развитием электронной торговли, который определит перспективы ее развития.
Байгулова А.А., Довлетов А.Б. - Эффективность частных медицинских организаций в системе здравоохранения России c. 36-45

DOI:
10.25136/2409-8647.2023.1.37514

EDN: TQSCDF

Аннотация: Статья посвящена развитию частного сектора медицинских услуг в нашей стране с целью повышения уровня здоровья населения, что является главной задачей здравоохранения в целом. Частные клиники имеют преимущества перед государственными учреждения: отсутствие очередей, вежливость персонала, повышенный комфорт и пр. Несмотря на поступательное развитие частной медицины, существуют определенные проблемы, решение которых невозможно без комплексного подхода к здравоохранению в целом. Объектом исследования выступают коммерческие медицинские организации; предметом исследования является эффективность (доходность) деятельности коммерческих медицинских организаций. Методологической основой настоящего исследования выступают сравнительный анализ, эмпирический и системный подходы. Особое внимание автором уделяется проблемам взаимодействия государственного и частного сегментов в сфере медицинских услуг, предоставляемых населению. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что решению выявленных проблем способствует оптимизация взаимодействия государственного и частного секторов здравоохранения, в том числе оптимизация финансовых потоков фондов обязательного, добровольного медицинских страхований и прямых платежей пациентов. Новизна исследования заключается в определении основного критерия эффективной оптимизации взаимодействия государственного и частного секторов здравоохранения – экономическая доступность платных медицинских услуг населению. Указанные в статье подходы позволят не только увеличить возможности населения в сфере здравоохранения, но и повысить качество медицинских услуг как в частной, так и в государственной сферах.
Дегтярев А.Н., Мухаметзянов И.З., Рожкова Н.В. - Методология построения иерархической системы показателей развития в сфере туристического бизнеса на основе нечетко-логических процедур принятия решений c. 45-57

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.1.19102

Аннотация: Предметом исследования является факторное множества. Объектом исследования является сфера туристских услуг. Туризм, имея многоуровневый характер деятельности затрагивает практически все сферы жизнедеятельности, что и позволяет его использование в качестве инструмента стимулирования социально-экономического развития как на региональном, так и на национальном уровнях. Особое внимание уделено факторам, воздействующим на сферу туризма: государственное регулирование, места пребывания, качество предоставляемых услуг, рекламная деятельность и другие, которые являются основой предлагаемой модели. Авторами предложена методология построения эффективной системы показателей развития в сфере туристического бизнеса на правилах поддержки принятия решений с использованием нечеткой теории множеств и метода анализа иерархий. Для построения и оценки показателей применяются укрупненные факторы, такие как политика государства; рекламная деятельность; атрибуты места пребывания; качество туристических услуг. Разработана гибридная AHP-Fuzzy модель, как основа методологии построения эффективной системы показателей развития индустрии туризма. Проведен анализ эффективности системы показателей на основе модели нечеткого логического вывода, с использованием метода вариации факторного множества с различными размерностями входных факторов. Предложенная в нашей работе методология оценки параметров с применением нечетко-логических инструментов и экспертного оценивания обеспечивает ранжирование всех факторов и суб-факторов, определяющих эффективность развития сферы туризма в России в современных международных и социально-экономических условиях. Полученные результаты экспертного исследования согласуются представлениями, полученными из обзора литературы. Веса основных показателей эффективности развития сферы туризма, приведенные выше, ясно дают ответы на главные вопросы этого исследования, а именно обеспечивают ясную и четкую картину действий российским менеджерам туризма и менеджерам по маркетингу туристических компаний.
Сидоров А.А., Малаховская Е.К. - Разработка и продвижение мобильных приложений в условиях ограниченного бюджета: предпринимательский аспект c. 96-106

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.3.19029

Аннотация: Быстрорастущий и высококонкурентный рынок мобильных приложений, образующих объект исследования, предопределяет актуальность вопросов, связанных с позиционированием и продвижением (предмет исследования) соответствующего вида программного обеспечения. Именно от грамотных действий по выводу продукта в существенной степени зависит успех каждого конкретного проекта. Особое значение данная деятельность имеет для разработчиков, которые не располагают существенными временными, финансовыми и организационными ресурсами для ее осуществления. Подобные ограничения оказывают существенное влияние на возможность коммерциализации научно-технических результатов. В результате качественный и потенциально востребованный продукт может не найти своего потребителя. Посредством анализа вторичной статистической информации и применения общенаучной методологии вскрываются предпосылки и тенденции развития рынка мобильных приложений, влияющие на выбор инструментальных средств в условиях ограниченного бюджета на продвижение соответствующих программных продуктов. Установлено, что мощным способом, положительно влияющим на достижение целевых установок в условиях сформулированной выше ситуации, является предпродажная подготовка выпускаемого мобильного приложения, не связанная, как правило, с формированием его функциональных возможностей, образующих конкурентные преимущества, а направленная на его грамотную «упаковку». Подобный подход своим следствием имеет несение существенно меньших затрат на продвижение, нежели при использовании традиционных способов, основанных на применении тех или иных видов рекламы. По результатам изысканий сформулированы рекомендации для разработчиков, не обладающих существенными ресурсами, следование которым позволит повысить эффективность деятельности по завоеванию целевых рынков.
Баева О.Н. - Сфера услуг: вклад в экономический рост и характеристики занятости в 2000-е гг. c. 107-117

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.3.26832

Аннотация: Предметом исследования является состояние и динамика развития третичного сектора экономики Российской Федерации. На основе анализа данных Росстата (2000-2016) автор определяет тенденции развития сферы услуг по показателям занятости, производительности труда, инновационной активности. Сфера услуг также рассмотрена с точки зрения условий занятости (формальный (в том числе с учетом масштаба организаций) /неформальный сектор, уровень заработной платы, доли высокоэффективных рабочих мест) в сравнении с первичным и вторичным секторами экономики. Анализ выполнен с использованием трехсекторной модели общественного производства Фишера-Кларка с разбиением на виды деятельности в соответствии с ОКВЭД. Сделан вывод об экстенсивном пути развития сферы услуг, являющейся местом приложения труда большей части занятого населения Российской Федерации, однако уровень производительности труда, инновационной активности и заработной платы остается очень низким, несмотря на более значительную долю занятых с высшим образованием. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном использовании потенциала сферы услуг для экономического развития, повышения качества жизни населения и формирования человеческого капитала.
Ельшин Л.А., Гаязов З.Ф., Прыгунова М.И. - Методические подходы к сценарному прогнозированию развития системы общественного питания в регионах России c. 121-131

DOI:
10.7256/2409-8647.2016.4.19913

Аннотация: Предметом исследования является совокупность факторов, определяющих уникальные параметры развития региональных систем общественного питания. Сектор общественного питания в экономике РФ, также как в экономических системах развитых стран играет заметную и важную роль в сфере формирования занятости населения (доля занятых на предприятиях, функционирующих на рынке общественного питания в общей численности занятых 0,92%), развития субъектов малого и среднего предпринимательства (доля субъектов предпринимательства, функционирующих на рынке общественного питания, в общем количестве предприятий – 1,27%), обеспечения эффективной туристской сферы.Авторы обосновывают необходимость дифференцированного подхода к обоснованию региональных стратегий развития изучаемого сектора экономики. Исходя из этого в работе представлены результаты кластерного анализа, позволившего сгруппировать регионы РФ по ключевым факторам развития отрасли общественного питания. Особым вкладом авторов в исследование темы является предложенный алгоритм идентификации ключевых направлений развития отрасли в соответствии с выявленными особенностями регионального развития. Интересной, с научно-познавательной точки зрения, закономерностью является обнаруженный факт того, что для целого ряда регионов, отнесенных к кластерам «Лидеры», «Аутсайдеры» и «Перспективные лидеры» динамика инвестиций в основной капитал в сфере общественного питания не оказывает существенного воздействия на динамику оборота в рассматриваемом секторе экономики, что формирует научно-познавательную основу для изучения альтернативных факторов роста.
Воронин В.О., Гребенникова А.А., Масляков В.В. - Игровая симуляция «Город, открытый тобой» c. 129-143

DOI:
10.25136/2409-8647.2020.4.34592

Аннотация: В статье рассмотрен сценарий игровой симуляции «Город, открытый тобой». Игра представляет собой информационную платформу, построенную на онлайн-игре, участники которой выбирают город, в котором они хотят жить, и услуги, которыми они хотят пользоваться. Для участников также предусмотрена возможность обсуждения и принятия управленческих решений по развитию своего города. Во время игры затрагиваются такие вопросы, как: солидарность в обществе, смысл уплаты налогов, ценность демократии на местах, инициативное бюджетирование, внедрение прямой онлайн-демократии. Целью игры являются выработка навыков классификации вопросов местного значения и отдельных переданных государственных полномочий, осуществления взаимодействия органов и должностных лиц городского самоуправления с жителями, а также участия жителей города в управлении городом. Компьютерная программа не только просчитывает последствия выбранных студентами управленческих решений, но и учитывает факторы внутренней и внешней среды. Подчеркивается, что данная компьютерная игра может использоваться как просветительская игра в обучающем процессе со студентами и школьниками, а также в целях повышения информационной открытости органов исполнительной власти с муниципальными служащими.     в целях повышения информационной открытости органов исполнительной власти возможно проведение просветительских онлайн игр в рамках групповых занятий с муниципальными служащими. Применение дистанционных технологий, построенных на игровой симуляции «Город, открытый тобой», позволяет рассматривать и анализировать варианты решения вопросов местного значения, вырабатывать стратегии пространственного развития и формировать проектное мышление. Симулятор «Город, открытый тобой» также может использоваться в образовательном процессе со студентами и школьниками. Постоянное совершенствование работы по обеспечению открытости органов местного самоуправления необходимо для повышения доверия населения к местным властям, эффективному решению вопросов местного значения, успешному осуществлению проводимых преобразований.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.