Статья 'Изменение объемов авиаперевозок и специализации сегментов Московского авиационного узла с 2014 по 2021 год ' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Изменение объемов авиаперевозок и специализации сегментов Московского авиационного узла с 2014 по 2021 год

Шульгина Ольга Владимировна

доктор исторических наук, кандидат географических наук

профессор, заведующий кафедрой географии и туризма Московского городского педагогического университета

129226, Россия, г. Москва, пр-д 2-Й сельскохозяйственный, 4

Shulgina Olga

Professor, Chair of the Department of Geography and Tourism at Moscow City Teachers’ Training University

129226, Russia, g. Moscow, pr-d 2-I sel'skokhozyaistvennyi, 4

olga_shulgina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Головко Глеб Глебович

студент кафедры географии и туризма, Московский городской педагогический университет

129226, Россия, г. Москва, ул. 2-Й сельскохозяйственный проезд, 4

Golovko Gleb Glebovich

Student of the Department of Geography and Tourism, Moscow City Pedagogical University

129226, Russia, g. Moscow, ul. 2-I sel'skokhozyaistvennyi proezd, 4

GolovkoGG320@mgpu.ru

DOI:

10.25136/2409-8647.2022.3.38427

EDN:

JTXJZN

Дата направления статьи в редакцию:

12-07-2022


Дата публикации:

08-10-2022


Аннотация: Объектом данного исследования являются изменения в развитии Московского авиационного узла во втором десятилетии ХХI века. Предметом исследования–статистический анализ изменения объемов авиаперевозок пассажиров, грузов и почты в Московском авиационном узле с 2014 по 2021 год как в целом, так и по отдельным аэропортам в сравнении. Анализируется изменение доли Шереметьево, Домодедово и Внуково в общем объёме перечисленных видов авиаперевозок. Исследована динамика соотношения внутренних и международных авиаперевозок. Рассмотрена доля Московского авиационного узла в общем объёме пассажиропотока, грузооборота и почтовых авиаперевозок России. В основу исследования положены статистический, историко-географический, проблемно-аналитический методы, а также метод системно-структурного анализа. Это позволило провести объективный, научно-обоснованный анализ процессов изменения объема авиаперевозок в Московском авиационном узле. Основными выводами проведенного исследования являются: авиаперевозки пассажиров в Московском авиационном узле с 2014 по 2021 год снизились, при этом авиаперевозки грузов и почты за этот период возросли. Доля аэропорта Шереметьево по всем параметрам увеличивалась, доля Домодедово уменьшалась, доля Внуково либо росла, либо оставалась неизменной. Основной вклад авторов в исследование темы состоит в рассмотрении изменений статистических параметров работы аэропортов Московского авиационного узла в контексте социально-экономических и геополитических процессов, в историко-географической обусловленности; в выявлении ключевых факторов сложившейся динамики. Новизна исследования заключается в выявлении главных трендов развития объемов и структуры авиаперевозок Московского авиационного узла с 2014 по 2021 г. в условиях санкционного давления и ограничений, связанных с пандемией COVID-19.


Ключевые слова:

Московский авиационный узел, Шереметьево, Домодедово, Внуково, пассажирские авиаперевозки, грузовые авиаперевозки, авиаперевозки почты, международные авиаперевозки, внутренние авиаперевозки, динамика авиаперевозок

Abstract: The object of this study is the changes in the development of the Moscow aviation hub in the second decade of the XXI century. The subject of the study is a statistical analysis of changes in the volume of air transportation of passengers, cargo and mail at the Moscow Aviation Hub from 2014 to 2021, both in general and for individual airports in comparison. The change in the share of Sheremetyevo, Domodedovo and Vnukovo in the total volume of the listed types of air transportation is analyzed. The dynamics of the ratio of domestic and international air transportation is investigated. The share of the Moscow aviation hub in the total volume of passenger traffic, cargo turnover and postal air transportation in Russia is considered. The research is based on statistical, historical-geographical, problem-analytical methods, as well as the method of system-structural analysis. This made it possible to conduct an objective, scientifically-based analysis of the processes of changing the volume of air traffic in the Moscow aviation hub. The main conclusions of the study are: air transportation of passengers at the Moscow Aviation hub decreased from 2014 to 2021, while air transportation of cargo and mail increased during this period. The share of Sheremetyevo Airport in all respects increased, the share of Domodedovo decreased, the share of Vnukovo either grew or remained unchanged. The main contribution of the authors to the study of the topic is to consider changes in the statistical parameters of the Moscow aviation hub airports in the context of socio-economic and geopolitical processes, in historical and geographical conditionality; in identifying the key factors of the current dynamics. The novelty of the study is to identify the main trends in the development of the volume and structure of air transportation of the Moscow aviation hub from 2014 to 2021 under the conditions of sanctions pressure and restrictions associated with the COVID-19 pandemic.



Keywords:

Moscow Aviation Hub, Sheremetyevo, Domodedovo, Vnukovo, passenger air transportation, air cargo transportation, air mail transportation, international air transportation, domestic air transportation, dynamics of air transportation

Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, значительной ролью авиационного транспорта в современном глобальном мире с его возрастающей мобильностью и влиянием авиаперевозок на экономику стран и регионов [1], с другой – недостаточным историко-статистическим осмыслением специфики развития этого вида транспорта в России в начале ХХI в.

Статья посвящена динамике развития Московского авиационного узла во втором десятилетии ХХI века. Предметом исследования является статистический анализ изменения объемов авиаперевозок пассажиров, грузов и почты в Московском авиационном узле с 2014 по 2021 год как в целом, так и по отдельным аэропортам в сравнении. Анализируется изменение доли Шереметьево, Домодедово и Внуково в общем объёме перечисленных видов авиаперевозок. Исследована динамика соотношения внутренних и международных авиаперевозок. Рассмотрена доля Московского авиационного узла в общем объёме пассажиропотока, грузооборота и почтовых авиаперевозок России.

Основной вклад авторов в исследование темы состоит в рассмотрении изменений статистических параметров работы аэропортов Московского авиационного узла в контексте социально-экономических и геополитических процессов, в исторической и историко-географической обусловленности; в выявлении ключевых факторов сложившейся динамики.

Новизна исследования заключается в выявлении главных трендов развития объемов и структуры авиаперевозок Московского авиационного узла с 2014 по 2021 г. в условиях санкционного давления и ограничений, связанных с пандемией COVID-19.

В основу исследования положены статистический, историко-географический, проблемно-аналитический методы, а также метод системно-структурного анализа. Это позволило провести объективный, научно-обоснованный анализ процессов изменения объема авиаперевозок в Московском авиационном узле.

Исследование развития авиатранспорта в России находится в поле зрения представителей различных научных сфер: экономистов, географов, инженеров, управленцев. При этом в целом ряде работ затрагиваются проблемы развития Московского авиационного узла, что вполне обосновано его высокой ролью в объемах авиаперевозок. В научной литературе в этом ключе освещены следующие основные аспекты: проблемы внутрироссийских пассажирских авиаперевозок (Груенко И.С., 2008) [3]; состояние и перспективы развития аэропортов России (Гайноченко Т.М., 2009) [2]; развитие международного рынка авиаперевозок в глобальной экономической системе (Николишвили Д.З., 2022) [15]; проблемы рынка авиаперевозок России в 2017-2018 гг. (Шелег Е.А., 2022) [27]; состояние мирового и российского рынков международных грузовых авиаперевозок (Холопов К.В. и др., 2019) [26].

Нельзя не согласиться с мнением Кравцова С.В. о том, что авиаперевозки являются важнейшей составляющей инфраструктурного развития России [8]. Не вызывает также сомнений вывод Мжельской И.В. о большом значении крупных региональных аэропортов-хабов в развитии мирового и российского рынков транспортных логистических услуг [12].

В контексте нашего исследования значительный интерес представляет работы, посвященные следующим вопросам: изменению авиатранспортной связности городов России в 1990-2015 гг. (Тархов С.А., 2018) [3]; влиянию экономической нестабильности на рынок пассажирских авиаперевозок (Рублев В.В., 2020) [17] и (Савельева Ю.В. 2017) [18]; влиянию пандемии COVID-19 на авиаперевозки в России (Ратников А.О., Гамидов А.М., 2021) [16] и (Измайлова Д.З. и др., 2022) [5].

Непосредственному исследованию особенностей развития Московского авиационного узла посвящено значительно меньше работ, среди которых можно выделить: исследование объемов авиаперевозок аэропортов Московского авиационного узла 1970-2004 гг. Федяшовой И.Г. (2006 г.) [25]; сопоставление зон тяготения пассажирских перевозок Москвы и Санкт-Петербурга Сорокина О.В. и Самбурова К.В. (2021 г.) [19]; социально-экономические последствия развития аэропортных сетей Кочневой А.В. и Котенко Е.Д. (2017) [7]; совершенствование системы управления аэропортом на примере Домодедово – работа Кирсанова С.А., Ферафонтовой М.В., Ванг Б. (2017). Наконец, следует упомянуть монографию Вакуленко С.П. и др., посвященную перспективам развития Московского транспортного узла, составной частью которого является авиационный узел (2020 г.) [14]. В этой работе кратко охарактеризована динамика грузоперевозок авиатранспортом Московского авиационного узла с 2009 по 2019 (доковидный) год. Рассмотрены лишь обобщенные показатели, а данные по отдельным аэропортам представлены в табличной форме без комментариев, при этом отсутствует дифференциация по видам грузов.

Таким образом, в научной литературе еще не представлено дифференцированного сравнительного анализа изменения объема грузоперевозок отдельных аэропортов Московского авиационного узла за период с 2014 по 2021 гг. в условиях меняющихся социально-экономических реалий, геополитических изменений, в связи с эпидемиологической ситуацией.

Общий объем авиаперевозок через Московский авиационный узел традиционно подразделяется на следующие три основные категории:

- авиаперевозки пассажиров,

- авиаперевозки грузов,

- авиаперевозки почты.

Первой особенностью динамики авиаперевозок в рассматриваемый период является то, что эти три основные категории перевозок имели различную, не совпадающую по категориям динамику. Так, по данным Федерального агентства воздушного транспорта [24], авиаперевозки пассажиров через Московский авиационный узел с 2014 года снизились, доля этого авиационного узла в общем объёме авиаперевозок по России уменьшилась; объёмы авиаперевозок грузов за этот период увеличились в 1,5 раза, а доля Мосоквского авиационного узла в общем объёме авиаперевозок грузов выросла; объёмы авиаперевозок почты за этот период увеличились, но не столь существенно, как объемы грузоперевозок и доля Московского авиационного узла в авиаперевозках почты за рассматриваемый период практически не изменилась.

Стоит отметить, что изменились не только объёмы авиаперевозок по пассажирам, грузам и почте, но и доля аэропортов в Мосоквском авиационном узле, и структура авиаперевозок через них.

Изменение объёмов и структуры авиаперевозок пассажиров в Московском авиационном узле

С 2014 по 2021 год в Московском авиационном узле произошло несколько падений и подъёмов по показателю перевозки авиапассажиров. Первое снижение произошло в 2016 году. Пассажиропоток уменьшился на 1,6 % по отношению к 2015 году. Наибольшее сокращение произошло в аэропорту Внуково, составившее 11,8 %. На втором месте был аэропорт Домодедово, где объёмы авиаперевозок сократились на 6,6 %. Единственный аэропорт показавший прирост – это аэропорт Шереметьево, прирост составил 7,6 %. Сокращение объёма авиаперевозок произошло по нескольким причинам. Во-первых: вводимые против России санкции, которые сказались на уменьшении международных авиаперевозок. Во-вторых: закрытие авиарейсов в Египет и Украину.

Рис. 1. Коммерческие авиаперевозки пассажиров через Московский авиационный узел, по данным Федерального агентства воздушного транспорта [24].

С 2017 по 2019 год наблюдается заметный прирост авиаперевозок в Московском авиационном узле, составивший 38,4 %. Объёмы авиаперевозок покрыли уменьшение пассажиропотока в 2016 году. В 2019 году Московский авиационный узел по объёмам авиаперевозок пассажиров достиг своего исторического максимума – 101 692 тыс. пассажиров [24]. Своего исторического максимума достигли аэропорты Шереметьево и Внуково. Аэропорт Шереметьево перевёз 49 439 тыс. пассажиров [24], аэропорт Внуково обслужил 24 002 тыс. пассажиров [24]. Наибольший прирост показал аэропорт Внуково, этот прирост составил 72,1 % по отношению к 2016 году. Прирост в аэропорту Шереметьево составил 46,9 %. Аэропорт Домодедово показал снижение пассажиропотока, составившее 0,9 %. Рост связан с улучшением экономической, политической ситуации и проведением в 2018 году в России чемпионата мира по футболу, что привело к увеличению числа иностранных туристов.

В 2020 году произошло резкое снижение пассажиропотока. Общее снижение в Московском авиационном узле составило 52,3 %. Это было рекордное снижение пассажиропотока (сравнимое только с падением пассажиропотока в 1990-х годах). Максимальное снижение авиаперевозок пришлось на аэропорт Шереметьево и составило 60,4 %. Во Внуково снижение достигло 47,6 %. Меньше всего пассажиропоток уменьшился в аэропорту Домодедово, где снижение составило 42 %. Такое резкое сокращение авиаперевозок связано с пандемией COVID-19, когда международное сообщение было полностью закрыто на несколько месяцев, а после снятия запретов на полёты следовали строгие противоэпидемиологические меры. Стоит отметить, что снятие ограничений на полёты произошло не во всех странах.

В 2021 году отмечен рост пассажиропотока в Московском авиационном узле, составивший 51,9 %. Наибольший прирост был в аэропорту Домодедово, составивший 56,5 %. На втором месте – аэропорт Шереметьево с приростом в 52,9 %. На третьем месте аэропорт Внуково, где прирост составил 43,2 %. Прирост можно объяснить ослаблением в России противоэпидемиологических мер, связанных с COVID-19, но пассажиропоток на международных направлениях большого прироста не дал, так как во многих зарубежных странах сохранялись строгие противоэпидемиологические меры.

В итоге с 2014 по 2021 год произошло падение пассажиропотока в Московском авиационном узле. Основной причиной падения стали запреты на международные полёты или строгие противоэпидемиологические меры как за границей, так и в России. Были незначительные падения пассажиропотока, но они не были столь критичны, и пассажиропоток быстро восстанавливался. Среди всех московских аэропортов аэропорт Домодедово постоянно имел тенденцию к снижению пассажиропотока в отличие от Шереметьево и Внуково.

Рис. 2. Доля аэропортов в Московского авиационного узла в авиаперевозке пассажиров (по расчетам авторов на основе источника [24]).

С 2014 по 2021 год доли аэропортов в структуре перевозок Московского авиационного узла постоянно менялись. В 2014 году наибольшая доля была у аэропорта Домодедово, она составляла 42,9 %. Доля аэропорта Домодедово снизилась с 42,9 % в 2014 году до 27,8 % в 2019 году. Доля аэропорта Шереметьево выросла с 40,6 % в 2014 году до 48,6 % в 2019 году. Доля аэропорта Внуково выросла с 16,5 % в 2014 году до 23,6 % в 2019 году. Рост доли аэропортов Шереметьево и Внуково связан с несколькими факторами.

Во-первых: строительство новых терминалов для обслуживания пассажиров. В 2012 году во Внуково открылся крупнейший в России воздушный терминал [9]. В 2018 году в аэропорту Шереметьево открылся новый терминал «В» [10]. В 2018 году в аэропорту Домодедово был введён в эксплуатацию терминал «Т 2.1» [11], но для пассажиров он так и не открылся.

Во-вторых: открытие в 2018 году в аэропорту Шереметьево нового топливозаправочного комплекса (ТЗК «АЭРО Шереметьево») мощностью 1,2 млн тонн топлива в год.

В-третьих: в 2018 году введен в эксплуатацию межтерминальный переход в аэропорту Шереметьево [10], соединяющий северный и южный терминальный комплексы.

В-четвёртых: введение в эксплуатацию в 2019 году новой взлётно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево [10], что повысило пропускную способность аэропорта.

В-пятых: в 2015 году перестала существовать на тот момент вторая по размерам авиакомпания в России «Трансаэро», чей пассажиропоток имел немалое значение для аэропорта Домодедово. Впоследствии часть самолётов авиакомпании «Трансаэро» перешли авиакомпании «Россия», которая летает из Шереметьево.

В 2020 и 2021 году в связи с COVID-19 доли аэропортов в Московском авиационном узле изменились. Доля аэропорта Шереметьево снизилась до 41,6 %, приблизившись к уровню 2014 года. Снижение доли Шереметьево связано с тем, что у Шереметьево была значительная международная сеть полётов, большая, чем у Домодедово и Внуково, которая в связи с пандемией сильно сократилась. Доля Домодедово немного выросла, достигнув 34 % в 2021 году, и вернулась к уровню 2017 года. Доля аэропорта Внуково увеличилась и достигла своего максимума в 25,9 % в 2020 году. В 2021 году доля Внуково составила 24,4 %.

Международный и внутренний пассажиропоток

Соотношение внутренних и международных авиаперевозок через Московский авиационный узел с 2014 по 2021 год претерпело значительные изменения [2]. В 2014 году международные пассажирские авиаперевозки преобладали над внутренними. На международных направлениях было перевезено 42 271 тыс. пассажиров, на внутренних 34 762 тыс. пассажиров [24].

Рис. 3 Структура авиаперевозок пассажиров через Московский авиационный узел, по данным Федерального агентства воздушного транспорта [24].

С 2015 по 2021 год международные пассажирские авиаперевозки по объему уступали внутренним [21]. С 2014 по 2016 год международные пассажирские авиаперевозки снижались. Это связано с экономической, политической ситуацией, с введением ряда санкций против России и закрытием авиасообщения с Украиной и Египтом. С 2017 по 2019 год отмечен рост международных пассажирских авиаперевозок. В 2019 году был достигнут максимум в международных пассажирских авиаперевозках через Московский авиационный узел, достигший 49 579 тыс. пассажиров [24]. Рост связан с улучшением экономической и политической обстановки и проведением в 2018 году чемпионата мира по футболу, когда в Россию через МАУ прибыло большое количество иностранных туристов, которые активно приезжали и в 2019 году.

С 2014 по 2019 год внутренние пассажирские авиаперевозки постоянно росли [20]. Рост связан с переориентированием на внутренние перелеты. В 2019 году через Московский авиационный узел было перевезено 52 113 тыс. пассажиров [24]. Прирост в 2019 году по отношению к 2014 году составил 49,9 %.

В 2020 году произошло резкое падение как внутренних, так и международных поездок. Из-за COVID-19 международные пассажирские авиаперевозки сократились больше, чем внутренние. Это связано с закрытием границ и строгими ограничительными мерами. Международные пассажирские авиаперевозки за год уменьшились на 75,8 %. Внутренние пассажирские авиаперевозки за год сократились на 52,3 %.

В 2021 году произошёл прирост международных поездок, составивший 46,5 %. Прирост был большим, но в абсолютных показателях международные пассажирские авиаперевозки через Московский авиационный узел не составили и половину объёма 2014 года. Причиной этого оставались либо закрытие границ ряда стран, либо строгие противоэпидемические меры.

Внутренние пассажирские авиаперевозки в 2021 году выросли на 53,6 %. В абсолютных показателях через Московский авиационный узел было перевезено 56 117 тыс. пассажиров [24]. Это рекордный показатель за весь выбранный период. Причиной этого стало переориентация пассажиропотока с международных полётов на внутренние, так как в России действовали более слабые противоэпидемические меры, нежели за границей.

В итоге с 2014 по 2021 год в структуре авиаперевозок через Московский авиационный узел произошло сокращение международных пассажирских авиаперевозок на 58,4 % и прирост на 61,4 % внутренних пассажирских авиаперевозок (таблица 1).

Таблица 1. Доля Московского авиационного узла от всех коммерческих авиаперевозок пассажиров из аэропортов России, составлено по данным [24].

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

%

48,8

48,7

47,7

47,4

46,6

46

37,4

40

Коммерческие перевозки по России – всего, чел.

157 754 515

159 324 590

159 597 375

186 764 113

206 596 814

220 891 207

129 562 814

184 041 226

Видно, что с 2014 по 2021 год доля Московского авиационного узла в общих авиаперевозках по России сокращалась [20]. Причиной этого, с одной стороны, является наращивание доли других аэропортов в России, но увеличение доли других аэропортов, в целом было не значительным. Этот процесс продолжался до 2019 года, когда доля Московского авиационного узла сокращалась, но не существенно – уменьшение доли с 2014 по 2021 год составило 2,8%. С другой стороны, сокращение доли Московского авиационного узла связано с резким падением международных пассажирских авиаперевозок из-за COVID-19. Стоит отметить, что именно в Московском авиационном узле доля международных пассажирских авиаперевозок из всех аэропортов России составляла значительную часть. В итоге доля МАУ в 2021 году упала на 6% по отношению к 2019 году.

Изменение объёмов и структуры авиаперевозок грузов в Московском авиационном узле

С 2014 по 2021 год в Московском авиационном узле в авиаперевозках грузов произошли два падения и два подъёма. Первый спад был в 2015 году. Снижение объёма авиаперевозок грузов составило 12,4 %. Наибольшее уменьшение объёма показал аэропорт Домодедово в 17,9 %. На втором месте оказался аэропорт Шереметьево с 9,9 %. Наименьшие снижение отмечено в аэропорту Внуково, составившее 1,3 %. Причиной снижение грузооборота стали экономические санкции, введённые против России и контрсанкции, введённые Россией. В санкции входило взаимное эмбарго ряда товаров, в результате произошло снижение грузооборота. В отличие от пассажиропотока, где люди с международных направлений переориентировались на внутренние направления, с грузами это не работает, что стало одной из причин падение грузооборота на год раньше, нежели падение пассажиропотока.

Рис. 4. Коммерческие авиаперевозки грузов через Московский авиационный узел, по данным Федерального агентства воздушного транспорта [24].

С 2015 по 2018 год был отмечен рост грузооборота через Московский авиационный узел, составивший 41,3 %. Наибольший прирост отмечен в аэропорту Шереметьево – 73,3%. В аэропорту Внуково прирост составил 70,6%. Аэропорт Домодедово, как и в пассажиропотоке, показал отрицательные результаты. Уменьшение грузооборота составило 9,6%. Увеличение грузооборота с 2015 по 2018 год связано с несколькими причинами. За несколько лет произошла переориентация грузовых потоков. Всё больше людей заказывали товары по интернету, что сказалось на увеличении грузооборота.

С 2018 по 2020 год было зафиксировано падение грузооборота. Снижение грузооборота в 2020 году составило 14,4 % по отношению к 2018 году. Наибольшее уменьшение грузооборота было в аэропорту Домодедово, составившее 37,1 %. В аэропорту Внуково снижение составило 26,9 %. Наименьшее уменьшение грузооборота было в аэропорту Шереметьево, составившее 3 %. Сокращение грузооборота в 2019 году было меньше, чем в 2020 году.

У падений грузооборота в 2019 и 2020 году разные причины. Сокращение грузооборота в 2019 году связано с введением очередного пакета санкций против России, в результате произошло уменьшение товарооборота между странами Европы и Россией. Более резкое уменьшение грузооборота в 2020 году связано с пандемией COVID-19, так как произошло нарушение логистических цепочек из-за закрытия границ, введения ограничительных мер, приведшее к остановке многих производств. С одной стороны, было нечего доставлять, с другой стороны, из-за COVID-19 произошёл экономический кризис, приведший к снижению спроса на многие товары.

С 2020 по 2021 год отмечен значительный прирост грузопотока, составивший 28,5 % В 2021 году грузооборот составил 540 807 тонн [24] – это максимальный грузооборот с 2014 года. Наибольший прирост за год отмечен у аэропорта Шереметьево – 34,1% Далее идёт аэропорт Внуково с 25,3%. А замыкает список аэропорт Домодедово с приростом в 8%. Такой значительный прирост обусловлен несколькими факторами. Во-первых: ограничительные меры из-за COVID-19 грузовые перевозки затронули меньше, чем пассажирские, поэтому логистические цепочки восстановились быстрее в отличие от пассажирских авиаперевозок. Во-вторых: из-за противоэпидемиологических мер люди стали чаще пользоваться онлайн заказами, что привело к росту грузооборота.

С 2014 по 2021 год авиаперевозки грузов в Московском авиационном узле выросли. Прирост составил 36,2 % в 2021 году по отношению к 2014 году. Максимальный прирост, составивший 103,1 %, был у аэропорта Шереметьево. Прирост у аэропорта Внуково составил 54,2 %. В аэропорту Домодедово произошло снижение грузооборота на 49,6 %. Следует отметить, что в отличие от пассажиропотока в грузообороте произошёл рост. Грузовые перевозки раньше испытывают влияние экономических, политических и эпидемиологических факторов, чем пассажирские перевозки, но и восстанавливаются быстрее. Из-за пандемии не произошло такого резкого падения в грузоперевозках, как в авиаперевозке пассажиров. Грузооборот восстановил прежние показатели и даже их нарастил, а пассажиропоток не достиг прежних показателей.

Рис. 5. Доля аэропортов Московского авиационного узла в авиаперевозке грузов (по расчетам авторов на основе источника [24]).

С 2014 по 2021 год доля аэропортов в структуре Московского авиационного узла существенно изменилась. Доля аэропорта Шереметьево возросла с 49,8 % в 2014 году до 74,1 % в 2021 году. Доля аэропорта Домодедово постоянно сокращалась, уменьшившись с 40,8 % в 2014 году до 15,1 % в 2021 году. Доля Внуково за выбранный период изменялась не сильно, в 2014 году она была 9,4 %, к 2018 году она выросла до 12,7 %, а к 2021 году упала до 10,6 %.

Значительный рост доли аэропорта Шереметьево связан с развитием карго-инфраструктуры. В 2017 году был открыт новый грузовой терминал компании «Москва-Карго» [28], а в 2019 году заработала новая взлётно-посадочная полоса [10]. Развитие инфраструктуры позволило аэропорту Шереметьево обрабатывать большее количество грузов. Это привело к росту грузооборота, уходу части обрабатываемых грузов из аэропорта Домодедово в аэропорт Шереметьево. Стоит отметить, что аэропорт Шереметьево расположен в непосредственной близости от двух федеральных трасс М-10 «Россия» и М-11 «Нева», соединяющих Москву и Санкт-Петербург. Аэропорт Домодедово расположен в конце тупиковый трассы А-105, по которой до МКАД ехать 22 км, удобных скоростных съездов на федеральные трассы с А105 нет. Есть ряд второстепенных трасс соединяющих А-105 с М-4 «Дон» и ЦКАД, но они не удобны. Все эти факторы привели к росту доли Шереметьево и уменьшению доли Домодедово в МАУ.

Рис. 6. Структура авиаперевозок грузов через Московский авиационный узел, по данным Федерального агентства воздушного транспорта [24].

В целом можно отметить следующие основные изменения в перевозке грузов, связанных с экономическими, политическими и эпидемиологическими факторами.

С 2014 по 2015 год международные грузоперевозки сократились на 10,3 %, а внутренние на 14,9 %. Сокращение международных грузоперевозок произошло из-за экономических санкций против России.

С 2015 по 2018 год международные грузовые авиаперевозки показали прирост в 65,2 %, внутренние авиаперевозки увеличились на 41,3 %. Международные грузовые авиаперевозки показали больший прирост, чем внутренние авиаперевозки. Увеличение грузоперевозок связано с улучшением экономической ситуации.

С 2018 по 2020 год произошёл спад международных и внутренних авиаперевозок грузов. Международный грузооборот с 2018 по 2020 год сократился на 19,8 %, внутренний уменьшился на 3,5 %. Международные авиаперевозки грузов сильнее пострадали от санкций в 2019 году и от последствий пандемии COVID-19 в 2020 году, чем внутренние авиаперевозки. Снижение грузооборота на международных и внутренних авиаперевозках в 2019 году было меньше, чем в 2020 году.

В 2021 году отмечен прирост международных грузовых авиаперевозок на 33 %, прирост внутренних грузовых авиаперевозок на 20,8 %. Международный грузооборот вырос 1,6 раза по сравнению с внутренним грузооборотом. Закрытие границ, ограничительные меры из-за COVID-19 способствовали к увеличению заказа импортных товаров через интернет, и в результате к росту международного грузооборота.

В итоге с 2014 по 2021 год международные грузовые авиаперевозки выросли 58,3 %, а внутренние грузовые авиаперевозки увеличились на 8,5 %. Доля международных грузовых авиаперевозок выросла в общей структуре авиаперевозок через Московский авиационный узел. Больший прирост международных грузоперевозок связан с увеличением заказов импортных товаров через интернет (таблица 2).

Таблица 2. Доля Московского авиационного узла от всех коммерческих авиаперевозок грузов из аэропортов России (по расчетам авторов на основе источника [24]).

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

%

51,4

51,2

54

57,2

64,1

63,4

61,4

63,9

Коммерческие перевозки по России – всего, тонн

773 378

679 622

730 625

831 071

767 095

764 606

685 160

845 953

С 2014 года доля Московского авиационного узла от всех аэропортов России выросла с 51,4% в 2014 году до 63,9% [13; 23]. Произошла ещё большая централизация этого узла по сравнению с другими аэропортами России в авиаперевозках грузов. Город Москва самый развитый субъект Российской Федерации в нём рост интернет-заказов больше, чем в других регионах. Этот фактор сказался на увеличении доли МАУ в авиаперевозках грузов.

Изменение объёмов и структуры авиаперевозок почты в Московском авиационном узле

Как в авиаперевозке пассажиров, авиаперевозке грузов, так и в авиаперевозке почты произошли два подъёма и два спада. Первый спад произошёл в 2015 году, он составивл 16,3 % по отношению к 2014 году. Максимальное снижение объёма авиаперевозок почты произошло в аэропорту Внуково, составившее 41,4 %. Падение в 23 % произошло в аэропорту Домодедово. Аэропорт Шереметьево показал небольшой прирост в 3,4 %. Причиной уменьшения объёмов авиаперевозок почты стали санкции, введённые против России.

Рис. 7. Коммерческие авиаперевозки почты через Московский авиационный узел, по данным Федерального агентства воздушного транспорта [24].

С 2015 по 2019 год произошёл рост с небольшим снижением в 0,7 % в 2018 году. Данное незначительное уменьшение не отмечено как спад, так как оно меньше процента и на общую картину не оказывает существенного влияния. Прирост с 2015 по 2019 год составил 88,4 %. Абсолютные показатели в почтовых авиаперевозках в 2019 году достигли 85 231 тонны [24] – это рекордный показатель за период с 2014 по 2021 год. Наибольший прирост был в аэропорту Внуково, составивший 175,5 %. На втором месте аэропорт Шереметьево с приростом в 138,8 %. Наименьший прирост у аэропорта Домодедово, составивший 9,9 %. На прирост влияли ряд факторов. Во-первых: санкции против России (но почтовых перевозок они коснулись меньше всего). Во-вторых: увеличилось число интернет-заказов. Часть интернет-заказов, где размер посылки небольшой, оформляется как почтовое отправление, что явилось причиной такого прироста почтовых авиаперевозок.

В 2020 году почтовые авиаперевозки снизились на 24,6 %. Снижение в аэропорту Шереметьево составило 39,2 %. В аэропорту Домодедово почтовые авиаперевозки снизились на 31,5 %. Аэропорт Внуково показал прирост в 34,5 %. Причиной уменьшения почтовых перевозок стали нарушения логистических цепочек из-за пандемии COVID-19 и снижение спроса на почтовые авиаперевозки из-за экономического кризиса, связанного с пандемией.

В 2021 году почтовые авиаперевозки выросли на 10,3 %. В аэропорту Шереметьево прирост составил 17,6 %. В аэропорту Внуково прирост составил 6,6 %. В аэропорту Домодедово прирост составил 0,2 %. Прирост связан с ослаблением противоэпидемиологических мер в некоторых странах и в России, что привело к восстановлению логистических цепочек и повышению спроса на почтовые перевозки. Восстановления до уровня 2019 года не произошло.

В целом с 2014 по 2021 год произошёл прирост почтовых авиаперевозок на 31,1 %. Наибольший прирост у аэропорта Внуково, составивший 131,4 %. На втором месте аэропорт Шереметьево с приростом в 76,6 %. В аэропорту Домодедово произошло уменьшение почтовых авиаперевозок на 41,9 %. Максимум почтовых авиаперевозок зафиксирован в 2019 году.

Рис. 8. Доля аэропортов Московского авиационного узла в перевозке почты (по расчетам авторов на основе источника [24]).

С 2014 по 2021 год в МАУ произошли изменения в долях аэропортов в перевозке почты. Аэропорт Шереметьево увеличивал свою долю с 2014 по 2019 год с 37,1 % по 58,1 %. С 2019 по 2020 год доля Шереметьево снизилась с 58,1 % до 46,9 %. Доля аэропорта Шереметьево с 2014 по 2021 год выросла с 37,1 % до 50 %. Рост у аэропорта Шереметьево связан с развитием инфраструктуры.

У аэропорта Домодедово с 2014 по 2021 год доля сократилась с 46,1 % до 20,4 %. Причиной снижения доли стало отсутствие существенного развития инфраструктуры аэропорта Домодедово.

У аэропорта Внуково с 2014 по 2019 год доля то увеличивалась, то уменьшалась. Доля Внуково изменялась от 11,7 % в 2014 году до 17,6 % в 2018 году. В 2020 году его доля резко выросла до 30,6 %. В 2021 году доля составила 29,6 %. Одной из причин прироста доли Внуково стало то, что стоимость почтовых услуг в аэропорту Внуково по ряду параметров ниже, чем в Шереметьево и Домодедово. Из-за пандемии случился экономический кризис, и стоимость услуг стала иметь большее значение.

С 2014 по 2021 год доля Шереметьево в авиаперевозке почты выросла. Доля аэропорта Внуково также выросла, особенно существенно в 2020 году. Доля аэропорта Домодедово постоянно сокращалась. В почтовых авиаперевозках в 2020 и 2021 году доля Внуково стала больше, чем доля Домодедово.

Рис. 9. Структура авиаперевозок почты через Московский авиационный узел, по данным Федерального агентства воздушного транспорта [24].

В структуре авиаперевозок почты по направлениям также произошли разнонаправленные изменения. С 2014 по 2016 год в Московском авиационном узле преобладали внутренние авиаперевозки почты. В 2015 году международные почтовые авиаперевозки сократились на 18,4 %, а внутренние уменьшились на 14,6 %. С 2015 по 2019 год международные авиаперевозки показали прирост в 138,6 %. В 2017 году международные авиаперевозки почты стали преобладать над внутренними. Внутренние авиаперевозки почты с 2015 по 2017 год выросли, в 2018 году они сократились, в 2019 году показали прирост. С 2015 по 2019 год внутренние авиаперевозки почты увеличились. Прирост составил 50,9 %.

В 2020 году произошло падение авиаперевозок почты. Международные авиаперевозки почты сократились на 31,3 %, внутренние уменьшились на 16,8 %. Международные почтовые авиаперевозки сократились сильнее, чем внутренние, так как часть зарубежных стран было закрыто из-за пандемии COVID-19. Логистические цепочки между Россией и зарубежными странами нарушились сильнее. В 2020 году внутренние почтовые авиаперевозки преобладали над международными, хотя и не значительно.

В 2021 году произошёл прирост в международных авиаперевозках почты. Прирост составил 21, 2%. Внутренние авиаперевозки почты сократились, как и 2020 году, но меньше, на 0,3 %. В 2021 году вновь международные почтовые авиаперевозки преобладали над внутренними.

В итоге с 2014 по 2021 год международные авиаперевозки почты выросли на 62,2 %. Пик международных почтовых авиаперевозок пришёлся на 2019 год и составил 46 158 тонн [24]. Внутренние авиаперевозки с 2014 по 2021 увеличились на 6,8 %, максимум внутренних авиаперевозок почты пришёлся на 2019 год и составил 39 073 тонны.

Доля МАУ в общем объёме почтовых авиаперевозок с 2014 по 2018 год увеличилась с 50,2 до 52,6 % [13; 24].

Заключение

C 2014 по 2021 год пассажиропоток в Московском авиационном узле уменьшился. Наблюдалось снижение пассажиропотока в 2015 году из-за санкций, наложенных на Россию и закрытия перелётов в Египет и Украину. Резкое снижение произошло в 2020 году, причиной которого стало закрытие границ и строгие противоэпидемиологические меры в мире и в России. В 2021 году произошёл рост, но показатели не смогли достичь объёмов 2014 года.

Доля аэропорта Шереметьево до 2019 года увеличивалась, а доля аэропорта Домодедово уменьшалась. В 2020 и 2021 году доля Шереметьево уменьшилась, а доля Домодедово увеличилась. Доля аэропорта Внуково росла с 2014 по 2020 год, немного сократилась в 2021 году. Основной причиной роста доли Шереметьево и Внуково стало развитие инфраструктуры в них. В Домодедово существенного развития инфраструктуры не происходило.

Международные авиаперевозки с 2014 по 2021 год сократились, до 2019 года был рост с небольшими падениями, причиной которых были санкции против России и закрытие перелётов в Египет и Украину. В 2020 году произошло резкое падение международных перевозок из-за COVID-19.

Внутренние авиаперевозки с 2014 по 2021 год постоянно росли, достигнув своего максимума в 2021 году. В 2020 году произошло их значительное уменьшение из-за пандемии COVID-19.

Международные авиаперевозки пассажиров преобладали над внутренними только в 2014 году. С 2015 года внутренние авиаперевозки пассажиров преобладали над международными. С 2020 года доля внутренних авиаперевозок резко возросла над международными из-за закрытия границ и строгих противоэпидемиологических мер, связанных с COVID-19.

Грузовые авиаперевозки за выбранный промежуток времени выросли и достигли своего максимума в 2021 года. Основные уменьшения грузооборота с 2014 по 2021 год произошли в 2015 и 2020 году. В 2015 году основной причиной стали экономические санкции против России, включавшие эмбарго на ряд товаров. Снижение грузооборота в 2020 году связано с пандемией COVID-19, повлекшее за собой нарушение логистических цепочек. В отличие от пассажирских авиаперевозок грузовые авиаперевозки восстановились быстро. Причиной этого стало то, что на грузовые авиаперевозки нет такого количества ограничений, связанных с COVID-19, и люди из-за пандемии стали больше заказывать товаров по интернету.

Доля аэропорта Шереметьево по грузовым перевозкам росла и достигла 74,3 % в 2021 году. Доля аэропорта Внуково оставалась на одном уровне. Доля аэропорта Домодедово сокращалась. Причиной роста доли аэропорта Шереметьево стало развитие его карго-инфраструктуры.

Международные грузовые авиаперевозки выросли с 2014 по 2021 год. Уменьшение грузооборота было в 2015 году из-за санкций против России и 2020 году из-за нарушения логистических цепочек из-за пандемии COVID-19. Причиной роста международных авиаперевозок стало увеличение интернет-заказов, связанных с развитием онлайн-торговли.

Внутренние авиаперевозки с 2014 по 2021 год изменились не сильно, показав небольшой прирост. За весь период международные авиаперевозки грузов преобладали над внутренними с увеличением доли международных над внутренними.

Объёмы авиаперевозок почты с 2014 по 2021 год выросли, максимум достигнут в 2019 году. Рост авиаперевозок почты связан с увеличением интернет-заказов, так как часть товаров отправляют почтой.

Доля аэропорта Шереметьево неуклонно росла до 2019 года, в 2020 и 2021 году доля снизилась. Доля аэропорта Внуково увеличивалась с 2014 по 2020 год, в 2021 году немного уменьшившись. Доля аэропорта Внуково сильно поднялась в 2020 году, что связано с более низкими ценами на обслуживание почты. Доля аэропорта Домодедово всё время сокращалась и 2020 году стала меньше, чем доля аэропорта Внуково.

Международные авиаперевозки почты выросли с 2014 по 2021 год, максимум авиаперевозок почты пришёлся на 2019 год. В 2015 году было небольшое падение, связанное с санкциями против России. В 2020 году произошёл приличный спад, связанный с нарушением логистических цепочек из-за пандемии COVID-19. В 2021 году международные почтовые авиаперевозки показали прирост, но максимума 2019 года не достигли.

Внутренние почтовые авиаперевозки не показали такого прироста как международные с 2014 по 2021 год. Стоит отметить, что с 2017 года международные авиаперевозки преобладали над внутренними, кроме небольшого преобладания внутренних над международными в 2020 году.

Вместе с тем при анализе развития Московского авиационного узла следует отметить, что в московском регионе действует еще один достаточно крупный аэропорт – аэропорт «Жуковский» (Раменское), расположенный в городе Жуковский Московской области в 36 км от центра Москвы. Аэропорт использует взлетно-посадочную полосу Лётно-исследовательского института имени М. Громова и способен принимать любые типы воздушных судов.

Рейсы из Жуковского выполняются с 2016 года, основными направлениями являются столицы и крупные города стран бывшего СССР (Казахстан, Киргызстан, Беларусь, Таджикистан и др.), выполняются полеты в Китай, а также в некоторые российские города. Пассажиропоток пока относительно невелик – около миллиона пассажиров в год, однако потенциальные возможности этого аэропорта значительно выше. Выполняются грузовые и почтовые перевозки [4]. Однако официально Жуковский выведен из списка аэропортов Московского авиационного узла.

Решение это следует считать довольно искусственным. Несомненно, аэропорт Жуковский по территориальному расположению, по целям прилетов пассажиров и перевозок грузов является естественной составляющей частью структуры Московского авиационного узла. Его перспективное развитие в состоянии повлиять на структуру пассажиропотока и грузопотоков Московского авиационного узла в целом, может сказаться на изменении специализации московских аэропортов в среднесрочной перспективе.

Считается, что принятое решение об отдельном статусе Жуковского сможет привлечь те авиакомпании, которые хотели бы летать в Москву, но не имеют на это коммерческих прав. Однако практика показывает, что современный статус не слишком привлекателен для авиакомпаний, и развитие Жуковского не идет намеченными темпами. Формальное исключение аэропорта Жуковский из состава Московского авиационного узла также фактически ведет к искажению статистического анализа имеющегося потенциала авиационных возможностей столичного центра и их использования.

=Перспективы развития авиаперевозок Московского авиационного узла следует рассматривать в контексте Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Правительством Российской Федерации от Распоряжением от 27 ноября 2021 г. [22] с учетом новых социально-экономических и геополитических реалий, влияние которых еще подлежит осмыслению. Думается, что в перспективе подмосковный аэропорт Жуковский должен войти в состав аэропортов Московского авиационного узла с его специфической ролью обеспечения транспортных потоков со странами ближнего зарубежья и транзитных авиаперевозок, минуя Москву.

Библиография
1.
Богданова В.Е. Роль пассажирских авиаперевозок в развитии экономики России /В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук. Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 436-439.
2.
Гайноченко Т.М. Аэропорты России: состояние и перспективы развития // Вестник транспорта. 2009. № 1. С. 24–32.
3.
Груенко И.С. Аналитика по проблемам внутрироссийских пассажирских авиаперевозок и возможные пути разрешения проблем отрасли //Бизнес: Экономика, маркетинг, менеджмент. 2008. № 2. С. 2-11.
4.
Жуковский не стал московским аэропортом. – URL: http://www.ato.ru/content/zhukovskiy-ne-stal-moskovskim-aeroportom (Дата обращения 16 июня 2022 г.)
5.
Измайлова Д.З., Лужевская А.А., Яканина П.Е. О влиянии эпидемии коронавирусной инфекции на пассажирские авиаперевозки в РФ // В сборнике: Достижения современной науки и образования. Материалы VIII международной междисциплинарной конференции. Таганрог, 2022. С. 31-34.
6.
Кирсанов С.А., Ферафонтова М.В., Ванг Б. Совершенствование системы управления в сфере услуг на примере аэропорта Домодедово //Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2017. № 3 (21). С. 42-52.
7.
Кочнева А.В., Котенко Е.Д. Сциально-экономические последствия развития аэропортных сетей (на примере Московского транспортного узла) /В книге: Территориальные исследования: цели, результаты и перспективы. Тезисы IX Всероссийской научной конференции молодых ученых. Под редакцией Е.Я. Фрисмана. 2017. С. 64-66.
8.
Кравцов С.В. Авиаперевозки как важнейшая составляющая инфраструктурного развития России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2021. № 3 (75). С. 105-113.
9.
Международный аэропорт Внуково имени А. Н. Туполева [электронный ресурс] / https://www.dme.ru/?idsection=12138 (дата обращения: 20.05.2022)
10.
Международный аэропорт Шереметьево имени А. С. Пушкина [электронный ресурс] / https://www.svo.aero/ru/main (дата обращения: 18.05.2022)
11.
Международный аэропорт Домодедово имени М. В. Ломоносова [электронный ресурс] / https://www.vnukovo.ru/ (дата обращения: 20.05.2022)
12.
Мжельская И.В. Значение крупных региональных аэропортов-хабов в развитии мирового и российского рынков транспортных логистических услуг //В сборнике: Современная мировая экономика: вызовы и реальность. Материалы III Международной научно-практической конференции. Донецк, 2020. С. 126-129.
13.
Министерство транспорта Российской Федерации [электронный ресурс] / https://mintrans.gov.ru/ministry/results/180/documents (дата обращения: 12.05.2022)
14.
Московский транспортный узел: перспективы развития / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Д. Ю. Роменский [и др.] ; Российский университет транспорта (МИИТ). – М. : Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2020. – 208 с.
15.
Николишвили Д.З. Международный рынок авиаперевозок в глобальной экономической системе // Информация и инновации. 2022. Т. 17. № 1. С. 38-43.
16.
Ратников А.О., Гамидов А.М. Анализ влияния пандемии на сферу авиаперевозок в России //Трибуна ученого. 2021. № 1. С. 172-176.
17.
Рублев В.В. Перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в рамках евразийского экономического союза в условиях макроэкономической нестабильности //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 4 (186). С. 18-37.
18.
Савельева Ю.В. Российский рынок пассажирских авиаперевозок в условиях экономической нестабильности //В сборнике: Дружба без границ: миф или реальность. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 508-510
19.
Сорокин О.В., Самбуров К.В. Зоны тяготения пассажирских перевозок Москвы и Санкт-Петербурга //Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2021. № 6. С. 135-147.
20.
Тархов С.А. Изменение авиатранспортной связности городов России в 1990–2015 гг. // Известия РАН. Серия географическая. 2018. №2. С. 5–26.
21.
Тархов С.А. Транспортная освоенность территории // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2018. № 2. С. 3–9.
22.
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. - – URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (Дата обращения 16 июня 2022 г.).
23.
Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] / https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 12.05.2022)
24.
Федеральное агентство воздушного транспорта [электронный ресурс] / https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/ (дата обращения: 11.05.2022)
25.
Федяшова И.Г. Исследования объемов авиаперевозок аэропортов Московского авиационного узла 1970-2004 гг.//Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2006. № 106. С. 84-93.
26.
Холопов К.В., Соколова О.В., Ахтанина М.О. Состояние мирового и российского рынков международных грузовых авиаперевозок //Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 8. С. 64-76.
27.
Шелег Е.А. Анализ проблем рынка авиаперевозок России (2017-2018) /В сборнике: Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве. Сборник статей и тезисов научных докладов студентов и аспирантов по итогам научно-практической конференции. 2018. С. 326-336.
28.
Шереметьево Москва карго [электронный ресурс] / https://www.moscow-cargo.com/ (дата обращения: 15.05.2022)
References
1.
Bogdanova V.E. The role of passenger air transportation in the development of the Russian economy / In the collection: Actual problems of the humanities. Proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists. National Research Tomsk Polytechnic University. 2013. pp. 436-439.
2.
Gainochenko T.M. Airports of Russia: state and prospects of development // Bulletin of Transport. 2009. No. 1. pp. 24-32.
3.
Gruenko I.S. Analytics on the problems of domestic passenger air transportation and possible ways to solve the problems of the industry //Business: Economics, marketing, management. 2008. No. 2. pp. 2-11.
4.
Zhukovsky did not become a Moscow airport. – URL: http://www.ato.ru/content/zhukovskiy-ne-stal-moskovskim-aeroportom (Accessed June 16, 2022)
5.
Izmailova D.Z., Luzhevskaya A.A., Yakanina P.E. On the impact of the epidemic of coronavirus infection on passenger air transportation in the Russian Federation // In the collection: Achievements of modern science and education. Proceedings of the VIII International Interdisciplinary Conference. Taganrog, 2022. pp. 31-34.
6.
Kirsanov S.A., Ferafontova M.V., Wang B. Improving the management system in the service sector on the example of Domodedovo Airport //Information technologies and systems: management, economics, transport, law. 2017. No. 3 (21). pp. 42-52.
7.
Kochneva A.V., Kotenko E.D. Social and economic consequences of the development of airport networks (on the example of the Moscow transport hub) / In the book: Territorial research: goals, results and prospects. Theses of the IX All-Russian Scientific Conference of Young Scientists. Edited by E.J. Frisman. 2017. pp. 64-66.
8.
Kravtsov S.V. Air transportation as the most important component of the infrastructural development of Russia // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). 2021. No. 3 (75). pp. 105-113.
9.
A. N. Tupolev Vnukovo International Airport [electronic resource] / https://www.dme.ru/?idsection=12138 (accessed: 05/20/2022)
10.
Sheremetyevo International Airport named after A. S. Pushkin [electronic resource] / https://www.svo.aero/ru/main (accessed: 05/18/2022)
11.
Domodedovo International Airport named after M. V. Lomonosov [electronic resource] / https://www.vnukovo.ru / (accessed: 05/20/2022)
12.
Mzhelskaya I.V. The importance of large regional hub airports in the development of global and Russian transport logistics services markets //In the collection: Modern World Economy: Challenges and Reality. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. Donetsk, 2020. pp. 126-129.
13.
Ministry of Transport of the Russian Federation [electronic resource] / https://mintrans.gov.ru/ministry/results/180/documents (accessed: 12.05.2022)
14.
Moscow Transport Hub: prospects for development / S. P. Vakulenko, A.V. Kolin, D. Y. Romensky [et al.]; Russian University of Transport (MIIT). – M. : All–Russian Institute of Scientific and Technical Information of the Russian Academy of Sciences, 2020.-208 p.
15.
Nikolishvili D.Z. The international air transportation market in the global economic system // Information and innovations. 2022. Vol. 17. No. 1. pp. 38-43.
16.
Ratnikov A.O., Gamidov A.M. Analysis of the impact of the pandemic on the sphere of air transportation in Russia //The tribune of the scientist. 2021. No. 1. pp. 172-176.
17.
Rublev V.V. Prospects for the development of the passenger air transportation market within the framework of the Eurasian Economic Union in the context of macroeconomic instability //Bulletin of Samara State University of Economics. 2020. No. 4 (186). pp. 18-37.
18.
Savelyeva Yu.V. The Russian passenger air transportation market in conditions of economic instability //In the collection: Friendship without Borders: myth or reality. Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 508-510
19.
Sorokin O.V., Samburov K.V. Zones of gravity of passenger transportation in Moscow and St. Petersburg //Bulletin of the Moscow University. Series 5: Geography. 2021. No. 6. pp. 135-147.
20.
Tarkhov S.A. Change of air transport connectivity of Russian cities in 1990-2015. // Izvestiya RAS. The series is geographical. 2018. No.2. pp. 5-26.
21.
Tarkhov S.A. Transport development of the territory // Bulletin of the Moscow University. Series 5: Geography. 2018. No. 2. pp. 3-9.
22.
Transport strategy of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period up to 2035. The Government of the Russian Federation. Order of November 27, 2021 No. 3363-R.-– URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (Accessed June 16, 2022).
23.
Federal State Statistics Service [electronic resource] / https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (accessed: 12.05.2022)
24.
Federal Air Transport Agency [electronic resource] / https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz / (accessed: 05/11/2022)
25.
Fedyashova I.G. Studies of the volume of air traffic at the airports of the Moscow Aviation Hub 1970-2004.//Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. 2006. No. 106. pp. 84-93.
26.
Kholopov K.V., Sokolova O.V., Akhtanina M.O. The state of the world and Russian markets of international air cargo transportation //Russian Foreign Economic Bulletin. 2019. No. 8. pp. 64-76.
27.
Sheleg E.A. Analysis of the problems of the Russian air transportation market (2017-2018) / In the collection: Business technologies in tourism and hospitality. Collection of articles and abstracts of scientific reports of students and postgraduates on the results of the scientific and practical conference. 2018. pp. 326-336.
28.
Sheremetyevo Moscow cargo [electronic resource] / https://www.moscow-cargo.com / (accessed: 05/15/2022)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. Cтатья посвящена анализу числовых данных об изменении объемов авиаперевозок и специализации сегментов Московского авиационного узла с 2014 по 2021 год. Содержание статьи соответствует заявленному заголовку.
Методология исследования. Автором проведен анализ авиаперевозок и специализации сегментов Московского авиационного узла с 2014 по 2021 год, в том числе с использованием графических объектов, что положительно характеризует рецензируемую статью.
Актуальность. Учитывая реализацию ряда программно-целевых инструментов по вопросам развития транспортной инфраструктуры, изучение вопросов, посвященных отдельным видам передвижения граждан и грузов, является актуальным. При это особую значимость представляет разработка рекомендаций по решению существующих проблем.
Научная новизна. Ознакомление со статьей позволяет сделать вывод о наличии отдельных элементов научной новизны, связанных с выявлением факторов, повлиявших на изменение отдельных показателей, характеризующих авиаперевозки и специализацию сегментов Московского авиационного узла с 2014 по 2021 год. Автору рекомендуется во вступительной части статьи указать, в чём состоится научная новизна данного исследования?
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения научный. Структура работы выстроена по нескольким смысловым блокам, однако она не включает разработку рекомендаций по решению выявленных проблем. Рекомендуется на основании проведенного анализа сформулировать перечень обоснованных проблем и рекомендаций по их решению, в т.ч. в части управления факторами, повлиявшими на изменение объемов авиаперевозок и специализации сегментов Московского авиационного узла с 2014 по 2021 год.
Несмотря на то, что автор ввел сокращённое наименование для Московского авиационного узла, далее в тексте используется периодически полный вариант. Рекомендуется прийти к единообразию в оформлении.
Библиография. Автор рассмотрен достаточно скудный набор источников: список литературы состоит из 10 источников, в числе которых только 3 являются изданиями периодической печати (2 – 2018 год издания Проблемы управления транспортными потоками достаточно подробно рассматривались в зарубежной литературе, в т.ч. отдельные аспекты даже нашли отражения в трудах Нобелевских лауреатов. В рамках расширения библиографической базы исследования рекомендуется увеличить число рассматриваемых источников, в том числе включив в неё: 1) актуальные публикации 2020-2022 гг. в отечественных и зарубежных научных изданиях; 2) нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемые вопросы (в т.ч. связанные с использованием программно-целевых инструментов управления развитием транспортной инфраструктуры в Российской Федерации).
Апелляция к оппонентам. В статье присутствуют ссылки на отдельные источники из списка литературы, при этом, как таковой, научной дискуссии не выявлено. Автору рекомендуется дополнить содержание статьи обсуждением полученных результатов с итогами исследований, проведенных другими учёными.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья представляет интерес для ограниченного круга читателей (интересующихся сегментом авиаперевозок в Московском авиационном узле). При этом, после устранения указанных в рецензии замечаний и проведения повторного рецензирования, может быть рекомендована к опубликованию. Учитывая огромное внимание научного и экспертного сообщества к достижению национальных целей, определенных Президентом Российской Федерации в Указе от 21.07.2022 года, включение в научную статью соответствующих блоков позволило бы расширить потенциальную читательскую аудиторию.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья посвящена исследованию изменения объемов авиаперевозок и специализации сегментов Московского авиационного узла в последние годы.
Методология исследования базируется на обобщении литературных источников по изучаемой теме, использовании статистических, историко-географических, проблемно-аналитических методов и системного подхода.
Актуальность статьи обусловлена значительной ролью авиационного транспорта в современном мире и недостаточным осмыслением специфики развития этого вида транспорта в России в начале ХХI в.
Научная новизна рецензируемого исследования, по мнению рецензента заключается в предложении автора интегрировать аэропорт Жуковский в работу Московского авиационного узла.
В статье структурно выделены разделы, посвященные изменению объёмов и структуры авиаперевозок пассажиров, международного и внутреннего пассажиропотока, авиаперевозок грузов и почты в Московском авиационном узле – их содержание соответствует наименованиям, основано на обработке доступной статистической информации о работе Московского авиационного узла с 2014 года по настоящее время. В статье показана высокая доля Московского авиационного узла: 51,4% – 63,9% от всех коммерческих авиаперевозок грузов из аэропортов России. Авторы отметили снижение пассажиропотока в 2015 г. из-за санкций, наложенных на Россию и закрытия перелётов в Египет и Украину, а также резкое сокращение перевозок в 2020 г. в связи с введением строгих противоэпидемиологических мер в мире и в России. Работа иллюстрирована 9 рисунками и 2 таблицами. В завершении излагаемого материала приведены Заключение и Библиография. При изложении материала выдержан научный стиль, принятый для журнальных статей. Библиографический список включает 28 источников – публикации отечественных научных журналах, интернет-ресурсы по теме статьи, а также утвержденные Правительством РФ материалы. В тексте имеются адресные ссылки на литературные источники, что подтверждает наличие апелляции к оппонентам.
Следует высказать некоторые замечания: начальная часть статьи не выделена в самостоятельны раздел, не озаглавлена как «Введение», хотя основные компоненты вводной части здесь имеются; приведенные в статье рисунки содержат ссылки на библиографические источники, из чего следует, что они отражают не результаты, полученные лично авторами рецензируемой статьи, а лишь воспроизводят ужу опубликованные сведения – представляется, что в таком случае достаточно просто дать правильно оформленные ссылки на первоисточники, чтобы читатели могли при необходимости ознакомиться с этими графиками.
Рецензируемый материал в целом соответствует направлению журнала «Теоретическая и прикладная экономика», подготовлен на актуальную тему, обладает элементами научной новизны и практической значимости, может вызвать интерес у читателей, может быть опубликован после некоторой доработки в соответствии с высказанными замечаниями.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.